Перейти к основному содержанию

21:29 22.07.2019

Прямой эфир: протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов отвечают на вопросы радиослушателей, гость программы Андрей Иванович Солодков - преподаватель сектоведения, миссиологии, истории религий в Российском Православном Университете

08.05.2015 10:12:29

- Как назвать грех, когда я не делаю того, что могу, по причине боязни исповедования православной веры перед людьми? Как с этим бороться?

Еще: Часто прихожу в уныние из-за того, что многим людям в жизни не повезло, а я здоровый, хорошая семья, мне здесь Бог благоволит. Должен быть благодарным и отплатить Богу добром, а не унывать? Что мне сделать Богу, чтобы доказать свое хорошее положение?

-Читаем -  в Писании есть такой текст – «И так кто разумеет делать добро - и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). И очень важно при этом, как тоже в Писании говорится, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Само ваше стремление делать добро во славу Божию как акт благодарения с вашей стороны по отношению к Богу очень похвально и правильно, например, в  Нагорной  проповеди – «да светит свет ваш пред людьми с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного». Воспринимайте любое доброе дело, сделанное вами, как акт  служения Богу. И это укрепит вас в вашем доброделании.

-Моя одна хорошая знакомая сказала мне, что дети в церкви должны стоять смирно как взрослые, не ходить по церкви, ничего не трогать,  не плакать, не шуметь. Если я не приучила своих к правильному поведению - то ходить с ними на целую службу нельзя. Нужно приучать их к церкви понемногу, а то такое поведение будет  отвлекать прихожан от молитв, и это будет еще одним моим грехом. Подскажите, так ли это? Я всегда думала, что к ребенку надо относиться по- другому, и даже  если он капризничает -  нужно его успокоить, если это не получается - тогда выходить из церкви.

-Ну, что можно сказать? Ваша подруга заботится о находящихся в храме, кому реально могут мешать ваши дети. Вы заботитесь о детях, что и должны делать, приходя вместе с ними в храм. Ваши интересы не совпадают и мешают вам обоим делать то, что вы должны делать. Со временем и ваши дети тоже могут привыкнуть к тому, как вести себя в храме.  О. Александр Шмеман писал в свое время, что если в храме раздается детский крик - то не надо против этого очень сильно протестовать.   Он  считал, если  детский голос возвышается в храме – значит,  у этого прихода есть будущее.  И напротив, если детей совсем не слышно, то, скорее всего,  у этого прихода никакого будущего нет. Богослужение предназначено и для взрослых, и для детей. Потому что таинственным образом благодать касается и тех,  и других. Библия даже свидетельствует о том, что дети еще во чреве своих матерей испытывают действие благодати. Например, про Иоанна Крестителя, когда он был во чреве своей матери сказано, что когда Дева Мария вошла в дом Елизаветы - то Иоанн Креститель взыграл от радости во чреве ее в Духе Святом. Поэтому как Господь общается со всеми маленькими детьми -  даже с нерожденными - мы не знаем. Поэтому мы не можем отлучать детей от Богослужений только за то, что они шумят.

-В молитве «Отче наш» есть слова: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Объясните, что  означает  «искушение» и «лукавый»?

