24.04.2015 08:01:44
Кульков Сергей Андреевич

-Два месяца не хожу в церковь. Рассуждаю так: Мария Египетская всего один раз была в церкви - и стала святой. Значит, так можно? Или я ошибаюсь?
-Если этот человек еще не походит сколько- то лет, а потом начнет ходить по водам - значит, все в порядке. Но надо все в комплексе. Например, взять краюху хлеба и сорок лет ею питаться. Это же не просто так человек выбирает не ходить в церковь. Из всего жития человек выбирает, что повкуснее. А то, что без одежды под палящим солнцем, спать на голых камнях - это все остается за кадром.
-Сейчас постом храмы заметно наполнились молящимися.
-Ты знаешь, да, я тоже заметил. В этом году даже сегодня на всенощной было много народу. На Сретение на всенощной было меньше.
-Но вот именно постом, а в остальное то время года почему люди так отходят от церкви? Не только же занятость - причина, обычно все говорят: мне некогда.
-Нет, есть определенная категория людей, которых так научили, что надо попоститься первую седмицу а потом причаститься. Такие еще есть. Они уже не большинство, как было 40 лет тому назад, но их прилив, конечно, заметно увеличивает количество.
-Думаете, это такая традиция у людей сложилась, что нужно причаститься постом? Некоторые - четыре раза в год?
-Сегодня очень многие пришли на исповедь и говорят: давно не был. То -есть что их стимулировало? Вот то, что начался пост, надо прийти. Ну, некоторые мамы с детьми.
-Батюшка, Вы, наверное, сталкивались, когда люди говорят: ну, как же хорошо мне в церкви,: помолился, причастился. А потом человек пропадает на целый год. Вы не спрашиваете: а почему, если тебе хорошо- ты на целый год пропал?
-Ну, ты не слышал. Вот есть такая Евангельская притча, начинается она так: вышел Сеятель сеять…
-Слышал.
-О! Поэтому, где семя упало на каменистую почву - оно проросло хорошо, а потом из-за неглубокой почвы увяло. До следующего года, до какой-нибудь трагедии.
У меня есть один знакомый. Первый раз он ко мне обратился в связи со смертью сына. А через несколько лет обратился со смертью жены. Вот такими этапами. А между этими двумя обращениями- годы. А когда следующее обращение будет - само по себе или когда он серьезно заболеет?
Но главное у него же все - таки через меня сохраняется связь с церковью. Он как бы знает, куда ему идти, кому звонить.
-Ну, в том- то и дело, что люди знают, но ждут какого-то момента.
-У всех по- разному. У Христа ведь тоже были тайные ученики, были те которые с Ним ходили, потом как-то растворились. И там из лесяти прокаженных только один вернулся, стал учеником, Спасителя поблагодарил. И тот был самарянин. Ему еще нужно было вправлять мозги на место. Так что все по- разному.
-Отец Дмитрий, Вы не раз говорили, что, к сожалению, большая часть воспитанников детских домов идет в тюрьму. Так устроена система, что с ними ничего нельзя сделать, и помочь можно, только забрав из такого учреждения. Или же это недостаточная работа, может быть, даже церкви?
-А церковь здесь совершенно ни при чем. То, что существует ряд детских домов церковных, монастырских или приходских- это единичные случаи. Дети брошены невоцерковленными людьми. Их пристраивают от избытка любви к страждущему маленькому человечку. Тем более, государство запрещало церкви на протяжении десятилетий вообще заниматься детьми. Если просто кружок для детей сделаешь- уже тюрьма. Церковный кружок. Даже в хрущевские времена.
-Вопрос по 9 песни канона к причастию, стих: « Душой и телом да освящуся, Владыко…» и заканчивается словами: «Да буду дом Ттвой причащением Священных Тайн Живущего Тя, имея в себе со Отцем и Духом…» Значит ли это, что в причастии мы принимаем не одного Христа, а всю Троицу?
-Дело в том, что Христос, Он же неотделим от Троицы, поэтому мы, причащаясь Пречистой Крови и Тела Христа Спасителя, конечно, соединяемся со Святой Троицей. Это совершенно безусловно. Потому что ведь со Святым Духом это само собой разумеется, потому что Святый Дух претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Господню. А вся Литургия вообще совершается Отцу Небесному от имени церкви.
-Как вести себя верующему православному человеку в атеистическом, безбожном рабочем коллективе?
-Надо вести себя всегда по- христиански. И особенно в христианском коллективе.
