Перейти к основному содержанию

04:11 19.04.2024

Сскажите, пожалуйста, от кого крестился Иоанн Креститель? На вопросы слущателей отвечает протоиерей Александр Абрамов

19.07.2013 07:46:54

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Вы слушаете прямой эфир радио «Радонеж». С вами будет на протяжении предстоящего часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, в Москве. Мы общаемся в течение часа в прямом эфире. Буду отвечать на ваши вопросы. Постараемся использовать это время для того, чтобы ответить на максимально большое количество вопросов, выслушать ваши соображения и прокомментировать их.

Поздравляю вас, дорогие мои, с наступающим праздником Вознесения Господня. Мы сегодня с вами встречаемся: вы - у приемников, я - после всенощного бдения. Мы находимся с вами в центральной европейской части России после всенощного бдения под праздник Вознесения Господня, когда сегодня утром состоялось отдание Пасхи. Завершились Пасхальные сороковины. Пасхальный период целодневного торжества. Сорок дней как один день. И очень интересно, как совершается этот молитвенный переход. Мы в течение Четыредесятницы Великого поста ждем Пасху. Мы к ней готовимся. Мы настраиваемся на Пасхальное счастье. Даже не радость. Вот мы так затерли слова «Пасхальная радость»- на счастье Пасхи, потому что это такой праздник, после которого ты понимаешь, что есть для чего тебе жить, есть человеку для чего существовать. И мы очень-очень готовимся. Мы стараемся как-то сражаться со своими грехами, со своими немощами. Мы начинаем строже и ответственнее относиться к своей жизни. Мы глубоко исповедуемся. Я, естественно, не могу вам привести примеры, потому что это тайна исповеди, но я вам скажу, что священники, опытные и находящиеся много лет в сане, говорят, что люди, которые часто приходят на исповедь и говорят одно и тоже, настолько внимательнее становятся Великим постом к движениям своей души, настолько глубже и серьезней становится у них исповедь, как будто это другие люди.

Вот мы с вами исповедуемся Великим постом, мы стараемся чаще, а многие - значительно чаще причащаться, мы читаем духовную литературу. Некоторые, собственно говоря, только Великим постом ее и читают. И это, к сожалению, большая проблема. Мы и Евангелие начинаем внимательно выслушивать, читать, разбираться с его толкованием, и готовим мы свои дома. Мы убираемся, наводим порядок, мы готовим к Пасхе снедь, мы украшаем свои храмы.

И приходит Пасха. Вот практически всегда, очень мало кто может сказать, что в самый день Пасхи я в полноте почувствовал Пасху Пасха настолько великий день, что нужно много времени, чтобы прочувствовать в полноте радость пришедшего праздника.

Именно для этого церковь устанавливает сорокадневное празднование Пасхи. Кто был на Пасхальной службе знает парящее счастье, ни с чем не сравнимое при Пасхальном богослужении. Пасха приходит как ответ Бога миру, Пасха приходит и как запрет дьяволу, и послание в будущее. И у нее так много важных и значительных смыслов, что ее надо проживать долго. И чувство пасхальности приходит порой и через неделю, и после Светлой Седьмицы. И поэтому мы имеем возможность долго ее праздновать. И сегодня совершена служба в большинстве храмов, празднуется отдание Пасхи, полагается по уставу служить Пасху в последний день как первый. Так же по Пасхальному чину, с песнопениями: Да воскреснет Бог, с трисвечником, с отпустом, наиболее торжественным отпустом Церкви: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущи в гробе живот даровав, помилует и спасет нас ибо благо человеколюбец». Немедленно совершается переход в праздник Вознесения, в праздник, воцерковляющий человечество.

Если Пасха - это праздник спасения, то Вознесение - это праздник воцерковления. Господь с Собой как бы берет человеческий род, потому что возносится с плотью, которая приобретает обожествленные качества. Такие, как, наверное, были у первых людей в раю. Так, как Бог хотел, чтобы эти тела были устроены. И чтобы не прерывать наше Пасхальное празднование, оно хотя и завершилось, но его отголоски будут ощущаться весь год за каждым воскресным богослужением. И на Вознесение это очень чувствуется, потому что в храме, хотя и не воскресный день Вознесение, это всегда четверг, сорок дней проходит с момента Пасхального дня. Так вот поется: «Воскресенье Христово видевше», потому что не может быть Вознесение без Пасхи. Читается Евангелие, начинающееся со слов, (Евангелие от Марка) «Воскрес Иисус во едину от суббот». То- есть, то, к чему церковь шла на протяжении всего Великого поста по большому счету и на протяжении всей своей истории, становится началом Вознесенского праздника. Отправной точкой. Теперь мы знаем, что Христос спас человечество и учимся жить в чувстве этой действительности, что мы защищены. Говорили раньше: чувствует себя как у Христа за пазухой. Вот весь человеческий род у Христа за пазухой. Потому что он спасен, искуплен. Бог забирает за этой фигуральной пазухой все человечество с Собой на небо к Отцу небесному.

