Перейти к основному содержанию

22:16 02.08.2021

Беседа в детском часе с протоиереем Артемием Владимировым об «ослином возрасте».

20.03.2013 11:20:30


Ведущая:  Сегодня мы будем беседовать с протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем московского храма Всех Святых, что в Красном Селе. В этот морозный зимний вечер, батюшка, благословите, пожалуйста, всех нас.

О. Артемий: С праздником вас, дорогие друзья, и пусть благословит нас Господь не болеть, но радоваться и набираться здоровья в эти морозные денечки.

Ведущая: Сегодня мы хотим поговорить на интересную и нужную тему: о том, что такое переходный возраст и почему его иногда называют «ослиным возрастом».

О. Артемий: Кто из педагогов, родителей не наблюдал разительных перемен, которые совершаются в жизни ребенка, как только он расстается с детством и переходит в стадию возраста подросткового? Телесное становление неизбежно ведет за собой изменения в мыслях, чувствах, душевных расположениях. Тот, кто еще вчера был ангелом, почти что шестикрылым серафимом, сегодня теряет веселость, радость, простоту, а вместе с ними – и послушание, покладистость, кротость. Становится малоуправляемым, как будто повторяя болезни полуторогодовалого возраста. Бывает, что младенцы проходят эту фазу, когда у них на все готов ответ: «нет, не буду!». Относительно становления юных написаны целые книги, объемные сочинения. Да, это совсем непростой возраст, и, в первую очередь, родителям, во вторую – воспитателям, в третью – педагогам нужно хорошо понимать детей, чувствовать их состояние. Это возраст 5–6 класса, когда дети менее всего являются хозяевами самих себя. Подросток не знает, куда себя деть; когда нужно плакать – смеется; когда, как кажется, нет никаких основательных причин – плачет. Но главное – дети в этом возрасте отличаются неустанным стремлением двигаться, не могут сосредоточиться, их реакции бывают не вполне адекватными. Они не могут дать себе отчет в своем состоянии и поведении. Вот, ребенок нашалил. Спрашиваешь:
- Почему ты это сделал?
- Не знаю.
- Тебе это доставило удовольствие?
- Не знаю.
- Ты понимаешь, что так себя вести нельзя?
- Кажется, понимаю, а может быть, и нет.
Иногда как священник, педагог я задаю себе вопрос: неужели эта сбивчивость понятий, эта рассредоточенность движений, эта неуемность является чем-то неизбежным? Тем, что нельзя предотвратить или, по крайней мере, смягчить? Неужели всегда и во все эпохи дети вели себя так раскованно, как ныне? Кажется, что нет. Ибо чем строже окружающие, чем больше они требуют от детей, добиваясь от них ответственности, чем тщательнее взыскивают с них за провинности – тем дети спокойнее и сдержаннее. Я полагаю, в значительной мере «троянским конем», подводным камнем для душ наших детей является сама эпоха, дающая установку на удовольствие, расслабленность, потакающая капризам и страстям; не умеющая вводить детей и само воспитание в русло законности и порядка; неучащая искать нужного, а не того, что приятно и доставляет удовольствие. Конечно, во многом виновата система, эпоха, атмосфера, но нам-то, родителям, от этого не легче, и детям от этого совсем не лучше.
Безусловно, многие проблемы переходного возраста снимаются занятостью подростка, ибо отдыхом является перемена занятий, а не слоняние из угла в угол. Там, где хорошо организовано учение; там, где с детей есть спрос, где им некогда продохнуть – там, повторяю, снимаются многие проблемы. И напротив. Предоставьте ребенка самому себе, организуйте общение с ним в духе американской или казацкой вольницы – и ждите беды.
Между прочим, святая Библия в Притчах царя Соломона много доставляет нам, дорогие родители и дети, назидательного, хотя эти изречения нужно понимать правильно и не трактовать их строго по букве. Что же там сказано? «Если ты не хочешь, чтобы сыновья огорчили тебя, то будь с ними строг. Не улыбайся ребенку, дабы он впоследствии не возгосподствовал над тобой». Разумеется, здесь идет речь не о доброй и мягкой улыбке, как таковой, но об отпускании вожжей. Речь о потакании детским капризам, когда дитя, привыкшее чувствовать себя властелином, «мещанином во дворянстве», вьет из взрослых веревки, а они уж и не знают, улыбаться им или плакать, потому что не могут заставить ребенка делать самое необходимое. Сегодня родители как будто потеряли ключи к сердцам детей, а те и рады. Будучи существами проницательными, интуитивно схватывающими многое, ребятишки прекрасно чувствуют «разность потенциалов» в семье. Если папа мягкий, а мама строгая, то дети умело перебегают с одного полюса на другой: там показывают услужливость, здесь добиваются всего, чего желают. Поэтому нам, взрослым, так важно не пререкаться между собой, особенно, когда дети находятся рядом и смотрят на нас.
Но вы, милые подростки-переростки, верьте, что терпение и труд все перетрут. И как часто вовлеченность в дело, хорошо организованный досуг, а главное – правила приличия, знание, что сказать, как поступить в общении со взрослыми, выручают в сложных ситуациях! К сожалению, сейчас редко кто занимается  с детьми правилами хорошего тона, воспитывает их. Но те подростки, которые все-таки имеют счастье принимать уроки от справедливых, хотя и строгих, взрослых, действительно отделываются «легким испугом» и, мало-помалу преодолевая издержки пресловутого переходного возраста, входят в пристань юности – более осмысленного, спокойного и разумного жития-бытия.