-Что бывает порой тяжелее, чем даже в атеистическом.
-Пожалуй, да.
-Далекие от церкви люди скорее воспринимают какие-то слова о церкви, о Христе чем люди, уже убежденные, в чем-то наученные.
-Ну да, у них есть соблазн с чем-то поспорить уточнить. Как-то поучить.
-Ну, а вести себя по – христиански - это как? Уступать во всем?
- Это сидеть на краю лавки, брать последний кусок, все время молчать и ко всем относиться с величайшим почтением.
-Почему некоторые живут мало?
-На этот вопрос есть такой ответ – потому что перпендикуляр.
-Исчерпывающе.
-Ну да, кратко и ясно.
- Допустимо ли говорить неправду во избежание напряженной ситуации конфликта?
- В разных случаях по- разному. Вот этот человек, который задает этот вопрос- ясно, что он сомневается. Раз сомневается - лучше этим путем не идти. Раз нет духовной интуиции- он хочет инструкцию. Значит, нельзя к этому прибегать, иначе ему дьявол обязательно расставит сеточку.
- Пригласили быть крестной. Была на огласительной беседе. Священник нам посоветовал принести крест без распятия, так как крест- это символ Воскресения. И при этом крест и с распятием, и без него одинаково правильный. Как же правильно, я не совсем поняла?
-У меня без распятия, а у тебя? А у тебя с. Ну, есть такая русская пословица, не буду ее сейчас употреблять, потому что предмет о котором мы говорим, слишком высок. Но мне кажется, это равнозначно.
-Могу ли я восстановить справедливость, скажем, отнять у нечестного человека и вернуть это тому, у которого тот отнял -или надо оставить все на промысел Божий?
-Ну, опять же, по- разному. Потому что если можно суметь отнять так технично чтобы сердце в этом не участвовало, чтобы там не было ни злобы, ни ненависти, а с любовью. То тогда вполне возможно. Но тут все надо делать с рассуждением.
Когда кипит чувство справедливости, надо ждать, когда остынет. Кипит только гнев. А он не творит правды Божьей.
-Но заступиться- то нужно вот сейчас, а не когда там, может быть, у меня уляжется в душе гнев?
-Нет, ну что значит «уляжется», он может улечься через 30 секунд. Смотря, какие рычаги будем употреблять. Но в кипении голова работает неправильно.
-То - есть в этом состоянии никакой справедливости не восстановишь?
-Нет. Человек будет делать по страсти гнева. Благими намерениями вымощена дорога куда?
-Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, какие вопросы и моменты нужно обсуждать с невестой, чтобы не было такого что: а это, милый, надо было решать до свадьбы?
-Да вы хотите, милый мой, чтобы я все сам сделал?
-По крайней мере -направил.
-Ну, мы сегодня встречались с моими одноклассниками. Вот, очень важно включать голову. Мы, правда, говорили о том, что включать дурака. И один товарищ сказал: надо не забыть потом его выключить.
-Ну, хорошо, когда у человека есть опыт семейной жизни за плечами, а вот он только собирается.
-Нет, надо подумать, а какую ты хочешь жану- то? Это же он выбирает.
-Ну, какую жену- каждый может себе, наверное. вообразить.
-Ну вот. Вот это пусть и исследует.
-Соответствует ли она этому запросу.
-Да, конечно.
-Ну, скорее всего -нет. Потому что запрос всегда превышает.
-А потом с папой посоветоваться, с мамой.
-Так может быть совсем противоположное.
-Ну, я же говорю « посоветоваться», а не сделать то. что скажут. И потом я буду что, нести ответственность за его будущую жизнь? А вдруг я сейчас что-то упущу?
-Ну, вообще с папой стоит на эту тему поговорить.
-А с мамой? Вот у нас был такой профессор в институте, он всегда говорил – умный и у дурака может научиться, а дурак и у умного ничего не возьмет. Я это на всю жизнь запомнил.
-Совершает ли человек грех убийства, защищая свою собственную жизнь в пределах необходимой обороны?
-Ну, конечно, совершает. Если убил. Но бывают ситуации, когда можно сказать: мало, что убил. Есть люди, которых убить мало.
-Получается, что мы за Бога выносим ему суд?
-Нет, без всякого суда. Просто мы знаем, что такого человека убить мало. Но все равно мы к этому не призываем. Я, например, противник даже смертной казни. Лучше пусть человек пожизненно сидит, а захочет - так помолиться. И какие- то процессы в нем могут идти. А если Богу угодно, то Господь его приберет.
