Перейти к основному содержанию

11:46 23.08.2019

Священник Александр Шаргунов отвечает на письма, присланные в адрес радио и газеты Радонеж

16.01.2014 10:12:55

Дорогой отец Александр! В книге отца Германа (Подмошенского) «Цена святости» о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском подробно рассказывается, как владыку Иоанна посадили на скамью подсудимых близкие ему архиереи.  «После заседания суда, где присутствовал будущий иеромонах Серафим Роуз, — пишет о. Герман, — он, вернувшись, сказал мне такую продуманную фразу, которая вошла в основу его предсказания будущности Церкви: "Церковь есть организм, а не организация. Всякая церковная организация, поскольку она организация, в конце концов, поклонится антихристу". В одном из своих выступлений Вы высказываете что-то подобное. Может быть, когда-нибудь и наступит такое время, но судите сами, насколько опасно опережать столь серьёзные события.

Не на основании ли этой мысли о. Серафима иные священнослужители, когда у них возникают духовные затруднения или когда их несправедливо наказывает церковное начальство, почти не задумываясь, переходят в другие юрисдикции? Или даже оказываются вне всяких юрисдикций, заявляя, что дух должен предпочитаться букве, а харизматическое служение — церковной организации. При этом они ссылаются на слова апостола Павла: «К свободе вы призваны, братия» и «вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков».  Я лично знаю одного такого благочестивого священника. В течение многих лет он усердно трудился на приходе в небольшом городке. У него была довольно большая община с воскресной и православной музыкальной школой, через которую к Церкви приобщалось много детей. Но вот у батюшки внезапно возник конфликт с правящим архиереем, и, кажется, владыка погорячился. Музыкальная школа была закрыта, указом архиерея батюшка должен был отправиться в другой, далёкий от его прежнего служения город. Он не нашёл в себе сил расстаться со своими многочисленными духовными чадами. Батюшка не подчинился архиерею, а перешёл в так называемую «катакомбную церковь» и переселился в деревню в сопровождении своих ближайших помощников. Стал служить в простом деревянном доме, являя необыкновенное благочестие, неотступно соблюдая самый строгий монастырский устав, каждый день совершая Божественную литургию. Что всё это значит?

Иерей И. Д., г. Санкт-Петербург

Это искушение протестантизма. Очень заманчивой может быть мысль, что дух должен предпочитаться букве. Что пламя высокой духовности всегда рискует погаснуть от тяжести Церкви как организации, и дыхание Евангельского благовестия — под гнётом административного давления. Мы знаем из истории Церкви, что соблазн тех, кто своими речами или своим поведением смущает верных, может быть очень велик. И диавол подталкивает приписать недостатки одного человека всей Церкви. Значит, ради верности правде Христовой надо уйти из Церкви, где присутствует Бог, Его благодать?

Надо быть слепым ко всей картине происходящего, к тому, что есть широта и долгота, и глубина, и высота (Еф. 3,18), чтобы не видеть в Церкви главную её реальность. Истинные харизматики и подлинные пророки всегда знали тайну богоустановленной иерархии и служили со святым послушанием Церкви, потому что любили её. Наши иерархи могут иметь естественные человеческие немощи и ошибаться в принятии конкретных практических решений. Но Бог силён обратить во спасение эти ошибки там, где есть святое послушание. В том-то и дело, что оно должно приноситься не просто тому или иному архиерею, а Самому Первосвященнику Господу Иисусу Христу. Здесь вопрос веры «во едину святую и апостольскую Церковь». Господь знает, что все мы человеки и остаёмся всегда во власти наших немощей и несовершенств, и потому помощь нашему человечеству приходит поистине Божественным путём. Пока Церковь благодатна- а благодать не отступит от неё, пока она хранит в чистоте свою веру со всеми её догматами, заповедями и Таинствами — до конца времен будет совершаться в ней это непостижимое чудо. Христос не оставил нас сиротами. Он послал Духа Святаго, Который наставляет нас на всякую истину. Он основал Свою Церковь, которую ведёт среди всех испытаний Духом Святым. Мы не одни. И тот, кто приходит в Церковь, не уповая на свой разум и даже на свою молитву, обретает помощь свыше в силе послушания и в крепости заступничества за него Господа и всех святых.

