Перейти к основному содержанию

12:12 29.03.2024

Какова должна быть воспитательная роль школы, и должна ли она быть вообще?

12.10.2018 16:01:33

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/10/03/21-00

о. Федор: - Добрый день, братья и сестры. У микрофона протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Вопрос: - Какова должна быть воспитательная роль школы, и должна ли она быть вообще?

о. Федор: - Вопрос волнует всех нас, меня в том числе, потому что у меня дети учатся в школе. Действительно в дореволюционное и в советское время школа декларировала, что она не только передает знания, но и воспитывает человека определенным образом. В постперестроечное время учителей заставили отказаться от этой задачи. И лозунгом стало то, что мы просто предоставляем образовательные услуги, а воспитывать детей школа не должна. То, что мы сейчас имеем такое количество невоспитанной молодежи, результат и этой, в том числе, на мой взгляд, совершенно недопустимой установки. Школьник проводит существенную часть своего времени в школе, в кругу своих школьных друзей. Часто школьные друзья остаются опорой на всю жизнь. Это такое время детства, время яркое, на воспоминаниях о котором многие годы эмоционально держится человек. Это и время формирования личности. Как только школа отказывается от участия в этом формировании, то ребенок, а потом и подросток становится уязвимым от тех, кто от этого не отказывается. Мы все знаем, особенно те, у кого есть огород, что сажать какую-то культуру надо прикладывая труд, ухаживать, поливать, а сорняки все равно растут сами. И если относиться к воспитанию ребенка так же как мы относимся к своему огороду, то мы, конечно, не можем себе позволить его не формировать. Школа должна обязательно выполнять эту роль. Никому в голову не придет сказать, что вырастет на огороде, то и вырастет - надо дать огороду свободу, а мы если что там пробьется, то будем этим питаться всю зиму. Конечно, школа должна воспитывать. А что значит воспитывать? Это два фундаментальных направления труда. Первый - ограничение генерации зла. Второе - направление души человека к добру. И педагог - человек, к которому предъявляются особенные требования. Не такие, как к любому другому профессионалу. Нам все равно, какой слесарь нам прикрутит кран, или какой электрик нам разведет проводку. Нам надо, чтобы он пришел в трезвом состоянии, качественно сделал и ушел. А вот педагог - нет. Он должен быть человеком высоких нравственных качеств. Потому что педагог своим примером этот уровень нравственных качеств задает как планку на последующую жизнь своим ученикам. Или наоборот, передает свои провалы, падения, нравственные ошибки. Это связано с тем, что большую часть переходного возраста ребенок проводит в школе. В это время у него чаще всего есть глубокий конфликт с родителями, когда родители, к сожалению, не являются авторитетом. Это результат многих процессов, которые идут в душе ребенка. Их можно уменьшить при правильном воспитании и общении, но, к сожалению, совсем убрать нельзя. И вот в это время подросток, который не может жить без авторитетов, ищет кого-то другого, старшего, кто может на время, а как ребенку кажется, навсегда, заменить своим авторитетом родителей. Таким человеком может быть педагог или тренер в секции, куда ходит ребенок. Если он отказывается, говорит, что будет только учить ребенка плавать или бросать через бедро, или играть в футбол, мяч забивать, а все остальное: буду жить, как хочу – то  ребенка из такой секции вы заберите. Потому что ребенку достаточно один раз увидеть тренера своего, который сильно напился или ругается или ведет себя подло. Или ребенок знает, что тренер женат, а он крутит с кем-то роман. Это будет настолько разрушительно для детской души, что вы его оттуда сразу заберете, даже если рядом с домом, дешево, удобно, хороший вид спорта. Школа от этого отказываться не может. И даже тогда, когда школьное сообщество декларирует, что школа не играет воспитательную роль - все равно играет. В данном случае отрицательную. Для меня огромное значение имели несколько учителей в моей школе. Колоссальное значение. Их образ, поведение, то, как они себя держали. Когда я учился в Духовной Семинарии с 88 по 92 год – то понял, что преподаватели московских духовных школ были  исключительные люди в смысле того, как они учили нас своим примером, как они себя держали. Как себя вели. Расскажу вам, например, про замечательного преподавателя, который 25 лет преподавал литургику в первых наших классах. Сейчас это он на покое, бывший Астраханский митрополит, служит в одном из храмов Москвы. Митрополит Иона Карпухин. На первом же уроке он опросил всех, а нас было больше 30 человек в классе, насколько мы вхожи в алтарь и разбираемся в богослужении. И дал небольшое задание. На следующем уроке он вызывал и смотрел  в эту свою запись. Тех, кто был хорошо сориентирован в богослужении, видно, что он пономарил, алтарничал, пел на клиросе или читал, и делал какую-то небольшую ошибку, то он мог поставить ему двойку или тройку с минусом. А меня, человека, который ничего не знал, и таких как я, даже буквально за самый общий ответ, например, что после вечерни идет утреня, он ставил пять и хвалил. Вот такая педагогика. Поддерживал тех, кто мало знает, чтобы они не унывали, и смирял и заставлял учиться тех, кто много знал, но надеясь на это, проявлял лень.

