20.03.2013 11:20:38
Добрый вечер! У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов и священник Александр Березовский.
-Раб Божий Вадим. Гражданская позиция на выборах, нетерпимое отношение к фальсификации результатов, участие в митингах - все это совместимо с христианством? Или нужно терпеть и смиряться?
-К христианству это вообще не имеет никакого отношения. Если бы наше земное устройство представляло собой что- то важное, то Господь обязательно сказал бы нам об этом.
Есть во всем этом очень серьезная проблема. Люди, которые говорят о нечестности, могут иметь на это право только в одном случае: если они сами честны. Но как трудно даже предположить это! Мне, например, трудно вообще представить, что демократия- это власть богатых. Когда во всем мире государство за государством меняло свое устройство с того, что называлось «монархия», «аристократия» - на демократию, тогда и возникали такие идеи, как всеобщее избирательное право, равенство мужчин и женщин. А в итоге мы увидели, что это просто манипуляция людьми с помощью денег.
Во всех демократиях не осуществляется не власть народа, а власть тех, кто имеет деньги. Потому что за деньги можно организовать нужную компанию. Купить телевизионный канал, журналистов, которые будут трудиться в нужном направлении. За деньги можно запугать и убить человека. Вот в Дагестане убили журналиста. Он написал то, что кому -то не понравилось. Причем, я уверен на 100%, что тот, кому не понравилось, не сам стрелял. Это сделал кто- то другой. Выборы при всеобщем избирательном праве вообще не могут быть честными. Поэтому сам Уинстон Черчилль, чтобы участвовать в демократическом процессе, вынужден был отказаться от титула пэра Англии. Стал премьер-министром, потому что это решает Нижняя палата Парламента, и демократию назвал мерзостью. И заявлял, что ничего лучшего не изобретено. А не изобретено потому, что демократия - это форма манипуляции. Какая разница как манипулировать - с помощью дополнительных бюллетеней, митингов, или просто денег? Что самое откровенное.
Мы же все знаем. У нас был период, о котором те люди, которые организуют наши митинги, отлично помнят. Период разгула демократии при Б.Н. Ельцине. В это время из страны вывезено было столько богатства! И люди, которые ничего не создавали, получили такие огромные средства в свои руки, причем не за свои деньги купленные. Они за это платили государственными деньгами. То есть деньгами обычных людей. И получили огромные ресурсы.
Для меня лично совершенно безразлично, честность здесь или не честность. Просто в жизни из двух зол нужно выбирать меньшее. Каждый человек должен сам для себя определиться. Причем не надо думать, что я вообще против митингов. Я вполне допускаю, что среди 1000 людей, которые пришли на митинг, есть люди с искренними чувствами. Может, среди них есть люди, которые всегда честны по отношению к своим детям и женам, родителям, друзьям. Я это вполне допускаю. Но ими манипулируют!
Я примерно представляю, что происходит, потому что слушаю радио. И я чувствую тех людей, которые все это зажигают. Это для них какой то шанс, они такие наивные борцы за правду. Но я прекрасно знаю этих людей и могу предположить, как какие люди поведут себя в том или ином случае.
-От них особенно странно слышать такие лозунги.
-Да. Это демагогия. Поэтому с одной стороны, если человека что- то не устраивает, у нас есть право по закону высказать и правительству, и президенту, и какому- либо из министров по этому поводу «фэ». Я совсем не против разговора о честных выборах. Но у нас как будто нет других проблем! У нас же проблема на проблеме и проблемой погоняет. И потом, когда у этих людей спрашиваешь: «Хорошо. А кого взамен? Вы выдвигайте своего человека. Мы сравним и выберем». Будем сами выбирать, надеясь, что будут честные выборы, соберем группу людей, будем агитировать. Но кому это интересно?! Будут ходить, что- то проверять, как -то считать. Пожалуйста, это все возможно.
Но говорить о честных выборах, для меня, человека уже пожившего - это абсурд.
