07.11.2014 16:16:38
Кульков Сергей Андреевич
- Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с отцом Александром Березовским отвечаем на ваши вопросы в нашем обычном, знакомом вам формате. Что приготовил отец Александр?
- Да, вопросов нам немало пришло, батюшка, но все - таки хотелось бы начать с Богородичного праздника, который церковь празднует осенью.
Что самое важное в воспитании детей? Потому что, взирая на Пресвятую Богородицу, на тот плод, который принесли в мир Иоаким и Анна, хочется задаться вопросом: Что позволило им сделать такое приношение Богу?
- Самое главное - это их собственные человеческие качества, прежде всего смирение, которое они приобрели в результате долгих гонений от своих соплеменников. Тех гонений, которые они испытывали из - за своей бездетности. Они сполна вкусили поношения и, вот, получили возможность приобрести смирение, это драгоценное духовное качество. А второе - то, что юная будущая Матерь Божия воспитывалась в храме и была окружена таким проявлением благочестия, какое только возможно было на Земле.
- Среда была такая благочестивая.
- Да!
- Среда такая, и потом, там девочки воспитывались, и их учили. Конечно, Она выучилась грамоте и изучала Священное писание, рукоделие, послушание - те качества, которые она наблюдала в отце и матери в течение трех лет до своего поступления в храм. А потом, когда Она поступила в храм, это не значит, что их общение прервалось. Наверняка они общались, они посещали девочку. Вот, эти два фактора и сыграли роль.
- То - есть храм оградил Ее от воздействия того греха, который был в мире?
- Ну, в большой степени, конечно.
- Проблема наших современных детей и родителей - в том, что дети, почти что с самого рождения, попадают в среду греха.
- Можно так сказать. И потом - часто то, что происходит у нас в храме, к сожалению, тоже весьма далеко от совершенства. А в древнем Израиле большое внимание уделялось внешнему благочестию, и только отдельные люди догадывались о внутреннем его содержании.
Это и теперь, у нас можно наблюдать. Вот, как раз сегодня одна молодая мама мне говорила: «Я хочу подать записку за одного человека. Только я, - говорит, - беспокоюсь, что вы честно будете молиться сорок дней».
А я говорю: «А если тридцать девять - что-нибудь изменится?»
- «Ну, вот, я верю, что надо сорокоуст».
Я говорю: «Честно - не буду молиться. Честно - помолюсь один раз, потому что я не вижу разницы: один раз помолиться или сорок, или сорок один. Ну, может быть, я и два раза помолюсь, и десять, как в голову придет». Я поясняю подход, чтобы запомнился.
- Да, но дело в том, что она, оказывается, ничего и не знала. Мне пришлось ей «Новый завет» подарить. Но про сорок дней, про сорокоуст, это она уже твердо усвоила. Но она ко мне прониклась доверием, потому что накануне родов приходила, благополучно разрешилась от бремени. Показывала мне с гордостью ребеночка в колясочке, и роды протекали совершенно безболезненно, хотя была такая маленькая, худенькая, казалось бы, откуда там все родилось? Ну, совсем с пальчик вот такая.
Пообщались, посмотрим, что дальше. Помолимся, может быть, и за того человека, за которого она ходатайствует, Господь как-то устроит.
- Все - таки интересно, люди приходят, просят о какой-то ерунде …
- Это не ерунда, я не знаю, какие обстоятельства, но там не о здоровье. Там происходит что-то серьезное.
- Нет, это, может, и действительно, случай такой особенный, но иногда молишься о какой-то мало значимой вещи…
- … смотришь - а Господь прямо откликается.
- И человек приходит сияющий: «Батюшка, представляете, вы, наверное, так сильно помолились, да, да…
- Сам не ожидал.
- Да, и говорю: «Господь тебе навстречу вышел, чтобы ты понял, что ты Ему нужен. Приходи».
- Батюшка, как почувствовать себя грешником?
- Надо увидеть свои грехи, как песок морской.
- Прочитать-то про них можно, а, вот, именно почувствовать, что я действительно грешен…..
- Это от Бога. Поэтому надо попросить Его: Господи, я хотел бы исправиться, но не чувствую своих грехов. Дай мне почувствовать в мою меру.
