Перейти к основному содержанию

14:35 05.11.2025

Кто Глава семьи?

05.11.2025 11:05:51

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2025/10/07/19-00

Смотреть: https://rutube.ru/video/22d74f5a452aaeb439edc93180d1a809/

В. Лебедев: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В прямом эфире радиостанции «Радонеж» передача «Любовь и верность». Передача о семье, обо всем на свете, что связано с образованием и житием семьи. Информация неутешительная со всех сторон. Средняя рождаемость по земле – 2,33 ребенка на семью, но это за счет Африки, где рождаемость в принципе очень высокая. Там речь идет больше, чем о шести детях на женщину. Мы знаем, что в мусульманских странах тоже много рождается, но в Африке больше. И вот за счет этого выправляется обстановка на земле. Потому что в христианской Европе, в среднем 1,3 ребенка на семью. У нас 1,3 с маленькими десятыми хвостиками. А семьи у нас разваливаются, дошли в столицах до 90% разводов. Воспитанные и невоспитанные люди – браки у всех разваливаются. А разваливаются потому, что неверно устроены. Отсутствует семейная иерархия. Семья должна существовать так, как заповедано. Против Писания, которое есть слово о Боге, а не история просто, идти нельзя, потому что семья – это форма существования людей. Увы, иерархия главенства, «совет да любовь», одинаковость убеждений, веры – этого ничего нет, а вместо – эксперименты с иноверными или неверными. Совсем другая жизнь. Была патриархальная, а теперь другая жизнь совсем. Тогда действительно могли обратиться, сейчас не очень и обращаются. И сегодня мы захотели выяснить, как быть, кто глава семьи. Известно, муж – глава семьи, жена да убоится мужа. Ну, последнее мы оставим, потому что тут много тонкостей. Она его должна бояться? И как бояться? И при каких условиях? А если муж благочестив и относится к семье как Спаситель к Церкви? Но это очень высокий уровень. Таких людей немного. Поэтому скажем проще: муж у нас глава семьи или не глава семьи? Такой вопрос мы решили задать сегодня известному протоиерею Михаилу Дудко. Батюшка много знает по этому вопросу. Пастырь долгослужащий имеет все-таки в любом случае дар проникновения в души людей. Отец Михаил, что вообще по этому поводу вы можете нам сказать?