-Батюшка, но в людях живет еще надежда на справедливость. Ее все меньше и меньше, это видно даже по количеству пришедших на выборы. Но все-таки люди хотят надеяться.
-Нет. Ну, что хотят, это нормальные законы. Я бы тоже хотел многое изменить. Я бы начал с детей, потому что говорят: «Дети - наше будущее»! А зачем у нас торгуют будущим?! Меня, как гражданина, это возмущает. Если бы собрались люди в количестве 10 000 человек просить или требовать у нашего начальства изменить политику по отношению к детям-сиротам, я бы тоже пошел. Это нормально. Потому что есть у нас проблема: миллион сирот, торговля детьми и плохое попечение государства.
Или, допустим, сказали: приравнять всех многодетных, у которых трое и больше детей, к работающей женщине, потому что воспитание детей - это тяжкий труд. Я сказал бы: подвиг.
Я бы первый пошел. Я бы, наверное, на этом митинге даже выступил, потому что это серьезное дело.
Давайте в нашей стране создадим специальный налог на роскошь. Но чтобы деньги шли всем многодетным матерям. Чтобы они жили лучше, могли бы детям фрукты покупать. Могли бы делать ремонт в квартире, чтобы у них детей не отбирали. Это другое дело, но честные выборы - это не по взрослому как -то. Это несерьезно.
Такое мое личное мнение!
-Здравствуйте. Владимир из Москвы. У меня вопрос по поводу воскресных служб. У меня не получается прийти на службу, потому что у меня суточная работа, а бывает еще жена скажет: Вот, тебя шесть дней не бывает, а тут еще и воскресенье, надо на рынок ехать и бывает, что не получается. Или приходишь с семьей, только свечки поставил - и ушел. Как быть в таких ситуациях по жизни?
-Надо как- то приспосабливаться. Конечно, мнение жены тоже надо учитывать, потому что ей трудно одной, на рынок надо ходить. Поэтому если ради этого пропустить, то это причина уважительная. Но есть и другой выход. Например, если дежурство падает на воскресение, ну приди в субботу на всенощную, потому что это есть начало нашего прославления Господа. А потом у нас есть в Москве места, где службы ночью происходят. И так можно. А если дежурство и там делать нечего, просто надо быть на месте - то можно воскресную службу прочитать на дежурстве. И в этом не будет ничего дурного. Вариантов много. Надо себе выбрать тот, который будет утешительным для вас и для пользы душе.
-Евгений из Владимирской области. Почему у нас на Пасху красное облачение, а в других православных странах белое? Может это наследство советского прошлого?
-Да нет, это зависит от традиции. Просто в русском языке «красный» и «красивый» - это синонимы. Красная Площадь - она же у нас не красная. А почему называем так? «Красная» - это значит «красивая». А цвет красный значит «красивый, драгоценный».
-И мы украшаем праздник таким облачением.
-Да.
-Люди порой подают записки на проскомидию за усопших, не имея уверенности в том, что те крещены. Слышала по «Радонежу», что не давно было принято соборное Постановление об особом чине поминовения таковых. Рекомендовали обращаться к батюшкам в приходе. Они не знают и мне ответить не смогли.
-Ничего такого не принято. Сейчас разрабатывается чин поминовения усопших вне православной веры. И то пока это на Соборе не принято, этим вопросом занимается еще Межсоборное присутствие, составляет такие рекомендации, которые должен утвердить сначала президиум Межсоборного присутствия, а потом они будут предложены Архиерейскому Собору на его рассмотрение.
-Батюшка, а когда какие- то новые постановления будут приняты и рассмотрены в ближайшее время? Что сейчас наиболее существенное готовится?