-Надо прямо сказать, что Господь никого не искушает, как сказано в Писании. Но каждый обольщается собственной похотью. А если говорить об тех искушениях, о которых мы просим Бога в молитве Господней, чтобы Он нас от них избавил, имеется в виду, что Бог может нам попускать искушения.   Но при этом всегда надо помнить, что Господь никогда не  попускает искушений нам сверх наших сил, как сказано в Писании. Но в  самом искушении Он  посылает нам и некое облегчение. А если попытаться понять, о чем эти слова: «Но избави нас от лукавого» - это  значит  следующее.   Лукавый - это, прежде всего, дьявол, но не только дьявол. Лукавые  люди могут делать и свое окружение лукавым. Когда, например, на скамейке перед подъездом сидят люди, судачат о других людях. Какие-то  интриги плетут против кого-то. Поэтому под лукавым мы можем понимать и дьявола, и тех людей, которые втягивают нас  в свой образ жизни, что они всех осуждают и всеми недовольны. А есть такие  псевдорелигиозные организации, кружки, где только и занимаются тем, что выстраивают интриги, кто-то с кем-то соперничает, и так далее. Всего этого хватает в мире. Поэтому когда мы просим, чтобы Господь избавил нас  от всего этого - мы просим, чтобы Он  дал нам силы все это переносить. Если по отношению к нам применяется лукавство. А то, что главный лукавый  - это дьявол, это тоже очевидно, потому что дьявол называется в Писании первый человекоубийца. Хотя из Библии мы видим, что первый убийца Каин, но в самой Библии и дьявол называется первым человекоубийцей. Изначала человекоубийца. То- есть каждый грех в этом смысле повторяет действие дьявола. Его падение было столь велико, что в этом  падении присутствовали самые разные грехи.    Так можно сказать.

-Боюсь считать свои дела добрыми, чтобы не возгордиться и порой убеждаюсь, что не делаю ничего доброго и Бога за это не благодарю. Стараюсь быть смиренным, за что в глазах других, в частности -  отца, кажусь лодырем, скучным, не радующимся жизни. А я не хочу радоваться мирскому, когда есть Бог. Что бы Вы могли мне посоветовать, батюшка, чтобы идти прямо по пути истины и не сомневаться в своих деяниях?

-Ну что я могу сказать? Поступите так, как советует церковь. По окончании вечерних молитв в Каноннике об этом говорится: все доброе, что сотворили в течение дня надо приписать Богу. А все злое себе. Да и в посланиях Иакова так сказано: «Всякое даяние- доброе, и всякий дар совершенный исходит свыше от Отца Света». То - есть если мы можем творить подлинно доброе,  то это как бы благоухание Христово, которое через нас распространяется, и себе мы особенно  - то это приписывать не можем. Потому что всякое благое деяние тоже нам ниспосылается Создателем.

Очень важно вспоминать такие призывы апостолов и Христа, когда они нас призывают к радости. А, кстати, Христос нас призывает не только к радости, Он очень часто говорит: не бойся! Это связано с тем, что мы все очень много чего боимся. Например, молодые люди боятся, что они не поступят в учебное заведение. Пожилые боятся, что им не выплатят пенсию, что они останутся без медикаментов, без еды. Кто-то боится еще чего-то. Человек почувствовал себя плохо. У него уже подозрение, что это страшная болезнь. И постоянно этот страх вокруг нас бегает и в нас присутствует. А как раз радости, духовной радости, она не крикливая - духовная радость, она тихая, спокойная - ее  не  хватает. А  ведь ею мы как раз и можем вытеснить этот страх. Если мы все воспринимаем как из рук Божьих. Всё - и болезнь, и страдания  - мы во всем видим смысл. Религия все наполняет смыслом. Там, где безбожник скажет: это бессмысленно, взял человек и заболел, ему ставят смертельный диагноз. А в религии как раз наоборот: все имеет смысл.

-Я не проверял, но говорят в Библии 365 раз написано: не бойся. Может быть, символично на каждый день в году?

-Потому что каждый день в году мы испытываем какие-то страхи. Человек на работу идет и думает: а что это меня вдруг  вызывает начальник, зачем, может уволить хочет или что-то еще?

-  По  Церковному календарю пост начинается с 6 вечера до 6 следующего дня. Я так пощусь.  А когда готовлюсь к причастию – там написано: можно  кушать только до 12 ночи.

