30.08.2015 11:00:55
Кульков Сергей Андреевич
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/08/02/21-00.html
В Ветхом Завете имеется два вида наказания за избиение беременной, если произошел выкидыш, так ли это?
- Здесь имеется в виду следующее: когда дерутся люди и ударят беременную женщину, и она выкинет, но другого вреда не будет, то было постановлено взять с виновного пеню, которое наложит муж той женщины. И виновный должен при свидетелях заплатить эту пеню. А если будет вред, то тут уже отдай душу за душу. Такое постановление мы находим в книге Исход. Скорее всего здесь рассматривается вопрос о преднамеренном или непреднамеренном ударе. Классический еврейский комментарий: дрались мужчины друг с другом и один из них хотел ударить другого, но ударил женщину, т.е. случайно ударил, т.е. непреднамеренно, и вот в этом случае – взять с виновного пеню. А если он преднамеренно бьет беременную женщину, он понимает, что удар может быть смертельным, если не для женщины, то для плода, то здесь уже отдай душу за душу, т.е. жизнь за жизнь. И в социальной концепции РПЦ Московского патриархата осуждается аборт, и не только аборт, но любое прерывание беременности. И эта социальная концепция указывает, что с древнейших времен церковь рассматривает намеренное прерывание беременности именно как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт именно к убийству. В основе такой оценки лежит глубокая убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь человека – это преступление против личности. И поэтому оберегается жизнь вот этого плода – потому что он формируется по воле Бога. И вообще, само зачатие происходит по воле Бога. Ведь есть же очень много семей, которые хотят иметь детей, но у них нет никаких детей, и они молятся, чтобы у них были дети, и иногда зачатие происходит каким-то чудесным образом – я знаю семью, у них 10 лет не было детей, сейчас у них уже трое детей.
- Батюшка, а к вам ни разу не подходили люди за благословением на аборт?
- Нет, ни разу. Все-таки мне кажется, что русский человек всегда имеет ощущение греха. И даже если люди невоцерковленные, они никогда не будут просить благословение на грех. Они могут попросить благословение на зачатие ребенка, часто приходят и говорят: «Мы хотим иметь ребенка, но почему-то нет»…
Герман Стерлигов Вас упоминает в своем выступлении, где речь идет про ересь в Церкви, ярость с ее стороны к говорящему, т.е. к Стерлигову, и в частности звучит: «Приезжали богословы там всякие, приезжал главный богослов Московской Патриархии Олег Стеняев с целой делегацией, говорят: «Можно мы вас будем снимать во время диспута, чтобы доказать, что вы раскольник и опубликовать» и т.д. Мне кажется, Вы, о.Олег, не главный богослов Московской Патриархии, и есть ли такая должность вообще?
- Такой должности «главный богослов» нет и никогда не было в Церкви. Лично я знаю трех богословов: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов.
Нельзя такое значение придавать епископам, какое им придает господин Стерлигов. Он считает, что если епископат поколебался, то весь народ с ними куда-то проваливается. Нельзя придавать такое значение иерархическим должностям, любым иерархическим должностям в Церкви, утверждая, что их огрехи моментально передаются всему народу Божьему. Это попахивает латинством. Природа Католической Церкви клерикальна, природа протестанской – докторинальна, а природа Православной Церкви – соборна, потому что евхаристична. Мы все, и миряне, и духовенство, с равным правом приступаем к Святому Причастию. И при этом священство выполняет только служебную миссию по отношению к народу Божьему. Как я часто говорю, у мирян есть большее право на причастие, чем у священников преподавать причастие, это совершенно очевидно. Мы выполняем именно служебную функцию, и апостол Павел иногда выражался такими словами: «Иду в Иерусалим, чтобы послужить святым», т.е. послужить другим верующим. И сам Христос пришел не для того, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих. И евхаристическое средоточие этой соборности - прежде всего сам Господь наш Иисус Христос, а не тот, кто совершает евхаристию. И в Послании к Евреям вот эта тема развивается, что наш главный архиерей – это Господь Иисус Христос, там говорится, что «имея такого великого первосвященника, прошедшего Небеса, мы должны твердо держатся исповедания нашего». И если посмотреть на историю Израиля, то евреи не переставали быть народом Божиим, имея зачастую поврежденное духовенство. А вот поиск достойного священства (вот он говорит – нас это не устраивает, то не устраивает) – это традиционный для России поиск града Китежа, некая национальная забава. Когда мы говорим о Германе Стерлигове, конечно, нельзя забывать и о его прекрасной семье, надо молиться за них хотя бы с таким же усердием, с каким они молятся за нас, а прочее Господь сам устроит.
