Перейти к основному содержанию

19:23 26.05.2019

Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио "Радонеж", ведущий - протоиерей Александр Березовский

24.04.2015 08:01:44

-Два месяца не хожу в церковь. Рассуждаю так: Мария Египетская всего один раз была в церкви - и стала святой. Значит, так можно? Или я ошибаюсь?

-Если этот человек еще не походит сколько- то лет, а потом начнет ходить по водам -  значит, все в порядке. Но  надо все в комплексе. Например, взять краюху хлеба и сорок лет ею питаться. Это же не просто так человек выбирает не ходить в церковь.  Из всего жития человек выбирает, что повкуснее. А то, что без одежды под палящим солнцем, спать на голых камнях -  это все остается за кадром.

-Сейчас постом храмы заметно наполнились молящимися.

-Ты знаешь, да, я тоже заметил. В этом году даже сегодня на всенощной было много народу. На Сретение на всенощной было меньше.

-Но вот именно постом, а в остальное то время года почему люди так отходят  от  церкви?  Не только же занятость -  причина, обычно все говорят: мне некогда.

-Нет, есть определенная  категория людей, которых так научили, что надо попоститься первую седмицу а потом причаститься. Такие еще есть. Они уже не большинство, как было 40 лет тому назад, но их прилив, конечно,  заметно увеличивает  количество.

-Думаете, это такая традиция у людей сложилась, что нужно причаститься постом? Некоторые - четыре раза в год?

-Сегодня очень многие пришли на исповедь и говорят: давно не был. То -есть что их стимулировало?  Вот то, что начался пост, надо прийти. Ну, некоторые мамы с детьми.

-Батюшка, Вы, наверное, сталкивались, когда люди говорят: ну, как же хорошо мне в церкви,: помолился, причастился. А потом человек пропадает на целый год. Вы не спрашиваете: а почему, если тебе хорошо- ты на целый год пропал?

-Ну, ты не слышал. Вот есть такая Евангельская притча, начинается она так: вышел Сеятель сеять…

-Слышал.

-О! Поэтому, где семя    упало на каменистую почву - оно проросло хорошо, а потом из-за неглубокой почвы увяло.  До следующего года, до какой-нибудь трагедии.

У меня есть один знакомый. Первый раз он ко мне обратился в связи со смертью сына. А через несколько лет обратился со смертью жены. Вот  такими этапами. А между этими двумя  обращениями- годы. А когда следующее обращение будет -  само по себе или когда он серьезно заболеет?

Но главное у него  же все - таки через меня сохраняется связь с церковью. Он как бы знает, куда ему идти, кому звонить.

-Ну, в том- то и дело, что люди знают, но ждут какого-то момента.

-У всех по- разному. У Христа ведь тоже были тайные ученики, были те которые с Ним ходили, потом как-то растворились. И  там из лесяти прокаженных только один вернулся, стал учеником, Спасителя поблагодарил. И тот был самарянин. Ему еще нужно было вправлять мозги на место. Так что все по- разному.

-Отец   Дмитрий, Вы не раз говорили, что, к сожалению, большая часть воспитанников детских домов идет в тюрьму. Так устроена система, что с ними ничего нельзя  сделать, и помочь можно, только забрав из такого учреждения. Или же это  недостаточная работа, может быть, даже церкви?

-А церковь здесь совершенно ни при чем. То, что  существует ряд детских домов церковных, монастырских или приходских- это единичные случаи. Дети брошены невоцерковленными людьми. Их пристраивают   от избытка любви к страждущему маленькому человечку. Тем более, государство запрещало церкви на протяжении десятилетий вообще заниматься детьми. Если просто кружок для детей сделаешь- уже тюрьма. Церковный кружок. Даже в хрущевские времена.

-Вопрос по 9 песни канона к причастию, стих: « Душой и телом да освящуся, Владыко…» и заканчивается словами: «Да буду дом Ттвой причащением Священных Тайн  Живущего Тя, имея в себе со Отцем  и Духом…»    Значит ли это, что в причастии мы принимаем не одного Христа, а всю Троицу?

-Дело в том, что Христос, Он же неотделим от Троицы, поэтому мы, причащаясь Пречистой Крови и Тела Христа Спасителя, конечно,  соединяемся со Святой Троицей. Это совершенно безусловно.  Потому что ведь  со Святым Духом это само собой разумеется, потому что Святый Дух претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Господню. А вся Литургия вообще совершается Отцу Небесному от имени церкви.

-Как вести себя верующему православному человеку в атеистическом, безбожном рабочем коллективе?

