Перейти к основному содержанию

02:01 23.08.2019

Прямой эфир от 14.12.2014 21:00. Священник Олег Стеняев отвечает слушателям радио «Радонеж», ведущий - Владимир Носов.

26.02.2015 08:23:26

- Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что грех печали есть тоска и огорчение. Что есть грех тоски, что есть грех огорчения? Может быть, не любое огорчение является грехом?

- Для  верующего человека печаль может быть и чем-то спасительным, так как печаль верующего человека отличается от печали мирянина. Читаем: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что опечалились к покаянию и опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда, ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор 7, 9-10). Скорее всего, святитель Игнатий имеет в виду печаль к унынию. Надо научиться отделять печаль ради Бога от печали мирской -  и тогда все станет на свое место. Тем более человеческая тоска, которая может быть прекращена добрым словом, вниманием к тоскующему,  не может быть чем-то неисправимым. Например, в Книге Притч (12:25)  сказано: «Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его». Т.е. если мы видим человека, который пребывает в тоске, мы должны найти какое-то доброе слово, чтобы вывести его из этого состояния.

- В это состояние, я заметил, вгоняет еще чувство обиды, чувство огорчения, может быть, дух соперничества, который , к сожалению, царит между православными людьми.

- В основном, это происходит, как я часто объясняю, в рамках  одного какого-то «цеха». Ну, например, есть какой-то благотворительный фонд, а рядом действует другой благотворительный фонд - и у них напряженные отношения. Или есть один православный телеканал, предположим, а тут же какой-то еще православный телеканал – и у них очень сложные отношения. Никогда не доверяйте миссионеру, который ругает другого  миссионера. Не доверяйте монаху, который ругает другой монастырь. Не доверяйте архиерею, который ругает другого архиерея.  Потому что, когда это происходит в рамках какого-то одного «цеха», то, скорее всего, это связано с взаимной  завистью. Какая-то конкуренция существует между людьми. Вряд ли мы можем найти сообщество, где все идеально между людьми, но стремиться-то мы должны.

- Еще апостол Павел сказал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

- Но здесь имеется в  виду несколько иное: искусные не в смысле искусители, а в смысле – способные, талантливые, которые провозгласят истину Церкви среди разномыслия, и все с этим соглашаются.

- У иудеев есть праздник Ханука, можно ли прийти к ним православному, если они приглашают?

- В синагогу ходить на праздники нельзя, это мы знаем. Есть церковные каноны, в которых говорится об этом. Но если у вас есть соседи, которые не навязывают вам свою религию (кстати, иудеи никогда не навязывают свою религию людям других национальностей и верований, они  даже отговаривают их, если те хотят принять иудаизм), а просто они хотят разделить с вами трапезу -  можно использовать такую встречу на их площадке, чтобы свидетельствовать о нашей вере. Это не значит, что мы будем спорить с людьми другой веры. Нет, мы можем говорить, ничего не отрицая. Православная вера идет не от протеста, не от отрицания. Это протестанты с чем-то все время не соглашаются, и у них все строится на отрицании того, что они видят в католицизме, в протестантских других направлениях или в православии. А мы должны утверждать положительное учение Церкви, найти добрые слова  для людей другого вероисповедания. Если они хотят с нами выстраивать добрые отношения -  это уже означает, что их сердца  открыты навстречу нам.

Но надо помнить, что во время поста не стоит ходить по гостям. Должно сосредоточить внимание на другом. Поэтому  была установлена Масленица в христианской традиции, хотя она языческого происхождения. Но наши предки сочли важным, чтобы до наступления поста люди нанесли бы все визиты, как  говорили, к теще на блины, но чтоб потом, когда пост начнется, уже никуда не ходить. И Рождественский пост ставит нас перед нравственными решениями, а каждый христианин должен решать, что он будет делать во время поста. Вот я сейчас интенсивно читаю Священное Писание. Я поставил перед собой определенный план, что я должен прочитать до Рождества Христова, это такая подготовка.

- В плане чтения, что вы посоветуете?

