Перейти к основному содержанию

16:08 08.07.2025

Вер много, а Бог один. Как это понять? На вопросы слушателей отвечает протоирей Олег Стеняев.

20.03.2013 11:20:41

-Бог один. И мы, христиане, никогда в этом не сомневались. Вера христианская начинается словами «Верую во Единого Бога». Поэтому в христианстве нет концепции двух богов. Мы верим в Триединого Бога и не признаем, что могут быть какие-то другие боги, кроме Бога нашего. А вот то, что вер много- это действительно так. Люди - существа религиозные. И в каждого человека вложена в той или иной степени вера в Бога, Истинного Бога. Но так как грех мешает нам лицезреть Бога в истинном свете Богопознания, то у людей разное представление о Боге, разные верования существуют по отношению к тому, кто такой Бог. Одни считают, что богов много. Это индуизм, это буддизм. Другие, так называемые неверующие атеисты, исповедуют религию человекобожия. У них собственный эгоизм, собственная жизнь представляется как что-то чуть ли не божественное. Мол, ради этого только стоит существовать, и для этого все возникло. Мусульмане имеют свое представление о боге, который создал мир, иудеи -свое, христиане -свое. И вот, сколько вер ни существует, у каждой свое представление о Боге. Но Бог один. Концепция двух или нескольких богов недопустима. Если вы не приемлете веру какой-то определенной группы, то вы не должны говорить: у нас один бог, у них другой. Что, получается- два бога? Нет. В крайнем случае, вы можете сказать, что они не познали бога, а уж совсем крайний случай, вы можете сказать: « мы верим в бога, а они в дьявола, в сатану». Но допускать концепцию двух богов, у нас один бог, у кого-то другой - нельзя. Апостол Павел, когда общался с людьми разных вер - и в Священном писании об этом говорится- подчеркивал, что без Бога ни один человек не живет. Как он сказал, и один из наших стихотворцев процитировал языческого автора, который правильно утвердил: есть один Бог, с которым мы живем, движемся и существуем. Там не сказано: богами движемся и существуем. Поэтому надо быть очень осторожными. Особенно когда дело касается людей, которые живут рядом с нами. Потому что, оскорбляя их чувства, мы можем навредить им и усилить их суеверие. Надо так предложить им: хочешь, я скажу, как мы понимаем Бога? И если у человека появится такое желание, вы подскажете ему. Может быть, скорректируете его неправильное представление о Боге. Нельзя сказать, что мы, православные, имеем правильное представление о Боге, потому что богослов в православном понимании- это не каждый крещеный человек. Лишь тот, кто умеет молиться - тот и есть настоящий богослов. А мы, православные, спасаемся по милости Божьей, спасаемся незнанием о Боге. При входе в райские врата не будут экзаменовать по сравнительному богословию, а испытуют, веровали ли мы в милосердие Божие и приступали ли к спасительным таинствам. И наша вера, какая она бы ни была, она субъективна. Поэтому в Евангелии сказано: «Имейте веру Божию». То- есть, нашей веры недостаточно. Имейте веру Божию. Как о чувствах наших сказано: «Имейте чувство христово» и о вере сказано: «Имейте веру Божию». То- есть, имейте представление о Боге то, которое являет Бог. А Бог открывает нам себя только в той мере, в какой мы можем вместить- ни больше, ни меньше. А наши представления о Боге могут быть ущербными, но уже, если мы исповедуем Единого Бога, признаем себя православными христианами, отвечаем на Символ Веры словом «аминь», признаем Символ веры- это уже путь спасения и кстати, истинная вера в Бога рождается от Священного писания. Чем больше мы читаем эту книгу- тем больше возрастает наша вера в Бога. Как говорят, вера от слышания, а слышание - от веры в Бога. И если бы люди других вер тоже бы стали читать Библию, это бы скорректировало бы их теперешнее неправильное представление. Так у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

- У меня два вопроса. Первый вопрос –как воспитать дух кротости? Второй – я слышал о таком документальном советском фильме про Александра Невского, в котором говорится, что своим противникам он выколол глаза. Слышали ли вы что-нибудь об этом фильме, и если это правда, то, как его тогда канонизировали после таких жестокостей? Аналогично, наш митрополит Иосиф Волоцкий предлагал сжигать жидовствующих. Как же его канонизировали? Я ездил к отцу Власию, который считается прозорливым, и он сказал, что сжигать на кострах людей нельзя. Максимум что может царь себе позволить- это высечь подданного кнутом. Как вы на это смотрите?

