Перейти к основному содержанию

22:34 23.07.2021

Протоиерей Артемий Владимиров. Что такое чертог славы?

20.03.2013 11:20:30

- Не так давно мы отмечали Татьянин день, который у нас в России давно уже стал всенародным праздником. Для нас, выпускников московского университета, это и еще день рождения нашей Альма Матер, которой в этом году исполнилось 225 лет. С Татьянина дня, по традиции, начинаются студенческие каникулы. И нам хотелось сегодня поговорить о прекрасной, светлой студенческой поре. Ведь для большинства людей это лучшее время в жизни. Как вы думаете, батюшка?

-Отчасти прекрасное, отчасти трудное. Трудное потому, что много ошибок свойственно совершать бесшабашной юности, когда еще нет мудрой осторожности, ослаблен нравственный инстинкт самосохранения, когда молодежь, не отличаясь критичностью, легко идет на поводу у лидеров. Иные из них бывают бессовестными, коварными, когда очень увлекают за собою коллектив, а ведь большинство вовсе не всегда право. Но не могу с вами не согласиться-молодость прекрасна, и ее ошибки, как правило, восполняются самой радостью, полнотою бытия, избытком жизненных сил. Умением в мажорном тоне и свете воспринимать окружающую нас жизнь. О, если бы сохранить это детское, юношеское отношение к миру, его явлениям и в средние, пожилые годы! О, если бы никогда не уставать от жизни и не разочаровываться в ней, но искриться творческой энергией, а главное  - не терять стремления к постижению горизонтов  духовной, нравственной жизни. Чем замечательна юность? Она готова меняться, и не только от худшего к лучшему, но и наоборот. Юности свойственно увлекаться, но увлечения бывают и прекрасными  -не правда ли? Я вспоминаю время, когда учился сам в университете и помню, сколько моих друзей да и сам я именно тогда пришли к вере и церкви, возвратились в наше отечество а родители шли вслед за нами. Сегодня мне бы хотелось поделиться воспоминаниями о родном университете -  в частности, филологическом факультете, где я учился. Учился не так, может, тщательно и талантливо, как мои друзья, например, протоиерей Максим Козлов-настоятель Татьянинского храма. Мне хочется сегодня его поздравить с престольным праздником и юбилеем-15-летием его храма. Кстати мой рассказ, дорогие друзья, совсем не препятствует вам почаще звонить, и мы тотчас будем прерывать наши мясоедные посиделки - я поздравляю вас со Сплошной Седьмицей  - Неделей мытаря и фарисея и давать вам слово. Для этого -  то и существует прямой эфир. 