- Тоесть, если именно человек будет искать этого чувства, а не обманет ли оно его?
- Если любой человек возымеет чувство обо всех своих грехах, я твердо верую, что он должен умереть в эту же самую секунду. Потому что выдержать это невозможно. Грех открывается по мере шествия человека по христианскому пути.
- Каждый человек видит причину своих бед в другом, это видно с детства.
- Это часто в нем заложено и тут надо поменять вектор его обвинения с другого на себя. Как же его поменять? Формально - да, подходит человек, говорит: «Я грешен» или «Я великий грешник», или «Я признаю».
- Раз уж ты употребляешь векторную алгебру - тогда можно сказать, что покаяние - это и есть изменение направления вектора.
- Это верно.
- Еще бы, ты сказал…
- Чем его повернуть? Каким ключом?
- Во-первых - духовным зрением, а во-вторых - обращением к Богу. Потому что модуль этого вектора, его длину уменьшить может только Сам Господь.
- Это понятно.
- Просто обычный человек, грешник, имеет определенное направление прочь от царствия Божия. Покаяние - это переворот на сто восемьдесят градусов.
- Перестать видеть чужие грехи - это тоже дар Божий?
- А все дар Божий, что касается покаяния, молитвы - все. Человек не может исполнить ни одну заповедь сам, только с помощью Божией, «Ибо без Меня, - говорит Господь, - не можете творить ничего».
- Господь говорит: «Принесите плоды покаяния» Ну, Иоанн Креститель призывал же….
- И в то же время человек не может принести ни одного плода без Бога.
- Ну, почему? Некоторые - может. Например, если поругался с каким – то человеком. Может прийти к нему и попросить у него прощения. Украл – может вернуть. Попал под суд – не говорить, что я не виноват, а наоборот, всю свою вину признать и на следствии, и на суде подтвердить. Сказать: «Вот, полностью признаю, простите меня, граждане судьи, вот, я полностью осознал…».
- Батюшка, но это почти прийти в меру разбойника, висящего на кресте рядом с Господом, который говорил, что «Да, приемлем по делам нашим».
- Да, это плоды, которые могут быть принесены по милости Божией, но все-таки какие – то усилия и человек может приложить. Стать из жадного щедрым, конечно, человеку затруднительно, из болтливого -молчаливым, из гордого - смиренным человек сам не может. Тут требуется явное вмешательство благодати Божией. А так? Ну, украл велосипед, покатался и вернул. Это можно? И еще тридцаточку дать…
- За прокат…
- За прокат, за амортизацию. Вот, не обижайся, это же можно.
- Как темперамент человека влияет на его духовную жизнь?
- Всякие свойства характера - это тоже некие дары от Бога. Все влияет. И физическая сила влияет, и рост влияет, и кто были папа, мама - влияет. Все влияет. И это потом отражается. Ну, если человек простой - ему, допустим, Симеона Нового Богослова, Григория Нисского читать трудно. Ему попроще, там, Тихона Задонского можно читать, а это - за пределами его ума. Откроет, почитает, говорит: «Это заумное что - то». Все, все влияет. Даже погода. Вот, допустим, ты оказался без пальто, а помещение холодное. А тебе дают какую – то умную книгу. Уже холод не даст читать. Или голодный ты. Если голодный - будет возрастать раздражительность.
- А что значит искать свою молитву? Вот, такое понятие нам предлагают, свое.
- Не в курсе.
- Я, вот, тоже.
- Какая-то новая ересь, не успел с ней ознакомиться. Может быть, что – то человек под этим имеет в виду? И потом - что значит искать молитву? Ну, я как – то не очень это люблю. Это какое – то мудрование.
- Ну, вот, люди подметили, что в определенных жизненных ситуациях действуют какие – то определенные молитвы.
- Это не играет никакой роли. Если бы это играло хоть какую – то роль, тогда в двух наших синоптических Евангелиях «Отче наш» было бы идентично, а так промыслительно, что там слова немножко разные.
- Но при этом дают молитвословы, где прямо: от недуга такого, от недуга сякого?
- Потому что некоторые люди думают: а какая шибче? А когда ему дадут документ, ему уже проще.
- Но не играет ли это на руку суевериям?
