09.06.2025 11:19:17

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2025/05/25/22-02
Н. Бульчук: - Дорогие наши слушатели, братья и сёстры, с большой радостью я приветствую сегодня нового автора: со мной беседует Григорий Ильич Пенкнович, журналист, автор документального фильма «Чудотворец из Рыльска». Григорий также работает экскурсоводом на Святой Земле. Премьера этого фильма «Чудотворец из Рыльска» прошла на первом канале нашего телевидения 30 марта 2025 года. По некоторым причинам мы о ней практически не знали. Но в интернете этот фильм можно найти. Фильм посвящен чудотворцу из Рыльска отцу Ипполиту Халину. Я видел разные книги о нём и брошюры в православных магазинах. Но так получилось, что не открывал пока. Видимо, Господь для чего-то судил нам с Григорием встретиться до этого. Отец Ипполит Халин, духовник многих людей, которых он окормлял, видимо, с особой любовью, потому что они и по кончине его не забывают, обращаются к нему со своими нуждами, молитвами и просьбами и сохраняют эту память. Один из наших авторов сказал, что вечная память, которую мы поем обычно на могиле или во время панихиды, по-человечески ничего не стоит, потому что мы люди и с нами эта память все равно умрет. Эта вечная память относится к Богу, Который есть Живот, Воскресение и покой, и Он вечен, и память у Него об усопших наших также вечна.
Г. Пенкнович: - Старец Ипполит – уникальное явление в истории русской святости конца XX – начала XXI века и вообще в истории православия. Простой человек, некнижный, крестьянский сын родился 18 апреля 1928 года в поселке Субботино Солнцевского района Курской области. Интересно, что в 20 километрах от поселка есть деревня Мошнино – предполагаемая родина Прохора Мошнина, будущего батюшки Серафима Саровского. Они земляки, конечно, жили в разное время, в разные века, но дух, общий дух их объединял, а не только курский говор. Они оба говорили «Серахфим», «Ахфон» – это внешне их объединяло, и эта близость географическая двух населенных пунктов, но это, конечно, не главное. Не случайно батюшку Ипполита называют Серафим Саровский XX или XXI века. От юности он возлюбил Христа. Не будем забывать, что такое были 20-е годы, когда он пришёл в этот мир. Время воинствующего безбожия, когда невозможно было приобрести свободно даже Священное писание, Библию, не только другую духовную литературу. За это следовали репрессии... Быть верующим тогда – это был настоящий исповеднический подвиг. И мы, люди XXI века, россияне, не должны забывать подвига новомучеников российских, которые проливали кровь, исповедуя Христа перед лицом безбожных коммунистов-большевиков. И вот Сергей Халин, юный житель посёлка Субботино, под кроватью имел чемодан с духовной литературой, как он рассказывал мне позже. И одна из любимых его книг из Ветхого Завета была книга «Премудрости Иисуса сына Сирахова». По батюшкиному благословению я в свое время неоднократно внимательно изучил эту книгу. Такой еврейский мудрец, о котором мы ничего не знаем, Иисус, Иешуа, так на иврите звали нашего Спасителя, и вот этого человека, сына Сираха. Это протохристианская литература, то есть времен христианства до пришествия Христа. Иудейские писания готовили пришествие Спасителя. Сколько любви и мудрости в этой книге. И эти книги воспитывали характер будущего русского старца, воспитывали его в любви к ближнему, в святом терпении. Он был самоучкой, Сам Господь образовывал его, вдохновлял, вразумлял, умудрял его. Конечно, был некий проитерей Михаил Халин, его дядя, который в соседнем селе служил, и с младых ногтей Сережа Халин впитал любовь к божественной Литургии, потому что прислуживал в алтаре. Трое старших братьев погибли на фронте, 8 детей было в семье. Он самый младший, естественно, поэтому не был призван. Остался единственным кормильцем в семье, и 7 километров ежедневно с ведром молока он ходил на станцию железнодорожную, чтобы продавать его. Представьте, маленький мальчик стал единственным кормильцем в семье. Позже батюшка Ипполит мне объяснял, что никогда не научишься молиться, если прежде не научишься трудиться. Любовь к труду вместе с любовью ко Христу с детства была привита этому человеку. По окончании Второй мировой войны Сергей был рабочим по ремонту шоссейных дорог, закончил училище - ФЗУ, три года служил в армии, был командиром отделения зенитных пулеметчиков. Он вспоминал, что лежа на кровати после отбоя, он закрывался одеялом и читал «Отче наш». Понимаете, такая любовь ко Христу!? Благодать Божья тогда касается человеческого сердца… позже батюшка Ипполит говорил, нужно так научиться молиться, чтобы стремиться на молитву, как на свидание с девушкой, с любимой. Такая у нас и должна быть тяга к молитве, и такая молитва. Когда ты с любимым человеком общаешься, ты же искренние слова говоришь, ты же ни книжку не открываешь некую умную, ни по книжке читаешь, а слова как бы льются из твоего любящего сердца. Вот так нужно общаться с Небесным Отцом.