О чем же сегодня хочется мне вспомнить?  О том, в чем университет отличался в наше время от прочих вузов - он предлагал вам многое - успевай, выбирай. Он доверял студенту и ориентировался на его любознательность. Каждый, помимо основного блока дисциплин, волен был, может, не на первом курсе, но, сдав успешно первую летнюю сессию, затем выбирать для себя дополнительные спецкурсы, языки, вообще бродить по этажам. Я учился на 9-10 этаже (филологический факультет), а над нами ходили                                  «небожители»  -философы, под нами копались в прахе былого историки. И помню, сколь выгодным было это взаимное общение. Как, раскрыв рот, мы слушали на филологическом факультете Козаржевского- знаменитого профессора, специалиста по истории культуры, искусства, знатока античной литературы с его диапозитивами  православной Москвы, истории московских храмов. Соответственно, в верующей православной Москве 20-30 годов. Можете себе представить, как звучало слово этого чеховского интеллигента в 70-е годы, когда вовсе не все было позволено для желторотых птенцов, которые только тогда начинали понимать: православие-это не приоритет пожилых женщин из провинции, а стержень родной и мировой культуры. Я, с вашего позволения, воспомяну для себя кое -  какие его, профессора Козаржевского, мысли. Вот он показывает диапозитивы с неведомыми нам храмами, где  - то в Сирии, где  бывал он и фотографировал фрески оставшихся храмов. И показывает фреску, тщательно выписанную, с изображением Христа Спасителя Вседержителя, а вот Матерь Божия предстоящая Спасителю, нежные тона и полутона, на диво сохранившиеся, еще написанные 1000 с чем -  то лет тому назад. Он задает вопрос: «Друзья мои, эти два изображения, написанные в таком месте храма под куполом, где - то внизу купола, что их не видно ни с одной из точек обозрения- ни снизу, ни даже если кто -  то заберется на галерею. Я спрашиваю вас, для кого древний мастер писал эти чудные фрески, и поныне представляющие собою непревзойденный шедевр? Для кого он прописывал одежды Спасителя золотыми лучами - обычный прием у иконописцев, который обозначает божество Христа?  Для кого эти тонкие абрис  и лик Богородицы, если ни одна живая душа не могла их увидеть? На этот вопрос вы никогда не найдете ответ, если мы с вами не допустим, что древний иконописец это писал для самого Господа». Сами себе представьте, как трепетно для нас, студентов первокурсников-комсомольцев, боевого племени, которое еще не освободилось от ядовитого заряда псевдонаучного атеизма, звучали эти вопросы. Притом, что Коза Ржевский был человеком старого закала, царской чеканки. Его речь, его слово, широта его познания  - все это подкупало. И сам ученый, авторитет его был лучшим проповедником. А вот Никита Ильич Толстой- член -  корреспондент Академии наук, граф, прямой потомок русского мятежного писателя, унаследовавший от него таланты, но не позу против православия? Можно было видеть, как он шел из института славяноведения в университет, как он мерно ходил по университетским коридорам высокий, двухметровый с длинной седой бородой ученого мужа, с неизменной тростью, набалдашник и перстень на руке. Глаза мягкие, детские, светлые, смотрящие на вас с теплотой, как будто вы не студент, а зайчик, плюшевый мишка. К нему подходят его студентки  -  девушки, а ведь филологический факультет - девичий факультет. И тот, отставив в сторону трость, галантно наклоняется и целует у такой провинциал очки ручку, давая ей почувствовать, что и она -  лицо, достойное во всех отношениях, леди.

-Здравствуйте, это Наталья беспокоит вас. Батюшка, у меня такой вопрос. Я шестой год воцерковляюсь, хожу в храм, причащаюсь, исповедаюсь, молюсь. Стараюсь все делать, как положено, но нет в моей душе удовлетворения своими действиями, что я все правильно делаю - вы меня не понимаете да?

-Почему вы решили, что я вас не понимаю?

-Удовлетворения нет в душе моей моими действиями.

-Мне кажется, что вы очень ясно обозначили проблему, и здесь важно только уяснить для себя-к чему мы стремимся? Если вы желаете какой  - то правильности, соразмерности движений, мудрых выверенных действий с вашей стороны при Богослужении, выполнения уставных требований -  то это, конечно, все прекрасно. Но еще более разветвленную, выверенную, такую церемонную систему поведения вы найдете в древнем конфуцианстве, которое религией по существу не является. Это ничего не говорит о связи с живым Богом. Итак, к чему мы стремимся? Если к правильности, то это одно, а если мы ищем Христа и Его благодати, то тогда наши действия и самые наши понятия есть только первый шаг, есть только начало. Но конец, цель, смысл, соль, конечно, в том, чтобы небесный гость-Спаситель, постучавшись в ворота вашего сердца, вошел и вечерял в нем. А для этого мы каемся, молимся, причащаемся, как вы говорите. Но при этом будем себя почитать ничего не знающими, ничего не ведающими слепыми котятами. При этом не будем оставлять детские, сердечные молитвы-Господи, просвети; Господи, спаси; Господи, настави; Пресвятая Троица, даруй мне недостойной благодать твою. Так учил молиться смиренно, по - детски старец Нектарий Оптинский своих чад, особенно из интеллигенции, которые вроде бы все выполняли, но при этом не чувствовали удовлетворения. А вспомните преподобного Серафима, который говорил, что Дух Святый радостотворит все, к чему он не прикасается. Очевидно, ваше сердце скучает по общению с Творцом в Духе Святом. Для того, чтобы тайны христианства раскрылись в вашей душе, не будем забывать, что лакмусовой бумажкой христианина является его обращение и поведение с ближними. Если вы стараетесь с теплотой, любовью  общаться с людьми, если вам доставляет удовольствие служение им, если вы разумно терпите их недостатки, не осуждая их и укоряя лишь самих себя, если вы чувствуете и понимаете, что между ближним и вами сам Христос невидимо стоит -  уверяю вас,  сердце вскоре ощутит и в полной мере вкусит Божьей Благодати. Но если у нас с вами проблемы во взаимоотношениях с людьми которые нам, ну если не надоели, то нас утомляют, и нам бывает неприятно с ними разговаривать и даже вспоминать их -  то значит здесь нужно что -  то исправлять, ибо христианин должен быть похож на Христа, который с великим милосердием, сердоболием смотрел на всякого человека и поныне простирает с Креста Свои руки к человечеству.