Потом такой пример. Шел 91 год. В одном из учебников по истории советского времени Русской Православной Церкви говорилось, что бандиты вывели за территорию Киево-Печерской лавры митрополита киевского и галицкого Владимира Богоявленского, и убили. К этому времени учебнику было уже 3-4 года. Когда учебник составлялся, то об этом было уже можно писать, но о том, что это сделали большевики нельзя. А когда мы учились, мы уже об этом знали. И вот один из учеников задает вопрос преподавателю Юдину, замечательному по масштабам того, что он помнил – настоящая ходячая энциклопедия, о том, почему это было так. Почему такая трусость у составителей учебника? Повисла пауза. Преподаватель говорит: молодой человек, требовать от другого человека подвига безнравственно. Удивительно. В классе тишина. Я запомнил эти слова: подвиг можно требовать от себя. Поведение в рамках нормы ты можешь требовать от кого-то другого, а вот подвига – только от себя. И, конечно, сама обстановка в духовных школах, и в Лавре в целом, поскольку духовная школа в Лавре, может, даже больше воспитывала и передавала знания и навыки христианской жизни, чем учебники и лекции. И вот еще пример. Частый гость радио «Радонеж» отец Александр Шаргунов, вел лекции по посланиям апостола Павла во втором классе. И он однажды заболел. Вызвали уже сейчас покойного архимандрита Исайю (Белова), тоже из Лавры, который был совершенно не готов к лекции. Ему сказали тему. А я сижу за первой партой. В окна видны купола Успенского собора, примерно это же время - желтая листва, очень красиво. Он смотрит в окно, через полминуты начинает произносить лекцию. Удивительно интересную, глубокую, с фактами, переводами. Мы были ошарашены уровнем подготовки этого человека  к любой лекции, получается, потому что  к этой он не был готов, не знал даже и тему. А так как я сидел в первом ряду, мне он был виден слегка сбоку. Я при этом вижу, что он перебирает четки. Человек совершает интеллектуальный труд, от которого у нас рты открыты, и при этом творит Иисусову молитву. Это разговор уже не совсем о школе, но мы все это запоминали, впитывали. Вот как может быть! Это не где-то там подвижники в древних патериках, а вот, рядом с нами.

Вопрос: - Что значит "иго Моё легко есть"? Как понять, что я стяжал Святого Духа?

о. Федор: - Господь на первый взгляд накладывает на человека ограничения. Они особенно современным людям  кажутся тем самым, что называется игом, непонятно зачем возложенным бременем. Зачем это нужно? В это иго включается понятие креста, который дает Господь человеку. Иногда это кажется очень тяжело, но когда человек начинает с любовью ко Христу, с молитвой, смирением это творить и принимать, то оказывается, что это легко. Об этом эти и слова. Иго, которое накладывает Господь, только для внешнего человека кажется непонятной системой тяжелых ограничений.  На самом деле оно приносит радость жизни. Для блудника христианство - система запретов того, что для него является в жизни одним из главных смыслов. А для христианина целомудрие - это мостик, который его воссоединяет с небом. Это источник радости, потому что человек, живущий в грехе, не может быть по-настоящему счастлив, блажен. И это иго, которое накладывает Господь, на самом деле приносит облегчение потому, что приносит оздоровление. Как поход к стоматологу. Вот, болит зуб. Будет больно какое-то время, а потом вы будете нормально жить. Также и с этим игом.

