Перейти к основному содержанию

13:35 26.04.2024

У Христа были любимые ученики. А это значит, что у него есть любимчики? Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

20.03.2013 11:20:33

- Батюшка, последнее воскресенье перед Великим постом именуется Прощеным. Потому что в пост нужно прийти с чистым сердцем, испросив прощения у ближних. Ну, а если не прощается? Формально сказать «прости» у нас хватает сил. А как вынуть обиду, застрявшую в душе, как заноза?
- Открываем Евангелие. Там написано: «Молитесь за обижающих вас». Если молиться Богу за того человека, от которого тебе пришла обида, то она постепенно пройдет. А бывает, и сразу. Только от одного намерения помолиться, проходит.
- Люди говорят: «Молюсь. А как вижу человека, все всплывает заново».
- Ну, что же злопамятно помолился. Все такие нужды надо обращать к Богу, потому что злопамятность, или как в некоторых книгах пишется, «памятозлобие» – что,  собственно, одно и то же - тоже болезнь души. Как обида. Любая обида следствие гордости. Кто может уврачевать болезнь души? Только Бог. Но есть другой способ. Взять и убить обидчика.
- Появится новый.  Всех не убьешь...
- К сожалению.  Добрый вечер.
- Батюшка, скажите, пожалуйста, вот, если бы вам было бы сейчас лет 30 или 34, и у вас была бы семья, трое деток. где бы вы сейчас, в наше время хотели бы жить? В городе или в селе? И кем бы хотели работать?
- Ну, в 34 года я уже был священником. Поэтому все хотенья остались в периоде до 28 лет. Лет с 20 я уже хотел быть священником. Трое деток - это тоже неплохо. Пять еще лучше.
 Жить я бы хотел, конечно, где-то недалеко от города.
- Многие, наоборот, стараются в город переехать...
- Я в городе уже досыта нажился. Тем более, Москва сейчас стала - античеловеческий город. Вечером домой приходишь  - и надо лицо мыть мылом. Потому что оно черное, как у углекопа. Представляешь, что в наших легких происходит! Каждый раз, ехать домой - каторга. Ехать на службу - каторга. Тот путь, который я на Пасху, утречком после службы и разговения, проезжаю за 15 минут, то в будние дни – за час. А из-за города попасть в Москву, еще сложней.
-  Ольга из Москвы такой вопрос прислала. «Почему на причастие надо обязательно приходить натощак? Иисус Христос преломил хлеб и благословил чашу на Тайной вечере, где ели пасху, уже после трапезы. И все были уже сыты».
- Да, действительно. В первые века христианства такой не было практики. Она возникла уже позже. Потому что, к сожалению, люди немощны. И происходила путаница. Людей образованных и способных что-то умом охватить немного. Поэтому Церковь и выработала такие правила, которые помогали сохранить благоговение. Причастие натощак этому очень способствует. Потому что если при нашей современной жизни ввести, допустим, причастие вечерком, после обеда, то, конечно, это на благоговении людей отразится. Это я совершенно точно знаю. Люди будут это воспринимать, как хлеб, который на Всенощной дают. И так бывает, люди несведущие об этом высказываются. Так что это очень древняя практика - причащаться натощак.
Сейчас постом мы будем служить на буднях литургию Преждеосвященных даров. Она служится совместно с Вечерней. То есть, эта служба вообще вечерняя. А мы ее на утро переносим.
Дело в том, когда ее служили, весь день не ели ничего. А большинство людей не могут целый день не есть. То есть, это как бы такое упражнение в благочестии. Это у мусульман сохранилось. Они во время поста не едят весь световой день.  А уж потом едят все. Так сказать, некий кусочек от этого остался. А так в древности, конечно, на вечерне причащались, но с утра до вечера никто ничего не ел.
- Батюшка, а у нас есть практика такая, чтобы Преждеосвященную литургию вечером служить?
- Я не встречал. Владыка Никон Вологодский вводил, но она как-то не прижилась. И даже соблазн какой-то был. Среди священников мало кто понял. Если такое сейчас ввести, то наш народ с ума посходит. Скажет: вот, раскольники, католики, и кем только не назовут! Господи, помилуй.
