Перейти к основному содержанию

02:25 23.05.2019

Я никак не могу понять, зачем Господь бесов впустил в свиней? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Олег Стеняев.

17.02.2014 09:57:11

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс.

Если вы помните друзья, прошлый раз был задан вопрос: какие чудеса были совершены на поле Цоан (руссифицированный перевод - на поле Танеосе - прим.ред.)? Ссылка на эти чудеса –Пс. 77, 12-13. Здесь сказано, что Он (Господь) через Моисея пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: «И разделил море, и провел их через него, и поставил воды стеною». И 43 стих этого же псалма: «Когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан».

Поле Цоан - это главный город Нижнего Египта, где Моисей совершил великие чудеса казни египетской перед фараоном. Цоан - город в нижнем Египте. В поле Цоан Моисей творит чудеса. Поле Цоан означает обширную окрестность Цоана. Там находились советники египетских царей, если мы смотрим пророка Исаия (Ис.19, 11-13; 30, 4 стих). А фараон египетский Пепи I из VI династии основал здесь главный языческий храм, так как это был центр во время его правления.

Во время владычества XII-XIII династии и гиксосов этот город весьма процветал. Потом пришел в упадок, но при Рамсесе II он сделался резиденцией. Еще историк Страбон назвал его большим городом. Иногда люди задаются вопросом: сохранились ли какие-то данные об исходе, о великих чудесах, которые совершал Моисей в не- библейских источниках? Да, это есть. Так, например Гекатей из Абдеры, современник Александра Македонского, дает следующее освещение этому событию. Об этом написано у Геродона Сицилийского. Под властью египтян жило много чужестранцев, пишет Гекатей из Абдеры, которые служили своим богам иначе, чем те. Страшная чума, посетившая в это время страну египетскую, послужила для ее жителей знамением того, что туземные боги гневаются на них за отпадение от религий египетских богов.

Тогда они изгнали всех чужеземцев. Часть последних под предводительством Моисея ушла в Иудею и там основала город Иерусалим. Чума, о которой говорит Гекатей, скорее всего, соответствует казни египетской, от которой умерли все первенцы Египта.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Батюшка Олег, скажите, пожалуйста, а вот притча, когда бесов изгнал Господь из человека и впустил в свиней. Я никак не могу понять, зачем Господь сделал это, пустил свиней? И что он этим хотел показать?

 -Ну, надо понять, что, во-первых, сами эти духи как бы просили об этом. Например, вот мы открываем Евангелие от Матфея (Мф.8,30): «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней». Это ст. 31. А вот ст. 32: «И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде».

То есть, получается что? Бесы сами просились войти в свиней. Почему? Очень интересное объяснение дает Феофан Затворник, у Брянчанинова. Так как бесы - нечистые существа, то они и просились войти в нечистых животных. Потому что нечистое тянется к нечистому. А почему Господь попустил войти в стадо свиное, интересное истолкование предлагает святитель Иоанн Златоуст.

Он говорит, что причина была такая: Господь показал на примере свиней, что произошло бы со всем родом человеческим, если бы Бог никак не ограничивал действия демонов, бесов, и самого дьявола. Тогда эти бы все духи сразу бы уничтожили весь род человеческий, все ядерные ракеты были бы сразу запущены, и никого не осталось бы на земле. То есть Господь таким образом показал, что случилось бы со всеми нами, если бы силы зла не находились в подчинении у Бога. А то, что они в подчинении у Бога- мы это видим из Писания. Сказано, что бесы веруют и трепещут. То – есть, они в страхе.

Взаимоотношения между Богом и дьяволом- это не перетягивание каната. Дьявол боится Бога и трепещет перед ним. Это очевидная истина. И вот когда мы смотрим, например, книгу Иова, там как раз говорится о том, как дьявол явился пред Богом (Иов 1, 6): «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

Но простри руку Твою и коснись всего, что у него - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня». То есть здесь очень четко показано, что дьявол сам ничего не может делать. И когда Господь попускает ему искушать нас, то Господь при этом полагает и некий предел для этих искушений. Чтобы они не были сверх меры.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Отец Олег, благословите рабу божью Наталью.

 -Господь благословит.

 -Я очень рада слышать вас в эфире. Будьте добры, у меня два вопроса. Первый: что такое страх божий? Нужно ли бояться Бога? И второй вопрос: Эпилепсия - это беснование?