-Надо вести себя всегда по- христиански. И особенно в христианском коллективе.

-Что бывает порой тяжелее, чем даже в атеистическом.

-Пожалуй, да.

-Далекие от церкви люди скорее воспринимают какие-то  слова о церкви, о Христе чем люди, уже убежденные, в чем-то наученные.

-Ну да, у них есть соблазн с чем-то поспорить уточнить. Как-то поучить.

-Ну, а вести себя по – христиански  - это как? Уступать во всем?

- Это сидеть на краю лавки, брать последний кусок, все время молчать и ко всем относиться с величайшим почтением.

-Почему некоторые живут мало?

-На этот вопрос есть такой ответ – потому что перпендикуляр.

-Исчерпывающе.

-Ну да, кратко и ясно.

- Допустимо ли говорить неправду во избежание напряженной ситуации конфликта?

- В разных случаях по- разному. Вот этот человек, который задает этот вопрос- ясно, что он сомневается. Раз сомневается - лучше этим путем не идти. Раз нет  духовной интуиции- он хочет инструкцию. Значит, нельзя к этому прибегать, иначе ему дьявол обязательно расставит сеточку.

- Пригласили быть крестной. Была на огласительной беседе. Священник нам посоветовал принести крест без распятия, так как крест- это символ Воскресения.  И при этом крест и с распятием, и без него  одинаково правильный. Как же правильно, я не совсем поняла?

-У меня без распятия, а у тебя? А у тебя с. Ну, есть такая русская пословица, не буду ее сейчас употреблять,  потому что предмет о котором мы говорим, слишком высок. Но мне  кажется, это равнозначно.

-Могу ли я восстановить справедливость, скажем,  отнять у нечестного человека и вернуть это тому, у которого тот отнял -или надо оставить все на промысел Божий?

-Ну, опять же, по- разному. Потому что если можно суметь отнять так технично чтобы сердце в этом не участвовало, чтобы там не было ни злобы, ни ненависти, а с любовью. То тогда вполне возможно. Но тут все надо делать с рассуждением.

Когда кипит чувство справедливости, надо ждать, когда остынет. Кипит только гнев. А он не творит правды Божьей.

-Но заступиться- то нужно вот сейчас, а не когда там, может быть, у меня уляжется в душе гнев?

-Нет, ну что значит «уляжется», он может улечься через 30 секунд. Смотря, какие рычаги будем употреблять. Но в кипении голова работает неправильно.

-То - есть в этом состоянии никакой справедливости не восстановишь?

-Нет. Человек  будет делать по страсти гнева. Благими намерениями вымощена дорога куда?

-Отец  Дмитрий, скажите, пожалуйста, какие вопросы и моменты нужно обсуждать с невестой, чтобы не было такого что: а это, милый, надо было решать до свадьбы?

-Да вы хотите, милый мой, чтобы я все сам сделал?

-По крайней мере -направил.

-Ну, мы сегодня встречались с моими одноклассниками. Вот, очень важно включать голову. Мы, правда, говорили о том, что включать дурака. И один товарищ сказал: надо не забыть потом его выключить.

-Ну, хорошо, когда у человека есть опыт семейной жизни за плечами, а вот он только собирается.

-Нет, надо подумать, а какую ты хочешь жану- то? Это же он выбирает.

-Ну, какую жену- каждый может себе, наверное. вообразить.

-Ну вот. Вот это пусть и исследует.

-Соответствует ли она этому запросу.

-Да, конечно.

-Ну, скорее всего -нет. Потому что запрос всегда превышает.

-А потом с папой посоветоваться, с мамой.

-Так может быть совсем противоположное.

-Ну, я же говорю « посоветоваться», а не сделать то. что скажут. И потом я буду что, нести ответственность за его будущую жизнь? А  вдруг я сейчас что-то упущу?

-Ну, вообще с папой стоит на эту тему поговорить.

-А с мамой? Вот у нас был такой профессор в институте, он всегда говорил – умный и у дурака может научиться, а дурак и у умного ничего не возьмет. Я это на всю жизнь запомнил.

-Совершает ли человек грех убийства, защищая свою собственную жизнь в пределах необходимой обороны?

-Ну, конечно, совершает. Если убил. Но бывают ситуации, когда можно сказать: мало, что убил. Есть люди, которых убить мало.

-Получается, что мы за Бога выносим ему суд?

