Перейти к основному содержанию

23:21 27.11.2021

Александр Невский и Великая Победа, часть 1

29.10.2021 19:26:27

Прямой эфир от 07. 09. 2021. 22. 00. У микрофона Виктор Саулкин. 

Часть 1. Кинофильм «Александр Невский», либералы-русофобы и православные псевдоревнители

В 2008 году на российском телевидении был запущен проект «Имя России. Исторический выбор 2008». Телезрители из имен великих русских людей – государственных деятелей, ученых, писателей, композиторов и художников – должны были выбрать имя человека, который, по их мнению, может олицетворять Россию, являться воплощением лучших качеств русского человека. Именем России стал святой благоверный князь Александр Невский.

Думаю, огромное влияние на выбор имени Александра Невского оказал гениальный фильм Сергея Эйзенштейна, который был снят в преддверии Великой Отечественной войны. Кинокартина «Александр Невский» является шедевром не только советского, но и мирового киноискусства (что признано всеми историками кино у нас и за рубежом), но во многом определяет национальное самосознание нашего народа и в ХХI столетии.

В год 800-летия святого благоверного князя Александра Невского этот шедевр отечественного кинематографа будет не раз демонстрироваться по телевидению. И это естественно: ничего лучшего о князе Александре Невском до сих пор не создано и вряд ли появится в ближайшие годы. И дело не только в таланте и мастерстве гениальных Сергея Эйзенштейна, Сергея Прокофьева, Эдуарда Тиссе и Дмитрия Васильева. Чтобы создать такое мощное эпическое кинополотно, мало одного таланта. Надо очень тонко чувствовать и осознавать, что живешь в то время, когда вершится на твоих глазах великая история, решается судьба твоей Родины и родного народа.

«А Баба-Яга против!»

Но, замечу, далеко не всем нравится фильм Эйзенштейна.

Есть небольшая, но очень шумная часть нашего общества, которая всегда выступает против того, что дорого большинству народа. Такое впечатление, будто они живут и действуют по советскому мультфильму «Баба-яга против!».

Их возражения в основном относятся не к области киноискусства или спорам по историческим неточностям в фильме, но имеют под собой вполне четкое идеологическое основание.

Фильм «Александр Невский», по их твердому убеждению, это «сталинская пропаганда», «сталинский миф», раздувание шовинизма и ненависти к Западу.

Несколько лет назад в передаче Сванидзе «Суд времени» мы имели возможность наблюдать, как историки либеральных взглядов выплескивали свои обиды не только на «рабский народ» и «тысячелетнюю традицию деспотического правления» в «этой стране», но и нашли виновника всех русских бед и несчастий.

Российские либералы, наконец, определили того, кто мешает им осчастливить «этот» народ. Виновником провала всех либеральных проектов в России оказался св. блгв. князь Александр Невский. Именно благоверный князь, по мнению российских либералов, основал «полицейское государство», с которым им, бедным, приходится бороться и в ХХI веке.

Действительно Российское государство построено на том духовно-нравственном основании, которое завещал потомкам святой князь Александр. Русская цивилизация, Русский мир стоит и будет стоять на завете Александра Невского: «Не в силе Бог, а в Правде».

Пожалуй, самое выдающееся открытие из всех устроивших суд над святым Александром Невским сделал профессор Пивоваров. Мы услышали настоящий шедевр либеральной мысли: «Богомерзкий Сталин создал отвратительный культ Александра Невского и лживый миф о нем. До революции этого не было».

Пивоваров, а вместе с ним и прочие обвинители дружно утверждали: «Именно Невский и заложил основы самодержавия, деспотизма, полицейского государства… Именно Невский виноват, что к власти в стране пришли большевички».

Пивоваров с комиссарским напором, будто на митинге, вбивал в сознание зрителей: «Невский - это идеал Сталина. Выбрав именем России Александра Невского, Россия выбрала ставленника Сталина».

Когда же попытались напомнить этим либеральным «судьям», что в создании «мифа о Александре Невском», по их же словам, произнесенным в первой части передачи, виноваты «русские тираны» царь Иоанн Грозный и Петр Первый, а также императрица Екатерина, Пивоваров смутился ровно на секунду: «Да, виноваты и они. Они соучастники». Но не дал себя сбить с мысли: «Повторяю, этот ложный отвратительный миф об Александре Невском навязал нашему народу богомерзкий Сталин». По мнению Пивоварова, «соучастники (!) Сталина», Иоанн Грозный и Петр I, как и диктатор, создавали культ Невского, так как были исполнены ненависти к Западу». Т.е. вся Русская история – это сплошная ксенофобия, отсутствие толерантности и братской любви к западным христианам.

