23.07.2015 08:42:39
Протоиерей Александр Абрамов
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/07/16/21-00.html
В заповеди говорится «возлюби ближнего своего как самого себя», значит, себя надо любить. С другой стороны, как себя любить, если надо считать себя самым грешным, грешнейшим из людей, не превозносится, чтобы таким образом не показывать свою гордость?
- Я не знаю, откуда берется мнение, что нужно считать себя самым грешным, но вот даже здравый смысл Вам подскажет, например, что Гитлер Вас точно грешнее, и считать себя самым грешным – это какая-то такая ошибочная позиция, она является обратной стороной превозношения. Мне один старый священник подсказал, как реагировать вот на такие вещи. Подходит человек и начинает за исповедью причитать: «Я – человек самый грешный на свете, хуже меня никого нет, я ужасен, я всеми грехами грешен». И мне один старый батюшка говорит: «А ты спроси человека: «А вот вы велосипеды-то воровали когда-нибудь?». И я задаю этот вопрос, человек в изумлении на меня смотрит и говорит: «Нет, не воровал». – «Почему Вы тогда утверждаете, что всеми грехами грешны? Значит один грех уже точно минус». А если пойти серьезно изучать эти вопросы, выяснится, что Вы не всеми грехами грешны. И одной из сторон подлинного смирения является способность не наговаривать на себя. Если у Вас хорошее и мирное расположение, к чему нагонять тучи? Мы с вами ошибаемся, мы с вами прокалываемся, но мы должны иметь возможность вставать, уметь это делать, стараться это делать. А потом, Вы сказали «чтобы не показать себя горделивым», а кому показать? Господу невозможно себя показать хорошим или плохим, мы же не на показе таких «духовных мод», мы не на подиуме, Господь и так знает, какое наше сердце, и так видит. Наша задача не в том, чтобы себя как-либо показать, а в том, чтоб кем-либо стать, наша задача состоит в том, чтобы стать хорошим, добрым христианином, а добрый христианин, в первую очередь, человек трезвомыслящий. Трезвомыслие, в свою очередь, состоит в том, чтобы объективно посмотреть на себя: вот здесь у меня есть ошибки, вот здесь по мне бьет дьявол, а здесь, пока, слава Богу, с Божьей помощью я оборону держу правильно. А «полюбить себя», это не значит в неге все время находится, лежать на шезлонге на пляже и чтобы вам подносили коктейли, а быть способным увидеть свои сильные стороны и поставить их Богу на службу, постараться Христу потрудиться, причем не размышляя. Мы можем быть полезными Христу, если мы заботимся о том, чтобы наша душа не становилась злее, ну нужно искать все время наград – ищущий награды лишается награды в Царствии Божием.
Княгиня Ольга в крещении Елена, почему ее поминают как Ольгу, а не как святую Елену?
- Со временем имя Ольга стало вполне христианским, таковым оно было и в варианте, например, Хельга еще и до крещения Ольги. У нас и князь Владимир был крещен с иным именем, и многие-многие из наших первых святых были крещены с другими именами, но сам их подвиг сделал и их первое имя именем христианского святого. И поэтому княгиня Ольга – такая же святая угодница, как и любая другая, и поэтому день ее памяти, связанный со знанием Церкви о том, что, например, в этот день она преставлена или рождена, остается на своем месте. Т.е. проще говоря, мы не празднуем Ольгу как Елену в отдельный день, день памяти Елены, а празднуем Ольгу на самостоятельном месте, потому что она стала одной из первых русских святых, и ее имя обрело самостоятельное значение.
Я хочу поменять на могиле родственника старый, облупившийся, деревянный крест. Скажите, можно так по христианскому обычаю один крест заменить на другой?
- Да, можно, надо только позаботиться о том, чтобы тот крест, который Вы снимаете, чтобы он был должным образом утилизирован, лучше сжечь, чтобы он там не валялся, не поругивался, не подвергался каким-то природным воздействиям. Если Вы ставите новый крест, то старый должен быть утилизирован.
Вы сказали, что не нужно на себя лишнего наговаривать и считать себя хуже всех, а ведь в «Добротолюбии» преп. авва Исайя пишет, что «верх премудрости - считать себя хуже всех и ничего не знающим», и некоторые святые отцы даже считали себя хуже дьявола. Как это сочетать с тем, что простые миряне приходят на исповедь и каются? Какого держаться пути?