Это, опять же в силу дикости и, причем, непреодолимой. Если человек дик, то ему хоть  кол на голове теши. Потому что если дик 12-летний ребенок, то его можно образовать. А если дик 42 -  летний мужчина? Что с ним сделаешь? Он как встанет на штрих-коде двумя ногами,  и на него уже никакие доводы  не действуют. Доводы могут действовать на разум, а если разума нет…. Ничего тут не сделаешь. Но Церковь заботится  о всей пастве -  о разумных, и о неразумных, образованных, и необразованных, молодых и пожилых. Поэтому нет нужды сотрясать паству из-за каких-то вещей, которые нам непривычны. В человеке все привычка. Если в Церкви что-то меняется, то только само собой и постепенно.
- Однажды уже был прецедент попытки изменить Церковь сразу. Во времена Патриарха Никона. Такой раскол был…
- Раскол-то произошел не в результате этого. Раскол произошел из-за реформ Петра. Когда он начал брить бороды, навязывать немецкое платье, снимать колокола, закрывать монастыри, запретил пострижение. И началось: все, антихрист пришел. И сразу 20 миллионов людей ушло в раскол. А без реформ Петра раскол бы угас. А уже такие оппозиционеры, говоря по-современному, использовали этот аргумент. Что, дескать, вот новые книги -  другая вера. И так далее... Ну, это просто обман. Народ-то темный. И он думает, что обряд имеет какую-то ценность, кроме культурной. И, понятно, что для тех, кому  христианство – лишь обрядоверие, это будет именно так. Не по часовой стрелке, а против часовой стрелки крестным ходом ходить - это уже все. Конец христианству. Хотя, ходи хоть зигзагом. Хоть по синусоиде. Неужели в этом благочестие? Но люди не понимали. Для них исполнение внешнего играло большую роль. Патриарх Никон, вообще, тут ни при чем. Потом его уже пристегнули. Он же, вообще, к этому времени ушел с патриаршества. Какие проблемы? Раскол учинила, как все расколы учиняет,  государственная власть. Если бы ГПУ не поддерживало бы «живоцерковников», у нас бы что, был бы раскол после революции? Да, не было бы никакого раскола. Церковь сама по себе уврачевала, и все. Или на Украине. Если бы Кравчук не поддержал бы Мишку Денисенко, то и не было бы никакого раскола. Они там договорились. Ну, как бы друзья. А другие тоже: и мы хотим. И еще два раскола образовалось. Прецедент есть, все получается. А что, нормально, свою собственную церковь организовал -  и все твое. Денежки собирай -  это самое главное.
- Скажите, пожалуйста, как правильно ответить родным на проявление суеверия, чтобы и не обидеть? Если, к примеру, не отвечать на фразу "Ни пуха, ни пера". Мама очень обижается.
- Если человек не отвечает, в этом ничего обидного нет. Необязательно потакать суевериям. Ну, а если мама начнет блюдца вертеть? Или знаки зодиака развешивать? Или еще, не дай Бог, портрет Ленина повесит...
Очень часто люди обижаются на то, в чем обидного нет. Поэтому в данном случае идти навстречу -  это человекоугодие. Если ты не имеешь намерения обидеть, то совесть твоя чиста. Пусть хоть обобижаются... А если будешь потакать, это грех - человекоугодие. В Писании сказано. - Рассыплет Господь кости человекоугодника. Нам это надо? Ведь невозможно же с волками жить -  по волчьи выть. Сами в волков превратимся. Зачем нам это надо?
Однажды прихожанину нашему дал совет, когда он пожаловался: «Вот, на меня порой наезжают мои родные. Что делать?» Я говорю: молчи, и все. Молись про себя и молчи. Так он приходит и говорит: разобиделись. Ты, говорят, с нами общаться не хочешь. Ты, вообще превознеся. Ты возгордился. Ты на нас внимания не обращаешь. Ну, пошумели, пошумели -  и чего? Претензий-то нет. В чем претензии? Ну, есть темы, по которым у меня несколько другое мнение. Если я буду врать, вы будете шуметь. Поэтому я решил, так сказать, на эту тему не общаться. Вот, собственно, и все. Всегда можно договориться.
- Одна тоже прихожанка наша говорит: на работе я, говорит,  про себя ничего не рассказываю. Так обижаются. Говорят: ты какая-то закрытая. Ничего про себя не рассказываешь. Ничего мы про тебя не знаем.