-Бывает такая проблема. Человек, например, в среду вечером говорит: все, среда кончилась, и начинает кушать скоромное.   А в другой ситуации он меняет все, говорит: идет непостный день, надо посмотреть, как с 12 часов? Двойные стандарты. Поэтому если ваш день начинается с заходом солнца, с вечерней службы, то он и заканчиваться должен с заходом солнца.  А если вы установили для себя, что день  считается  с 12 ночи до 12 ночи следующего  дня - то в этих рамках и надо действовать. То- есть из этих рамок не выходить. Потому что иногда мы можем что-то под себя подгонять, подстраивать, а это не всегда правильно.  То, что церковный богослужебный день начинается вечером - это очень древняя традиция. Как в Писании сказано: и был вечер, и было утро – то - есть день другой. И сегодня мы говорили как раз на передаче в 19 часов, почему так спешили Христа снять с креста, Его распяли - то в пятницу, но суббота начиналась по закону Божию именно в пятницу,  с заходом солнца. Им  надо  было  успеть.  Поэтому очень спешили быстрее снять повешенных на кресте, и разбойникам даже перебили голени, чтобы они быстрее умерли, и их можно было снять. Потому что погребение и любые подобные действия надо было делать до начала субботы.

-«Приобретайте друзей себе богатством неправедным» – я не совсем понимаю.

-Я заметил, что этот вопрос постоянно возвращается в студию где-то раз в 4 месяца. И вообще есть ряд вопросов, которые возвращаются.

 Святые отцы объясняют четко, что богатство неправедное - это все что человек имеет в этой жизни. Во-первых, все, что связано с человеческой жизнедеятельностью. Возможность видеть, слышать, обонять, осязать, возможность иметь небо над головой и землю под ногами. То есть все, что Бог нам дает в этой жизни, мы должны вернуть Богу. А все это называется богатством неправедным потому, что мы никак не оплатили возможность все это иметь. Дышать, видеть луну, звезды, солнце -  все это нам дается даром. Мы это не заслужили. Это  награда для нас.  Поэтому богатство неправедное -  это все, что человек имеет в этой жизни. Конечно же, то, что  Господь ему посылает, какое-то материальное благополучие…. Но опять же Библия запрещает жертвовать деньги на храм Божий, если они  связаны с человеческими грехами.  Об этом говорится в 4-ой книге Царей. Что  такое  пожертвование грех на храм Божий не принимается. Здесь есть некие этические ограничения,    в каком случае мы можем принять пожертвования, в каком - нет. И такого не бывает, чтобы и украл, и на Бога дал. Это недопустимо. Поэтому под богатством неправедным надо понимать все то, что мы имеем в этой жизни.  Мы и  так   задолжали Богу фактом своего существования, например, посмотрите вокруг себя -  многие ваши сверстники покинули эту жизнь, а мы живем, существуем как-то. Мы всем обязаны Богу. И поэтому мы должны Богу вернуть Богово. А  о Боге сказано, что мы Им живем, движемся и существуем. Поэтому и сказано, что все, что мы имеем - мы это не заработали.

Там речь идет не о земной ситуации. Там речь идет о земных действиях человека, конечно, но там сказано, чтобы, когда вы оскудеете  - вас взяли бы в небесные обители. Если украл и кому-то  дал - как это поможет войти в Небесную Обитель? Друзья  - имеются в виду ангелы. Если я свою жизнь посвящаю Богу, если возможность видеть использую, чтобы увидеть проблемы ближних, возможность слышать поможет услышать их жалобы, просьбы какие-то  - то моими друзьями становятся ангелы, которые имеют попечение не только о  людях, но и о животных, о природе. И когда мы внимательно посмотрим контекст любого текста - сразу становится более понятно, о чем идет речь.

-Можно ли читать акафист за единоумершего, если умерший не родственник? И можно ли читать его в пост?