-Батюшка, вот из Символа веры-«чаю воскресения мертвых»-что это обозначает? И еще-чертог славы?

-«Чаю воскресение мертвых» и верую, что оно будет, и с нетерпением ожидаю того таинственного часа, когда отверзутся гробы, и море, и ад, и смерть отдадут своих мертвецов, и кость подойдет к кости, жила стянется с жилою и восстанет-как об этом нас извещает пророк Иезекииль в одном из своих пророчеств. Великое сонмище людей, души, находившиеся в хранилищах Божьих войдут тогда в тела, и оживут кости сухие, и все мы увидим друг друга на Страшном Божьем суде, и все будем тогда равновозрастны, и откроются совестные книги, и будет каждый судим сообразно делам своим на Земле. Вот так Символ веры приуготовляет нас к этой встрече со Христом-судией и друг другом. И более того, учит нас жить чисто, честно, свято, дабы тот миг и час стал для нас желанным, вожделенным. А ведь чистая или очищенная покаянием совесть действительно предвосхищает этот момент, и душа хочет вместе с древними христианами сказать: «Господи да прейдет мир сей с его несправедливостью, жестокостью, обманом, вероломством. Да воссияет, наконец, вечная правда от Твоего престола - от чертога славы. Чертог славы - славянское выражение, словосочетание. Слово чертог употребимо и поныне в архитектуре - царские чертоги, т. е. дворец-чертог славы. Так иногда именуется жилище Божье, царство небесное, небесный Иерусалим, скиния, т. е. шатер, приуготовленный Богом, где Он будет обитать со спасенными человеками. Вспомним с вами великопостные песнопения «Чертог твой вижу, Спасе, украшенный, но одежды не имам да виду в онь". Просвети одеяния души моея, Светодавче, и спаси мя». Да вот в субботу минувшую мы с вами слышали первый раз на всенощной эти знаменитые великопостные пения: «Покаяния двери отверзи ми, живодавче». И мысленно мы созерцали чертог славы, светлость райских обителей, сличая с ними убожество, недостоинство наших душ и горько сокрушались сердцем. Подвизаясь в покаянии и молитве, мы предстояли лицу Божию, очистившись от всякой скверны плоти и духа, возымели бы дерзновение войти в чертог славы как блудный сын, который, возвратясь в свое Отечество, был введен  милосердым Отцом в чертог Божественный

-А другая слушательница спрашивает вас, батюшка, что означает выражение «невеста неневестная», которое относится к Матери Божьей.

-Да, Та, которая не имела земного мужа, Та к которой никогда не прикасалась мужская рука, Та, которая бессеменно зачала и безболезненно родила, Та, которая сподобилась наития Духа Святаго, нетленна, бесстрастна и, родив Бого-младенца, осталась девой. Вот что входит в это высокопоэтическое прекрасное выражение славянское «невеста неневестная». Я бы предложил нашим русификаторам, которым не терпится поскорее сдернуть с Русской Православной Церкви ее дивные одеяния - сакральные, священные, подыскать на русском языке соответствующее выражение, достойное песни Богородице. Как бы иначе они бы могли выразить эту самую идею в высоком поэтическом образе? Это невозможно, потому что перед нами - русский язык в его корнях, его истоках, его сакральной глубине, и поэтому недопустимо насильственно отделять, расчленять одно от другого, говоря, что церковно-славянский  - это не наш язык, нам не понятный. А вот нынешний волапюк говорит об атрофии языкового чутья. Мы -  русские православные христиане, я говорю не о составе крови, а принадлежности к русской Церкви, вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным должны были бы сказать: «Хочу, чтобы мои дети читали русскую, а не французскую Библию», при том, что он имел в виду церковно-славянский текст Священного Писания.

-Из Тульской области пришел вопрос. Чем духовная нравственность отличается от православной?