Это путь креста, сораспятия со Христом. Путь Церкви на земле. Свобода во Христе. Она поистине может дорого стоить. Но кто верит во Христа, тот знает, что не бывает обстоятельств, когда исполнение заповедей Божиих оказывается невозможным. Обстоятельства и заповеди — это одна и та же воля Божия. То и другое одновременно даётся нам Христом, чтобы спасти нас от лукавого компромисса с ложью. Увы, компромисс с ложью может быть и героического характера.

Чада мира сего называют свободой возможность не подчиняться ничьей чужой воле, не быть ограниченным кем бы то ни было в удовлетворении своих желаний. Ради достижения такой свободы, они готовы на всё, порой даже на то, чтобы пожертвовать всеми своими благами и самой жизнью. Чада Божии понимают под свободой иное — безоглядное следование Духу Божию. Они знают, что самые великие преграды находятся не вне, а внутри нас. Когда разум и воля заставляют человека быть полновластным господином себе, он не замечает, до какой степени он становится рабом своих естественных желаний. Нет лучшего пути для освобождения от этого рабства, чем святое послушание истине.

Подлинное послушание не ограничивается тем, чтобы не допустить нарушения предписаний Церкви или решений церковного начальства. Для него важнее всего отвержение своей воли. Некоторые говорят, что в Церкви слишком много канонов, и порой они даже противоречат друг другу. Но подлинный послушник не занимается изучением правил и канонов, для того чтобы найти в них для себя свободу от них, а старается не упустить ни одной из возможностей возрастания в верности Господу, которые даются нам на каждый день и на всякий час. Он принимает все правила как иго благое и бремя лёгкое, соединяющие его с Господом, Который был послушен до смерти и смерти Крестной.  Этот выбор может показаться бесполезным, неразумным, не имеющим цены в глазах мира. Но Спаситель, Который в течение всей Своей жизни являл предельное самоотвержение, судит по-другому. Когда возникают у нас подобные искушения, Крест Христов ставится перед нами, и мы слышим голос Господа: «Не хотите ли и вы отойти?» Блажен, кто вместе с апостолом Петром может ответить: «Господи, куда нам идти? Ты один имеешь глаголы жизни вечной».

Мой батюшка показал мне Ваш ответ на его письмо с вопросом о том, что такое Церковь как организация, и о послушании церковному начальству. Ваш главный аргумент — благодатность Церкви. Если Церковь благодатна, значит всё наше послушание приносится не кому-то, а Самому Богу. Признаком благодатности, говорите Вы, является хранение в неповреждённости догматов, Таинств и заповедей. Тогда объясните мне, пожалуйста, — епископы, которые лишали сана святителя Иоанна Златоуста, Патриарха Никона, митрополита Филиппа, разве не исповедовали те же самые догматы, не совершали по всем правилам Таинства, не следовали заповедям? И их решения Церковь должна была принимать со смирением и послушанием, веря, что Бог силён обратить зло в добро? Или существуют ешё какие-то критерии, кроме названных Вами?

Д. Приходько, г. Санкт-Петербург.

Ваш вопрос только подтверждает то, что написано у меня в ответе Вашему батюшке, иерею И. Ни лишение сана, ни ссылки, ни смерть не могли заставить этих людей не подчиниться Церкви и тем более уйти из неё. Они приняли великую несправедливость со святым послушанием, предавая всё в руки Божий. И Бог показал им и нам, что Он действительно силён зло обратить в добро, поставив их на свечнице истины, да светят всем до скончания века в доме Божием.

