Перейти к основному содержанию

18:59 15.09.2019

В чем вы видите апокалипсис мелкого греха в наше время? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Артемий Владимиров.

12.08.2013 05:29:05

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В этот теплый летний вечер мы будем беседовать вместе с вами с настоятелем храма Всех святых, что в Красном селе, членом Союза писателей России протоиереем Артемием Владимировым.

-Батюшка, благословите.

-Приветствую вас, дорогие друзья.

Тему нашей сегодняшней передачи подсказал сам праздник, который мы недавно отмечали: Всех святых. Будьте святы! Как исполнить этот завет Господа в XXI веке? Об этом нам хотелось сегодня с вами побеседовать. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. А так же можете отправить свои вопросы по смс. У микрофона ведущая Елена Путинцева, за режиссерским пультом Ирина Моисеева.

-Батюшка, прежде всего, хотелось бы вспомнить этот праздник, который мы все отмечали в воскресенье. Престольный праздник был в Красном селе и в храме на Кулишках. Почему именно после Святой Троицы был установлен апостольский пост? Почему апостольский пост начинается именно этим праздником?

-Вы знаете, бывает так, что люди, не слишком близкие к жизни церкви, однако крещеные и не отказывающие себе в достоинстве христианского звания, говорят- или говорили еще недавно: ну, мы в святые не записывались, мы не монахи, мы можем себе позволить то-то и то-то. Ах! Если бы они знали, что апостол Павел своих, возрожденных благодатью Божьею детей во Христе, именовал святыми. Не в смысле их фарисейской отделенности от прочих язычников, эллинов, фарисеев, книжников, но людей, освященных действием благодати Божьей. Святые -это суть те кающиеся грешники, в сердцах которых пребывает Сам Христос силою СвятогоДуха. Святые суть помилованные Богом в ответ на их горячую веру во Христово воскресение и покаяние в личных грехах. Святые -те, кого достигла любовь Божья. Не желая смерти грешника, но дабы он обратился и жив был. Святые - это те, кто нашел доступ к Отцу Небесному через жертву Единородного Сына его, Господа нашего Иисуса Христа. Святые - это те, для кого Господь все: и жизнь, и свет, и дыхание, и пища, и питие, и покров, и дом, и начало, и конец, и самое спасение. День Всех Святых идет точно за праздником Новозаветной Пятидесятницы или дня Животворящей Троицы, и являет собой плоды искупительного подвига Господа Иисуса Христа. Христос явился на земле, взошел на крест, пострадал, восстал живым, вознесся на небо, взошел на высоту, пленил тлен- говоря словами царя Давида- и раздал благая даяния человеком. Христос взошел на небо, благодать Святого Духа сошла на землю и возблистала в сердцах бесчисленного сонма Христовых учеников, собранных в тело Вселенской Соборной апостольской Церкви.

Святые дети апостолов, громогласные трубы духа, возгремели во всех концах вселенной, во всех уголках земли, свидетельствуя о том. что Живой Бог стал человеком, а человек во Христе умер и воскрес. И отныне Богочеловек Иисус Христос восседает как Царь царствующих, Господь господствующих, одесную Отца. Простирая руки навстречу всем четырем ветрам, говоря: «Придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы». Святые имеют в лице грядущих в Иерусалим вся их чаяния, вся их надежды, вся их упование- Христос, грядущий судить мир во Второе славное и страшное Свое Пришествие.

Итак. То, что Бог явился на земле, что низвел с неба Духа Святого, явлено, доказывается, всем становится очевидным чрез подвиг бесчисленных святых. От потомков, продолжателей апостольского дела до Новомучеников и исповедников Церкви земли Русской. Не столько звезд на небе, не столько песка на взморье, не столько цветов в альпийских лугах, не столько капель в дождевых облаках, не столько лучей солнечных, льющихся через облака на землю, сколько угодников Божьих, знаемых нами и не знаемых, прославленных людьми, и прославленных Богом, во всяком чине и звании угодивших Создателю. Среди них проповедники, не имевшие где главу преклонить, цари, князья, правители земные, почитавшие себя слугами своих народов, вожди, воины, исполнившие самую прекрасную Христову заповедь: нет больше той любви, говорит слово Божие, чем жизнь положить за друзей своих.