- Пост уже идет, нужно принять какое-то решение дополнительно к тому, что человек постится, потому что воздержание от пищи - это одно из условий поста, но не его цель. Цель поста - это покаяние, подготовка к праздничному событию. Поэтому важно обозначить приоритеты этого периода. И придерживаться той линии, которую человек примет. Кстати, для детей очень важно находить их форму поста, потому что дети не всегда могут отказываться от пищи, как взрослые или болящие люди. Им предлагают другую форму поста. Вот буквально сегодня ко мне подошла женщина и сказала, что она по болезни не может поститься, ей врач запретил. А в самых строгих апостольских правилах сказано, что для больных есть послабления в посте. Я ей посоветовал избрать другую форму поста – до Рождества не смотреть телевизор.

- Для детей сейчас, наверное, самый строгий пост это будет отказ от интернета.

- Или от жвачки. Я знал одного мальчика, когда я служил в храме «Всех Скорбящих Радости» на Большой Ордынке, мне постоянно говорили, что у него проблема со жвачкой. Он эту жвачку носил всегда с собой, за ухо ее приклеивал. И когда он принял решение отказаться от жвачки, я видел, что оно далось ему с трудом. Он серьезно к этому отнесся, и до окончания поста я не видел его жующим.

- Объясните, пожалуйста, что такое Урим и Туммим?

- Урим и Туммим - это два камня, еврейский первосвященник носил на своей груди нарамник на толстых цепочках, и на этом нарамнике были имена 12 Колен Израилевых. И там были буквы еврейские, и урим и туммим, эти камни, приближали к разным буквам. Есть предание, когда о чем-то вопрошали Бога -  эти буквы на нарамнике начинали светиться. Соединяя эти буквы, получали разные слова. Эти слова являлись ответом  от Бога на вопрошания, которые евреи имели к Богу. Так и сказано, что Бог разговаривал с евреями или через пророков, как Моисей, Аарон, Исайя- или через урим и туммим. Это была сложная схема, если хотите, какой-то «передатчик для связи с Богом», но не в нашем понимании рации, а явление чудесное. И все было решительно и предельно лаконично. Когда Бог начинает говорить с людьми, отвечает на их вопросы, Он всегда говорит конкретно.

- А в Писании нет текстов того, что люди получали от Бога? Т.е. та информация, которую они получали, отмечена в каких-то книгах?

- Об этом неоднократно говорится. И с досадой говорится о тех временах, когда ни через пророков, ни через урим и туммим Бог не разговаривал с людьми. Например, царь Саул вообще потерял возможность общаться с Богом. Бог никак с ним не разговаривал, урим и туммим не помогали, и все пророки замолкли. Вот как раз молчание Небес - это то, что очень печально,  и это то, что должно настораживать нас.

- Господь Иисус Христос воспринял человеческую природу  и  явил    в Самом Себе, в человеческой природе, божественную. Я задавала этот вопрос священнику, он сказал, что в божественной природе, потому что Он не имел Своей собственной личности. Это действительно так?

- Нет. Здесь надо понять такую вещь, что в Иисусе Христе произошла встреча между божественным и человеческим. Но эта встреча произошла так, что личность стала единой личностью. Т.е. объединилась в единую ипостась - в Нем было истинное человечество и истинное Божество. Но при этом истинное человечество имело свою человеческую волю, а истинное Божество имело свою божественную волю. То- есть произошла встреча между божественным и человеческим во Христе Иисусе, хотя это было нераздельно, неизменно, неслиянно, неразлучно. Но вот момент неслиянности, мы видим, что это не было что-то такое, что превратилось в одно, просто человеческая воля всецело подчинилась божественной, но она не прекратила своего существования. А божественная природа не попалила, не поглотила человеческую природу. То-есть Он оставался и остается истинным Богом и истинным человеком, и так будет неразлучно, неизменно, хотя и неслиянно. Поэтому, когда мы говорим, что это одна личность, имеется в  виду, что во Христе Иисусе в единую ипостась объединилось божественное и человеческое.