- В отдельных случаях может играть, конечно.
- То - есть мы идем на поводу у человеческого заблуждения?
- Мы - нет.
- Нет?
- Мы с тобой…
- Не сдаемся…
- Никогда в жизни.
- Что означают слова Господа «милости хочу, а не жертвы»? Какая жертва в этом случае Богу неугодна?
- Вот, кстати, о плодах. Человек может принести другому человеку компенсацию - мы немножко этого касались - за то прегрешение, которое против него совершил. Это есть жертва. А Богу нужно, чтобы человек шел дальше, чтобы он возымел сердце доброе, милующее.
И, вот поэтому он говорит, что те жертвы, которые приносили Ему - это тоже хорошо, это попытка наладить какие – то отношения с Богом. Но это попытка. Наладить с помощью жертв невозможно, а, вот милующее сердце угодно Богу. И оно может быть способным и на беседу с Богом, и на какую – то свою молитву: заимствованную, чужую или еще там какую-то. А то и просто молитву: «Господи!» - и вот Он рядом.
- Но при этом жертва, она же не отвергается Богом, если человек…?
- Нет, конечно. Господь смотрит, от кого и как она приходит. Если человек - от всей души, с любовью что – то отдает… Понятно, что Богу ничего не нужно, Он всем обладает, Он в жертвах не нуждается. Жертва Богу – дух сокрушен.
- Этот дух сокрушенный, он приобретается чем?
- Покаянием и молитвой.
- То - есть, «Господи, подай мне дух сокрушенный»?
- Да. Просите - и отверзется вам.
- Один мой знакомый сказал, что счастье - это обман и спекуляция чувством радости. И что в Евангелии Спаситель ничего не говорит о том, как стать счастливым. Так не грех ли вообще стремиться к счастью?
- Если только к счастью, то счастье - это вещь земная, и Господь может в отдельные периоды человеку это счастье благословить для того, чтобы оно явилось для него преддверием рая. Человек может трудиться на счастье, человек может, в меру своих сил трудиться, чтобы создать семью и стать в ней счастливым.
- Но все, что человек приобретет доброго на Земле, будет жалко же оставить!
- Безусловно. Поэтому я говорю, что это недостаточно. Если стремимся только к земному счастью, то это будет как раз такая ловушка.
- То - есть человек сам устроит себе ловушку?
- Да, поэтому, прежде всего, нужно помнить, что мы граждане неба, не забывать о нашем небесном отечестве.
- Или быть счастливым от того, что имеешь. То – есть, прийти в состояние полной нищеты - и духовной, и материальной.
-Ну, это один из путей. А как относиться к своему счастью? Ну, правильно, по-христиански. Вот, дали попользоваться. Мы сейчас с тобой после передачи пойдем домой, мы же кресла с собой не возьмем?
-Не возьмем.
-Попользовались?
-Посидели удобно.
-Ну, и хорошо.
-Тут как-то мы прилепляемся к земле.
-Надо стараться не прилепляться, понятное дело.
-Больше всего обид за то, что кто-то чего-то не додал. Или кому-то дал в долг, а тот не возвратил.
-Ну, все это дается нам для тренировки. Чтоб не прилепляться. Он не возвращает тебе часть, а пройдет немного времени - и все останется здесь.
- Как распознать человеку, стоит ли ему уходить в монастырь?
И можно ли научиться духовной жизни в миру? В современном обществе?
-Конечно, не стоит ни в какой монастырь, раз такой вопрос стоит. Надо идти в монастырь, когда такой вопрос не стоит. Человек так хочет идти в монастырь, так хочет монашеской жизни, богослужения утром и вечером, слушаться старшего, есть со всеми в трапезной, трудиться. Не хочет путешествовать по всему лику земли. Туда поехал, там приложился. Вот кто хочет монашеской жизни - только такой должен. А если тот, который размышляет…
-То лучше не пытаться.
-Неблагонадежен он. Может, и получится. Стерпится - слюбится. Но все-таки это не то, не надежно. Другое дело, что человек хочет себя испытать. В монастырь даже тот, кто очень хочет, должен идти постепенно.