Ведущая: Батюшка, Вы говорили о том, что в наше время детям сложнее, чем прежде, преодолевать трудности переходного возраста. Наверное, это связано и с тем, что сегодня так много говорят о так называемых «правах ребенка», и детям, слыша эти разговоры, тоже нелегко определить, где же правда. Как взрослым помочь детям преодолеть ситуацию, когда ребятишкам внушают, что они должны защищать свои права? Как объяснить подросткам, в чем состоят их права, и в чем – обязанности?

О. Артемий: Это – «разговор для бедных». Я имею в виду пресловутую кампанию – качание детских прав, затеянное, очевидно, только для того, чтобы ввести в России европейскую полицию, которая добьет у нас семью, отняв у родителей последние права на взращивание детей в разумном духе. Нет, нам нужно говорить не о правах, а о взаимных обязанностях. Родители обязаны дать ребенку счастливое детство. Дети обязаны, слушаясь родителей, трудиться не покладая рук, дабы мало-помалу взрастить в себе личность и быть готовыми служить Отечеству словом и делом. Я не большой сторонник этих самых «прав человека», поскольку за ними зачастую скрывается анархия, имеющая целью разрушить последние остатки здоровой государственности, лишить нас тех устоев и традиций, верность которым образует личность гражданина.

Слушатель: У меня вопрос. Знакомы ли Вы с сериалом о подростках «Школа»? Сравнивая его со своей учебой в школе 30 лет назад, я не увидел большой разницы между этой школой и той, в которой я учился в советское время. У меня появился вопрос: почему нет изменений? И я ответил на него для себя: потому что до сих пор нет преподавания Основ православной религии. Мне даже вспомнилось, что 4–8 лет назад основы Православия преподавались в Смоленской и других епархиях России, но верховный правитель, уходя со своего поста, отменил этот предмет. До сих пор и в Москве его нет. Как введение Основ православной культуры в школе повлияло бы на ситуацию  в школе? Я думаю, что положительно.

О. Артемий: Думаю, Вы догадываетесь, что батюшка является патриотом этой дисциплины. Конечно, она нужна подросткам как воздух, дабы они увидели свет правды и любви, хотя проблема не только в этом, но и в низком нравственном уровне педагогов. Сами учителя, к сожалению, зачастую не могут дать детям «путевку в жизнь». Что касается упомянутого Вами сериала «Школа», то мой коллега, замечательный человек, кандидат педагогических наук священник Алексей Мороз, считает этот сериал неполезным для детей. Не показывая ребенку никаких положительных ценностей, представляя мир взрослых крайне убогим, фильм, по существу, провоцирует в школьниках развитие таких порокок, как пьянство, курение, распутство, так как подростки благодаря нему видят взрослость в том, чтобы безнаказанно делать все, что им хочется. Примечательно, что режиссер сериала «Школа» в недалеком прошлом занималась «жесткой порнографией», т. е. особо развратным «искусством». Очевидно, что все «наработки» прошлого эта дама перенесла в область школы, конечно, не давая их в ярком виде, но, тем не менее, сальные сцены в этом сериале присутствуют. Многие считают, что сериал «Школа» – это оскорбление русского учителя, потому что сегодня есть огромное число педагогов, которые любят детей, болеют за них душой, отдают ученикам свое сердце, но подобных светлых образов в сериале вовсе не показано. И поэтому мой совет – отвращать очи от подобной провокационной работы и, конечно, привлекать внимание общественности к этой подмене. По существу – это кусок пакли, уже зажженной,  которую недобрые люди бросают во внутренний мир подростка, желая раздуть мировой пожар сексуальной революции у нас в России. Что мы можем этому противопоставить? Личный подвиг учителя.
Сейчас, как вы знаете, в Москве проходят Рождественские Образовательные чтения. Они хороши хотя бы тем, что мы имеем возможность, съехавшись со всех уголков нашей Родины и из-за рубежа, увидеть друг друга, поделиться опытом и высказать наше общее суждение, поддержать друг друга в борьбе с этим морем растления и развращения школы.