- У меня вопрос по Евангелию от Матфея 25 глава, начиная с 31 стиха. Там говорится о милосердии, и мне хотелось бы узнать, как буквально исполнить то, что написано. Конечно, до праведности нам очень далеко, но хочется  стремиться к этому и исполнить то, что написано. Нужно ли стремиться все выполнить? И относительно милостыни -  есть люди, которые подходят прямо в храме и просят. Я почему-то на это очень гневаюсь. Как реагировать?

- Вы знаете, по первому вопросу, милосердие - это не есть какая-то проформа, где мы должны по всем пунктам поставить галочку так, как это нарисовано в 25 главе. Милосердие проявляется так, как человек может его проявить. Просто Господь показывает, что именно служа любому ближнему, не в смысле другу или родственнику, а в том смысле, что мы оказались рядом, близко с этим человеком - мы служим Самому Христу. Поэтому когда мы служим людям, которые жаждут, которые алчут, которые болеют, которые в темнице находятся, которые без одежды, а мы их одеваем - мы служим Самому Христу.

С точки зрения иудаизма того времени, человек, который болеет- это человек, который согрешил; человек, который попал в тюрьму - это точно злодей, потому что в тюрьму сажал религиозный суд; если он нищий - он вообще считался мертвым:  значит, Бог его не любит, не благословляет.

 Евангелие, которое сегодня читали за литургией, было  о богатом юноше. После того как Господь побеседовал с ним  - апостолы поняли, что этот богатый не спасется. И удивились: если даже богатый не спасется, а кто же тогда может спастись? Потому что с точки зрения нормативного иудаизма того времени, богатство - это Божие благословение. То- есть когда Христос говорит, что мы должны проявлять милосердие даже к тем, которые считаются оступившимися, павшими, согрешившими – это значит- тем более по отношению ко всем остальным. А с другой стороны, в милосердии как раз больше нуждаются те категории лиц, о которых рассказывается в 25 главе. Подход к милосердию должен быть не механический, а творческий. Как раз малоимущие люди, которые не всегда  могут помогать деньгами, могут помочь своим добрым отношением к человеку. Блаженный Феофилакт пишет, что  помогать можно и добрым словом, и добрым взглядом, и улыбкой, тем более молитвой. Когда мы берем на себя подвиг молиться за другого человека, это уже само по себе ответственное решение.

Второй вопрос. Если вы перестанете раздражаться на эту ситуацию- то она и прекратится. Мне с детства разные люди рассказывали, что когда они приходят в храм, они встречают какую-то агрессию, кто-то там прогнал их, какая-то бабушка тряпкой  замахнулась. А я с детства хожу в храм, и ничего такого никогда не видел. С детства в храме встречаю только доброе отношение к себе и к другим. Может быть, когда мы неадекватно реагируем на какое-то раздражение, то оно нам попускается. А если мы начнем спокойно реагировать на все, то это прекратится.

 - Была ситуация когда человек в храме во время богослужения ходил, отвлекал людей, просил, отвлекал какими-то собственными нуждами.  От этого было смущение. Я его даже попросил, что мол, уважаемый, сейчас не время для  милостыни.

- Владимир, я согласен с Вами, но здесь надо понять, что в каждом храме есть дежурный. Если мы все начнем делать замечание таким людям, начнем отфутболивать его по храму, то храм превратиться в такую площадку немилосердного отношения к нуждающемуся. Я допускаю, конечно, мысль, что он, может быть, собирал на спиртное, может быть, даже на наркотики. Такие ситуации бывают. Но все-таки, когда мы сталкиваемся с необходимостью проявить милосердие -  может быть, это некая Божественная проверка. Ведь на Страшном Суде не будут выясняться такие вопросы, как знание нравственного богословия, сравнительного богословия, там не будет  экзамена по сектоведению. Там будут выясняться только вопросы, связанные с милосердием - проявляли ли мы его по отношению к людям, с которыми встречались? Надо понять, что мера того, как мы относимся к другим, совсем другим  - ведь Евангелие нас учит хорошо относиться и к врагам, и к проклинающим-  и есть такой тест, правильно отвечая на который, мы можем выстроить правильные отношения с Богом. Универсальность нашей христианской религии состоит в том, что служа человеку независимо от его национальности, религии, цвета кожи, социального положения, возраста, пола - мы служим Самому Христу.

