Перейти к основному содержанию

01:28 19.04.2024

Скажите, пожалуйста, не грех ли мне хранить медаль с изображением Ленина, которой я была награждена? В студии протоиерей Димитрий Смирнов и отец Александр Березовский.

12.11.2014 11:17:15

Дорогие братья и сестры! Поздравляем вас с наступающим воскресным днем. Мы – протоиерей Димитрий Смирнов и отец Александр Березовский  - вновь начинаем нашу программу.

-Отец Димитрий, как понять про себя, что достиг смирения? И вообще, возможно ли человеку это ощутить?

-Не знаю, право. Но мне кажется, что если понял, что достиг -  то это уже провал. Это значит, что уже находишься в прелести. Так же если кто подумает, что он достоин причащаться, то тогда лучше воздержаться. Потому что смирение по учению святых отцов церкви, это есть одеяние божества. Поэтому как это можно? Можно идти путем смиренномудрия, поставив себе такую внутреннюю задачу и нащупав эту тропу. Но достичь смирения можно, только если к этому сильно стремиться.

-Да. А как понять ту меру?

-Вообще - то мера может быть измерена благодатью божьей. Если она настигнет человека, то тогда можно. Но бывает так, что человек  исполнен смирения, а благодать божия не спешит касаться его сердца, потому что дух дышит, где хочет. Но если достиг благодати божьей, то, как правило, за исключением особых случаев, как у Николая Александровича Мотовилова при беседе с преподобным Серафимом -  он получил дар благодати преждевременно, выше своего подвига,  и за это пришлось очень долго потом страдать -  таким образом получить можно. Но вообще это очень опасно, я сейчас уже стал забывать, но, по-моему, в «Невидимой брани» Никодима Святогорца указывается, что заниматься самооценкой своей внутренней жизни неправильно.

-Но без смирения благодать божию не удержишь.

-Разумеется,  нет. Это исключено.

-Если он вкусил…

-Она даже не может приблизиться. Потому что только смиренным Бог дает благодать. Другого пути нет. И нечего что-то кому-то доказывать. Да будь он хоть восемь раз прав, он уже обречен.

- Подскажите, пожалуйста, последствием каких ошибок воспитания может быть невротический комплекс? И есть ли способ изжить это  невротический комплекс взрослому человеку?

-Конечно, есть, но если он устойчивый, то трудная работа с психиатром продолжается не один год. Это возможно. Но все равно остается некая опасность. Надо быть очень осторожным. А какие ошибки воспитания? Знаете, это может быть огромная палитра. Это зависит и от реакции самого маленького человека. Поэтому тут может все подействовать. Даже просто постоянно работающий телевизор. Или, допустим, постоянная перебранка домашних. Есть такой стиль общения. Все время друг друга поддевают, ругаются. А может быть и вообще мир, покой, тишина, но к вечеру, например, у соседей постоянно громкая музыка. Или лай собак. Или серия испугов. Ну, в общем, что угодно.

-Вы уже говорили, что на человека влияет абсолютно все. И иногда мелочь может оказаться…

-Да. Складываются какие-то такие условия, и возникает духовная контузия. Это же бывает, когда человек вдруг заорет, а ребенок начинает заикаться. Попробуй это заикание потом изживи. Это очень трудное дело.

-Когда дьявол не властен над человеком?

-Никогда. Если человек крещеный. И в результате своего развития становится христианином.

- То - есть тогда он отвергает власть дьявола над собой?

-Да нет. Она упраздняется. Ад, где твоя победа?

-Ну, упраздняется не просто при крещении…

-Нет, тут мало ли….. У меня есть любимый список крещеных.

-Не будем говорить об этом.

-Гитлер, Ленин, Дзержинский. Ельцин, образец христианской жизни. И так далее. То - есть человек крещеный, но не член церкви. И вот подчеркиваю: Если  не формально, а действительно есть раб божий - над ним дьявол никак не властен. Человек может только сам себя отдать в волю дьяволу. Только сам.

-То -  есть дьявол забрать человеческую волю к себе в руки не может?

