Перейти к основному содержанию

01:37 23.08.2019

Прямой эфир от 30.05.2015 21:00. Протоиерей Дмитрий Смирнов и протоиерей Александр Березовский отвечают на вопросы радиослушателей.

02.07.2015 09:09:27

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/05/30/21-00.html

Почему День Святой Пятидесятницы мы называем днем рождения Церкви?

- Потому что апостольская община, которую создал Христос, еще не была Церковью, потому что Церковь – это бого-человеческий организм, продолжающий дело Христово на земле, и поэтому необходимо было участие самого Бога. Так как Господь вознесся на небеса, он говорил, чтобы вам было легче, я пошлю утешителя, и вот в День Пятидесятницы Дух Святой сошел на них, божественная благодать оплодотворила эту общину Святым Духом и она стала Церковью. Апостолы получили дары Святаго Духа. Дух Святой просвещает каждого человека, мы видим величайшую мудрость в посланиях апостолов, даже не знающих грамоты, а не только таких ученейших мужей, как апостол Павел.

- Но не каждого человека просвещает Дух Святый?

- Разумеется. Дух Святой приходит только в готовое место, если сам пожелает.

- Человек, идущий по пути смирения, приготовляет свою душу для Духа Святого?

- Безусловно. Человек, который не смиряется, он может в церковь ходить десятилетиями, и так ничего не понять, ни в христианстве, ни в духовной жизни… Он будет исключительно такой фарисей и исполнитель каких-то правил, может быть, каких-то очень важных и очень древних, но они не будут напитаны жизнью.

- А может ли человек без Божьей помощи стать смиренным?

- Нет, исключено, это свойство божества, как можно научиться божественному свойству, не имея ничего от божества? Возможна только форма – играть вот в эти игрушки. Когда ребеночек водит вот так самолетик «ж-ж-жжжжжж» - это пожалуйста, но это не самолетик. Также и люди, могут фарисействовать, сколько им нравится – это всё игрушки, совершенно далекие и от Бога, и от воли Божией, и от Священного Писания. Это такая же глупость, как «нельзя печатать записки поминальные на компьютере», какая разница?

- С чего человек должен начать разрушать свою гордость?

- С терпения, потому что с самого начала жизни у ребенка мы видим проявление гордости: «Есть – не хочу! Эти ботинки – не одену! Я шнуровать буду сам!», т.е. он стремится делать все наоборот, разве это не продукт гордости? Я представляю, если бы какой-нибудь львенок стал бы папе-льву такое заявлять, бедный тот львенок…

Можно ли мирянам проповедовать Евангелие?

- В принципе возможно, но этот мирянин должен быть подготовленным человеком – раз, а потом – нужно знать кому, поэтому у нас, например, студенты духовных училищ проповедуют на богослужении, и некоторые преподаватели. Возможно, просто не все миряне достаточно к этому подготовлены, поэтому могут немножко или «множко» исказить, поэтому прежде чем человека выпускать, он должен быть к этому подготовлен.

- А проповедовать среди своих родных, близких, друзей?

- В своей семье проповедовать можно, прежде всего, своей жизнью. Жизнь христианина должна быть христианской, тогда люди обязательно потянутся к этому человеку.

Вы как-то говорили, что человек, находящийся в заключении, может обращаться к благоразумному разбойнику, а как к нему обращаться, он святой? Молитвы у меня нет, как к нему обращаться, своими словами?

- Своими словами, ничего в этом плохого нет. Ведь, вы поймите, зависит-то не от слов, правильно они составлены или нет, длинная молитва или короткая, это дело совершенно постороннее. Это все равно, что вот я иду копать огород, какая разница, в какой рубахе я пойду это делать? Или в майке, или в футболке - не играет никакой роли. Вы это понимаете? Вот это очень важно понять. Мы как раз с этого начали разговор, потому что для большинства людей очень важно, какая рубаха, какого цвета, с рисунком или без, сколько должно быть на ней пуговиц  и так далее, это неважно. Важно сажать те корнеплоды, которые ты хочешь вырастить – вот что важно.

Я хотела спросить у Вас про сектантов, понимаете, они сейчас уже против православия.

- Да что Вы говорите! Вот новость-то! А когда они были «за»?

- Раньше про Христа говорили, а теперь они против православия! Это же вредность, я считаю, что их надо выгонять.

- Хорошо, а я при чем? Ну и выгоняйте. Уважаемые радиослушатели, если у вас есть вопрос – задавайте, а ваши идеи воплощайте сами, мы тут с о.Александром не при чем.

- Хочется присоединить к своему мнению как можно больше людей…

- Для этого надо дать свой телефон, адрес. А так что? Излила душу в эфире – что от этого изменилось?..

Перед причастием мы читаем такие слова «прежде примирися тя опечалившим», а если есть люди, тобой опечаленные, как в таком случае быть? Людей смущает, могу ли я причащаться, когда на меня есть обида?

- Это дело священника, человек приходит на исповедь и раскаивается, а священник сам думает – допускать или нет, твое дело – прийти на исповедь.

Верующие люди часто говорят «я одинок» или «я одинока», но ведь верующий человек не одинок, он с Богом. Если человек так говорит или так чувствует, может ли он считать себя верующим?

Он может себя считать хоть царем Соломоном, но это не соответствует истине. То, что человек считает, не всегда совпадает с тем, что есть на самом деле. А то, что он свидетельствует о своем одиночестве, правильно, это говорит о том, что он далек от Бога. Трудно себе представить, как это можно быть одиноким, когда вокруг столько нуждающихся в помощи и других одиноких, которых можно собрать, накормить, напоить, обогреть. Тот человек, который чувствует себя одиноким, ему нужно покаяться . Это изменение жизни с унылого одиночества на активную помощь одиноким – это и будет покаянием - перемена жизни на 180 градусов.