Мы с вами общаемся в прямом эфире, протоиерей Александр Абрамов с вами. Вы можете звонить мне сюда в студию или посылать смс со своими вопросами. Я сейчас начну отвечать на звонки, а дальше я хотел бы рассказать, и мы всегда так делаем, о воскресном Евангелии, которое завершает цикл Пасхальных воскресных Евангелий. Это Евангелие от Иоанна о слепорожденном. И будем отвечать на звонки и говорить об этом Евангельском тексте.

-Добрый вечер. Слушаем вас.

-Отец Александр, скажите, пожалуйста, от кого крестился Иоанн Креститель?

-Иоанн Креститель ни от кого не крестился. Возвращаясь к Евангельскому повествованию, напомню вам, что в прошедший воскресный день читалось Евангелие от Иоанна, в котором говорилось о том, что Христос встречается со слепорожденным. И выясняются удивительные вещи. Ученики для себя хотят установить правду и говорят, они знают, что грех очень часто отражается в человеческой жизни через болезни. Они также знают, что болезнь каким-то образом обязательно связана с грехом. Они хотят узнать: чей грех повлиял на то, что этот человек был слеп от роду. И становится ясно, что ничей. Спаситель говорит: ни он не согрешил, ни родители, но это для того, чтобы на нем явились дела Божьи. Это, кстати, очень важные слова для каждого из нас с вами. Мы очень легко можем ударить словами наотмашь человека, и мы очень легко выносим то или иное суждение. А суждение это однокоренное слово со словом осуждение. Мы видим человека болящего, недужного, или слабенького, или еще какого, и говорим: конечно, понятно, грешить надо было меньше в детстве или в юности. А Христос говорит: смотрите, вот человек, который жуткой болезнью болен, не может видеть мир. И он не грешил ничем, и родители его ничем не согрешили, но это для того, чтобы явились на нем дела Божии.

Вот мы стараемся с вами быть верующими людьми. Вот, положа руку на сердце, кто из нас захотел бы стать слепым или глухим, или немым? Или еще какой тяжкой болезнью болеть для того, чтобы на нас явились дела Божии? Напротив, мы стараемся выздороветь. Это так для человека ясно. Человек старается лечиться, человек старается исцеляться, потому что исцеляться от слова «целый». Восстанавливать свою целостность хочет человек. Я могу по себе сказать. У меня был какой-то очень краткий период, когда я стал хуже слышать. И я с ужасом подумал о том, что будет, если я оглохну совсем? Мне не будут доступны звуки, я значительно меньше смогу понимать людей. Для меня целый океан происходящего вокруг станет недоступен. А слух для человека из всех его органов чувств, все же менее важен, чем зрение. Мы зрением больше схватываем из окружающего мира. Так вот, слепорожденный вообще практически не имеет возможности взаимодействовать с миром и поэтому сидит на перепутье и просит денег. Потому что ему ничего другого не остается. Он просит милостыню. И Христос больше ничего объяснять Своим ученикам не хочет. Он говорит только о том, что нужно делать дела, пославшего его Отца, пока есть день. Потому что когда приходит ночь, то никто ничего не может делать. «Доколе Я в мире, - говорит Христос, - я свет миру». И после этого, плюнув на землю, и из пыли и плюновения сделав то, что в Писании называют брением, то есть какую-то кашицу, Он помазывает глаза слепому, и тот прозревает.

И первое - вот, посмотрите, как это важно, мы мимо этих моментов по привычке проходим - слепой первое, что видит, когда он открывает глаза, и об этом не говорит текст Евангелия напрямую, но это так очевидно, первое, что он видит - он видит свет дня. И первое, что он видит - он видит свет миру Христа. Христос, прикасаясь к человеку, дает ему Себя видеть. Дело Божие сбылось на слепорожденном, и он стал в состоянии видеть Свет миру. И поскольку он стал в состоянии видеть Свет миру, он и дневной свет смог увидеть. Потому что этот дневной свет был сотворен Тем, Кто есть Свет миру, пославшим Христа Отцом, ибо Отец и Сын есть одно, по слову Писания.