«Соучастники» - царь Иоанн Грозный, император Петр Великий и Иосиф Сталин

Надо признать, что отчасти с Пивоваровым можно согласиться. Действительно Александра Невского почитали и Русские государи, и глава Советского государства Иосиф Сталин.

Святого благоверного князя Александра русские люди почитали всегда, но торжественное прославление его состоялось в царствование государя Иоанна Васильевича Грозного на Стоглавом соборе в 1547 году.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по имени святого благоверного князя Александра Невского. Основана лавра была после Полтавской битвы. Царь Петр Алексеевич вручал новую столицу Российского государства небесному покровительству святого благоверного князя Александра.

На берегах Невы, где Александр Невский громил вторгшихся в русские владения шведов, Царь Петр основал вторую столицу России. В 1723 г. государь Петр Алексеевич перенес мощи святого князя-ратоборца в северную столицу Российской империи, в Александра Невскую Лавру.

Петр I сам занимался разработкой проекта нового государственного ордена Александра Невского. Новый российский орден предназначался «в награждение подвигов» на полях брани, то есть с самого начала он мыслился как военная награда.

Но государь не успел утвердить орден. После его кончины волю царственного супруга исполнила императрица Екатерина I. 21 мая 1725 г. по завещанию Петра Великого высочайшим указом была учреждена одна из высших наград Российской империи – Орден Святого Александра Невского. Единственная из высших наград, которая существовала и в Российской империи, затем в Советском Союзе, а сегодня в современном Российском государстве.

Поэтому Пивоваров действительно прав, в прославлении святого благоверного князя Александра Невского и в его всенародном почитании «виновны» и первый Русский царь Иоанн Васильевич Грозный, и первый император Всероссийский Петр Великий, и императрица Екатерина Великая. Прав профессор-либерал и в том, что культ Александра Невского в ХХ веке «навязал народу Сталин».

Не только православные, но подавляющее большинство нашего народа в ХХI веке назвали Александра Невского «именем России», воплощением ее славы, доблести и любви к родной земле, потому что с детства в их сердце вошел образ светлого князя-витязя, который они увидели в гениальной кинокартине Эйзенштейна, созданной в предвоенном 1938 году.

«Обезбоженный патриотизм»?

В том, что российским либералам ненавистен Александр Невский, нет ничего удивительного. Вполне понятно и то, почему великий фильм Эйзенштейна они с глубоким возмущением называют «сталинской агиткой» и «пропагандистской фальшивкой». Вся советская эпоха для либералов – «черная дыра» Российской истории, в которой не могло быть ничего доброго.

Но недавно с изумлением узнал, что и некоторые православные патриоты считают фильм «Александр Невский» сталинской пропагандой. Оказывается, фильм глубоко оскорбляет благочестивые чувства некоторых православных патриотов. Сколько поколений наших соотечественников, невоцерковленных и верующих православных людей с детских лет полюбили этот фильм, полюбили образ Александра Невского, замечательно воплощенный на экране великим русским актером Николаем Константиновичем Черкасовым. Но, оказалось, все мы, наивные кинозрители, не заметили главного: перед нами сталинская пропаганда и создатели киноленты послушно выполняли пропагандистский заказ безбожного коммунистического режима. И особенно проницательные православные публицисты сумели наконец разоблачить замысел воинствующих безбожников и открыть нам глаза на то, ради чего снимали картину. Как выяснилось, главной задачей картины было исказить образ святого князя, а истинный патриотизм русских людей подменить на некий ложный, советский. И как это мы, темные и несмышленые, до сих пор этого не понимали!

Недавно в статье православного автора Натальи Иртениной прочел такие слова: «Фильм «Александр Невский» С. Эйзенштейна — киноотражение советского обезбоженного, выхолощенного патриотизма».

 Автор признает, что кинолента «входит в фонд золотой классики советского и мирового кинематографа и доныне считается шедевром раннего киноискусства. Фильм до сих пор смотрят и им восхищаются — далеко не только специалисты в области кино, но самые обычные зрители». Но выносит свой безапелляционный строгий приговор: «Внутри сегодняшнего возрожденного русского православного дискурса это кино ну никак не может претендовать на статус произведения духовно-патриотической тематики, невзирая на то что центральный его образ — князь Александр Ярославич».

Почему же автор статьи так уверена, что гениальный фильм, на котором воспитывалось не одно поколение наших соотечественников, «ну никак не может претендовать на статус произведения духовно-патриотической тематики»?