- Как научиться сохранять мирный дух? Это бывает порой так тяжело.

- Вы знаете, мирный дух надо сохранять следующим образом: если к вам приближается гневливость, начинайте говорить медленно. В Послании апостола Иакова сказано: «Могущий обуздать свой язык, обуздает и все свое тело».  Вот когда я ощущаю, что ко мне подходит гневливость -  я начинаю медленно говорить, потому что когда человек переходит на медленную речь -  он может контролировать и меру своих чувств. Например, человек идет и очень устал, а ему надо быстро куда-то прийти, он начинает побыстрее махать руками и от этого  быстрее идет, в нем включается дополнительный ресурс. Так и наш язык, хотя он и маленький орган в человеческом теле, но может все тело воспламенить. Поэтому, когда наша речь под контролем нашего разума и не опережает его, мы можем контролировать свои чувства. А когда наш язык опережает разум, мысли, и все в каком-то чувственном фейерверке эмоциональных проявлений - это очень опасно. В Писании так и сказано – «от слов своих оправдаешься или осудишься». 

Или в крайней ситуации, когда вы оказываетесь в абсолютно враждебном окружении, лучше вообще молчать. Вот пример: поведение Христа в Синедрионе, перед первосвященниками и даже перед представителем светской власти.

 

- И как теряется мирность после осуждения...

 

-Да, конечно, осуждая другого человека, мы очень многое теряем. Нам не дан суд даже над собою. Человек даже сам себя не может осудить. Он может прийти на исповедь, рассказать о своих грехах. А вот решить могу я причащаться или нет, я не могу. Это решает исповедник – священник, который принимает исповедь. И тем более у человека нет суда над другими людьми. Если только он не уполномочен Церковью это решать.

А если говорить о грехе осуждения, в чем опасность этого греха? Во-первых, это бесполезный грех.  Осуждая другого, мы ничего не меняем в этом другом, а вот, скажем так, критически отнестись к самому себе - вот это реально может что-то нам принести. Потому что с себя начать исправление мира всегда легче.

- Как говорил преп. Серафим Саровский – «осуждай себя- и не будет времени осуждать других».

- Я страдаю тяжелым, навязчивым расстройством, у меня «каша в голове» то сильнее, то слабее.  Были моменты, когда я, возможно, поклялся серьезно, был омрачен гордостью и унынием.  Никак не могу приобрести в себе понимания, что Бог может все, в том числе и спасти меня. Может ли Бог отменить все мои глупые зарекания? В клятвах, зареканиях и общении со злыми силами и помыслами я покаялся на исповеди.

- Интересный вопрос. Вы знаете, если говорить о поспешных клятвах, то святые отцы нам рекомендуют не исполнять такие клятвы. Вот если клятва дается в запале, человек пьяный за столом сидит и дает какую-то клятву, а потом он понимает, что это было неправильное его решение, слишком спонтанное, слишком  непродуманное, он должен отменить такую свою клятву. Об этом писал блаженный Иероним, вспоминая, как царь Ирод во время пляски девицы, сидя за столом и будучи пьян, поклялся, что до пол-царства отдаст за такой танец. Что она не попросит -  то ей даст. И он оказался заложником этой клятвы. Так вот, с точки зрения блаженного Иеронима, ему было бы лучше нарушить эту клятву. Перед кем он поклялся? Перед такими же людьми как он? - Нет. Перед теми, кто ниже его по достоинству. Но его гордыня не позволила ему изменить этой клятве, и в результате погиб ни в чем не повинный человек. Поэтому, если у человека в голове появляются какие-то странные мысли, хуления, слова матерные даже возникают (у некоторых такое возникает на молитве!) - не надо это приписывать самому себе. Чаще это какие-то бесовские прилоги, которые  имеют цель нас смутить. Надо сказать самому себе в такой ситуации: я  православный христианин, почему мне должны какие-то слова всплывать в сознании, это бесовское нашептывание ко мне не имеет никакого отношения. И тем более, если человек поклялся чем-то в запале, как некоторые родители проклинают своих собственных детей, потом прибегают в храм на исповедь и говорят : что делать? Я обычно говорю, что, во-первых, контролируйте себя, свою речь, может быть, даже лучше отойти в сторону или уйти в комнату, закрыть дверь, но не хлопнуть, а действительно закрыть ее. Мы должны всегда искать мир, стремиться к нему. Если это будет иметь место, тогда слава Богу!

