19.08.2025 13:45:20

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2025/08/06/21-00
Отец Михаил: Здравствуйте дорогие друзья. В эфире радио «Радонеж». Сегодня у микрофона протоиерей Михаил Дудко, настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове.
Хотелось бы сказать несколько слов о ближайшем празднике – Изнесении Честных древ Животворящего Креста Господня. Многие, сейчас уже и светские люди, обратили внимание, что август какой-то особо сложный месяц для России. Некоторые даже ждут в этом месяце каких-то особенных событий. Этот месяц не только в России, и не только в наше время считался сложным. Это было в том числе и в Византии, откуда к нам пришел праздник Изнесения Честных древ Животворящего Креста Господня. Первого августа по старому стилю, как раз 14-го по новому, в Византии, Константинополе износились древа креста Господня на стогна града, совершались крестные ходы, молебны и молитвенные бдения перед этими частицами Животворящего древа Господня, потому что знали: землетрясение, болезнь, моровое поветрие, нападение врагов в этом месяце почти со стопроцентной вероятностью приключается. И тогда ждали древние православные христиане, византийцы каких-то бедствий. Что касается нашего времени, то судя по истории последних десятилетий, много было всякого рода неприятностей в этот именно период года. Поэтому я бы посоветовал, конечно, молиться и поклоняться Честному древу Животворящего Креста Господня. Во всяком случае это никогда не помешает. Суеверия нам не нужны, и мы помним, что в послании к галатам апостол Павел говорит, что, боюсь, не напрасно ли у вас трудился, не напрасно ли в вас благовестие Христово… времена и сроки наблюдать – это дело в общем не очень правильное, а молитва – всегда правильное. Если будут спрашивать или поднимать при вас разговор о том, что август месяц тяжёлый, отвечайте всегда предложением помолиться. Это будет самый правильный ответ. В другом случае придётся роптать, вспоминать что-то не самое приятное. Все это может быть и справедливо, но кого-то смутит. В общем, самое правильное, конечно, – встать на молитву, к чему и призывает нас святая Церковь. Мы недавно праздновали день Бориса и Глеба.
Это одни из первых наших святых, которые положили начало особому роду подвига у нас на Руси, специфического, может быть прямо даже русского подвига, а именно: подвига страстотерпчества. Кто такой страстотерпец и чем он отличается от мученика? Мучения могут быть одинаковые, но все-таки мученик – это по преимуществу тот человек, который страдает за Христа, потому что отказывается принять язычество, например, или не хочет отречься от Христа. Вот это мученики или даже великомученики. Те, кто пострадал в гонениях Диоклетиана, кто претерпел особенно большие муки – великомученики, а страстотерпцы – особый чин. Борис и Глеб как раз прославлены в чине страстотерпцев. Некоторые думают, что страстотерпцы это что-то гораздо более маленькое, чем мученики, так сказать, рангом пониже. Последний наш царь император Николай II, как известно, тоже канонизирован как страстотерпец, как и вся его семья. И некоторые говорят, что как бы это недостаточно. Вот если бы мученик или даже великомученик, это было бы правильно, и достойно, и хорошо. А канонизировать его в ранге страстотерпца вроде бы и недостаточно. На самом деле Церковь канонизирует человека не потому, что хочет его возвысить его или в какой-то ранг особенный поставить. Уж кого кого-кого, а мучеников и святых возвышает не Церковь, не люди, а Сам Бог. А это конечно самый высокий ранг. Если Бог возвышает, кто унизит? Кто в состоянии меньше дать, если Бог возвысил? Никто не может. Поэтому если Борис и Глеб страстотерпцы, то со смирением примем это. Страстотерпцы тем и отличаются от мучеников, что формально страдают как бы не за Христа, а просто проявляют в своей жизни, в своей истории те черты, которые отличали в общем всех святых, которых Церковь канонизирует - смирение, кротость и непротивление совершающемуся именно над ними (подчеркну это особо, потому что сопротивляться злу, которое совершается не над тобой лично, нужно). Борис и Глеб не противились тому, что их решили уничтожить, убить и поэтому получили мученические венцы страстотерпцев. Вот это такая может быть характерная русская черта наша. Борис и Глеб, одни из первых наших святых канонизированных, царь Николай II с семьей… – череда наших русских кротких правителей, помазанники Божии, которые пострадали от рук тех, кто желал им зла. Не мученики, но страстотерпцы. И тем не менее нисколько не уменьшается их ранг по сравнению с другими святыми. Окаянный Святополк послал к братьям убийц. На Бориса напали на обратном пути в Киев. Он молился в своём шатре, то есть молитву даже прервали. Князя ранили, а его слуге отрубили голову, чтобы снять золотую гривну – обруч на его шее. Глеба убили под Смоленском. И не было сопротивления у них. Святополк, который повелел убить князей-братьев, в общем и был прозван за это преступление окаянным. Святополк - окаянный убийца, который пошел против своих ближайших родственников, опасаясь потерять власть, когда после смерти Владимира равноапостольного в 1015 году престол по праву наследования перешел к старшему сыну, этому самому Святополку. В моем храме св. Иннокентия митрополита Московского я попросил специально написать икону Бориса и Глеба. Они изображаются довольно часто по-разному, но всегда «двоица преславная», как поётся в одном из песнопений, посвящённых святым. Двоица Преславная там изображена на конях, что говорит о их ранге князей и военачальников. По кончине рядом с мощами святых происходили чудеса, и может быть, поэтому и их канонизировали.