-Если говорить о праве монарха, то это право сформулировано на страницах Священного писания. Прежде всего, можно обратить внимание на Послание к римлянам апостола Павла. В этом послании он говорит о пределах человеческой власти, что она может делать, а что делать ей нельзя. Это 13 глава: «Всякая душа, да будь покорна вышестоящим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующая власть от Бога установлена». Здесь говорится, что Бог управляет разными странами, государствами, и ставит разные власти. Посему, противящиеся власти- противятся Божьему установлению, и сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, а для злых. Хочешь не бояться власти- делай добро, и получишь похвалу от нее. Ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же делаешь зло – бойся, ибо он не напрасно носит меч. Он божий слуга, отмститель делающему зло. Здесь сказано, что носит он не кнут, а меч. И когда царь Давид умирал, при жизни он пощадил многих людей, которые его злословили, против него выступали, но перед своей смертью Давид завещает своему сыну Соломону их умертвить. И возникает вопрос: что, Давиду перед смертью нечем было заняться, как только составлять список людей приговоренных к смерти? Тем более, что он их простил при жизни? Просто он понимал, что если они не заплатят за свое преступление, как совершенное против царя в этой жизни, то им будет очень тяжело в жизни будущей. Он их простил как человек, живущий на земле. Но как царь, покидая эту землю, он проявил заботу о них и приговорил их к казни. Потому что за одно дважды не наказуют. Что касается Александра Невского, благоверного князя Александра - он вел войны по понятиям того времени, он действовал, так как действовали другие. И канонизация его была совершена исходя из тех качеств, которыми он обладал. У него были личные качества, он сумел сплотить разрозненную Русь, спасти нас от татарского уничтожения. Поэтому осуждать какие-то отдельные действия, это все равно, что осуждать царя Давида, за то, что он своих врагов перепиливал деревянными пилами. Это события, связанные с военными действиями, здесь не нам судить. Потому что если бы не было таких действий, то было бы полное уничтожение славян в одном случае, и полное уничтожение Ветхозаветной Церкви - в другом. То- есть, меры наверняка были адекватны. А если говорить по поводу Иосифа Волоцкого….. Действительно, отец Власий владеет информацией. Дело в том, что по поводу того, что сжигали жидовствующих, собрался Собор, и Иосифа Волоцкого спросили: где у святых отцов он вычитал, что еретиков надо сжигать? Тем более, что у святителя Иоанна Златоуста есть текст, где сказано, что еретиков убивать нельзя. И тогда он ответил: «Тако и король ишпанский,- то есть испанский, - в своих землях ереси истребил». На что ему ответили: а что нам король ишпанский?- то- есть, единственный аргумент, который он нашел, не сочли достаточным. Были приняты меры, митрополит Иосиф понес епитимию с достоинством. Но когда мы говорим о канонизации, мы говорим в целом о всей жизни человека. Ведь если рассуждать о благоразумном разбойнике, что он сделал достойного, чтобы идти в рай? А вот что. Он, в отличие от Ветхозаветной церкви и римских язычников, сумел даже в состоянии агонии разглядеть, что висевший перед ним есть Сын Божий. Спасение того или иного человека может быть связано с каким-то действием, которое не запечатлено в человеческой истории. Не донесено до нас. Когда мы читаем житие святых- это следствие спасения. Так показано, как святость изменила людей, что они делали, как каждый стяжал святость. Были святые, которые теряли святость, потом она к ним возвращалась. Был один угодник божий, который совершал страшные преступления, убийства, насилие, но потом он обратился к Богу с таким раскаянием, что его совершенно изменилась. Вот у греков, слава Богу, не было того, что называют цензурирование житий святых. У нас это было. Поэтому у нас многих святых украли. Когда мы читаем жития святых, мы видим, что все хорошо от начала до конца. А когда греческие мы смотрим или макарьевские, там говорится иногда такое о святом, когда он уже обратился к Богу, что читать неудобно даже и хочется перелистнуть, где он опять стал святым. Но такая правда необходима, чтобы не было таких представлений: мы вот раскопали – Невский то сделал, Волоцкий то сделал. Так не за это же канонизированы были! Да мы знаем, что творилось, какая была история. Поэтому будьте внимательны к таким вопросам. А на самом деле это тайна, великая тайна. И первый вопрос как стяжать дух кротости. Я думаю, что кроткий человек - это человек, который думает о себе хуже, чем о других людях. Если, например он человек необразованный, то ему очень легко сказать о себе: вот все знают пути Господни, а я не знаю. Если он, наоборот, шибко образованный- ему еще легче кротость стяжать. Он может сказать: вот я столько знаю, а ничего не делаю. А в Писании сказано: кому сколько дано, с того столько и спросится. Поэтому дух кротости- это дух смирения, непревозношения. А превозношение перед кем может происходить – одного человека перед другим или перед сообществами другими. Перед группами людей. Вот наш храм – да, хорош, другие храмы – хуже. И вот такое бывает, поэтому наша задача - думать о себе всегда намного хуже, чем о других. Таким образом, мы стяжаем дух кротости.