Кстати, епископа, приходящего от заблуждения, может принять и обычный священник, точно также, как епископов исповедуют иереи, т.е. епископ, митрополит и даже патриарх может пойти на исповедь к обычному священнику, в этом ничего зазорного нет. Ведь исповедь – это тот же самый суд, как и присоединение человека назад. Но мы, православные, конечно, верим, что епископский чин не прекратится, как и иерейский, дьяконский, даже до пришествия Господа Иисуса Христа, иначе были бы лишенными смысла слова Христа о Святом Причастии: «Когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет», т.е. совершаете евхаристию пока Он не придет. И еще Христос сказал: «Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее», следовательно, истинное священство нельзя, не нужно искать на Мадагаскаре или в Австралии, оно пребывает благодатью Божией в исторических Церквах, что и обеспечивает Церкви неодолимость от адских врат Христом Иисусом. По такому же вопросу обманывался, кстати, и пророк Илья. Казалось бы пророк Илья должен был бы все понимать, но у него было вот такой, если хотите, идеологический дефект. В Послании к римлянам апостол Павел озвучивает проблему пророка Ильи, пророк Илья говорил: «Остался я один, и моей души ищут», и Павел пишет: «Что же говорит ему божеский ответ? – Я соблюл себе 7 тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом». Т.е. пророку Илье казалось, что он остался совершенно один, а божеский ответ ему был «нет, ты не прав». И вот Герману Стерлигову мы тоже можем сказать: «Брат, ты не прав», вот в этом вопросе ты не прав, Господь сохраняет своих.
В чем сила сорокочастной просфоры? Чем она отличается и почему желательно ее заказывать?
- Помин на просфоре – это имеется ввиду не сорок дней, а сорок литургий, и когда человек записывается вот на такое поминовение, он знает, что на каждой литургии в том или ином храме за него будут вынимать частичку. Вынимать частичку – это очень важно. Был такой случай, когда человек молился святому Иоанну Воину, который в результате ему явился и сказал, чтобы он заказал поминовение на проскомидии, что ему это поможет больше. Да, молитва святого – это чудо, заступничество за нас того или иного подвижника, но то, что совершается на проскомидии, на литургии, это не менее чудесно! И не менее, а даже более благодатно.
Настоятель женского монастыря в Иваново предлагает генеральную исповедь, причем каждую свою передачу, в подробностях – когда, сколько раз, куда, зачем, с кем… А о.Андрей из Воскресения словущего говорит, что он это совсем не приветствует, в Евангелии написано, что грешницы просто плакали, утирались слезами и ничего в подробностях не рассказывали, и Господь отпускал. о.Александр Абрамов вообще говорит, что это все ерунда, никакой генеральной исповеди нет, и всё это не о чем и бред совершеннейший. Будьте добры, помогите нам, слушателям радио «Радонеж», разобраться, мы в полном замешательстве.
- Если говорить об исповеди, то каждый священнослужитель перед рукоположением проходит так называемую ставническую исповедь, и на этой исповеди он действительно говорит о всем, что было. Но это делается с целью выяснить, нет ли канонических препятствий для рукоположения человека.
- Какие они могут быть?
- Например, если он вступал в запрещенные Церковью сексуальные отношения. А если он был отступником и не прошел чин присоединения… Если человека проливал кровь, но здесь опять же это рассматривалось с нескольких позиций: если это было до крещения, если это на войне или в обычной жизни, то это совершенно по разному оценивалось в Церкви. И многие ветераны ВОВ, которые убивали врагов нашего Отечества на войне, стали великим священниками нашей Церкви, например, архимандрит Кирилл Павлов.
- А как быть мирянам? Есть ли такое понятие «генеральная исповедь»?