отец Михаил: - Вопрос, сами понимаете, довольно сложный. На бытовом уровне мы встречаемся очень часто с ситуацией, когда нет не то что плохого мужа... Иной попросту не может быть главой семьи, потому что одержим массой пороков, ну, какой он глава? Ну, конечно, плохой. Оторвемся от всем нам известной печальной реальности. Даже в верующих в семьях довольно часто приходится видеть: или муж неверующий, жена верующая, или наоборот. Эта печальная реальность каждому из нас, а не только священнику, но и любому православному христианину, известна. Дело, наверное, не в этом, а в том, чтобы разобраться, почему так происходит, что нам делать, и действительно ли Бог создал человека таким образом, и семью Ему благословил именно таким образом, чтобы муж был главой семьи, жены, а чтобы женщина ему помогала. Мы просто можем открыть Священное Писание, первые главы книги Бытия, Библии, Ветхого Завета, где говорится о сотворении мира. Вот Господь, как мы знаем, за 7 дней творит мир. На 7 день Он почил от дел своих, но в самый последний день, 6й, Он творит человека. И этот человек, как мы читаем в Священном Писании, оказывается один. Удивительная вещь: каждый раз когда Бог смотрел на дела рук Своих, то говорил, что это все хорошо весьма. Но когда Он сотворил человека, то первый раз сказал «нехорошо». Что значит «нехорошо»? Бог сотворил человека и вдруг говорит «нехорошо». Он говорит «нехорошо быть человеку одному». А также: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощницу ему». Вот тут сразу мы видим иерархию определённую. Во-первых, кто первый произошёл? Адам – человек, которого сотворил Господь, помощника, которому Он сотворил жену. Именно помощника. Помощник не направляет, не руководит, не тот, кто глава, а тот, кто помогает. В Священном Писании мы видим очень определённое указание. И не только в Новом Завете говорится об этом, но и в известном послании апостола Павла, которое читается и во время венчания. Иерархия заложена не просто потому, что такие социальные условия возникли. Мужчина сильнее, поэтому он и глава? А женщина слабее, не может себя защитить, поэтому она должна повиноваться? Нет! Нет! Это всё-таки не так. Мы глубже берём, отходим прямо в самое начало творения. Господь ведь творит человека по образу Своему и по подобию. Во второй главе книги «Бытия» говорится, что и мужчину, и женщину «сотворил их по образу Своему». То есть и мужчина, и женщина созданы определённым образом. Им дано определённое задание – возделывать и хранить рай, который может быть и в семье тоже. Семью, как рай, надо возделывать, хранить. Весь мир, все творение Божие каким-то образом соответствует раю. В Писании много тому примеров. На протяжении всей священной истории мы можем увидеть, что таким образом строится христианская семья. То, что муж – глава семьи, и даёт залог крепости этой семье. Это очень инстинктивно чувствуется людьми даже совершенно неверующими. Мы помним фильм, который завоевал Оскар в Соединенных Штатах Америки, – «Москва слезам не верит». Там играют Баталов и Алентова, двое несчастных, которые не встретили в жизни хорошую пару. Но с каким удовольствием, с какой радостью она, наконец, видит человека, ниже ее по статусу, по рангу даже? Я директор завода, как я буду ему подчиняться? А на самом деле, с радостью встречает героиня Алентовой человека, настоящего мужчину, берет на себя ответственность, говорит, что согласен быть главой этой семьи. С радостью все это воспринимают! И он на этом прямо настаивает! Она с радостью принимает! Не просто так дали такую престижную международную награду этому именно фильму. Фильм смотрели везде – и в Америке, и в других странах, и сказали, какой хороший фильм, какой прекрасный пример. Что люди там увидели? Они увидели, что муж глава есть жены и семьи. Тот человек, который берет на себя ответственность, пусть он ниже по рангу и меньше зарабатывает, пусть он не такой интеллектуально развитый, может даже, но он чувствует свою ответственность, он взваливает себе на плечи это и героически несет это бремя. Вот это тот идеал, который, оказывается, замечает и западный мир, где либерализм давно господствует. У нас не так много премий таких. «Летят журавли» еще один замечательный фильм. В Каннах ему дали премию. Это фильмы, которые поражают в сердце людей по всему миру. Почему? Там правда. Вот так, собственно, и надо жить. Если у нас это не получается, это... делает нас несчастными. Слово много значит, а у нас теперь бытует даже в среде православных психологов слово «добытчик» вместо «главы семьи». Мужчина, конечно, должен быть добытчиком. Но простонародное словечко многое меняет. Мужчина добытчиком быть не может, он может и должен быть только главой семьи. Иначе иерархия не соблюдается. Вспоминается история про одного крестьянина, который в начале 19 века, мне это запомнилось, не работал вообще. Работала его жена и руководила, так сказать, хозяйством, а не жизнью в семье, а муж изучал Писание. И она считала это важным делом! Вот пример. Он что, добытчик? Нет. А при этом семья у него была прекрасная. Если же мы говорим сейчас о необходимости самовоспроизводства, ну, это такое казенное слово, конечно, а вернее о выживании нации, народа, то чтобы детишек побольше рождалось, чтобы мы будущее имели, нужна эта схема, эта модель отношений, которая не зависит от того, добытчик муж или недобытчик. Я могу привести очень простой пример. Пожалуй, единственный уже в современном мире. Он отчасти родственен нашему подходу. Израиль. Там живут как раз те самые ортодоксы, которые мало работают, у которых жены как раз занимаются хозяйством, добычей, они как раз добытчицы. А мужчины занимаются чем? Тору изучают. Сидят целыми днями и добросовестно изучают Священное Писание, Ветхий Завет, Тору, пророков. Знают Писания до последней буквы, буквально все. На прокол, так сказать.