-Слов «духовная нравственность» я даже и не встречал, ибо нравственность есть определенный образ мысли, определенные нравственные принципы, поведение, внутреннее устроение сердца. И выводится нравственность, конечно, из веры, благочестия. Основой морали является религия - это признают нынче даже светские люди. По -  моему, Путин как  - то высказался недвусмысленно на сей счет,  не говоря о почившем Патриархе Алексии Втором, который мужественно, достойно Первосвятителя, где -  то там на Европейском саммите говорил о бессмысленности построения моральных кодексов Европы в отрыве от христианских корней

-А другой слушатель интересуется, можно ли ставить одну свечу сразу за несколько родственников.

-Если можно, прошу в число этих родственников и меня включить, и когда будете в следующий раз ставить свечу, то прошепчите «и за батюшку Артемия». Давайте вспомним игумена Даниила, который ходил в Иерусалим пешком в 12 столетии. Его книга «Хождение Игумена Даниила» и сейчас была бы бестселлером, издай ее хорошо с соответствующими комментариями,  и он ставил свечу на гробе Господнем за всех русских князей и за всю русскую землю-великую и обильную, светло -  светлую, красно  - украшенную.

 - Раньше студенты принадлежали к особому братству студенческому. У них даже была особая форма одежды, их роднили высокие идеалы, стремление к свободе, к научным познаниям. Василий Розанов, кстати, отмечал что его сверстники студенты были лишены исканий денег и карьеры. А как сегодня обстоит дело? Присутствует ли дух идеализма, романтизма у современных студентов?

-Конечно, присутствует, а как же? Иначе просто нельзя, заживо сгнием. Души прекрасные порывы и дум высокое стремление уж кому свойственно так это юному поколению

-Батюшка, вас хотят спросить, сохранились ли у вас какие то воспоминания об известном преподавателе древнерусской литературы профессоре Гудзии?

-Это легендарное имя я только слышал, сам пришел в университет, когда хрестоматия Гудзия была нашей настольной книгой, но самого мастодонта древнерусской литературы я уже не застал. Помню других: Владимира Владимировича Кускова, знаменитого Либана - вот корифеи русской литературы, носители христианской мысли, которые совершенно ненавязчиво нас - детей пионерского подземелья приобщали к христианским горизонтам. И помню, как профессор Либан искренне удивлялся-как вы не читали Евангелие? А что вы вообще делаете на русской кафедре Московского Университета? На следующую лекцию не приходит тот, кто не прочитает Евангелие от Матфея. А его и достать -  то тогда было невозможно, и даже в библиотеке университета Библию выдавали только студентам 4-го курса философского факультета, которым уже ничего было не страшно после дважды законспектированного от руки «Капитала» Карла Маркса.

-Здравствуйте, это Анатолий. У меня такой вопрос. Я вот лечусь и хожу к пресвитеру, чтобы он молился обо мне. Но пока не помогает, у меня просьба помолиться за меня.

-Да, Анатолий, мы обязательно выполним, уже выполняем вашу просьбу. Дорогие друзья, ведь сказано - просящему дай. Да ниспошлет Господь благодать врачевания, исцеления, вспоможения рабу Божьему Анатолию, отроку Николаю, которому сделали на глазах не слишком удачную операцию, тяжкоболящем Игоре, отроковице Ирине, Владимире, Любови, Ольги, Ксении, Анастасии, Андрее, монахе Романе, схимонахине Иоанне, протоиерею Сергею-операция на сердце батюшке предстоит, младенце Александре, монахине Анастасии и многим отрокам взрослым, ближним и дальним,  имена которых поступают на радио для всероссийской молитвы. Будем верить, что Господь преклонится яко милостивый и услышит нашу соборную молитву.

-Галина из Рязани тоже просит молитв. Она прихожанка Покровско-Татьянинского храма.

-Обязательно. Благослови ее Господь.

-Слушаем вопрос.

-Здравствуйте, батюшка и ведущая. Вот у меня такой вопрос, наверное, не очень духовный, но меня интересует, когда человечество осознало, что оно живет в новой эре, т. е. исчисления по Рождеству Христову. Вот, допустим, три века гонения….