Ещё раз скажем: искушения могут быть действительно очень серьёзными. Как сказал иеромонах Сампсон (Сиверс), когда его несправедливо запретили в священническом служении: «Если бы не благодать Божия, можно сойти с ума». Одно дело — претерпеть несправедливость со стороны врагов Церкви, а другое — со стороны самой Церкви. Господь попускает эти искушения, чтобы испытать нас, послушны ли мы Богу и Его благодати и есть ли в нас подлинное смирение. Благочестие без смирения хуже, чем порок, говорят святые отцы, потому что благодать легко может превратить злого человека в смиренного, а дьявол легко может превратить тщеславного человека в злого. Свидетели тому — иудеи и язычники. Ничто так не противно вере, как гордость. Вот почему Бог говорит: "Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам" (Мф. 11, 25). «Сие», согласно разуму Церкви, — это «тайна Царства Божия».

Апостол Иуда в своём Соборном Послании, говоря о нечестии непослушания, приводит пример трёх знаменитых грешников: «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей». Грех Корея заключался в том, что он восстал против водительства Моисея, когда сыновья Аарона и род Левия стали священниками богоизбранного народа. Самолюбие Корея было уязвлено, и он ни за что не желал это принять. Он сам желал исполнить служение, на которое ему не было дано власти. И когда он сделал это, то погиб страшной смертью, так же как и те, кто участвовал с ним в его нечестии. Корей — образ человека, который не хочет подчиниться церковной власти и дерзает совершать то, на что не имеет права. Так было с Лютером, протестантами, сектантами, раскольниками, обновленцами. Не то же ли самое происходит, когда кто-то самовольно отказывается от служения в Церкви, имеющей благодать? Слово Божие самым решительным образом обличает тех, кто покушается на законную власть в Церкви и предпочитает собственный путь пути Божию.

В начале так называемой перестройки в «Литературной газете» было напечатано интервью одного церковного деятеля о пути Церкви в советский период: «Мы грешили, но делали это ради спасения Церкви».

Иван Николаевич Бусыгин, г. Донецк.

Судьбы человечества связаны с хранением истины. Всё, что происходит в мире — катаклизмы, потрясения, войны — сводится к одному: насколько хранится истина в роде человеческом, настолько Господь хранит его. Поэтому так опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Священное Писание отвечает таким людям: «Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15, 11 — 12). Пока в мире будет хоть один человек, говорят святые отцы, до конца верный истине, мир ещё будет иметь смысл своего существования.

Я уже около года хожу в церковь. Но иногда останавливаюсь и думаю: этот язык веры, без сомнения, очень красив. Но слишком красив, чтобы быть правдой.

К. Данилов, г. Ярославль.

Христос — не только Путь, Истина и Жизнь. Он также — сама Красота. Поэтому нельзя сказать: всё, что исходит от Него, слишком прекрасно, чтобы быть правдой. Нет, оттого, что всё это правда, и только правда, — оно и должно быть бесконечно прекрасным. Долг христианина -  не колебаться и не отступать перед высотой и красотой Христовой. Христианин должен иметь дерзновение сделать своей надежду воскресения. И стать способным возвестить о ней с такой любовью ко Господу, которая есть не слова только, но то, что всё более охватывает всю его жизнь.

Дорогой отец Александр! Спасибо за ответы иерею И.Д. и его духовному чаду из Санкт-Петербурга. Поистине, в духовной жизни сегодня как никогда требуется рассудительность, которая зиждется на смирении. Но все-таки, мне кажется, Вы в этих своих ответах что-то спрямляете. Они в чем-то не согласны с главным звучанием большинства Ваших книг. Ну, может быть, не с главным, но требуется добавление чего-то, наверное, не менее существенного, благодаря которому можно лучше понять Ваших совопросников. Ведь ложное смирение может проявляться не только во внутри церковных отношениях. Двусмысленный мир может быть где угодно. Вы сами в одной из своих бесед ставите вопрос: «Что значит примириться со всеми?»

Виктор Савченков, г. Москва.