-Батюшка, вот пришли два человека в монастырь себя испытать. У одного сердце загорелось к монашеской жизни, а у другого - наоборот, охладело. Что это? Предызбрание божие?
-Нет – нет - нет. Это все слишком мало. Надо приехать сначала на день, потом приехать на три, потом приехать на неделю, потом на две. Потом - на месяц. Если приехал на месяц и все хорошо, то можно на полгода. Если опять все хорошо, тогда на год. А потом, если игумен скажет: не хочешь ли остаться? - то можно и остаться. Но не принимать постриг. Быть послушником, все нести. Пожалуйста, можешь рясу надеть, если благословят. А уже когда все видишь, то есть неохота уходить, и сердце согласилось, то уже можно. И на постриг, и на все. И уже воспринимать как должное, если какие-то искушения возникнут сразу после пострига. И уже стоять, как скала - не выйду из монастыря, что бы там ни произошло. Ну, просто: «Взвейтесь кострами».
-Батюшка, вы говорите о пути, который на самом деле достаточно долгий. А сейчас много молодых монахов.
-Ну, всегда было много молодых. Очень многие великие монахи с 12-15 лет подвизались. Что здесь такого?
-У них выбора, наверное, не было.
-Да сколько угодно!
-Жизнь- то все-таки была более такой…
-Да из монастыря любой человек может уйти всегда. Кто ему мешает- то? Ну, просто нельзя сказать, что человек пожил десять лет в монастыре, а потом вышел из монастыря, и что он десять лет как бы зря прожил. Нет. Это все равно полезно. Но, в общем, это путь неправильный. Человек будет изломан.
-Если вернуться из этой жизни молитвенной в мир - это перелом?
-Конечно.
-Ну, а монашество в миру? Оно полезно? Возможно?
-Непонятно, зачем. Когда не было монастырей, тогда было довольно трудно. А сейчас…сколько сейчас? Более семисот. Мужских и женских. Так сказать, пожалуйста, выбирай любой и подвизайся.
- Пожалуйста, объясните, как понимать цитату из Евангелия: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить отца с сыном и дочь с матерью, и невестку со свекровью». Почему разделить?
-Господь говорит здесь не о цели Своего пришествия, потому что Он пришел для того, чтобы дать нам царство. Но все люди разные. Поэтому так бывает, что Господь призывает - а откликается только один. Поэтому в этом разделение неизбежно. Вот сегодня ко мне пришла одна молодая женщина. Она вышла замуж за мусульманина. Живут хорошо, ребеночек у них уже есть. Она говорит, что он не возражает, что она ребеночка в церковь носит. Все вроде нормально. Но…приезжает мама. А мама - женщина откровенная, говорит: что за глупости? Я буду его воспитывать сама. Буду воспитывать из него правоверного мусульманина. Ну, совершенно другой взгляд. Она: я говорю, что тебе надо выбирать. Либо жена, либо мама. А он глаза потупляет. Ну, здесь сама ошибка заложена в том, что брак, который церковью не благословляется, он уже осуществлен. Если муж согласен с ней жить, то брак надо продолжать, раз уж он состоялся. Потому что сам брак - таинство божественного происхождения. Но если уж какие-то родственники посягают на душу дитяти, то уж извините. Тут уже все должно получиться по-другому.
- Есть вопрос у нас батюшка.
- Добрый вечер, батюшки. Объясните, пожалуйста, какая разница между грехом и страстью?
- Грех - это поступок. А страсть - это есть болезнь, в силу которой происходит этот поступок. Ну, например: я на вас грубо наорал. Что это? Это грех. А какая страсть действовала во мне, когда я это делал? Гнев.
-То есть гнев как движущая сила греха?
-Ну да.
-Страсть. Да?
-Да. Страсть. Такая, чтобы я стал орать.
- Батюшка, что делать, если нет страха божьего? Как его обрести?
- Надо взять карандаш, бумагу и написать: пропало. Если страха божьего нет, то пиши пропало.
- Ну, написал. Надо же как-то его…
- Ну, написал, над кроватью повесил. И вот думай, что жизнь твоя идет от Бога в противоположную сторону, пока не ужаснешься.
- А почему ужаснешься? От ожидания будущих мук? Или что?
- Нет. Человек обычно этого не боится.
