Перейти к основному содержанию

12:42 19.08.2019

«РАДИО «РАДОНЕЖ» - ЭТО БЕСЦЕННЫЙ ДАР. Главный редактор Радио «Радонеж» Николай Бульчук беседует с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

06.10.2014 07:55:37

Н.Б.: Приветствуем вас, дорогие наши слушатели! Сегодня я с радостью встречаю в студии, нашего постоянного автора, передачи с которым вы так любите и ждете. Как всегда, мы говорим с отцом Валерианом на животрепещущие темы, касающиеся нашей веры, нашей преданности Церкви, нашей традиции.

Начать я хотел бы сегодня с вопроса, который волнует непосредственно нас, сотрудников радиостанции «Радонеж». 30 октября исполняется четверть века с тех пор, как единственная и первая православная радиостанция «Радонеж» вышла в российский эфир.

Тогда это было событие, как некоторые считали, чисто символическое: никто, конечно, не ожидал, что православный канал, созданный энтузиастами, очень малой группой людей, просуществует четверть века, переживет многие известные радиостанции и обретет огромную аудиторию радиослушателей.

Сегодня Радио «Радонеж» вещает в FM-диапазоне, совсем недавно мы вышли в пакете цифрового транслятора «Триколор-ТВ», - казалось бы, внешне все обстоит замечательно. Нас слушают, нам звонят, наши авторы общаются с радиослушателями. Продолжают выходить интереснейшие передачи, звучат уникальные архивные записи…

Но как Главный редактор Радио «Радонеж» я обязан свидетельствовать о том, что финансовое положение радиостанции, накануне ее четвертьвекового юбилея, очень и очень критическое.

Отец Валериан, мне бы хотелось, чтобы вы обратились с пастырским словом к нашим слушателям, которые, может быть, не всегда отдают себе отчет в том, что Радио «Радонеж» нуждается в постоянной поддержке. Необходимо постоянное памятование о том, что мы не можем существовать без помощи слушателей. Такая схема пожертвований, которая обуславливает, может быть, определенный клуб, что ли, радиослушателей, конечно, выработалась не сразу. На заре своего существования «Радонеж», как и многие православные инициативы, имел спонсоров, меценатов: кому-то нравилось название, кто-то откликнулся на интересный проект, захотел, чтобы прозвучало его имя в эфире… Но и вообще: это были 90-е годы, совершенно другая эпоха!

Сегодня у «Радонежа» нет спонсоров, существует очень небольшой круг скромных благотворителей, благодаря которым работают технические средства, сайт и некоторые другие направления, которые напрямую не связаны с оплатой помещений, арендой и прочим, о чем не хотелось бы сейчас говорить.

В каждой своей передаче Радио «Радонеж» призывает своих слушателей помочь нам хотя бы небольшой лептой преодолеть этот четвертьвековой рубеж, с тем, чтобы, ну, если не развиваться технически, то хотя бы сохранить то, что наработано. А это очень и очень много…

Я передаю вам микрофон, отец Валериан, и хотел бы, чтобы вы начали свою беседу пастырским словом обращения к нашим слушателям – как всегда, обратились бы к ним со словом упования, любви, надежды и утешения.

о. В.: Понятны ваши переживания, потому что все это, о чем вы говорите, увы, дух времени. Церковь живет среди мира. Она надмирна, но она живет среди мира. И то, что происходит в Церкви, происходит с тем, что касается ее здесь земного пребывания, жительства, - все это связано с тем, что люди (а это все человечество) проходят какой-то духовный путь.

Об этих вещах сказано: «Из-за умножения беззаконий охладеет любовь многих…», «Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле…» Так вот, когда вопросы веры поднимаются, так сказать, «во весь голос» («Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение»), то тут в жизни происходит борьба. Потому что Господь сказал: «В мире скорбны будете, но дерзайте, якоже Аз победих мир».

Церковь в истории всегда шла тернистым путем. Бывали времена, конечно, расцвета такого – но это касалось такого земного расцвета, например, строительства храмов и подобного. Но это всегда было сопряжено с тем обстоятельством, что в Церковь вливались члены не такие все, как, например, во времена гонений – готовые идти на смерть. Да, это все, конечно, очень красиво, очень насущно. Но, к несчастью, как это бывает часто, человек, имеющий дарования, не всегда их ценит как дар Божий. Он привыкает к этому и считает это обычным. И часто не понимает, что нужна благодарность, нужна какая-то отдача. То есть нужны «плоды, достойные покаяния» (как об этом говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). А какие плоды достойны покаяния? Сказано: имеешь ризу – поделись ризой, имеешь брашно – отдай брашно, то есть, дела милосердия.