-Только если человек ее добровольно отдаст. Получается, что мы постоянно добровольно отдаем ее?

-Конечно. Это и есть грех. Измена Богу и отдача своей бессмертной души, за которую Христос когда - то пролил Свою кровь. Абсолютно добровольно.

-Хотела бы задать такой вопрос. Князь мира сего, тот, кого мы называем сатаной и другими синонимами, это падший ангел. Почему этот падший ангел обладает такой невероятной отрицательной силой? Откуда такая мощь?

-Эта мощь от самого создания. Потому что каждое ангельское существо от своей природы обладает огромной силой. Ну, просто эту силу он не может использовать, пока ему не попустит Господь. Преподобный Серафим говорил, что самый маленький бесенок одним когтем может всю землю перевернуть. Если ему Господь даст.

-То -  есть светлый ангел, обладающий божественной силой, ее сохранил, но направил против  Бога?

-Ну да. И перестал быть светлым.

-И сила эта в нем никак не умалилась?

-Нет.

-Цитата из Евангелия от Матфея: «Кто нарушит одну из малейших заповедей сих и так научит - тот малейшим наречется в царствии небесном». А чему научит? Нарушать? И почему, несмотря на нарушение заповедей, все же войдет в царствие небесное?

-Не знаю. Сам долго думал.

-То - есть это некий загадочный пассаж.

-Я думаю, что, может быть, за молитвы тех людей, которых он научил царствию божию. Ну, например, самый яркий пример -  это царь Соломон. Его  притчи вошли в состав Священного Писания, вот -  Экклезиаст.

-Исключительно поучительные.

-Да. Исключительно поучительные книги. И их читают люди уже три с половиной тысячи лет. И вот читая их, очень многие приходят в разум. Тем самым, он делает для них доброе дело.

-Многих научил.

-Но сам не вошел в царствие божие. Царь Соломон не во святых. Вот, я думаю, этот пример как раз  говорит о том, что он научил многих.

-Но нарушил…

-Ну, есть такое выражение, оно, конечно, неправильное, но отражает суть дела, и ему это зачтется.

-Уж как он, где он, в каком состоянии его душа…

-Нет. Может, Господь его вместе с Адамом и Евой вывел из преисподней? Но все равно, церковь его не считает во святых.

-Скажите, пожалуйста, с чего можно начать свое образование в православии?

- Да с чего угодно. Выучить молитву: «Господи, помилуй».

-И непрестанно ею пользоваться.

-Ну, непрестанно -  это уже большая высота.

-Потому что выучить это может и двухлетний ребенок.

-Ну, я имею в  виду выучить ее для того, чтобы применять как молитву.

-Объясните, пожалуйста, разницу между попущением божиим и благословением. Мы так понимаем, что если нам что-то нравится, то Господь благословил, а если что-то не по - нашему, то, стало быть, Господь попустил. А на самом деле как?

-На самом деле одно и то же. Просто чтобы различать. Вот как температура  бывает выше нуля, бывает ниже нуля. Но на самом деле если шкалу изменить, то температура от этого не изменится. Так что это все равно, что спрашивать, за упокой молиться или за здравие? Какая разница- то? У Бога все живы. Поэтому это непринципиально.

-Тоесть это различие просто для нашего удобства?

-Ну да. Ну, потому что некоторые люди часто повторяют: на все воля божия. Ну, нет же воли божьей на зло! Просто Господь иногда как бы устраняется и дает возможность злу действовать, потому что человек его вызывает. Ну, вот допустим, человек - ну сейчас нешироко, но все-таки развито -  отрекается от своей веры,  будучи крещеным, и становится язычником. Если ты с такими людьми беседовал, это все равно, что колоть чугунные дрова. То есть бесполезно. Лупи топором по чугунным чушкам, результата не будет никакого. Только себе повредишь, кусок чугуна отскочит и даст тебе по ноге. И в таких случаях Господь дает этому молодому человеку, как правило, пройти этот путь. Чтобы он пришел к тому, чем обычно это кончается.

-То - есть некое вразумление все-таки дается.