- Ну, а чего тогда ужасаться?
- Вот если это будет висеть над кроватью, будет написано: пропало, то тогда человек все-таки задумается. Он начнет видеть в своей жизни проявление этого пропадания. То - есть бессмысленность каких-то своих усилий. Ну, в общем, увидит пустоту своей жизни.
-Своего бытия.
-Да. Он увидит отсутствие смысла.
-Но смысл может быть просто в приобретении чего-то земного.
-Это пошло. И каждый это видит. Особенно люди богатые. Они очень скоро видят, что это ничто.
-Это надо еще дойти до этого понимания.
-Ну, мне кажется, что это неизбежно. Или уж совсем больной. Ну, если уж больной, то Господь будет к нему снисходителен. Все-таки болящий человек. А так надо что-то делать обязательно.
-Но вот это делание в чем заключается? Ну, вот страх божий - его просто в себе не возгреешь.
-Почему? Очень даже возгреешь. Есть заведомо добрые дела.
-То - есть я поворачиваюсь к Богу и вопрошаю: Господи…
- Ну, заведомо. Вот, допустим, есть очень богатый человек. Ну, как граф Шереметьев. Он построил странноприимный дом, где у нас сейчас клиника Склифосовского. А при нем церковь. Человек приезжал в Москву, шел туда. Ему давали ночлег, давали покушать и с утра он мог сходить в церковь. Ну, чего? Поди плохо? Или построить больницу. Исключительно для одиноких пенсионеров. И еще при них такое такси вызывают, и оттуда выезжает автобус. Поднимаются ребята. На носилочки берут бабушку и дедушку. Отвозят, максимально обрабатывают их и водворяют на место. Не надо ни в поликлинику тащиться, ни в очереди маяться. Все от и до. Все оборудование на месте. Тут же можно сделать хоспис. Чтобы человек не помирал как пес, а уход чтобы был, питание, чтобы геронтологи были, хорошие медсестры. Как чуть нагрубила - тут же выгнали и взяли следующую. С хорошим жалованием. Чтобы ценили. Везде видеокамеры. Не нахамишь.
-Да. Такой хороший путь. И доволен. Можно и фамилию свою написать аршинными золотыми буквами. По крайней мере, вон сияют же буквы на вывеске: граф Шереметьев, князь Голицын. Пожалуйста. Есть что вспомнить. А прошло уже триста лет. И все стоит голицынская больница. Человек умер, а дело его живет. Стены, колонны, правда, уже без финансирования. Мы же сейчас при капитализме. Можно денежку положить и на проценты все это делать. Так устроить, чтобы никакой жулик не посягнул. С деньгами- то можно сделать все.
- Правда ли, что сейчас век терпения? Замечаю, что много стало искушений.
- Нет, неправда. Сейчас не жизнь, а лафа.
- Да?
- Ну, конечно. Разве сравнить с тем, что раньше было? То неурожай, то война. А сейчас все по мелочи.
- Многие считают, что с каждым веком искушений все больше и больше.
- Не знаю.
- Они меняются.
-Вот что они меняются - я согласен. А так что? Радуйтесь братья, когда впадаете в различные искушения. Значит, у нас больше радости.
-Должно быть…
-Да.
- Приведите, пожалуйста, конкретный пример негордого человека.
- Преподобный Сергий. Николай Александрович Романов.
- Батюшка, это такие величины!
- Ну, это надо смотреть на светоч.
- Как звезда яркая на небе.
- Как бороться с празднословием? И постоянными шутками? Ведь за каждое праздное слово дадим ответ на Страшном суде.
-Это все равно, что задают вопрос: как похудеть? Ответ: надо меньше кушать. Как бороться с празднословием? Помалкивать побольше.
-Вот человек, который непристрастен к сладкому. Ему говорят: не ешь булочки. Да, легко. А если кто-то без них и дня прожить не может? Ну, так не ешь булочек.
-Так что пристает со своими вопросами? Пусть ест на здоровье.
- Ему хочется и есть и не толстеть.
- Еще и маслом намажь, и сахаром посыпь, и еще какао-порошок сверху. Что пристал- то?
- Батюшка, Папа Римский Франциск сказал, что третья мировая война уже началась. Действительно ли это так?