А вот почему. Она возмущена тем, что «в фильме представлять Александра Невского как святого воителя, воина Христова, борца за православную Русь, советское руководство не собиралось. Стояла задача отделить личность князя от ореола его святости и церковного почитания. Эйзенштейн эту задачу превосходно выполнил».

Удивительно, а за какую же Русь в фильме Александр Ярославич сражается, неужели за социалистическое Отечество?

Оказывается, не нравится автору пафос фильма, чудится ей в картине Эйзенштейна пародийность (?!) и слышатся агитационные лозунги: «фигура князя, прочие персонажи, подчеркнуто демократически трактованные, осовремененные вплоть до исторических нелепостей и пародийности, его лозунговость (рефрен «Вставайте, люди русские» и пр.), карикатурно-утрированные образы немцев — вся эта пафосная стилистика несет на себе исключительно агитационную нагрузку».

Нет, я все понимаю, «проклятая совдепия», «проклятые большевики», это понятно. Но увидеть пародийность в фильме? И чем же ей рефрен «Вставайте люди русские» не угодил?

Всем известно, что в то время были гонения на Церковь, в стране шли одна за другой богоборческие кампании, священники были объявлены одними из классовых врагов и противников нового строя. Поэтому неудивительно, что в фильме князь Александр не осеняет себя крестным знамением, не берет благословение у владыки новгородского, нет в картине хоругвей русского воинства с вышитыми образами Спасителя и Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, а лишь знамена с Владимиро-Суздальским барсом-леопардом. Значит не надо было снимать фильм?

И автор статьи прекрасно понимает, в каком историческом контексте приходилось снимать картину «Александр Невский.» Она пишет: «До середины 1930-х годов любые позитивные отзывы о русской культуре, великой русской истории, созидательно-державной роли русского народа и даже просто интерес к этим темам записывались в разряд великорусского шовинизма. Русская тематика не просто подвергалась поношению, но была под запретом, а своих выразителей и исследователей могла привести на лагерные нары. Великие фигуры русской истории — правители, полководцы, святые оплевывались как представители «кроваво-феодального антинародного режима». Это было время тотального господства революционного интернационала, в котором ничему русскому нет места».

Тем более надо понимать, что в то время само появление на экране князя Александра, «представителя эксплуататорских классов», было событием, еще совсем недавно в СССР немыслимым! Фильм о князе, да еще о святом!

Пламенные революционеры приходят в ярость...

Чудом можно считать уже то, что под личным кураторством Сталина снимают фильм не о Ленине и Свердлове, других героях Октября, которых пытались утвердить в пантеоне новых «святых» советской власти, а снимается кинокартина о святом Русской Православной Церкви, благоверном князе. И это отступление от догматов «классовой борьбы» вызвало искреннее возмущение и гнев в среде многих пламенных революционеров.

Выступая в печати и на собраниях, эти борцы с русским великодержавным шовинизмом гневно называли фильм «Александр Невский» националистической фальшивкой. И судя по масштабу критических выступлений, эти хранители идей революции, верные ленинцы-интернационалисты в то время обладали значительным влиянием в стране.

Некий тов. Гурвич на заседании президиума Союза советских писателей с активом подверг глумлению фильм «Александр Невский» только потому, что ему не понравилась сцена, где Охлопков в роли Василия Буслаева с оглоблей в руках бьет врагов в железных латах...

Эта публика, устраивая травлю фильма даже придумала термин «кузьма-крючковщина». Ну и, естественно, обвиняли авторов фильма в «квасном патриотизме».

Не могли успокоиться, что героем киноленты стал князь. Ведь совсем недавно в ходу было учение русофоба Покровского о всей истории России как «темном прошлом», в котором князья и цари жестоко угнетали простой народ.

Гурвич выражал мнение значительной части партийных товарищей, отмечая в новых произведениях советского патриотического искусства четкие аналогии с дореволюционным российским имперским патриотизмом.

Был среди критиков и Александр Довженко. Он в своем выступлении приводил анекдот, отражая настроение революционной творческой интеллигенции, возмущенной фильмом: «Папочка, скажи, какой царь, кроме Петра, был еще за Советскую власть?!» — А папа отвечает: «Александр Невский».

А писатели и сценаристы Абрам Раскин и Морис Слободской создали пародийный сценарий «Созвучный феодал», где за основу взят «псевдобылинный стиль» «Александра Невского».