-Батюшка, у меня такой вопрос по пятой главе Деяний. Вот когда Анания, продав имение, утаил из своей цены и пал бездыханный, а потом вслед на ним пришла его жена, подтвердила это и пала рядом с ним. Какой духовный смысл за этим стоит? Или понимать это буквально?

-Анания и Сапфира были муж и жена. И в то время многие люди продавали целиком свои имения и все средства клали к ногам апостолов. Все было общее, что называется коммуния. Отсюда слово «коммунизм» – общее – отказ от частной собственности. Но в случае с Ананией и Сапфирой апостолы не требовали, чтобы люди отдавали все. И Анания с Сапфирой могли что-то дать, а что-то- оставить на старость, например, или чтобы помогать другим людям. Но они решили сымитировать такую ситуацию, что они отдают как будто все, а на самом деле утаили. И проблема их заключается в том, что они решили солгать Духу Святому. Они пострадали не потому, что не все отдали, они могли дать мизерную сумму или все оставить у себя, и Бог это принял бы. Как сказано – Господь трости сломленной не переломил, льна курящегося не загасил. Но они делали вид, декларировали, что отдают все, а при этом оставили что-то про запас. То есть сомнения какие-то были: а мало ли что изменится? И вот когда Анания сказал, что принес все, апостолы же увидели, что это не так, ибо они имели дары, в том числе дар различения духов. И они спросили его: как же ты решился солгать Духу Святому? И он сразу мертвым упал на землю. Наказание ему было не за те средства, которые он принес, а за то, что он солгал Духу Святому. Когда он увидел, что Дух Святой сходит через возложение рук апостолов, он был восхищен этим даром и принес деньги и говорит: я хочу купить этот дар. И ему было в ответ: будь ты проклят! Как ты мог возомнить, что такую святыню можно купить? А потом пришла Сапфира, когда уже Анания унесли. И она рассказывает то же самое. Апостолы надеялись, что она, может, исправится, а она говорит: вот мы все отдали, и апостолы с резоном заявляют: но не все ли ваше – ваше? Зачем же так лгать Духу Святому? Конечно же, сожаление для христианской общины было, что такое произошло. Но здесь дело в том, что нельзя лгать Духу Святому.

Какое это применение имеет в обычной церковной жизни? Нельзя лгать на исповеди, прежде всего. Стараться избегать лжи в любом проявлении, потому что в Писании сказано: всякая неправда есть грех. Лучше промолчать, чем говорить что-то неправильное. И воспитывать детей, чтобы они тоже старались преодолевать свои соблазны и говорить всегда правду. Но чтобы это произошло, надо чтобы родители сначала научились говорить правду друг другу. Муж жене, жена мужу.

-Алло, здравствуйте. Город Москва. У меня такой вопрос. Какое чувство самое жестокое, какое чувство самое высокое и какой путь самый лучший? Большое спасибо.