- Смотря, что называть войной. Но вообще-то я смотрю, конечно, то, что мы называем американцами, они как бы все маски сняли. Ну, такие откровенные люди. Прямо вот так действуют интересно. Мы устроили перемирие, дополнительные санкции. То - есть сразу так не очень умно поступают, не камуфлируют свои задачи. Сбили самолет, говорят, что мы. Но мы - то знаем, что не мы!
- И они знают, что не мы.
- Да. Они знают, кто сбил, потому что спутник летал прямо над этим местом, у них все фотографии есть. Ну, я что-то не пойму. Что, они не могут фальшивые сделать? Вообще удивительно. Что, они ленивые, что ли? Или денег нет? Показали бы, как русская ракета летит, сбивает. А эти голландцы тоже денег дали, и тоже через год только опубликуем, когда уже все забудут этот Боинг. Тоже что там рассуждать? Вот пробитый из пулемета фюзеляж. Это любой школьник второго класса обнаружит. Ну, в общем, ладно, Бог с ними. И так во всем. Без всяких ошибок. Или они там что-то не замечают.
- Демагогия уже заброшена.
- Нет, она не заброшена. Она действует. Но есть уже такие откровенные демарши. Так не хочется ругаться, но вот такие, я бы сказал, наглые или лучше сказать - беспардонные заявления. Но выглядят довольно глупо, к сожалению. Ну, великая страна, великая нация, великие достижения - а ведут себя, как школьники пятого класса. Дурак - ты сам дурак. Ну, проигрывать- то надо достойно, а не кричать: нет, мы выиграли, нет мы… В этом смысле можно согласиться. Кто-то ему сказал, он сам видит, чувствует, следит. Для всех людей нормальных это все очевидно.
- Да, вот удивительно, что очевидно - и при этом эти заявления продолжаются. Просто сыплются …
- Сказали А, сказали Б – ну, Бог с ними. Неохота об этом даже говорить. Слава Богу, пока термоядерное оружие не используется, какое-то время поживем, а там дальше…То - есть их задача нас понизить. Ну, а с нами заодно и Европу. Потому что они теряют свое первое место. Также и в футболе. Почему футболисты там кусаются? Драки возникают среди болельщиков? Ну, казалось бы, какая разница, сколько голов забили? Правда, за каждым голом стоят миллионы долларов. То есть они бьют по ногам - каждый знает за что. И здесь то же самое. Поэтому это такой футбол. Если откровенно дал по ногам, судья может отвернуться, а может желтенькую карточку дать. А тут уже судьи не смотрят ничего, эти лупят по ногам, болельщики дерутся, а эти говорят, что это спорт. А это не спорт, это бизнес. Кто кого, теряют деньги. И также и здесь. Все войны - из-за денег.
- Ну, понятное дело. Это крупный бизнес.
- Ну, весьма. А Америка - это самый большой бизнесмен. Конечно, им обидно. Они какие-то рычаги, в основном - старые методики используют. А Россия - она же такая непредсказуемая, тем более, что даже мы, жители, не понимаем, что у нас тут происходит. А еще у нас такое начальство. Его вообще не раскусишь, что у них там в головах. Поэтому наше дело маленькое. Сидишь на «Радонеже» и рассуждаешь.
- Вот следующий вопрос, батюшка.
- Аполитичность большинства граждан порождает перевороты и смуту. Является ли грехом намеренный отказ от политической жизни в стране ее граждан?
-Да не знаю. Думаю, что нет. Некоторые отказываются, например, от кулинарии. Ну, если дома я один, я предпочитаю лучше еще час поголодать, а потом поеду в храм, там меня покормят. Ну, а кто-то отказывается: неужели я пойду с плакатом где-то стоять? Вот завтра будет митинг против войны. Уже все, пушки не стреляют, уже договорились, так нет - митинг против войны! Запоздали. Ну чего народ - то тормошить? Нет, все равно - и так далее. Так что, если у человека есть вкус к этому всему, то - пожалуйста.
-Нет. Тут называется грехом, наоборот, отсутствие активной гражданской позиции.