- Какая умница! Молодец. Редкая женщина. Ей просто пятерку можно поставить. Не надо идти на поводу у любопытства. А ты куда пошла? А это что? А это как?  А какое твое, собственно, дело-то?
- Ксения из Калуги. Можно ли нас с мужем допускать до причастия, если мы живем гражданским браком? Не будет ли это грехом?
- Ну, разумеется, я имею в виду, только гражданский брак в современном понимании... Потому что если люди брак свой зарегистрировали в ЗАГСе, и один из супругов не желает венчаться, то в этом случае другого супруга можно причащать. А если оба просто сошлись, то они как бы не люди. Чем человек отличается от животных, знаешь? Рассказать тебе?
- Чувством религиозности.
- Правильно. Религия, разум, слово, брак и совесть. Если совести нет, то это уже не человек. Если брака нет - это уже не человек. И если не имеет словесности - Маугли, волками там взращенный. Не человек, Человек без разума - тоже, про некоторых даже говорят - овощ. И без религии - вот, если человек теряет религию, он теряет все человеческое. Он просто такой  умный зверь. Очень опасный, кстати, для других людей. Поэтому, это пять фундаментальных признаков человека. Поэтому и как тут можно причащаться? Собачек, кошек мы же не причащаем. Извините. Либо вы входите в разряд людей, идете в ЗАГС, регистрируете брак, если вы верующий, мы вас еще и венчаем. А так, нет, конечно. При всем глубоком уважении и сочувствии.
- Ну, вот, такая ситуация, в которую очень многие сейчас попали.
- Я в курсе. У меня есть женщина на приходе, у нее была эта проблема. Пять лет не причащалась. Но все-таки я их повенчал. Зарегистрировались. И так радуюсь, когда они вместе в храме сейчас. Вижу, прямо у меня душа ликует: как все-таки хорошо. И оба радуются.
- Батюшка, такая ситуация, люди не расписаны, но живут уже давно. И дети уже взрослые, а к браку так дело и не идет.
- Ну, и зачем? Не всем же быть людьми?
- Но женщина хочет этого брака, чтобы было все по-божески. Хочет, и действительно страдает без причастия. Муж, ну, человек, с которым она живет -  никак. Уйти от него -  значит разбить то сообщество, пусть его семьей не назовешь, но как детям без отца? Он их любит. Он с ними занимается. Он их жалеет. Ну, все, все на месте. Только нет регистрации.
- Проблема легко решается. Отлучить от ложа. «Ты куда? Ты же не муж. Извини, браток». И все. Вот тебе раскладушка. Или ляг на полу, или там еще где. Сейчас у всех с жильем получше, И диван есть. Все. Походит, подумает. Если он все так любит, так хорошо. А если у него машина есть, скажите: «Дай-ка техпаспорт. Я сейчас его сожгу. Зачем бумага-то? Машина твоя. Все знают, что твоя. Давай сожжем ПТС, техпаспорт. И номера выкинем. Зачем эта бухгалтерия-то?» Если так все просто - пойди да зарегистрируйся.  Какие проблемы-то? Лень сходить?
- Нет. Ответственность.
- А за что, если уже вместе живут, и дети? Пошли да зарегистрировались и дело с концом.
- Одна говорит: « Хороший человек». Но был очень неудачный первый брак. И теперь просто боится.
- Ну, что за труса замуж выходить? Выходить надо за льва, а не за зайца. Что это будет за муж, если он боится? Испугался. Видали?
- Валентина. Помогите, пожалуйста, разобраться в таком вопросе. Многие мои знакомые едут сейчас к пензенскому старцу Алексею. Но о нем пишут много противоречивого.
- Ко мне какой вопрос? Не понял.
- Что за старец такой?
- А я почем знаю! Сейчас только сумасшедший или ленивый не прослывет за старца. Сейчас старцев столько, прямо не хочется сказать, как кого... Совсем не каждый старый человек есть старец.
- Ну, если все-таки советуют, и вообще, есть ли нужда?
- Ну, советуют и к бабкам ходить. К знахаркам. Советуют и к астрологам ходить... Мало ли кто куда советует. Некоторые при переломе ноги советуют гомеопатией лечиться. Может, кости срастутся....