- Я так понимаю, что у вас книжка загадок рядом лежит. И вы хотите, чтобы мы на радио «Радонеж» занимались разгадками, потому что из Слова Божиего я не помню таких словосочетаний. Но я попробую все-таки ответить на ваш вопрос. Хотя не уверен, что религиозный ответ совпадет со светским решением этой загадки. Чувство самое жестокое - это чувство неблагодарности. Неблагодарности Богу - за то, что Он нам дает. Неблагодарности к родителям - за то, что они сделали для нас. Неблагодарности в любых проявлениях. Вот в моем таком субъективном понимании самое жестокое чувство - неблагодарность.

Высокое чувство - это искать, прежде всего, Царствия Божия и славы его. Остальное все приложится. Вот если есть чувство такое искать Царствие Божие и славу его - остальное приложится. Это нормально. Ну а путь самый лучший- это понятно какой. В писании сказано: есть широкий пространный путь, многие идут по нему, а конец – удел в аду, плач и скрежет зубов. А лучший путь- это путь христианина узкая тропинка, идя по которой среди терния мы знаем, что конец этого пути –это город, который Бог приготовил для верующих людей. И в Священном писании об этом говорится неоднократно. Например, в Послании к евреям, 11 глава, сказано: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего. Ею, то есть верою истинною, осудил он весь мир и сделался наследником праведности по вере. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования». И слушайте внимательно: «Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог». То-есть, все святые праведные люди шли по узкому пути, потому что они искали для себя город, основание которого Бог. И в книге «Откровение», 21 глава Боговидец Иоанн описывает этот город, куда ведет узкая тропа христианина: «И увидел я город и небо, и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святый город Иерусалим Новый, сходящий от бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий – се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и. Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет». Я думаю, что путь, ведущий к этому граду, и есть тот настоящий путь, как мы его можем реализовать в этой жизни. Евхаристически сказано есть «путь, истина и жизнь» от Иоанна 14-16. То есть, общаясь с Богом в таинствах, особенно в таинстве святого причастия мы уже становимся причастниками небесной жизни, как я часто говорю, та часть жизни, которую мы проводим, изучая Слово Божие, в духовных беседах, наставлениях, она уже не принадлежит жизни временной, но жизни вечной.

-Здравствуйте. Вопрос по Евангелию от Марка, глава 9, стих 19. «Отвечая ему, Иисус сказал: О, род неверный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас? Приведите его ко мне». Непонятно, на кого здесь обращено негодование и почему. То есть «О, род неверный!»- почему негодование, на кого оно обращено и чем вызвано?

-Я думаю, что речь идет о иудеях, потому что далее Господь говорит что «сей род изгоняется постом и молитвой». Но, как известно, апостолы, живя с Иисусом Христом, не соблюдали пост, и Господь говорил, что будут поститься, когда возьмется у них Жених. Скорее всего, здесь речь идет об этом. Значит это Марк глава 9 стих 19. «Отвечая ему, Иисус сказал: О, род неверный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства. И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи, помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И вскрикнув, и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Вышедши оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал».