-Но вот если все- таки произошло невольное убийство, то какая епитимья налагается на человека?
- Священник налагает по размышлению, выяснению этого вопроса. Конкретному человеку, в конкретной ситуации. По состоянию души. До XVII века в России каждый пришедший с войны - и то нес епитимью, если ему пришлось кого-то убить. На год лишался причастия. Хотя война есть война, что он сам на нее пошел? Нет.
-Я не так давно потеряла ребенка, и такой вопрос: почему все- таки жизнь- дар Божий, а не смерть? Ведь в жизни очень много скорбей, тягостей, болезней. И единственное, что утешает это то, что есть вера, и Господь посылает утешения и маленькие радости. И получается, что смерть- дар ?
-И смерть тоже может быть даром Божьим. А что ж такого? Да все дар Божий! А небо над нами? Разве не дар? А то, что в человеке рождается искусство- разве это не дар Божий? А когда человек проявляет милость к другому человеку? Это же от Бога!
-То- есть и смерть может быть даром Божиим?
-Ну, конечно.
- Даже если эта смерть настигает человека внезапно? И еще в юном возрасте?
-Ну, Господь жнет тогда, когда плод созрел. Раз Господь избрал человека, Он как Отец лучше знает. Он создатель человека и Он знает, где душе его лучше в данный момент пребывать. Еще на земле или уже в мире ином. Мы просто на эту тему не можем размышлять, потому что это в некотором смысле бесполезно.
-Ну да, знания -то нам не дано.
-Не дано потому, что в этом нет пользы для нашей души.
В отдельных случаях, когда человек, например, долго страждет, в болезни. И потом Господь его освобождает от этого через смерть. С одной стороны- мы скорбим потому, что он пережил и прошел вратами смертными, а с другой стороны радуемся, потому что его страдания окончились. И мы так и говорим – слава Тебе, Господи, отмучился.
-Батюшка, может быть, знание о судьбе умершего утешило бы их, а то они пребывая в неведении, страдают, мучаются, за него переживают, а как он, где он? И все- таки Господь не дает это знание.
-Нет, а они мучаются- то любопытством. Господь ждет от нас смирения. А здесь что требуется? Как раз смирение.
Без смирения нет христианства вообще. Поэтому смерть -это еще дар всем оставшимся в живых. Проявить смирение, и еще человек должен задуматься. Не может человек стоять перед гробом и не думать о своей смерти. Что пройдет некоторое время- и я буду так же лежать.
-Субботний вечер- единственный в неделе, когда я могу посвятить себя любимому занятию, поэтому я на субботние всенощные не хожу. Но каждую неделю причащаюсь, без этого жить не могу. Является ли это грехом причастие без полной службы?
- Ну, мы посмотрим по результату. А результатом должно стать христианское устроение. Плод духовный. Что значит «любимое занятие»? Это же очень абстрактно. А если это любимое занятие- парочка гавайских сигар? Сижу в плетеном кресле, нога на ногу, ждал всю неделю. На всенощную не иду. Надо же взвесить: что тебе, человече, дороже? Подготовка к встрече со Христом- или покурить?
-Виктор, Москва. Сегодня убили либерала Немцова, что Вы думаете по этому поводу? Вот лично мое мнение, что его убила Лубянка, Кремль. Чтобы запугать всю оппозицию.
-Ну. Понимаете. мы тут чаек пьем, если бы кофеек -могли бы погадать на кофейной гуще. А всякие думы, ну, они могут быть у человека. Если они столь оригинальны, как у вас, и вам не терпится поделиться- то я бы на вашем месте, Виктор Москва, добавил бы еще номер паспорта, адрес прописки и телефон домашний и мобильный- тогда было бы в полноте все так интересно и могло бы даже породить какую-то дискуссию. А так это что.....
-А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Почему выделяет слово «напрасно», значит, что есть гнев ненапрасный?
-Напрасный в переводе со славянского значит внезапный. Внезапно накатило.
-Отец Дмитрий, по Вашему опыту с какого возраста ребенок должен поститься перед причастием и как строго?
-Ну, это должны либо мама определять, либо папа. Кто из них трезвее. Но не раньше, чем три года. Никак не раньше.
-Если священник отказывается причащать двухлетнего младенца по причине того, что он поел с утра?