Н. Бульчук: - А мы как оброк часто это воспринимаем, тяжёлый долг, ленимся, устаём, сокращаем.
Г. Пенкнович: - Дело даже не в сокращении, а в том, что это должно быть именно искреннее сердечное стремление.
Н. Бульчук: - У Силуана Афонского есть труд «Скучает моя душа о Господе».
Г. Пенкнович: - Мы обязательно должны с вами вспомнить и преподобного Силуана, это не случайно, сейчас вы о нём заговорили. Заканчивается армия, Сергею Халину исполняется 28. Наконец, он принимает решение уйти из этого мира. Он участвовал и в школьной самодеятельности, и ходил в Субботино и в клуб, пел песни. Отец его был очень весёлый человек, гармонист. Его чувство юмора передалось будущему старцу. Он жил жизнью обычного человека, молодого, отличался от своих односельчан, наверное, только особенным смирением с юности и особой любовью к Господу. В возрасте 28 лет Сергей приходит в соседнюю Сумскую область Украины в знаменитую Глинскую пустынь. Хочу сразу сказать, что практически все духовники Сергея Халина уже прославлены нашей Церковью в лике святых. Молодой послушник соприкоснулся с живой старческой традицией. Представляете, безбожные годы, да? И при этом ещё открытая Глинская пустынь. Преподобный Серафим Амелин, преподобный Серафим Романцов и преподобный Андроник Лукаш, самый близкий последний отцу Ипполиту человек. Маленького роста, благостный, добрый старец, которого всегда осаждали паломники, обращаясь за советом, с просьбой помолиться, самыми тяжёлыми недугами души и тела, понимал всех. Такое свойство быть «всечеловеком». Из Священного Писания мы знаем такое странное, парадоксальное понятие – «всечеловек». Это тот, кто, будучи земнородным, из плоти и крови, обычным, принимает в себя и как-то совмещает в себе все связи этого мира. Всё, что существует здесь, в этом времени и пространстве на Земле, ему понятно. Он всё это может объяснить. Он принимает любую душу, в каком бы искажённом состоянии эта душа к нему не обратилась. Вот что такое «всечеловек» – вселенский масштаб. И я не побоюсь такого слова. Вселенский масштаб личности отца Ипполита с каждым годом все яснее и ярче будет открываться. Батюшка – достояние не только Русской Церкви, нашего великого русского народа, но и всего вселенского православия, христианства.
Н. Бульчук: - «Пре-подобный», подобный Богу, и относится к нашим старцам. Мы часто забываем о том, что это означает «преподобный», что такое подобие человека Богу.
Г. Пенкнович: - Смысл христианской жизни, о котором говорит преподобный батюшка Серафим Саровский, заключается в том, чтобы именно отобразился в моей душе Господь Иисус, чтобы моя душа просияла тем самым Фаворским светом. Я сопровождаю паломников в Иерусалим, в Израиль уже больше 15 лет. На горе Фавор обязательно вспоминается беседа о цели христианской жизни батюшки Серафима. В чем она? В том, чтобы здесь на земле хотя бы стремиться стать гражданином небесного Иерусалима, просиять тем же самым светом, для чего Господь и просиял на Фаворе, чтобы лично я в этом смертном теле просиял тем же светом, которым просиял Господь Иисус. Нетварный свет напрямую касается земного пути старца Ипполита. Итак, в Глинской пустыни, еще не будучи монахом, послушник Сергей заболел смертельно крупозным воспалением легких, и старец Андроник Лукаш затворился с ним на три дня в келье и вымолил его, болезнь отступила. Сергей Халин жил в одной келье с будущим старцем, магистром богословия, знаменитым схиархимандритом Иоанном Масловым. Воспоминаниями о старце батюшка делился со мной. Старец очень болезненный, у него были головные боли, а батюшка делал ему примочки. Эти люди – такие всё жемчужины драгоценные, люди, которые соприкасались друг с другом, жили в одно время. После того, как по воле Никиты Сергеевича Хрущева большинство монастырей в СССР были закрыты, в том числе и Глинская пустынь, Сергей Халин перешел в не менее известный Псково-Печерский монастырь, где был пострижен в честь святого священномучника Ипполита Римского, стал иеродиаконом, позже иеромонахом. Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался. Вы знаете, какая глубокая и давняя старческая традиция была в этой обители. Отец Ипполит общался с замечательными подвижниками – иеросхимонахом Самсоном Сиверсом, архимандритом Иоанном Крестьянкиным, архимандритом Адрианом Кирсановым. По словам отца Ипполита, самым великим подвижником, с которым ему приходилось соприкасаться там, был ныне канонизированный преподобный Симеон Желнин. И святой Симеон предсказал молодому иеромонаху Ипполиту его будущее игуменство. И, как рассказывал мне старец, однажды он видел Симеона Желнина в Фаворском свете. Он видел, как Симеон выходит через разлом в монастырской стене и находится в огненном столпе. Я вспоминаю книгу, посвящённую преподобному Симеону Желнину, где он говорит, какие в Псково-Печерском монастыре при нём жили люди! Были среди них настоящие постники, подвижники, молитвенники, а есть такие, «у кого сплошная любовь» ко всем людям. Это можно по справедливости отнести к тогда ещё молодому иеромонаху Ипполиту. Сплошная любовь к каждому человеку! Ещё в те годы молодой иеромонах Ипполит застал в Псково-Печерской обители чудесного благостного старца, иеросхимонаха Михаила Петкевича, последнего валаамского старца, который доживал свои земные дни именно там. Иеросхимонах Михаил взял на себя подвиг ежедневного совершения божественной Литургии. Несколько десятилетий он постоянно совершал у себя в келье божественную службу, и исповедовались они друг другу. Проходят годы, 1966 год наступает. Хрущева уже нет, но советская власть, конечно, не изменила своего отношения к Церкви. Она по-прежнему была гонима, унижаема, контролируема во всём и всегда. Сейчас молодёжь не знает, что такое «уполномоченный по делам религии». Сейчас кого-нибудь спроси, даже молодого верующего человека, он скажет, а как это? А это «государево око» в Церкви. При правительстве советском был совет по делам религий, у которого представители, так называемые, уполномоченные, были рассеяны по всему СССР. В каждом городе находился такой человек. Если ему не нравился священник, то уполномоченный мог его лишить регистрации, то есть отправить на все четыре стороны. Священник, лишённый регистрации, не имел права совершать богослужения.
Н. Бульчук: - Я многим задаю этот вопрос, не удержусь задам и Вам. Чего боялось атеистическое государство, которое было твёрдо уверено в своей генеральной линии? Чего оно опасалось в Церкви? Почему необходимо было следить за священниками?
Г. Пенкнович: - Советская власть основана была на лжи. Она боялась правды Божьей, которая обличала советскую власть. Советская власть похитила все самые светлые идеи из христианства, совершила воровство, но кто не работает, тот не ест. Это прямой плагиат из апостола Павла. Так во всём. То есть всё, что они говорят, это украдено из Евангелия, но только за исключением идеи высшего существа Божества. Отец Ипполит своим существованием обличал и нерадивое духовенство, и всех нас грешников даже не словом, он был не многословен, а одним фактом своего существования, бытия. Конечно же, обличал нас своими добрыми делами, на которые большинство из нас были неспособны по узости нашей души, нашего сердца. Он смог настолько расширить своё сердце, что как преподобный батюшка Силуан в своё любящее сердце принял всех. Я приведу примеры, это не пустые голословные утверждения. И вот представляете, 66-й год, русский на Афоне Пантелеймонов монастырь. Я всегда и везде подчёркиваю, что это уникальное духовное, культурное и историческое явление на полуострове Халкидики в Греции. Несколько лет назад мы на федеральном уровне в России отмечали удивительный юбилей – тысячелетие русского присутствия на Святой горе Афон, по-гречески «Агионорос». Представьте, как долго наши с вами соотечественники возносили молитвы на славянском и, конечно, на греческом языке вдали от России в этом замечательном монастыре. Этот юбилей никогда бы не состоялся, если бы не такие люди, как отец Ипполит. С 1917 года по конец Второй мировой войны никакой связи у Пантелеймонова монастыря с советской уже Россией не было. Прервана связь, прервана и помощь, которая ежемесячно в царский период осуществлялась через Одессу: на корабле привозили в монастырь все необходимое. И продукты питания, и богослужебную литературу, деньги, и, естественно, самое главное, свежую кровь – молодых монахов. К 1966 году средний возраст русских монахов Пантелеймонова монастыря составлял 85 лет. А на Афоне существует правило, если не можешь