Здесь мы видим указание на необходимость молитвы и поста для совершения экзорцизма. И так как вопрос мы знаем из контекста, они не постились, и даже спрашивали у Христа, почему ученики не постятся. Но скорее всего слова относятся к тем людям, которые были родственниками этого отрока, но имели слабую веру. Почти отсутствие веры. Когда они просили в неверии их услышать. И у нас еще один вопрос: где живет Бог? В Псалтири сказано: «Взойду ли на небо – ты там, сойду ли в преисподнюю – и там ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря- и там рука твоя поведет меня и удержит меня десница твоя. Cкажу ли, может тьма скроет меня, свет вокруг меня сделается ночью. Но и тьма не затмит тебя, и ночь станет как день». Как тьма- так и свет. То -есть, Бог вездесущ. И в Писании сказано, в Евангелии от Иоанна, мы можем с вами найти такие слова, глава 1, стих 18: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». То есть дух, который наполняет собой все, и в Писании прямо сказано: Бог есть дух. Не в смысле какое-то дыхание, ветер, а вот именно дух, в смысле отсутствия чего-то материального, и видеть его естественно никто не может. Но его Сын явил нам характер Бога Отца, раскрыл намерения Бога Отца относительно рода человеческого. Поэтому мы познаем Отца, который невидим, в Сыне, который запечатлел для нас на страницах святого Евангелия. Евангелие -это наиболее полное свидетельство Бога о Самом Себе после Его Вознесения на небо. А когда Он обитал среди апостолов, то Его боговоплощение являлось самым полным свидетельством о Боге. Поэтому когда однажды апостолов попросили: покажи нам отца и довольно, Он сказал: сколько Я с вами, и вы неужели не видели Меня? Бог общается с нами через нетварные Божественные энергии, но особенно сильно свидетельство Бога о себе, когда мы прикасаемся к Его ипостаси. Когда причащаемся Его Тела и Крови. Когда эта Божественная личность наполняет наш внутренний мир и попирает скверны, то ложное, что может пребывать в нас. Христос Сам говорил: «Если не будете пить Мою Кровь и не будете есть Мою Плоть- не имеете жизнь вечную». А для нас вечная жизнь -это не доктрина, это сама личность Христа. Мы спасаемся не верой в Иисуса Христа в умозрительном ее понимании, в том, что можно по-разному веровать. В любом случае наша вера субъективна. Все, что мы скажем о Боге, в той или иной степени будет все равно неверно. А вот сама личность Христа, именно она является источником нашего спасения. И она же, эта личность присутствует среди нас, когда мы собеседуем о нем. И Он Сам говорил: «Я с вами до скончания века».

-Батюшка, добрый вечер, поздравляю с постом. У меня такой вопрос. Грешные души, когда они попадают в ад - они все помнят. А люди, которые достигли рая, забывают все, что с ними было раньше. У них начинается другая жизнь. У меня вопрос: зачем тогда нам дан такой яркий, красивый пример жизни Петра и Февронии? Они и на земле были вместе, и на небе будут вместе.

-Я понял ваш вопрос. После смерти человек больше отождествляет себя с тем, что составляло суть его жизни, то есть к какому результату он пришел. Если, например, человек умирает в состоянии нераскаянного греха, то это значит, что он настолько сросся с этим грехом, что грех стал неотъемлемой частью его личности. И он поэтому в вечности остается один на один со своим собственным грехом. Как он может помнить о чем-то еще, если он лишен тела, этого органа, с помощью которого могут происходить какие-то перемены в нашей жизни, как говорят отцы? Он только с тем, что дорого для него. Точно также человек, который оказывается в раю. Для него самым главным в жизни было общение с Богом. Когда я впадаю в какой-то грех и начинаю молиться, я прошу у бога и говорю ему: Господи, неужели ты меня создал для того чтобы я впал в этот грех, и он стал главным содержанием моей жизни? Я хочу, чтобы Ты царствовал в моем сердце. Чтобы Ты был главным содержанием моей жизни. И действительно, когда мы читаем послание апостола Павла, там есть такие слова: «Для меня жизнь –Христос, а смерть – приобретение». А для кого-то жизнь -это белый порошок наркоты, для кого-то в жизни самое эмоционально яркое- это сексуальные отношения. Для кого-то жизнь -это богатство. И вот в зависимости от того, к какому концу придет человек- будет ясно, с чем он останется один на один. И счастье для души, если она обретет радость спасения, возрадуется. Это наполнит все человеческое существо. А вот души грешных…Да, действительно, как писал Исаак Сирин: Души грешников, когда окажутся в аду, они будут мучимы еще и тем, что будут вспоминать, что они могли быть спасены. Может они вспомнят свое причастие, исповедь и как потом все это по их вине было разрушено. У Исаака Сирина это называется «бичевание любовью». Я думаю, это самое страшное наказание. Страшнее любой геенны, когда находясь в аду, грешник поймет, от чего он отказался. Вот это сознание, от чего я отказался, когда я пошел путем греха, и он только доминирует в моей жизни- это будет мука. Но если мы, пусть даже в последний момент, изберем Христа и осознаем в душе своей: я все-таки сделал это. Я избрал Христа сосредоточием моего счастья, я буду вечно находиться в общении с Ним. Это такая радость. Одни будут бичеваемы невостребованной любовью. Давайте вспомним чувство ревности. Кто испытал чувство ревности? Наверное, каждый мужчина и каждая женщина. Это жгучее чувство. Но со временем появлялись другие увлечения. Все сглаживалось. А там будет чувство ревности, невостребованной Божественной любви. Это чувство, увеличенное в невероятное количество раз. Грешникам покажут обители рая, которые предназначались для них, но куда они не войдут. И вот это страшно. А те, которые обретут спасение…Апостол Павел только приоткрыл для нас эту тайну. Он был восхищен до третьего неба, а, как известно, есть семь небес. Число семь это вообще число неопределенности. И он говорил что когда он был на третьем небе, не видел того глаз, не слышало того ухо и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Если бы человек в этой жизни знал, что его ожидает в общении со Христом! И проповедь Евангелия должна существовать не для того, чтобы мы изощряли свои теологические познания или обвиняли друг друга в каких-то недопониманиях. Цель проповеди Евангелия- свидетельство о том благе, которое человек может приобрести во Христе или потерять вне Христа. Это жизнь нам дана для того чтобы мы сделали свой окончательный выбор.