 -Если говорить о страхе божием, то страх божий- это начало премудрости. Это богобоязненность. То- есть, это великая добродетель. Некоторые могут возразить, что в любви нет страха. Но в действительности, если говорить о богобоязненности, то она рождается именно от любви. Потому что тот человек, который любит Бога, боится нарушить его волю. Точно так же, как если маленького ребенка приносят к нам в семью. Мы очень-очень любим младенца, мы берем его на руки и боимся, как бы не так его не взять; учимся, как головку держать, и так далее.

И когда в Писании сказано, что в любви нет страха, имеется в виду, что в любви к Богу должно быть великое доверие. Но не в смысле отсутствия богобоязненности. Потому что страх божий- это начало премудрости. Я рекомендую, чтобы лучше уяснить эту тему, прочитать труд Павла Флоренского «О страхе божьем». Это прекрасная работа, где он показывает, что, собственно говоря, без страха божьего невозможно служение Богу.

- У нас телефонный звонок в студию. Но вы спросили еще про эпилепсию. Вы знаете, трудно ответить на этот вопрос, потому что природа некоторых заболеваний духовная, а некоторых физическая. Но вот распознать, где физическая природа, где духовная, может только тот человек, который имеет дар различения духов. То- есть, в каждой конкретной ситуации нужен свой подход.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег.

 -Добрый вечер.

 - У меня сын пятиклассник. У него рабочая тетрадь по истории и там такой вопрос: почему в древнеегипетской сказке жрец произносит волшебные слова, и обнажается дно озера? Это событие похоже на известное место в библии: переход евреев через море. И там такой вопрос, конечно, безбожный: какие события взяли авторы Ветхого Завета из этой сказки? Вот как правильно объяснить ребенку, почему…

 -А объяснить можно очень просто. Во-первых, давайте обратим внимание на то, что, например, сказание о всемирном потопе присутствует во всех религиях. В древнегреческой мифологии мы находим сказание о потопе. В мифах индейцев Северной и Южной Америки. Которые были уж совершенно изолированы от нашего Ближнего Востока. То- есть, везде мы находим: в Японии, у аборигенов Австралии. Везде присутствует сказание о всемирном потопе. А о чем это свидетельствует? О том, что коллективная память рода человеческого сохранила это событие, конечно, исказив его в своем мифотворчестве.

Такова и ситуация с исходом Моисея. Скорее всего, эта сказка родилась из того реального события, когда Моисей, которого, кстати, египтяне воспринимали скорее всего как колдуна, как могучего жреца. Потому что они не знали, кто такой Господь. Ибо когда Моисей приходит к фараону и говорит: Господь меня послал, фараон отвечает прямо: я Господа не знаю и израильтян не отпущу. Поэтому, скорее всего, такая сказка возникла из события, которое произошло во дни Моисея, когда божьей силой он разделил море, но никак не наоборот.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте.

 -Здравствуйте.

 -У меня вопрос к священнику Олегу Стеняеву.

 -Да, я вас слушаю.

 -Батюшка, вы говорили, что у Бога много имен, вы можете повторить? Перечислить имена Бога все? Я хочу послушать.

 -А, имена божии. Но все я не смогу перечислить, потому что нарицательных имен несколько тысяч. И вряд ли кто-то вообще сможет их вам перечислить. Я поясню, что такое нарицательные имена. Например, говорится, что Бог милосердный. Это нарицательное имя: милосердный. Или говорится, что Бог есть любовь. Любовь- это тоже нарицательное имя. Или говорится, что Бог всемогущ. Опять же, и это тоже нарицательное имя. Но, кроме нарицательных имен, есть два основных имени Бога в Ветхом Завете. Это имя -«Яхве», которое означает меру божественного милосердия. Оно встречается в библии 6 823 раза. Так называемый тетраграмматон, буквенное изображение имени Господа. Это имя является как бы отличительным личным именем Бога Израиля. Оно в новейших переводах чаще представлено именно формой «Яхве».