-Я участвую там в трех комиссиях. Одна комиссия занимается созданием новой системы управления церковью. Для современного этапа. Там нет никаких обретений. Просто то, что уже есть в церковной традиции. Вторая комиссия занимается тем, что последнее время речь шла о вознаграждении за требы. Как это вообще должно быть? Чтобы не было, кто во что горазд. Третья комиссия, в которой мне удалось участвовать, это комиссия по поводу катехизации взрослых и крещеных людей. Разрабатывались рекомендательные системы. Но тоже еще окончательно документ не выработан.
Это вещи не простые, нужно много ума и знаний, образования, учета современной ситуации.
-Ну да, потому что одно дело город, другое деревня, и надо как- то учитывать особенности, нюансы службы.
-Нужно составить такие тексты, которые не были бы отторгнуты церковью, а с другой стороны, чтобы принимались как благо. Это очень сложная работа.
-Как отличить истинных от назначенных святых и пастырей?
-Дерево судят по плодам.
-То есть надо сначала пообщаться?
-Не обязательно. О некоторых плодах можно узнать издали. Тот, кто видел настоящих, тот не ошибется.
-Это понятно. Как часто спрашивают: Батюшка, а как мне узнать, посетила меня благодать Божия или нет? Не упустить ее?
-Это пропустить, по-моему, нельзя. Просто невозможно. Если вопрос так стоит, значит...
-Пока еще нет опыта.
-Да. А потом, в какой то мере, благодать всех посещает. Даже людей, которые еще вне церкви находятся. Просто степень и глубина этого посещения разная. И человек может просто не знать, что это благодать. Не знать! Но не чувствовать он не может.
-Внутри себя ощущаю, что одна половина тянет к Богу, а другая хочет покоя и расслабления после работы, а не напряжения и трезвения. Как прекратить эту раздвоенность и устремиться к Богу? Была ли такая дилемма у святых? Как им удавалось сделать такой рывок и выбрать Крест осознанно?
- Апостол Павел тоже самое пишет. Это общая проблема нас, грешных людей. Это воссоединение может быть только через благодать. Она нас созидает. «Немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Она, только благодать, может уврачевать нашу немощь. И надо просить у Бога благодати.
-Сам Господь заповедал: «если у кого из вас сын попросит хлеба, кто из вас подаст ему камень?» Так же Господь подает благодать Духа Святаго просящим у Него.
-Научиться бы просить против всяких житейских невзгод….
-Вот спрашиваешь у человека: Что главное? Он говорит: Главное - здоровье. За деньги здоровье не купишь. Главное- здоровье, и все.
А насчет благодати я не слыхал, что бы кто- то ее просил.
-Батюшка, даже среди православных верующих, долго ходящих в храм, это именно так и звучит: Главное - здоровье!
-Ну не только здоровье. Некоторые хотят, что бы их защитили.
Сегодня ко мне подошел человек и просил у меня защиты от другого человека. А я считаю, что в этой ситуации оба виноваты. Но тот, который потерпел, виноват больше. Он просит от меня защиты. Но я же не просто лопата, которой можно взять и огреть по башке! Я тоже живое существо. Как я могу действовать против своей совести?! А человек ждет. Ну как же так, я же прошу защиты! Так что не обязательно здоровье, материальные блага. Вот, человек просит на вид нормальных вещей. И говорит: «Вы меня не защитили, батюшка».
А я считаю, что в этом случае как раз нужно и посмиряться.
-Очень многие хотят услышать конкретный ответ на конкретный вопрос.
-Свой ответ. Я должен угадать, что он хочет, и его в этом утвердить. А если это противоречит моему мнению, то что же?!
-Не угодил.
-А потом кричат- «честные выборы»! Я должен сделать честный выбор в угоду ему. Нормально, да?! А если ты скажешь «нет» - они же тебя загрызут, все эти толерантные. Такую покажут толерантность, что спидом заболеешь.
Понимаете, некоторые говорят: «Я не хочу нести ответственность». Что мне отвечать? Никто не спрашивает ни за что. Даже совесть спокойненько молчит. Так что не совсем понятно, что значит отвечать? У каждого христианина есть Священное Писание, откуда он должен научаться и собственная совесть, которая говорит, как применять Священное Писание в своей собственной жизни. И вот он ответ, а что еще?