- Почему Адам с Евой нуждались в питании тела? «Со всякого дерева можете есть плоды» - им было сказано. Но ведь они были бессмертны?

- Святые отцы говорят, что Адам и Ева не были ни смертными, ни бессмертными. Все зависело от того, как  они будут исполнять Божию заповедь. Бог сказал – «от дерева добра и зла не вкушайте, ибо в день, в который вкусишь, смертью умрешь». Если они будут исполнять заповедь - они будут этой заповедью жить, если они нарушат эту заповедь - они умрут. Потенциально они были бессмертные, то- есть если бы они продолжали исполнять Божию волю - ту одну простую заповедь, которую Адаму дал Господь – они бы жили вечно. Но нарушив ее, Адам обрек себя на смерть, потому что в Писании сказано, что за грех – смерть. И он умер в тот день, когда вкусил от этого древа. Ведь первыый человек  жил в раю, а у Бога один день как тысяча лет.  И Адам не дожил до окончания этого дня семьдесят лет, он умирает в возрасте 930 лет. Потом он был изгнан. А грех-то произошел в Божьем мире, а там один день- как тысяча лет, и тысяча лет -как один день. Ведь многие отцы пишут, что грехопадение произошло именно в тот день, когда  Адам был создан. А есть точка зрения некоторых отцов, что их падение произошло в субботний день, когда Бог был в покое, и Адам должен был пребывать в покое, а он стал выполнять работу, которую нельзя выполнять в Божий день. Это предостережение тем, кто в воскресенье начинает белье стирать, проводить генеральную уборку в доме или на какой-нибудь большой церковный праздник - это всегда небезопасно.

- Христос говорит в Евангелии : «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам о себе позаботиться». Т.е. надо жить проще, а наука говорит, что надо прогнозировать, строить планы и т.д. Какого принципа и подхода христианин должен придерживаться? И второй вопрос:  как нужно реагировать на клевету?

- Если говорить о завтрашнем дне, то мы не знаем, есть у нас завтрашний день или нет. Вот я зачитаю вам очень интересный текст из послания Иакова - 4 глава: 

13 Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль».

14 Вы, которые не знаете, что случится завтра, ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.

15 Вместо того, чтобы вам говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем и то или другое», -

16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

То есть когда человек говорит (здесь Иаков ужесточает ситуацию): «вот сегодня я сделаю или завтра», но мы чаще всего говорим о том, что завтра хотим сделать. Но иногда некоторые говорят, что они вечером что-то успеют сделать -  а мы не знаем, вечер-то у нас есть или нет? То есть в этом есть некое тщеславие и дикая самоуверенность. Мы должны всегда в таких ситуациях как говорить? – Если буду жив, Господь позволит, то поеду туда-то и туда-то, сделаю то-то и то-то. 

Конечно, здесь вопрос может быть связан с планированием. Например, человек получает зарплату, он - глава семьи, он отвечает не только за себя, но и за всех членов семьи, может ли он как-то наперед спланировать бюджет, хотя бы на месяц?  - Конечно, да. Но при этом всегда надо держать эту мысль в своем сердце – «конечно, если буду жив, если Господь позволит».  

И детей надо приучать к тому, чтобы не проявлять самоуверенность.  Я знал одного молодого человека, в 18 лет ему подарили хорошую машину.  И он стал ездить на этой машине. Он так самоуверенно себя вел и однажды  узнали, что его друг попал в аварию и погиб. И когда ему стали говорить, чтобы он не гонял, что могут быть проблемы, он при мне сказал: «со мной никогда такого не произойдет». Слава Богу, он не погиб! Слава Богу, даже не было никакой катастрофы, но машину он потерял. Я испугался, когда он сказал «со мной такого не может произойти». То есть другой человек может попасть в аварию, погибнуть в этой аварии, а со мной такого не произойдет! Вот это и есть самоуверенность, и Господь всегда в таких ситуациях вмешивается. Нужно такой самоуверенности бояться, потому что  в ней есть хвастовство.