- Ольга из Питера. В течение длительного времени большинство моих действий и поступков подвергается критике со стороны людей. Я понимаю, что это дано для смирения. А у меня развивается комплекс. Как научиться правильно реагировать на это?
- Так надо подумать. На себя тоже критически посмотреть. Может быть, поведение неадекватное.
- Когда человека слишком часто поучают, или ругают. По-моему, у любого разовьется чувство неполноценности.
- Ну, совсем не у всех. Ну, у детей, может быть. Ну, а так, если взрослый человек, он должен посмотреть, в чем тут дело. Может, он сам чем-то виноват. Провоцирует.  Ну, так это заочно трудно тут сказать. Нужно этого человека, ну, познакомиться с ним, поговорить, исследовать обстоятельства...
- Ну, вообще, если человек очень щепетилен к мнению людей о себе,  то, как правило, его много что обижает.
- Ну, да. Значит, этот человек тщеславен и честолюбив, раз так зависит от мнения людского. Замечено, что к людям, приверженным каким-то страхам или страстям, именно это  искушение чаще всего и приходит.  Как одна наша прихожанка жаловалась: «Почему, ко мне на улице то сектанты пристанут, то какие-то сумасшедшие? Как будто мало людей вокруг! Нет, обязательно ко мне». Это такой психологический феномен. Ну, и цыгане тоже не ко всем цепляются. Некоторых вообще обходят. Я даже один прием разработал, когда цыганка подходит, смотрит внимательно, я говорю: « О! Иди-ка сюда. Дай-ка, я тебе погадаю». И они сразу отваливают. Дело в том, что на лице человека очень много отражается всего. И люди, которые специально этим занимаются, ну, есть такой термин современный - развод, то они как-то уже ориентируются. Вот, у меня отец был такой. Каждый раз, когда он приходил из магазина, обязательно какую-то заваль ему давали. Потому что, вот, ну, видели, что человек он, так сказать, не от мира сего.
- Сергей из Санкт-Петербурга. Вначале было Слово, и Бог создал все по Слову своему, но Бог не мог создать гордыню и зависть. А затем и падшего ангела. Получается, что зло получилось от того, что все было хорошо. И от этого изобилия добра родилось зло. Так ли это?
- Нет. Не так. И точка. Об этом рассуждали одна тысяча пятьсот тридцать два раза. Поэтому чего к этому уже возвращаться? Вот, как дьявол интересно вкладывает мысли в наши головы. Все время,  пытаясь обвинить Бога в том, что все плохо, это он виноват.
И рассуждать об этом противно. Живет, пользуется и небом и землею и дождем и солнышком, и начинает чего-то ковырять. Что Бог плохой. Этот человек, который спрашивает, истину знать не хочет. Просто он, в своей гордыне настолько очумел, что обвиняет Бога. Нашел в Боге изъян. И от гордости доволен. Тут даже полемизировать не с кем. Поэтому если хочет узнать что-нибудь, пусть книжки читает. О свободе и о свободе выбора написано уже десятки томов.
- Ну, непонятно человеческому уму, как это все произошло.
- Ну, разумеется. Ума-то нет. Поэтому  и непонятно.
- Вот, и все хочется докопаться. Выстроить логическую цепочку.
- Ну, и на здоровье. Я не собираюсь в этом участвовать. Пускай выстраивает. Это его проблема-то.
- Елена из Москвы. Скажите, пожалуйста, как скоро после рождения младенца его нужно крестить? Есть ли какие-то правила на этот счет?
- Нет. Таких правил нет. Существуют обычаи. Существует обычай крестить сразу. Существует обычай крестить на 8-й день. В подражание тому, как Господь был обрезан. Или существует на 40-й день. Обычай. Как Господь младенцем был принесен в храм для того, чтобы его поставить перед Господом. Существует обычай, как советовал Григорий Богослов, крестить в три года, когда ребенок уже что-то соображает. Существует обычай креститься в 30 лет. Как сделал Василий Великий. Разные существуют обычаи.