Бельцы и чернецы, то- есть, те, кто угождал Богу в подвиге семейной жизни и те, кто отрекся от невинных радостей семейных, дабы все человечество приобрести себе в семью и за всех молиться, как мы это делаем за ближних наших чад и родственников по плоти, по крови и естеству. Святые суть прекрасная виноградная гроздь, которая крепко держится на вечно живой зеленой Лозе, Господе Спасителе Иисусе Христе. Смотришь на эти дымчатые ягоды, прозрачные, переливающиеся на солнце, и чувствуешь благоухание Духа Святого, которое от этой лозы исходит. Наберешь в себя воздух и обоняешь тончайшие ароматы Христовых добродетелей. Подлинного смирения, которое заключается в том, что не гордиться, не тщеславиться, а видеть себя слабейшим, худейшим, немощным свойственно таким людям. Слава Творцу за все. Святые видят ближних своих, преображенных в свете Христовой благодати. Умеют радоваться чужим радостям и плакать о чужих горестях.

Помимо смирения, в святых дивное сочетание любви и правды. Любви, как милования всякого творения, как возгорания сердца за человека. Умение созерцать в нем образ Божий и потому воздавать каждому ближнему царскую честь, как венцу Божьего творения. Однако с этим милованием творения, святые носители правды Божьей никогда не будут угождать человеку и пресмыкаться перед сильными мира сего. Никогда не принесут совесть в жертву лицемерию, заискиванию, но каждый из них скажет вместе со славным пророком божьим Илией, огнепламенным свидетелем Божественной правды, поревновав о Господе Боге Вседержителе. Благоухает гроздь виноградная- царство святых и радостью, и миром, и долготерпением, и мужеством, и благодатным бесстрашием, и надеждой неопадающей на Бога, все покрывающего, исполненного премудрости, правды и любви. И сколько бы мы ни говорили о святых, все нам недостанет слов, и каждый из них будет лишь бледным подобием, отблеском той красоты, которая сияет лучами и исходит из сердца каждого Божьего человека.

Однако святые для нас не просто предмет восхищения, или глубокомысленного созерцания, но и образ для подражания. Они суть старшие наши братья. Они простирают с высоты небесной славы, на которой находятся, нам, немощным и грешным, свои руки. С тем, чтобы мы, войдя с ними в союз через единство веры и верности Богу, покаяние и молитвы, по закону сообщающихся сосудов восприняли тот импульс благодати Божьей, который делает каждого из угодников Божьих блаженным, радостным существом.

Вот почему праздник Всех Святых отзывается в наших душах замечательной энергией, динамикой, готовностью творить дела правды, любви и добра. Невозможное в этот общий для нас всех День Ангела соделывается возможным. Спасение - близким и несуменным, уныние и печаль, расслабленность и разочарование далече бегут вон в день, когда и небо, и земля, и ангелы, и люди- весь сонм Божьих тварей, свободно подчинивших себя действию призывающей и спасающей благодати, едиными устами и сердцем, без устали, и днем, и ночью, воспевать: свят, свят, свят ГосподьСаваоф, исполнь неба и земля радости Твоея. Завершится эта первая Седьмица по Пятидесятнице, и мы будем вновь торжествовать в день Всех святых в земле Русской просиявших.

Ваше внимание, дорогие наши сегодняшние собеседники, я обращаю на то, что по указанию священноначалия меняется название двух любимых в нашем народе праздников. День Всех Святых в земле Русской просиявших- так будет называться торжество ближайшего воскресенья. Вместо «в земле Российской» – «в земле Русской». Что сообразно с традицией, с образом наименования нашей великой бескрайней земли. Откуда пошла Русская земля? От Киевских холмов, от матери городов Русских. А второй праздник, который несколько изменил свою стилистическую окраску в названии, это день Новомучеников и исповедников.

 -Российских, русских?

 -Раньше называлось «Российских», а теперь – «церкви Русской». Я думаю, что мы с вами горячо одобрим и с благодарностью воспримем это изменение и рекомендацию священноначалия именовать вещи своими именами.