-Дело в том, что мы, православные, должны предпочитать любому акафисту каноны. Вот если мы читаем каноны - это более канонично. То - есть более правильно. Потому что если говорить об акафистах -  конечно, некоторые акафисты с древних времен присутствуют в нашей традиции. Это, прежде всего, акафист Божьей Матери. А если говорить о множестве  акафистов, благодарение после причастия, например -  то не надо опускать канонические молитвы и заменять их акафистами. Как я уже объяснял, мы не всегда знаем, кто составлял эти акафисты,  что за люди. Потом сама эта традиция акафистов проистекает из католических литаний. Это молитвословие, принятое в Римской церкви, когда повторяются одни и те же фразы. И здесь мы должны иметь вкус, чувство меры.  Так что мой совет: выбирая между каноном и акафистом -  выбирайте канон.

При всем при этом мы должны дорожить канонами церкви.  Канон за болящего, за единоумершего и т.д. - все же это есть,  и это нам должно быть ближе. Хотя мы и к акафистам нормально относимся. Потому что есть такие влияния, которые были приняты и достаточно органично вошли, хотя и чуждого происхождения.

-К нам присоединился Андрей Иванович Солодков. Преподаватель сектоведения в Николо- Перервинской семинарии, миссионер Юго-Западного викариатства г.Москвы.

А.И., Вы участвуете в разных религиозных диспутах. Я недавно смотрел на просторах интернета ваш диспут с адвентистами седьмого дня. Расскажите, как Вам удается организовывать такие диспуты, как они проходят?

А.С.: - Здесь договариваешься,  когда приглашают в какой- либо регион- то там уже либо священники, либо миссионеры, когда идут к сектантам - они договариваются о диспуте. Когда-то соглашаются, когда- то не соглашаются. Если видели последний диспут, то, наверное, заметили, что картинка была не очень четкая, потому что согласие на съемку было дано в последние минуты. А когда я был в Вятке, редко когда давали именно это снять или записать. Вот в Вятке мы пришли к баптистам, есть такой о.Константин, он идет, договаривается. И они говорят: ну, может быть, давайте вначале обсудим. И когда мы пришли - они вроде бы согласились, но их так называемый дьякон, когда спросили, можно ли записать - ответил, что можно, но только без звука. Вот такая анекдотичная ситуация. То- есть редко когда удается записать. Сама организация проходит с использованием советов из вашей книги «Школа диспута». И это договор, прежде всего, по электронной почте, когда я списываюсь со священниками, с миссионерами тех или иных регионов России - они уже подготавливают почву. И там уже бывает договоренность, что будет диспут по такой-то  схеме, кто говорит вначале, выбирается какая-то конкретная тема.  20 минут говорят они, 20 минут говорим мы. В этот раз была тема с адвентистами седьмого дня. Кто знает их учение -  они не верят, что после смерти существует душа. Они говорят, что после смерти действует  такая схематичная, математическая схема. Миллер, основатель их организации, вел эти расчеты. Они ссылаются на «Бытие» 2 глава, 7 стих, где говорится: «тело плюс дух равняется душа». И вот говорят, что если человек умирает, что тело уходит в землю, Дух к Богу возвращается, а душа просто сама по себе исчезает. Но мы знаем: то, что Бог сотворил- исчезнуть никуда не может. И там, в диспуте дошли до того, что они начали говорить: вечные муки не будут вечными, огонь -  это временный огонь, он когда-то потухнет. И там произошло такое, что по их логике и вечное блаженство тоже исключается.  Есть четкий стих в Евангелии   от Матфея: «пойдут в муку вечную».  Если его интерпретировать как-то иначе -  то это будет насилие над текстом. Ну, сам диспут прошел, можно в интернете посмотреть. Он и вконтакте есть, и так. В яндексе можно набрать: «Солодков Андрей Иванович. диспут с адвентистами. Понимание души в священном Писании».

О.Олег: -А в каких городах такие диспуты были проведены?

А.С.:-В Бузулуке, в Вятке.

Ведущий:- Многие свидетели Иеговы становятся со временем православными.

