Перейти к основному содержанию

01:42 23.08.2019

Принести цветы живому человеку - это выразить ему уважение и любовь. А принести усопшему? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж», в студии священник Александр Березовский

11.07.2013 12:06:51

- У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов, мы с отцом Александром начинаем нашу программу.

- Добрый вечер, батюшка, добрый вечер, дорогие радиослушатели. Вы также можете присылать свои вопросы по смс.

- Роман из Москвы. Святые отцы говорят, что себя надо сравнивать не с  другими  людьми, а с Богом. Непонятно, как себя сравнивать с Богом, ведь Он несоизмеримо выше людей? И как уверовать, что я хуже всех?

- Имеется в виду Иисус Христос, Который во  плоти нам явил идеального Человека. Потому что если мы будем сравнивать себя с людьми, то мы будем их осуждать и превозноситься. А вот во Христе невозможно найти никакого изъяна, поэтому святой отец дает такой совет. Потом, как научиться? Чтобы научиться, нужно только одно: взирать на эталон и молиться Богу. Ну, и конечно, слушать проповеди.

- Чтобы научиться, нужно захотеть научиться.

- Ну, это предполагается. Потому что о чем-то молиться можно, только желая.

- Большинство людей хотят не научиться, а сразу приобрести. Вот сразу. Господи, дай мне терпение, чтобы оно завтра уже было.

- Ну, если у человека какая-то ситуация, допустим, он ждет трамвая. И вот уже рождаются определенные слова, и он просит: Господи, дай мне терпение - и Он тут же даст. Это будет шаг вперед. Терпение - важная добродетель, если о ней начать говорить, должно служить нам не сигналом к раздражению, а сигналом к молитве и напоминанием о том, что вот, пожалуйста, тебе упражнение.

- У меня был случай, когда одна женщина пришла, я ей порекомендовал прочитать Евангелие, она приходит и говорит: дальше читать не буду. Я говорю: а что такое? – Да, вот дочитала до того, как бедная женщина просила за свою болящую дочь - а Христос ей даже не ответил. Говорит: чего-то мне так стало горько. Что ж Он такой жестокосердный? То есть, люди видят во Христе тоже изъян, тоже грехи.

- Тут вот в чем дело. Она молитву не дочитала до конца.

- Ну, не поняла.

- Нет. В том-то и дело, что поняла. Она прямо ответила. А это был урок для всех, кто видел, для нее самой и для нас, что некоторые вещи Господь исполняет с опозданием, бывает - с не очень большим.

- Мы привыкли, что если человек в беде, то все брось и беги ему на помощь. А тут обратная ситуация. Такое ощущение, что Он пренебрегает ее бедой.

- Не знаю. Если читать от начала до конца, то такое впечатление не складывается.

- Ну, это у нас с вами, потому что мы знаем суть этого события.

- Да, там ведь немного, не на пять страниц повествование. Там буквально три абзаца. И все сразу становится ясно. Он пришел к погибшим овцам, исполняя послушание Отца Небесного. И вот тут вклинивается хананеянка, и Он испытывает ее веру. Как без испытания этой веры выполнить послушание?

- Ну, вот в нашей жизни тоже часто бывают такие сомнения. А что предпочесть?

- Вот здесь Он как раз и делает тот вывод, который для нас является нравоучением. Что предпочесть? Посидеть с больным? Сегодня одна женщина пришла и говорит: вот, я сижу с пожилой женщиной, а она меня шантажирует. Я говорю: каким образом? Она говорит: вот ты сейчас уже уходишь от меня, ты идешь в храм. А я не могу пойти. И сейчас  останусь  одна, свяжу простыни (она на втором этаже живет. Но там большие потолки) и спущусь из окна. Ну, а та говорит: раз ты хочешь так сделать, я боюсь, и я останусь.

- Что значит Царствие Небесное внутри нас, и сам Бог внутри нас?

- Это речь идет о благодати Божьей. Потому что Бог может быть в нас только посредством благодати.

