14.06.2017 08:30:40
Протоиерей Александр Абрамов
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/06/02/21-00.html
-Начну как всегда, с Евангельских текстов. Два отрывка мы услышим завтра. Оба эти отрывка не связаны прямо с событием дня. Одно посвящено усопшим, а другое - дню. Начну с Евангелия читаемого в день поминовения усопших: «35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
36. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
37. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
38. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
(Ин, 6, 35 — 39)
Итак, Евангелие об усопших говорит, что воля Христова, совпадающая с волей Отца, состоит в жизни, в том, чтобы никого не осудить и не погубить, но воскресить. Дать вечную жизнь. «Приходящего ко Мне не изгоню вон». И очень важно, когда мы рассуждаем о жизненных событиях, о том, что нас окружает, что занимает наш ум и наше сердце, помнить что Христос сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Я хочу, чтобы ничего из того, что Мне было дано, не оказалось погубленным, а все было воскрешено. В дни, когда мы были свидетелями здесь, в Москве ужасного урагана и гибели людей - говорят о 12-15 погибших москвичах - я с ужасом наблюдал перепалку в интернете на разных форумах, где люди говорили: ну, так и надо, это за грехи, правильно. Я думал: Господи, разве могут христиане так говорить, разве не должно быть нашей первой реакцией: Господи, как жалко этих людей! Господи, прости им грехи, которые они сотворили. Разве наша первая реакция - не сочувствие и сострадание, и мы готовы, чтобы на месте погибших оказались наши близкие, мы бы этого хотели? Наша жена, мать, ребенок? Что, они менее грешны, чем те, которые погибли? Я ехал в этот день по набережной на православный канал, чтобы дать там интервью, и вижу: стоят машины следственного комитета и подумал, что это они здесь делают, шашлыки, что ли, собрались жарить? И вот меня посрамил Господь - оказывается, нет; оказывается, люди занимались расследованием, там погибли люди в схлопнувшейся беседке. Они пытались переждать дождь. Говорят, Господь послал смерть, да нет же! Не Господь послал – грех, вторгшийся в мир, грех разъедающий людскую оболочку и умножающийся нами, в том числе - нашим памятозлобием и злорадством - оно губит людей. Христос не губит. И вот Евангелие, читаемое об усопших, об этом говорит со всей определенностью: «Я пришел ничего не погубить, но все то воскресить в последний день». Это очень важно нам помнить, когда мы делаем те или иные оценки. А потом нам будут говорить: «Вы, христиане, даже не в состоянии пожалеть, вся страна сострадает - а вы на костях топчетесь». Мы не топчемся, мы не можем так делать. И реакция, которую я сейчас описал, это реакция не христианская.
Текст Евангелия, которые читается в сей день рядовое, о призвании Петра трижды. Симон Ионин любишь ли ты Меня…
15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Этот отрывок будет продолжен достаточно пространно за завтрашним Богослужением. Остановлюсь лишь на этих словах. Мы всякий раз, когда христиански взрослеем - не стареем, а взрослеем - мы оказываемся в ситуации, когда мы наблюдаем то, что нам бы не хотелось наблюдать, мы оказываемся включены в обстоятельства, в которых мы не хотим находиться. Но если мы в них - мы обязаны и должны вести себя по - Божьему. Я рассказывал, может быть здесь, в эфире - митрополит Питирим Волоколамский, рукополагавший меня во диаконы, мне так сказал: «Ты, когда у тебя какие-то дела или вопросы есть, мне звони почти в любое время, но никогда не звони когда идет программа «Время», я ее смотрю и молюсь, так как в ней всегда говорится об ужасных событиях. Мне бы так не хотелось, чтобы этот кошмар случался, но так я хоть могу за этих людей помолиться, поэтому ты мне в это время не звони». И часто мы опускаем руки и говорим: сколько можно, почему я должен туда идти, сколько можно этим заниматься? Почему я должен идти к этим нерадивым детям, которым ничего не нужно, ничего не хотят они слушать; почему я в сотый раз должен объяснять кому-то, что лучше помириться, чем ссориться, почему все это происходит? Вот ответ Христа: «Когда ты был молод - то сам надевал пояс и шел куда хотел. А когда состаришься - думаю, что здесь имеется в виду духовное взросление, когда ты становишься старше - то ты сам поднимешь твои руки, а другой тебя препояшет и поведет, куда ты не хочешь». Христа вели туда, куда Он не хотел, и учеников Его. И не случайно Евангелие говорит: Христос тем самым назнаменовал, то- есть дал Петру понять, что он сам умрет не так, как он ожидал или хотел. Нам не ознаменывают смерть чаще всего. Но мы часто оказываемся в обстоятельствах, где мы не там где хотим. Но и там, где не хочется - будем Божьими, будем Христовыми. Вот обращение: «Паси овец моих» обращено не только к Петру. Каждый христианин другому христианину может стать твоим Петром, или твоим агнцем, твоей овцой, которую ты для Христа ведешь в надежное Божье убежище. Вот об я хотел сказать, начиная наш с вами разговор.