А вот в старых переводах его произносили как «Иегова», но трансляция этого имени как «Иегова» не совсем верная. Указанная форма возникла из попытки произносить согласные буквы этого имени, так как будто они были гласными знаками имени «Адонаи», что означает «господин», «владыка». Что масореты внесли и в текст с указанием, что вместо «Яхве» следует читать «Адонаи». По-гречески это «Кюриус», «Господь». И другое имя, которое тоже очень часто встречается в Библии- я имею в виду Ветхий Завет, прежде всего- это имя «Элогим». Оно означает меру божественного правосудия.

И что интересно, когда мы читаем Ветхий Завет, имя «Яхве»- меры милосердия переведено словом «Господь», по-гречески –«Кюриус», а имя «Элогим»- мера правосудия переведено словом «Бог». И вот когда говорится о хороших людях, что вот Бог с ними общается, там пишется: Господь, Господь, Господь, то –есть: Яхве, Яхве, Яхве. Но когда Бог начинает общаться с нечестивыми, Он уже действует как Судия. И здесь, в русском переводе, в славянском слово «Бог» означает «правосудный». И по-гречески это «Феос», по-еврейски - «Элогим».

И в отдельных случаях, когда Бог гневается на некоторых людей, например- при уничтожении Содома и Гоморры, когда говорится о гибели этих городов, там появляется имя Яхве. Почему? Оно же является мерой милосердия? А истолкователи говорят так: уничтожить этих нечестивых - это было милосердие для всех людей. То- есть, даже милосердный Боже иногда проявляет строгость.

Потом, есть имя божие «Эль». Это имя встречается не только у евреев, но и у ассирийцев, финикийцев. В арабской традиции оно произноситься как «Аль». Есть имя «Элион»- Господь Всевышний. Это в оригинальном тексте библии. «Эль Шаддай» – Господь Всемогущий, «Эль Олам» — Предвечный Бог; «Эль Ґай» — Бог живой; «Эль Раи» — Господь видения; «Эль Элоґэй Исраэль» — Господь Бог Израиля; «Эль Гиббор» —Господь- витязь, то есть Господь- воин.

И вот такие имена мы встречаем в Ветхом Завете. И когда делались греческие переводы, то старались эти имена по возможности сохранять. Какие имена мы знаем в нашей православной традиции? Прежде всего, мы знаем имя «Саббат» в славянской трансляции Саваоф. Более полное имя Отца славянского и русского рода «Сава-Отче-Хор». … Поэтому «Саваоф» обычно считается еврейским Богом Моисея, и его имя производят от еврейского seba ot/saba (воинство, сонм). … А Израиль, как мы знаем, это новое имя Иакова.

Или «Пантократор» в греческой традиции это еврейское имя Бога из Ветхого Завета Шаддай, которое означает: Тот, кто все упорядочил. Спас Вседержи́тель или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете.

И надо сказать, что в разных текстах Библии, когда специалисты изучают ее на языке оригинала, они видят это чередование имен. И имена эти как раз показывают, как Бог относится к той или иной ситуации. И вот если, например, вспомнить книгу Деяний святых апостолов, то там есть очень интересные примеры того, как именно они ценились, какое отношение было к именам Бога. Например, книга Деяний (Деян. 1,.9): «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику» и далее:

«2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

Вот давайте зададимся вопросом: почему еврей, который верит в одного Бога, спрашивает: кто ты, Господи? Ну если бы язычник грек или римлянин спросил у него: кто ты, Господи? Может, он хочет узнать: то ли это Аполлон, то ли это Зевс, то ли это Гермес? А вот когда Савл, будущий апостол Павел, спрашивает: кто ты, Господи- то он хочет узнать, под каким именем Бог пришел. И дальше мы читаем:

«Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Иисус- это тоже имя Бога, имя божие, хотя оно было и имя человеческое. В библии мы знаем людей, которые назывались именем Иисуса. Это Иисус Навин, который сменил Моисея, это Иисус Сирах, который написал книгу. Но вот когда Павел спросил: кто ты, Господи? То- есть: каким именем ты меня встречаешь- то Господь ему ответил: Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. И он, Савл, в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать?- и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

10. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,

12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое».

И становится этот гонитель Савл первоверховным апостолом Павлом. Потому что он получил это новое имя Бога. И об этом имени сказано, что нет другого имени под небом, под которым нам надлежало бы спастись, кроме имени Господа Иисуса Христа. Поэтому все имена божии мы по возможности почитаем, мы пытаемся узнать про них что-то новое для себя. И для нас очень важное значение имеет имя Господа Иисуса Христа, потому что Он- наш Спаситель, источник божьей благодати.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте.