 -Батюшка, вы сейчас говорили о том, насколько разнообразны подвиги и уникален подвиг каждого святого. На мой взгляд, самым уникальным, наверное, святым, если можно так выразиться, был святитель Иоанн Максимович, память которого мы сегодня празднуем. И это святой, который ближе всего нам по времени, и в Русской церкви он был прославлен по времени тоже последним. Батюшка, не могли бы вы сказать несколько слов об этом подвиге, об этом святом и о том, чему он нас учит? Как он нам может помочь в наше время, в XXI веке?

-Конечно, если быть точным, то всякая личность человеческая, созданная по образу и подобию Божьему, уникальна и неповторима. Особенно та, в которой явлено подобие Божье, то есть осуществлена нравственная цель нашего земного бытия. Человек, стяжавший благодатьС вятого Духа, как святитель Иоанн Максимович, есть малое солнце, сияющее, словно утренняя звезда в этом темном и развращенном мире. Знакомясь с жизненным подвигом святителя Иоанна Максимовича, узнавая его душу, которая скинула с себя коросту равнодушия, отягощения апатией и ленью, совершенно освободилась от эгоизма, себялюбия, обидчивости, мнительности, самоугождения, осуждения, небрежения о собственном опасении, но стяжала дары Духа Святого, дары вышеестественные, к числу которых относится непостижимое смирение, удивительное и неистощимое. Бодрость духа, позволявшая немощному телу чудеса. Вы знаете, что святитель Иоанн Максимович по принятии монашеского пострига от рук митрополита Антония Храповицкого, будущего главы Русской Зарубежной Церкви, первоиерарха русского Зарубежья, никогда не ложился и не дозволял своему телу принять горизонтальное положение. Но малое время ночи- несколько часов отдыхал сидя в кресле, большую часть суток отводя молитве, предстоянию живому Богу. Особенно замечателен в святителе Иоанне Максимовиче вселенский характер его проповеди.

Он, многие десятилетия, благовествуя любовь воскресшего Христа, на дальнем востоке, на юго-западе Азии, в Китае, затем на Филиппинских островах, затем в Америке, будучи епископом в Европе, там, где проповедовал, говорил на языке жителей земли. На святителе Иоанне Максимовиче прекрасно сбываются слова его великого предшественника, равноапостольного Николая Японского. Надобно,-говорил миссионер XX века,-прежде полюбить тех, кому ты проповедуешь. А что значит полюбить? Это значит узнать, чем они дышат, каковы их местные верования, на каком языке они говорят, как одеваются, каково их земное миросозерцание, изучить их многовековую культуру, лучше чем сами носители языка. И таким образом говорить так, чтобы быть и понятным и приятным и принятым по дару божественной мудрости своими слушателями.

Вот именно таков был святитель Иоанн Максимович. Косноязычный. То есть как будто по внешности при первом приближении рассмотрении не слишком красноречивый человек, однако служивший Божественную литургию на фламандском, голландском языке, французском, английском. Не знаю, что сказать о китайском языке, знаю только что среди русских первой эмиграционной волны, там в далеком Шанхае, святитель ежедневно совершал Божественную литургию, так что чистые сердцем люди видели благодатный огонь, сходивший на Святую Чашу, пред которой по преложении Святых Даров повергался ниц наш нищелюбивый, неутомимый, ходивший в сандалиях на босу ногу, избегавший ездить на бричках и автомобилях святитель, все свое время, кроме молитвы, отдававший, посещению больных, больниц, усыновлявших осиротевших детей, находивший младенцев, выкинутых на помойку. Читайте внимательно жизнеописание святителя Иоанна Шанхайского в Китае, в Америке, где был им основан в Калифорнии, в Сан-Франциско детский приют, давший русской церкви немало священников, монашествующих и образцовых мирян.

Думаю, что пример Иоанна Шанхайского, человека, который жил в комфортабельной Америке, человека, который умел алкать и жаждать среди всеобщего насыщения и пресыщения, человека, которые предпочитал всем компьютерным и технологическим изыскам тайную сердечную молитву к Богу, пример святого Иоанна Шанхайского как нельзя более важен для нас, расслабленных жителей XXI столетия. Утопающих в нищете и комфорте. Между тем, как оба этих понятия духовно тождественны, ибо питая излишне наше тело, мы как будто хороним душу. Душу, смердящую сластолюбием, невоздержанностью, теряющую ткань молитвы.