Верные интернационалисты-ленинцы сопротивлялись яростно. Но с появлением картин «Александр Невский» Эйзенштейна и «Петр Первый» Петрова наступил коренной перелом в политике государственной власти, изменилось отношение к русской истории.

 Новая сталинская доктрина советского патриотизма воспринималась многими большевиками как отход от идеалов интернационализма и классовой борьбы и поворот к русскоцентричному национализму старого образца. Их возмущала «национализация», которую они заметили во всех областях искусства, живописи, театре опере. Например, убежденный интернационалист Владимир Блюм, театральный критик и публицист, 31 января 1939 г. обратился с озабоченным письмом прямо к Сталину.

Намекая на постановку оперы Глинки «Жизнь за царя» (под названием «Иван Сусанин»), возобновленную на сцене Большого театра, и на фильм «Александр Невский», Блюм сетовал на антипольские и антинемецкие тенденции в советском искусстве последних месяцев. «В связи с этим, — пишет Блюм — искажался характер социалистического патриотизма — который иногда и кое-где начинает у нас получать все черты расового национализма... Мы не можем питать вражды к расе, к народам».

Блюм видит в обращении советского патриотизма к мотивам и личностям из русской истории аналогии с расовой идеологией фашистов и буржуазным русским национализмом.

Надо хотя бы представлять сегодня, какое мощное сопротивление твердолобых большевиков пришлось переломить Сталину защищая фильм и Сергея Эйзенштейна от травли, требуя прекратить «огульное охаивание патриотических произведений».

Надо заметить, что верные марксисты-ленинцы все правильно почувствовали. Фильм Эйзенштейна действительно не имел ничего общего с идеями пламенных революционеров. И был настоящим шедевром кинематографа, что отметил даже явный противник Советского Союза французский фашист Робер Бразийяк, признавая эпическую мощь кинокартины, созданной в Советском Союзе.

Бразийяк писал с нескрываемой завистью: ««Александр Невский» в реальности — прекраснее, чем «фашистские» фильмы. Ничто не напоминает о марксизме в этой военной песне славянского народа, и белокурый герой фильма займет место в нашей памяти не рядом с Лениным, и не с Петром Великим, но рядом с Роландом, Зигфридом, Парсифалем. Этот фильм следовало бы создать в нацистской Германии, если бы у нее был гений кино».

Французский фашист точно замечает, что в фильме ничто не напоминает о марксизме, но кинокартина – настоящий эпос, военная песнь славянского народа.

 Сталин готовил страну к близкой войне ясно понимая, что русские люди будут сражаться за родную землю, а не за «торжество учения Маркса-Энгельса-Ленина».

И потом, уже во время великого парада 7 ноября 1941 г., когда немцы стояли у стен Москвы, он призовет имена святых и великих русских полководцев: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

Совершенно очевидно, что именно во время военных испытаний восстанавливалась священная нить Русской истории, которую навсегда пытались прервать «пламенные революционеры» в 1917 г.

«Вставайте, люди русские, за нашу землю светлую!»

Но православного публициста Наталью Иртенину возмущает, что в картине Эйзенштейна в 1938 году не слышно призыва сражаться за Святую Русь: «Да и сам князь Александр, призывая русских людей встать на защиту отчизны, впадает в несообразную лирику, взятую как будто из популярной советской песни тех лет: «За родные леса, поля, реки…» («Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек»).

Надо заметить, что автор критической статьи либо плохо помнит фильм, либо сознательно перевирает слова, сказанные князем Александром в фильме. Князь обращается к новгородцам на вече: «Монгол залег на Руси от Волги до Новгорода. Немцы идут с запада. Русь между двух огней. Ты один остался, Господин Великий Новгород. Встань за отчизну, за родную мать! Встань за русские города, за Киев, Владимир, Рязань. За родные поля, леса и реки, за великий наш народ!»

Интересно, а что бы ответили бойцы и командиры Великой Отечественной, если бы им сказали, что призыв сражаться за Отчизну, за родную русскую землю, за родные поля и реки, за великий наш народ это «несообразная лирика»?

Хочется посоветовать уважаемой православной писательнице почитать Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом», великую поэму «Василий Теркин», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Константина Симонова, чтобы понять, почему слова «Вставайте, люди русские, за нашу землю светлую» не казались нашим воинам агитационным лозунгом.