Увы, бывает часто, что дети, которые часто привыкают жить в благополучии и в родительском обеспечении, - забывают о том, что и они обязаны что- то делать. У нас часто говорят о правах (а сейчас особенно говорят), но немногие говорят об обязанностях. Это, кстати, касается и светской жизни у нас: есть всемирные организации, защищающие «права человека», а почему-то всемирных организаций, говорящих об «обязанностях человека», не существует! Как-то это своеобразно…

И вот, тут мне кажется, что наши обязанности заключаются в том, что мы должны как-то участвовать своим трудом и благодарить Господа за те дарования, которые Господь дает нам.

Материальное благосостояние дается человеку для того, чтобы он мог им делиться. Разность имущественного положения попущена Богом, чтобы дать место любви: чтобы человек мог благотворить. Кроме того, и дарования раздаются в разной степени, чтобы один – одним, другой – другим, но все бы друг другу помогали.

Кроме того, здесь есть самое важное: это то, что все мы, без исключения, прежде всего, должны благодарить Бога.

Друг друга мы благодарим, но все нам дает Господь, и мы должны быть ему благодарны. Почему Литургия и является благодарением.

И наши храмы ведь созидались в благодарность Богу: в благодарность за тем милости, которые Господь являл, когда люди оставались в живых после кораблекрушения, цари и воины в благодарность за победы… Один гвардейский офицер, оставшись в живых, пройдя войну, все отдал на строительство храма и сам с сумой пошел собирать еще. Вот этот принцип благотворительности и благодарности всегда был на Руси – этим и жила наша Русь. Она жила чувством благодарности.

Чувство благодарности – если оно касается материального (нашего материального положения, здоровья, благосостояния или чего-то еще), то это – добрая благодарность. Но есть высшая благодарность – духовная. Это высшая благодарность!

Есть такое повествования. Один раб Божий встретил некоего человека, просящего у него одежды. Он вынес ему худую одежду, а потом подумал: «Я же Богу даю, неудобно худую отдать!» Вернулся он и говорит просящему: «Подожди!» И отдал ему новую одежду. Ночью, когда он почивал, снится ему, что входят к нему некие мужи, вносят богатые большие лари, открывают их и показывают ему царские одеяния. «Что это такое?» - спрашивает он. – «А это тебе за ту одежду, которую ты дал нам! За то, что ты пожертвовал этому просящему, тебе Господь дает такие одеяния!» Проснувшись наутро, он пошел еще искать нуждающихся. Сон повторился, опять ему были показаны царские одеяния, в обмен на его милостыню. «Такое же только цари носят?» - недоумевал он. «Так в Царстве Небесном: за это малое, что ты дал здесь, тебе такое там воздаяние!»

Тогда он воодушевился, стал все раздавать, что у него было, отдал и самый дом свой. И увидел во сне огромные дворцы, уготованные ему вместо его дома, отданного другим. Но куда ему было деваться, ведь дома нет? Пошел в монастырь, жить-то где-то нужно. И стал скорбеть: «раньше-то я раздавал материальные блага и получал взамен дары в Царстве Небесном, а сейчас мне нечего давать, что же тогда?!» Неужели было нужно возвращаться в мир, набирать новые материальные блага, чтобы их раздавать и приобретать себе для Царства Небесного?

Явился ему Ангел Божий и говорит: «Неразумный ты человек! За материальные блага ты получал от Бога такие воздаяния. Теперь же ты в монастыре, к тебе приходят за духовные наставлением, за назиданием, а это ценится еще выше в Царстве Небесном!»

У нас в стране сейчас много благотворительность оказывается бездомным, нуждающимся, больным, - и все это очень хорошо. Но духовное назидание – еще выше! И воздаяние за него – еще больше, потому что оно касается не тела только, а, прежде всего, души человека. «Радонеж» трудится над тем, что касается духовных вещей, наставлений – и это бесценный дар. Бесценный дар, потому что, если на самом деле перестроить души человеческие в христианском духе, тогда и много материального будет не нужно.

Слава Богу, у нас есть благотворители, которые созидают обители, строят их, реставрируют, - все это хорошо. Но немножечко печально, что духовному подчас не уделяется такого внимания.