в своём монастыре ежедневно совершать божественную Литургию, то всё, монастырь передаётся автоматически грекам, и никогда назад ты его уже не получишь. То есть существовала реальная угроза. И старец, архимандрит Илиан Сорокин, пишет просто вопиет к Русской Церкви. Обратился он к патриарху Алексию I Симанскому и митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму Ротову, председателю отдела внешних церковных связей Патриархии. Это ярчайший деятель русской церкви XX века, о котором благодарная память должна сохраняться из рода в род. Отец Илиан пишет, что «нас осталось несколько стариков. Умоляю вас, и всю Русскую Церковь, и владыку высокопреосвященнейшего Никодима, окажите нам помощь, иначе наш монастырь обречён». И митрополит Никодим, имевший хорошие отношения с советской властью, без которых ничего невозможно было бы сделать, совершил чудо, просто чудо. Из Советского Союза в капиталистическую Грецию, с которой не было дружественных отношений никаких практически, отправляется долгожданное пополнение: четыре монаха из Псково-Печерского монастыря. Один не выдержал, сразу уехал, фактически осталось трое. Деталь любопытная: у тогдашнего игумена Псково-Печерской обители спросили, а кого ты отправил? Он говорит, мол, самых простых не нужных здесь, никчёмных. Но они практически все стали старцами! Один из них – молодой иеромонах Ипполит Халин. Долгие 17 лет на Афоне. Как их описать в рамках нашей с вами передачи? Как вообще можно описать закрытую монашескую жизнь? Представляете, что предстало взору отца Ипполита на Афоне? Полуразрушенная обитель, старики некоторые прикованы к постели, те, кто ходят, едва вообще держатся на ногах, недоброжелательное окружение других афонитов, потому что приехали «красные попы». Откуда же они приехали? Из Советской России? Зачем они приехали? Шпионить, наверное? Проходят годы, когда афониты, греки, увидели молитвенность новоприбывших, их смирение, трудолюбие. Они, конечно, изменили отношение к новоприбывшим, и иеромонаха Ипполита Халина избрали экономом русского Пантелеймонова монастыря. Он жил в келье своего предшественника, которым за 30 лет до него был преподобный Силуан Афонский. Он имел при себе ключики преподобного Силуана, но самое главное, стяжал дух преподобного! Мы поймём это, когда будем говорить о позднем периоде его жизни в Рыльском Никольском монастыре. Более того, отца Ипполита избирают членом Священного Кинота – это верховный орган духовный, управляющий Святой Горой Афон. То есть греки поняли, кто к ним приехал. Общался батюшка Ипполит там со схимонахом Паисием Афонским, преподобным, ныне канонизированным. Застал он замечательных подвижников. Еще не канонизированного, но всей Святой Горой почитаемого Арсения Пещерника, который знал русский язык, и отец Ипполит исповедовался ему. Тихон русский, тоже не канонизированный, но очень-очень почитаемый Святой горой иеромонах. Батюшка Ипполит выучил греческий язык и служил по-гречески. Он очень тосковал. Сохранилась единственная аудиобеседа, моя беседа с ним в палате Рыльской больницы за год до смерти отца Ипполита. Часовая беседа в очень плохом качестве, но очень благодатная при этом. Для неподготовленного уха звучит несколько странно: батюшка постоянно цитирует поэтов: Пушкина, Лермонтова, поёт песни, он их знал бесчётное количество. Пел и арестантские песни, дореволюционные арестантские песни, которые он выучил еще, наверное, со времен своего юности в поселке Субботино. Полстраны ведь сидело у нас и в советское время. В этой беседе он говорит, как тосковал по родине. Представляете, 17 лет вдали от родины! Он выходил на берег Эгейского моря один. Иногда плавал там, иногда просто сидел на камне и пел песню «Здесь под небом чужим я, как гость нежеланный, слышу крик журавлей, улетающих вдаль». Он это пел и говорил, как должно ценить родину и что она есть, понимаешь только, когда окажешься вдали от нее. Проходят эти долгие-долгие 17 лет. У батюшки Ипполита была какая-то особая духовная связь с преподобным Силуаном. Он не был в те годы канонизирован Церковью. Некоторые монахи, знаете, ревность, ведь всегда в духовной жизни ей хватает места, сомневались в его святости и хотели скрыть его череп, чтобы прекратить почитание будущего святого преподобного. Отец