Они жизни свои отдавали за нашу землю. И удивительно, что сегодня не только либералы, но и некоторые православные авторы готовы свысока поучать тех, кто в то время всем сердцем принял гениальный фильм, услышал призыв стоять насмерть за родную землю, как стояли русские люди в ХIII веке. Неужели православная писательница считает, что патриотизм тех бойцов и командиров, которые бросались с гранатами под танки и стояли насмерть под Москвой и в окопах Сталинграда, был каким-то «обезбоженным»? Разве не к ним относятся эти евангельские слова: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13)?

Не раз замечал, как люди, не имеющие представления о войне, пытаются давать «духовную» оценку поступкам воевавших людей и при этом легко впадают в высокомерное фарисейство.

О том, какое влияние оказал фильм «Александр Невский» на поднятие боевого духа, желание защищать Отечество в грядущей войне с Третьим рейхом, сказано и написано очень много. Об этом свидетельствовали люди, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной. Многие из них этот фильм пересматривали не один раз перед войной, затем кинолента в годы войны шла в кинотеатрах по всей стране.

 Понимаю, конечно, что строгой православной даме не нравится этот «обезбоженный, выхолощенный советский патриотизм». Но одержали Великую Победу в Священной Великой Отечественной войне в том числе и воспитанные в атеистическое время советские люди. Они были насильно оторваны от Церкви богоборцами. Но были воспитаны на великой русской классической литературе и на таких фильмах, как «Александр Невский».

И хотя верующих среди этого молодого поколения было немного, но они не различали советский патриотизм и впитанную с молоком матери любовь к Русской земле. Как сказал Иосиф Сталин послу США Аривеллу Гаримману: «Они воюют за свою Матушку-Россию».  И Господь даровал нашему народу Великую Победу на Пасху 1945 года.

А великая песня-набат Прокофьева «Вставайте, люди русские» стала предшественником великой песни-гимна «Священная война» («Вставай, страна огромная!»). Послушаем, как звучали эти слова в преддверии скорой неизбежной войны:

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю светлую!

Живым бойцам - почёт и честь,

А мёртвым - слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю светлую!

На Руси родной,

На Руси большой

Не бывать врагу!

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная Русь!

Поднимайся, встань,

Мать родная Русь!

«Мать родная Русь», «За нашу землю светлую». По-моему, и до наших дней ничего более духоподъемного, призывающего встать за землю Русскую, не создано.

Величайший гимн «Священная война» – это продолжение темы гимна из «Александра Невского». И как перекликаются слова двух великих песен:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!..

 

…Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Хотя, вполне возможно, что уважаемая православная писательница и публицист и в этих словах тоже видит «пафосную стилистику, которая несет на себе исключительно агитационную нагрузку».

Вот только до сих пор при первых аккордах «Священной войны» все мы становимся мгновенно сосредоточены внутрь сердца своего. Это одновременно и чувство преумножения силы духа для борьбы с врагом, и гордость за наших воинов-победителей, и скорбь за погибших родных, и гордость за величие нашей русской земли, и радость и тревога за будущие поколения... И точно такие же чувства большинство из нас испытывает, слушая Прокофьева «Вставайте, люди русские».

«Карикатурные» тевтоны?

А теперь о «карикатурно-утрированных образах немцев» в фильме «Александр Невский».

Германские рыцари методично, с непреклонным упорством покоряли земли разобщенных и погрязших в междоусобицах прибалтийских славян. А затем, утвердив свое господство над племенами латышей и эстонцев в восточной Прибалтике, вторглись на русские земли. Остановлен этот «натиск на Восток» был в 1242 году на льду Чудского озера князем Александром Ярославичем.

В Третьем рейхе активно утверждалась преемственность Германии с воинственными героическими предками, огнем и мечом покорявшими соседние народы. Особенно почиталась доблесть суровых рыцарей Тевтонского ордена.

Нацисты считали себя прямыми потомками тевтонских рыцарей и своей задачей ставили борьбу за достижение господства германской нации на Востоке. И уничтожение вермахтом восточных славян сравнивалось с беспощадным истреблением тевтонскими рыцарями язычников. Немцам внушали, что они выполняют на восточных территориях особую историческую миссию.

Выступая в Мариенбурге, А. Розенберг говорил: «Германия восстает из пепла в совершенно новой форме… Это форма государственности, присущая Тевтонскому ордену».

В документальном фильме «Триумф воли» Гитлер утверждал, что нацистская партия «будет подобна ордену». И всегда повторял, что этот новый орден «должен гарантировать стабильность формирования немецкой воли». Нацистская пропаганда постоянно напоминала о преемственности между Третьим рейхом и средневековым рыцарством. Восточную Пруссию часто называли «страной Немецкого ордена».