- Вы называете книгу «Добротолюбие», Вы упоминаете авву Исайю, а потом говорите «как поступать простым мирянам?». Так вот, «Добротолюбие» - книга для монашествующих, авва Исайя – это инок, и то, что он написал для монашествующих, есть какой-то очень для нас с вами отдаленный идеал, который, если мы когда-нибудь достигнем в своей жизни, это было бы конечно очень хорошо, но, думаю, что это такая задача, которая абсолютно недостижима. Но даже и в этом случае, если бы Вы посмотрели весь круг монашеской литературы, то никогда монах, например, не говорил другому монаху: «Вот я – абсолютная пыль, я никто, я ничего не значу». Потому что есть вещи, значительно выше, чем монашеская литература, это Евангелие. А в Евангелие говорится: «И вы войдете в славу звания чад Божиих», а разве такое может быть, что чада Божии – это никто? А если сказано, что человек создан по образу и по подобию Божию, разве это ничего не значит? Неужели образ и подобие Божие – это «никто» и «хуже всех людей»? А неужели так бывает, что каждый человек в своей жизни до такой степени оскотинился, что полностью в себе стер образ и подобие Божие? Тогда кто составляет Церковь?.. Поэтому, я думаю, что, как Вы выразились «простые миряне»… Я честно говоря, никогда не видел «простых» мирян, все - непростые, все – сложные, у всех какие-то свои жизненные проблемы и трудности, но я думаю, что вот те, кого Вы называете «простыми мирянами», т.е. мы с вами, приходя к исповеди, должны приносить реальные проблемы, а не придуманные, а для этого нужна очень простая вещь – нужен трезвый, здоровый и спокойный взгляд на себя. Что значит «спокойный»? Спокойный подразумевает то, что я, зная все свои проказы, прегрешения и шалости, все равно уверен и никто меня не сдвинет с камня этой уверенности, что Христос хочет мне спасения, как говорит апостол «хочет всем человекам спастись и в разум истины приити». И когда я начинаю кликушествовать и кричать, что я хуже всех людей, я просто показываю себя человеком глупым, безответственным и совершенно не христианского настроя, потому что это ничего общего с христианством не имеет, это обычный духовный мазохизм. А вот если я прихожу и страдаю о своем грехе, настоящем грехе, а не придуманном, и плачу о нем, то тогда я двигаюсь в сторону исцеления, и тогда авва Исайя, которого Вы упомянули в своем вопросе, тоже будет с нами, и тоже подскажет нам, как двигаться дальше.
Недавно в храме, в который я хожу, была проповедь, и там батюшка достаточно пространно затрагивал такой вопрос о том, как мы должны молиться друг за друга. В принципе, мы знаем, что в Святом Писании сказано «молитесь друг за друга», батюшка минут пять взывал к тому, что мы непосильную ношу на себя взваливаем, молясь за самоубийц, за невоцерковленных людей, за тех, кого не знаем, о ком нас просят помолиться знакомые, друзья. И я впала в некоторое сомнение, так все-таки за кого нам следует молиться? И как?
- Есть люди, о которых мы молиться либо не в силах, либо это более, чем наши силы. Я уверен, что такие люди обязательно найдутся, если мы мысленно окинем взглядом свое окружение. Молиться о самоубийцах человеку очень тяжело, потому что этот грех превосходит всякое возможное человеческое разумение. А бывают люди с настолько тяжелой жизненной историей, что нам трудно за них перед Богом заступаться, потому что мы все еще зеленые и незрелые перед Христом. Мы не можем хвататься за молитву обо всех, пока не поймем, в наших ли это силах, но отказывать на этом основании в том, чтобы помолиться о ком бы то ни было, нельзя. Если речь идет о людях близких, мы знаем их историю, у нас есть у каждого такая история болезни, мы ее можем пролистать и понять – тут у меня сил хватает об этом человеке Бога просить, а тут не хватает, и тут надо просто разумно себя повести. А если Вас просят о каком-то незнакомом помолиться, если вас просят о человеке, о котором Вы едва слышали, помолиться, тут надо просто разобраться, что такое «помолиться». Я абсолютно не поверю в то, что Вы сделаете занятием всей своей жизни поминовение этого человека. Я уверен, что Вы поступите так, как, кстати, советовал поступать свт. Феофан Затворник, он говорил: «Самая правильная и самая простая молитва – вас просят помолиться «помолись о новопреставленной Анне», а ты не знаешь ни кто такая эта Анна, ни при каких обстоятельствах она преставилась, да и самого просящего знаешь мало, перекрести лоб, скажи: «Господи, помяни новопреставленную Анну», и всё, и оставь это дело. Самая сильная молитва – это та, которая произносится: «Господи, прости и помилуй такого-то человека» в момент обращения. Ты не можешь каждую секунду об этой новопреставленной Анне молиться, ты через какое-то время все равно о ней забудешь, потому что она тебе не близкая и вас ничто духовное не связывает, но ты в состоянии попросить Бога о прощении любого человека, в том числе тебе и не знакомого».
Много говорят на «Радонеже» о том, какую ответственность несут крестные за тех, кого они крестят в младенческом возрасте, а если мы помогаем взрослому человеку креститься (бывает, что он потом отходит от веры, и ты не имеешь возможности воздействовать на него), какую ответственность в этом плане несет человек, который как бы выступает крестным взрослого, уже сформировавшегося человека?