Мы находимся на удивительном перевале церковного года. Завершилась длительная Пасха и Вознесение, которое, казалось бы, учеников должно было огорчить и заставить испугаться. По слову тропаря церковного «Радость сотворив ученикам», потому что сбывается обещанное Спасителем. Он идет ниспослать утешителя Духа Святого. И сейчас, в эти дни, до Троицы молитва: «Царю Небесный» не читается. Мы ее услышим в Троицын день. А сейчас мы ее лишены. Мы знаем, что вот здесь совсем рядом дыхание Святого Духа. И вот это некое ощущение лишенности, и при этом ожидание полноты дыхания Святого Духа - удивительное чувство, которое наполняет дни Троицы. Дни, когда полностью сбывается всякое обетование Божие. Человек убеждается что Христос, уходя на небо, не оставляет его, как и обещал, но присылает Утешителя. Который способен помочь в любой житейской, духовной, рабочей, любой ситуации, потому что Он везде присутствует и наполняет Собою вся, давая смысл человеческому существованию.
Тел.звонок: -Скажите, пожалуйста, что происходит с душами кремированных? У меня скончался сын скоропостижно. Он был крещен, но не был воцерковлен. Что его ждет при пришествии Христа? Что ждет его душу?
-Душа от способа погребения никак не зависит. Она, как была бессмертной - так бессмертной и остается. Православное учение, конечно, не поддерживает идею о кремации тела как о каком-то искажении естественного хода событий. Тело полагается во гроб, со временем придается тлению – ты земля еси и в землю отыдеши. Это естественный ход событий. Кремация такой ход нарушает. Но в смысле жизни души ничего иного, отличающегося от всех нас, не происходит. Точно так же душа предстанет на Суд Христов и будет вынесено решение. Бывают ситуации, когда человек умирает на чужбине, и тогда можно доставить тело, только кремировав его. Конечно, мы должны избегать кремирования. Но если такой возможности нет - то главное- знание, что нет предела милосердию Божьему. А наша задача об этом человеке - просить Бога о прощении его грехов. Из раза в раз возникает один и тот же вопрос, и он мне кажется очень странным. Кто-то непрерывно его муссирует. Нельзя подавать записки за такого- то, потому что он крещен, но не воцерковлен - я не знаю, кто эти дикие, нелепые суеверия распространяет. Мы все не очень воцерковлены. Мы бы посмотрели на своих предков XVII века и убедились тогда, что такое по- настоящему воцерковлен. Вот мы раз в году совершаем всенощное бдение полным чином, под крестопоклонную неделю, оно длится 9 часов. И то - есть какие-то не то что бы сокращения, но хор поет несколько быстрее, чем в XVII веке. Часов 12 всенощное бдение, со всеми поклонами - будьте любезны. Люди знали псалтырь. А мы считаем себя воцерковленными. И не нам решать, кто воцерковлен, кто нет, и за кого частицы вынимать, а за кого нет. Поэтому с Божьей помощью будем просить о прощении грехов усопших, а относительно себя просить о разуме, чтобы не делать резких и неправильных суждений.
-Кому больше нужно поминовение? Нам или усопшим?
-Для усопших молитва наша - это пища и питие, как мы считаем. И для усопших это обращение - знак того, что мы его помним. Когда мы просим вечной памяти - мы просим, чтобы человек оставался в памяти людской. Оставался как добрый человек. Потому что вечная память о зле означает, что человек отвергает умершего, проклинает. Нам самим молитва нужна потому, что молясь об усопших, мы молимся и о самих себе в первую очередь. Мы надеемся на то, что когда мы умрем - будет, кому о нас воздохнуть, перекрестить лоб и сказать: Господи помилуй его ( ее), они были хорошие люди. Нам самим это нужно для того, чтобы ощущать неразрывность связи с теми, кто уже ушел и чувствовать, что у Бога все живы. Количество умерших гораздо больше, чем живых, всех мы, конечно, не можем вспомнить. Но родных и близких всех можем, кого помним по именам, а остальных - как родню. Связывать эту ниточку, которая уведет нас в глубины истории и приведет нас к Адаму и Еве.