Слушатель: Здравствуйте. Завтра празднуется день святителя Саввы Сербского. Мы хотели бы от имени радио Радонеж поздравить всех сербских детей, потому что святитель Савва – это покровитель сербской школы, а не только Церкви. И в связи с этим хотелось бы сообщить нашим детям, что есть хорошая книга: «Письма из анклавов». Это письма, которые написали сербские ребятишки с Косово и  из Метохии. Она издана на двух языках – русском и сербском. Дети в Сербии изучают русский язык и очень хотели бы вступить в переписку с друзьями из России и других стран. Это было бы для них лучшей помощью и поздравлением, послужило бы к взаимной поддержке наших народов, тем более что они сейчас находятся в тяжелой ситуации.

О. Артемий: Благодарим вас. Есть ли какой-нибудь сайт, на котором можно поближе познакомиться с этой книгой?

Слушатель: Есть. Там опубликована рецензия. В 2008 году эта книга получила диплом Русской Православной Церкви в конкурсе «Просвещение через книгу» как лучшее духовно-патриотическое издание для молодежи.

О. Артемий: Мы знаем эту книгу и уже дважды представляли ее в своих передачах на радио «Радонеж». Действительно, очень хотелось бы, чтобы русские и сербские дети, подростки вступили в живое, непосредственное общение, ибо такие узы дружбы и любви весьма важны для взращивания семян веры и благочестия, для единения славянского мира.

Ведущая: А теперь вернемся к нашей теме, и я напомню, что сегодня в «Детском часе» мы беседуем о трудностях переходного возраста и об их преодолении. Батюшка, некоторые родители считают, что детям не надо делать замечаний. Особенно они не любят, когда посторонние люди делают замечания – в частности, в храме, когда ребятишки ведут себя не слишком благоговейно. Что Вы можете сказать об этом?

О. Артемий: Дитя будет строптиво, дико, страшно, неуправляемо, если его будут только похваливать и не останавливать, не одергивать в иных случаях, не указывать ему, куда ступить, что молвить. Я отказываюсь понимать тех родителей, которые ревниво осекают взрослых, пытающихся урезонить их детей. Притом что сами родители могут, находясь в храме, совершенно не обращать внимания на своих чад. Их не интересует, что мальчики 13 лет во время литургии, готовясь причащаться Святых Христовых Таин, сидят в углах храма и на Евхаристическом каноне, когда хор поет: «Тебе поем, Тебе благодарим и молимтися, Господи…», режутся в «Морской бой», проявляя таким образом почти что безверие, не думая о том, что они совершенно не готовы приступить к заветной Святыне. Вот почему мы, взрослые, не должны разделять детей на своих и чужих. Каждый ребенок – наш, и каждый ребенок должен быть предметом нашего внимания. Другое дело, что замечания нужно делать с любовью, не теряя сердечной теплоты, памятуя, что мы не дядьки черноморы и не бабки ежки, а те, кто должен самой светлостью лица, серьезностью слова давать пример детям, урезонивая их.

Юный слушатель: У меня к Вам такой вопрос. Чем католики отличаются от русских православных людей?