Такое образное название прочно закрепилось за СС, организацией, возглавляемой Г. Гиммлером. Он сам говорил: «СС – это солдатский, национал-социалистический орден нордических мужчин, присягнувших на верность их родам».

У «черного ордена» СС были разработаны свои ритуалы, напоминавшие средневековые. А рейхсфюрер СС Гиммлер действительно напоминал Великого Магистра.

В орденском замке Вевельсбург проходили собрания «высших посвященных» ордена. На заседаниях у Гиммлера за «круглым столом» сидело двенадцать обергруппенфюреров. В залах замка находились подлинные средневековые мечи, щиты, доспехи, одежда и драгоценности реальных исторических лиц. Церемония принятия присяги при вступлении в СС проводилась аналогично посвящению в рыцари.

Одним из символов эсэсовской элиты был кинжал. Наиболее отличившиеся получали из рук Гиммлера почетный меч. Награждение проходило в традициях средневековых рыцарских орденов. Это еще раз указывает на преемственность тевтонских традиций.

Хорошо известно о связи идеологии нацизма с учением созданного в 1918 г. оккультного общества «Туле». Изображенная на гербе «Туле» свастика стала одним из главных символов нацистской пропаганды. Верхушка Третьего рейха верила в свою мистическую связь с великими предками. Гиммлер, как я уже писал, считал себя воплощением короля Генриха I Птицелова, покорявшего славянское Поморье.

Нацисты верили в миф о Копье всевластия, якобы обладающем мистической силой. Это было копье Оттона III, хранившееся в венском музее «Хофбург». В прошлом владельцами священной реликвии объявляли себя почти все магистры Тевтонского ордена. После аншлюса Австрии артефакт был торжественно перевезен в Германию.

Если же говорить о карикатурности в изображении тевтонских рыцарей, то типажи подобраны очень выразительные и точные. Магистр Ордена в исполнении мхатовца Владимира Ершова – породистое суровое лицо, чеканный профиль римского патриция. А «доблестный рыцарь Хубертус», которого магистр жалует титулом старшего князя русских земель и князем Псковским, и «доблестный рыцарь Дитлиб», которого назначают князем новгородским, – настолько типичные германцы, что вполне бы подошли в качестве моделей для картин о нибелунгах художникам Третьего рейха. Какая же тут карикатура? Именно такие «истинные арийцы, беспощадные к врагам рейха» пришли на нашу землю 80 лет назад, в 41-м.

Германская военная машина, несущая смерть и разрушение

Несомненно, Сталин знал о том, что происходит в Германии. Фюрер Третьего рейха призывал германский народ искать на востоке «жизненное пространство». Тевтонский «Дранг нах Остен» обретал второе дыхание.

Знал Сталин и о том, какую сокрушительную мощь набирает военная машина Третьего рейха.

И мощь этой грозной и беспощадной силы с огромной художественной выразительностью сумел изобразить на экране Сергей Эйзенштейн. А гениальный Сергей Прокофьев написал такую музыку к фильму, что картину «Александр Невский» некоторые искусствоведы даже называют «кино-оперой».

Эйзенштейн отмечал, что в фильме есть сцены, где изображение смонтировано по заранее записанной музыкальной фонограмме, а в некоторых случаях музыка была написана по готовому зрительному образу. Музыкальные материалы Прокофьев объединил в кантату «Александр Невский», включающую семь частей, соответствующих основным темам киноленты: «Русь под игом монгольским», «Песнь об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Поле мертвых», «Въезд Александра во Псков».

 Сергей Эйзенштейн, родившийся в Лифляндии в семье главного архитектора Риги Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны Конецкой, вероятно неплохо чувствовал германскую культуру и дух остзейских баронов, потомков рыцарей-крестоносцев.

Но и православную культуру режиссер впитал с молоком матери. Его крестной матерью стала бабка Ираида Конецкая, купчиха первой гильдии. Ираида умерла от инсульта на паперти храма, молясь перед надвратной иконой. А дед по материнской линии Иван Конецкий был родом из-под Новгорода, из города Тихвина. В Петербурге Конецкие жили у Александро-Невской лавры, в их доме бывали калики перехожие, певшие духовные стихи и былины. Прапрадед Эйзенштейна Алексей Патловский построил церковь в Александро-Невской лавре. Дед режиссера Иван Конецкий похоронен в Александро-Невской лавре.