- А как не ошибиться, что это именно благодать Божья, а не состояние прелести или душевного восторга?

- Тут не ошибешься. Потому что, скорее всего прелесть и душевный восторг. И может быть какое-то истероидное впечатление в себе самом. Потому что явное присутствие благодати Божьей - это ни с чем несравнимая вещь. Поэтому то, чем человек себя обычно тешит, это бывает просто нервное состояние души.

- Но, не имея такого личного опыта, человек может усомниться, что это действительно от Бога. Очень часто задают этот вопрос.

- Сомневаться для человека нормально. На то и ум дан.

- Но умом-то не различишь, что в тебе есть?

- Потому что это не дело ума. И вообще не наше дело различать. Когда придет благодать Божья, ее ни с чем не спутаешь. Это надо принять как некий факт.

- Имеет ли смысл и надо ли совершать заочное отпевание, предание земле?

- Предание земле как насыпать пакетик песка? Нет, конечно. Не имеет никакого смысла. Вообще какой-то странный обряд. Который, понятное дело, возник уже в послевоенное время.

- А вот само понятие: заочное отпевание?

- Тоже это новое. Ну, вообще это часто, ну например сошествие Святого Духа на апостолов у нас называют Троицей, а вход Господа в Иерусалим именуется Вербным воскресеньем. И также заупокойное богослужение у нас называлось: маленькая панихида, а большая - это отпевание. И поэтому говорят: вот, батюшка, убили на фронте сынка. Как отпевать? Похоронен незнамо где. Вот заочно можно отпеть? Ну, вот и возникли всякие там земельки и всякие заочные отпевания. Такого не было до войны. А по усопшим служилась панихида. Вот тогда можно было послужить и заупокойную всенощную, и литургию. Само отпевание поют только над мощами. Над усопшим телом.

- Ну да, и молитва, которая читается в конце и вкладывается в руку.

- Ну, конечно. Это все законное. А когда нет усопшего, то это служится в другой форме. Ну, сейчас возник новый такой обычай. Он не вполне каноничен, но сейчас это уже как-то, как цветы на гроб класть. Такого до революции не было. Наоборот, это всячески отрицалось и призывалось для священства препятствовать всяким венкам, потому что это чисто языческое. А сейчас это укоренилось. И даже духовенство цветы возлагает на гроб священнику. Еще 100 лет назад такое невозможно было себе даже представить.

 

- Батюшка, принести цветы живому человеку -это выразить ему уважение и любовь. А принести усопшему? В чем здесь грех или неправота? Это же тоже выражение любви.

- Не было такого обычая в церкви. А потом, ну мы принесли цветы. Дальше что с ними делаем?

- Кладем на могилу, украшаем могилу. Как место погребения.

- На могиле там над ними проделывают жесточайшие операции. На глазах у всех отрубают стебли лопатой. Роется яма, и они туда вставляются. Для чего? Для того, чтобы граждане не украли их с могилы и не продали родственникам следующего покойника. Все это выглядит чудовищно. Все эти ритуалы, которые совершаются со знанием дела.

- С привычкой.

- Ну да, с такой уже привычкой. Причем от этого веет жутью, а не любовью к усопшему. Усопшему нужна молитва, а возложение венков и цветов, украшение статуй есть языческий обряд. А усопшему: кадильный дым, милостыня, свечи, молитва. Так было бы по- христиански. А это вторжение языческой обрядности в нашу церковную жизнь, и  оно победило.

- То - есть, по-христиански так, как раньше было - это поросший травкой холмик и крест над ним? И никаких цветов?

- Почему? Можно памятник. Цветы на могиле самая обычная вещь. Но это другое. Приходят люди по весне. Сажают там анютины глазки, или там вереск, или еще что-то, мирт, в общем, где что растет. Какие-то вечнозеленые можжевельники, символизирующие знак вечной жизни. Это совсем другое. Это как мы вообще кладбище украшаем. В этом нет ничего плохого. Холмик - это некий минимум. А люди побогаче всегда делали памятники с крестами. Всякие гранитные, мраморные. С надписями: кто здесь почивает. Ничего в этом плохого нет.