Так вот, вся жизнь слепорожденного, погруженного и в отчаяние и тьму, и, наверное, очень медленно тянувшаяся, потому, что вы все хорошо знаете, и мы все хорошо знаем, что когда человек болеет - время начинает течь очень тягуче. Очень уныло, очень долго. И можно перелистнуть день за днем, и хочется поскорее выздороветь. Так вот, все это время оно, наверное, сжимается для слепорожденного, потому что он видит Христа. И тогда его, этого слепорожденного разные люди начинают допрашивать. Задавать ему нелепые вопросы. Кто тебя исцелил? Почему Он тебя исцелил в субботу? Уже никому не интересно само исцеление. И Христос не интересен, и чудо не интересно. А сам слепой кроме этого чуда ни о чем другом говорить не может. Потому что в его жизни произошла перемена, по сравнению с которой даже то, что он стал видеть, менее важно. Он сразу увидел все, что нужно видеть. Богоявление- вот что произошло. Он увидел Бога. Ему осталось только довериться Ему. Это и происходит в последней встрече с Христом. Христос Сам уже находит слепорожденного, узнав, что его выгоняют отовсюду. И я сейчас прочитаю вам этот отрывок. Иисус, услышав, что его выгнали вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божьего? Он отвечал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? И Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он с тобой говорит. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И все стало на свои места. Сын Божий и Господь. Мир Божий - и, значит, свет в нем. Человек, стремящийся веровать, нашел Того, в Кого ему верить.

В другом месте Евангелия от Иоанна Христос говорит: Я пришел на суд в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Когда говорится о видящих, конечно, не имеется в виду, что Христос пожелал чтобы зрячие перестали быть зрячими. Говорится совсем о другом. Он захотел, чтобы те, кто думает, что они видят суть вещей, убедились, что видят они не все и неточно. Задумались и искали Того, Кто способен сделать их светлее. Вот об этом сегодняшнее Евангельское, очень важное для нас с вами, как и всякое Евангельское слово, повествование.

Я буду сейчас отвечать на ваши звонки и вопросы, которые я получаю в храме. Напомню, что как обычно, для тех, кто в первый раз нас слушает, или для тех, кто не знает номер телефона храма, мы принимаем звонки, когда я в студии. По телефону прямого эфира, и по смс. А также можно в течение недели или какого-то другого времени, когда вы хотели бы меня о чем-то спросить, я заранее готовлюсь, собираю ваши вопросы, можно позвонить в храм, или за свечным ящиком сказать, что вы хотите для меня оставить вопросы, вопросы будут переданы. И я приду на эфир и прочту ваши вопросы и отвечу на них.

-Вот получил такой вопрос: просят прокомментировать главу 12 Евангелия от Луки. Как понять текст о разделении? Не мир пришел Я принести, но меч?

-Вот это Евангельское место относится к числу таких, которые всегда вызывают, особенно у людей начинающих свою религиозную жизнь, разного рода смущения. Часто приводят слова, которые внешне выглядят как прямо противоречащие этим словам, сказанные также Христом. Например: Я пришел не судить миру, но спасти мир. А как же? Вот говорят. Как же такое может быть? Он приносит разделение. Разве разделением можно спасти мир? Разве меч является символом гармонии? Разве меч является каким-то символом добра? Придет ли нам это в голову?

Я думаю, вот о чем здесь идет речь. Христос очень неудобный Бог. Если мы с вами возьмем очень многие традиции, в том числе, например, ислам - мы убедимся, что по их представлениям Бог совершенно нетребовательный. Ты должен сделать то-то и то-то. Давай милостыню, читай полагающиеся молитвенные тексты, например, пять раз в день - и все. Есть очень небольшой круг твоих обязанностей, при этом общение с Богом может и не происходить. Ну что такое, прочитал пять раз текст, дал какую-то копеечку, а где же здесь молитвы? А где же здесь общение с Богом? А где вот это все? Христос - это Тот, Кто от человека ждет, что человек отдаст себя Богу без остатка. И мы с вами много, много раз слышали и цитировали эти слова: «Сыне, отдай Мне сердце». Вот сердце - это то, что мы меньше всего на свете хотим отдавать. Мы иногда готовы отдать свое время или деньги, или усилия, или талант, но сердце мы хотим сохранить для самих себя. Для своих чувств, для своих переживаний, а Он говорит: сердце Мне отдай. Я хочу, чтобы ты был со Мной, чтобы мы были в общении. И вот это «Сыне, отдай Мне сердце» ставит отношения человека с Богом на совершенно недосягаемую для любой религиозной традиции высоту.