И поэтому Сергей Эйзенштейн, архитектор и театральный художник-декоратор, посещавший с родителями Европу, получивший прекрасное образование, владевший несколькими языками, хорошо знавший германскую культуру сумел создать очень сильный образ тевтонских рыцарей. А Сергей Прокофьев написал необычайно мощную музыку, которая с огромной выразительностью подчеркнула зловещую силу Тевтонского ордена.

Интересно мнение современных неонацистов, поклоняющихся древним германским богам, которые уверены, что в фильме  вовсе не карикатурно показаны рыцари Тевтонского ордена. Эти поклонники Гитлера и Гиммлера с почтением пишут о том, как изображены рыцари в фильме:

«Орлы, рога, когти, вскинутая в римском салюте ладонь (рыцарь Дитлиб), свастика на митре епископа - всё это создает целостное представление о «Силах абсолютного Зла», оформленного в эстетически привлекательную и завораживающую форму, скрывающую волевые нордические черты лица».

Неонацисты с восхищением отмечают: «Тевтонский орден в картине есть представление об архетипичной германской военной машине, несущей упорядоченное разрушение».

Именно эта архетипичная германская машина, воплощение «силы абсолютного зла», которой восхищаются нынешние последователи Гитлера, обрушится 22 июня 1941 г. на Русскую землю стальными танковыми клиньями и беспощадными ударами воздушных эскадр люфтваффе.

Эйзенштейн в своих мемуарах писал: «В обстановке зверств фашистов XIII века – незабываемым образом железной тупорылой свиньи из рыцарей Тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков».

Нет, в фильме совсем не гротескно-карикатурно изображены германские рыцари. И хорошо чувствовали правду фильма о безжалостной и беспощадной мощи германской военной машины люди, пережившие Великую Отечественную войну.

Напомню, в битве на Курской дуге германские бронетанковые войска применяли такое же построение, что рыцари Тевтонского ордена. Впереди, проламывая нашу оборону клином шли тяжелые «Тигры» и «Пантеры», за ними средние танки и самоходные орудия «Фердинанды».

«Все, что непокорно Риму, должно быть умерщвлено»

Критикующая фильм православная дама возмущается тем, что образ креста в фильме связан с вражеской силой:

«Другая не менее яркая картинка, много раз повторяющаяся, — агрессивно-угрожающие жесты немецкого орденского духовенства, когда они вздымают над собой наподобие оружия большие распятия, и вообще навязчивые мотивы «вражеского символа» — креста в видеоряде фильма. Так, в сцене казней псковичей мы видим частокол крестов и распятий. Пускай эти кресты латинские — но фильм адресовался главным образом молодому поколению, которому предстояло воевать и которое уже не понимало разницу между православием и католичеством».

Во-первых, сознание даже невоцерковленных русских людей на генетическом уровне отличало и отличает православный крест и латинский, под которым с ХIII века шло наступление на русские земли. А всего через три года после выхода картины по русской земле ползли танки именно с этими тевтонскими крестами на броне, а небо заполнили самолеты с такими же черными крестами на крыльях.

Во-вторых, музыкальная тема крестоносцев в фильме – это старинный григорианский латинский гимн «Peregrinus Expectavi» - «Песнь пилигрима». А вот перевод этого зловещего песнопения, гимна крестоносцев:

Я, паломник, бью ногами

По земле, как по кимвалу.

Трепещу я перед боем,

Бью ногами, словно кони.

Крестоносцам дай победу,

А врагов сживи со свету.

Я, паломник, бью ногами

По земле, как по кимвалу.

Воинственный латинский паломник просит у Бога победу рукам, несущим крест, и гибель врагам, которых собирается сжить со свету. И вполне соответствует исторической правде латинский кардинал, который, благословляя крестоносцев на расправу с псковичами, торжественно возглашает: «Один римский властелин должен быть на земле. Все, что не покорно Риму, должно быть умерщвлено». Но гордо отвечает ему неукротимый пскович Павша: «Не бывать тому. Не пойдет Русь под немца. Бивали мы вас прежде, побьем и ныне!»

 В 1941-м на Русскую землю обрушились новоявленные крестоносцы, у которых на пряжках была надпись «Готт мит унс!» («С нами Бог!»). Отправили германских воинов завоевывать жизненное пространство на Востоке для «геренфолька» (народа господ высшей расы) вожди нацистской Германии, которые поклонялись языческим богам древних германцев и вдохновлялись темными оккультными учениями. И тевтонский крест на германской броне стал для наших людей не символом Креста Господня, но символом темной силы, несущей смерть.

Помните у Николая Рубцова:

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в твои леса и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы,

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России.

Кресты, кресты...