-Нет, без всякого суда.  Просто мы знаем, что такого человека убить мало. Но все равно мы к этому не призываем. Я, например, противник даже смертной казни. Лучше пусть человек пожизненно сидит, а захочет -  так помолиться. И какие- то процессы в нем могут идти. А если Богу угодно, то Господь его приберет.

-Но вот если все- таки произошло невольное убийство, то какая епитимья налагается на человека?

-  Священник налагает  по размышлению, выяснению  этого вопроса.  Конкретному человеку, в конкретной ситуации. По состоянию души. До XVII века в России каждый пришедший с войны - и то нес епитимью, если ему пришлось кого-то убить. На год лишался причастия. Хотя война есть война, что он сам на нее пошел? Нет.

-Я не так давно потеряла ребенка,  и такой вопрос: почему все- таки жизнь- дар Божий, а не смерть? Ведь в жизни очень много скорбей, тягостей, болезней. И единственное, что утешает это то, что есть вера, и Господь посылает утешения и маленькие радости. И получается, что смерть- дар ?

-И смерть тоже  может быть даром Божьим. А что ж такого? Да все дар Божий! А небо над нами? Разве не дар? А то, что в человеке рождается искусство- разве это не дар Божий? А когда человек проявляет милость  к другому человеку? Это же от Бога!

-То- есть и смерть может быть даром Божиим?

-Ну, конечно.

- Даже если эта смерть настигает человека внезапно? И еще в юном возрасте?

-Ну,  Господь жнет тогда, когда плод созрел. Раз Господь избрал человека, Он как Отец лучше знает. Он создатель человека и Он  знает, где душе его лучше в данный момент пребывать. Еще на земле или уже  в мире ином. Мы просто  на эту тему не можем размышлять, потому что это в  некотором смысле бесполезно.

-Ну да, знания -то нам не дано.

-Не дано потому, что в этом нет пользы для нашей души.

В отдельных   случаях, когда человек, например, долго страждет,  в болезни. И потом Господь его освобождает от этого через смерть. С одной стороны- мы скорбим потому,   что он пережил и прошел вратами смертными, а с другой стороны радуемся, потому что его страдания окончились. И мы так и говорим – слава Тебе, Господи, отмучился.

-Батюшка, может быть, знание о судьбе умершего утешило бы их, а то они пребывая в неведении, страдают, мучаются, за  него переживают, а как он, где он? И все- таки Господь не дает это знание.

-Нет, а они мучаются- то любопытством. Господь ждет от нас смирения. А здесь что требуется? Как раз смирение.

Без смирения нет христианства вообще. Поэтому смерть -это еще дар всем оставшимся в живых. Проявить смирение, и еще человек должен задуматься. Не может человек стоять перед гробом и не думать о своей смерти.  Что пройдет некоторое время- и я буду так же лежать.

-Субботний вечер- единственный в неделе, когда я могу посвятить  себя любимому занятию, поэтому я на субботние всенощные не хожу. Но каждую неделю причащаюсь, без этого жить не могу. Является ли это грехом причастие без  полной службы?

- Ну, мы посмотрим по результату. А результатом должно стать христианское устроение. Плод духовный.  Что значит «любимое занятие»? Это же очень абстрактно. А если это любимое занятие- парочка гавайских сигар? Сижу в плетеном кресле, нога на ногу, ждал всю неделю. На всенощную не иду. Надо же взвесить: что тебе, человече, дороже? Подготовка к встрече со Христом- или покурить?

-Виктор, Москва. Сегодня убили либерала Немцова, что Вы думаете по этому поводу? Вот лично мое мнение, что его убила Лубянка, Кремль. Чтобы запугать всю оппозицию.

-Ну. Понимаете. мы тут чаек пьем, если бы кофеек -могли бы погадать на кофейной гуще. А всякие думы, ну, они могут быть  у человека. Если они столь оригинальны, как у вас, и вам не терпится поделиться- то я бы на вашем месте, Виктор Москва, добавил бы еще номер паспорта, адрес прописки и телефон домашний и мобильный-  тогда было бы  в полноте все так интересно и могло бы даже породить какую-то дискуссию. А так это что.....

-А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Почему выделяет слово «напрасно», значит, что есть гнев ненапрасный?

-Напрасный в переводе со славянского значит внезапный.  Внезапно накатило.

-Отец   Дмитрий, по Вашему опыту с какого возраста ребенок должен поститься перед причастием и как строго?

-Ну, это должны либо мама определять, либо папа. Кто из них  трезвее. Но не раньше, чем три года. Никак не раньше.

-Если священник отказывается причащать двухлетнего младенца по причине того, что он поел с утра?