-Здравствуйте, уважаемый отец Олег. Благословите. У меня будет вопрос о душе и сердце. Вот в Писании много сказано о душе, и так же много и о сердце. Ну вот я лично про себя скажу, что свою душу я ощущаю. Какие-то чувства возникают, и так далее. А вот ведь сказано: сердце чисто созижди во мне, Боже. Я не понимаю сердце как мистический орган (оно, кстати, больное у меня). Я воспринимаю его как физический орган.

- Вы знаете, если говорить о сердце, то некоторые отцы говорили, что это сосредоточие человеческих чувств. Сказано, что душа человека – в крови. И в тоже время есть то, что Бог вдохнул в человека, и человек стал душою живою. Это Божественная энергия причастности Божьему образу и подобию. Есть сам человек, который делает выбор между теми чувствами, которые призывают к благодати, и теми, которые входят в противоречие с нашими верованиями. Поэтому ваше сердце может быть больно физически, но духовно абсолютно здорово. Это очевидно. Потому что сердце- это не только орган, который перекачивает кровь. Это было бы очень наивно так говорить. Потом, с другой стороны, когда в Писании отцы употребляют слово «сердце», не обязательно имеется в виду этот орган. Имеется в виду сосредоточие чувств. Хотя с сердцем очень часто отцы связывают это сосредоточие. Например, Христос говорил, что из сердца исходят убийства, прелюбодеяния, любодеяния. В каком смысле? Если чувственный аппарат, сосредоточие чувств повреждено. А в грехопадении наиболее был поврежден наш чувственный аппарат, то –есть то, что мы называем «сердце». В теологическом понимании этого слова, в религиозном. И Писание рекомендует нам погрузить наш ум в наше сердце. И отцы говорят: надо контролировать чувственный аппарат. То- есть, ум погрузить в сердце. И если мы живем по внутреннему человеку, то всегда находим удовольствие в законе Божьем. Внутренний человек- это рассудок, который подсказывает нам, что заповеди Божьи святы. Что вечная жизнь дается за милость Божью, но мы должны сотворить плод покаяния. А чувства раздирают нас и куда-то влекут. Поэтому отцы говорили: погрузи свой разум, очищенный Священным писанием, в свое сердце. Чтобы контролировать. Тогда может произойти нечто обратное. Сердце перестанет быть источником греха. Есть слова: верую вселиться Христу в сердца ваши. Это речь идет уже о других сердцах. Откуда вылетело все зло. Или, как сказано, любовь Божия вселилась в сердца ваши духом святым, данным вам. Мы получаем три позиции. Первая- сердце, из которого исходят прелюбодеяние, убийства. Это происходит, когда чувственный аппарат предоставлен сам себе, и человек руководствуется чувствами больше, чем разумом. То- есть, он ближе к животному миру. Другая ситуация -когда призывающая благодать Духа Святого свидетельствует нам о любви Христовой. Как апостол Павел говорит: «Любовь Христова вселилась в сердца наши духом святым». И третья - когда Христос вселяется в сердца наши. Поэтому когда мы говорим о сердце и о душе, то душа в данном случае может означать и кровь, и те потоки чувств, которые в сердце пребывают. Это достаточно сложные вопросы. О них писали святые отцы. Есть целые работы на эту тему. Но не относитесь плохо к своему сердцу! Даже если вы чувствуете боль, например, сердечные приступы. Потому что если вы будете обвинять во всем эту мышцу, которая перекачивает кровь, то косвенно вина будет падать на Создателя, который создал все весьма хорошо. Болезнь- это мутация греха. В любом случае вы должны болезни принимать как из рук Божьих. Потому что сказано: без воли Божьей и Отца небесного даже волос не упадет с вашей головы. Поэтому христианская религия это религия, которая наполняет смыслом и болезни, и скорби, и переживания, и гонения. Даже саму смерть. И там где безбожники видят мрак и небытие, мы видим свет и Христа.