- Батюшка, у меня такой вопрос, Я сейчас занимаюсь, так сказать, самостоятельной миссионерской деятельностью. В чем она заключается? Я иду, вижу группы ребят. Сквернословят причем, иногда мальчики молчат, а девочки очень активно это делают. Я их останавливаю и объясняю, что такое скверные слова. Вы знаете, как они внимательно слушают. Они иногда даже меня провожают до дома, спрашивая разрешения: «А можно мы вас проводим, Вера Георгиевна?» - Я говорю: « Ну, пожалуйста». И потом у них меняются глаза. Глаза делаются такие чистые, хорошие. В них такое стремление к познанию. Они говорят: «А почему с нами об этом в школе не говорят?» Так вот, вопрос такого плана. Поскольку у нас не как в Греции, а как в Москве, еще не вводится и неизвестно, когда введется преподавание основ православной  культуры, как в рамках миссионерской деятельности вести эту работу с детьми? Если бы вести ее, особенно при введении основ православной культуры, я думаю, что сквернословие среди наших деток очень бы сократилось.
- Я очень рад, что у вас такой успех в этом деле. И я тоже заметил, что если к ним доброжелательно обратиться, эффект будет совершенно другой, чем просто обругать. У меня тоже такой был эпизод. Я тут пришел в нашу гимназию. А там на углу стоят девушки, из другой школы. И курят. Я говорю: « Девчонки, что же вы на углу нашей гимназии курите? Девочкам нашим,  какой пример» – «Ой,  - говорят. - Батюшка, простите. Мы, конечно, нехорошо делаем». И убежали. Ну, как-то получился контакт и диалог. А конечно, какую-то организованную миссию можно вести только через школу. Потому что это системный подход, а если просто  отлавливать подростков на улице - ничего из этого не выйдет. Но то, что вы делаете, очень хорошо. Тем более, вы сами видите результат. Но сейчас у нас департамент образования возглавил Исаак Иосифович Калина. Он, насколько я его понимаю, костьми ляжет, но этот процесс введения основ православной культуры затянет. Потому что он человек, конечно, совершенно нецерковный. Даже подозреваю, что он и некрещенный. Ему до этих основ, как до лампочки Ильича.
- Людмила из Москвы. Батюшка, вы говорили, что у Христа был любимый ученик  один, потом три, потом ... А это значит, что Христос неодинаково всех любит людей, что у него есть любимчики?
- Конечно, есть, а как же! У всех людей есть любимчики. У всех учителей. У всех  воспитателей детских садов. У всех родителей. Папа детей, или мама всех любит. Но, вот, один обязательно любимчик. И внучки - тоже.
- Но это человеческая слабость. Но Христос...
- Почему слабость? Любят -  то лучшее. Вот, мне сегодня дьякон вина налил и говорит: « Батюшка, можно на этом служить?» Так я даже не стал пить. Понюхал просто и говорю: «Это же не вино. А марганцовокислый калий с красителями». Поэтому чего уж тут? Есть вино, есть не вино. Есть вино хорошее, есть среднее, а есть  дрянь. Так же и здесь. Конечно, любят хороших. И Христос любил Иоанна, будущего Богослова, потому что он был хороший, самый лучший. Единственный не предал. Господь видел в нем это. Чего уж тут. Это в слове «любимчик» есть, ну, как это, указание на некое пристрастие. А у Христа-то не было пристрастия. Что такое любимый ученик? Который лучше всего выполняет уроки учителя. Ну, вот, и все. Чего тут такого? Нормальная реакция педагога. Что, вот, этот ученик бездельник и болван. А этот ученик - отличник и стремится. И педагог это видит и ценит. Что тут такого?
- Просто ко Христу как к Богу отношение более требовательное. Как он может делить людей на любимых, нелюбимых?
- А как может грешный пес рассуждать о Христе? Если Христос сказал, что это «мой любимый ученик», значит, это так и есть. Смотри. Вникай и становись таким же. А требовательность к кому? Ко Христу? Требовательность? Эх, жалко, святой инквизиции нету.
- Батюшка, но ведь слова: «Бог подаст, простит» - они ведь постоянно звучат в речи.
- Ну, что ж, ну, мало ли что звучит? Давеча женщина говорила о матерщине, которую школьницы употребляют. И что тут звучит, в нашем сумасшедшем мире?
Людям трудно признать свою вину. Почему? Потому что прийти к Богу, можно прийти только через покаяние. Признание своей вины. А человек по гордости это не хочет признать. А раз не хочет признать, значит, ну, кто-то тогда виноват? Тогда виноват Бог. «За что мне такие страдания?»     - это постоянно слышишь.