Ипполит этому воспрепятствовал. Есть фотография, где он в коснице монастырской стоит, а на отдельно стоящем в центре столе святыня – глава преподобного Силуана. Кстати, на святой горе Афон отец Ипполит вместе трудился с иеромонахом Илианом Сорокиным, которого позже назовут схиархимандрит Илий. Иеромонах Илиан, как его звали тогда, на 10 лет позже отца Ипполита, прибыл на Святую Гору. Примерно 7 лет они вместе там существовали, вместе молились. В 80-х годах иеромонах Ипполит отправляется в Россию, и я убеждён, что на то была воля Божьей Матери. Впоследствии мы с вами поймём, что немало косвенных признаков того, что это была именно воля Пречистой, потому что у отца Ипполита своей воли не было. Он выполнял волю Божьей Матери. По своему собственному признанию, он выполнял волю угодника Николая, которого с юности очень любил, и всем приходящим к нему людям советовал обращаться к небесной помощи святителя Николая Чудотворца. Иеромонах Ипполит возвращается в Псково-Печерский монастырь, на свою духовную родину, где он получил все степени священства и стал монахом. А позже из Псковского монастыря он приходит в Курскую землю, туда, где он появился на свет, продаёт родительский дом, на эти деньги в родном селе строит церковь, посвящённую Казанской иконе Божьей Матери в селе Субботино. Его принимают в клир Курской епархии, тогда это Курская и Белгородская епархия. Он восстанавливает 15 храмов. Его футболят от одного храма к другому. Он восстановит один, владыка отправляет его в другой руинированный храм. Такого послушного монаха, по словам тогда правящего архиерея, архиепископа Ювеналия Тарасова, больше в епархии не было. Кто ещё так будет подчиняться? Кто ещё будет так терпеть и смиряться? Больше некому, только Ипполит. Паломники, духовные чада, знавшие его в тот период, приезжали в многочисленные села, где батюшка Ипполит жил и восстанавливали храмы, и видели, в каких условиях он живет и плакали. Вначале он ведь всегда восстанавливал Церковь, а только потом дом для священника, спал под дырявой крышей, иногда чуть ли не под крыльцом. Отец Ипполит в ответ говорил, да зачем вы плачете, я привык. Итак, в 1991 году отца Ипполита, наконец, волей владыки переводят в стоявший в руинах монастырь угодника Николая в городе Рыльске Курской области. Кстати, это место очень древнее, один из старейших монастырей нашей страны. Отец Ипполит начинает восстановление порушенной святыни. Именно в этот период, последний в земной жизни старца, открываются во всей полноте его старческие дарования. К нему приезжают сотни, а позже и тысячи паломников со всей нашей страны и из-за рубежа. В начале в монастырских храмах не было даже не только окон, но и пола. Приходилось восстанавливать практически с нуля. Отец Ипполит начал проводить отчитки, которые сегодня мы называем молебны, о недужных. Он их называл «вычитами». И слово «вычит» батюшкино слово, и слово «отчитка» – это такое неофициальное наименование молебна, который содержится в большом требнике издания Троицы Сергиевой Лавры. Бесогонные молитвы, как я их называю, написаны великими христианскими святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом.
Н. Бульчук: - Вопрос, который дискутируется сегодня в нашей Церкви: уместно ли это совершать и кто может совершать такие молебны?
Г. Пенкнович: - Молебен придумали Василий Великий и Иоанн Златоуст в IV веке. Если кто-то не в курсе пока, то он может открыть большой требник и увидеть авторство этих учителей нашей Церкви. Это не просто так придумано. Василий Великий просто так ничего не писал. Неслучайно, что эти же самые молитвы в обязательном порядке присутствует в чине крещения. Мой близкий человек, митрополит Ставропольский Гедеон Докукин, ныне покойный, однажды на епархиальном собрании в Ставрополе, когда все священники огромной его епархии собрались, назидал: «ни в коем случае, дорогие отцы, не сокращайте заклинательные молитвы из чина крещения». Понимаете? Поэтому святая Церковь не зря даже в чине Крещения, даже если речь о младенце, предполагает чтение именно этих бесогонных заклинательных молитв.
Н. Бульчук: - К великому сожалению, в наши годы путь от неофита до богослова очень сократился, и мы умеем только критиковать и вносить какие-то «свежие решения».