Вопрос: - Спасибо Вам, батюшка, за книгу "Как сделать ребенка счастливым". Пишете ли Вы еще какую-нибудь книгу? У меня дочь преподает в школе, а внук - школьник. Они оба жалуются на то, что когда находятся в классе рядом с электронной доской, плохо себя чувствуют. Нужно, возможно ли с этим бороться?

о. Федор: - По поводу книги - спасибо за Ваши слова. Сейчас мы готовим еще одну книгу. Это будет разговор с юношами и девушками о притчах Христовых. Мы с замечательным редактором Татьяной Коршуновой из издательства «Никея» попытались сделать такую книгу, которая современными подростками читалась бы легко, но книга еще далека от выхода. Что касается Вашего вопроса, то любой родитель должен прятать гаджеты и компьютеры от своих детей как можно дольше. Когда наступает момент невозможности прятать дальше (когда электронный дневник и задания даются через интернет, а школа приучает работать с интернетом, иначе человек в реальной жизни не сможет получить профессию), все равно мы должны биться, чтобы это было дозированно и строго под нашим контролем. Я всем нашим прихожанам - а в воскресение мы проводили собрание перед началом занятий в воскресной школе - сказал, что если у вас дома есть компьютер, и ребенок имеет к нему доступ, то там обязательно должен стоять родительский контроль. Иначе та грязь, которая может вывалиться на вашего ребенка, даже если он ее и не искал, сможет его нравственно покалечить, повлиять на его будущую семейную жизнь. Помимо этого есть еще такое пленение - зависимость от простого  сидения перед компьютером. Человеку неважно, где сидеть - в соцсетях, играть в игры, листать новостные сайты, переписываться с друзьями. Но это само сидение перед экраном, чаще всего бессмысленное и не приносящее никакого плода, вызывает такое же привыкание как спиртное. Человек без этого уже не может. Помню, к нам на курс повышения квалификации - а священники тоже их проходят - приходил один доктор наук, нарколог. Он говорил, что в советской наркологии была первая схема, о которой говорили студентам и по которой действовали. Есть человеческий организм, есть наркотическое вещество, есть зависимость. Когда ты лишаешь человека этого вещества -  начинаются эти страшные ломки. А теперь есть человек, есть зависимость, есть ломки, а вещества нет. Эту роль исполняет компьютер. Это душевные, духовные вопросы. Чтобы ребенок успел окрепнуть, лучше как можно дольше контролировать количество времени, которое он провидит перед экраном. Неважно, смартфон это, телевизор, монитор. Это должно быть ограниченно и дозированно. Я могу сказать, что мы с матушкой с нашей семье пришли к такой норме: мы не стали полностью запрещать детям компьютерные игры. Я по прихожанам и по другим детям понимал, что если я полностью лишу детей этого выхода, то потом, когда я перестану контролировать их время, они дорвутся, пойдут в гости и пропадут совсем. Там у них не будет внутренних механизмов, которые могли бы их остановить. Когда ученики одной православной гимназии поступали туда 20 лет назад, то их родители их подписывали заявление, в котором они гарантировали, что дети не будут смотреть телевизор. Потом завуч с директором этой гимназии после рабочего дня по пути к метро увидели полтора десятка школьников, которые под дождем стояли на улице и смотрели на экраны телевизоров в магазине, где их продавали. И они поняли, что это не метод. И мы давали каждому ребенку, выросшему, конечно, играть в игру полтора часа в неделю. Может быть, за какой-то большой труд еще один раз. И это, конечно, были не стрелялки, ходилки, а стратегии, то есть там надо было думать, созидать. Но они стали спокойнее в этом вопросе. Поэтому человеку, который любит своего ребенка, надо обязательно ограничивать пребывание перед экраном, пока ребенок сам слаб, не может бороться. У меня есть знакомые мужики, им по 40-50 лет, они не могут оторваться от игры в танчики. Жены уходят, семьи разрушаются, с работы выгоняют, а человек не может справиться. Это как алкогольная зависимость. Поэтому боритесь, настаиваете, пусть дети кричат, что они вас не любят, это так им кажется, они вам потом будут благодарны. Моя сестра, школьный педагог, говорит, что если ребенок начал регулярно играть в игры, через полтора-два месяца будут заметны результаты - упадет внимание, концентрация, упадут оценки, это будет совершенно другой ученик. Поэтому, она говорит, что нужно держаться как можно дольше.