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они- и где-то у осин

Подхватит эхо медленное ржанье,

И надо мной - бессмертных звезд Руси

Спокойных звезд безбрежное мерцанье...

Через три года тевтоны пришли на Русскую землю...

Кстати, зловещая музыкальная тема «Крестоносцы в Пскове» тоже решена Прокофьевым на материале средневековых латинских гимнов. Помните образ католического монаха в черном балахоне, сопровождавшего в битву братьев-рыцарей игрой на походном органе? Специально для фильма была построена абсолютно точная копия средневекового походного органа. О таком обычае рыцарей крестоносцев можно узнать из «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского. По свидетельству ливонского летописца, во время одного из сражений тевтонский священнослужитель по имени Генрих (возможно, сам автор хроники) «пока другие сражались, молился Богу, играя на музыкальном инструменте».

От критиков фильма можно услышать упреки в том, что Сергей Эйзенштейн слишком уж преувеличил жестокость тевтонов, изображая расправу с псковичами. Что вряд ли тевтонские рыцари бросали в огонь детей. Но свидетельств о жестокости крестоносцев в Прибалтике и во время вторжения в Псковскую и Новгородскую земли в летописях немало. В «Повести о Довмонте» сказано:

«1270 год. И паки начаша силу деяти псковичем погании немцы нападением, и ратию пришедше под град, и пожгоша огнем обитель Пречистыя Богородицы на Снятой горе, игумена Иоасафа з братиею в церкви сожгоша...

1299 год. Изгониша немцы посад у Пскова марта в 4-й день, черноризиц и убогих избиша, и жены, и дети, и монастыри немцы пожгоша».

Рассказывают русские источники о сожжении тевтонскими рыцарями монахов, женщин и детей в Снетогорском и Мирожском монастырях. Да и в Старшей ливонской рифмованной хронике сказано, что крестоносцы в 1240 году наполнили псковскую землю «великим плачем».

И потому вполне вписывается в исторический контекст подвешенный на высокой стене белокаменного храма Пскова рядом с барельефом крылатого ангела непокорный пскович Павша, отец Василисы, взывающий: «Идите в Переяславль, зовите Александра! Мертвый Псков ждет тебя, Ярославич!».

А разве не пророчески звучала эта сцена в годы Великой Отечественной войны, когда в оккупированных нацистами русских городах стояли виселицы для партизан и заложников? Вспомним в освобожденном от фашистов Новгороде лежащие на снегу искалеченные скульптуры разрушенного гитлеровцами памятника Тысячелетию России. Слова «мертвый Новгород ждет вас!» вполне могли быть в то время обращены к воинам Красной армии.

Я ребенком видел, как плакали взрослые, когда в фильме крестоносцы бросали в огонь детей. Недавно пережившие войну многие наши люди помнили погибших от рук оккупантов мирных жителей, убитых при бомбежках городов и замученных в концлагерях стариках, женщинах и детях. Помнили, как потомки крестоносцев ХIII века в ХХ веке сжигали города и села на нашей земле.

И поэтому особенное сильное впечатление производила сцена, когда крестоносцы вырывали детей из материнских рук и под звучание строгих латинских хоралов белокурый суровый германский рыцарь, сжимая хрупкие детские тельца руками в кольчужных перчатках, хладнокровно бросал младенцев в пламя костра.

Режиссер писал во время съемок фильма: «Читая летописи XIII века вперемежку с газетами сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в Европе».

Сергей Эйзенштейн считал одной из своих задач внушить нашим людям уверенность в будущей победе над грозным врагом в войне, предчувствие которой было разлито в воздухе. Он желал, чтобы фильм «вселил бодрость, мужество и уверенность и в те части народов мира, которым кажется, что фашизм … несокрушим».

Поэтому в боевых киносборниках с началом войны использовали кадры фильма, на которых Александр Невский, подняв меч, громовым голосом зовет на битву «За Русь!» и ведет дружины на врага, чтобы сломить тевтонов в жестокой сече.

(Продолжение следует.)

Ссылка на аудиоверсию: https://radonezh.ru/radio/2021/09/07/22-00

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

08.11.2021 - 15:54 :

Этот красивый текст на самом деле является апологией этатизма, когда героизм и державные ценности становятся главными. Но Христос не созидал государство и даже не собирался быть его царем, поэтому оставьте кесарю кесарево, а Богу Богово.

10.11.2021 - 02:08 :

А автором этого красивого текста является Виктор Саулкин, информация о чём почему-то опущена. Ну разберитесь между собой наконец.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+