-Надо жалобу епископу. Это уже криминал. Это надо, чтобы он пошел на курсы повышения квалификации и вновь прошел курс «Руководство для пастырей». Он профессионально непригоден.
-Я преподаю в воскресной школе детям. При подготовке к занятиям иногда рассматриваю методические материалы протестантских воскресных школ, каждый урок они предлагают детям выучить цитату из Писания, подходящую к теме урока. Я хотела бы на своих уроках перенять эту традицию, так как наши дети, да и взрослые очень плохо знают Евангелие. На сколько это возможно и полезно?
-Вообще учить наизусть- это совсем неплохо. Единственное- что вот то, как изложено в Евангелии- это не на всякий детский ум годится. Потому что ребенок не всегда может осмыслить этот взрослый текст. Но если цитату подобрать вполне по развитию ребенка- то можно.
-Но такое изучение Евангелия именно цитатами- оно не будет потом восприниматься не в целом, а вот такими кусками?
-Если этим ограничиться- то, конечно, будет.
-Потому что протестанты именно этим и отличаются, они великолепно знают куски из Евангелия.
-Ну да.
-Каждый пост искушения начинают сыпаться как из рога изобилия. Порой нервная система начинает давать осечки в виде раздражения, гнева и грубости. Стала бояться постов, как какой-то предстоящей катастрофы. Что происходит со мной, что не так?
-Да все не так. Всё не так. Ни понимание поста, ни практика, ни задачи поста. Например, человек собственный грех относит к расшатанной нервной системе. Извиняюсь, а где без гнева в это время пребывает?
-То- есть здесь всё воспринимается формально.
-Человек уже настроился, он обвиняет пост. Сколько на земле существует человечество- столько на земле существует и пост. Но человеку это не подходит, он начинает аргументы искать, чтобы не поститься. Да не постись, кушай себе свининку.
-Если человек в этой жизни не избавился от греха гнева, а там, в том мире как это будет выражаться?
-Ну как? Будешь исполнен всякого гневного беснования. Только здесь на земле гневаться более или менее легко, потому что есть объект твоего гнева, например, Лубянка с Кремлем, а может быть и мать родная, или погода, или собственный радикулит. А там нет объекта для гнева, только память и нет возможности никакой апелляции. Если здесь я могу перекреститься, выпить святой водички, могу чем-то отвлечься, а там нет -этот гнев так и будет меня терзать и сжирать всю вечность.
-И никакой ослабы ему не будет?
-А как? Молиться бесполезно, Бог уже не услышит, ничего изменить нельзя. Так и будешь рычать на весь мир. И на ад, и на рай, и на ангелов. И на святых, и на бесов.
-То- есть состояние непроходящей злобы. Бесовское состояние.
-Как научиться спокойно и без осуждения относиться к представителям других национальностей? Иногда не могу их видеть и воспринимать. Например, цыган. Что нужно понять в себе или увидеть или совершить, чтобы искоренить этот грех?
-Ничего такого нового нет. Возлюби Бога своего крепостью своею и ближнего как самого себя.
-Но если этот ближний мне вечно досаждает?
-А сам себе не досаждаешь?
-Вот многие пишут – да я себя ненавижу.
-Вот. Никто, ненавидя себя, не гладит себе ладонь раскаленным утюгом. Вот и все. А почему? Я -то себя ненавижу, а плохого себе не желаю, и к зубному хожу, если заболит. Даже за место на кладбище дерусь с дальними родственниками. Всё для себя, любимого. Хоть и не люблю. Но отношусь к себе, прямо скажем, не плохо.
-Мой муж очень верующий, постоянно ходит в церковь постится, причащается, вроде бы все хорошо. Но на протяжении пяти лет он нигде не работает, сидит дома. Говорит: не пришло его время. На этой почве у нас ссоры. Посоветуйте, чем я могу эту ситуацию разрешить?
-Ну. Например, перестать кормить. Обычный человек, мужчина на второй день уже сильно хочет есть. Я, например. Пойду на работу хоть за харчи.
-А без этого никак?
-А зачем? Она стирает, за квартиру платит, кормит, посуду моет и гладит. Зачем, спрашивается, у нее работать?
-Ну, когда живешь, как в пятизвездочном отеле…
-Ну. Может, и не в пяти… Пятизвездочный отель отличается от четырехзвездочного тем, что у них должен быть бассейн крытый.
-Ну, домашняя ванная пойдет за пяти.