-Да что такое гражданская позиция? Меня, понимаешь, подташнивает от этих безумных штампов! «Гражданская позиция»…
-Не знаю. Наверное, хотят, чтобы люди более массово ходили на всякие демонстрации?
-Кто-то хочет от кого-то. Ну, особенно те, кто на выборах получает 0.02 % голосов. Конечно, они хотят народ как-то взбудоражить. Но это их работа. Они за это гранты получают. А если он пройдет куда-то в Федеральное собрание или в Думу - он же денежки большие получает. Так, пожалуйста. Бизнес есть бизнес. Некоторые годами там сидят и неплохо живут. Пожалуйста, если кому нравится. Что в этом плохого? Ну почему обязательно всех? Хотя в некоторых странах есть обязательное хождение на выборы. Но у нас - то по закону не обязательно. Хочешь - ходишь, не хочешь- не ходишь. Все свободные люди.
- Очень часто в последнее время слышу одно утверждение, которое повторяют и СМИ, и многие мои знакомые: «Если ты чего-то очень сильно хочешь, то вся вселенная будет помогать тебе в этом». Скажите, а как вы относитесь к этим словам? Стоит ли нам, христианам, брать их на веру?
-Ну, понимаешь, на свете много всяких слов. Ведь у каждого слова может быть авторитет. Если это написано в какой-то книге. Я открываю первую страницу, там написано «Библия». Это авторитет. Или Платон. Это мыслитель, да еще древний, которого читают до сих пор. Или Монтень. Это тоже французский философ. Это уже интересно. Это уже не обязательно авторитет. Если это совпадает с моим мнением, я могу процитировать Монтеня. Сказать: вот я как Монтень считаю - это как дополнительный авторитет. Ну, а тут? Мало ли, откуда это.
-Кто-то запустил такое выражение.
-Ну, мне это ничего не говорит.
-Кому-то понравилось.
-Это не греет, ничего шибко умного я не нахожу. Может, опять это выше моего ума? Тогда, пожалуйста, простите дурака. Я от этого сон не потеряю.
-Сейчас очень легко с помощью интернета вообще любую фразу, пришедшую, так сказать, с похмелья, сделать крылатой. И запустить …
-Ну, должна быть какая-то красота, острота, глубина. Остроумие должно быть. Тогда да. А так что просто? Гражданская позиция - более тупой жвачки, чем гражданская позиция, я не знаю. Потому что то, что в избытке…Вот, если вафли каждый день ешь - они надоедят. А то говорят: гражданскую позицию должны иметь. Это сказки для дураков.
-Это инструмент.
-Ну, так не хочется быть не только инструментом, но и тем объектом, на котором испытывают остроту инструмента.
-Отец Димитрий! Вы говорили, что обидевшийся христианин перестает быть христианином и уже не может читать «Отче наш», пока не простит своего обидчика.
-Точно. Говорил не раз.
-До какой степени нужно искоренить злопамятство, чтобы снова можно было дерзновенно читать эту молитву?
-До нуля. Потому что обида она или есть, или ее нет. А то, что она у меня осталась маленькая, это вспыхнуть может в любой момент. Она должна быть совсем изглажена.
-Но ведь изглажена - это забыта.
-Правильно.
-Батюшка, но наша память не отпускает.
-Значит, хотя бы так, чтобы рана не кровоточила. Рубец есть? Вот этот рубец и напоминает.
-То есть, чтобы воспоминания о событии…
-Вот у меня некоторые рубцы, я помню, что с ними связано. Где я их получил. Рубец есть, но крови уже нет. Ничего. Нормально себя чувствую. Так же и здесь.
-Если человек перестал быть христианином во время обиды, то он уже и отвергнут от святого причастия?
-В общем-то да. Ну как с обидой причащаться?
-Ну, батюшка, тогда к Чаше вообще подойдут один-два человека.
-Вообще-то это правильно.
-Потому что, сколько людей - столько жалоб на своих родных, близких, детей, ну, и вообще…..
-Вот ты и я должны растолковывать людям.
-Что если ты обижен…
-То ты должен обязательно примириться с соперником своим.
-А то ведь отдаст тебя судье, и будут тебя мучить и истязать.
-Пока не отдашь последнего….
-А ведь мучает некоторых людей эта обида, всю жизнь мучает, просто иссушает.