Тел. Звонок: -Сказали, что каждый раз приходя на исповедь, надо исповедоваться в грехе аборта?
-Естественно, если грех более не повторялся - то исповедоваться в нем бессмысленно и не нужно. Дело священника - определить епитимью, то есть дисциплинарное внушение, наказание, которое он наложит на человека за этот грех. Но возвращаться более не надо.
Анна спрашивает: - Верно ли, что Троицкая родительская суббота - единственный день в году, когда церковь поминает самоубийц?
-Неверно. Нет. Церковь в вечерню Троицы пятидесятницы в одном из прошений дерзает обращаться к Богу с просьбой об облегчение участи, иже во аде держимых. О том, чтобы сделать пребывание людей, находящихся в аду, менее мучительным, более легким, дать ослабу – об этом просят один раз в году. Что касается поминовения убийц - мы знаем, что церковь самоубийство считает тягчайшим грехом и не допускает за абсолютно редкими исключениями их отпеваний. Но есть чин молитвенный, который именуется чин утешения родных тех людей, которые наложили на себя руки. Часто в приступе сумасшествия или в состоянии аффекта. Так бы он этого не сделал. И родственники все равно скорбят. И утешительные молитвы существуют. И там некие просьбы есть, чтобы облегчить их участь, чтобы больше утешить родственников, чтобы их боль унять.
-Что означает, что Иисус Христос пошлет Святого Духа, если согласно «Символу веры» Он уже исходит от Отца?
-Исхождение от Отца и ниспосылание Святого Духа - это не одно и тоже. Мы по Символу веры знаем, конечно: и в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца Исходящего. И в этом смысле никто и не ставит под вопрос так называемую монархию Отца. То есть тот факт, что Отец рождает Сына, и Святой Дух исходит от Отца. А Спаситель возвращается ко Отцу, дабы ниспослать Святого Духа. И это ниспосылание Святого Духа, Его обращение к Отцу никак не противоречит ни символу веры, ни факту того, что Святой Дух исходит от Отца.
-Нужно ли ездить на кладбище в Родительскую субботу?
-Это дело хорошее. Но первое, что нам нужно сделать - это участвовать в Богослужениях. А потом можно съездить на кладбище. Что нельзя делать - так это поехать на кладбище, а в храм не пойти. Потому что наше церковное обращение к Богу в стенах храма - это важнейший наш долг.
Бесспорно, мы должны стараться делать так, чтобы могилы наших близких были ухоженными чистыми и аккуратными.
Тел.звонок: -Как вести себя на кладбище? Как там молиться?
-Нам надо отучаться от жутчайших языческих пережитков. Вот приходят люди на кладбище уберут цветочки, посидят, поставят рюмку и кусочек хлеба. Для кого это остается? Мертвые плоти и кости не имут, как говорит нам Писание. Им не нужны ваша водка и хлеб. Это знак того, что вы находитесь в порабощении языческого культа предков. А постоять, перекреститься, помолиться, сказать: Господи упокой, вечная память или просто поговорить с этим усопшим человеком - сказать: я вас не забываю. А если он давно умер - сказать: я вас не знаю, но вы часть моей жизни, упокой Господи.
-Можно ли работать на земле в праздники?
-Ну, вообще мы стараемся, если нет необходимости, не трудиться в двунадесятые праздники. Есть возможность не трудиться - стараемся быть в храме, после службы какими-то более праздничными делами заниматься. Ну а если уж нет такой возможности, и надо трудиться - то надо трудиться.
-Можно ли маленьких детей водить на кладбище, на погребение?
-У нас есть тенденция страха перед смертью. Не можем детям сказать, что бабушка умерла, скажем, что бабушка уехала. Ясно, что если ребенок маленький - его не надо пугать и травмировать. А если ребенок подрос - то ничего страшного нет сказать, что бабушка умерла, она уходит ко Господу, помолись вместе с нами о ней. Ребенок должен не бояться смерти, но знать, что она существует в мире. И что в действительности Спаситель ее преодолел, и человек уходит к Богу. Смерть близкого и есть возможность сказать об этом ребенку.
Добавить комментарий