А. С.: - Не хочу хвастаться, но сегодня мы посчитали, за 1,5 года существования Миссионерского центра присоединились 32 человека. Считаю, что это немало.

о.Олег: - Из каких сект?

А.С.: - Идет поток харизматических сект. Это где-то 50%.  Последние два человека - из ислама, одна женщина -  там нелепая ситуация была, как она туда попала. И  одна из Римо-католической церкви. Причем она во взрослом возрасте приняла католическую веру.  Когда спрашивали: почему? Она  отвечает: Ну, зашли, чисто, приятно, приятные люди. А потом, когда она пришла - я спросил: почему вы хотите перейти в православие, раз вы во взрослом возрасте приняли Римо-католицизм? Она так ответила: я хочу быть единой по духу со своим народом.  Я сказал: ну, это веская причина.

Ведущий: -А.И., ко мне сейчас знакомый подошел, который стал увлекаться родноверием, он такой вопрос задал, понимая, что совесть обличает: «А можно мне стать крестным?» Я сказал: нет, конечно. Он очень удивился. Я ему сказал, что он отпал от церкви. Касаемо язычников, родноверов- как они возвращаются в православную церковь? Им надо будет проходить чин присоединения?

А. С.: -Да конечно. Язычество - это страшное отпадение от Бога, поклонение стихиям, идолопоклонство.  Язычник начинает поклоняться твари вместо Творца, чтобы спорить с ними, нужна  особая подготовка. Я сталкивался с язычниками, они ведут себя очень агрессивно. Люди, с которыми сложно  говорить. Глаза круглые, общения нет никакого. Диспута нет.  Нет точки отталкивания. Священное Писание не признается.  Если с оккультистами проводим диспуты, хотя бы Блаватскую можно почитать, Рериха. Например, Блаватская  в одном письме пишет:  «Есть ли у вас книги «Добротолюбия», я советую вам читать, мне их даже с Афона привезли. Но с Антонием Великим спорить сложнее всего». То- есть там видно из письма, что она хочет прилепиться к православию, какую-то маску надеть, вот, «Добротолюбие». Для чего человек читает Писание -  для того, чтобы уже заранее протестовать  против того, что там написано.

о.Олег: - Я заметил, у харизматиков такая есть крайность, она  тоже и других встречается.    Когда они не могут отвечать по Священному Писанию - они начинают переходить на личности. Обсуждать отдельных людей. Вот это настоящий проигрыш. Когда на Библейскую цитату отвечают не Священным Писанием, а пытаются навести дурной эмоциональный фон на  общую ситуацию. Начинают критиковать какого-то человека. Что называется - выдохлись, нечего сказать. И вот вам приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда во время диспута вы их начинаете  возвращать в Библейское поле, а они говорят на какие-то отвлеченные, абстрактные темы.

А.С.: -Есть. Особенно, как Вы правильно написали в заметках, Ваш диспут в Обнинске, на котором мы присутствовали с харизматиками. Вы все время их возвращали и говорили: «Дайте ответ из Священного Писания!» Уже даже прихожане из зала начали вставать, что-то помогать, говорить.  Тоже можно увидеть в интернете.

о. Олег: - Я помню, дал один диспут на рецензию о. Андрею Кураеву. Это был диспут с сектантскими лидерами одного течения. И он прочитал и звонит мне и говорит: как будто это игра в шашки - поддавки.  Как будто они вам поддаются. Я говорю: «Записи есть, посмотрите». Иногда людям даже не верится, неужели они не могут ничего возразить?

Похоже, что сектанты готовы общаться с людьми, которые напрочь не знают  Священного Писания. Но если они чувствуют у человека достаточно определенную, четкую Библейскую позицию -  они сразу начинают переводить стрелки на отвлеченные вещи. Критиковать этого миссионера или церковное руководство -  все, что угодно.