Да, в одной из бесед перед Великим постом поставлен у меня этот вопрос: «Что значит примириться со всеми?» Где взять силы, и, прежде всего, понимание, чтобы простить тех, кто совершает геноцид народа, растление наших детей, нравственное и физическое убийство молодежи, предательство России? Неужели возможно такое примирение с врагами Божиими и врагами Отечества? Святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский говорит, что да, возможно. В беседе о Страшном Суде он описывает характер миротворческой деятельности антихриста. Антихрист «будет делать всем приятное при одном условии - одобрение его деятельности и признание его верховной власти. Он предоставит возможность жизни Церкви, будет разрешать ее богослужения, постройку прекрасных храмов при условии признания его «верховным существом» и поклонения ему». «У него будет личная ненависть ко Христу, которая будет питаться атмосферой этого общего мира. Он будет жить этой ненавистью и радоваться отступлению людей от Христа и Церкви. Будет массовое отпадение от веры, причем изменят вере многие епископы, и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви».

«Искание этого мира (компромисс) будет характерным настроением людей, - говорит святитель Иоанн. - Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое надеяние на «ласковое зло» (обратите внимание, как определяет cвятитель мир «человека беззакония» - «ласковое зло»). «Ласковое зло» будет поддерживать такое общее настроение, что в людях, радующихся этому примирению, будет навык отступания от правды и сладость компромисса и греха».

Итак, важно - как, какой ценой достигается мир. «Антихрист будет все дозволять людям, лишь бы они «падши, поклонились ему». Это не новый способ установления всеобщего мира. Римские императоры готовы были дать свободу христианам, только бы они признали божественность их верховной власти, и они мучили христиан только потому, что они исповедовали: «Богу одному поклоняйся и Ему одному служи»».

Каковы же плоды этого мира? Когда «весь мир покорится ему, тогда он откроет лицо своей ненависти ко Христу и к христианству». Вот о чем должны мы напомнить друг другу в Прощеное воскресенье, прежде всего: прежде чем примириться со всеми.  Вот почему отец Михаил Польский, составивший и издавший два тома житий новомучеников, свидетель славы Церкви русской, в Прощеное воскресенье не вышел служить - потому, что в храм приехал епископ Антонин (Грановский), обновленец. «Полон храм был народу, - рассказывает монахиня Анна (Теплякова). - И батюшка Сергий, настоятель, вышел. И отец Алексий, второй священник. А отец Михаил не вышел служить. За ним посылают - он не идет. За ним вторично послали. Ну и вот, отец Михаил так и не вышел с Грановским служить вечерню Прощеного воскресенья. А через неделю его забрали».  Подлинное прощение невозможно без исповедания полноты веры, и подлинное прощение невозможно без жизни по вере, без отвержения всякой лжи и всякого зла. Иными словами, мы призываемся понять две вещи. Во-первых, что прощение невозможно там, где нет признания греха, и, во-вторых - прощение невозможно, если оно не исходит от Бога. Отрицание греха делает прощение, по крайней мере, излишним. Мы живем в мире, где все делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповедь Божию и нравственный закон. Если не существует больше нравственного закона, не существует и греха. И непонятно, о каком прощении может идти речь. Чем углубленней человек живет духовной жизнью и, значит, чем больше он узнает, как страшен грех, тем сильнее нуждается он в прощении от Бога, от другого человека. И тем легче способен он сам простить.Вот высота прощения - обретение Господа и друг друга в Нем. Примирение, которое имеет целью только земное, в конце концов, сводится к тайне антихриста, к притче о злых виноградарях, которые говорят: «Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21, 38).Их уже не интересует Христос, но только ценности, которые Он оставил.

Говорить, что надо подставить левую щеку, когда вас ударили по правой - чистейший идеализм, мечтательность, если верностью правде Христовой не открыть себя любви Христа, заушенного за осуждение всей неправды мира. Если не принять благодать Бога, Который больше сердца нашего, как говорит святой апостол Иоанн Богослов.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+