-Много лет читаю Псалтырь и всегда изумляюсь его изумительной красоте и силе. Но имеющиеся в нем молитвы содержат прошение у Господа отмщения обидчикам. Понимаю, что данная книга является частью Ветхого Завета, в котором были другие заповеди: око за око, зуб за зуб. Но мы поем такое молитвословие в храме, на домашней молитве читаем. Не является ли это противоречием? Ведь Господом даны другие заповеди и живем мы по Новому Завету.
-Святые отцы разработали метод, который именуется «символическое толкование». И тогда все складывается. Вот, например, «младенцев, которых нужно разбить о камень» они понимали это как зарождающиеся помыслы. Как только помысел еще младенец, он не вырос, не завладел нами, но уже появился на свет, и мы его видим. То-есть, нужно, с Иисусовой молитвой обратиться ко Господу и разбить этого младенца, этот греховный помысел, о камень, который есть Христос, камень веры.
-То- есть, хорошо бы почитать «Толковый Псалтырь».
-Сергей меня зовут. Мне к чиновникам надо сходить, у них большие кресты на груди блестят. И я им хочу рассказать историю о том, как женщина пришла на ужин ко Христу и принесла с собой алебастровый сосуд с драгоценным миро, литров около 100. У них может возникнуть сомнение, как она могла принести 100 литров? И они мне могут этот вопрос не задать, а тогда они не поверят всей истории. И второй вопрос. Это не та ли женщина, которую хотели иудеи побить по закону Моисея камнями, а Христос сказал женщине: «И Я не осуждаю тебя. Иди и не греши». Это одна и та же женщина? Это Мария Магдалина?
-Нет. Совсем другая женщина. Теперь по поводу вашего рассказа.
Вы путаете две меры. Меру, которую использовали в своем обиходе древние евреи с метрической системой мер. Слово-то одно, но это не значит что это кубический дециметр, как мы сейчас понимаем литр. Это совсем другая мера. Поэтому если вы найдете соотношение этих мер, вы увидите, что это вполне подъемная для человека мера. Названия схожи, а на самом деле разные, а вы из этого делаете такой вывод.
Ну и потом, прежде, чем чиновников, у которых на груди лежит большой золотой крест, в чем-то убеждать, нужно сперва прикинуть: а будут ли они слушать? И не получится ли, что вы мечете бисер? Какую-то фразу сначала произнести. Если вы увидите, что нет какого то расположения или желания, то я бы не советовал это делать, потому что вы можете испортить все дело, за которым пришли.
-Что может сделать Церковь и общество против растлевающего воздействия в СМИ на наших детей, проводимого сознательно?
-Изолировать детей от этого пагубного влияния. Тут приходит взрослый мужчина, а рядом стоит взрослая женщина. И говорят: Вот сын погрузился в компьютер и не хочет делать уроки.
Спрашивают у меня: Что делать?
Как - то это смешно.
-Спросите у них: А кто ему компьютер купил?
-Это раз, а во-вторых, ты же, собственно, родитель, так вот и решай педагогическую задачу со своими детьми.
-Сергей Поздняков, и у меня такой вопрос. Дело в том, что у нас в приходе батюшка заставляет нас голосовать на грядущих выборах за Владимира Путина. Я хотел узнать, как церковь к этому относится? Батюшка Алексей, фамилия Баженов.
-По поводу того, чтобы голосовать за Путина - это дело свободной воли каждого, и никто не может принуждать. А церковь вообще к участию священников в политической жизни относится категорически отрицательно. Есть специальные документы. Даже нельзя здания дома причта использовать для собрания какой-то политической партии или группы. Нельзя с амвона призывать голосовать за того или иного человека. Даже некорректно священнику говорить, за кого он будет голосовать, потому что это косвенный пример.