Я не ответил на вопрос о том, как понять, стяжал ли ты Духа Святого. Конечно, ни один человек, который действительно достиг стяжания Духа Святого, не скажет себе об этом. И вслух не скажет. Чем выше человек поднялся по степени святости, тем глубже, искреннее, радикальнее его покаяние. Это всегда так. Потому что Бог есть свет. А чем ближе свет, тем ярче тени, как известно. Человек, который приближается к Богу, с одной стороны, испытывает великую радость и блаженство, а с другой, он испытывает боль от того, что он более выпукло и ярко видит свои недостатки и не может с ними справиться. И как говорит преподобный Макарий Великий? Он сам задает вопрос и отвечает на этот вопрос. Неужели люди не видят в себе благих перемен, которые с ними происходит? Как они могут не чувствовать, что они сделались обиталищем Божественного присутствия? И говорит, что они почитают себя, как бедный человек, в дом которого богатый господин положил свое сокровище на время. Интересное такое определение. И те Дары Святого Духа, которые у них в жизни появляются, они ни в коем случае себе не приписывают. А если приписывают, то сразу же теряют. Поэтому те, кто стяжал Святого Духа, если им скажут, даже если это и так, разведут руками и скажут, что они великие грешники. А вот чтобы понять реально, надо читать отрывок из послания к Галатам, который всегда читается на память преподобных, тех как раз, кто жизнь свою полагал на стяжание Святого Духа. Апостол Павел говорит: «Плод духовный есть  любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание». Возьмем один пример - кротость. Забытая, попранная, выкинутая из нашего обихода добродетель, которая у кого из нас есть? Такие люди - редкость. Есть ли плоды во мне Духа Святого? И станет понятно, что еще говорить о том, что я стяжал что-то или не стяжал, рано, просто надо каяться и трудиться.

Вопрос: - Каким должен быть информационный пост христианина?