О. Артемий: Они отличаются от нас тем, что преимущественно живя в Западной Европе, давно потеряли чистоту Православной веры. Я сейчас разбираю не их личные качества, а само вероучение. И, к сожалению, тот Символ веры, который ты, наверное, знаешь наизусть, они исказили и неправильно исповедуют веру в Отца, Сына и Святого Духа. Отличаются еще тем, что считают, что их Римский папа - самый главный, самый сильный и всем может указывать в отношении предметов веры. А мы, православные, и не только русские, но и грузины, сербы, греки, да и всякий человек, независимо от национальности, если только он православный, веруем, что не папа здесь, на земле, управляет Церковью, но сам Господь Иисус Христос управляет ею через равных по чести и правам епископов. Патриарх Кирилл - в России, Патриарх Илия - в Грузии… Поэтому будем радоваться тому, что в наследство от пращуров нам досталась евангельская вера, беспримесная. Истина, сияющая в ее ослепительной чистоте, что делает нас ответственными за усвоение, исповедание истины и проповедание ее среди народов. Будем верить, что юные слушатели «Радонежа», укрепившись в вере и благочестии через воспитание в духе Православия, а может быть, отчасти, и через наши передачи, смогут, когда станут взрослыми, внести и свою лепту в сокровищницу родного Православия.
Меня как священника попросили выступить завтра на одной из секций Рождественских чтений, проходящей в Доме Учителя, со словом о творческом начале в призвании педагога. Педагог – не функционер, не «компетентный профессионал» – узколобый специалист, который, изучив методику, получил все необходимое и достаточное для того, чтобы передавать информацию ее будущим носителям – детям. Никакие компьютеры, ультрасовременные программы и инновации никогда не будут в состоянии заменить живого общения мыслящего, знающего педагога, того, кто дышит любовью к своему предмету, а главное – к ребенку, от сердца к сердцу, от уст к устам передающего накопленное, выношенное, претворенное жизненным опытом знание. Где готовят педагогов? Педагог сам должен к этому готовиться, и готовиться всю жизнь, всегда оставаясь учеником. Уча, мы учимся сами... Сегодня, слава Богу, светские педагоги имеют возможность обмениваться опытом и учиться в образовательных учебных заведениях Русской Православной Церкви. У нас есть Учительская семинария – в Москве, на улице Никольской, при храме святителя Алексия. Есть у нас замечательная Педагогическая академия Николая Васильевича Маслова, организующая Глинские чтения, собирающие в Сергиевом Посаде педагогов со всей России. В Институте повышения квалификации учителей сегодня действует Отделение православной педагогики. В провинции высоких успехов достигли отдельные высшие учебные заведения. Например, в Курске, Рязани – очень сильные педагогические кафедры, где куются кадры и пополняется педагогическая кузница. Назову Педагогический университет в Рязани, где, помимо кафедры теологии – по некоторым оценкам, одной из самых передовых в стране, работают очень сильные кафедры истории и литературы, заквашенные христианской культурой. И поэтому, дорогие друзья, если вы действительно интересуетесь подобными школами, курсами, семинарами, вы можете найти для себя в сокровищах Интернета то, что будет вам удобно, что импонирует вам, чтобы обогатить свою сердечную кладовую умением и, прежде всего, знанием, христианским переосмыслением той дисциплины, гуманитарной или естественной, которой вы владеете. Таким образом вы сможете послужить современному школьнику в обычной государственной школе.

Ведущая: Батюшка Вы сейчас затронули тему Интернета и православных страниц в нем. Я хочу продолжить эту тему и сказать, что, в частности, на «Русской линии» есть Ваша статья – интервью «Беседы о подростковом возрасте», где можно найти много интересных материалов на тему воспитания и Православия.

О. Артемий: Первый раз вижу эту статью, очень интересно, благодарю Вас. Надо будет ее изучить. Не знаю, соглашусь ли я с автором этого интервью... Кто это Вы говорите? Протоиерей Артемий Владимиров?.. Наверное, рациональное зерно здесь все-таки есть. Все же, он у нас, если я не ошибаюсь, с 1983 года трудится в педагогике… Недавно мне сообщили, что есть какой-то форум, где некий ученый уже обсуждает «преступления» Вашего покорного слуги в области педагогики, говоря, что его и близко нельзя подпускать к детям. Это какое-то общество атеистов, базирующееся  в Университете. Меня это радует, потому что там, где скрещиваются копья, где звучит критика, здоровая или нездоровая, наверное, всегда можно подвести определенную черту, или знаменатель и разобраться, о чем же говорят и в чьих интересах говорят. Будем надеяться, что история, а прежде всего, наши дети оправдают православное священство от педагогики. Вы знаете, вчера мне было так радостно служить в Успенском Соборе Кремля на Татьянин день и видеть более сорока священников, закончивших Московский университет. Притом что это не одни гуманитарии, как я, есть и представители точных наук, и большинство из этих батюшек конечно же любят трудиться в сфере образования и воспитания. Нас мало, но нас будет больше. Дай Господи, чтобы священство наших городов было солью земли и светом мира и, не дожидаясь милости от природы, точнее от Минобраза, мы бы искали возможности воздействовать на умы и сердца наших милых детей, которых, видимо, сегодня несколько подморозила погода. Я напоминаю вам, дорогие друзья, что у нас все-таки не педагогический форум, мы не призваны обсуждать со взрослыми эти проблемы, но уж если они дозваниваются – милости просим. Алло, алло, детишки-ребятишки, вроде бы, каникулы уже кончились; вроде бы уже давно началось второе полугодие. Ребята, где вы? Где косички, где реснички, где наши постоянные радиоприхожане? Давно, видимо, мы не брали в руки шашек, и дети не были настроены на сегодняшнюю встречу. Я бы хотел объявить детям (и взрослым тоже). Вы знаете, с детьми ведь надо говорить по-взрослому, не в том смысле, чтобы посвящать их в запретные темы, а в том, чтобы приобщать их к доброму, высокому миру взрослых, через что дети, как молодой бамбук, сами вытягиваются, выпрямляются и чувствуют, что жизнь – это серьезная вещь. Нужно уметь отвечать уже в подростковом возрасте за каждое произнесенное нами слово.