Перейдем к вопросам.
Вопрос: - Можно ли обычному человеку пользоваться четками?
отец Михаил: - Ну, а почему нет? Прямого запрета на пользование четками разумеется нет. Другое дело, что обычно по четкам молятся те люди, которые тяготеют к молитве непрестанной. И в общем это по преимуществу обязанность и делание монашествующих. Монашествующим четки престали, более того – вручаются им при постриге. Монашествующий человек должен исполнять завет апостола о том, что надо молиться непрестанно. Если говорить серьёзно, то этот завет относится не только к монахам, но к каждому из нас, мы должны все непрестанно молиться. Насколько это реально в нашей суетной жизни – вопрос. Для большинства все-таки это мало реально. Поэтому встаёт вопрос, а зачем четки человеку? Если он имеет возможность много молиться вследствие одиночества, когда человек уже не собирается в семейную жизнь вступать, а дети уже выросли. И если человек решил уделить молитве время в жизни своей оставшейся. Возможно, ему и потребуются четки. Они заставляют в известной мере сосредоточиться. Потому что человек может отвлечься, в особенности если речь о мирянах. Едет человек в транспорте где-нибудь, отвлекся на что-нибудь, а вдруг ощутит в своей руке четку и вспомнит, что надо ему молиться. Если такое дело есть, то может быть и стоит четки иметь.
Чётки на самом деле принадлежность не только далеко православного монашества. Многие сейчас видят и мусульман, которые с чётками ходят, хоть и исламскими, немножечко другими. Есть четки и у индуистов – тоже они любят цикличность такую, любят повторять какие то молитвы. Более того, перекидные четки есть и у людей, которые относят себя совершенно к другой категории. Это «сидельцы» – сидящие в тюрьме, которые от нечего делать изготавливают из хлеба или как-то иначе. И эти четки, не знаю, служат ли для молитвы. Вряд ли… В общем надо иметь ввиду, что сами по себе четки – не панацея, они никак не стимулируют человека быть добрее, вести жизнь христианскую жизнь. На чудодейственное действие чёток, конечно рассчитывать никому нельзя. Чётки полезны и хороши, если молитва по чёткам идёт по благословению. Хорошо благословиться, во-первых, а во- вторых, для того, чтобы действительно по обстоятельствам жизни своей уже удалиться отчасти хотя бы от мира и прилежать уже к молитве. Если такое желание есть, если благословение духовного отца тоже есть, то тогда, наверное, со смирением, неторопливо, с научением можно и приступить к этому деланию. Но опять-таки не всем, а только некоторым из православных христиан. Важно, чтобы это делание не превратилось просто в игрушку подобно тому, как это делают в тюрьме или в лагере.
Вопрос: - Что такое книга жизни?