В. Лебедев: - Это как – на прокол?

отец Михаил: - У них свитки. Если взять иголочку и проколоть насквозь пять витков, то они скажут на какое слово проколы попали, в какое слово. Вот это знание Священного Писания. На прокол! Потому и выражение, хоть и немножечко преувеличенное, но, тем не менее, понятно передающее смысл. Потому что мужчины занимаются тем, что изучают Священное Писание. Но дело даже не в этом… Казалось бы, вот схема, муж занимается изучением Писаний, жена хозяйством и добычей. Тем не менее, глава всё равно муж. И, что тоже очень важно, детей у них много! Детей у них много, и это нисколько не мешает умножению семьи. Всё построено на иерархии определённой, и результаты мы видим.

В. Лебедев: - Отец Михаил, вы совершенно правильно говорите насчёт Израиля и ортодоксов. Я фильм смотрел израильский, с нашим переводом. Женщина от всего сердца говорит своей подруге на вопрос «как живёшь», что вроде всё ничего. А о чём мечтаете? Мечтаю об одном: чтобы мой муж с утра до вечера изучал Тору. А он-таки изучает, но еще пока не так удачно. Еще проколоть свиток не может. Он как бы начинает, но как-то не очень идет, как говорят другие. И жена расстроена несколько. Ни о какой работе и о добытчике речи не идет. Другая у жены мечта. По 10 детей и держатся ведь. И уж, конечно, и мы, и они – все знаем первые главы книги «Бытия» о том, что сотворим человеку помощника по нему. Вот человек, это муж, которого сотворили раньше, и жена, которую сотворили немного позже. У них это все-таки как-то поддерживается. Важно то, что благополучие семьи проистекает из этой иерархии, из главенства мужа в семье. Тогда всё становится на свои места. Вопрос в том, что вы видите на данный момент. У министра кто должен быть муж? Премьер-министром, что ли? Ну, нет же, правильно? Такого не бывает, как правило. Однако, живут некоторые всю жизнь. Потому что соблюдается верная иерархия. А работать в наше время и жена может и министром. Конечно, это очень редкий случай, потому что министров-то вообще немного. Но это то верное в корне, что должно быть, а мы все ищем чего-то на поверхностях, и поэтому найти ответа не можем. Сегодняшняя история. Мы знаем, что заместитель председателя Госдумы, женщина, является матушкой священника. Священник служит в храме, не буду называть этот храм, но он московский. Дума – серьезное дело, должность высокая, административная. Но все те, кто видят их на службе, свидетельствуют, что иерархия соблюдается в семье, где, очевидно, социальный статус жены выше гораздо, чем статус рядового священника, даже не настоятеля. Кстати, в семье этой несколько детей, по-моему. Вот муж служит, целыми днями не сидит, не изучает Священное Писание, но пока он служит, он все выучил там. Он с людьми работает, помогает несчастным, исповедует. Жена стоит в храме, муж в алтаре служит, причащает. Тут иерархия очевидным образом соблюдается независимо от того, какой социальный статус, кто добытчик, кто не добытчик. Думаю, что зарплата в Думе значительно выше, чем у рядового священника в Москве. К сожалению, вопреки общему мнению, священники получают сейчас совсем немного. Не скажу, что это совсем уж нищета, но что-то такое.

В. Лебедев: - Но Москва – это одно. Как и вообще во всех делах. Как говорят мудрые люди, Москва – это не Россия.

отец Михаил: - А в других местах, полусельских, в маленьких городах, ничего не получают. И иногда приходится искать работу какую-то рядом. Жизнь заставляет. Кем только священники не трудятся, чтобы храм потом реставрировать и еще что-то. И на Мерседесах не ездят.