-Здравствуйте, отец Олег. Это раб божий Алексей из Москвы. Я хотел вас спросить по поводу нового перевода библии, русско-библейское общество которую выпустило. Конечно, про Новый Завет там вообще говорить нечего. Как вы считаете?

-Вы знаете, я очень много ждал от этого перевода. Потому что Селезнев делал перевод советского текста, у нас же не было такового, а синодальный перевод эклетичный. Почему-то Селезнев неплохо перевел Ветхий Завет, но исказил все мессианские места. Посмотрите все мессианские закладки, которые у вас есть. Например, вот эти слова, Бытие, глава 3, стих 15: «и вражду положу между тобой и между женой, между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Там нет семени жены. Там стоит другое еврейское слово. Почему, на каком основании он исковеркал текст? Когда я у них спрашивал, я говорил, что ваш текст не совпадает с толкованиями отцов. А они отвечают: «Отцы пользовались греческим, мы –еврейским». Я говорю: да он и с еврейским не совпадает. У меня дома лежит намного более христианский перевод, чем господина Селезнева. Я даже не знаю, для кого такой перевод делался. Я очень был разочарован, потому что когда я проанализировал- то увидел, что получился антихристианский перевод, и христианские общины должны отреагировать. Я удивляюсь, почему баптисты молчат. Они всегда такие книжники были. Почему молчат другие христианские организации? Пусть дадут оценку мессианским местам. Я как-нибудь специально сделаю эти выписки всех мессианских мест из этого перевода, и мы сравним с синодальным текстом. И увидим, что искажения носят такой характер, что страшно даже понять зачем, потому что так даже евреи не переводят. У меня пять разных еврейских переводов в моей библиотеке. Там более близко к христианскому пониманию переведено, чем то, что они сделали. Для кого делается перевод - вообще непонятно. Или они ждут, что комментарии дадут и будут разные варианты, часть- то искажается, именно связанная с Иисусом Христом. И при этом перевод-то неплохой. Хороший литературный язык, но при этом мессианские места искажены. А зачем нам библия без Христа, ибо пророки говорили духом христовым, что это за диверсия, до сих пор не могу понять. Ну, по Селезневу понятно. Это не перевод, это пересказ. А то, что Селезнев сотворил….. Берите любой текст, дореволюционные переводы. Вы нигде не найдете такого неуважения к мессианским местам. Такого презрения. Такого сознательного искажения, выхолащивания Христа из новозаветного текста. Причем он считал себя другом Библейского общества. Всегда радовался каждому изданию и всегда поддерживал их стремление довести слово Божие до людей на разных языках. Но то, что сделали… Если это не будет пересмотрено, то надо будет задать вопрос господину Селезневу, чей заказ он выполнял. Наше время подошло к концу. Как всегда благодарю вас за ваше внимание, и мы помолимся за здравие Нины, Галины, Марии, Андрея, Надежды, Евгения, Ирины, Ольги, Натальи, Михаила, Софьи, Антонины, Николая, Сергея, Федора, Алексей, Марии, Натали, Ольги, Татьяны, Анна, Мария, Алексея, Сергея, тяжко болящего Михаила, болящей Антонины, Анны, Валентины Ирины, Марии, Александра, Ивана, Владимира, Нины, о господине Селезневе помолимся. Может ему это поможет. Об упокоении Иоанна, Андрея, Виталия, Марии, Сергея, Николая, монахини Варвары, Клавдии, Георгия, Павла, Владимира, Александра, Лидии, Георгия, Евгения, Владимира. Спаси вас всех Христос.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
7 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+