-Да. Он ему попускает. Ты хочешь быть язычником? Ну, давай, посмотрим, что из этого выйдет. Если он не успеет вразумиться? Хлебнет. Как любят теперь говорить, мало не покажется. Потому что это - заигрывание с бесами, потому что боги язычников  - это бесы, это совсем нешуточное дело.

-Попадешь к ним в лапы, так просто не отпустят.

-Или  это вообще может кончиться дурдомом.

- Скажите, пожалуйста, все мы знаем, что  сатана  - отец лжи. А почему Господь попускает, чтобы сейчас так много было лжи среди православных?

-А почему среди православных? Ложь везде разлита, по всему миру. Маленькие дети -  и то все время врут.

-Раньше все-таки было стыдно, и люди пытались скрывать свою ложь.

-Нет. Ну, когда такой человек растет среди простых прямых людей, это редко бывает. Чаще -  врут, чтобы не наказали. А если все время наказывают, то врут всегда. Почему это православным такое особое внимание?

-Ну, можно проследить такую зависимость….

-И главное  - почему? Чтобы человек убедился, что идти по пути  лжи -  это невыгодно. Потому что привыкаешь и начинаешь уже с Богом играть в какие-то игры. Но это же невозможно.

-Да, вот и жизнь уже хуже некуда, а все равно не останавливаются. А некоторые так и говорят прямо: не могу остановиться.

-Ну, не можешь -  не надо. Наше - то какое дело? Пришел в мир Христос Спаситель. Апостолы написали определенные тексты. Святая церковь собрала их в единую книгу. Называется Новый Завет. Читая эту книгу, миллионы людей спасли свою душу. И умных и самых простых. Так чего тебе еще? Даны Христовы Тайны, источник всяческой благодати. И все. Человек вооружен. Если он хочет свести это на нет -  ну и пожалуйста.

-То есть человеку дано все для его спасения.

-Абсолютно.

-Сам Бог сошел с небес.

-Да. Более того, умер за наши грехи. Это каждый из нас должен умереть. А Он умер Сам и при этом возымел власть: прощать грехи нам. И Он простил.

-Но получается, что человек прощен, а ко греху вернулся.

-Ну да.

-И сколько  раз происходит это прощение?

-Столько раз, сколько человек готов вернуться к Богу. Не на словах. На словах это нетрудно. Нужно, как Иоанн Предтеча говорил, нужны плоды покаяния. Человек должен принести плод своего покаяния. Вот как Закхей  - даю нищим, а кого чем обидел - вчетверо. Вот это покаяние!

-А не так: ну, вы меня простите…

-Да.

-Я был, конечно, неправ, но с кем не бывает.

-Да. Ну, подумаешь, убил.

- Я сегодня усыпила своего котика. Больного. Он еще мог бы пожить, но мне ветеринар сказал, что он будет мучиться, зачем вам это наблюдать? И вот я хотела задать вам вопрос, согласны ли вы с мнением епископа Луки Симферопольского, о душе, духе …

-и келье…

-Да, да.

-Я тоже читал и тоже очень давно.

-И, вот, вы знаете, я хочу спросить у вас, разделяете ли вы его мнение, там очень четко написано…

 -Вы уже во второй раз повторяете, а не говорите, какое именно мнение вас интересует. Давайте в третий раз скажите: разделяете ли вы мнение…

-Мнение о том, что Господь, любящий все живое, не может предать животных, которые имеют душу, не бессмертную, но просто душу, предать смерти. И есть такие доказательства у моих знакомых, что животные все-таки живы. Простите меня за этот вопрос.

-Я вас прощаю, но я не понял вопроса.

-После смерти действительно умирают, как человек, который получает по заслугам, в ад или в рай…

-Подождите, вы курицу давно ели?

-Я курицу никогда бы не убила.

-А, другой убил - а я ем. И что?