- У нас есть совершенно неправильное представление о роли так называемых «крестных». Хотел бы еще и еще раз сказать, что никаких «крестных» в Русской Православной Церкви не существует, существуют «восприемники» - те, кто воспринимает от купели крещаемого человека. Назвать восприемника крестным – это как в аптеке мы говорим: «Дайте марганцовку», а это никакая не марганцовка, это раствор перманганат калия. И, конечно, Вас поймут, что такое марганцовка, так и здесь – вас поймут, кто такие крестные. Исходно восприемники – это те, кто помогают младенцам в их дальнейшем духовном развитии в православной церкви. Ясно, что это речь идет о младенцах. Мне совершенно не ясно для каких целей взрослому нужны восприемники. Если речь идет о взрослом человеке, то он принимает решение самостоятельно, его крестят не по вере его родителей, а исходя из его личных убеждений, подтверждать его убеждения восприемники не могут и не должны, потому что он уже состоявшаяся личность. И я не совсем понимаю, для чего взрослым нужны восприемники. Более того, то, о чем Вы спросили, как раз и составляет еще одну проблему: вот Вы будете восприемником у взрослого человека, а потом он скажет: «Знаете что, я всё передумал, вы мне абсолютно не нужны», и что Вы сделаете? Что Вы скажете? Какие у Вас есть возможности воздействия на эту ситуацию? – У Вас ноль возможностей на нее подействовать, так зачем становится в положение человека, который перед Богом будет отвечать за своё по духу чадо, за своё восприемлемое чадо, когда у Вас нет реальных рычагов. Понятно, когда речь идет о юношах или девицах, о тех, кто еще находится в становлении, тут есть способ быть полезным. Способа быть полезным всерьез, если Вас не связывают какие-то очень глубокие, серьезные духовные отношения с тем, кто крестится, практически нет. Лучше постоять в сторонке, пусть крестится, Вы будете помогать, Вы будете, как можете, молится, ВЫ будете какие-то книжки советовать, в храм пригласите, но это должно быть ассистирование, а не что-либо другое.
Почему Иоанн Предтеча крестил и называется Крестителем, ведь в те времена крест был оружием убийства, пытки и наказания, и только после Голгофы Иисуса Христа и его воскресения, стал орудием спасения?
- Речь идет, конечно, не о том, что Иоанн Предтеча крестил в знак крестного древа Христа Спасителя. Он символически крестил, т.е. совершал символическое действие, которое обозначало очищение от грехов, но он также говорил и о том, что Христу предстоит крестить водою и духом, и это крещение будет совершенно иным. Иоанн Предтеча своим крещением как бы являл прообраз будущего распятия Христа. Конечно, древо крестное стало таким только после распятия Христова. Понятно, что наше крещение, это не крещение Иоанново, это крещение Христово, новозаветное, во спасение, в полное избавление от тяготеющего над человеком греха.
В 10 главе от Марка 14 стих Христос вознегодовал, что к Нему не пустили детей и говорит: «Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», т.е. дети до определенного возраста наследуют Царствие Небесное по чистоте души своей. Скажите, вот до какого возраста Христос сам принимает детей в Царствие Божие?
- Христос это не консьерж в квартире и в доме, Он не смотрит на паспорт. Из 14 стиха 10 главы от Марка никак не следует, что ребенок, которому 7 лет, автоматически попадает в Царствие Небесное, а если ему 7 лет и 1 день, то он туда уже не попадает. Это домыслы глупых, примитивных и неверующих людей, которым проще было бы к колдунам обращаться, чем в Церковь Христову. Потому что это вот то, против чего Христос жизнь свою земную отдал, чтобы люди перестали – открыли книжечку, посмотрели «368 рецептов спасения детей», ага, сейчас мы сделаем вот так, а после этого вот так, и всё у нас будет впорядке. Не будет! Детей надо крестить так, как Церковь об этом говорит – в 40 дней. Я, как священник Вам скажу: чем позже детей крестят, тем труднее они крестятся. В 3 года они уже вылезают из купели, в 6 – кричат на весь храм, а в 8 – это уже взрослые люди, с ними надо разговаривать. Поэтому никакого такого периода, когда дети автоматически попадают в Царствие Небесное, нет. Господь говорит: «ПУСТИТЕ их, ибо ИМ принадлежит Царствие Небесное». Детям оно принадлежит за чистоту их души, за праведность их, за то, что они беззлобные. Когда человек теряет беззлобие, он перестает быть ребенком. Когда он перестает быть ребенком, Царствие Небесное ему перестает принадлежать, а тогда начинает действовать правило, которое Христос изложил в другом месте Священного Писания: «Царствие Небесное берется силой». И тем, кому оно нужно, его восхищают силою.
Почему нельзя подавать на проскомидию за невоцерковленных людей?
- Этот вопрос задается из раза в раз, я не знаю, кто Вам сказал, что нельзя подавать на проскомидию за невоцерковленных, такой точки зрения у Русской Православной Церкви нет. Если человек крещеный, за него можно и нужно молиться, а невоцерковленный мы почти все. И вот кто это придумал, нанес очень большой вред Русской Православной Церкви, потому что вносит еще одно разделение. Будем разбираться. Получается так: «Ты кто такой?». – «Алексий». – «Так, Алексий, когда постился?». – «Тогда-то». – «А сколько раз ты причащаешься в году?». – «Четыре». – «А-аа, так ты невоцерковленный! За тебя нельзя подавать записки». Это шизофрения, ничего другого на это я сказать не могу.
Добавить комментарий