 -Здравствуйте.

 -Во-первых, разрешите поблагодарить вас за ваш нелегкий труд, за ваши молитвы о нас. Пожелать вам доброго здоровья душевного и телесного.

 -Спасибо.

 -А вопрос у меня по Евангелию от Иоанна (Ин. 15,4). Он к своим ученикам обращается: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

          5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».

 А вот я могу спросить: « Господи, помоги мне пребывать в Тебе»?

 -Эти слова обращены через учеников ко всем верующим в Иисуса Христа. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».

Кстати, вот эти слова из 5 стиха: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»- они наиболее часто встречаются во всем своде «Добротолюбия». Мы возьмем этот пятитомник «Добротолюбия», а это написано для всех христиан, а особенно для монашествующих. Там чаще всего встречается эта цитата. Таким образом, нельзя говорить, что эти слова обращены только к апостолам. Они обращены ко всем христианам, которые верят в Иисуса Христа, и вы можете их использовать в вашей жизни для неких молитвенных рассуждений.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Благословите рабу божию Галину.

 -Бог благословит.

 -Батюшка, я хотела спросить о целителе Пантелеймоне. Дело в том, что мне непонятно: он нес добро, исцелял людей как мог, лечил. А за что же его травили дикими зверями? Прости, Господи, меня.

 -Надо понять, что язычники очень плохо относились к христианам. И были гонения на христиан. Пантелеймон пострадал именно от язычников. Язычники, если взять римское, эллинское язычество, в принципе признавали других богов. Например, когда римские легионы приходили в земли Германии, Галлии или Британии. Они первое, что делали- это приносили жертвы местным богам. Этим самым они как бы говорили этим богам: мы не с вами воюем, мы воюем с людьми. Но христианство и римское язычество, и эллинское язычество восприняли очень плохо. Почему? Потому что христианство бросало вызов той системе управления обществом, которая существовала тогда: разделяй и властвуй. Вот такая была система.

То- есть, правители использовали межклассовые различия: богатые люди, бедные люди, свободные и рабы. Скифы, варвары, римляне, и так далее. И на этом играли. А на христианских собраниях как раз собирались самые разные люди. Там и рабы собирались, и господа, и скифы, и варвары, и евреи, и римляне. Например, апостол Павел был римский гражданин, человек очень образованный для своего времени. Петр был рыбак галилейский, очень простой человек. И это был вызов всей их политике. И поэтому они к христианству относились очень негативно. Вот, например, христиане могли в присутствии язычников говорить о святом причастии. Они говорили: мы будем причащаться Телу Сына Божия.

Представляете, язычник слышит эти слова: будут причащаться телу там Сына божия!!! То- есть какого-то ребенка…Чьего-то сына поедать…. Ну, у язычников же извращенное восприятие всего. Или христианин говорит: вот у нас будет вечеря любви! А в языческом понимании, что такое вечеря любви? Это когда все собираются и занимаются сексом. И поэтому христиан обвиняли в том, чего у них не было. А язычники охотно верили этим слухам и сплетням, потому что они сами вели такой образ жизни, что могли отравить соседа, могли участвовать в каких-то диких оргиях, в каких-то диких религиозных обрядах.

И были христианские апологеты. Это люди, которые доказывали, что все это клевета на церковь, когда обвиняют христиан в безнравственности, в грехе, в людоедстве, в каннибализме. Что они поедают маленьких детей. И христиане объясняли: это у нас причастие. На службу приносится хлеб и вино. Во время службы происходит преложение, пресуществление этих даров. И они показывали, что такое вечеря любви. Это когда приходят мужчины, женщины. Они раздельно находятся в храме, они люди семейные. У христиан был культ семьи.

И апологеты как раз доказывали язычникам, что все наветы на христиан это ложь. И Пантелеймон был гоним именно от язычников, которые верили во все эти слухи и сплетни. И они на него смотрели, скорее всего, как на колдуна. Они могли его преследовать за колдовство как мага. Но самое главное для них было то, что он не такой, как они. И язычники, когда преследовали христиан, на самом деле они почти никогда не требовали отречения от Христа. Вот чтобы человек сказал: я отрекаюсь от Христа? Нет. Они такого не требовали.