Именно поэтому наша вера истинна, что мы знаем, что только таким может быть Бог. Максималистичным в той мере, конечно, что мы можем об этом говорить, требовательным. Но и Себя отдающим человеку. И вот то, что требует Христос, и то что Он говорит, многим казалось совершенно немыслимым безумием, даже кощунством. Что это такое? «Ешьте Мою плоть, пейте Мою кровь». Он с ума сошел -говорили очень многие люди. Это невозможно. Как он себя называет Сыном Божьим? Мы истинные дети Авраама. Нам ли не знать, что он никак не может быть Сыном Божьим? И вот проходит время. И оказывается, что ни единой йоты не проходит от слов Спасителя. И все что Он сказал, есть правда. Так вот Его учение - это учение, которое многим не нравится. Это учение, которое как меч выглядит по отношению к разного рода сорнякам, которые произрастают в огороде нашей души. Этот меч не может быть без дела. Нам надо менять свою жизнь. Если мы хотим стать христианами, нам надо положить на это очень много усилий. И это неудобно, и это тяжело. И это плохо, для тех, кто не хочет трудиться ради Бога. Так вот здесь и происходит разделение. Вот тот меч, который принес Христос. Вот та тягота, вот то благое иго, о котором идет речь. «Мое иго - благо, и бремя Мое легко». Легко для того, кто Бога любит. Тяжко для того, кто Бога просто слушает, боясь что-то не выполнить и получить от Бога наказание. Вот я думаю, так можно трактовать этот текст 12-ой главы Евангелия от Луки.

Получил смс-сообщение. Любовь из Орла пишет.

-Спасибо за передачу. Благодарю вас за доброе слово. Помолитесь за моих чад: Константина, Александра и Дмитрия.

-Господи, нас всех благослови и помилуй. Так же просьба помолиться за Эдесия.

-Спаси Господи и Господи помоги.

Вот те моменты, о которых я вам в связи с Евангельскими повествованиями хотел бы рассказать. Буду отвечать на телефонные звонки и на письма. С вами в эфире Радонежа протоиерей Александр Абрамов.

Следующий вопрос задан.

- Возлюби врага своего. Главный враг людей - сатана. Просьба объяснить.

-Ну, естественно речь не идет о том, что Христос предлагает людям возлюбить сатану, у человека всегда среди окружающих его людей есть те, с кем отношения не ладятся. Есть немало тех, с кем они не ладятся до такой степени, что переходят во враждебные. И способность врага земного, конечно, во-первых простить, пощадить, во-вторых сверхтяжелая, немыслимая по тяжести заповедь: полюбить, то есть понять и почувствовать, что при всех его ужасных и неприемлемых для нас качествах в нем есть что-то от замысла Божьего. И этот образ Божий в нем так же, как и в нас, существует.

Говорят и часто спрашивают: ну, хорошо, как вот образ Божий? Вот какой-нибудь Чикатило. Где в нем образ Божий? Вы знаете? Я думаю что… Мне трудно ответить на этот вопрос. Мне кажется, что Чикатило -это и не человек уже. Мне кажется, что есть люди, настолько отдавшие себя в рабство сатане, врагу, что из них их человечество по капле вытекло. Есть ли у таких людей надежда на пощаду? Мы не знаем. Мы не можем с вами взять подвиг за весь мир, мы не можем с вами за всех на свете молиться. Наши силы значительно более скромные, мы не можем вымолить весь мир. Мы можем по отношению к нашим близким людям стараться не испытывать неприязни или в себе это сдерживать. Я думаю, что речь идет об этом. А насчет того, кого Господь пощадит, есть замечательный фильм. Очень жесткий, может даже жестокий. Замечательный фильм Элема Климова о войне, который называется «Иди и смотри».

И в этом фильме главный герой- это мальчик. Дело происходит в оккупированной нацистами Белоруссии. И главный герой мальчик, который за несколько дней взрослеет, потому что он становится свидетелем того, как немецкие каратели уничтожают деревню, убивая в ней жителей. Жесточайшим образом сжигают сарай с людьми. Расстреливают, мучают. И в конце фильма есть такой эпизод: главный герой -мальчик стреляет в фотографию взрослого Гитлера. А потом на смену фотографии взрослого Гитлера приходит фотография Гитлера в более молодом возрасте, а затем Гитлера в юности. И он всякий раз стреляет в эту фотографию, как бы убивая Гитлера. А потом последней идет фотография Гитлера младенца, и он выстрелить не смог. Потому что был ли Гитлер младенец таким, как Гитлер в его зрелые годы? Вот режиссер этим нам говорит Евангельскую вещь: «Мне отмщение и Аз воздам». Слова Спасителя. Спаситель определяет суд, и Спаситель воздаяние даст. Вот я на это вопрос таким бы образом ответил. Теперь отвечу на телефонный звонок.