отец Михаил: - Известно, что когда Господь придёт судить мир весь, тогда вся книга жизни нашей будет явлена. Книги разгибаются, тайны являются, как поётся в одном тропаре, тогда помилуй нас, Господи, огня неугасимого. Это страшное время. В книге жизни окажется то, о чем мы забыли, чему значения особого не придали, окажется, что дурных дел гораздо больше, чем хорошего. Конечно, это условное наименование списка наших дел. Даже не списка, а просто груза того, что мы делаем в жизни. Надо иметь ввиду, что ничто не проходит бесследно. Это мы должны понимать и знать. Условно, книга жизни – весь груз всего того, что мы в жизни сделали, и хорошего, и плохого. У нас есть добрая надежда, мы верим в то, что если искренне исповедуемся в своих грехах, если и натворили плохое, но раскаялись, а в особенности если мы заглаживаем рукописания грех наших добрыми делами, противоположными тому, что сделали плохого. Жадность искупается щедростью или благотворительностью. Гордость – смирением. На каждый грех есть противоположная ему добродетель. И мы верим, что покаяние изглаживает грехи из книги жизни. Каждый из нас сам пишет книгу своей жизни, но мы знаем, что милость Господня бесконечна. Она простирается и на праведников, и на грешников. Это дает основание апостолу говорить, что всяк, иже призовёт имя Господне, тот спасётся, той спасен будет. Вот имя Господне призвать – это уже очень многое! Другое дело, что бывают такие обстоятельства, когда не то что имя Господне призвать, а даже «ой» сказать не успеешь. Это надо иметь ввиду. Некоторые говорят, что да, мы грешники но когда настанет час отхода из этой жизни, тогда как раз призовём имя Господне. Но, к сожалению, далеко не каждый успеет это сделать, не каждому придёт это в голову. Кто-то будет кричать совсем другие слова, не Господа звать, а другую силу совершенно, – кто к чему привык. Поэтому надо вести жизнь настоящую, христианскую, православную, и тогда Господь в книге жизни вычитает именно то, что нужно человеку для спасения, а именно: повод для милости Господней к этому конкретному человеку. Примет он милость Господню или откажется от неё – вот в чем вся проблема, вот в чем все дело. Милость Господня всегда над нами есть, но примешь ли ты сам её, не будешь ли отказываться от неё. А такие люди есть, могу засвидетельствовать. Так что книга жизни нашей пишется нами именно сегодня. Нельзя забывать, что в книгу жизни пишутся и праведные дела. В Священном Писании упоминается книга жизни, в которой Ангелы записывают людей, которые сохранили верность Христу. Тут записаны все люди, которые достойны спасения. Не потому достойны, что они великие дела совершили, хотя многие из них именно их и совершили, а потому что они идут ко Господу, их стремление ко Господу очевидно для всех. Оно проявляется в делах терпения, терпеливого перенесения страданий и мученичества. Господь знает, к кому эту милость проявить, и кто ее не отвергнет. В этом смысле книга жизни – книга, в которой собраны все люди, которые выбрали не путь смерти, а путь жизни. Когда настанет черед суда над этим миром, то эта книга жизни конечно будет всеми прочитана. Те, кто в ней записан, кто откликнулся на зов Божий, проследуют в Царствие Божие. Те же, кто не окажется в этой книге жизни, пусть берегутся. Сейчас ещё есть время делать добрые дела, молиться как следует, и Господь примет каждого из нас.
Вопрос: - Я очень склонен к гневу, раздражительности, сам чувствую, что это очень мешает семейной жизни, но ничего не могу с собой поделать. Сильно устаю, так как жена сидит с детьми, а я работаю на нескольких работах. Что делать?
отец Михаил: - Надо спросить скорее у жены. Некоторые жены согласятся с тем, что может быть можно меньше немножечко работать, меньше приносить, но приходить в мирном духе. Чрезмерная усталость от работы сказывается не только на детях, но и на жене, и отношениях внутри семьи. И это большая ответственность. Муж имеет большую ответственность за семью, потому что дети склонны копировать поведение взрослых. То, что мы считаем пустяком, дети воспринимают как образец для поведения. Так что не стоит чрезмерно работать, а может быть стоит себя освободить от такого количества работ. Посоветовавшись, разумеется, с женой. Это было бы правильно. К тому же надо понимать, что гнев и раздражительность ни к чему хорошему не приведут. Этот гнев правды Божией не делает. Господь Сам тоже не гневался. Он принимал все обстоятельства жизни как есть. Семейная жизнь – это драгоценность, тот алмаз, который вручил нам Господь, который надо беречь. Есть притча в Писании о том, как некий человек, который нашел некоторую жемчужину, идет и продает все для того, чтобы купить драгоценность. А ведь эта драгоценность у семейных людей в руках в общем-то. Она в чем состоит? В семейной самой жизни, хорошей жене, хороших отношениях. Большое утешение, большая драгоценность. И конечно – дети, которые вручены нам с вами на какое-то очень небольшое время. Пока есть возможность до 10-15 лет с ними вместе молиться, гулять, даже играть просто без раздражения с радостью. Это большая ценность и для детей, которые потом будут на этих воспоминаниях строить и свою жизнь, и свое поведение уже с вашими внуками. Если воспитание было построено неправильно, то потом вы будете видеть, как уже ваши дети плохо общаются с внуками вашими. Это будет приносить вам большую горечь, потому что вы будете чувствовать и часть своей вины, а сделать уже ничего нельзя. В общем всё это будет... Конечно, нужно не только больше отдыхать, но и себя каким-то образом сдерживать. Это сдерживание всегда вам пригодится. Сдержанность нужна не только в семейной жизни, но и в жизни вообще.