-Да, я понял ваш вопрос. Заслуга создания христианской хронологии принадлежит православному монаху, жившему на христианском Западе - Дионисию Малому. Этот высокоинтеллектуальный инок с ученым образованием впервые предложил христианскую эру как точку отсчета, ибо раньше соотносились с временами правления, с олимпийскими играми, и это уже случилось достаточно поздно - в раннем средневековье. Притом, что всякая хронология обладает определенной неточностью, приблизительностью вычислений, почему никогда и не догматизировались выводы православных астрономов, но вместе с тем годовой богослужебный круг нашей церкви привязан к твердым числам, по богомудрым разумениям святых отцов Первого и Второго вселенских соборов.

-Вас спрашивают, состоится ли встреча всех со всеми праведными, грешными и святыми. Смогут ли они общаться?

-Вопрос общения решаться будет в соответствии с вашим нравственным состоянием. Если вы полюбили книгу отца Иоанна Кронштадского «Дневники» и молились батюшке – то, конечно же, начало общения с ним, к примеру, положено, там оно откроется во всей полноте. Но если здесь вы отворачивались от святых отцов, единственное что знали о святых -  так это какие -  то мирские пословицы, «хоть вон святых выноси», или еще что -  нибудь такое, то какое же общение может быть света со тьмой там за гробом? Встреча будет, и эта встреча есть Страшный суд, но все зависит от нас-то, что здесь посеем, то там пожнем. Нечестивые-говорил Исайя пророк-да не узрят славы Божьей. Те, кто остались ожесточенными, в нераскаянных грехах, конечно, не только не смогут вступить в общение со святыми, но даже этого не пожелают. Будучи чадами тьмы, они будут искать темных и страшных бездн со словами: «Горы, падите на нас, камни, сокройте нас ». Будут отвращаться от нестерпимого для них сияния Божьего света, источником которого является сам Господь. Дай Бог, чтобы многотысячная аудитория радио «Радонеж» вся была в свете Божьем и составляла малую часть Вселенского православия в день всеобщего воздаяния.

- Батюшка, Вас спрашивают, в какие дни можно, а в какие нельзя преклонять колени на возгласе «Святая Святым»?

-Есть, вы сами знаете, те дни, когда церковь не благословляет коленопреклоненное моление: от Пасхи до Троицы, например, или в воскресный день ради чести дня, ради восстания Христа из гроба. Некоторые древние литургисты на такие уставы говорят, что запрещает это обыкновение не собственно земной поклон, а коленопреклоненное моление и, строго говоря, при выносе Святой Чаши и возгласе «Со страхом и верою приступите» - христианин всегда побуждается сердцем своим поклониться Царю Небесному, поклониться пречистому Телу и Крови Господа Иисуса Христа. В пасхальный период не принято совершать земного преклонения, однако это есть некая условность, потому что церковь говорит именно о коленопреклоненных молитвах, а не о земном поклоне. Многие опытные духовники своим чадам благословляют совершение келейных-домашних поклонов. Рекомендует и в пасхальные дни делать по поклончику, а то жиром заплывешь. Вот сейчас мясоед у нас, если уж совсем без поклончиков обходиться, дорогие друзья, на кого мы будем похожи через неделю?

- Батюшка, Вас просят сказать несколько слов о психологе Людмиле Ермаковой.

-Это прихожанка нашего храма, человек с высшим образованием, большим стажем  церковной жизни, сама православная венчанная мама, вырастившая замечательных детей. Человек доброжелательный, мудрый, вполне достойный консультировать людей или вести какие  - то занятия. Она это делает по благословению священноначалия.

- По Тютчеву такой вопрос, с точки зрения биографии. У него было несколько браков. Он же пишет  в стихах: не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует. В нем на протяжении жизни была борьба двух сторон - темной и светлой. Так какая сторона сильнее?