о. Федор: - Хороший вопрос, спасибо. Устав поста о пище разработан в Церкви детально, в разных традициях, монастырях, эпохах он был разный. Сейчас мы в основном ориентированы на развитый палестинский устав, переработанный в Константинополе. А все эти уставы создавались, когда никаких информационных технологий, кроме крика и глиняных табличек, письма на папирусе не было. И отношение у людей к слову было совершенно другое. Слово было редко, говорили значительно меньше. Нельзя было пойти купить тетрадочку и исписать ее черновиком. Папирус стоил дорого, а пергамент еще дороже. Только мастер, который умел писать, писал. Потому и малые расстояния между строчками, нет расстояния между слов, текст такой, что, даже зная церковно-славянский, его трудно читать. Люди сильно экономили. А сейчас человек так окружен яркими насыщенными источниками информации, экранами! На кухне человек включает телевизор, ест под него, садится или рыскает в смартфоне. Сейчас тоже нужен пост. Нужно это сформулировать. Мы должны сами себя ограничивать. Начинается пост, среда или пятница -  давайте не открывать новостные ленты, социальные сети. Кстати, в прошлом году перед началом Великого поста один московский священник распространил в соцсетях картинку, где были написаны слова из Евангелия: «И они, оставив сети, последовали за Ним». Имеются в виду Петр, Иоанн, Иаков, призванные Иисусом Христом от рыбарства. Но когда ты видишь эти слова на экране -  понимаешь, что их можно отнести к этому. Помните, как у Цветаевой: "читатели газет, глотатели пустот". Человек приехал домой, надо с ребенком поговорить и женой, сказку рассказать, помолиться вместе, а он листает соцсеть, проходит полтора часа, все спят, он сам устал, ни с кем не пообщался, ему тоже надо ложиться, сил на молитву нет, а душа ничего не получила - проглотил пустоту, а время-то не вернется. Вместо этого он мог что-то важное сделать, пообщаться с ребенком, ведь ребенок это запомнит, не будет вспоминать, как папа долго смотрит телевизор, а будет вспоминать, как папа с ним весело играл, а мама читала книгу. А этого не произошло, потом что родители в этой зависимости отсутствуют, они где-то, общаются очень своеобразно. Нам, христианам, нужна здесь трезвость. Да, мы читаем статьи. Например, есть прекрасный сайт Православие.ру Сретенского монастыря. Статьи замечательные об истории Церкви, о подвижниках. Хорошо, открыл, прочитал, нашел полезное. А дальше человек лезет куда-то еще, и это уже совершенно неполезно. Может быть, на первую седмицу Великого поста отложить, увидеть, сколько у тебя освободилось внутренних ресурсов, как по-другому ты молишься, как к концу недели ты научился собирать свои мысли на молитву. И дальше себя во всем ограничить. Интересно, кстати, и то, что если рассматривать каноны, апостольские правила (книгу правил, как она называется) скажу, что там есть каноны о посте в среду и пятницу, много разных, вошедших в этот корпус, и о Великом посте, то есть о Святой Четыредесятнице. И они перекликаются, они параллельны друг с другом. Я понял, что в древней Церкви, когда составлялись эти каноны, среда и пятница приравнивались ко времени Великого поста в сознании тех, кто составлял эти каноны. То есть среда и пятница были окнами в Великий пост. Даже не по строгости ограничения в пище - сейчас в уставе это не отражено, а именно по состоянию. Мы часто в среду и пятницу не едим мясо-молочного, и только этим они отличаются от других дней. Просто меняется меню. А во всем остальном день такой же. И мы не вспоминаем, что в среду был предан Христос, а в пятницу Он был распят и умер на Кресте. Мы об этом не вспоминаем. А Великим постом мы об этом помним. И среда, и пятница должны стать временем, когда наше внутреннее устроение такое же, как к концу первой седмицы Великого поста. Мы совершенно другие люди в это время. Мы не рассеиваемся, внимание собрано, молимся больше, мы все время погружены в предстояние Христу страдающему. Среда и пятница должны быть кусочком такого состояния, которое отрезвляет все другие дни недели. Иногда кажется, почему так много? Почему надо два дня обязательно поститься? А без этого невозможно сохранить трезвение, нормальное христианское устроение духа, никак не получится. В подготовительных молитвах ко Святому Причащению, в первой молитве Василия Великого есть такие слова: растлевшее грехом естество мое. Еще в молитвах есть: душетленные страсти телесные. То- есть, телесные страсти, которые растлевают душу. Удивительный опыт. Как вернуться в такое состояние, чтобы эта борьба продолжалась и никогда не заканчивалась, чтобы это было трезвение? Затем и нужны эти два дня в неделю. Чтобы вернуться в состояние христианина-подвижника, а христианин обязательно подвижник. Кто-то больше, кто-то меньше, но без доли аскетизма и подвижничества христианство невозможно. Именно потому, что плотской человек захватывает, увлекает собой, совершенно глушит порывы пробиться к небу, глубоко помолиться.  Если не останавливаться в эти постные дни, то ничего не получится. Поэтому их надо беречь. Но чтобы они были наполнены настоящим содержанием, советую напоминать себе, каков я был в среду первой седмицы в прошлом году. Мне сейчас нужно это состояние близости ко Христу. Вспомните, когда проходит Великий пост, душа ликует, Христос воскрес, Пасха пришла, а часть нашего сознания горюет, потому что уходит это время, и мы понимаем, что мы без внешних этих подпорок - поста - быстро расслабимся, быстро растеряем себя, по прошлым годам мы это помним. А вот оказывается,  в течение года среды и пятницы могут поддержать нас в этом состоянии.