Они требовали принести в жертву своим Богам, или принести какую-то жертву перед статуей императора. И они даже говорили: мы готовы вашего Христа признать, но вы почтите наших богов. Даже был период, когда в римском сенате поставили золотую статую Христа, а в это время были гонения на христиан. Но они говорили в этот период: мы же вашего Христа тоже почитаем, а вы почтите наших богов. И они считали себя как бы немножко обиженными. Ну, как мусульмане, например, современные могут сказать православному человеку: мы же Христа почитаем пророком- и вы почтите нашего пророка Мухаммеда.

Но христиане даже тогда, когда им говорили: ты можешь ругать нашего бога, но брось ладанку в огонь перед его статуей, они на это не соглашались. И родственники иногда чтобы спасти своего близкого, христианина, зажимали ладанку или зернышко в руке и совали в огонь. Думали, что от огня рука разожмется, зернышко или ладанка упадет в этот огонь и формально жертва будет принесена. Они были страшные бюрократы, эти римские язычники. Но даже детские руки христианские обгорали дочерна, но дети не разжимали рук, потому что они опасались чуждого служения, язычества. Для них это было совершенно неприемлемо, и поэтому они шли на казнь. Их преследовали, гоняли, уничтожали.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -С почтением, Алексей Кириллович.

 -Здравствуйте, Алексей Кириллович.

 -Меня смущает такой момент. У Спасителя нашего Иисуса Христа много имен. Я вот насчитал не менее полутора десятков. И могу перечислить. Начинается с имени Сын человеческий, Сын божий, Логос, Жертва, Агнец божий.

 -Даже апостолом называется он.

 -Да. Вот скажите, пожалуйста, отец Олег, есть еще такое понятие. Он Себя, между прочим, обозначил: «Я есть Путь истинный в жизнь вечную». Это тоже известно. Так вот, которое из этих имен наиболее используется в практике, является наиболее значимым, и я бы сказал- однозначным? Потому что когда много имен, то это приводит в недоумение.

 -Вы знаете, это не должно приводить в недоумение. Эти имена, они раскрывают как бы разные грани того служения, которое совершал Господь наш Иисус Христос ради человека, ради нашего спасения. Поэтому каждое из этих имен- это одна из граней его. Как драгоценный камень. Когда его держишь в руке- у него одна окраска, чуть повернешь- уже другая. Даже слово «Аминь»- это одно из имен Иисуса Христа. В книге «Откровения» (Откр. 3,14) сказано:

          «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». То –есть, это тоже одно из имен Иисуса Христа. Но слово «Аминь» означает истина. И помните, Понтий Пилат однажды спросил: а что такое истина? А Христос смолчал. Почему Он не отвечал? Потому что Истина стояла перед Пилатом. Он мог догадаться, почему Иисус молчит.

Имена божии -это святыня. И мы особенно почитаем имя Иисус. Мы именно в иисусовой молитве произносим это имя, когда молимся Господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй меня грешного. И этого имени Его трепещут бесы и демоны. Они боятся имени Иисуса. И для нас оно очень значимо и дорого. Но если мы говорим как бы о персоне Господа Иисуса Христа, мы говорим Господь Иисус Христос, Сын божий. И во всех этих уточнениях, что Иисус Господь, что он Сын божий как бы нет тавтологии, повторения. Потому что каждое это обозначение обозначает нам какую-то новую грань того, кем являлся наш Спаситель по отношению к нам.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Благословите батюшка, раб божий Сергий.

 -Бог благословит.

 -Батюшка, вот такое небольшое недоумение. Известно, что Господь исцелял сотнями, кормил тысячами, и в тоже время о Себе сказал: «ни льна тлеющего не притушил, ни трости не переломил». Вроде как ничего не сделал. Вот как это можно сопоставить?

 - Речь идет о том, что если у человека вера- как лен курящийся, если у него вера- как трость надломленная, то махни на этот лен курящийся- и он погаснет, коснись трости- и она сразу сломается. То- есть, здесь говорится на самом деле о бережном отношении Господа Иисуса Христа к людям слабой веры. Это Евангелие от Матфея (Мф. 12, 20). «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы».