А.С.: -Вот такой пример, когда даже идешь по улице - те же свидетели Иеговы пристают с дежурным их вопросом: знаете ли вы имя Бога? Если начинаешь говорить, какое вас больше интересует - Адонаи, Эль, Яхве - они сразу: стойте, стойте, начинаешь их догонять. А когда хочется поговорить, помиссионерствовать среди них, говоришь: дайте телефон, не раскрываясь сразу по заповеди Христовой: будьте просты, как голуби; мудры, как змеи - то не стоит так сразу. Но в диспуте хочу сказать: главный принцип для православного миссионера-четкость рассуждения. Бывают иногда ошибки. Не только у сектантов. Бывает, что миссионеры сбиваются и перескакивают. Это говорит о не очень хорошей подготовке миссионера. Поэтому для миссионера главный принцип в диспуте: не говори всегда,  что знаешь, но знай, что говоришь.  Не перескакивать с темы на тему, не говорить, если ты точно не знаешь эти тексты, и о чем они говорят. Был курьезный момент, когда я слышал этот диспут. Когда начали говорить о бессмертии души и там приводили один  положительный момент.   Когда -   помните Самуила?- было вызывание духов, и  сказали: это положительный момент, так можно общаться с мертвыми, и как-то пошла молитва за умерших. Это нелепый пример, конечно,  который был приведен.

О.Олег: -Неугодно Богу, когда вызывают души умерших.

Это граничит с колдовством с магией.

А.С.: -Но опять же здесь в диспуте, когда его проводить - необходимо помнить, уже говорили об этом, принцип, о котором говорит Ириней Лионский. Он пишет, что  невозможно лечить больных, не зная причины  их нездоровья. Поэтому некоторые были намного искуснее меня, но не могли одолеть ересь Валентина, потому что в точности не знали учений.

О.Олег: - А Григорий Нисский пишет в начале Большого огласительного слова:  «Для каждого заблуждения- свое лекарство. То, как  мы врачуем иудеев- это не то, как мы врачуем язычников, то, как мы врачуем язычников -это не то, как мы врачуем еретиков».

А.С.: -Это не как в армии: вот тебе таблетка, половина от головы - половина от живота.

О.Олег: - К сожалению, есть некоторые религиоведы, которые  этого не понимают. А это же завет апостола Павла: «Что для иудея как иудей……

Иногда от меня требуют, чтобы я разговаривал с сектантами так же, как я разговариваю с православными. Почему? Если для каждого заблуждения должно быть свое лекарство - надо разбираться в заблуждениях. Ведь поставить правильно диагноз -  это же полдела.

А вот меня интересует, А.И., такой вопрос – вот, диспут прошел. Какие-то отношения с людьми выстраиваются после  него  и  в  каком  виде?

А.И.: - Помню,  когда закончился диспут для меня -  человек без всякого пафоса сказал: «Спасибо, вы нам открыли очень много интересного». Когда мы уже выходили, со мной было два священника, к ним подошли 5-6человек, в аудитории присутствовало человек 15, спросили, есть ли у вас православные кружки? Вы  действительно изучаете Священное Писание?  Пошел обмен контактами. Еще - когда проходит диспут, для миссионера очень важно иметь визитку, очень важно указать, где проходят  беседы.   Прошел диспут - а куда потом обратиться? Потому что у людей возникают сомнения апостола Фомы, ищущие. Не надо думать, что в секте все люди - это зашоренные сектанты. Есть те, которые видят несостоятельность учения, и после этого диспута хорошо бы раздать визитки. Что я делаю, мои контактные данные, где у меня в интернете можно найти какие-то странички. Люди заходят, они добавляются в контакты, идет общение. И важно указать Центр реабилитации. Вот у нас, например, в Москве, в Юго-Западном  викариатстве есть Центр преп. Иосифа

Волоцкого, Преподобному  в этом году 500 лет. И каждый вторник с 15-19ч.  человек может туда обратиться для консультации. Адрес: Ул. Академика Челомея, 3Б. Храм Преображения Господня в Старом Беляево. м. Калужская.