Вопрос: - Как относиться к предполагаемой пенсионной реформе?

о. Федор: - Тяжелый вопрос. Это трагедия связана с тем, что наш народ в массовом порядке в течение нескольких поколений принял для себя как возможное и оправдал детоубийство. Неумение строить семьи. Колоссальное количество разводов. Один ребенок в семье в нескольких поколениях. Количество здоровых молодых людей,  которые должны работать и содержать своих стариков, в процентном соотношении сильно сократилось. Надо понять, что у каждого греха есть последствия. Каждый грех разрушает нашу земную жизнь. В том числе и так.

Вопрос: - В Евангелии сказано, что Спаситель молился в Гефсиманском саду перед Своими крестными страданиями до трех раз. И когда Он просил учеников трезвиться и бодрствовать, молиться, то трижды Он заставал их спящими. А как же тогда можно было изложить слова молитв Христа в Евангелии, если все Его ученики спали и ничего не могли слышать?

о. Федор: - В Евангелии много мест, которые никто не мог слышать. Например, искушение Иисуса Христа в пустыне. Кто мог присутствовать при этом? Христос, диавол и дикие звери. И, конечно, Евангелие - это откровение, его нельзя изучать только как историческое свидетельство тех, кто был. Известно, что Лука писал Евангелие со слов апостола Павла, который, кстати, тоже не был при земном служении Христа Его учеником. Не был свидетелем. Лука собирал свидетельства от других, сверял их с апостолом Павлом и записывал. Марк не был в составе ближайших учеников Христа. Он, как известно, записывал со слов апостола Петра. Но мы верим, что это Откровение. Господь Духом Святым открыл им. Больше того, мы знаем, что Христос хотел, чтобы ученики услышали много из того, что они не могли слышать. Если сравните синоптическое Евангелие, то есть от Матфея, Марка и Луки, изложение Тайной Вечери с изложением Иоанна Богослова, то увидите, что то, что у апостолов умещается в полглавы, у Иоанна умещается в три огромные главы. Так называемая первосвященническая молитва. Это то, что апостолы, находящиеся на Тайной Вечери, просто никак не поняли. Они это и не записали. Иисус Христос разговаривал с Отцом Небесным, разговаривал в голос, запомнил это только самый молодой Иоанн Богослов, и ему это было открыто через много лет, когда он писал свое последнее Евангелие, он это записал. Христос вводит нас в этот внутри Троический диалог. Он разговаривает с Отцом, а апостолов и через них - нас делает свидетелями, Ему это нужно, Он приглашает нас в эту божественную жизнь. Он говорит: « Отче Я прошу Тебя, чтобы они были едины, как и Мы». По тому узнают. Единством нас должны узнавать. И пусть Вас не смущает то, о чем Вы спросили. Видимо, это было настолько важно, что Христос открыл это евангелистам.

Вопрос: - Раньше до революции, выйдя епархиального училища, девочки умели все: вести хозяйство, шить, полностью обеспечить семью. Как Вы относитесь к раздельному воспитанию мальчиков и девочек? И прошу, помолитесь о дочери моей болящей Наталии.