Г. Пенкнович: - К сожалению, понимаете, богословие – это как филология, богословие – это такие сферы, в отличие от разве что ядерной физики, в которых знатоком себя и экспертом может считать каждый в нашем XXI веке. Отсюда такое отношение к тем молебнам, о которых я вам сейчас сказал. Есть такое древнее предисловие к этим молитвам, особые указания старых духовников, в которых сказано, что экзорцист, то есть монах или священник, которому благословлено чтение этих молитв, должен беречься от двух страстей – сребролюбия и гордости. Ибо, если говорить о гордости, «дьявол над всеми сынами гордости владычествует и от себе подобных не изгоняется». А сребролюбие, как пишут отцы, есть души продание, поэтому человек, поражённый этой страстью, этим недугом, не может совершать этих молебнов. Вот такое условие. Это придумал не я. Так что не нужно мудрствовать лукаво. Итак, батюшка Ипполит подчеркивал «вычиты» рыльские от всех немощей, не только для одержимых, для несчастных, бесноватых людей. Поэтому мы все, жившие в монастыре, ежедневно после божественной Литургии, после исповеди и причастия принимали участие в этих вычитах, особых службах, в ходе которых нас однократно мазали святым маслом, потом мы все стояли со свечами в руках, после этого батюшка тоненьким тенорком таким нам говорит погасить свечи и встать на колени. И вот на коленках мы слушали умилительную, замечательную молитву, которую читает священник по окончании таинства Соборования. Эта молитва заключала молебен. И происходили чудеса. Люди, одержимые самыми тяжёлыми недугами, я не побоюсь этого слова, онкология, СПИД, заболевания сердца, психики и иные чудесным образом отступали после молитвы рыльского старца. Какой у него был курс лечения, как я его называю? Обязательное участие в таинствах, обязательное причастие, молебен о недужных и посещение луга. А что такое луг? Лужок. Он говорит, идите теперь на лужок, на послушание. Большинство паломников отправлялись по его благословению после утренней трапезы именно туда. За монастырем заливные луга, там течет речка. Эти луга иногда становятся озерцами, и там растет камыш. И мы вот в любое время года косили этот камыш, косили траву. С косами ходили и зимой, и летом, представляете, с косами ходили на этот луг, и допоздна под руководством духовного сына отца Ипполита, молодого иеродиакона Досифея Лебедева. Сам отец Ипполит благословил его и разумил, как общаться с людьми. Вот катехизаторство на лугу с лопатой, в кирзовых сапогах. Мы, городские, никогда ничего не косили буквально, лишь в ином смысле этого слова, но физически ничего мы этого никогда не делали. И ты испытываешь такую радость, часами трудишься, корчуешь пни, никогда в жизни, а только в кино это все видели. Потом... Суп, который на костре варится, Евангелие читается, все слушают, то есть такое единство. Дух первохристианский возродился в Рыльском монастыре. Это при том, что пациенты у отца Ипполита были тяжелейшие – наркоманы. Мне известно, что представители более ста человек преступных сообществ Северного Кавказа с 1991 по 2002 год приезжали в Рыльск. Большинство из них оставили свою преступную деятельность. Представляете себе?! Это при том, что отец Ипполит никаких назиданий и никаких поучений себе не позволял. Он был косноязычен. Я журналист, вы – тоже, мы филологи, понимаем, что слово имеет огромную силу, конечно. Господь, Бог, Логос, Слово. Однако, отец Ипполит говорит, что язык черви съедят – говори сердцем. Понимаете, он говорил сердцем!? Он не умел красиво говорить, ни разу, никогда никто из нас не видел его проповедующим во время Литургии… Батюшка говорил, что «а теперь у церкву батюшка вас полечит», имея в виду не только себя конкретно, а любого священника, потому что он всем иеромонахам благословлял совершать чин молебна о недужных или отчитки. После – на послушание. Время скирдовать, косить. Местные жители воспринимали монастырское имущество как колхозное. Все вокруг – колхозное, все вокруг – мое, как говорили в советские времена наши глубоко верующие в Ленина большевики. Поэтому регулярно пропадали куры, овцы, потом уже перестали даже разводить кур, потому что все время же воровство сплошное. Хозяйство монастырское было большое, и курами не ограничивалось – в период расцвета при батюшке Ипполите свыше двухсот коров, представляете? Батюшка был как директор большого колхоза. С коровами происходило нечто совершенно особенное. Батюшка везде, сколько он уже как священник служил, пытался развести коров. На Святой Горе Афон ему не разрешили. Греки сказали, нет, нет, нет, стоп, здесь корова женского пола, у нас мулы, коровы здесь нам не нужны. Но как только он вернулся в Россию, опять взялся за свое, и уж в Рыльском монастыре развернулся по полной программе. Батюшка Ипполит был обладателем большого числа дарований от Господа. Господь