Начинаешь спрашивать -  ну, и что, тебя же убить надо! А ты всего лишь страдаешь. Дома отопление есть? - Есть. Ты сегодня сколько раз ел? -  А из трех людей в мире, двое каждый день из троих, ложатся спать голодными. А ты, страдалец, и покушал, и в тепле живешь, и все у тебя. И одежда есть, до смерти не сносить.  И все недоволен. И все Бог плохой. Человек - это неблагодарная скотина. К сожалению. Бог хочет человека облагородить. Христианство служит этому облагораживанию человека. Не просто дать ему дворянское звание, чтобы звали «ваше благородие». А дать ему высшее благородство. Сделать его, из него Сына Божия. Вот, что Господь хочет. Чтобы из неблагодарной скотины стал бы Сыном Божиим. И наследником Царствия Божия. Вот, чего Господь хочет дать. А они его обвиняют. Ну, чего...
- Здравствуйте, отец Дмитрий. Я вас постоянно слушаю и очень вам благодарен. Батюшка, ответьте, пожалуйста, Иисус Христос родился две тысячи одиннадцать лет назад. А вот, до Иисуса Христа какая религия была на Руси? Ведь люди до Иисуса Христа тоже верили в Бога.
- Понимаете, какое несчастье, никакой Руси не было. Даже трудно сказать, что было тогда с нашим языком. И был ли он. Трудно сказать, что было две тысячи лет назад, мы даже гадать не можем. Ну, вот, находят там, какие-то ископаемые кости, делают генетический анализ, и некоторые показывают славянские гены, некоторые тюркские, некоторые монгольские. Письменность возникла только у нас после Кирилла и Мефодия. Только десятый век. Всего лишь тысячу лет назад. А тут две тысячи! Ну, это просто покрыто мраком. Ничего не сохранилось. У нас даже наши былинные предания отражают реалии одиннадцатого, двенадцатого века. А раньше просто ничего нет. Вот, конечно, наверняка, были какие-то и племена, какой-то праязык общий, славянский. Это понятное дело. Потому что мы наблюдаем в наших языках:  чешском, польском, украинском, русском  общие, так сказать, основы. Сербский был один язык, одно племя. Жило, как говорят лингвисты, на Карпатах, оттуда все славяне вышли, с Карпат. Вот, а религия была языческая. Потому что носителем единобожия был только один народ, еврейский. Все остальное - тьма язычества и поклонение идолам.
- Екатерина из Москвы. Такой вопрос прислала. На Земле сотни разных религий и тысячи всевозможных сект. И каждый верующий -  будь он буддист, или кришнаит,  или оккультист -  верит в Бога и живет ожиданием встречи с ним. Так неужели спасутся только православные христиане? Ведь и в других религиях и даже сектах есть такие люди, которые и добрее, и милостивее, и честнее, порой христиан.
- Дело в том, что это вопрос праздный. Потому что Слово Божие - оно направлено к человеку. Вот, если ты сектант, или оккультист, или буддист, вот, к тебе обращается Евангелие как Слово Истины. Каждый человек по отношению к Евангелию становится в одну какую-то систему координат. Одному это интересно, другому неинтересно.  Один это принимает. Другой принимает не полностью. Один это искажает. Другой,  это ненавидит. Ну, вот, собственно, и все. И если Евангелие взять за точку отсчета, то все люди по отношению к Евангелию располагаются на определенном расстоянии от него. Поэтому это только Бог сверху может увидеть, кто ближе к Евангелию, кто дальше.
- Отец Дмитрий, меня очень волнует такой вопрос. Я смотрю на бомжей, из них на пять-семь человек мужчин одна-две женщины. Почему же мужчины падают больше?
- Вы знаете, каждого отдельного человека без определенного места жительства нужно рассматривать отдельно. Потому что причин, что человек дошел до такого состояния, может быть, очень много. А бывает, и целый комплекс. И потом женщина, в силу данной ей природой и Богом задатков,  более устойчива. Например, мужчине легче бросить семью, чем женщине. Мужчина более гордый, более избалованный. В женщине этого меньше. Поэтому и в церкви женщин больше всегда. И почему? Потому что гордость мужчине не позволяет. Одна из основных причин, что пьют и опускаются люди - это гордость. Гордость и женщинами обладает, но в меньшей степени. Вот такая яркая иллюстрация. И очень интересно, что вы это подметили. Это действительно так.