Очень важно отметить, что святитель Иоанн Шанхайский был одним из первых, кто заговорил о святости русского Государя, убиенного за благодать помазанничества, которая, конечно, осталась нерушимой, неистленной, несмотря на драматические, трагические обстоятельства от 3 марта 1918 года. В наше время, когда многие молодые люди, живущие и в России, позволяют себе с потрясающей легкомысленностью, с преступным небрежением, граничащим с невежеством, произносить о Государе может быть не хульные, но оскорбительные для христианского сердца слова. Причисляя Божьего помазанника, держателя русского мира к рядам разночинской полу-русской, полу-французской интеллигенции, так и не сумевшей воцерковиться, и потратившей все свои недюжинные богом данные от рождения силы на раскачивание корабля русской государственности.

В наше время, когда не зная хорошенько истории, не будучи в состоянии разгадать тайну сердца царева, царево молчание, смирение, удивительную преданность промыслу Божию, несокрушимое мужество среди обезумевшей богоборческой публики, поющей под дудку сатанократических иноземных вождей. Не в состоянии эти люди оценить силу воли Государя, который упорно и упрямо созидал, зная из уст многих и многих неложных свидетелей. Тайну Божьего промысла, попущения провидением исторического коллапса, крушения тысячелетнего царства.

И вот в наше время те, кто никогда не взвешивали ни на руках, ни на плечах, ни на голове своей тяжести шапки Мономаха, там и сям повторяют: лучше бы Государь не отрекался. А мы еще до сих пор и не знаем, какова цена этого «отречения» в кавычках, каково истинное значение сокровенных событий, именуемых насильственным переворотом, захватом власти кучкой заговорщиков, изначально все рассчитавших, отрежиссировавших, написавших не одну, а две или три копии вариантов так называемого отречения или манифеста.

 В наше время, когда люди говорят о слабости воли того, кто вопреки мнению Синода церковного добивался прославления таких бесспорных угодников Божьих как преподобный Серафим Саровский, светило русской земли. Того, кто призывал церковную общественность к созыву Поместного Собора и высказывал мысли о необходимости восстановить патри аршество задолго до 1918 года, когда царя не стало. И русские крестьяне, участвующие в этом демократическом по принципу созыва знаменитом Соборе в революционно-агонические годы, как-то сказали, среди гробовой тишины: Царя у нас нет, Синод любить невозможно.

И нужно еще исследовать современным историкам. Почему Синод любить было невозможно? Все-таки это собор живых личностей, не бездушная организация наподобие Центрального Комитета партии. Я имею в виду сейчас предреволюционный Синод Поместной Русской церкви.

«Хотим патриарха!» И вот святитель Иоанн Максимович. Мы возвращаемся сегодня к этой харизматической, как бы мы сказали светским языком, конгениальной личности, увидел место русского царя в иконостасе, прославил устами подвиг Государя там на Западе, где до сих пор потомки этих самых интеллигентов- разночинцев говорят холодно и бездушно о лучших представителях династии Романовых, искупившие свои грехи, если они были, в кровавой мясорубке начала XX столетия.

Поэтому мы, дорогие друзья, прислушиваясь сегодня к позывным радиостанции Радонеж, будем различать пшеницу и плевелы. Вы знаете, что сегодня на России сбываются древние библейские слова: каждый делал или говорил то, что ему казалось справедливым, и не было царя в земле израильской, не были погребены кости Саула, убиенного в битве с язычниками. И стонала стоном древняя земля Израиля. Кости может и погребены, а вот исправления нравов в нашем обществе нет. Призрак дикой, ничем не обузданной свободы, приносящей в жертву не только Божественное, но и человеческое, бродит сегодня по Европе, раскрестившийся, расхристанный, потерявший уже представление о своем духовном первородстве.