-У меня сегодня такое состояние, что…

-У вас такое состояние, что курицу не надо есть больше. И рыбу не есть, и яйца. Потому что там был бы цыпленок, а вы его едите. И яичницу. Вот вы подумайте насчет курицы. Она, конечно, глупее котенка, тем более - больного. И вообще не надо своим человеческим умом пытаться за Бога что-то решать. Вот если бы вы так переживали, то дали бы помереть котику своей смертью. Помучился бы еще месяц. А что теперь? Сначала угробили существо, а теперь звоните нам в прямой эфир. Это тоже как-то странно. Надо сперва думать, а потом делать. Если уж решение принял, что теперь спрашивать? Есть такая русская пословица: снявши голову по волосам не плачут.

-Нашей дочери уже восемь месяцев. Никак не можем найти крестную. Подскажите, а можно найти заочно крестную мать?

-Крестный - это восприемник, который принимает дитя от купели. Он должен участвовать в крещении. Так вообще  задумано церковью. Но так как институт восприемников практически разрушен в церкви, то этому большое значение придавать не надо. Если найдется православный христианин, в котором вы будете уверены, что он будет участвовать в воспитании вашего ребенка и окажет серьезную в этом помощь, то пусть он будет хоть трижды крестным - лишь бы была какая-то польза. Чтобы не было номинального значения.

-То - есть этот человек может быть и заочно крестным? Вот он не может присутствовать на крещении, быть преемником, но он готов участвовать в жизни семьи, в воспитании ребенка.

-Ну, я думаю, что в таком случае это можно допустить. Но только в таком случае. А если нет, просто подарил рубашку и потом серебряную ложку….. И этим ограничился…. Потом еще раз в году пришел выпить - закусить, то это никакого смысла не имеет.

-Но вот если нет такого человека, который бы взял на себя такое ответственное дело? А ребенок некрещен остается. Тогда вообще можно без него?

-Можно. А ты не крестил без крестного?

-Ну, наверное, было.

-Я десятки раз.

-Вот здесь как-то уже более-менее не младенец, то такое часто встречается.

-Ну да. Вот люди придают значение вещам десятым по значимости, двадцатым, тридцатым. Исключительно формальной стороне дела. А Христос все время призывает к тому, чтобы мы неформально относились к этому. Мы все время сбиваемся на фарисейство. Вот крестный нашелся и все - а потом вырастили бандита. Тюремщика, наркомана, алкоголика, преступника, который бросил своих детей, бросил жену. Но зато все было нормально сделано при крещении. И крестный был, и крестная была. Всех нашли.

-Ну, так проще. Нет, ну то, что проще, я понимаю. Но откуда  это спокойствие? На чем оно основано? Вот я чего не понимаю.

-На выполненном правиле. Вот написано: должен быть! Ставлю галочку: есть.

-Ну, понимаешь, какое дело? Преемник  - он должен готовить человека к крещению. Потом, крещение человека  - это такая важная вещь, что я даже не представляю, почему восприемнику некогда. Это настолько важное дело,  что завтрак у президента можно отложить.

-Ну, потому, что у человека собственное отношение…

-Ну, вот, такое отношение к христианской жизни. То есть вот такого качества будет у тебя крестный. Хочешь? Бери. Не хочешь? Не бери.

-Ну, это формальный подход. А потом - как это? Человек ходит в церковь, и у него нет никого, кого бы он мог позвать в крестные для своего ребенка. Тогда что он в церкви делает? Непонятно.

-Ну, может, недавно воцерковились? И пока еще не обзавелись знакомыми из храма?

-Да быть того не может! Ну, можно объявление в храме повесить: ищу крестного.

-Ну, объявится какой-нибудь.

-Ну а что если не один объявится? А три десятка? Выбирайте.

-Собеседование надо проводить.

-А как же!

-Все, как в наше время.

-А как же? Все нормально. Ну, по крайней мере, человек будет воцерковленный. Вы же его из церковной среды взяли!

-Батюшка, вы знаете наших воцерковленных прихожан. И я не каждого бы позвал в крестные к своему ребенку.

-Разумеется.

-Это же надо человека немножко изучить.