-Раба Божия Любовь. В силу того, что мы люди достаточно занятые, приезжаем с работы вечером, и у меня не хватает времени читать молитвы. Читает молитвы муж, когда я занимаюсь кухней и уборкой квартиры. В этот момент я понимаю, что я готовлю еду с хорошими помыслами, с молитвой, но я не принимаю в этом участия. Считается ли это грехом, и правильно ли это?
-А кем считается то? Кто над вами стоит и считает? Это вы смотрите по совести. Что по христиански лучше, что правильнее.
Но есть еще средний путь. Можно попросить пока вы посуду моете или раскладываете по тарелкам кашу, чтобы он на кухне почитал вслух. И вы бы потише гремели сосудами, и внимали его чтению. Тогда вообще было бы замечательно. Можно сказать, такая идиллическая картина; муж молится, жена готовит кашу. Это здорово, по- моему. Это для детей очень вразумительно, они бы видели, как у вас ладком все идет. Поэтому попробуйте, предложите ему.
-Батюшка, тут вопрос еще в том, что невозможно сосредоточиться на словах молитвы, когда постоянно что- то отвлекает.
-Сперва - да, отвлекает. Но те, кто были в тюрьме, вспоминают, как в тяжелейших условиях, где в одной камере набито в пять раз больше народу, чем может вместиться - люди молились. Хотя там табачный дым вместо кадильного. И мат- перемат, и разговоры. Кто хотел молиться молились.
-Отец Дмитрий и отец Александр! У меня такой вопрос. Мой папа -мусульманин. Мои родители расстались, когда мне было 19 лет, но я всегда поддерживала с отцом отношения и ездила к нему. И вот 17 ноября он умер. Ему было 85 лет. Мне позвонили, я помогла пожертвованием, поскольку прилететь уже не успевала. И здесь мне подсказали, что на проспекте Мира есть мечеть, и там я попросила, чтобы за него помолились. А вот дома я молюсь, стою и его, как ново-представленного у иконы, поминаю, и в храм прихожу, и мысленно у Бога прошу, что бы Он ему тоже простил грехи. Правильно ли я делаю и как мне его поминать?
-Вот интересный вопрос. Вы знаете, я сейчас сижу за столом, передо мной отец Александр, горит лампа, на ушах у меня наушники и с боку торчит микрофон. И еще я прихлебываю чай, чтобы рот не пересыхал, и буду у вас спрашивать: А как мне пить чай?
Если я у вас это спрошу, отец Александр подумает, что я сошел с ума.
Вы же папу уже поминаете и спрашиваете у меня как его поминать.
Я что-то то не понимаю. Что такое «поминать»?
-Помнить.
-Да. Поминать, это значит, в то время, когда вы молитесь, вспоминать о нем. Пока он новопредставленный вы поминаете его как ново-представленного. Вы молитесь о всех усопших сродниках, об усопших патриархах, о тех, кого вы знали – о людях, вам дорогих, и папе ново-представленном. Это и есть поминание. Что еще надо?
-Смущает то, что в церкви мы не поминаем.
-Ну, разумеется. Это тоже абсурд.
-А человек говорит: Прихожу в церковь и молюсь за него.
-Ну, и на здоровье. А что, церковь- это и есть дом молитвы.
-Владимир из Волоколамска. Отец Дмитрий, таков у меня вопрос.
Как сохранить бесстрастие, когда видишь образ женщины или образ обидчика своего?
-Понимаете, если бесстрастие есть, то его не надо сохранять. Раз вы волнуетесь при виде женщины, при виде обидчика, значит, страсть есть. Вы еще не бесстрастны, вам нужно еще к этому стремиться.
-А как его достичь?
-А все духовное достигается только благодатью Божьей.
-То есть прошением у Бога помощи?
-Конечно-конечно. Господи, умири мою душу грешную!
-Ну а сам человек, кроме молитвы, что он должен предпринимать в этот момент?