Матушка Русь, великая Россия, которая не взирая на гогот и улюлюканье агрессивных меньшинств, мало- помалу крепнет, по крайней мере экономически. И вспоминает свой подлинный суверенитет, а наша сила -в нашей державности, в историзме нашего мышления, в политической независимости от финансовой мировой камарильи. Тем не менее, нравы настолько уклонились в худую сторону, что сегодня принимается как откровение всякое либеральное заявление в печати, в прямом эфире. Умолчу о хаосе интернета, который шевелится под ногами пользователя. И поэтому легковерная публика, любящая, чтобы ей пальцем с грязным ногтем чесали слух, и расковыривали его до душевной крови, сегодня внимает со странным интересом и правым и левым. И успокаивается в своем невежестве, предпочитая вместо трудоемкого процесса познания исторической правды громкие, трескучие клишированные и заранее заготовленные фразы. Не таким был святитель Иоанн Максимович. Он прежде думал, а потом говорил, а прежде, чем думал, молился. Вот почему он верил в жребий России, в ее особую миссию. Он предвидел воссоединение разрозненных политическими и историческими обстоятельствами ветвей единого корня Русской Церкви. Не боялся прослыть красным, не всегда поддерживал белых, но имея в себе дух премудрости и видения, обращался, между прочим, к родителям с такими удивительными на первый взгляд словами: все должно быть в меру, дорогие родители, в отношении воспитания. И не нужно слишком много церкви в жизни детей. Имелось в виду, конечно, не холодное отношение к училищу благочестия, храму Божьему, но к умению сочетать подлинную церковность, воскресные и праздничные дни еще и с образовательными программами, с воспитательными мероприятиями на свежем воздухе, в краеведческих походах. Все то, что создает объемность золотого детства, помогает избегать воспитателям крена и таким образом не позволяет ребенку преждевременно судить о том, чего он еще понимать не может, но удерживает его в светлом поле русского мира.

 -Пока наши слушатели дозваниваются по телефону нашего прямого эфира, батюшка, я зачитаю некоторые вопросы, которые к нам поступили.

-Спрашивают: в чем вы видите апокалипсис мелкого греха в наше время?

 -Во вранье, в пресыщении земными благами, в холодности к молитве и, может быть, во всеобщей вовлеченности в поток нефильтрованной информации, который(поток) уносит ум и сердце в страну далече, погружая его ум в море забвения о Боге.

-Как делать повседневные дела, угождая Богу? Без паникерства, суеты и нервозности.

-А вот как раз написать над кроватью, на стене собственной спальни: без паникерства, без суеты и нервозности! Все делать с чувством, с толком, с расстановкой. А еще можно было бы так сказать: наш девиз- с молитвой к Богу, с любовью к людям! Тем, кто хотел бы уразуметь как следует эти жизненные и духовные установки, рекомендуем посетить приуроченную к 150-летию Михаила Нестерова замечательную выставку его произведений на Крымском валу, в новом здании Третьяковской галереи. Москвичи и гости столицы имеют уникальную возможность до 18-го августа познакомиться с эскизами, набросками, произведениями Михаила Нестерова, которых, возможно, они никогда и не видели, а может быть о них и не слышали. Мы рады, дорогие друзья, сообщить вам об этом замечательном учреждении, потому что имена русских гениев должны найти свое место в наших сердцах. А всякий кто с затаенным любопытством и ожиданием чего-то великого, какого-то откровения, придет как дитя на эту выставку, поймет выражение Алексея Федоровича Лосева, нашего культуролога, исследователя античной эстетики, о которой горестно замечал, уже будучи 85-летним старцем: я сослан в XX век.

Действительно, творчество Михаила Нестерова, приходящееся на срез XIX и XX столетия, открывает излом, эту расселину двух миров: будущего века политической, технологической революции и того мира великой державной России, который, не гнушаясь ничего нового, зиждился на хорошо проверенном старом. Являя нам цвет, мощь и вселенскую ширь русской культуры, как того образа мысли и жизни, усвоив которые, православный христианин, рожденный здесь, в шестой части суши, обретал все необходимое и достаточное к спасению и миссии свидетельствования о спасительной вере во всех концах вселенной.

-Нам дозвонился первый слушатель. Здравствуйте, пожалуйста, представьтесь.

-Скажите, батюшка, пожалуйста, что дает святая вода, если ее регулярно пить? Что она здоровье дает или как-то духовно человек возвышается? Вот я ее пил много раз. Я ее из Лавры возил, но я не заметил никаких изменений. Но в тоже время, когда я квартиру обрызгиваю, я чувствую, что атмосфера чище становится, и предметы сразу освящаются. Сразу отличишь от другого предмета, если он был обрызган.