О какой победе суда говорится? Суд божий, божественное правосудие. Это имя- Бог Элогим, требовало наказания для грешников. И божественное милосердие принесло удовлетворение божественному правосудию. Поэтому и говорится, что суд и милость как бы встретились. И когда Господь доставил суду победу, стал заместительной Жертвой за наши грехи и преступления- тогда уже люди смогли искупить его Жертву и облечься в силу Духа Святаго. И они уже перестали быть в тот момент тростью надломленной и льном курящимся. Потому что Дух святой научает, наставляет нас на всякую правду.

И благодать духа Святаго укрепила верующих. Они перестали быть колеблющимися. Здесь речь идет именно о слабо верующих. Это они как трость надломленная, это они как лен курящийся. Тронь его-и он вообще рассыплется. Мы тоже должны бережно относиться к слабо верующим. Когда человек в первый раз зашел в храм, и у него желание возникло пойти на исповедь, узнать о причастии. И ему сразу начинают: а ты постился? Ты это там делал? Ты это читал? Ты это сотворил? Да ты не так одет, да ты не так говоришь, и так далее и тому подобное.

Мы должны очень бережно относиться к людям, по виду которых можно понять, что они вообще нецерковные люди и ничего не знают. Например, женщина пришла в храм в брюках. Ну, о чем это говорит? Это не какие-то там протестные поступки со стороны этой женщины. Она просто не знает, в каком виде прийти в храм. Надо очень вежливо подойти к ней и объяснить, что есть определенный дресс- код, как надо выглядеть в храме женщине. И я думаю, что она прислушается. А если проявлять агрессию, то вообще можно всех людей разогнать.

Или некоторые очень странно реагируют на маленьких детей, которые в храме бегают, переходят с места на место. Им кажется, что они там шумят, и надо как-то это остановить.

Отец Александр Шмеман очень хорошо говорил: не бойтесь детского шума в храме. Если этот шум в храме есть, то у этого прихода есть будущее. То- есть, мы не должны запрещать детям приходить к Господу. Почему апостолы запрещали детям ходить к Иисусу? Им, наверное, тоже казалось, что они шумят, прыгают, скачут. А Господь сказал: не запрещайте детям приходить ко Мне. То- есть, мы должны относиться бережно к верующим и не очень наученным, к немощным, к детям, к старцам, к пожилым людям. Они бывают очень ранимы. У них много недугов, проблем. К ним надо относиться с большим тактом.

Поэтому вот здесь и сказано, если в контексте посмотреть: «не воспрекословит, не возопиет. И никто не услышит на лице голоса его, трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы, и на имя Его будут уповать народы». То- есть, он не прекословит, а мы все время делаем замечания. Он не возопиет, а мы орем на других людей. Никто не слышит его голоса на улицах, он предпочитал разговаривать с людьми индивидуально. А мы любим и там шуметь. И не только рядом с храмом на улице, но иногда и в храме начинаем какие-то разговоры, совершаем неблаговидные действия. Здесь идет речь именно об этом.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Благословите батюшка, раб божий Александр.

 -Бог благословит.

 -У меня вопрос такой. Вот евреям было известно, что Мессия будет из рода Давида, и там и другие признаки есть. А вот сейчас они Его распяли. Как они объясняют теперь то, что написано: из рода Давида, и все остальные признаки? Как можно это объяснить?

 -Надо понять, что если говорить о евреях, то Господь дал им некое неведение. То- есть, Он закрыл от них эту тайну. Потому что если бы евреи уверовали бы в Иисуса Христа, то на самом деле это было бы, как ни парадоксально это звучит, очень плохо. Почему? Это означало бы конец света. Бог бы уничтожил всех язычников и установил бы евреев, которые приняли Иисуса Христа своей верою, царями и священниками.

И когда мы смотрим послание апостола Павла, особенно послание к Римлянам-там есть такие слова: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут».

Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом».

«Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

Что же, Израиль чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».

То есть здесь идет речь о том, что во-первых, в самом Израиле был остаток верных. Как у Исайи в 1 главе сказано:

«Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу».