-Надо жалобу епископу. Это уже криминал. Это надо, чтобы он пошел на курсы повышения квалификации и  вновь прошел курс «Руководство для пастырей». Он профессионально непригоден.

-Я преподаю в воскресной школе детям. При подготовке к занятиям иногда рассматриваю методические материалы протестантских воскресных школ, каждый  урок они предлагают детям выучить цитату из  Писания, подходящую к теме урока. Я хотела бы на своих уроках перенять эту традицию, так  как наши дети, да и взрослые очень плохо знают Евангелие. На сколько это возможно и полезно?

-Вообще  учить наизусть- это совсем неплохо. Единственное- что вот то, как изложено в Евангелии- это не на всякий детский ум годится. Потому что ребенок не всегда может осмыслить этот взрослый текст. Но если цитату подобрать вполне по развитию ребенка- то можно.

-Но такое изучение  Евангелия именно цитатами- оно не будет потом восприниматься не в целом, а вот такими кусками?

-Если этим ограничиться- то, конечно, будет.

-Потому что протестанты именно этим и отличаются, они великолепно знают куски из Евангелия.

-Ну да.

-Каждый пост искушения начинают сыпаться как из рога изобилия. Порой нервная система начинает давать осечки в виде раздражения, гнева и грубости. Стала бояться постов, как какой-то предстоящей катастрофы. Что происходит со мной, что не так?

-Да все не так. Всё не так. Ни понимание поста, ни практика, ни задачи поста. Например, человек собственный грех относит к  расшатанной  нервной системе. Извиняюсь, а где  без гнева в это время пребывает?

-То- есть здесь всё воспринимается формально.

-Человек уже настроился, он  обвиняет пост. Сколько на земле существует человечество- столько на земле  существует и пост. Но человеку это не подходит, он начинает аргументы искать, чтобы не поститься. Да не постись, кушай себе  свининку.

-Если человек в этой жизни не избавился от греха гнева, а там, в том мире как это будет выражаться?

-Ну как? Будешь исполнен всякого гневного беснования. Только здесь на земле гневаться более или менее легко, потому что есть объект твоего гнева, например, Лубянка с Кремлем, а может быть и мать родная, или погода, или собственный радикулит. А там нет объекта для гнева, только память и нет возможности никакой апелляции. Если здесь я могу перекреститься, выпить святой водички, могу чем-то отвлечься, а там нет -этот гнев так и будет меня терзать и сжирать всю вечность.

-И никакой ослабы ему не будет?

-А как? Молиться бесполезно, Бог уже не услышит, ничего изменить нельзя. Так и будешь рычать на весь мир. И на ад, и на рай, и на ангелов. И на святых, и на бесов.

-То- есть состояние непроходящей злобы. Бесовское состояние.

-Как научиться спокойно и без осуждения относиться к представителям других национальностей? Иногда не могу их видеть и воспринимать. Например, цыган. Что нужно  понять в себе или увидеть или совершить, чтобы искоренить этот грех?

-Ничего такого нового нет. Возлюби Бога своего крепостью своею и ближнего как самого себя.

-Но если этот ближний мне вечно досаждает?

-А сам себе не досаждаешь?

-Вот многие пишут – да я себя ненавижу.

-Вот. Никто, ненавидя себя, не гладит себе ладонь раскаленным утюгом. Вот и все. А почему? Я -то себя ненавижу, а плохого себе не желаю, и к зубному хожу, если заболит. Даже за место на кладбище дерусь с дальними родственниками. Всё для себя, любимого. Хоть и не люблю. Но отношусь к себе, прямо скажем, не плохо.

-Мой муж очень верующий, постоянно ходит в церковь постится, причащается, вроде бы все хорошо. Но на протяжении пяти лет он нигде не работает, сидит дома. Говорит: не пришло его время. На этой почве у нас ссоры. Посоветуйте, чем я могу эту ситуацию разрешить?

-Ну. Например, перестать кормить. Обычный человек, мужчина на второй день уже сильно хочет есть. Я, например. Пойду на работу хоть за харчи.

-А без этого никак?

-А зачем? Она стирает, за квартиру платит, кормит, посуду моет и гладит. Зачем, спрашивается, у нее работать?

-Ну, когда живешь, как в пятизвездочном отеле…

-Ну. Может, и не в пяти… Пятизвездочный отель отличается от четырехзвездочного тем, что у них должен быть бассейн крытый.

-Ну, домашняя ванная пойдет за пяти.