В. Лебедев: - Это для справки нам всем, чтобы не давать повод для слухов каких-то. А то чуть что, и начинается - РПЦ, мерседесы, свечами торгуют… Несут глупости, просто ахинею какую-то. Один человек замечательно советовал артикулировать всё это. Вы в этом уверены? Ты в этом уверен, да? Скажи, дверь в церковь открывается как? От себя или на себя. Он обычно замолкает. От себя или на себя? Я попробовал, кстати сказать, очень действенно. Человек начинает как-то так опускать глаза и понимает, что он вообще ничего не знает, а очень много говорит. Я в свое время принимал на работу в газету, которой еще руководил давно-давно. Спрашивал у кандидатов, могут ли они отличить кафизму от камилавки. Чаще всего не могли несмотря на то, что претендовали на должность. А уж критики-то вряд ли совсем отличат и не только кафизму от камилавки. Не знают ни того, ни другого. Критика вся эта чаще всего основана на каких-то слухах, домыслах, скажу даже, желании иерархию, о которой мы сегодня говорим, иерархию в семье, в обществе, – опрокинуть. Священник – это как бы отцовская такая фигура. Недаром священника называют «отец». И вот налицо желание свергнуть всех отцов с престола, не только духовных, но и вообще любых, сделать уравниловку, и в семье, и в обществе. Это как раз задача анархии, либерализма и того, что ведет нас к вырождению. Коль вспомнили психоанализ у Фрейда, которого наши радиослушатели не очень любят, – это то самое. Есть работа, где сказано о том, что произошло в России в 20-30-е годы с точки зрения социального психоанализа. Откуда всё то, что творилось? Ведь убили в своем сердце одного Отца – Бога и старшего брата – царя. Развязали садомазохистскую вакханалию. Вот и нет уже высшего начала. Ни абсолютно высшего, ни за ним следующего. Ну, а дальше начинается вакханалия, революция. Пожар революции – это не огонь печи, он не греет, в нем горят.

В. Лебедев: - Верно, все должно стоять на своих местах. А вот вопрос про уровень благочестия. Мы все-таки говорим о православной семье сейчас. Понятно, что муж и жена верить должны в одно, в разное верить вообще не получится, наверное. А отношение к церковной жизни у них должно быть одинаковое? Это важно. Представим себе, что уровень не одинаковый. Ведь есть какие-то законы природы, чисто физические. Знаете, если есть, например, какая-то жидкость, вода чистая, кристальная, из родника. Есть два сосуда сообщающихся. Естественно, муж и жена и есть такие сосуды. Насколько возможна ситуация, что будет поддерживаться высокий уровень чистоты в том случае, если муж придерживается одних совершенно взглядов, а жена – иных.

отец Михаил: - Надо быть реалистом. К сожалению, чаще всего, в абсолютном большинстве случаев, уровень понизится до того низкого, который... Который будет тянуть за собой высокий. Увы, поднять, перевоспитать, изменить что-то очень и очень трудно, если вообще возможно.

Вопрос: - Вы упомянули, что пьянство служит часто развалу семьи. Понимая эти вещи, Юрлов, некогда глава города Снежногорск, воспользовался правом увеличения расстояния от мест торговли алкоголем до объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта. Поставил на такое расстояние, что за пределы города алкоголь вынес. В итоге у него поднималась рождаемость. Такой интересный подход к повышению рождаемости почему-то у нас не используется. Как вы думаете, по какой причине? Спасибо.

отец Михаил: - О причинах, конечно, я могу только догадываться. Не знаю просто этих причин. Но что такой феномен действительно есть, и что алкоголики в целом в семье, это огромная беда, это я согласен. И женщины, бедные наши, несчастные, которые живут в семьях этих людей, которые одержимы этой зависимостью, ну, поистине несчастные, какие они помощники мужьям? Тут нечему даже и помогать. Если муж, который должен быть главой семьи, не несёт это бремя, не согласен с ним, если расслабляется постоянно, ни Священное Писание не изучает, ни в Церковь не ходит, не зарабатывает толком, в семью ничего не приносит, то по факту никакой не глава, что наносит огромный вред семье. Банальные, может быть, такие вещи говорю, но это ущерб огромный, и в том числе нашему будущему. А наше будущее что? Дети, в первую очередь. Если запретить вообще алкоголь у нас в стране… Но ведь не только алкоголь, конечно, надо запрещать-то, понимаете. У школьников сейчас проблема огромная с наркоманией. Наркотики тоже огромное зло. Всякие суррогаты, алкоголь, энергетики какие-то, – тоже беда, бич совершенный. Конечно, согласен, надо предпринимать все усилия для того, чтобы отстранить эту алкогольную зависимость и наркоманскую от нашей семьи. Слушатель обратил внимание сразу на главное: какой глава семьи, хороший, плохой, добытчик или не добытчик, когда он просто алкоголик? Все обнуляется, так скажем.