 -Добрый вечер.

-Добрый вечер. С праздником, батюшка.

-И вас.

- Меня зовут Екатерина. Я хотела бы с 7-летним ребенком поехать в православный лагерь в Подмосковье. Именно с ребенком. Но не могу даже найти в интернете. Может быть, вы что-то подскажите?

-Насколько я понимаю, обычно родителей не пускают с детьми в такие лагеря. Потому что задумка состоит в том, чтобы именно создать атмосферу, в которой дети находятся без повседневной родительской опеки. И поэтому они чуть-чуть иначе себя чувствуют. Но мне представляется, что есть варианты. Во всяком случае, я знаю, что хорошей, доброй славой пользуются детские лагеря Свято-Данилова монастыря. В Рождественские праздники они проводят лагеря под названием «Звезда Вифлеема», а в летнее время тоже существуют у них выезды. Я бы вам посоветовал попробовать узнать там. Может быть, они окажутся достаточно гибкими, и примут ваше пожелание.

Во всяком случае, лагеря Даниловского монастыря, они очень крупные. Там на высоком уровне поставлено обучение. И, может быть, стоит туда обратиться.

Получил сообщение от Вячеслава и Марии.

-Благословите нас приехать к вам, решить наши проблемы.

-Да, конечно, я говорил вам в нашей прошлой передаче. Пожалуйста, милости Божьей вам и приезжайте, мы сможем с вами пообщаться. Если я правильно помню, мы еще с вами хотели, если Бог даст, и повенчать вас.

А вообще довольно много есть вопросов, связанных с тем, как увидеться со священником у нас в храме? Как послужить у чудотворного креста молебен? Я, наверное, ответы сейчас дам все вместе.

Мы стараемся в нашей приходской жизни воплощать идею открытой христианской семьи - общины. Поэтому, батюшки, у нас храм в центре. В центре же, к сожалению, сейчас почти никто не живет. И почти все из тех, кто ходит к нам в храм и поклоняется и чудотворному кресту и молится вместе с нами за богослужением- это люди, которые не живут в окрестностях храма. Это почти все люди, которые откуда-то приезжают. В том числе из ближнего и дальнего Подмосковья. Батюшки от прихожан не бегают. Так что всегда есть возможность, почти всегда, скажу так, совру, если скажу всегда. Почти всегда есть возможность побеседовать, почти всегда есть возможность пообщаться. Почти всегда есть возможность постараться вместе найти ответы на те или иные вопросы. Я продолжу рассказ о том, как у нас все построено, после того, как отвечу сейчас на телефонный звонок.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер, батюшка. Благословите рабу Божию Тамару.

 -Бог вас благословит.

 -Я с вами общалась, вы мне давали благословение, что мы приедем, повенчаемся у вас. Завтра Вознесение, я хочу исповедаться сегодня, может быть, причащусь. И потом, когда можно к вам приехать на венчание? Хотя бы знать. Мы далеко от вас, на Каховской. Но я очень хочу к вам, отец Александр. Примите нас, пожалуйста.

 -Да, давайте что-то придумаем, обязательно. Ведь церковь венчает не все дни в году. И у нас с вами есть возможность либо до Петрова поста, либо после. Петров пост в этом году очень короткий. Он чуть ли не двенадцать дней. С первого по двенадцатое июля. Значит, мы можем или до поста в оставшиеся дни, либо после двенадцатого июля, после Петра и Павла.

 -Что значит слово «ПОМИЛУЙ»?

 -Ну ясно, что слово « помилуй» относится к слову «милость». Оно связано с греческим словом «элеуса»-милость или елей. Одно и то же. Милость и елей однокоренные слова в греческом языке. И вот это и есть: будь милостив, окажись духовно нескупым, пощади, прости, помоги. Вот это все вместе взятое собирается у нас с вами в одно слово: «ПОМИЛУЙ». Мы ведь и к человеку можем обратиться: помилуй. До революции говорили: помилуйте, милостивый государь, что же вы говорите такое? Как же такое возможно? Но главным образом это слово обращено к Богу: Господи, помилуй. Прости мне всякий грех, прости мне все то несовершенство, которое меня от Тебя отдаляет. Прости все то, что я делаю Тебе Господи, всесильному Богу, больно.

А в ответ на предыдущий вопрос пришло сообщение с рекомендацией познакомиться с Давыдово-Ярославским лагерем. Я этого лагеря не знаю, но вот на всякий случай сообщаю о его существовании. Отвечаю на телефонный звонок.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер, с праздником, отец Александр.