о.Олег: - А если сейчас эту передачу слушают и не только  православные люди, а и сектанты, что,  если мы предложим этим людям прийти в ваш Центр, и вы только с Библией в руках ответите им на такие вопросы:почему мы крестим младенцев, какая форма креста: столб или крест, почему у нас иконы? Может, это затронет кого-то из случайных слушателей наших передач?

А.С.: -Всегда с радостью жду и для этого я там и нахожусь. Было такое. Приходили люди и мы беседовали. Здесь важно всегда помнить слова апостола Петра:  «С кротостью и смирением дайте ответ в своем уповании». Здесь не надо проводить диспут с пеною у рта. Здесь нужно относиться к этим людям с долей любви. Потому что люди попали туда по заблуждению, как говорит об этом апостол Павел, что не надо сообразоваться с этим веком, миссия церкви не состоит в том, чтобы юридически запретить все церкви.  Конечно, если касается криминала - то правоохранительные органы должны вмешаться, но наше дело, дело миссионера - это привести к евхаристической Чаше в единении любви того  человека, который отпал. Вот это главная цель. Если миссионер эту цель поймет, то я  с радостью приглашаю этих людей. Мы с Библией в руках можем посмотреть предания, Писание, иконопочитание. В  Священном Писании есть на эти вопросы все ответы.

о. Олег: -А.И., я вот недавно был в  одной епархии, и там мне сказали, что к ним приезжали из Москвы какие-то миссионеры, православные религиоведы и сказали, что в  сектах людей зомбируют, и поэтому объясняйте им по Писанию, не объясняйте- они вас все равно не услышат, это бесполезно. А может быть эти горе - миссионеры таким образом зомбируют и православных миссионеров в православных епархиях, внушая им страх перед сектантами, что они абсолютно непробивные. Что вы можете сказать по поводу  того, что появился такой странный тезис?

А.С.: - Я думаю, что это не совсем так, и могу сослаться на свой маленький опыт своего центра, всего около двух лет. Это 32 человека, присоединеных к русской православной вере. Харизматы, баптисты. Могу сослаться на тот опыт, о.Олег, когда я вам помогал на Большой Ордынке. Миссионерским отделом РПЦ было проведено исследование,   по - моему, с 1995 по 2005 год, если я не ошибаюсь. За 10 лет к РПЦ было присоединено 1800 с чем-то человек. То- есть люди слышат. Слышат, если  к ним обращаются. А если их просто таскают по судам, то  конечно, кто пойдет? Когда предлагается не диалог, а диспут - я всегда это подчеркиваю. Диалог предполагает две равные стороны. А диспут - « Мы-церковь, и мы призываем людей, чтобы они пришли к единению во Христе".

О.Олег: - Мне очень понравилось, как в храме  Христа Спасителя на последнем миссионерском съезде Патриарх как раз поднял  вопрос   о неправильных диспутах. Он говорил: не загоняйте людей  в угол. Надо всегда оставлять дверь приоткрытой. То- есть если с позиции агрессии проводить диспут- то мы человека загоняем.

А.С.: -С позиции церкви не вам мне говорить, о.Олег, что у церкви есть ответы на все вопросы. Но смысл не в том, чтобы  загнать в угол какой-то цитатой. Такой  миссионер губит и человека, которого загнал в угол, и тот не знает что делать, и  себя. Почему? Потому что сам в такой гордыне возрастает: вот как я его уделал!

О.Олег: -А, может быть, люди, которые неспособны говорить с Библией в руках, выдумывают какие-то концепции, что вот, они зомбированные, до них не достучишься. Они, может быть, оправдывают  свою  лень.

А.С.: -Да, богословская некомпетентность. Не  хотят  дотягивать человека, чтобы провести достойный диспут с тем или иным оппонентом.