-Так, а куда спешить? Вон восемь месяцев ждали, и еще подождут. Еще пару месяцев поизучаем. Домой сходим, на танцы пригласим, все о нем узнаем. Некоторых людей и спрашивать- то не надо. Они сами все о себе расскажут. Только в этот притвор как включат - и пошло…Все расскажут. И про дедушку, и про бабушку, и вообще про все на свете. Какая соседка…

-Не остановишь.

-Ну…

-У меня не будет детей по медицинским показаниям. Как христианка должна воспринимать бесплодие, чтобы не навредить своей душе и психике? Очень переживаю.

-Со смирением.

-То - есть это уже как воля божия? То- есть это человеку такое послушание?

-Ну да. Ну, и всегда можно взять на воспитание сироту. Сегодня ко мне пришла женщина симпатичная. И вот она говорит: у меня двое приемных детей. И вот видно как она их любит, как переживает. Там трудности возникли с мальчиком, а она его в церковь привела, что я ей сам сказал: ты приводи его, я на него посмотрю. Попробуем поговорить. Мальчик, действительно, сложный, Но она старается, не всякая родная мать будет стараться. Потому что в основном приходят, когда мальчику уже 15 лет. Когда он уже такое вытворяет, что…А уже поздно что-то делать.

-А есть ли грех в отказе стать крестной?

-Да нет. Какой тут может быть грех?

-Ну, вроде как люди тебе доверили такое ответственное дело.

-Ну, доверили это можно только для желающих. Ведь очень часто люди сами в церковь не ходят, а детей хотят крестить. А зачем я буду этому способствовать? Я потом скажу: давайте, я ребеночка причащу. А они: да зачем? Вырастет -  сам разберется. Из чего выбрать: из кришнаитов, иеговистов, мормонов или православных  он будет выбирать?

-Ну, выберет….

-Что попроще. А я должен  участвовать в этом крещении, в этой профанации. Зачем?

-То- есть становиться крестным у невоцерковленных родителей…

-А смысл?

-Не стоит.

-Нет. Я бы не стал. Как теперь модно говорить: это мое личное, частное мнение.

-Многие же говорят: я вам помогу воцерковиться.

-Это если они хотят.

- Они хотят.

-Ну, если хотят…

-Когда они просят: станьте крестным.  -  А вы будете в храм ходить? Будем-будем. -  А ребенка будете в храм водить? Будем-будем. Все что скажешь сделать, все сделаем. Ты нас научишь. Мы сами ничего не знаем, но все что скажешь, все сделаем. Ты нам только помоги, мы ничего не знаем. А потом говорит  - не дают ребенка, на мои напоминания только раздражаются. Никто не просит тебя  об этом. Что делать?

-Прийти к ним с бумагой, где написано: я отрекаюсь от этого крещения. И считаю его недействительным. Число и подпись. Кто отречется от своей веры?

-Ну, понятно.

-Ну, вот и все.

-Во время молитвы или после нее наступает недомогание. Как будто внезапно заболел. Головная боль или что-то вроде жара. Что это? Нормальное состояние? Или результат неправильной молитвы?

-Все что угодно может быть. Это очень общий синдром. Это, может быть, даже Эбола.

-Не смейся.

-Нет. Я понимаю.

-В Америке народ знаешь, как дрожит?

-Добрый вечер, батюшки. Я знаю одного человека, который крестился на восьмом десятке   лет. Верит в Бога как Творца всего сущего, но Христа признавал и до сих пор признает уже после крещения, просто как выдающегося из людей, но не Бога. Я уж не знаю, как батюшка его крестил. Конечно, никаких вопросов, видимо, не задавал. Видимо,  «Символ веры» прочитал формально, ничего там не понимает. Как не признавал Христа Богом так и не признает. Действительно ли его крещение или нет?

-Нет. Конечно, нет. Что такое крещение? Крещение  - это вход в церковь. Человек становится христианином. А христианин -  это тот человек, который верует в Иисуса Христа как  Сына Божия. Единородного иже от отца рожденного прежде всех век. Поэтому если он так не верует, он не является христианином.

-Но ведь читал «Символ веры» во время крещения.