-Не-е-т. Без бассейна это уже не отель. Так что извиняйте.  Я вот когда первый раз попал в пятизвездочный отель я поразился: там, рядом с унитазом висел телефон,  не надо никуда бежать. Очень культурно. Тогда еще мобильников не было, но телефоны около унитазов были.

-С каждым годом становится всё хуже, не могу контролировать себя совершенно, всё время кажется, что мне желают зла. Когда понимаю, что ко мне  относятся не так, как хочу- чувствую ужасную злобу и ненависть. Готова  растерзать самых близких за то, что меня якобы обижают. Знаю, что эгоизм- это отсутствие Бога внутри. Что делать? какие молитвы читать?

-Тут что не читай- это ничего не изменит. Изменить в данной ситуации могут две вещи: 1- это врач психиатр, 2- покаяние.

Раз критика есть  -  можно помочь. Этому человеку можно помочь и он может выйти из этой ситуации.  Но врач- психиатр необходим.

-То есть одним покаянием - нет?

-Не справиться. Надо обязательно пройти медикаментозный курс. А это покаянию совершенно не помешает. Потому что начало покаяния здесь уже есть. Оно совершенно очевидно звучит.

-Но многие справедливо боятся, что всякие эти препараты могут на всю жизнь остаться с человеком. То есть он на них подсядет.

-Что значит «подсядет»? Я пью несколько таблеток в день, не буду говорить даже сколько, чтобы никого не ужасать. И  это на всю жизнь. Пока  не создадут новые, более эффективные. Да, на всю жизнь. Мой отец умер в 56. Я уже давно его пережил. Почему? Потому что он не подсел на таблетки. А почему он не подсел? Да их не было в то время. А сейчас хоть и дорого, но я, слава Богу, живу, а то давно бы  отправился   на  тот  свет. Если бы  не подсел на таблетки.  Каждый человек обязательно должен подсесть на зубную пасту. Чтобы сохранить свои зубы.  Сегодня с ребятами встречались. Один из нас лучше всех чувствует себя, Витя. Он подсел на зарядку. А его папе 97 лет. И он тоже подсел на зарядку, и до сих пор жив, и голова работает. Хотя  он уже 10 лет слепой. Вот,  подсел- и живет.

Люди подсели на чай.

-Но здесь все- таки речь идет о препаратах, которые влияют на психику.

-А как же! Влияют. Видите, человек в каком состоянии. Правильный курс лечения и у него весь этот кошмар пройдет. Если бы таблетки не влияли- на кой они нужны.

-Вообще слово «психиатр»- это для многих ужасный приговор.  Я что, больной? Человеку признать, что он нуждается в психиатре- это сложно.

-Нет, ну это его проблема. Спрашивает человек- я отвечаю. Я же не заставляю. Просто так случилось, что с тех пор как я стал священником, меня сопровождает психиатрия. Первый мой храм- у меня психодиспансер был прямо через забор. И очень дружил. А сейчас  у нас в психиатрической больнице храм. Постоянно в контакте.  Нужная вещь, совершенно необходимая, так же, как и стоматолог. Совершенно необходимая вещь, совершенно!!! Потому что страдания человека, когда он в таком состоянии, они безмерны.

-То есть человек почти в аду живет.

 -Иногда и просто.  А помочь ему вообще очень легко. А если он боится подсесть -  он становится хронически больным. Вот тут уже очень тяжело, его придется лечить годами. Купировать острое состояние нужно неделю – десять дней,  и все абсолютно вернется к норме. Но нет. Нет- так нет.

-При осознании своей греховности я радуюсь жизни,  солнцу, причастию, иконам, людям, да всему радуюсь. Душа моя ежечасно  не скорбит и не страдает от понимания грехов, не впал ли я в прелесть?

-Не знаю. Так это нельзя судить заочно.

-В одном месте люди читают –всему радуйтесь. А в другом -  непрестанно плачьте о грехах. И вот.

-А в третьем – в мире скорбны будете. Да, христианство- оно адинамично.

-Как в голове это все в одно должно объединиться?

-А потому, что речь идет не о чувствах.

-Совершат ли грех убийства врачи или родственники, принявшие решение отключить системы жизнеобеспечения человеку, находящемуся в коме?

-Смотря, какие мотивы. Некоторые люди выходили из комы через 10 лет, некоторые через 20.

-Но,  как правило, все- таки хотят  облегчить страдания?

-Ну чего гадать, о.Александр? Конечно, вопрос не к нам.

-Можно ли в какие-то поминальные службы подавать записки за самоубийц?