Вопрос: - Скажите, есть ли хоть какая-то надежда, что Войковская метро не будет называться Войковской? Опасные времена… Газу уничтожают… Аляске грозят… Помогите, подскажите, как понять.
отец Михаил: - Конечно, Вы такие вопросы поднимаете серьезные и международного плана. Мне довольно сложно ответить на них. Я уже говорил, что действительно есть времена особенно сложные для каждого из нас. Может быть, Господь особенным образом нас предупреждает о чем-то. Август месяц некоторые по безумию своему называют черным. Август, конечно, не черный, и времена и сроки нам наблюдать не стоит, не надо. Мы действительно видим, что и вулканы извергаются, и войны происходят… Нам далеко и ходить не надо, особенно в Газу, – у нас своих проблем хватает. На наших рубежах происходят события судьбоносные. Но наше дело все-таки более скромное. Мы можем переживать и о Святой земле, и о Газе. Но какие-то вещи мы совершенно забываем. Сейчас в Судане, оказывается, происходят войны и засухи страшные. Людям буквально есть нечего, и никто о них не заботится. А это на самом деле дело тех организаций, которые представляют весь земной шар. Они в посмешище просто превращаются… эта ООН, на которую никто уже не смотрит, на чье мнение совершенно не обращает внимание никто. Казалось бы, создали такую организацию, которая должна заботиться о людях в беде, а никто на самом деле об этом не заботится. Какие-то документы выпустили, кто что-то сказал, а воз и ныне там. Надо молиться, конечно, и не забывать о том, что все в руках Божьих. Вся наша жизнь! Если мы к Богу не обращаемся, то происходит именно то, что происходит сейчас. Людей верующих стало меньше, чем было раньше. Всегда были беды и горести, но мне кажется, что сейчас горести и катаклизмы приобретают характер уже не локальный, а глобальный, который уже и в мире повсеместно стал проявляться: болезни новые, изменения климата, засухи, другие вещи уже рукотворные, вроде воин. Для каждого из нас это вызов в том смысле, что мы должны молиться не только за себя, но и за весь мир. Мир стал таким маленьким, таким небольшим, что нельзя сказать «это там вот у них». Нет, мы уже начинаем беспокоиться. Наша радиослушательница беспокоится о жителях Газы. Вот, казалось бы, где Газа и где Москва? Далеко, конечно, друг от друга. Возможно, вы никогда и не бывали в Израиле, в Иерусалиме, тех местах, где происходят все эти события. Возможно, не доехали туда. Вот, но переживаете, и это естественно очень, что мы переживаем за всех. Но, конечно, надо переживать в первую очередь за душу свою, за своих по крови – у нас своих проблем хватает. Надо переживать и за семью свою. Лучшее переживание – молитва, келейная и общая на Литургии. Звучат слова о мире всего мира, о благосостоянии святых божьих церквей, о спасении всех, Господу помолимся. Церковь молится и о благорастворении воздуха, вспомните перемены климата, мы и не думали о таком, а оказывается Церковь и давно уже молилась о благорастворении воздухов, чтобы климат был нормальный, вовремя дожди шли, солнышко когда нужно светило, чтобы не падал град размером с голубиное яйцо, большие смерчи всякие не нападали на нас. Благорастворение воздуха для чего? Для изобилия плодов земных и временах мирных – все сразу ведь есть в церковной молитве. Только надо слышать, надо об этом обязательно молиться, не забывать, помнить и не только о себе, о своей стране, о людях своих, но вообще всего мира, о мире всего мира. Так говорит молитва Божественной Литургии.
Вопрос: - Как справиться с потерей смысла жизни?
отец Михаил: - Надо разобраться, в чем причина потери смысла жизни. Есть духовные причины, а есть физические, физиологические, психологические. У человека депрессия, он не видит ни в чем смысла жизни, он в тяжелой клинической депрессии и свою жизнь самовольно прервать. Тут уж надо, знаете, срочно к доктору. Справиться с этим довольно сложно. Вдруг какой-то гормональный, биохимический баланс внутри организма нарушен.