-Ну, читал. Можно и попугая Кузю научить читать. Ну, попугай прочтет. Но если вы его окрестите, то он погибнет. Кузя -то погибнет наверняка.

-Тогда, батюшка, сколько таких крещеных людей на самом деле оказывается крещеными?

-Ну да.

-То - есть человек уверен, что крещен…

- Я вот тут рассказывал, что ко мне пришла пара. Мы хотим повенчаться. Я говорю: отлично. Что такое невеста? Он не может сказать. Я говорю: ну, тогда иди, гуляй. А когда узнаешь - приходи. Если человек собирается жениться, а сам не знает, что такое невеста.

-Врасплох застали, батюшка.

-Ну, вот мне пришло в голову. Надо же катехизировать как-то. Простое русское слово. Подойти к ЗАГС у, там полно невест. А вот что это такое? Невеста.

-Думаю, что немало людей станут перед этим вопросом.

-Ну, так я сказал, что не буду даже разговоры вести, пока хоть не узнает, что такое невеста.

-А вы им дали, где почитать - то?

-Ну, это уже сами. Это для второго класса уже вопрос.

-Просто может найти не то объяснение.

-Так я скажу, что это не подходит.

-Знаете, как сейчас в строке «поиск» в интернете?

-Он там много чего найдет.

-А вот там он будет пальто покупать, и прочее.

-Почему в голову постоянно лезут абсурдные страхи? Понимаю, что это абсурд. Но избавиться от них не могу. Что это? Воздействие бесов на меня?

-Ну, конечно. Бесы воздействуют через мысли. Но тут - то вообще очевидно. Потому что враг рода человеческого пугает человека.

-Причем вещами, которые очевидны. Ерунда.

-Ну, понимаешь какое дело? Он же знает слабые стороны слабого человека. И вот в эту слабую сторону…

-Капает, капает, капает.

-Да.

-Пока человек с ума не сойдет.

-Ну, не обязательно. Сегодня одна молодая женщина пришла, и я уже вижу - зрачки расширены.  Боится. А чего боится? Своего собственного суеверия. Говорит: исполнится? Я говорю: обязательно исполнится. А почему? А потому что ты в это веришь. Раз ты этого боишься -  значит, ты уже отдал себя в его власть.

-То - есть можно сказать, что дьявол все-таки добрался до души человека.

-Ну, конечно. Раз душа на него реагирует страхом. У нас должен быть страх божий, а не страх дьявола.

- Вы говорите о том, что царь Соломон не прославлен. А я вижу его имя в православном церковном календаре, который издан Издательским советом Русской Православной Церкви. Почему так?

-Не знаю.

-Царь израильский написано, среди святых братьев.

-Я первый раз об этом слышу. Нас в семинарии учили, что не прославлен. Поэтому не знаю. А вы туда позвоните. Может уже прославили, а мы тут ничего не знаем, сидим в темноте. Отстали от жизни.

 -Да. Может, что-то изменилось?

-Ну да. Если прославили, то очень хорошо. Я буду только рад за царя Соломона.

 

-Для чего надо беспрестанно совершенствоваться? Можно ведь какого-то уровня достичь и остановиться?

-Можно остановиться. Это когда станешь совершенным, как Отец наш небесный совершен есть. Можешь уже спокойно останавливаться.

-А до тех пор?

-А до тех пор как Ваня говорил, на все есть воля божия. Каждому христианину стать совершенным как Отец небесный совершен есть. Это не я сказал. Это то, что вычитал из Евангелия.

-То- есть Господь поставил нам заведомо недостижимую планку. Не может тварь достичь совершенства творца.

-Тварь должна стремиться к этому.

-Ну, как-то это сильно не наблюдается.

-Сильно нет, но вот отдельные люди, именно угодники божии достигали духовного совершенства. И о  них говорили: ну прямо не как человек, а как ангел.

-Но Господь вообще говорил, что дела, которые Я сотворил и больше того даже.

-Ну да.

-То- есть на самом деле человек может превзойти, что ли?

-Ну, превзойти Господа в тех земных делах, которые Он сделал на земле, когда ходил по Палестине.