Этот остаток - Божья Матерь, это праведный Иосиф, обрученный с Девой Марией, это семейство Иоанна Крестителя. Семейство Божьей Матери, двенадцать апостолов, семьдесят апостолов. То- есть, вот этот остаток. Те, кто из Израиля- они от евреев. И апостол Павел говорит: они приняли веру Иисуса Христа. Но, кроме того, про самих евреев, которые не приняли веру Христову, в послании к Римлянам Павел пишет:

«Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат до сего дня».

Сразу возникает вопрос: а зачем Бог им дал Дух усыпления? И вот ниже здесь говорится:

«Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их».

Как это от их падения спасение язычников? О чем речь? Речь идет о том, что если бы евреи приняли Христа, то язычники никогда бы не услышали евангельской вести спасения. Христос посылает на проповедь апостола в 10 главе от Матфея (Мф.10):

«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте».

И когда хананеянка пришла и просила за свою дочь, Христос сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. -Так, Господи, но и псы под столом едят крохи у детей».

А когда евреи не приняли его на Елеонской горе, Он говорит апостолам: «Идите, проповедуйте всем народам». И Павел об этом пишет: «Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их». И далее он говорит:

«Вам говорю, язычникам. Как апостол язычников, я прославляю служение мое.

Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?»

И апостол Павел далее пишет, что ожесточение в Израиле произошло до времени. И когда войдет полное число язычников, предназначенных ко спасению, тогда Бог закроет дверь спасения для язычников, включаются времена язычников, и Он открывает двери для лиц еврейской национальности. И вот смотрите, какие интересные стихи у апостола Павла: «В отношении к Благой Вести, они враги ради вас». Благовестие- это Евангелие. А в отношении к избранию: «Возлюбленные божии ради отцов». Ну, о каком народе сказано, что вы-одновременно и враги, и возлюбленные божии? Такая двойственность? Только о них. Поэтому если кто-то скажет, что иудеи враги? Сказал, что они враги- скажи, что они возлюбленные. А если кто-то скажет иудеи возлюбленные? Сказал, что они возлюбленные- скажи, что они враги по отношению к Евангелию.

Вот этот стих в отношении Благой вести: «Они враги ради вас», а в отношении к избранию: « возлюбленные божии ради отцов». Поэтому тайна Израиля- это именно тайна, которая раскрывается в рассуждениях апостола Павла, и если посмотрите «Толкование на послание к Римлянам» самых разных святых отцов, вы увидите, как они согласно учат о том, что остаток Израиля спасется, когда Бог пошлет на землю пророка Илью. И Илья будет обличать антихриста вместе с Енохом. Енох -это тоже удивительный божий пророк. И вот тогда произойдет обращение этих людей к Богу. Это книга пророка Малахии (Мал. 4,5-6), где сказано:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям, и сердца детей к отцам их, то- есть, сердца евреев обратит к отцам, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием».

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем. К сожалению, сорвался звонок, но у нас есть тут вопрос.

 -Как вы относитесь к ситуации на Украине?

(Вот такой вопрос я получил).

 -Ну, что можно ответить? Во-первых, есть две Украины. Восточная и Западная. О чем это говорит? Посмотрите Евангелие от Матфея(Мф. 12,25): «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».

Так вот Украина сейчас и есть царство, которое разделилось само в себе. Конечно, не по вине этих людей. Но есть совершенно четко две Украины. Это Западная Украина и Восточная Украина. И это царство, этот дом, этот город Киев, как видим, разделившись сам в себе, не сможет устоять. Здесь должно быть или согласие, национальное примирение, которого, кстати, там никогда не было. Национальное примирение предполагает некую историческую амнистию. Как кому-то ни покажется это страшным, но надо сгладить исторические противоречия. То- есть, надо находить какие-то компромиссы. Это было бы более разумно, чем вот то противостояние, когда люди бросаются друг на друга с великой яростью.

Поэтому, когда люди говорят о проблемах на Украине, то надо понять, почему это. Это из-за того, что есть две Украины. И они никак не могут договориться друг с другом. Даже понять друг друга они могут с трудом. Потому что история этих регионов складывалась совсем по- разному.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -У меня вопрос о рождении Иоанна Крестителя по Евангелию от Луки (Лк. 1, 67-69):

«И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».

Я давно пыталась выяснить, что означают слова: рог спасения? Потому что еще и в Псалтыре встречается это понятие. Это, видимо, из Ветхого Завета, но я, к сожалению, не нашла более подробного объяснения. Пожалуйста, объясните, что такое рог спасения.