-Какое у вас удивительно чуткое сердце! У вас не глаз, а алмаз. И ваш хрусталик, наверное, наделен уникальной способностью видеть сияние вещей в их первозданном виде. И если речь идет о рукотворных вещах, то что же с вами будет, когда вы, выйдя на приволье русского поля, услышав трели соловья, вижу русское раздолье, это Родина моя, окропите святой водой холмы, перелески, поля, леса, нивы, огороды? Может быть, вы проникните сами в самую сущность Божьего творения вместе с апостолом Павлом, вы увидите, что вся совокупность Божьего мира тянется к своей первооснове, к источнику, к причине своего бытия, взывает и стенает к Богу, ожидая откровения сынов Божьих? Что делает с нами святая вода? Если мы принимаем ее именно как святую воду, а не как дистиллированный раствор, насыщенный ионами серебра? Во-первых, святая вода освобождает нас от преследования дьявола -миродержца, который, едва лишь брызги святой воды на него попадают- вздрагивает и бежит вон, а прежде. разинув свой алчный зев, охотился за нами, влагая в нашу душу нечистый, похотливый, гордостный помысел.

Во-вторых. святая вода дарует очищение и светлость нашему уму, который на время освобождается от гнета суетных помышлений, зрит в своей простоте и безвидности невидимого Бога. Святая вода помогает нам освободиться от гнета апатии, расслабления, отягощения. А вот в такое жаркое время как хочется забыться и уснуть, как хочется понежиться... И, вместе с тем, душа часто чувствует неспособность летать, она как будто обречена пресмыкаться по раскаленной асфальтом земле, словно городской желтопузик. Вот святая вода возвращает нам крылья, делает нас легкими, быстрыми, подвижными, энергичными, динамичными существами. Ну, можно было бы еще многое сказать о святой воде, если бы не прямой эфир, которому мы должны быть верны.

- Слушательница зрелых лет спрашивает: как ей помириться со священником, который, как ей кажется, ее избегает, так как считает, что она его осуждает?

 -Кого осуждает?

 -Ту прихожанку, которая хочет помириться со священником. А тот ее не принимает на исповедь и не благословляет причащаться.

 -То ли нужно было довести батюшку до белого каления, то ли батюшка сам стал жертвой бытового раздражения. Как бы то ни было, пусть земля у на не уходит из-под ног. Главное ваше желание примирения. То, что вы протягиваете руку пастырю, говоря: батюшка, давайте жить дружно. Простите меня, если я вольно или невольно чем-то вас соблазнила, огорчила, озлобила. Обещаюсь прилагать все свои силы, чтобы быть кроткой, тонкорунной овечкой с гладкой, хорошо расчесанной шерсткой. Не хочу быть больше крокодилой, не хочу я быть больше вараном. Не хочу быть упрямым бараном. Если батюшка вас пока не слышит, то это означает одно из двух: либо батюшка испытывает вас, как мама. Которая в сердце давно простила малыша, однако еще на него не смотрит, изображая обиду, отчужденность, а на самом деле побуждая малыша хорошенько смириться. Дабы он вновь не скоро возвратился к своей распущенности и строптивости вчерашнего дня. Либо батюшка борется сам с собой. Ведь он тоже человек. И Бог попустил ему несколько так замкнуться, огорчиться, чтобы через три дня, все-таки Бог промышляет спасение священника, проснувшись утром, увидев чистый небосвод, вдохнув прохладцу семичасового утра, батюшка попытался вспомнить: на кого это я обижался днесь? И никак не смог бы вспомнить вашего лица, потому что Божья благодать по нашим с вами радонежским молитвам, пусть снизойдет на дорогого священника. И он от сердца простит мысленно и с вами примирится.

Сегодня, дорогие друзья, хотелось бы поздравить того батюшку, который никогда не обижается на своих прихожан, но являет им пример и отеческого попечения, и материнского тепла. Батюшка, который заботится о просвещении не только своего монастырька, но и о сотнях тысяч людей. Ведь мы все так полюбили архимандрита Тихона Шевкунова и как писателя, и как кинодраматурга, режиссера. Вспомним «Византийские уроки», замечательный проект фильма, богатого историческими аналогиями. И как возродителя нашей рязанской глубинки, и как наследника уроков псково-печерских мудрых пастырей, особенно отца Иоанна Крестьянкина, благословившего отца Тихона на путь монашества и священства.