-Ну, там и имелось в   виду.

-Там же не весь спектр возможного.

-Господь говорит: «возлюби ближнего своего как самого себя» и в тоже время -  «отвергни себя». Как это сопоставить? Я никак не могу понять этого.

-Ну, а что тут? Это две разные задачи. Отвергни себя - это одно, а возлюби Господа - это другое.

-Но  тут именно «как себя». Если я себя отверг и не люблю, то с чем сравнивать?

-Нет. Это неправильно. Имеется в  виду отвергнуться не себя, а имеется в  виду своих страстей. Где сокровища ваши, там и сердце ваше. Но если сердце принадлежит не Христу, а страстям - то надо вот это отвергнуть.

-А вот эта заповедь: «возлюби как самого себя»? Здесь что имеется в виду? Всепрощение?

-Нет. Не всепрощение.

-Ну, себя- то мы во всем прощаем.

-Нет. Человек, бывает, не прощает. Но, тем не менее, даже когда он согрешил, он зла себе не желает. Это имеется в виду.

-Ну, не является это именно прощением? Хотя человек говорит: ну, виноват, но в тоже время он…

-Этого недостаточно.

-Недостаточно.

-Признание вины - это большой шаг. Некоторые и этого не могут сделать. Это большой шаг, но этого недостаточно.

-Нужны плоды.

-Ну да. Обокрал человека -  верни, что взял и дай еще с лихвой, чтобы он…

-За моральный ущерб.

-О! Прекрасные слова!

-Но вот  о   любви к ближнему именно как к себе. Что здесь имеется в  виду? Что мне не хватает в любви к ближнему? Почему именно как к себе?

-Ну, тебе не нравится, когда кто-то на тебя раздражается. Вот и ты не раздражайся. Вот это что значит. То - есть не делай другим того, что не хочешь себе.

-Совершенно верно.

-Часто встречается выражение: Бог ненавидит. А как это понимать? Ведь он бесстрастен? А ненависть – это страсть.

-На глупые вопросы армянское радио не отвечает. Если хочешь -  ответь сам.

-Ну, как-то не очень хочется.

-Ну и ладно. Тогда перейдем к другому.

-…про ненависть. Бог ненавидит грех.

-Ой, ну, отец Александр, что тут говорить…

-Ну, все, ладно. Не будем об этом.

 

-Могу ли я исповедовать грехи моей умершей мамы? Ведь мы можем подавать милостыню как бы от лица умерших?

-Ну, можем.

-А исповедовать грехи от лица умершего?

-Нет. Можем. Но это ничего не изменит. То- есть если я творю милостыню, имея в виду за упокой своей мамы, я маминой душе приношу добро и милость. Потому что это моя мама, она меня воспитала. В моем поступке есть ее участие. Я, например, это очень даже часто ощущаю. Это переживается даже сердцем в какой-то степени. А как я могу исповедоваться за маму? Это же все равно, что предыдущий вопрос.

-Ну, если у нас такая тема…

-Что у нас хотят поставить себя и еще другого судьей над Богом? Ну, как исповедать грехи матери? Это просто кощунство.

- Скажите, пожалуйста, не грех ли мне хранить медаль с изображением  Ленина, которой я была награждена?

-Нет. Не грех. Дело вот на чем основано. Ленин, конечно, самый величайший крокодил, который только рождался на земле. Но и древние христиане имели в хранении, в обороте монеты с изображением императора. Всегда там был профиль. А император мог быть и злодеем, и хранителем христиан. Просто других монет в империи не было. Понимаете, мы жили в языческом государстве, где Ленин исполнял роль Бога. И людей награждали орденом Ленина, и так далее. Как бы высшая награда родины. Ленин к этому вообще не причастен. Не он создавал нашу родину. Он создавал ту систему власти, границ, республики. В общем, все то, в результате чего развалилась наша страна. То - есть большего зла нашей стране, чем сделал Ленин, никто больше не сделал. Но других символов - то не было! Поэтому тут есть стороны как бы внешняя и внутренняя.