- Здесь о.Александр в какой-то степени прав – если на каждой исповеди человек будет говорит «а вот ты расскажи всё, что было», представляете, во что превратится исповедь. Но с другой стороны, все-таки монастырская практика исповеди отличается от исповеди на городских приходах, это не всегда совпадает и не должно совпадать. Потому что когда человек едет в монастырь, у него какие-то серьезные вопросы, проблемы, и он хочет получить какой-то адекватный совет от старца. А старцу, чтобы адекватно отреагировать на вопрос человека, надо знать историю всей болезни этого человека. Поэтому о прежде содеянных грехах могут спрашивать не потому, что как бы сомневаются отпущены эти грехи или нет (это было бы оскорблением таинства исповеди), а потому, что хотят лучше помочь этому человеку. Представляете, например, человек ведет аморальный образ жизни, поисповедался в городском храме и поехал на исповедь в монастырь, и говорит на исповеди в монастыре: «А у меня вот каких-то аморальных грехов нет. У меня вот есть грех – по дороге к вам я колбаску покушал», и он будет выглядеть для монахов чуть ли не праведным. Поэтому важно узнать, какие были проблемы у человека, чтобы мы ему реально помогли. В такой ситуации это, конечно, допустимо. А вот требовать, настаивать, чтобы ты в чем-то снова исповедался, без вот этой причины, о которой я сказал, это было немного непонятно.
Дома, после келейной молитвы, по благословению духовника кладу земные поклоны утром и вечером, но иногда испытываю большую радость и даже телесное удовольствие, этим и смущен, так как у святых отцов читал об опасности чувственных ощущений, не прелесть ли это?
- Надо опасаться не чувства радости, а надо опасаться такого искрящегося восторга. Не надо опасаться сокрушения о грехах, а надо опасаться такой паники на грани уныния и отчаяния, когда человек молится и вспоминает о своих грехах. Т.е. православный человек должен держаться «золотой середины» - нам не допустимы никакие восторги на молитве, а вот тихая радость и невечерний свет – это все вполне допустимо. Т.е. без харизматических восторгов, визга, крика и без какого-то такого трагического, полутеатрального отчаяния, рыдания. Вообще, любые крайности, особенно на молитве – они очень опасны.
Есть такая молитва, там слова: «земля русская яко осьмый столп плодоносит, так и тебе, блаженная мати Матрона, праведный пастырь Иоанн Кронштадский возносит». Что это за осьмый столп?
- Иоанн Кронштадский не пересекался с блаженной Матроной, были, конечно, у него предсказания о людях, которые могут появиться, но это всё имело очертания именно предсказаний. Здесь надо понять, что если Вы читаете какой-то молитвенный текст, имеет ли он церковное благословение. Если имеет, то в такой ситуации можно обратиться к священноначалию или в литургическую комиссию с вопросом, какой смысл вкладывается в тот или иной текст молитвы. Я вообще стараюсь читать каноны, мой молитвенник – это Часослов. И как на Руси не было никаких утренних и вечерних молитв, а было Повечерие, Полуношница, Утреня, так и я придерживаюсь этого правила. Молитвенник Древней Руси – это Часослов. И всё современное литургическое творчество (столько сейчас написано акафистов, восхвалений и т.д.) не имеет статуса современных догматических текстов, это вот такие некие словесные украшения. Хотя, когда речь идет о святых людях, это может опираться на некое предание, что Иоанн Кронштадский что-то предвидел.
Одинаково ли покаяние на исповеди, когда кающийся отдает записку и батюшка ее сам читает, или когда все покаянные слова произносит сам человек, на мой взгляд, это разные вещи?