о. Федор: - Вспомню слова Макария Великого, строгого подвижника: на всем пути жизни христианина должна сопровождать радость и надежда. И себя, может быть, так проверять? Где у меня сегодня была радость? Или я погрузился в уныние от всех этих безумных проблем, которые меня окружают? И когда мы причащаемся и читаем благодарственные молитвы, там читаем о радости, здравии и веселии. Помоги, Господи, чтобы у нас это  было. А что касается раздельного воспитания - да, оно обосновано, потому что девочки и мальчики развиваются по-разному. А образование усредняется, чтобы учились и девочки и мальчики. Если бы оно было отдельно, они могли бы успевать намного больше. И понятно, что в старших классах присутствие учеников другого пола занимает три четверти мыслей у юного человека. Это отвлекает от занятий. Человек не может ничего делать, начиная с апреля месяца десятого класса. Так что раздельно обучаться полезно и хорошо. Девочки раньше развиваются, они по-другому учатся, воспринимают, им надо по-другому преподносить предмет. Их надо учить - это так. На уроках труда начальных классов меня научили пришивать пуговицы, делать стежки, а потом мы разошлись, у мальчиков был слесарный цех, и это все мне помогает. Думаю, что хорошо было бы и совместные мероприятия делать. Наш покойный благочинный, отец Дионисий Шишигин, Царство ему Небесное, замечательный пастырь, в какой-то момент в большом помещении при храме стал проводить балы и уроки бальных танцев. Казалось бы, монах, архимандрит - зачем? А он говорил, что это настолько учит юношей и девушек обращаться друг с другом красиво, целомудренно, уважительно, что эффект потрясающе. И при раздельном обучении на такие мероприятия стоило бы сходиться, чтобы учиться благородно обращаться с противоположным полом.

Вопрос: - Что значит, умножить таланты, а не хранить их? 

о. Федор: - Сейчас, когда мы говорим о талантах, то имеем в виду художественные дарования - петь, танцевать, рисовать, снимать кино. Господь имел в виду совершено не это. Он имел в виду более важные вещи, потому что художества в те времена - один из видов ремесел, и оно не имело такого уважения, окружения, пафоса как сейчас. Какой талант в очах Божьих талант? Дар выслушать и утешить другого человека. Это талант. Человеку это дано, но он может этим пренебречь и не утешать других. И люди будут искать, не находить, горевать, тосковать - а человека может принять это его служение. Это требует времени, сил, время надо от себя отрывать.  Приходит человек, начинает плакаться, его надо утешать, спасать, гладить по голове, и все знают, что некто умеет это делать. Идут к нему. Если он скажет: нет, я буду на себя тратить время, это и будет зарыванием таланта. А если воспринять это как христианское служение, то это можно и умножить. Делает во спасение себе и Богу угодно. Или вот, человек хорошо поет в компании под гитару. Это утешает, радует, сближает людей. Но он идет и учится петь на клиросе, потому что он понимает, что это дар Божий, и он хочет вернуть дар Богу. И вот он приходит в воскресенье в храм и поет бесплатно на клиросе. Это моя жертва Господу за тот дар, что Он дал. Это потребовало от человека труда: научиться, раньше вставать, приходить до всех остальных. Это выращивание таланта. Или, например, талант материнства. Любой талант может быть посвящен Богу, а может быть истрачен на себя. Если человек умный организатор - он может свой дар этот потратить на то, чтобы заработать как можно больше денег для себя, зарыть в землю, в себя. А кто-то потрудился, свою семью обеспечил, существенную часть раздал в помощь другим, Казалось бы, что за талант зарабатывать? А он употребил его в Царствие Божие себе. Врач, который часть людей принимает за деньги, а часть себе в ущерб, малоимущих. Делает это много лет. И это его христианское служение. Любое делание может быть христианским. У нас в приходе есть женщина в летах. Грузинка Этери, вдова с очень тяжелой судьбой. Она любит людям помогать. Сама телесно болеет очень. Так вот она делает очму - сырный грузинский пирог. Она знает, когда у кого праздник, День Ангела, или что-то еще, и вот она дарит эту очму. Люди радуются, ждут этого. Каждому из нас посмотреть, что мы можем из того, что мы умеет сделать, чтобы это можно было Господу показать в Царствии Небесном. Это будут наши таланты, не зарытые в землю, а те, о которых мы Господу скажем: Господи, Ты дал мне дар, я его употребил.          

Благодарю за внимание! Храни вас всех Господь.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

12.10.2018 - 16:17 :

"... Конечно, школа должна воспитывать. А что значит воспитывать? Это два фундаментальных направления труда. Первый - ограничение генерации зла. Второе - направление души человека к добру. И педагог - человек, к которому предъявляются особенные требования. Не такие, как к любому другому профессионалу."

Какие правильные слова. Но есть ли сейчас такие школы? Столько лет их разрушали - восстановить очень сложно.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+