Потому что хорошо, конечно, придти в храм, услышать красивое пение. Но назидательное слово – слово утешения, подкрепления – оно важнее всего. Ибо это – целостность семей, целостность целых обществ, когда люди живут между собой в любви и мире. А ведь это очень непросто.

О чем Господь молился перед Своей крестной смертью? «Да будут все едино, якоже Ты, Отче, и Я в Тебе. Да будут едины в Нас». Поэтому вот то единение в Духе – оно самое главное. А оно-то как раз и духовного назидания и возрастает. Потому что человек тогда начинает понимать, что все главное – это внутреннее устроение и исходящая из этого соответствующая жизнь.

Это то, о чем даже наши православные писатели прекрасно говорили. Есть такое высказывание Николая Васильевича Гоголя, который был очень верующим человеком: «Мне кажется подчас, что все то, о чем так хлопочем и спорим, есть просто суета, как и все в свете. И что об одной только любви следует нам заботиться, она одна только есть истинно верная и доказанная Истина. Кто проникнется ею, тот говорит прямо обо всем. Правдою повеет от слов его. Да поможет нам Бог – и тебе, и мне – возрастить эту любовь в сердцах наших». То есть, это как раз понимание важности любви. А об этом уже говорит богослов XX века, преподобный Иустин (Попович). «Любовь не есть свойство Божества, любовь – это сущность Божества. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, должен в своей сущности иметь любовь. Иначе это – недочеловек, полу-человек».

Об этом что говорить? Да, согласен, проявление любви – милосердие, это все верно, но когда об этом не говорят, не всегда придет мысль об этом. Поэтому все равно все происходит от слова. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог. Оно было вначале у Бога, и без Него ничего не начало быть, что начало быть».

То есть, причиной всякого (и земного) милосердия все равно является слово, потому что оно возгревает в сердцах человеческих вот эту память любви Божией. Как говорит Апостол Иоанн Богослов, «мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас». А исходя из этого чувства любви, и отношение к окружающим будет другое. Но об этом же нужно говорить! Поэтому очень важно говорить и говорить. «Как ты уверуешь, если тебе не будет проповедано», - говорит Апостол. А эту-то проповедь и несет Радио «Радонеж» столько лет! И уже само наименование «Радонеж» - от корня «радость», от радости духовной. Как преподобный Серафим говорил: «Радость моя!» Это, видимо, то самое состояние святых, которое давало им и силы переносить все остальное, потому что все земное – временное и преходящее. А то, что истинное и постоянное – это именно «любы николиже отпадает», по словам Апостола. Любовь никогда не пропадает.

У нас часто говорят: «Любовь прошла…» А была ли она? Истинная любовь не проходит! Если чувство прошло – значит, это было не совсем то, что казалось любовью. И опять Иустин (Попович) хорошо говорит: «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие». Именно поэтому когда нас задевают, мы возмущаемся.

Но кто же об этом узнает, если ему не сказать об этом?

Когда, милостью Божией, Господь сподобляет меня говорить об этом, я всегда вспоминаю те наставления старцев, наставления духовных отцов и вообще то, что в духовной литературе где-то оставлено, в Священном Писании, прежде всего. Где-то Господь вот так приоткроет – и так хочется вдруг поделиться этим! Иногда как только услышу – сразу хочется кому-то сказать, а вдруг я забуду?

Вот только что Господь сподобил меня побывать на Афоне. Будучи там, говорили как раз об умножении талантов: одному дано было пять, другому три, третьему – один талант. Каждому – по его силе. И вот, в отношении того, кто получил пять талантов, было объяснение такое там. Это – общение словом. Когда другим пересказываешь Слово Божие. Потому что еще Господь устами пророка говорил: «Я не пошлю на вас глад хлеба, я пошлю на вас глад Слова Божия». Слово Божие несет в себе силу духовную, и оно как раз и является животворящей силой.

Конечно, слово Спасителя было со властью. Наше слово, естественно, не так звучит… Я где-то прочитал: если сам не исполняешь, то лучше уж молчи, других не учи. Я подумал тогда: «Да что же я тогда буду говорить – я ведь не исполняю то, чему учу…» А там звездочка такая, примечание, внизу приписано: «К пресвитерам не относится». Итак, пресвитеры, священники – обязаны учить. Не потому я учу, что я все это делаю, а только потому, что я обязан учить! Господь как сказал? «Тому, что учат вас, следуйте, ну, а уж как сами делают – это уж смотрите сами, различайте…»

Я недавно слышал одну историю, правда, не от нашего православного писания (но ведь всякая истина – от Бога, люди всегда стремились к истине, и Господь открывал им ее разными путями: «грядущего ко Мне не изжену вон»), но интересную. Я, может быть, не точно сейчас воспроизведу, но смысл таков: «Кто учится, но не рассуждает, не думает – бесполезно учится. А кто рассуждает, но не учится – это вообще погибельно». Так вот, когда у нас начинают рассуждать о каких-то вещах, не учась, то это погибельно.