А как относиться к клевете? Сложно. Клеветники же преследуют  какую-то цель, когда они клевещут на нас. Какая у них может быть цель? Опозорить нас!  Ведь любой человек хочет быть любимым и хочет любить, а клеветники хотят окружить кольцом ненависти какого-то человека или они имеют целью ввергнуть в уныние какого-то человека, чтобы окончательно его погубить. Вот если на вас постоянно кто-то клевещет, неплохо бы позвонить по телефону и задать ему вопрос: «Скажи, уважаемый, если ты конечно не сумасшедший, а какую цель ты преследуешь, распространяя такие-то слухи? Что я должен покончить с собою, уволиться с работы, написать заявление,  что  оставляю работу по собственному желанию?». Надо поговорить с таким человеком, чтобы разобраться, почему он вас  демонизирует. Как правило, люди, которые клевещут на других, они занимаются чем?  Григорий Богослов пишет: «Люди, обвиняющие других, всегда обвиняют их в своих собственных грехах». Поэтому ту клевету, которая  клубится вокруг вас, вы не должны отождествлять с самим собою, даже если иногда они попадают не в бровь, а в глаз. То есть люди нецеломудренные, блудливые, распутники будут вас подозревать в нецеломудрии, наговаривать на вас именно с этой точки зрения, нечистые на руку будут говорить, что вы нечисты на руку, а горделивые будут  говорить, что вы очень горделивый человек.

Бывает еще заказ. В советское время я был свидетелем интересной кампании. Был период, когда всех стали выпускать из тюрьмы - тех, кто сидели за религиозные убеждения.  о.Глеб Якунин, Александр Огородников, Зоя Крахмальникова, и другие. И  был один такой известный религиозный диссидент, он был мирянин. Вдруг о нем все начали распространять слухи. Я, и Зоя, и Александр, и все говорили, что вот этот православный человек, который недавно освободился из тюрьмы, ведет себя аморально, у него жена, а он с девицами гуляет. И эти слухи породили разлад в его семье, и жена от него ушла, а потом, когда архивы КГБ то открыли, Глеб Якунин взял в руки эти документы, нашел папку этого человека, и там, оказывается, было распоряжение Управления распространять слухи через его ближайшее окружение. Кто-то сказал Якунину, Якунин сказал мне, я сказал Крахмальниковой, и все мы судачили об этом человеке.  А задача  спецслужб была добиться  его  развода с женою. И как же нам стало всем стыдно! Все стали ему звонить и извиняться. Он оказался кристально чистым человеком. Это был заказ. Политический террор иногда осуществляется по  программе дискриминации человека. Но тогда власть была безбожная, а сейчас мы видим, что политизированные круги, сориентированные на Запад, они тоже стремятся дискредитировать Церковь и используют всякие слухи.  И также стараются, чтобы эти слухи проникли в ближайшее окружение человека. Ну, например, не ценно, когда коммунист ругает священника, а вот когда один священник ругает другого - это для дьявола хорошо. Как сейчас Россия столкнулась с Украиной - да это же ликование для бесов ада. Они ликуют и торжествуют, что стравили  два православных народа.  И силы зла всегда стремятся использовать клевету. А что такое клевета? Это искажение правды.  Посмотрите украинское ТВ, наше российское ТВ, все это сообщество кривых зеркал, как это все преподносится. 

Поэтому никогда мы не должны воспринимать поношение на братию, особенно, когда плохо говорят об епископате нашей Церкви. Я помню, что когда я учился в семинарии, у меня был семинарский друг - Сергей Девятов, сейчас это владыка Ростислав Томский. Когда в его присутствии мы обсуждали даже семинариста или преподавателя, или, не дай Бог, священнослужителя -  он затыкал уши и убегал. Настолько он ответственно и нравственно относился к тому, что недопустимо за глаза обсуждать другого человека. Один христианин может выговорить другому человеку, но это делается один на один, как в Евангелии написано – обличи один на один, если он не послушается, тогда можно при двух-трех свидетелях, а если не послушается и так, тогда при Церкви. А у нас бывает так, что слушок подкинули человеку, он раз!  - и разнес на весь интернет или на весь приход.