-С Вознесением вас.

-У меня такой вопрос. Не понимаю такое место, когда читаю псалтырь: чаша вина в руке Господней не растворилась, полное растворение. Как это можно понять?

-Ну, растворение это ведь разбавление. То есть чаша не разбавленная становится разбавленной. Я просто напомню вам, что традиция пира, традиция праздника в Святой земле очень древняя. И Спаситель участвовал в этих пирах, в этих праздниках, посетив например Кану галилейскую. И там первое чудо, да? Первое чудо, совершенное Спасителем, благотворящим людям, о котором известно, что это чудо Каны галилейской. Когда вино было претворено из воды, а традиция застолья, пира на Святой земле была вино подавать смешанное с водой. Это было признаком хорошего тона. Это было признаком достойного стола, хорошего угощения. Так и в античной традиции неразбавленное вино пили только алкоголики. И об этом растворении, а в переносном смысле, о том, что прикосновение Божие дает полноту всему происходящему в мире, и есть слова этого псалма. Отвечаю на следующий телефонный звонок.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер, батюшка, благословите.

-Здравствуйте.

-Батюшка, у меня два маленьких вопроса.

-Пожалуйста.

 - Скажите, пожалуйста, у церкви есть ли какие-то канонические правила или, может быть, предания? Какая разница возраста целесообразна между супругами? Потому что сейчас много неравных браков и в ту и в другую сторону. 15 лет и 20. И как определяет церковь?

 -Вы имеете в виду возрастную разницу?

 -Да, возрастную.

 -И второй вопрос?

-И второй вопрос: полезно ли воцерковленным девушкам, которые поют в церковном хоре, обращаться к психологам? Потому что я говорю о конкретном случае. Студентка, которая была адекватной, из церковной семьи, и поет на клиросе и причащается часто. И вдруг ей посоветовали- я уж не знаю, какие внутриличностные проблемы были у нее- пойти к психологу. И она посещает психолога уже три-четыре месяца. И девочка совершенно изменилась. Потому что психология настраивает на то, чтобы бессознательные процессы вывести наружу, и якобы решатся какие-то проблемы. Стоит ли применять такую практику с девочкой, с которой ясно, что она верующая?

-Понятно, спасибо. Первый вопрос ответить просто, на второй сложнее. Канонических специальных правил, которые устанавливали бы разрешенную или запрещенную разницу в возрасте для мужа и жены, нет. Вот вы меня спросили про Предание. А Предание -это такое огромное хранилище здравого смысла. И церковь руководствуется здравым смыслом. Если во времена, когда разница в социальном положении была важна только, когда призвала обратить внимание: люди посмотрите, сможете ли вы быть рядом? Когда образовательная разница очень большая? Можете ли вы быть вместе? Сможете ли сохранить надолго любовь и тот дар, который вам преподан церковным благословением в венчании? Огромная разница в возрасте, бывает, становится препятствием, а бывает не становится препятствием для счастливого брака. Здесь нет жесткой заданности. Это всегда предмет для разговора с духовником. А поскольку полагается для тех, кто собирается вступить в брак, обязательно исповедоваться накануне венчания. И священнику всегда есть возможность не совершить чего-то опрометчивого, всегда есть возможность посоветоваться, обратиться к мудрости Церкви. Отвечу на следующий звонок.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер. С Вознесением вас поздравляю.

-И вас тоже.

-Спаси Христос. Вопрос следующий. В связи с новым законом, который принят, насколько я знаю Государственной Думой, не знаю, подписан ли он президентом России. Это закон об оскорблении чувств верующих. Мы знаем, что например апостол Павел пишет, что Христос говорил, что не судить Он пришел, а мир спасти…

-Да. А вопрос-то в чем?

-А вопрос следующий. Меня лично оскорбляет сам этот закон, который противоречит всему Христову учению, когда какие-то люди и Государственная Дума, не знаю, насколько они воцерковлены, насколько они православные, когда они причащались и причащались ли вообще в зрелом своем возрасте, принимают такие законы, направленные против людей. Как я предполагаю? Эти законы будут использоваться и в отношении тех верующих, которые постоянно ходят в храм. К ним будут просто цепляться. Я знаю, что сейчас уже цеплялись и цепляются какие-то бабенки, которые занимают какие-то должности, торгующие в храмах или дежурящие в храме. Которые наемницами за деньги там служат…