-Таинственный вопрос. Это была человеческая душа, глубина, и ни вы, ни я не являемся членами небесной канцелярии, где в совершенстве ведают о сильных и слабых сторонах души. Впрочем, если мы будем исследовать биографию Тютчева, то увидим, какую эволюцию прошел этот молодой человек дворянского происхождения, переводивший поначалу с других языков, он обладал, конечно, высокой культурой, и стихотворения Гейне, поэта, явно заряженного атеистически, переводил. Этот поэт воспевал свободную любовь, противопоставляя ее осененному венчанием супружеству. В молодости каких только дров не накололи многие замечательные сыны отечества, сами будучи воспитаны, к сожалению, в западном образе мысли! Будучи вскормлены легкомысленной вольтерианской литературой. За примерами далеко ходить не нужно, но впоследствии находясь на определенном государственном посту, став консерватором, созидателем, государственником, будучи человеком тонкой души и поэтического гения, конечно, Федор Иванович переосмыслил многое. По молодости не всяк справляется со своим сердцем, и, к сожалению, ни высокий пост, ни благодать служения еще сами по себе не являются гарантами того, что человек избегнет ошибок-на Бога надейся сам не плошай. Но считать, что он и в седые годы был поклонником чего -  то недостойного, смотрел легко на брак, нельзя, конечно. И воцерковившись, приобщаясь Святых Тайн Христовых, он действительно во многом стал поэтом-пророком и вам известно, как трепетно он относился к теме славянского единства, как умел созерцать за тонкой кромкой бытия духовный мир, как говорил о бессмертии человеческой души и высшем предназначении человека.

- Батюшка, у меня такой вопрос: насколько правомерен старый стиль летоисчисления?

- А как же не правомерен? Многие говорят, будто новый так называемый Григорианский календарь для того и был введен, что бы что - то поправить, подкорректировать. На самом деле специалисты-астрономы вам расскажут, что календарь имеет определенную степень погрешности и Григорианский календарь был введен только в пику греческой православной календарной системе, дабы отступивший в латинство Запад смог в свое время, установить свои вехи, безжалостно расправившись с годовым кругом Богослужения, порушив ту стройность и те закономерности, которые невозможно сохранить при новом стиле, почему до сих пор греки бедные страдают от своего нового стиля, в мутной воде 20-х годов 20 века введенного обманом. Что говорить о Финской православной церкви, которая поползнулась свою Пасхалию поломать, вопреки ясным указаниям Соборов не праздновать православную Пасху прежде иудейской, прежде весеннего равноденствия. Таким образом, специалисты астрономии, историки культуры вам расскажут и докажут на пальцах, что сакральное время, которого мы держимся, есть не просто дань старине. Не просто приверженность к архивным вещам но нечто, что входит, пусть не догматически, а самой практикой церкви в мир православия, является той скрепой, тем щитом и мечом, который ограждает церковь от вихрей враждебных мирского духа, стремящегося опрокинуть это здание. Сам Господь об этом говорит, что врата адовы не одолеют никогда церкви. В этом смысле нужно только похвалить наше священноначалие, равно как афонитов, сербов, грузин за то, что мы не идем в ногу со временем, но будучи современными людьми, умеющими говорить на языке и дипломатов и политиков мы бережно ограждаем церковь от неоправданных реформ, не желая разрушать этого благодатного мира. Не желая лишать церковь той настойчивости, благодаря которой она, невеста Христова, всегда возвышена, светла и чиста и исполнена Божественной силы. Говоря об этом, я вовсе не хочу сказать, что мы смотрим на представителей поместных церквей с пренебрежением потому только, что они служат на новом стиле. Вы бы видели как они любят служить с нами, как они любят приезжать в Россию и праздновать Рождество именно тогда, когда надлежит его праздновать. Как они питаются этим воздухом благодати, как они благоговеют перед благочестием, «остатками сладкими» в среде русского народа, имея, конечно, и с нами чем поделиться. И поэтому нам остается только радоваться исторической мощи и здоровому консерватизму отечественного православия.

--------------------------------------------------------------------------------------

-Батюшка у меня вопрос по молитвослову и Евангелию от Луки- «Боже милостив буди мне грешному» в то время как в писании сказано- «Буди милостив мне грешнику» более личностно чем «буди мне грешному». «Буди мне грешному» это как то...ну все грешные и я так же