Сейчас у нас модно говорить о проблемах Церкви, о проблемах вообще, о морали и т.д., ничего, мягко говоря, не зная о предмете. Даже когда и знаешь что-то, нужно задуматься об этом, чтобы уразуметь истину, чтобы это было применимо к жизни. Потому что истины-то даны нам, но истину надо еще уразуметь! Господь же говорил притчами, а слушатели ничего не понимали. Да если и не притчами говорить, человек может не понимать. Не зря у нас говорится: «я тебе русским языком говорю» или «нужно перевести на русский язык». Конечно, ты на русский язык переведешь, но если человек не стремится к этому, если не даст ему Бог, ничего он не поймет, на каком бы языке ты ему не говорил! А говорить-то нужно…

И вот, конечно, видимо, то, что такая идет война против Истины, против Слова Божия, совершенно не случайно. Какая масса информации обрушивается на человека сейчас! Иногда совершенно ненужной, а часто даже вредной. Уж очень мне вспоминается по этому поводу Александр Сергеевич Пушкин, очень хлестко он в свое время сказал в Евгении Онегине. Помните, когда Татьяна пришла в имение Онегина с решением узнать, на чем же вырос ее кумир, откуда эта личность набралась всего, что в ней было? (Потому что у нас своего собственного-то ведь очень немного, мы только чего-то набираемся! А чего набираемся – это уж зависит от нас). Так вот, она увидела два-три романа Байрона, где «был отражен тот век и современный человек довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом…» Хочется прямо прибавить: «и вредном». Думается, эти слова «озлобленный ум, кипящий в действии пустом» - это и есть рассуждение без учения, без основания.

Образование состоит из трех элементов. Первое: воспитание нравственности. Второе: умение правильно мыслить. И, наконец, третье место занимают только знания. Умение мыслить само собой не рождается, оно постепенно передается из поколения в поколение тем, кто стремится к этому.

Еще Аристотель когда-то говорил: «Множество знаний еще не предполагает наличие ума». И добавлял к этому: «Увлечение знаниями в пренебрежении нравственностью есть движение не вперед, а назад». То есть, кто же нам может об этом сказать, как ни Слово Божие, то, что нам заповедали Святые Отцы, разъясняя Евангелие, Апостольские Послания и многое другое.

Хотелось бы, чтобы люди поняли, что проповедь – очень важна. Проповедь Слова Божия и есть в этой притче: «Слово Божие есть семя. Когда падает оно при дороге и уносит его, птицы съедают его, диавол уносит, и забывается, не приносит плода. На каменистой почве прорастает, но не может укорениться, потому что земли мало, засыхает. Среди терния – заглушает терние». Правда, мне было непонятно, когда я услышал, что Оптинские старцы не очень одобряли книгопечатание. Я думал: как это странно! Ведь это же очень важно!

Да, важно. Они понимали, что Слово Божие печатать очень важно – чем больше его будет, тем лучше, но если уж начнут печатать, то больше печатать будут ненужного! Как и информация сейчас… Сколько говорится слов…

Я же выступал на программе «Голос пастыря», давали пять минут. Из двадцати четырех суточных часов «Слово пастыря» получало пять минут! А все остальное – «телеканализация», по всем каналам течет соответствующая информация…

Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы люди понимали важность возможности передачи слушателям Слова Божия.

Я приведу замечательный пример воздействия какой-то православной передачи. Один человек не был крещен. Коллега склонял его креститься, он был вообще-то согласен, но ведь это – дело Божие, и враг стал искушать его. И тут мысль такая: «если будет мне знамение, то не пойду креститься, а если не будет – тогда пойду!» И вот, он приехал в Москву из другого города (я попросил разрешения у него это рассказывать, поэтому я говорю с его позволения). Доктор наук, очень замечательный и приличный человек, встал и думает: идти или не идти. И включил динамик. А в этот момент как раз шла передача, и ему попались на слух как раз эти слова: «Род сей, лукавый и прелюбодейный, знамения ищет, но знамение не дастся ему…» Он говорит: «Получил!» Выключил, и приехал, и крестился…

Вот, как интересно, что одна такая передача такого человека – очень образованного и милого – так «поставила на место», помогла ему, по милости Божией, принять Святое Крещение.