- Батюшка, я бы хотела спросить вас. Как вы относитесь к тому, чтобы детей перевести на домашнее обучение? И, вот, в чем здесь положительный момент и в чем отрицательный?
- Положительный -  то, что это очень полезно в начальной школе. То, что проходят в начальной школе, можно пройти за месяц. Как бы незачем там четыре года сидеть. Школа - это для дитяти стресс. И многим детям это очень тяжело. В результате,  если ребенок попадает в этот стресс, на остальные семь лет у него отбивается всякая охота учиться. А когда ребеночек поступает в школу уже в 10 лет -  тогда у него психика уже более-менее окрепла. Но опять же, если родители этим занимаются. Тут, конечно, велика роль родителей. Вообще, раннее обучение, хотя оно и эффективно, с точки зрения усвоения многих навыков, но для психики ребенка  это очень нездорово. Вообще, детский коллектив - это очень нездоровое, искусственное образование. Ну, и конечно, педагоги настоящие среди учителей - это очень редко встречающееся явление. Поэтому в школе детям очень трудно. Там шумно. Там мерзкие отношения между детьми. Много всяких инфекций, матерщина, воровство. Издевательства, постоянные насмешки. Угнетают слабых. Маленького ребеночка с чистой душой помещаешь в эту отвратительную атмосферу. И это насилие над душой, конечно. Большинство детей, которые не хотят учиться, выражают протест. Не хотят идти в школу. Это и есть результат действия того ужасного заведения, которое есть школа. Поэтому, если есть деньги, возможность, то, конечно, лучше, по крайней мере начальную школу пройти, когда дети еще не нуждаются в общении. Это хорошо только в  ситуации, когда дома пять детей. Когда дома один или  два ребенка -хуже, человек - животное общественное, он нуждается в общении с другими детьми. Нужно устраивать такое общение, чтобы были двоюродные хотя бы. Ну, в общем, об этом надо серьезно думать. И научно к этому подходить. А не просто так, с налету. Нужно немало книг прочесть, нужны  деньги и нужна воля. Тогда что-то из этого выйдет. А так, как у большинства этого нет -  идут по общему пути. Вот, к сожалению, не для всех это удачный опыт. На самом деле,  если любым ребенком заниматься, всегда будет успех. Даже если ребенок даун, или ограниченный умственно, развить всегда можно. Но никому это делать неохота, а все только на детей орать или издеваться над ними. Давать другим издеваться. Результат, конечно плачевный и выживает в этой школьной системе небольшая часть.
- Надежда из Санкт-Петербурга такой вопрос задает. Погибает от пьянства отец. Я живу в другом городе. И все тяготы несет на себе мама. Меня не покидает чувство вины. Ну, чем я могу ему помочь? В церковь хожу, молюсь. Что я могу для него сделать?
- Ничего. Только молиться. Яйца курицу не учат. Это очень серьезное заболевание. Вылечить можно только, если человек сам очень-очень захочет. А если он еще в Бога верует, то это, конечно, эффективнее с помощью Божьей, конечно.
- Ну, батюшка, пьющий человек, как правило, после выпивки хочет исправиться. Проходит некоторое время, и все - отстаньте от меня.
- Ой, по-разному. Я за тридцать лет столько алкоголиков перевидал! Все разные. Один в результате пьянки становится добрым. Другой злым. Один спокойный, другой раздражительный. Один запойный, другой пьет понемножку каждый день. Пока человек не осознал, что он серьезно болен, и очень-очень серьезно, крепко не задумался – толку не будет. Вот, те алкоголики, которые к нам приходили в храм: и мужчины, и женщины, когда приходили просили: помогите мне избавиться. Уже сейчас ни один не пьет. Ходят в храм, ни один не пьет. Все, победили. Почему? Хотели. Хотели, обратились к Богу. Господь помог, конечно. Ну, и конечно, мы, священники, тоже можем какие-то советы давать и к врачам направлять. Все возможно, но человек должен сам захотеть. Сам осознать. А так, как поможешь - никак. Врачу, исцелися сам.