Сейчас дорогому отцу исполнилось 55 лет. А мы давайте поставим ему большую пятерку за его труды. Конечно, затем, чтобы батюшка не останавливался на достигнутом. Нет, мы не надеваем на его главу, на которой уже нет-нет да и проступает где-то серебро, никаких лавровых и миртовых венцов. Прежде смерти- говорили афониты- никого не ублажай. Но дружно молимся за то, чтобы в нашем отечестве, может быть из стен Сретенской семинарии, выходили на жатву свою подлинные делатели. Хочется, чтобы отец Тихон щедро делился, приобретенным им духовным, пастырским, писательским опытом с русской молодежью нашего времени. Ведь, наверное, апокалипсис мелкого греха так явственно не являет себя, как в священнике, ставшем равнодушным, потерявшим готовность расширять умственные горизонты. Ну, может быть, немножко неуместно вспомнить здесь озорное есенинское: задрав штаны, бежать за комсомолом, но нас святейший Патриарх действительно побуждает нас сегодня больше внимания обращать на нашу молодежь. А кто это молодежь? А молодежь это те, кто молоды душой. И сегодня, наверное, самыми драгоценными нашими прихожанами являются пожилые, заслуженные наши отцы и матери, бабушки и дедушки. Герои труда- те, кто умели жить скромно, просто, без претензий, радуясь успехам нашего отечества и забывая, подчас, об устроении собственного быта. Поэтому мы поздравляем отца Тихона Шевкунова и выражаем желание, чтобы он чаще заглядывал сюда на Радонеж. И, может, отслеживал программы, которые появляются сейчас. Знаете, все сейчас в руках молодежи. Я бы ему вполне доверил цензурный комитет на радиостанции Радонеж.

Если бы у батюшки хватило времени по ночам просматривать проекты программ и материалов, то, думаю, у нас не было бы ляпов каких-то, неудач, не выверенных фраз, приносящих смущение благочестивой публике. Дорогие друзья, сегодня хочется помянуть нововпреставленых. Среди них почила писательница и поэт Елена Корнеева. Ей мы признательны за несколько книг, в том числе и сборник, посвященный Елизавете Федоровне « Золотой святыни свет». Также почил четырехдневный младенец Нина. Недолго Ниночка пожила на этом свете. Не дано было ей вдохнуть аромат роз, не видела Нина речушек нашей средней полосы, никогда не купалась в их быстром или медленном течении. Была лишена радости земной жизни по неисповедимому Божьему ведению. Но таких-то невинных младенцев Господь причисляет к младенцам Вифлеемским. И пусть она там, как звездочка сияя на духовном небосводе, горячо молится за своих осиротевших родителях, молится за всех болящих младенцев. Среди них многие младенчики, заболевшие менингитом. И не только в Липецке, но и в Москве. Дорогие друзья. Я призываю вас как в старину чаще мыть руки, потому что эта инфекция распространяется, в основном, через немытые руки, когда мы прикасаемся к нашему лицу, к нашим устам. Пожалуйста, соблюдайте правила личной гигиены, зная, что вокруг вас находятся и ваши собственные дети.

-У нас остается две минуты, батюшка, чтобы…

-Ну что же, дорогие друзья, будем ненадолго прощаться и готовиться теперь к празднованию Всех Святых в земле Русской просиявших. Праздник, который, по замыслу святителя Афанасия Сахарова, должен праздноваться три дня. При том, что одно богослужение торжественнее другого, пронизанное славословием Троицы единосущной и нераздельной. И дай Бог, что через малое время в России это будет государственный праздник. А что? Разве не позволено мечтать? Даже Луначарский, человек очень спорной судьбы и воззрения, говорил, что молодежь наша должна уметь мечтать, не должна быть бескрылой. И дай Бог, чтобы через десять лет и Воронеж, и Воркута, и Тамбов, и Мурманск, город цесаревича Алексея, и Москва, и Петербург устроят такие трехдневные празднества. И все флаги к нам обратятся. Норвежцев и шведов, нигерийцев и южно-африканцев. Дай Бог, что станут православными в лице лучших своих сынов Америка и Англия, Франция и Германия. ООН отпадет и распадется сам собой, потому что наша держава укрепится стягом Вселенского Православия.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+