Святой Дух щедро одарил этого человека. Он обладал редким в наши дни даром исцелений, был действительно настоящий целитель в духе преподобного Агапита Печерского, первого русского святого врача, без преувеличения. Своим пальчиком натруженным, крупным он ставил крест святому на груди или животе человека, и у человека моментально проходили болезни или боли, которые обострялись, тяжёлые болезни, например, гастрит. Я испытал это на себе, говорю как свидетель. Да что там гастрит? Кроме дара исцелений, батюшка обладал даром любви Христовой, а это Дар даров, самое главное, что Господь может дать человеку! Батюшка обладал даром утешения, милосердия. После смерти старца я разбирал мешки писем по благословению монастырской братии. Батюшки писали письма ему. Во многих было приветствие «милостивый батюшка» или «многомилостивый отец Ипполит». Спустя много лет написана книга, соавтором которой я являюсь, она называется «Когда открывается вечность». Книга вышла уже довольно давно, и в этой книге я рассказываю об этих письмах, о письмах из мест заключения, о письмах отчаявшихся людей, которые как к последней инстанции и надежде обращались к доброму русскому рыльскому старцу Ипполиту. Думаю, когда батюшку Ипполита причислят к лику святых, верю, что это наступит, может быть, не при моей земной жизни, но когда-нибудь это произойдет, то вполне справедливо именовать его Ипполитом Милостивым. И вот что происходило тогда? Местные крестьянки, женщины, церковные женщины, тетушки, приносили ему больных коров. Приводили. Думая, что дедушка-то старенький, он может не заметить, что корова-то уже не в форме. И вот очередная история. Приходит эта корова, едва стоящая на ногах, и батюшка уже собирается отсчитать наличные за неё, и намного дороже, чем она реально стоит. Его духовная дочь, монахиня, отводит его в сторонку и говорит, батюшка, что ты делаешь? Он архимандрит, но с ним можно было говорить на «ты», фамильярничать. Он все это принимал. И она говорит, батюшка, вот эта корова, она скоро уже подохнет, скоро отойдет к Богу. Зачем же ты отдаешь за нее такие деньги? А он ее отводит еще дальше и отвечает на ушко. Обратите внимание, что батюшка Ипполит, как правило, говорил очень тихо. Я иногда с первого раза не мог даже понять, что он мне говорит. И он говорит таким же тихим голосом этой монахине. «Матушка, ты не понимаешь, вот я сейчас куплю у неё коровку дороже, чем ей бы дали на мясокомбинате, и у неё умягчится сердце». Я хочу, чтобы наши слушатели сейчас на минутку остановились на этих словах. На мой взгляд, сейчас я процитировал вам Евангелие. Я процитировал не слова Отца Ипполита, а слова Господа нашего Иисуса Христа. Отец Ипполит был верный, искренний ученик и последователь своего Бога, Наставника и Учителя. Представьте, 90-е годы, разрушенный Рыльский монастырь, денег нет. К отцу Ипполиту приходят люди, потерявшие смысл своего бытия, смысл жизни. Коммунизм уже ушел, Ленин уже не великий, путь не озаряет уже нам. К Христу большинство людей еще не пришло. И что же делать? Отцу Ипполиту, как игумену, настоятелю монастыря, нужно прежде всего восстанавливать порушенную святыню, стяжать. А он беспокоится о том, чтобы аферистка-безбожница-бестыжая, креста на ней нет, лоб не перекрестила ни разу, чтобы у нее, у этой нецерковной бессовестной женщины-обманщицы, умягчилось сердце. Это уровень вселенского масштаба. Масштаб личности Отца Ипполита, мне кажется, раскрывается вот в этой истории как никогда, как нельзя ярче. Спасти хотя бы некоторых, понимаете? Это апостольское отношение к каждому человеку. И вот, представляете, к нему приходит убийца, человек, который убивал невинных сознательно, не по ошибке. И от отца Ипполита он не слышит ни слова осуждения. Отец Ипполит просто делает крест, ставит крест на его груди и говорит этому человеку, что тебя привёл сюда Николай Чудотворец и он не оставит. Молись угоднику Николаю, и все это останется в прошлом. Как не вспомнить Господа, Который блудницу, пришедшую к нему, не отверг и не дал побить ее камнями?! Вот это всепрощение. Батюшка, косноязычный, скромный, тихий, при этом очень сильный и мужественный русский старец, действительно был подражателем Христа, достиг истинного преображения. Его видели в нетварном Фаворском свете, когда родители с маленьким мальчиком зашли в его нищую келью, побеседовав со старцем, вышли из неё и спрашивают своего сына: «Тебе понравился дедушка? Тебе понравился батюшка?» Мальчик ответил: «А я батюшку не видел, я видел только свет». И вот таких историй нам известно несколько. Также я знаю, что парень, физик-ядерщик, которого уже ждали в Соединённых Штатах Америки, чтобы по окончанию московского вуза, физик-теоретик с колоссальной перспективой научной деятельности, приезжает атеистом к отцу Ипполиту. Он не верит в Бога – мать заставила приехать. И