-Не положено. А зачем? Хочешь помолиться? Тебе же никто не запрещает, стой и молись.

-Ну, как-то считается, что церковное поминовение более для человека утешительно, что ли.

-Это неправильно. Ты можешь себе представить апостола Петра, который писал записки о здравии, о упокоении?

-Не могу.

-Ну, вот. Люди молились. Нужно не записку писать, нужно молиться.

-Человек говорит:- моя молитва слабая, а молитва церкви сильная.

-Не бывает молитвы слабой и не бывает молитвы сильной. Это не динамометр. Это у машины бывает мотор 180 лошадиных сил, 75 лошадиных сил. Молитва ценится не по тому, сколько ты заплатил, сколько ты написал, а по результату. Вот ты помолился один раз,  сказал: Господи, помилуй- и человек воскрес. Другой 60 акафистов прочитал- и человек умер. Какая молитва была сильная, а какая слабая?

-Когда воскрес.

-Ну вот. Ну, это же не сила молитвы. А что? Милость Божия.   А человек думает: еще сильнее надо помолиться. Все спрашивают, а какие молитвы читать?

-Хочется Бога понудить к чему-то.

-Не выйдет ничего. Бог- это не банкомат, нажимаешь 500 -и выдается 500. Мы можем Бога просить. А уж Господь как решит.

-Как быть, если сына моего приворожила женщина? Куда обратиться и что поможет- не знаю. Что вы посоветуете?

-Я советую всегда лечить голову.

- То есть, если человек считает, что его приворожили ....

-То значит, человек уже больной.

Раньше в Российской империи был даже закон. Что кто  другого обвиняет в ворожбе, колдовстве - того отправляли в желтый дом.

-Но признаки как-то на лицо? Вдруг человек меняется до неузнаваемости.

-Но ВОЗ тоже считает влюбленность болезнью. Потому что человек совершенно меняется. Ты бывал влюблен -то? Ну… человек становится как сумасшедший. Он ничего не слушает, он не ест, он не пьет, он бросает учебу, он согласен куда-то ехать, совершать безумные поступки. На асфальте пишет огромными буквами. Больной?

Человек  становится неадекватным по отношению к обществу и адекватным в отношении своего чувства. А так какие-то дикие вещи может совершать. Она, конечно, очаровница, его очаровала. Это не значит, что она ему в ботинок что-то сыпала, а просто так глазками моргнула - и всё, он уже побежал.

-С мужем расходимся в политических взглядах. Он либерал, а я Русь люблю. Конфликты. Иногда причащается, но постоянно сидит у телевизора. Как мне себя вести, чтобы держать мир и побороть его неприязнь?

-Ну как. Всякая неприязнь неугодна Богу. Особенно из-за такой глупости, как политические пристрастия. А потом, что, все либералы Русь не любят? Нет. Очень много либералов, не обязательно  они проамерикански настроены. Даже таких, я уверен- меньшинство. Просто у них определенным образом…ну это предмет их веры. Они считают, что если их политические идеи у нас в стране восторжествуют, то жизнь будет лучше. Это же как-то наивно, по- моему.

-Одна женщина тоже мне жаловалась на подобную ситуацию. Я ей говорю – ну, ты молчи. Она говорит – я молчу. А он за мной по пятам ходит и настаивает, чтобы я с ним согласилась.

-Пусть согласится. Возьмет флаг соответствующей раскраски и кричит ура!!!

Ну, ради любимого- то.  Тут надо взвешивать. Все- таки семья- это, мне кажется, в нашей земной жизни это наибольшая драгоценность.

-То есть ради мира в семье можно порой согласиться с тем, что вообще не твое.

-С тем, что вообще не устраивает. Написать манифест, назвать:  «Я перековалась». И каждое слово записать. И в конце написать Ура и два восклицательных знака.

-Мне приходится покупать сыну сигареты в период, когда он находится в наркологической больнице. Даже врач говорит, чтобы я это делала во избежание попрошайничества. Грех ли это?

-Нет. Если по предписанию врача- нет.

-Меня смущает, что  я травлю собственного сына.

-Ну конечно. Каждая таблетка, помимо пользы, она может способствовать эрозии желудка. Но тут надо выбирать.

-Ох, не простая это вещь жизнь! Все время надо голову включать.

-Но вот все наши вопросы направлены на то, чтобы за них кто-то включал.

-Но раз мы здесь сидим, то люди думают, что у нас они включены.

-Ну, по крайней мере, на этот час я стараюсь их включить.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+