-Ну да. Вот что ж делать? Я им очень сочувствую. У меня тоже обид было много. И я не то, что не понимаю, как можно обижаться. Да очень просто можно обижаться.
-Вот одна женщина писала про бабушку, которой уже почти девяносто лет. И у этой бабушки при всех ее очень неплохих качествах, глубочайшая обида тридцатилетней давности, и она не хочет с ней расстаться. И вопрос: как ей помочь? Ведь скоро умрет уже.
-Обожди, как помочь? Да ничем мы не можем помочь. Умрет - так умрет. Потому что девяностолетнему человеку читать, что об этом пишет Евангелие…Так, спокойно молиться за нее - и все. У меня тоже одна родственница была обижена на Господа Бога много десятилетий. И уже ей было крепко за восемьдесят, когда она восстановила отношения с Ним. А то даже и не причащалась.
-И как это так?
-А серьезная была обида. Сынок маленький умер. Она была молодая, она молилась. Хотела, чтобы сынок остался живым, но он умер.
-И с тех пор обида.
-Да. Была обида несколько десятилетий. Ну, а потом, по милости божьей прошла. И мне приятно. Я с удовольствием об этом вспоминаю. И о ней тоже вспоминаю. Она уже отошла ко Господу порядочно.
-Добрый вечер. Отец Дмитрий, отец Александр, благословите.
-Я хотел спросить про православное понимание такого термина как самореализация. А контекст такой. Вот, учился на инженера, работаю по специальности уже достаточно давно.
-Очень просто. Сейчас объясню. Каждая душа по природе своей христианка. И эту свою природу надо реализовать. Если человеку удалось это сделать с помощью божьей - значит, он самореализовался. А если человек самореализовался в каких-то других областях - программирование, физика твердого тела, биология, богословие - это не считается. Это ни два, ни полтора.
-Батюшка тогда о талантах, которые даны Богом человеку…
-Таланты даны. Одному дан талант: инвалидность с детства. Другому дан талант: его родители алкоголики, третьему дан талант сиротства. Каждому по силе. И нужно использовать все, что Господь тебе дал для того, чтобы приблизиться к Богу. Не закапывать в землю, а наоборот.
-Тоесть если человеку дана болезнь, он должен приобрести в ней терпение, смирение, кротость?
-Незлобие. Научиться благодарить Бога.
-Здесь не идет речь о каких-то дарованиях, умениях?
-Может и идти. Почему? Ну, человек получил какой-нибудь дар. Ну, допустим, голос. Такой вот примарный звук имеет с детства. И после тринадцати лет он у него остался. И он поет и прославляет Бога. Он может же своим прекрасным голосом петь всякую мерзость и заражать людей своими гадостями. В основном, наши эстрадные певцы поют такими голосами с точки зрения правильного вокала, что слушать их просто отвратительно. То есть это мерзость, которую слушать - только вкус портить. Ну, тогда, конечно, это вредно. А если человек свою природную музыкальность использует для добра, чувства добрые лирой пробуждает, то это замечательно. Так что это все может быть. Имеется в виду - гораздо шире. Вот, человек родился богатым. Чтобы человеку жить, хорошо одеваться, иметь хорошее медицинское обслуживание, иметь помощника, слугу, шофера - нужно иметь какое-то количество денег. Все остальные миллиарды ни к чему. Если их использовать – то для того, чтобы организовать школы. Лечебные заведения. Хосписы. Ну что угодно. Хоть электронные библиотеки. Или какой - нибудь просветительский интернет - ресурс по разным наукам. Чтобы любой человек, где бы он ни был, хоть на Аляске, нажимает кнопочку – и ему перевод на алеутский язык, и вся наука. Там, космогония, например. И любой алеут может поурочно получить все знания. Устроить ему заочное электронное образование.
- Вот, серебро своего хозяина пустил в рост.
- Да. Потому что он родился в этом богатстве. Зачем ему столько книг?
- Ну вот, на пользу дела.
-Спасибо, батюшка. Пора.
-Что? Уже все? Ну, всего доброго. Будем живы - здоровы, до следующей встречи.
- Спасибо, отец Димитрий.
Добавить комментарий