он смотрит в глаза русского человека, голубые глаза. Отец Ипполит ему не говорит, что Бог есть. Если не будешь верить в Бога, попадешь в ад. Ничего этого ему не говорит. Отец Ипполит смотрит на него. А что видит парень? А парень видит батюшкин подрясник и молнии, которые осеняют этот подрясник. Светлые, яркие молнии. Что-то необъяснимое творится. Что неизъяснимое человеческим земным языком происходит с этим парнем. Он возвращается в Москву и говорит своей маме, я хочу поступить в духовный семинарию. Вы понимаете?! Физик, теоретик, безбожник, атеист, который вообще слова «бог» не знал, и Самого Бога не знал, и Евангелие ему не знакомо было до этого момента. Как такое возможно? Мы знаем многих талантливых проповедников и среди наших русских священников. Это еще как-то можно объяснить. А тут что? А тут только благодать Господа Святого Духа, ничего больше. И теперь этот человек кто такой? Он монах, иеродиакон теперь, вы понимаете? И вот многочисленные дарования батюшки Ипполита! Я упомянул дар утешения. Как объяснить, что происходит в момент общения старца с приходящими? Говорить он не умеет, Евангелие цитирует редко. Мне он указывал на одного священника. Говорит, смотри, во время службы вечерней в Рыльском монастыре, вот в храме люди стоят, никто не молится. А вон он в алтаре – один молится. Он читал в душе человеческой, как в открытой книге! Это не фигура речи. Он удивительным образом знал все, что происходит в Рыльском монастыре, в душе каждого, даже паломника, не только братьев. Даже если он был в этот момент в Москве или просто не выходил из своей кельи. Он мне даже однажды сказал, что когда к нему подходит человек, то он сразу видел его порок. Кстати, он видит всю твою грязь, всю твою нечистоту, помыслы бесконечные и твои поступки. И при этом он улыбается тебе. Ну вот как можно улыбаться тому, кто весь в грязи, кто весь в нечистоте, зная это, видя это? И вот батюшка Ипполит и после своей смерти являет нам чудеса и приводит к Богу. После его кончины на сороковой день на его могилке видели столп света. И это не случайно. В эти дни вышел фильм. Большое событие, важное. Те, кто ещё не посмотрел «Чудотворец из Рыльска», посмотрите, советую! Люди узнают о батюшке и начинают писать записки на его могилку. И избавляются от самых тяжёлых недугов. Наиболее яркая история – исцеление от аутизма. Представляете, мальчик из Москвы был привезён своей некрещённой мамой, которая думала, что отец Ипполит еще жив. И она приезжает в Рыльск спустя 20 лет после кончины и говорит, а где батюшка Ипполит? И очень расстроилась, узнав, что это его могилка, что его уже нет. А предыстория такова: мальчик не мог проехать в общественном транспорте, настолько неадекватно себя вел. Издавал нечленораздельные звуки и должен был в Москве после коррекционного детского садика поступить в коррекционную школу. С нормальными детьми учиться он просто был не в состоянии. И вот его положили на могилу батюшки. Провели они одну ночь в монастыре, на поезде возвращаются в Москву. И вот в поезде этот мальчик сказал свое первое слово. Теперь он лучший ученик в классе обычной московской школы. Вот что такое великий, добрый, смиренный русский столец Ипполит Халин.
Н. Бульчук: - Григорий, мне трудно добавить даже слова к вашему вдохновенному рассказу. Я думаю, сегодня наши слушатели получили такой удивительный духовный подарок, о котором давно мечтали. Вспоминаются нередкие истории… человек, ничего не зная ни о христианстве, ни о православии, ни о вере, ни о храме, мгновенно получал потребность в духовной жизни, в чтении Евангелия. Наши старцы велики. Они были дарованы нам Богом. Я говорю были, потому что их остаётся все меньше и меньше. Хотя, наверное, есть и молодые монахи, которые, может быть, сокрыты сегодня от мира.
Г. Пенкнович: - Схиархимандрит Макарий Болотов такой чудесный человек, который у истоков открытия в наши годы Оптиной пустыни был. Он говорил: «наш куст не бывает пуст», имея в виду старцев, – всегда будут подвижники. К нему приезжали из Курской семинарии семинаристы, парни, за ответами старцев на свои трудные вопросы. Он говорит, а зачем вы ко мне едете? У вас же есть Ипполит Великий. А батюшка Ипполит ничего нам не говорит! Отец Макарий сказал, «ох, Ипполит, замполит, все знает, никому ничего не говорит».
Н. Бульчук: - И вот эта черта, их некое юродство, веселье в Духе Святом, свойственное преподобному Серафиму Саровскому, она очень отличает настоящих подвижников от мудрецов века сего. Вы назвали только некоторые вещи, но уже сразу не захотелось даже размышлять на эти темы. Катехизация, воцерковление, что-то еще вот такое из современной жизни. Дай Бог нам остаться с нашими старцами, с их любовью, с их терпением, с их преданностью Богу, и с их благодатью, которой они так обильно были исполнены. Спасибо.
Добавить комментарий