 -Слово «рог» означает «превознесенный». То- есть, спасение, которое как бы явлено всем. Это псалом (Пс. 17, 3). Я прочитаю его. «Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое».

То –есть, здесь речь идет о том, что Господь- щит, Он -скала, на которую мы опираемся. И он же в тоже время рог спасения. Конечно, хорошо было бы посмотреть как это на еврейском языке. Потому что «рог спасения» может означать «глас спасения», если это рог, в который дудят как в трубу. А если рог -это от слова «рога», то это означает превознесение. То -есть спасение, которое явственно всем. Как, например, рога оленя на его голове.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -С поклоном к вам и здоровья вам желаю, Елена.

 -Спасибо.

 -Вот меня интересует такой вопрос. Вернее, у меня даже два вопроса. Почему нигде в Библии не указано имя жены Лота? Почему-то я нигде не могла найти. И второй вопрос. Меня интересуют институты священства. Когда они появились? По наследству ли они переходили? Или они в каких-то специальных школах обучались? Как они сосуществовали с левитами? Левиты -очень красивый народ. Они светлые, голубоглазые. Учился ли в школе Иисус Христос? Вот это меня очень интересует.

 -Вы знаете, если говорить о священстве, то в ветхозаветные времена было колено Левино. До того, как Бог избрал колено Левино, каждый человек мог совершать священнодействие. До того, как Бог избрал Святую землю, на каждом месте можно было совершать жертвоприношения. Как, например, Ной совершал на горе Арарат и в Синайской       долине. До того, как Бог избрал Иерусалим, можно было на каждом месте Святой земли совершать жертвоприношения. До того, как Бог избрал гору Мориа, можно было приносить жертвоприношения в каждой части Иерусалима.

Таким образом, когда мы видим: вот Бог избирает места, Он избирает определенные колена. И как бы в этом формате уже начинает действовать. Если говорить о священстве, которое было в ветхозаветной церкви Бога, то там были Левиты, которые не являлись храмовыми священниками, но они относились к колену Левина, они жили в левитских городах. Но были левиты, которые имели право служения в храмах. Это так называемые храмовые священники. И они отличались от людей, которые просто происходили из колена Левина.

У храмовых священников были чреды, то есть очередь. И каждый в своей чреде совершал служение. Это священство по чину Аарона. Но есть священство по чину Мельхиседека. Мельхиседек был царь Иерусалима. И о нем сказано, что он без родословия. Что это значит? Что священство по чину Мельхиседека. То -есть, мы каждого человека можем избирать на служение в церкви, независимо от того еврей он, левит, татарин, чеченец, или кто-то еще. Если он православного исповедания, если нет канонических препятствий для его службы- он, конечно, может быть рукоположен и служить церкви.

Например, во втором послании Тимофея (Тим 1, 6) апостол Павел пишет: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». То есть когда один священнослужитель рукополагает другого, тот получает дар божий для совершения своего служения.

И в христианской традиции как бы не фактом рождения человек становится храмовым или просто священником, а в силу таинства хиротонии, когда человека рукополагают.

Учился ли Иисус Христос? Ну, Он читал в храме, в синагоге. Мы видим пророка Исаия, он собеседовал с мудрецами. Но надо понять, что в Иисусе Христе как бы два естества. Он истинный Человек и истинный Бог. И взаимодействие между божественным и человеческим, это такое взаимодействие, когда две природы существуют нераздельно, неразлучно, неизменно. Хотя и неслиянно. Это халкидонское разделение. Поэтому можно сказать, что Он не имел необходимости в процессе обучения, но чтобы нас научить наставить на всякую правду, Он мог учиться. Как и крещение Он прошел, Он же не нуждался в крещении и покаянии, потому что Он Господь, Он безгрешен. Он как Господь абсолютно свят, но чтобы нас чему-то научить, Он к этому подходил и участвовал в этом.

Наша передача подходит к концу. Помолимся о здравии наших братьев и сестер. И, конечно, будем молиться, чтобы Господь дал мир нашим братьям на Украине, городу Киеву. Киев -это мать всех городов русских. Будем молиться, как древние просили мира Иерусалиму. Мы будем молиться и просить мира Киеву, этой купели всей земли русской.

Спаси вас всех Христос!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+