-Это знаменитая молитва мытаря которую церковь вкладывает в наши уста именно в дни нынешней седмицы посвященному указанному вами Евангельскому чтению. Есть ли действительно какая то стилистическая разница, есть ли здесь какое то изменение смысла «Боже милостив буди мне грешнику» позвольте мне подумать над вашим вопросом хотя честно говоря я не улавливаю той разницы о которой вы сказали. Грешник-это так емко, осязательно, конкретно-вот аз грешник окаянный, а грешный-все грешны ты и я вместе целая страна. Я думаю здесь дело не в существительном и не в прилагательном. Грешный-прилагательный, грешник-существительное но в самом духе сокрушения, в искренности призывания Господа и в полноте раскрытия пред его лицем нашего сердца. Вы помните как упомянутый грешник ударяя в грудь себя, повторял эти слова-не смею очи возвести к небу. Не думаю что разница здесь хоть сколько нибудь существенная была, но благодарю вас за упоминание об этой молитве которая является прохлаждающим дождем для сердца измученного тщеславием, гордостью, себялюбием

-У нас еще один вопрос. Добрый вечер.

-Здравствуйте, я Валентина грешная-болящая до вас не могу доехать. Вы меня помните и я вас очень хорошо помню и благодарю вас за все что вы для меня сделали на пути спасения. У меня вопрос такого свойства. Когда вы говорили о коленопреклонении то после помазания которое бывает в субботу или перед праздниками святому какому нибудь, я поклонилась земным поклоном меня подняли и говорят-вы только что памазание приняли, вы не имеете право кланяться до земли-это первый вопрос. А второй-еще не прославленная Пелагея Рязанская говорила что перед чашей если не положишь три поклона как бы причастие не принято не действует. Благодарю вас за ответ. Спаси Господи

-Мир и вам дорогая Валентина и кратенько отвечаю на ваши краткие вопросы. То что вам сделали замечание наверное они имели ввиду, что кто то истово кладя земной поклон-так рьяно челом, лбом стукается об пол, что на каменных плитах отмечается крестик от помазания. Земной поклон, челом до земли и указали-что же ты милая помазалась вот уже плиты все в масле от этого помазания. Ну я думаю редко кто настолько ревностно бьет поклоны. Просто дело в том, что белый камень нынче дорог по этому батюшки предупреждают его челом не раскалывать и может быть братья ваши проявили ревность не по разуму. Принятие помазания не сколько не препятствует человеку положить земной поклон. Мне вот приходилось видеть как знаток устава Метрополит Пятерин на последней литургии прежде освященных даров в завершение литургии, т. е. по причащению святых тайн в страстную среду полагал земной поклон по какому то не писаному обычаю русского благочестия приняв уже святые дары, причастивших Святых Тайн и весь храм вместе с ним. Вот и такое бывает, хотя мы знаем что приобщившись земные поклоны мы не делаем да вечера. Ну а что касается второго вашего вопроса. Да мне приходилось читать о Пелагее Рязанской и нужно читать с большим разбором потому что самые первые материалы печатались, может быть, в несколько искаженном виде. Одно дело -  что человек являет сам собою, другое дело -  что он говорит, третье  - что он слышит, четвертое  - что читает, пятое  - что понимает из прочитанного. Поэтому сказать,  что именно три поклона пред Святыми Дарами являются неотъемлемым условием перед причащением, было бы явной натяжкой. Скажу про священство. Вот я вспоминаю Святейшего Патриарха Алексия, когда уже все священнослужители готовятся приобщиться Святых Тайн, они полагают один земной поклон со словами: ослаби, остави, прости прегрешения наши, т. е. просят у Господа прощения а потом уже прочитав молитву ко Святому Причащению: «Верую, Господи, и исповедую», полагают еще земной поклон и уже прикасаются к пречистому Телу и принимают святую Чашу. Священнослужители делают два поклона, думаю, что праведницы Рязанской земли не осудят, по крайней мере за это, батюшек и архиереев.

-Добрый вечер, отец Артемий и ведущая. Растолкуйте, пожалуйста, мое сомнение. Со школьной скамьи нам объясняли что произведение Шекспира «Ромео и Джульетта» является произведением о любви. Но в праздничные дни я просмотрела балет с участием Галины Улановой, и мне показалось, что это произведение больше о ненависти, мщении и заканчивается оно самоубийством.

-Думаю, что судить о великом шедевре английского драматурга по балету сложно, рекомендую вам вновь прочитать если не в подлиннике, то в хорошем переводе эту драму, и мы с вами вернемся к этому разговору.

Дорогие друзья позвольте мне поздравить вас всех с праздничными днями и выразить надежду на ближайшую встречу.

Дай Бог всем здоровья. Храни Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+