-Не-е-т. Без бассейна это уже не отель. Так что извиняйте. Я вот когда первый раз попал в пятизвездочный отель я поразился: там, рядом с унитазом висел телефон, не надо никуда бежать. Очень культурно. Тогда еще мобильников не было, но телефоны около унитазов были.
-С каждым годом становится всё хуже, не могу контролировать себя совершенно, всё время кажется, что мне желают зла. Когда понимаю, что ко мне относятся не так, как хочу- чувствую ужасную злобу и ненависть. Готова растерзать самых близких за то, что меня якобы обижают. Знаю, что эгоизм- это отсутствие Бога внутри. Что делать? какие молитвы читать?
-Тут что не читай- это ничего не изменит. Изменить в данной ситуации могут две вещи: 1- это врач психиатр, 2- покаяние.
Раз критика есть - можно помочь. Этому человеку можно помочь и он может выйти из этой ситуации. Но врач- психиатр необходим.
-То есть одним покаянием - нет?
-Не справиться. Надо обязательно пройти медикаментозный курс. А это покаянию совершенно не помешает. Потому что начало покаяния здесь уже есть. Оно совершенно очевидно звучит.
-Но многие справедливо боятся, что всякие эти препараты могут на всю жизнь остаться с человеком. То есть он на них подсядет.
-Что значит «подсядет»? Я пью несколько таблеток в день, не буду говорить даже сколько, чтобы никого не ужасать. И это на всю жизнь. Пока не создадут новые, более эффективные. Да, на всю жизнь. Мой отец умер в 56. Я уже давно его пережил. Почему? Потому что он не подсел на таблетки. А почему он не подсел? Да их не было в то время. А сейчас хоть и дорого, но я, слава Богу, живу, а то давно бы отправился на тот свет. Если бы не подсел на таблетки. Каждый человек обязательно должен подсесть на зубную пасту. Чтобы сохранить свои зубы. Сегодня с ребятами встречались. Один из нас лучше всех чувствует себя, Витя. Он подсел на зарядку. А его папе 97 лет. И он тоже подсел на зарядку, и до сих пор жив, и голова работает. Хотя он уже 10 лет слепой. Вот, подсел- и живет.
Люди подсели на чай.
-Но здесь все- таки речь идет о препаратах, которые влияют на психику.
-А как же! Влияют. Видите, человек в каком состоянии. Правильный курс лечения и у него весь этот кошмар пройдет. Если бы таблетки не влияли- на кой они нужны.
-Вообще слово «психиатр»- это для многих ужасный приговор. Я что, больной? Человеку признать, что он нуждается в психиатре- это сложно.
-Нет, ну это его проблема. Спрашивает человек- я отвечаю. Я же не заставляю. Просто так случилось, что с тех пор как я стал священником, меня сопровождает психиатрия. Первый мой храм- у меня психодиспансер был прямо через забор. И очень дружил. А сейчас у нас в психиатрической больнице храм. Постоянно в контакте. Нужная вещь, совершенно необходимая, так же, как и стоматолог. Совершенно необходимая вещь, совершенно!!! Потому что страдания человека, когда он в таком состоянии, они безмерны.
-То есть человек почти в аду живет.
-Иногда и просто. А помочь ему вообще очень легко. А если он боится подсесть - он становится хронически больным. Вот тут уже очень тяжело, его придется лечить годами. Купировать острое состояние нужно неделю – десять дней, и все абсолютно вернется к норме. Но нет. Нет- так нет.
-При осознании своей греховности я радуюсь жизни, солнцу, причастию, иконам, людям, да всему радуюсь. Душа моя ежечасно не скорбит и не страдает от понимания грехов, не впал ли я в прелесть?
-Не знаю. Так это нельзя судить заочно.
-В одном месте люди читают –всему радуйтесь. А в другом - непрестанно плачьте о грехах. И вот.
-А в третьем – в мире скорбны будете. Да, христианство- оно адинамично.
-Как в голове это все в одно должно объединиться?
-А потому, что речь идет не о чувствах.
-Совершат ли грех убийства врачи или родственники, принявшие решение отключить системы жизнеобеспечения человеку, находящемуся в коме?
-Смотря, какие мотивы. Некоторые люди выходили из комы через 10 лет, некоторые через 20.
-Но, как правило, все- таки хотят облегчить страдания?
-Ну чего гадать, о.Александр? Конечно, вопрос не к нам.
-Можно ли в какие-то поминальные службы подавать записки за самоубийц?
-Не положено. А зачем? Хочешь помолиться? Тебе же никто не запрещает, стой и молись.