Ведущий: -А.И., А вот кто, о достоинстве заговорили, кто может проводить такие диспуты? Что посоветуете тем, кто по воле или неволе бывает их участниками?

- Герман Стерлигов сейчас развил достаточно бурную деятельность, может, даже и миссионерскую. Может, вы что-то ответите по этому поводу?

О.Олег: - Вы разве общались с Германом Стерлиговым? Нет? Я общался несколько раз. Но   я думаю, что за отсутствием Стерлигова здесь мы не будем обсуждать его. Мне кажется, не стоит делать в эфире вопросы по персоналиям. Это очень неправильно. Если бы вы спросили о каком-то вероубеждении человека, например, озвучив, то, что вам кажется заблуждением, мы бы вам на это ответили. А вешать клеймо на того или иного человека, я думаю, не стоит.  Мы поставим человека на суд, не выслушав его, это не правильно.

-Вернемся к вопросу, а все ли могут заниматься миссионерским служением?

А. С.: - Я думаю,  что как апостол Павел пишет  в посланиях к Ефесянам,  что один Господь, одна вера, одно крещение.  Или к Коринфянам: Дары различны, а Дух один и тот же.  Один имеет Дух веры, другой - следующий дар, там перечисляется 12 даров. Взаимодополняемые. Церковь - это не просто один орган. Если все будут  язык, то он будет никому не нужен. Церковь - это и руки, и ноги. Господь говорит: Я Глава, а вы Мои члены, а порознь вы ничто. Поэтому, думаю, не каждый может быть миссионером. Миссионерство -это все- таки призвание, и диспуты с людьми, которые лучше должны вести все-таки специалисты. А вот люди, которые миссионерствуют - во многих епархиях правильно так делают -  они подготавливают диспут. И когда миссионер приезжает - уже почва подготовлена. Я вот зашел в молитвенный дом адвентистов - они все с ними договорились, там все готово, кто что. Только уже с Божьей помощью  миссионер проводит свой чисто богословский диспут по  конкретно заявленной теме, и тогда это дает хороший успех.

О.Олег: -Что такое  сорочинские встречи? Что это за формат общения?

Ведущий: - Формат общения этот начался буквально три месяца назад. Ну, может быть, он привычен для православных. Приглашается гость в помещение. В данном случае это Никольский храм Новосспаского монастыря. По выбранной теме  приглашаются священники, известные спортсмены. Хотел подчеркнуть, что молодежи как раз сейчас не хватает таких примеров. Потому что молодежь сейчас не готова, может быть, еще слушать священников, поэтому им важны примеры известных спортсменов, верующих, конечно же. В той среде, которая им близка. Чаще тем языком, который им понятен. Совмещение. Спорт сейчас - это тоже колоссальное непаханое поле для миссии. Спортом  объединяются миллионы людей.

О.Олег: - Сколько людей собираются на эти беседы?

Ведущий: - С каждой встречей все больше и больше.

О.Олег: -Вот я хотел спросить всякий может прийти, с улицы?

Ведущий: -Может всякий. Ограничений нет.

О.Олег: -Мне что понравилось? Что у вас очень много молодежи. Когда молодые люди видят таких же, как они- это их вдохновляет. И когда в зале тишина, и все внимательно слушают, даже если человек что-то не понимает до конца - он начинает подражать другим.

Ведущий: Я вот секрет один раскрою. Отец  Димитрий Смирнов после лекции просто подошел и спросил с удивленным лицом: «Где вы их взяли?  Такие светлые лица, молодые люди с верой в глазах. И полным- полно людей. Очень радостно в первую очередь. И даже  люди не все помещаются, но в тесноте - не в обиде.

о. Олег: - Мне очень правится слушать лекции о. Дмитрия Смирнова.  Меня это так вдохновляет! Человек в возрасте, но такой энтузиазм от него исходит, такой здоровый христианский оптимизм!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+