- Я хотела спросить, как мне реагировать на то, что дочь, ей сорок три года, все время говорит, чтобы я ушла из дома, либо умерла. Как я должна реагировать на такие разговоры? И она при этом еще истерит. Как воспринимать?

-Ну как? Надо с ней развестись. Потому что, видать,  раз уж она желает вам смерти -  чтобы ее не мучить надо,  как говорят: с глаз долой, из сердца вон. Вот так. Разводимся с ней и не общаемся.

-Ну, это если есть возможность такого развода.

-Ну, всегда можно эту возможность найти.

-Ох, батюшка, не всегда.

-Всегда. Берешь квартирку, продаешь и покупаешь две комнатки километров так за пятьдесят. И все. И уходишь к соседке. А можно отдельную квартиру километров за шестьсот. Половину суммы ей. И пусть она на эти деньги делает, что хочет. В противном случае можно другой вариант. Вставляешь железную дверь и не пускаешь, и выключаешь звонок. Она подает в суд с иском о вселении. Приходят судебные приставы. Ну, суды эти всякие - это минимум полгода. А так можно и год протянуть, и полтора.

-И вселяют?

-Вселяют. После этого она идет на работу, ты вызываешь слесаря, платишь небольшую сумму и меняешь замок. И начинается все сначала. И так вообще никаких проблем. Потом надо в суд на нее подать, на алименты. Ну, только надо чтобы не нервничать. Дочка истерит, а ты не истери.

-Хочу причаститься, но не знаю в чем исповедоваться. Все что вспоминаю, уже исповедовал недавно. Как быть?

- Ну, можно прочитать книжку про исповедь, можно почитать канон покаянный и просить у Бога с поклонами, чтобы Господь открыл грехи.

-В Евангелии от Матфея ангел говорит Иосифу: уйди в Египет с Младенцем и Матерью Его. А в Евангелии от Луки говорится, что Младенца принесли в храм Иерусалима. Это как произошло?

-На сороковой день.

-А бежали в Египет позже?

-Да.

-Потому что там, в Евангелии от Матфея действительно не указано.

-Не указано.

-Вот что…

-Один евангелист останавливается на одном эпизоде жизни Христа Спасителя. Другой  - на другом. Даты там нигде не указываются. Это уж там всякие исследователи составляют…

-Таблицы.

-Жена изменила. Как жить дальше? Простить или уйти?

-Человек при измене супружеской имеет право на развод. Даже и перед Богом тоже. Но простить всегда лучше, конечно. Но так, чтобы потом не попрекать.

-Можно ли считать благотворительностью создание новых рабочих мест?

-Конечно можно.

-То есть когда даешь человеку просто заработать - это все равно считается благотворительностью.

-Нет. Опять заработать. Существует рыночная цена труда.

-И что?

-Недавно я одному человеку, Владимир его зовут, решил дать заработать. Ну, он на середине работы ее бросил, а многое из того, за что он получил, он не сделал, и стал бегать. То - есть чтобы ему дозвониться -  надо звонить с другого телефона. Тогда он придумает какую-нибудь очередную версию. У меня был мотив дать ему заработать, а у него мотив получить гроши. Разная может быть мотивация.

-То- есть вы ему благотворительность оказали.

-Ну, да.

-А он как-то это все воспринял…

-Ну, обычная история.

-Ты мне дал? Что же ты еще хочешь?

Так что тут…

-Ну, все довольно просто. Ну, надо тоже понимать, что такое дать заработать.

 

-Батюшка, я на пятнадцать лет старше девушки, которую полюбил. Как вы считаете, эта разница не препятствие для нашего брака?

-Ну, если жениху 85 лет, а ей 70 лет, то это практически равный брак.

-Ну, а если 35 и 20?

-Тоже нет.

- То - есть возможно создание семьи.

-Ну, а почему бы нет? Сколько угодно. Наоборот- это уже редкость. Хотя тоже бывают счастливые браки.

-Ну что ж, пожелаем им счастья. И попрощаемся с нашими радиослушателями.

-Всего доброго вам. До свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 14 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+