Не подавайте повод ищущим повода. Не надо, может быть, какими-то своими резкими действиями провоцировать врагов Церкви винить нас в чем-то.

- Зачем воскреснут те, кто будет окончательно отвержен на Страшном суде?

- Дело в том, что дар вечной жизни имеет две стороны. О создании первого человека сказано: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».  И в тоже время о человеке сказано, что создал Бог человека по образу и подобию своему.

Когда Бог вдохнул в человека дыхание жизни, человек стал душою живою.  И вот этот дар содержит в себе некую двойственность. Если человек будет жить праведно, жизнь его никогда не прекратиться. Адам и Ева теоретически, если бы они не вкусили от запретного плода, они бы вечно пребывали в блаженном состоянии, хранили и возделывали рай, расширяли его границы, так что вся планета стала бы цветущим садом. Но люди оступились. И сразу возникает вопрос - а стоило ли Богу давать человеку этот дар вечной жизни, если Бог предполагал, что часть людей оступится и  окажется в аду?  Но тогда давайте зададим другой вопрос - а зачем тогда Бог дал человеку дар свободной воли? Лучше избавить человека от этого опасного дара, когда человек выбирает между добром и злом, чтобы в человеке было только устремление к добру и никакого зла. Но что бы это означало, если бы у человека не было свободы? Вот Бог абсолютно свободен в своих решениях, и человек создан по образу и подобию Божьему, тоже абсолютно свободным. Если бы Бог убрал у нас эту свободу и запрограммировал нас только на добро- это означало бы, что человек перестал быть творением рук Бога, которое создано по образу и подобию. Это означало бы то, что  человек - не человек, а машина, компьютер, который работает по той программе, которая вложена в него, и эта машина никуда не может отступить от этой программы. Но Бог именно из любви к нам  проявляет доверие, Он наделил нас даром свободной воли, Он  дал нам бессмертие. И, действительно, святые Отцы говорят, что, конечно, лучше бы некоторым людям и не иметь бессмертия, лучше бы было этим людям умереть и не воскреснуть, как некоторые себя тешат этой мыслью. Те же безбожники – грешу, грешу, главное от полиции, от прокуратуры убежать…- а потом - раз! - умер, и нет тебя, и испугаться не успеешь. Нет, человек, наделенный этим даром, должен ответственно к нему относиться. Жизнь надо реализовывать в соответствии с правильными решениями.

- Человек грешил в теле и отвечать тоже будет в теле.

- Да, это жизнь земная – 50, 60,70 лет… она нам дана, чтобы мы определились в добре или во зле. Когда человек делает свое окончательное решение, когда он в глазах Бога уже не изменится ни в какую сторону, вот тогда Бог забирает такого человека. Т.е. это должно нас призвать к более ответственному отношению к жизни. И если бы все было иначе, то не было бы человека в том понимании, что это творение Божие, которое создано по образу и подобию Создателя.

- От чего зависит тяжесть креста, который несет каждый христианин? Иногда посмотришь - неправославные живут так благополучно, а есть люди, которые и в храм ходят, и молятся, а все у них не получается в жизни - ни личная жизнь, ни работа.