Другой кто-то рассказывал, что одно время долго не ходил в церковь. Включает как-то приемник и слышит: «В церковь-то надо ходить, и чаще…» Причем – голосом знакомого священника. И ему тут же стыдно стало…

Это все отдельные примеры к тому, как эти передачи каждого человека стараются как-то подправить, помочь ему в жизни.

Это уже не говоря о том, что информация о всяких таких событиях, которые совершались и совершаются, свидетельствует о том, что все управляется Промыслом Божиим. Мой батюшка побывал на Соловках и в Кеми, был на одних нарах с выдающимися людьми, и пришел как-то к схиепископу Феодосию Коломенскому. И говорит: «Не знаю, как поступить…» А тот ему отвечает: «Положись на волю Божию!» - «Да я положился…» - «А чего ко мне пришел? В лучших руках дело!» И когда мы что-то начнем обсуждать (а он был уже старенький, 80 с лишним), он и скажет нам: «Ну да, а Бог-то?! Забыли, что ли про Бога-то?» Примерно так же отец Сергий Орлов, когда мы с одним батюшкой рассуждали о каких-то проблемах, даже канонического характера в Церкви, сказал: «Ну да, только про Бога забыли!» Ну, если этого не сказать, кто сам до этого дойдет? А это очень важно!

Поэтому, конечно, важность радиопередач «Радонежа», важность живого слова – просто первостепенна! «Вначале было Слово…»

Когда я еще был студентом, мой батюшка беседовал со мной о пастырском служении, и говорил о том, как важны исповедь и проповедь. Проповедь – вроде бы ясно, естественно. А исповедь?.. Потом только отец Тихон (Агриков), с которым Господь сподобил меня общаться в начале моего пастырского служения, сказал мне замечательные слова: «В наше время должна быть исповедь, как проповедь, а проповедь – как исповедь». То есть, то, что у нас называют общей исповедью – это не совсем то. Это проповедь на тему покаяния. Это тоже важно, потому что не знают, с чего начать, в чем заключается грех, даже этого не понимают.

Вот, я как-то побывал в Японии и посмотрел буддийские монастыри, я их никогда раньше до этого не видел. И там у них их «авторитеты» изрекали: «человек должен совершенствоваться». Значит, человек не совершен? А не совершен – значит, по-нашему, грешен. Но у них-то понятия греха нет, значит: совершенствоваться. Хорошо, допустим. А как совершенствоваться? У нас-то все ясно: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть. Я и Отец – Одно». То есть, вот нам дан пример, дан и путь: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь». Вот, и совершенствуйся! А если это для кого-то очень высоко, то послушаем Апостола Павла: «Подобны мне бывайте, как я – Христу». Или вот наш недавний праведник, отец Алексий Мечев говорил: «Когда не знаешь, как поступить, загляни в Евангелие: как Господь поступал в таких случаях, - прими это, на то и равняйся!» То есть, эта линия, или ниточка: от совершенства – к нам, и от нас – к совершенству, она как раз и передается через проповедь, через слово проповеди. Поэтому, конечно, очень важно и очень назидательно – эти радиопередачи.

Естественно, люди привыкают к Божественному: получают от Бога дары и привыкают к этому. Но у Бога-то вся полнота, а люди-то нуждаются в помощи! Нужно так же, как и храмы мы содержим (ведь люди содержат храмы своими пожертвованиями), мне кажется, так же помогать и радиостанции «Радонеж». Это нужно более конкретно, сейчас и Интернет есть, можно там дать информацию для тех, кто хочет участвовать в распространении Слова Божия.

Как говорил владыка Стефан (Никитин), который скончался во время проповеди в Неделю жен-мироносиц (я его лично знал, Господь сподобил меня с ним общаться): «Апостолы проповедовали, а жены-мироносицы служили Господу и Апостолам и своим имением, и своим трудом. И мы должны так же…» То есть, мы должны помогать тем, кто несет эту проповедь Слова Божия. И как говорил Апостол Павел: «Если я вам сею духовное, много ли будет, если пожну земное от вас». Конечно, он много не пожинал, он трудом своих рук питался, но это касалось Апостола Павла. Сейчас, конечно, совсем другие времена. Возможность передачи по радио Слов Божия – это, конечно, милость Божия. Как всему миру будете проповедовать Евангелие? Вот таким образом и проповедуйте!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+