У нас молодая семья, живем с моими родителями, вроде бы всё неплохо, но жена очень хочет, чтобы мы отделились и уехали, родители против. Если уеду, будет непослушание родителям. Если же нет, не исключен развод. Как быть в такой ситуации?

- Не совсем понимаю, как можно, имея семью, быть в послушании родителям. Это есть прямое нарушение заповеди Господней, которая говорит: «Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину». Причем тут развод? Развод должен быть с папой и с мамой, а никак не с женой. С женой нужно налаживать жизнь. Что для человека важней, при условии, что он верующий – мнение мамы с папой или мнение Господа Бога? Бог – нам тоже отец. Как можно нарушить и заставлять жену жить с родителями?  Другое дело, когда нищета, безвыходное положение – есть один подвал, кругом бомбы летят, будем жить все вместе, потому что на улицу носа не высунешь…это придется пережидать, будем вместе жить год-два, это тяжелые обстоятельства, или вот война… А так, каждая семья должна строить свою жизнь, даже если у них под одной крышей вся жизнь - и бабушки, и дедушки, все живут вместе, всё равно эта семья автономна, она должна жить по своим законам, взрослые люди, старшее поколение могут давать советы при условии – если их этого совета спросили, а если их не спрашивают, они должны аккуратненько молчать.

- В любой семье, когда живет несколько поколений, всё равно кто-то за старшего во всей семье, ему подчиняются остальные…

- Нет, подчиняются – это неправильно, каждая семья автономна.

- Но почему в Средней Азии так почитают старших, причем все?

- Это очень правильно, и у нас так было, когда была бедность. Тогда все жили в одном доме, главой хозяйства был самый старший мужик, и он всем управлял, всё хозяйство в его руках – земля его, дом его. Но если ты выделяешься, строишь, отец даже в этом помогал, тебе давали какой-то надел, то ты начинал свою жизнь, никто не вмешивался, все это понимали. Да и никто бы не вмешивался, потому что когда старший сын женился, у папы с мамой только-только родился последний – 12-й или 16-й ребенок, какое там вмешиваться! Старший женился – и слава Богу, а сейчас носятся с ним как с писаной торбой, потому что он единственный. И лезут-лезут-лезут со своими советами.

Крещаются ли кровью убиенные в абортах невинные младенцы, принявшие мученическую смерть?

- В учении Церкви такого тезиса нет, мы не знаем. Ни один из святых отцов об этом не пишет, в силу того, что в святоотеческую эпоху такой мерзости не было, это были частные случаи, которые наказывались Церковью по церковным правилам как обычные убийства топором, ножом, позже – из ружья. Такого слова «аборт» не знали. Убил? – Убил. Церковь не различает аборт и убийство.

Во время причастия сначала причащают детей, потом мужчин, потом женщин, в одних храмах это соблюдается, в других нет. Вообще, какое это имеет значение?

- Вообще-то никакого, просто для удобства вначале причащают детей, потому что они менее терпеливы. А в идеале было бы так: сначала старики причащаются, потом старухи, потом мужчины, потом женщины, потом подростки, а потом младенцы. Так было бы идеально, каждый бы человек знал – придет время, я буду большой, тогда перейду в следующую категорию, это был бы такой воспитательный момент, а сейчас всё перемешалось, мужчин не так много в церкви, слава Богу, их стало намного больше, около 10% паствы.

- Порой это такой анти-воспитательный момент, когда дети, привыкшие идти всегда впереди, без зазрения совести обгоняют старушек с палочками и идут к причастию…

- Дело в том, что тут родители виноваты… Недавно мне рассказали такой случай. Мальчики и девочки – дети одного священнослужителя, играли в храме во время богослужения, бегали на клирос, смеялись, сторож сделал им замечание, вышел священнослужитель и стал на него орать. Он выполняет функцию отца, и вместо того, чтобы поблагодарить сторожа, дал бы ему премию к зарплате, а он вот так себя ведет, ну о чем тут говорить?! Мы приехали в такое время, когда люди вообще не понимают, что они делают.

Если человек ленив, на него может сойти благодать Святого Духа?

- Нет, среди святых лентяев не было. Бог любит труды. Более того, тружеников на ниве Христовой называют подвижниками, а кто такие подвижники? Это те, кто двигаются все время, понуждают себя.

Наблюдая за детьми с синдромом Дауна, замечаю, что в них есть что-то не от мира сего, они как будто настоящие блаженные и общаются с ангелами, что Вы скажете о таких особенных детях, зачем они здесь?

- Люди нуждаются в ангелах. Помню, сделали мы родительское собрание и там я читал родителям стихи одного мальчика из нашего прихода, у которого синдром Дауна, а потом спросил их: «Как вы думаете, кто даун – он или ваши дети?». Они поняли, о чем речь. Мальчик этот - хороший человек, не знает греха, а обычным детям купят вначале компьютер, а потом не знают, как их от этого отучить. Странные у нас родители, до сих пор не могу к ним привыкнуть…

Как Вы относитесь к рок-группам, которые поют песни на христианскую тематику?

- Рок как жанр искусства мне не близок, я не могу представить себя, слушающим рок. В этом я совсем не разбираюсь, совершенно не копенгаген. Я до слез люблю Шостаковича, Прокофьева, Мусоргского, даже последнее время некоторые произведения Чайковского стал любить. Немецкую музыку почти всю люблю, даже итальянскую оперу люблю, а рок-опера – это, мне кажется, очень простая вещь, это всё равно, что ездить на самокате.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+