- Покаяние и исповедь – вот разные вещи. Исповедь – это когда человек исповедует свои грехи, т.е. рассказывает о своих грехах. Покаяние – это совсем другое. Не бывает покаяния без исповеди, но исповедь без покаяния бывает. Что такое покаяние? Это перемена образа жизни, покаяние - это когда человек радикальным образом меняет свою жизнь, а исповедь – это когда человек сознается в своих грехах перед священником, который имеет власть от Господа нашего Иисуса Христа отпускать грехи. Но исповедь не предполагает покаяния, человек может годами исповедоваться в одних и тех же грехах, и чаще всего так и бывает. Но момент обращения к Богу, например, человек был коммунистом и потом стал православным, вот этот момент - это и есть покаяние, он сошел с рельс атеизма и встал на путь к Богу. Поэтому не надо путать покаяние и исповедь. Исповедь может по разному совершаться, например, в советское время, когда многие духовники сидели на Соловках и в других лагерях, верующие писали письма и отправляли свои исповеди в письменном виде. Священник обязан соблюдать тайну исповеди, но мирянин может действовать как угодно. Мирянин может встать и открыто рассказать всем о своих грехах, покаяться публично, такое, кстати, было в древних монастырях – когда новый человек вступал в монашескую общину, он в трапезной, перед всеми рассказывал о своих грехах.
Почему важно записывать свои грехи? Дело в том, что когда человек накануне исповеди вечером записывает свои грехи, он может это делать спокойно, а если он будет пытаться запомнить свои грехи, он придет на исповедь, и дьявол так выставит ситуацию – в автобусе кто-то на ногу наступил, в метро бомжи плохо пахнут, и человек забудет всю исповедь свою и скомкает ее, в том смысле, что он окажется не готовым к тому моменту, когда надо будет назвать все грехи, которые он продумал. А вот если он продумал все, записал, эту хартию он дает в руки священнику, который принимает его исповедь, то здесь не будет этой путаницы мысли, смущения какого-то. Некоторым людям действительно проще написать свой грех, чем произнести его вслух. Поэтому нет ничего такого страшного в таких исповедальных хартиях. Один мужчина ко мне подошел и сказал: «У меня язык не поворачивается назвать некоторые грехи». Я дал ему бумагу, ручку, сказал: «Отойдите, запишите». Он все написал, подошел и очень искренней была его исповедь, она была действительно на уровне покаяния, плакал, сокрушался, спрашивал, что ему надо предпринять, чтобы исправиться. Исповедь неизбежно совершается, когда священник читает разрешительную молитву, человек не будет отвечать за этот исповеданный грех на Страшном суде, мы в это верим. Священник не силой своего благочестия отпускает грехи, а в силу того поручения, которое дал Христос.
- А если при перечисление грехов нет покаяния, избавляет ли оно от ответственности?
- Все-таки мы всегда должны подталкивать самих себя к покаянию, к перемене образа мышления, но не бывает покаяния без исповеди. Для того, чтобы мне исправиться, мне надо разобраться с прежними грехами. А как я буду ходить с этим рюкзаком тяжелым, пытаться выстроить новые отношения с Богом, если на мне тяготеют вот эти грехи, прежде содеянные? И когда я прихожу на исповедь, надо мной читают разрешительную молитву, здесь прежде всего хорошая мотивация начать исправляться: если Господь тебе всё простил, и если Господь тебе много простил, то это еще большая мотивация исправляться, т.е. пережить покаяние. Как Христос говорит: одному простили 100 монет, а другому 1000 монет, кто будет больше любить? Конечно, тот, кому больше прощено. Так и бывает в жизни. Поэтому хорошо подготовленная исповедь может быть после разрешительной молитвы хорошей мотивацией для исправления, когда человек буквально возлюбит Бога за дар Божьего прощения многих его грехов.
Почему сегодня среди православных так мало миссионеров? Что нужно знать, чтобы начать говорить о Христе или проповедовать слово Божие?
- Во-первых, само слово «миссионер» - оно не наше слово, не очень православное, это англичане придумали, они создали первое Миссионерское общество. Но у них это имело какую форму? Была колонизация разных стран, и они обеспечивали еще и колонизацию умов. У нас слово христианин происходит от слова Христос. Христос проповедовал, и говорил: «Я на сие и пришел». И если мы называем себя христианами, т.е. подобными Христу, мы тоже должны совершать свой апостолат и не только словом, но и жизнью прежде всего, как сказано в нагорной проповеди: «И так да светит свет ваш перед людьми, с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного». Но и словом своим мы должны свидетельствовать своим детям, своим домашним, своим близким – это наша обязанность.
Добавить комментарий