-Если обидчик перед глазами, то можно повернуться и пойти в другую сторону. Картинка в мозгу сменится, так же и с женщиной, можно глаза опустить и не разглядывать ее красоты. Это облегчит, но страсть от этого не улетучится. Соблазнов бегайте. Это замечательный совет.
-Мой муж тяжело болен, я не выдержала и стала пить успокоительные таблетки. Священник сказал, что это грех. Но ведь лекарство тоже от Бога, не так ли?
-Я не знаю такого греха, нигде не читал. Может, спросить, в каких книгах написано, что принимать успокоительное это грех?
Первый раз это слышу.
-Я вообще батюшка частенько слышал, что запрещают людям принимать такого рода лекарства.
-Как священник может запрещать пить человеку то или иное лекарство? На каком основании?
-На основании собственных разумений и выводов.
-Ну, это во-первых - наглость, во-вторых - невыразимая глупость, а в третьих - это противоречит постановлению Священного синода. Священник нарушает церковную дисциплину. На него можно пожаловаться, и ему священноначалие поставит на вид. Даже если священник является дипломированным врачом и каждые три года официально повышает квалификацию свою и имеет на это мандат. И то если к нему обращаются не как к врачу, а как к священнику, он не имеет право от своего медицинского образования что - то говорить. Этот человек много на себя берет. Это форменное безобразие и духовное преступление против церкви, против священноначалия. Я даже не представляю, как это можно.
-Вот, вопрос к нам пришел. Батюшка, почему так много недостойных священнослужителей?
-Это самый простой вопрос. Дело в том, что один мудрый батюшка, он и сейчас жив, вот так говорил, а я еще был молодым. Это от него услышал и стал тоже повторять. Когда начинают жаловаться на священников, я говорю: Да, священники никуда негодные.
Поэтому давай, роди сыночка и воспитай из него хорошего священника. А если женщина в таком возрасте, когда это проблематично, я говорю: Ты возьми сироту из детдома и воспитай из него хорошего священника. И все как-то отпадает. Это же другая мама вырастила, воспитала священника. Но хоть вырастила и священника, хоть и никудышного, а все-таки священника. Ведь у никудышного священника можно повенчаться, можно исповедоваться, можно и ребенка у него крестить. А когда умрешь, он хоть и никудышный - а все -таки отпоет. А твои-то сыновья где? Поэтому что же ты требуешь от других мамаш и папаш, что они воспитали плохих священников, если ты вообще никого не воспитала?
Твой сыночек где? А-а-а, так что не надо. Благодари Бога, что у нас есть мамаши, а некоторые по два священника воспитали, да по три. И дочка-матушка. Вот какие еще есть, слава Тебе Господи.
Поэтому это вообще чудо, что при советской власти еще воспитали таких парней, которые еще стали священниками. Ну, конечно, не без греха.
-Меня зовут Альтаир. У меня такой вопрос. Вот у нас завезли икону батюшки Путина, если я буду на него молиться, у меня есть шанс попасть в Государственную Думу и занять депутатское кресло?
-Наверное, есть, но это через психоневрологический диспансер, там заявки принимают. Поэтому давайте, шансы очень большие. У нас в стране все предусмотрено.
-Евгений из Москвы. Подскажите, пожалуйста, есть ли в Москве православные курсы подготовки молодых людей к браку?
-Я такого не слышал, может быть, и есть. Вот есть у меня на старости лет такая мечта, может быть, это получится. Построить храм большой в честь Петра и Февронии, и при нем сделать ЗАГС и Службу семьи. Чтобы это было в одних руках. И молодые, если они хотят в нашем ЗАГСе регистрироваться и в храме венчаться, должны проходить такие курсы. У меня такая задумка есть. Святейший Патриарх благословил. Но есть большие технические трудности, сами понимаете. Поэтому я о таких курсах не слышал, хотя чувствую, что в этом есть большая необходимость.
-Но вообще важно людей учить, что такое христианский брак.