Ведущая: Еще один вопрос. Добрый вечер!

Слушатель: Это Димитрий из Московской области. Батюшка, у меня к Вам вопрос, который меня беспокоит очень давно. Музыка групп Led Zeppelin, Deep Purple является сатанинской, или это все сказки?

О. Артемий: Какие-то Вы уж совсем доисторические группы воскресили пред нами – это же времена нашей юности, и вообще, прошлое тысячелетие. Я думаю, что Вам самому легко будет разобраться в этом вопросе. Каким образом? Очень просто. Помните, в Евангелии сказано: «По плодам их узнаете их». Во-первых, внимательно посмотрите на их фотографии. В Интернете, я думаю, сейчас можно найти не только портреты этих властителей дум молодежи 70-х годов, но и рассказ об их жизненных судьбах: о том, как они начинали, чем кончили. Если Вы узнаете, что кто-то погиб от наркотиков, кто-то, вступив в восьмой брак, пожелал расторгнуть его ради девятого, то сразу сделаете определенный вывод. Потому что по образу жизни нужно судить о самом деятеле культуры, искусства, политики. Второе – это, собственно, содержание музыкальных произведений. Можете с помощью Ваших друзей найти расшифровки их песен, чтобы не просто очаровываться ритмом, но узнать, о чем, собственно, он поет – этот самый Zeppelin или Purple, что он воспевает, что прославляет – шила в мешке не утаишь, не правда ли? Если Вы слышите, как Beatles, кумир молодежи 60-х, поет песню «Люся в бриллиантовом небе», а потом узнаете, что это – пропаганда наркотика ЛСД, то совершенно очевидно, что сама мелодичность исполняемого произведения ничего не стоит в сравнении с губительной пропагандой этого наркотика, погружающего в галлюцинации и делающего человека сумасшедшим при открытых глазах и в бодрствующем состоянии. Если Вы глубоко знаете историю движения рок-музыки, Вы заметите, что от известного лиризма Beatles (а их музыка еще строится на началах гармонии) впоследствии, при усилении шумов, ритмов, группы тяжелого рока деградировали, добиваясь своего эффекта крайним примитивизмом слов и мелодий. Я был бы рад, дорогой мой, если, помимо изучения наследия западных рок-групп, Вы почаще бы включали радио «Орфей», работающее чуть ли не круглосуточно. Действительно, мы имеем уникальную возможность вот так, по радио, как в старину, приобщиться к миру высокого классического искусства. Узнать имена и произведения классиков музыки как отечественной, так и зарубежной, и сформировать свой эстетический вкус, повысить свою культуру, в свете которой Вам будет уже так легко разобраться в упомянутых Вами группах. Благодарю Вас за вопрос, дай Вам Бог здоровья.
А мы, дорогие дети, приглашаем вас в следующий раз не хлопать ушами, но задавать больше вопросов, тем паче, что и тема была сегодня весьма интересная – «ослиный возраст». Чем похож иной мальчик на ослика, который упирается четырьмя копытами и, несмотря на понукание хозяина, не хочет сделать ни одного шага вперед? Будем надеяться, однако, что кротость, послушание, усидчивость и работоспособность станут главными характеристиками нашей молодежи.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+