 -Понятно. Спасибо. Вы удивитесь, но я в значительной мере с вашим чувством согласен. Правда по совершенно другим причинам и на совершенно других основаниях. Я глубоко убежден, что религиозные чувства невозможно задеть. Их невозможно оскорбить. Религиозные чувства, вера в Бога живет внутри моей души. Кто может войти в мою душу? Кто может осквернить мою душу? Кроме того, кого я туда пускаю. И кто может в мой внутренний мир вторгнуться без моего согласия? Никто. Скажут: ну вот, пропаганда по телевизору…по телевизору распущенность…это все есть. Но я вот, например, телевизор не смотрю. У меня его дома даже нет. Все, что мне нужно узнавать из новостей- я узнаю. Я открою на пять минут компьютер, и посмотрю два или три сайта. И мне более чем достаточно, чтобы сориентироваться в том, что происходит в мире и в стране. Что касается политических событий, то я считаю самым важным политическим событием, это то, какая сегодня будет погода. Это позволит мне реально ориентироваться, что нужно одеть. Не надо усложнять события.

А закон об оскорблении чувств верующих, он составлялся, как мне представляется, с теми людьми, которые хотели верующим помочь, но оказали верующим медвежью услугу. Потому что идет речь на самом деле не об оскорблении чувств верующих. Вот кто-то беззастенчиво и нагло размалевал стены храма антирелигиозными лозунгами. Это что такое? Это оскорбление чувств верующих? Нет. Это не оскорбление чувств верующих. Это хулиганство и есть соответствующая статья. Эта статья должна применяться. Вы сорвали богослужение? Вы нарушили определенные существующие в законе правила? Они тоже есть, все в Уголовном кодексе написано. Это тоже должно использоваться. Почему мне этот закон не близок? Не нравится? Не нравится потому, что он будет бить по тем людям, для защиты которых якобы он и принимается.

Появится группа очень активных, очень шумных, очень хорошо дружащих с телеканалами и радиостанциями атеистов. И они будут говорить: эти православные своим колокольным звоном, крестными ходами, странными одеждами оскорбляют наши чувства. Мы тоже верующие. Мы верим, что никакого Бога нет. Защищайте наши чувства по этому закону. И начнется еще одно осложнение, еще один раскол в обществе. А наше общество и так похоже на котел, в котором крышка прикручена полотенцем, и того и гляди, рванет. Поэтому я думаю, что закон был сам по себе хорош, но не соблюдался. Не закон о соблюдении прав верующих, а Уголовный кодекс должен соблюдаться. И мы не должны идти путем мусульманских государств, где введены особые наказания за религиозные преступления. Особых наказаний быть не должно. Должен соблюдаться закон единый для всех. А давать повод обвинять православных в том, что они пробили для своей защиты отдельный закон- это вызывать огонь на себя. Мы этого делать, на мой взгляд, не должны. Отвечу еще на один звонок.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер. С Вознесением вас, батюшка.

-Слушаю вас.

-С праздником. Спаси Господи. Батюшка, я вот пришла из храма, раба Божия Нина. И в недоумении. Слушаю вашу передачу, и вы говорите: раскол…а батюшка на проповеди сказал, что все мы русские - лентяи, мы все равно все погибнем, а вот Средняя Азия- они трудятся. Детей рожают и уже у нас работают.

-Понятно. Вопрос в чем?

-Как это рассудить?

-Ну, мы живем в сложном обществе. Оно разное. Вы же по улицам ходите, видите, как, например, в таких классических русских городах: в Москве, во Владимире, в Иванове, в Нижнем Новгороде, в сердцевине Руси, много живет приезжих. Как многие из нас страдают разными недугами: напиваются, ленятся трудиться, и так далее. Вопрос не в том, чтобы нам себя обличить. Обличать- то чего? И так все ясно. Вопрос в том, чтобы нам лучше становиться. А лучше мы сможем становиться, только объединяясь конечно, поддерживая друг друга, рожая детей. Не смущаясь своего православия. И не боясь дышать полной грудью в своей собственной стране.

Почему мы такие тихонькие? Почему мы боимся сказать, что мы у себя дома? Россия всегда всех принимала, Россия всегда всех любила, но есть правила игры. Как гостям себя надо вести, а если не хотите жить по правилам, как принято у нас было веками, то вот Бог, а вот и порог. И я думаю, что здесь смущаться не надо. Мы сильные тогда, когда мы вместе, мы сильные, когда мы уважаем других, но при этом требуем, чтобы и другие нас уважали. Вот я думаю, что это так надо понимать.

-Лидия спрашивает: хотим освятить квартиру, сделать ремонт. В каком порядке лучше?

-В простом. Сначала ремонт. Потом освящение. Обычно люди на пепелище не живут. Обычно люди, но бывают разные обстоятельства, сначала все доводят до ума, а потом освящают.