-Мы проводим огласительные беседы с желающими покреститься, а это не менее важно, они же потом принесут крестить своих детей. В какой семье будет рожден ребенок- в христианской или оккультной?!
Семья это вообще основа и церкви, и государства, и всей народной, и человеческой жизни. Поэтому если у нас опять в народе не возникнет правильного понимания, что такое семья, народ исчезнет.
-Какие радости были у святых в противовес жестокому подвигу?
-Та благодать Божия, которая их посещала в результате их подвига.
-Потому что человек мирской читает житие какого- нибудь святого и удивляется, зачем нужно было так себя изнурять.
-Вот для того, чтобы приблизить благодать Божью. Для того, чтобы смирить себя.
-То- есть от степени аскетизма зависела мера благодати Божьей?
-Нет, напрямую не зависела, потому что Бог дает благодать не за аскезу, но человек боролся со своими грехами. А благодать Божия - это всегда дар, а не награда. Не за подвиг, а за устремление в своей жизни. Как у Серафима Саровского. Он и столпник, и старец, и творец Иисусовой молитвы, и богослов, и великий постник. Все виды подвигов, которые есть, он все прошел, чего бы и одного хватило.
-Господь говорит: «Принесите плоды достойные покаяния». А как человеку наблюдать за этими плодами, есть ли они вообще или нет?
Как ему оценить приносит ли он покаяние или это только исповедование своих грехов?
-Покаяние - это изменение жизни, а исповедование - это не покаяние еще. Это как постановка диагноза и исцеление - разные вещи. Исповедь - это постановка диагноза, а покаяние - это уже начало выздоровления.
-А как сам человек может оценить плод покаяния?
-Ну как? Пил, а теперь не пью. Есть плод? Есть.
-Ну, это такой очевидный пример.
-Был злой как собака, а теперь добрый и ласковый. Тоже очевидно.
А все очевидно не может укрыться город, стоящий на верху горы. Если человек становится настоящим христианином это невозможно не увидеть. Это все вокруг видят, одни радуются, другие беснуются. А так что бы человек был к этому равнодушен - это редко.
-Батюшка, если опять вернуться к плодам покаяния. Как человеку уловить плод, и это недостоинство в себе сохранить?
-Если человек правильно подвизается, он понимает: то, что с ним произошло - это только по милости Божьей, поэтому ему в голову не придет что - то о себе положительное говорить, или себя ставить в пример «вот я»: я достиг, я смог, я поборол. Потому что это не возможно побороть. Это может только Бог побороть в нас.
И когда Бог в нас поборет какую- то страсть, то тогда мы Бога благодарим. Богу приносим благодарность, а не себе. Потому что как только человек ощутит себя достойным - то все, конец. Поэтому Господь и говорит: «Даже если все сделаете, говорите, что недостойны». Чтобы даже в голову никому не пришло.
-Вот когда что -то получается по милости Божьей, даже когда человек не говорит об этом, возникает такое чувство внутри, которое помимо воли.
-Да, это дьявольское наваждение, которое навевает тщеславие. По- моему, Иоанн Лествичник говорил: «Не должно, чтобы корабль потерпел кораблекрушение уже в гавани». Что такое гавань? Это такое место, где корабли укрываются от непогоды, от штормов.
-Самое безопасное.
-Да. Он уже туда приплыл и через тщеславие там и тонет, потому что как только возгордился, что- то себе приписал - весь твой подвиг оборачивается в свою противоположность. Какая тебе разница утонуть в гавани или утонуть среди бушующего моря? Конец один - буль-буль.
Но в гавани про тебя будут говорить, что ты вообще тупой. Как же в гавани корабль пустить ко дну?! Это только курам на смех. Поэтому если христианин не понимает, что тщеславие его обкрадывает и делает его подвиг смешным, то он, конечно, не будет никогда идти этим путем.
-Спасибо, батюшка, за ваши ответы!
- Помогай вам Господь!
Добавить комментарий