Вопрос: - Думается, что если мы все, так сказать, в нашей жизни, тем более семейным, будем вкладывать в основу слова Господа, который говорит, где двое и трое соберутся во имя Мое, то есть если дела наши и житие будут благоугодны Господу, то все управится и устроится во славу Божию.

отец Михаил: - Конечно, вы правы. Как можно не согласиться? Вы имеете в виду уже образец совершенного, так сказать, сожительства. Я имею в виду общность человеческую. Брака ли, всей ли семьи. Не все же в браке находятся. Может быть, даже коллектива какого-то. А в каждой семье так? Ну, даже без пьянства если. А ведь меры принимаются, но тут же отторгаются. Смотрите, например, торговля всяким раньше была круглосуточная. Продавался все время алкоголь. Мало того, Дума решила споить, буквально говорю, всю нашу молодежь. Где-то в 97-м году все, включая коммунистов, которые кичат своей нравственностью, совершили преступление, проголосовали за спиртосодержащие напитки, за возможности их рекламы. Помните, было Клинское пиво кругом? Вроде что такое пиво? Подумаешь, какие-то 4-5 градусов. С утра до вечера его можно было продавать в ларьках и можно было рекламировать. А потом, когда стали бороться с алкоголизмом, Церковь подключилась в том смысле, комиссию создали, общественные организации разные, и другие силы. Тут же возникло страшное сопротивление! Впрочем, ограничение до 11 утра не продавать соблюдается, надо сказать. И все-таки с 12 литров на душу населения до 10 снизилось... Вот вам и ограничение. То есть это возможно! Борьба с алкоголизмом, конечно, заключается не только в ограничениях, но она тоже важна. Но как-то никто не идёт по этому пути особенно. Тут же отметается. Это моя личная немножечко история... Я родился в семье священника, и папа уже на закате, можно сказать, своей жизни, настолько прочувствовал эту беду огромную, алкогольную, что организовал общество трезвости, наверное, первое, в послереволюционный период. Всё это было ведь под запретом в советское время, и даже не очень понятно, почему... Так вот в 90-е годы он это общество трезвости организовал, и постепенно всех тех, кто к нему приходил, а их было очень много, записывал в это общество трезвости, и под конец его жизни там насчитывалось около 5000 человек. До сих пор со мной встречаются некоторые люди, которые говорят, что я записался, или меня записали, и я до сих пор, а сколько времени прошло, не один десяток лет, придерживаюсь этого обета. В чём состоял смысл обета трезвости? Не в том, что человек просто не будет пить, а в том, что он не будет пить за кого-то. За, может быть, близкого, который одержим этим недугом. Или, может быть, вообще за всю Россию или за весь мир. То есть он не просто не пьёт, а берёт какой-то подвиг. Подобное выбивается подобным, уничтожается. То есть на место скупости надо ставить щедрость, и так далее. Недуг уравновешивается добродетелью. На место пьянства и алкоголизма нужно ставить воздержание и трезвенность. Бесполезно спрашивать, кто противодействует беде. Государственная Дума, президент? Да нет, мы сами противодействуем этому. Если берем на себя обет трезвости за кого-то. Допустим, хочешь помочь, помоги, пожалуйста. Неужели это недейственно, если мы обращаемся к Богу, берем на себя обет за других людей, которые одержимы недугом. Беспокойтесь об этом? Сделайте что-нибудь сами. Иной говорит, я ничего не могу. Ну, не пей сам. Это же все могут! Каждый может. Не менее 5000 человек состояло в обществе. Мало того, что они сами освободились от недуга пьянства, но часто и в семье у них что-то начало налаживаться, и в других семьях. А пример очень, знаете, важен. Знаю одного человека, который приезжал в свое время из Великобритании, журналист, про диссидентов писал. Узнал про общество трезвости и более уже не мог писать ни про каких диссидентов. Забыл про свою тему, свою книгу, написал отдельную книгу, на английском языке. Она не переведена на русский. Там он рассказал об опыте трезвенности. Настолько его поразил этот опыт, когда не надо ни на кого переваливать ответственность. Если есть беспокойство, надо взяться самому. Самое простое – самому отказаться.