- Добрый вечер, отец Дмитрий, благословите, раба Божья, Алла. Вот, просьба разъяснить, вот, когда у Господа есть слова такие в молитве: «научи меня, Господи, оправданиям твоим». То есть,  меня интересует конкретно вопрос, вот, когда на исповеди каешься, называешь грех. И бывает, пытаешься,  и разъяснить обстоятельства. Что подразумевается в молитве, чтобы не было во грех, что самооправдание не ...
- А вы знаете, когда мы на исповеди приводим всякие такие подробности. Это как раз с целью оправдания. Вот, мой опыт говорит, что это всегда, когда человек что-то начинает объяснять, значит, он хочет мне доказать, что он не так уж виноват. Хотя, вообще-то, я всегда так говорю: знаешь, я тебя ни в чем не обвиняю, что ты оправдываешься-то? Я такой же грешный человек. И это, вообще, ни к чему. А «оправданиям твоим» это значит:
«научи меня жить так, чтобы я был тобой оправдан». Вот, как надо понимать эти слова. Ведь не то, что я буду оправдываться там, или Бог меня будет учить: вот, ты оправдывайся так. Запоминай. Нет. Есть такое понятие - оправдание. Оправдание, ну, это суд и там человека оправдывают. Что это значит? Это значит, отпускают из клетки в зале суда.
Не вменяют, или говорят: «Он не виновен». Не было ни события преступления, ни состава преступления в его действиях. Его отпускают. Имеются в виду взаимоотношения человека и Бога, чтобы Господь оправдал. Оправдал -  значит, помиловал.
- Отец Дмитрий, Вячеслав меня зовут. Скажите, пожалуйста, ведутся ли какие-нибудь переговоры по поводу  создания кабельного православного телевидения, одного канала, где бы и начальная школа была, и весь день этот канал с утра до вечера работал? И как вы к этому относитесь? Хорошо бы это было? Без рекламы…
- Понимаете, какое дело. Конечно, никто этим не занимается в нашей стране. Потому что, никому это не надо. Отдельные родители, очень небольшая часть, немножко еще озабочены своими детьми. Некоторые на кухне осуждают наши образовательные реформы. Этим все и кончается. Вот. Дело в том, что создание такого канала – затратная вещь. А вы говорите, без рекламы. Тогда на что канал будет жить? Значит, какие-то два-три парня, обладающие серьезными деньгами, должны сложиться и нанять толковых людей, которые бы сделали такой канал. Но все эти парни заинтересованы только одним: как бы к тем миллиардам, которые есть, прибавить еще миллиарды. Поэтому на кой, он, проект, который затратный? Одно дело, когда Кремль вызывает и говорит. - Так, ребята, вы должны раскошелиться на то-то и на то-то. Ну, тут они вынуждены. Из Кремля таких команд по поводу создания образовательного канала не поступало. Слава Богу, на канале "Культура" хоть что-то идет, у меня давно была мечта. И я тоже многим говорил об этом, чтобы лучшие лекторы читали всякие лекции. И сейчас это появилось. А так, конечно, было бы хорошо, образовательный канал и средняя школа, и начальная школа, и высшая школа. Все лекции читают лучшие педагоги страны. Лучший химик, лучший биолог, лучший историк. Читали бы прямо, по школьной программе. Каждый мог бы и урок прослушать, и там, учитель на доске задание пишет, и через Интернет подключиться. И какие-то уроки списать, и так далее... То есть, это можно. Через телевидение можно образовать всю страну. А наше телевидение делает страну идиотами. Понимаете? Засоряют мозги. Поэтому, если бы наше правительство было бы заинтересовано не в болванах, а в умных людях, то оно, конечно, тогда создало бы такой канал, потому что в масштабах государства  это обошлось бы недорого.
Позвольте сделать еще небольшое объявление. А я с вами прощаюсь, всего вам доброго.
- Ольга из Москвы.  Я работаю в школе-интернате № 55, для детей-сирот. У нас действует служба семейного устройства. В последнее время резко уменьшилось количество людей, которые хотели бы взять ребенка-сироту к себе в семью, или хотя бы на гостевой режим. Телефон этой службы семейного устройства: 8 499 код Москвы 172 66 38,   8 499 172 66 38. Ждем потенциально приемных родителей. Заранее благодарны.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+