У нас осталось еще немного времени, вы можете звонить нам в студию и задавать вопросы. Я хотел, поскольку много на эту тему вопросов. Вот как с нами, с духовенством общаться? М ы теперь с этой пятницы, начиная с послезавтрашнего дня, возобновляем чтение акафиста у чудотворной величайшей святыни- Киевского креста Святейшего Патриарха Никона. В пять часов этот акафист будет совершаться. Каждую неделю по воскресеньям Божественная литургия в девять тридцать. Если вы хотите исповедоваться, то в восемь сорок пять начало исповеди. Но имейте в виду, что исповедь и разговор со священником -это все же не одно и тоже. Если нужно посоветоваться, поговорить, то это можно сделать после богослужения. Исповедь все-таки только для исповеди. Мы в воскресный день абсолютно для всех открыто за чаепитием отвечаем на вопросы, обсуждаем те или иные темы жизни. И вот сейчас. после праздников, мы сделали перерыв на Пасху, а на Пасхальные сороковины сейчас после Троицы возобновляем эти беседы, они идут круглый год. Любой человек может прийти, любой человек приглашается. Мы хотим, и мы стараемся так сделать, чтобы жизнь в храме была жизнью семьи, жизнью общины. Мы все конечно трудные, нам всем друг с другом тяжеловато, мы очень разные по возрасту, по воспитанию, по образованию, по чему угодно, но мы же ведь собрались ради Христа? Поэтому меня часто спрашивают люди: а можно, мы будем к вам в храм приходить? Нам у вас нравится. Конечно, можно. Ведь для чего мы ходим в храм? Для того, чтобы двигаться по пути к спасению. Если вы, приходя в тот или иной конкретный храм, чувствуете, что движетесь вперед, что в вас происходит какой-то рост- то, значит, вы пришли по адресу. Если вы из дня в день ходите в храм, а продолжаете быть сердитой и злобной, или сердитым и злобным? Значит что-то не так. А мы должны с вами расти. Поэтому мы всем рады, мы со всеми готовы общаться, потому что это не наш дом, потому что это дом Божий. Потому что его Господь дал нам временно. Для того, чтобы мы о нем позаботились. Как дал Господь виноградник -Свою землю виноградарям. Но мы знаем, что Он с нас спросит. Вот что мы можем с вами вместе делать? Можем вместе молиться. Можем вместе стоять у Киевского креста. Можем вместе просить Господа, а все остальное в Его руке.

Вот так я ответил бы на этот вопрос и вот на эту группу вопросов. А храм находится по адресу: Крапивинский переулок, дом 4. Ближайшее метро «Трубная». Около трехсот метров нужно пройти по Петровскому бульвару, придерживаясь его четной стороны.

- Почему апостол Павел учил, что Бог живет не в храмах и не в изделиях?

-Имеется в виду не то, что Бог не находится в храмах, а то, что Бог выше даже и храмов. И Он учил об этом эллинов, если вы помните, которые сооружали разного рода молитвенные здания и воздавали самим молитвенным зданиям поклонения как богам . А мы, сооружая храмы, освящая их и зная, что храм -это обиталище Божие, в то же самое время поклоняемся не храму как таковому, мы поклоняемся Христу. Мы поклоняемся Тому, Кто в этом доме благословил и благоволил обитать. И об этом Писание говорит: что больше? Дар вверху алтаря? Или алтарь святее дара? Мы поклоняемся ведомому Богу, Тому, Кто пожелал Себя открыть и Тому, Кто пожелал в наших храмах Себя являть через церковные таинства.

Отвечу еще на вопросы, которые пришли по смс.

- Раб Божий Станислав. Часто враг личный совпадает с врагом Божьим. Особенно в современном мире.

-Вы знаете, это естественно верно, но очень часто используется нами как ширма для того, чтобы заявить: ну, это же явно враг Божий. Вот поэтому я с ним и не могу примириться, вот поэтому я против него и воюю. Он не мой враг. Если бы речь шла обо мне лично, я бы уже давно помирился. Давайте оставим Господу судить, кто является Его врагом, Церковь нам указывает на врагов Божьих. И Церковь нам указывает, от кого мы должны оберегать и себя, и своих ближних, и Церковь, и мир. Но на нашем уровне у нас есть достаточно большое количество людей, которым мы не доброжелательствуем. И они никакого отношения к врагам Божьим не имеют. С ними нужно налаживать какой-то мир.

-Помолимся за здравие болящего отца Олега Стеняева и других.

-Всего вам доброго. С праздником.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
12 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+