В. Лебедев: - А если есть силы, возможности перенести, точки продаж от общественных мест, от социальных учреждений, церквей на полкилометра? Переносите! Какие проблемы? Но мэры нам редко звонят на радио «Радонеж». Издалека люди звонят, но мэры не всегда. А если люди разных убеждений? Из-за этого будут возникать ведь трения? Должны ли они возникать или не должны? И жена должна следовать в целом убеждениям мужа?

отец Михаил: - Сейчас речь идет не про вероучительные вещи, а про политику. Я, кстати говоря, немножечко отступлю от темы. Вспомнил многим из нас известного приснопамятного отца Дмитрия Смирнова. Помню, ему задали вопрос, стоит ли создавать семьи людям с разными религиозными убеждениями, если я люблю кого-нибудь, стоит ли создавать брак с человеком другой культуры? Он тогда сказал очень, так сказать, образно. Знаете, в цирке, говорит, тоже бывает, что и медведя научат кататься на велосипеде, пока он, наконец, с этого велосипеда не слезет и не съест вас. Так же и муж другой веры, который согласен, когда ему хочется, жениться. Влюбленность это первое помутнение рассудка такое приятное. Чтобы добиться своего, человек говорит, да, конечно, мы будем воспитывать детей, как хочешь. А со временем в нём просыпается этот медведь: нет, давайте будем в мусульманском или ином духе воспитывать. Или просто будем говорить, что вырастет – сам выберет. Что он там выберет, когда вырастет, когда его постоянно в антирелигиозном духе воспитывают? Ничего из этого, конечно, не выйдет. А если речь идет не просто о религиозных разногласиях в семье, но и о политических. Недавно сравнительно разговаривал с одним человеком, который приехал из Украины лет 25 или более назад. У него родители, братья, сестры, живут по ту сторону линии боевого соприкосновения, как говорится, где-то в районе Харькова. Он не может их поздравить даже с днем рождения, с днем Ангела. Даже своих родных, мать, отца не может поздравить, потому что беседа сразу превращается в какой-то колоссальный скандал. И это не единичная история совершенно. Вот я не представляю себе, каким образом уживаются по разные стороны границы мать и отец, хотя это и близкие люди, но всё-таки другая уже семья, которую оставил человек для того, чтобы прилепиться к жене своей. Но если по одну символическую границу жена, а по другую границу муж, то ведь это страшное дело. Как можно выжить в такой ситуации, как семью можно сохранить, как воспитать детей? Знаю, конечно, что по этой причине, увы, и люди расходятся. Сейчас много приходит и женщин, и мужчин, которые говорят, что брак распался, супруг уехал в Казахстан или Армению, чтобы переждать. Я одна. Мы еще иногда созваниваемся, но я уже чувствую, что у него есть другая женщина. Какие-то деньги он присылает, но уже семья, конечно, развалена. Вот вам политические разногласия. Чисто физически разделяются люди. Надо, конечно, создавать брак с человеком твоей же веры. Лучше в этом смысле быть одинаковыми. Пойди найди такого? Ну, стараться надо, конечно. Проще найти людей одной политической убеждённости.

В. Лебедев: - Прощаемся с вами, дорогие радиослушатели!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+