-Ну, как-то считается, что церковное поминовение более для человека утешительно, что ли.
-Это неправильно. Ты можешь себе представить апостола Петра, который писал записки о здравии, о упокоении?
-Не могу.
-Ну, вот. Люди молились. Нужно не записку писать, нужно молиться.
-Человек говорит:- моя молитва слабая, а молитва церкви сильная.
-Не бывает молитвы слабой и не бывает молитвы сильной. Это не динамометр. Это у машины бывает мотор 180 лошадиных сил, 75 лошадиных сил. Молитва ценится не по тому, сколько ты заплатил, сколько ты написал, а по результату. Вот ты помолился один раз, сказал: Господи, помилуй- и человек воскрес. Другой 60 акафистов прочитал- и человек умер. Какая молитва была сильная, а какая слабая?
-Когда воскрес.
-Ну вот. Ну, это же не сила молитвы. А что? Милость Божия. А человек думает: еще сильнее надо помолиться. Все спрашивают, а какие молитвы читать?
-Хочется Бога понудить к чему-то.
-Не выйдет ничего. Бог- это не банкомат, нажимаешь 500 -и выдается 500. Мы можем Бога просить. А уж Господь как решит.
-Как быть, если сына моего приворожила женщина? Куда обратиться и что поможет- не знаю. Что вы посоветуете?
-Я советую всегда лечить голову.
- То есть, если человек считает, что его приворожили ....
-То значит, человек уже больной.
Раньше в Российской империи был даже закон. Что кто другого обвиняет в ворожбе, колдовстве - того отправляли в желтый дом.
-Но признаки как-то на лицо? Вдруг человек меняется до неузнаваемости.
-Но ВОЗ тоже считает влюбленность болезнью. Потому что человек совершенно меняется. Ты бывал влюблен -то? Ну… человек становится как сумасшедший. Он ничего не слушает, он не ест, он не пьет, он бросает учебу, он согласен куда-то ехать, совершать безумные поступки. На асфальте пишет огромными буквами. Больной?
Человек становится неадекватным по отношению к обществу и адекватным в отношении своего чувства. А так какие-то дикие вещи может совершать. Она, конечно, очаровница, его очаровала. Это не значит, что она ему в ботинок что-то сыпала, а просто так глазками моргнула - и всё, он уже побежал.
-С мужем расходимся в политических взглядах. Он либерал, а я Русь люблю. Конфликты. Иногда причащается, но постоянно сидит у телевизора. Как мне себя вести, чтобы держать мир и побороть его неприязнь?
-Ну как. Всякая неприязнь неугодна Богу. Особенно из-за такой глупости, как политические пристрастия. А потом, что, все либералы Русь не любят? Нет. Очень много либералов, не обязательно они проамерикански настроены. Даже таких, я уверен- меньшинство. Просто у них определенным образом…ну это предмет их веры. Они считают, что если их политические идеи у нас в стране восторжествуют, то жизнь будет лучше. Это же как-то наивно, по- моему.
-Одна женщина тоже мне жаловалась на подобную ситуацию. Я ей говорю – ну, ты молчи. Она говорит – я молчу. А он за мной по пятам ходит и настаивает, чтобы я с ним согласилась.
-Пусть согласится. Возьмет флаг соответствующей раскраски и кричит ура!!!
Ну, ради любимого- то. Тут надо взвешивать. Все- таки семья- это, мне кажется, в нашей земной жизни это наибольшая драгоценность.
-То есть ради мира в семье можно порой согласиться с тем, что вообще не твое.
-С тем, что вообще не устраивает. Написать манифест, назвать: «Я перековалась». И каждое слово записать. И в конце написать Ура и два восклицательных знака.
-Мне приходится покупать сыну сигареты в период, когда он находится в наркологической больнице. Даже врач говорит, чтобы я это делала во избежание попрошайничества. Грех ли это?
-Нет. Если по предписанию врача- нет.
-Меня смущает, что я травлю собственного сына.
-Ну конечно. Каждая таблетка, помимо пользы, она может способствовать эрозии желудка. Но тут надо выбирать.
-Ох, не простая это вещь жизнь! Все время надо голову включать.
-Но вот все наши вопросы направлены на то, чтобы за них кто-то включал.
-Но раз мы здесь сидим, то люди думают, что у нас они включены.
-Ну, по крайней мере, на этот час я стараюсь их включить.
Добавить комментарий