- Я думаю, что каждый несет тот крест, который он может нести, потому что в Библии сказано, что Бог никогда не посылает испытаний сверх наших сил. Но одно дело, человек берет крест и идет за Христом, а другое дело - человек хочет идти за Христом, но не хочет брать креста. Ведь Иисус об этом именно говорит: Тот, кто за Ним идет, но при этом не хочет страдать, тот не достоин Меня. Ведь если Христос страдал - Он же страдал не за свои какие-то проступки, Он взял на себя грехи всего мира. А если мы страдаем, мы страдаем именно за свои оплошности, за свои проступки. Например, человек заболел, какие-то недуги физические переносит, значит, он  вел неправильный образ жизни или плохо следил за своим здоровьем, питался неправильно, не в соответствии с божественными принципами. Или человек совершил преступление, за это тоже приходится отвечать в этой жизни.  Кстати, в этом великое благо, когда  человек может за свои преступления ответить в этой земной жизни, потому что там уже никакие страдания не будут иметь никакой очистительной силы. А здесь, как сказано в Библии, страдающие плотию перестают грешить. Лучшая пора  -труд, когда человек реально трудится, ему тяжело, он в поте лица добывает хлеб или болезнь. Когда самые лучшие молитвы мы произносим перед Богом, когда нам угрожают серьезным диагнозом. В больнице, в тюрьме люди обращаются к Богу. Я помню, какие горячие молитвы были у меня в армии советской, где я служил. И там первое время плохо складывались отношения с мусульманами, которые служили со мной рядом. И как я горячо молился! Или когда мне сказали, что у меня диабет. И я так переживал, потому что я видел, как у моей бабушки ногу отняли из-за диабета, и как она страдала. И всегда, когда я чувствую обострение своих недугов, я вижу, как душа моя возвышается, потому что более интенсивно молишься, покаяние со слезами, читаешь Писание с восторгом, с  духовным подъемом. Очень важно осознать, что Господь, если посылает нам какие-то испытания, Он это делает не чтобы проэкзаменовать, искусить, нет, Он всегда это делает с одной целью - чтобы нас усовершенствовать.

И надо опасаться тех людей, у которых все в жизни хорошо. Я  такое состояние называю «равнодушие Небес» - когда человек грешит- и ничего не происходит.  Значит, приговор ему вынесен окончательный. Так и сказано: кого Бог любит, того наказывает. Так Он и наказывает, потому что любит. В Библии так и написано черным по белому: кого любит, того и наказывает. И по-настоящему любящий отец,  разве он не наказывает своего сына, когда он видит, что тот делает что-то неправильно? Он наказывает, и не один раз, и потом, когда ребенок вырастает, он с благодарностью вспоминает, как отец его наказывал, заставлял, например, музыкой заниматься или Псалтырь читать. Со временем мы понимаем многое из того, что вначале воспринимали неадекватно. И я думаю, в вечной жизни мы будем с благодарностью вспоминать любую трудность, которую нам Господь посылал, чтобы очистить нас как в неком огне, как золото очищается от всяких примесей.

- Часто, возможно, мы не видим страдания людей. Под каким-то внешним благополучием  могут скрываться и серьезные испытания.

- Конечно, это с одной стороны, а с другой стороны, мы видим  - тут одна проблема, тут другая проблема. Пункт А, пункт Б -  мы же не видим всей картины, а куда Бог нас приведет? Он лучше нас знает, в чем мы имеем настоящую нужду.

- Периодически беспокоит вопрос: вот если Бог - любовь абсолютная и совершенная, все создано Им, то как могло в принципе появиться зло?

- Зло - это отдаление от добра, это неприятие Божественной любви, прежде всего. Зло не бытийно.  Бытийно только добро, только Бог. Он есть абсолютная любовь, абсолют в реальном понимании этого слова. И в этом смысле Бог никого не покидает, никого не оставляет, даже ни на кого не гневается. Просто мы своими действиями удаляем себя от Бога, своим поведением лишаем себя божественной любви. Это нам кажется, что Бог нас покинул, а на самом деле это мы покинули Его. Ведь вот мы живем на земле, у нас полная иллюзия, что солнце восходит, оно проходит и уходит, а на самом деле все наоборот, земля  вращается вокруг солнца. Так и в наших взаимоотношениях с Богом. Бог достаточно ровно относится ко всем людям, но люди  по-разному ведут себя, и в зависимости от этого им кажется, что Бог удаляется от них или приближается к ним. На самом деле, все это во власти человека, пока он жив, он может использовать свою свободную волю, чтобы направлять ее  на служение Богу, и это будет приближать его к Создателю. А стезя греха, наоборот, не приносит ему ничего хорошего.

Наша передача подошла к концу. Спаси вас всех Христос!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+