Но речь, может быть, не об этом идет. Потеря смысла жизни бывает другого рода, и, надо сказать, иногда бывает на пользу. Человек теряет смысл жизни, ничто его не радует, впереди – непонятно что. А ты больше работай, и вся эта ерунда из головы вылетит. Человек, который по-настоящему столкнулся с потерей смысла жизни, зачастую выходит из потери смысла жизни, если он неверующий, приходом к вере. И это бывает действительно спасением для человека. В том случае, если смысл жизни потерян в связи с какими-нибудь обстоятельствами жизни, болезнью тяжелой. Человек думал, что будет жить еще долго-долго, а оказывается ему полгода всего отведено. Или развод тяжелый с любимым человеком. Увольнение с работы, нищета, потеря привычного общества, окружения. Много может быть причин, по которым человек вдруг неожиданно обнаруживает себя «у разбитого корыта». Работал, работал, а смысл-то утерян. Достиг, может быть, даже чего-то, а что дальше? А дальше пустота. Большая радость, если человек находит смысл именно в вере, Евангелии, в Господе. Понимает, что есть замысел Божий, что Он творил мир и все устроено разумно. И в жизни ни человека отдельного, ни вообще целых обществ огромных нет ничего случайного. Это называется промыслом Божиим. Если Господь открывает нам Свой промысл, то это практически то же самое, что обрести смысл жизни. Мы должны верить, что промысл Божий существует. Мы должны верить, что все мироустройство разумно, потому что Богом создано. И даже наша депрессия, даже наши поиски сложные, очень жизненные, тоже имеют свой смысл и в нашей жизни, и в жизни может быть кого-то и других людей. Поэтому спешите делать добро! Как один наш подвижник российский говорил: день, который прожит без доброго дела, – потерянный день твоей жизни. Смысл жизни не должен быть эгоистичным. Можно помочь кому-нибудь, кому сложно в жизни сейчас? Сколько сейчас и благотворительных всяких организаций есть, да и просто, если оглянуться по сторонам, и среди родственников, знакомых кто-то найдется, с кем можно просто хотя бы поговорить, чем-то помочь. Вот и начинает смысл жизни обретаться. Пусть не для вас, пусть вам так же тяжело еще пока, но человеку другому стало легче, он что-то получил от вас. И все это даром конечно не пройдет. Я бы посоветовал самый простой вариант, он всем известен. Каждый день надо сделать доброе дело. Есть ли смысл в делании добра? Безусловно! Соответствует ли это замыслу Божьему о мире? Конечно! Будет ли за это награда от Бога? Будет! В какой жизни? В этой или в будущей? Господь и в этой жизни дает награду тем людям, которые стараются делать добро тем, кому это нужно. Потихонечку, день за днём, делая добрые дела, молясь, помогая друг другу, мы потихонечку начинаем выплывать из этого ужасного состояния потери смысла жизни. Потому что приближаемся к кому? Конечно, к Самому Богу, Который есть абсолютное добро, абсолютная любовь. Любовь – высшее проявление блага, которое Господь обещает всем любящим и Его тоже. Делайте добро, любите людей, помните о Боге, верьте в промысл Божий, ходите в храм, исполняйте молитвы положенные, наладьте режим дня, физкультуры, молитвы. Это очень и очень вам поможет! Так что, с помощью Божией смысл жизни вы обретете и даже легко, но надо потрудиться. Удивительно, что вопросов, на который я сейчас пытаюсь дать ответ, очень много. Как выбраться из состояния полного бессилия и апатии? Как жить дальше, если ничего не хочется? Сейчас, к сожалению, очень у многих людей есть ощущение уходящий из-под ног почвы. Мы привыкли жить так, что дети живут лучше, чем жили их родители. Это вроде бы нормальное такое состояние для любого общества. Дети должны жить лучше, чем родители. До поры до времени это было как-то очень естественно и понятно. Великая Отечественная война, спустя какое-то время бум рождаемости. Родители хотели, чтобы их дети жили лучше. Поколения послевоенные поддерживали нашу страну и в численном смысле. Большие поколения людей вступали в работу трудились на пользу всего нашего общества, всей нашей страны. Теперь другая ситуация. Люди боятся даже рожать новое поколение. К чему же это приведет? Бессилие, апатия, если ничего не хочется... Есть у народа нашего замечательная поговорка, которая описывает это состояние и дает рецепт. Помирать собрался, а рожь сей. Нужно делать какие-то обычные дела, которые делал бы и в том случае, если бы не было апатии, бессилия. Это делать нужно! Силу мы знаем где брать. Конечно, у Бога берутся духовные силы. Чем больше мы просим Бога, чем чаще бываем в храме, чем чаще причащаемся Святых Таин Господних, чем чаще прибегаем вообще к таинствам Божиим, тем быстрее мы в состоянии выйти из этого бессилия, этой апатии, бесчувствия (это перевод слова «апатия» с греческого). Это временное состояние, которое конечно пройдет.
Добавить комментарий