- Скажите, пожалуйста, обязательно ли целовать руку батюшке, епископу при встрече и после целования креста к его руке после службы прикладываться?

- Существует у нас такой обычай прикладываться к благословляющей нас руке. Поэтому очень важно, что за мотивация у того человека, который не хочет этого делать? Исходя из этой мотивации, нужно и давать совет. Допустим, он говорит: я это делаю из гордости, ну тогда я на его бы месте даже два раза поцеловал, чтобы своей гордости прищемить хвост. Там можно разное увидеть.

- Но, видно, люди не понимают смысла в этом целовании. То есть, зачем это нужно, что это дает, что это - некая традиция или в этом есть действительно смысл?

- Ну, смысл есть. Прикладываться к иконе. Целовать руку, которая тебя благословила, это равночестно прикладыванию устами к иконе после того, как мы произнесли молитву. Это абсолютно идентичные вещи. Священник не от себя же благословляет, а именем Божьим.

- Раба Божия Ирина. Иуда бросил сребреники, признал, что предал кровь невинную. Это настоящее раскаяние или что-то не так?

- Настоящее раскаяние связано с исповеданием этого Богу. Чего он не сделал. Он только пожалел о содеянном.

- То есть, это еще не покаяние?

- Конечно, если бы это было покаяние, то у него на душе было бы светло. А у него на душе было так темно, что он пошел и  удавился, настолько его мучил грех.

- А чтобы сожаление или раскаяние стало покаянием и стало светло, что для этого нужно?

- Он должен был бежать на Голгофу и просить прощения у своего Учителя. И больше ничего. И Он бы его, конечно, простил.

- Упасть на колени: Господи, прости меня.

- Да. Обняв Его пречистые ноги и облобызав раны на Его ногах. По-моему, тут все очень даже понятно.

- Михаил из Ижевска. Как реагировать на околоцерковные рассуждения коллег? Высказывать, что они глубоко неправы? Как-то глупо. Меня никто не спрашивает. Молчать? Чувствую дискомфорт, как будто предаю своим молчанием Христа.

- А около церкви не надо стоять. Надо в нее входить и молиться Богу.

- А то, что говорят другие? Это же происходит при нем? Мало ли что другие говорят.

- То – есть, пытаться кому-то что-то доказать, неправоту, или как-то разъяснить?

- По-моему, это безумная гордость, которая всегда творит всякие бессмыслицы.

- То- есть, как-то переломить мнение человека о церкви с помощью слов нельзя?

- Нет.

- Но как-то мы все призваны к проповеди, к свидетельству, к апостольству.

- Вот и свидетельствуй и проповедуй, апостольствуй.

- А как? Если вы говорите, что слова людей не вразумляют.

- Нет, тех людей, которые уже явно исповедали себя как противники. Там Ленин, Александр Невзоров, Гитлер, гражданин Шикльгрубер. Сказать им:Вы не правы со своими оккультными идиотизмами. Ну и чего? Что ты ему докажешь? Он будет орать: зиг хайль! Так что это бесполезно. Это им, собственно, и надо. Как повод, чтобы тебя истязать или убить. Посмеяться, поиздеваться. Это же нарушение заповедей Божьих. Не мечите бисер перед свиньями. Перед этими поросятами что-то им доказывать!

- Бабушка Наталья. Что делать, если 9-ти летний ребенок регулярно отказывается идти в храм? Оставить его не с кем, и мне тоже приходится оставаться дома. На все мои уговоры он никак не реагирует.

- Ну, это надо знать всю семейную ситуацию. Если бабушка нанялась туда за 20 рублей с ним сидеть - это одно. А если бабушка свободный человек, то она может ходить в храм когда ей угодно, почему она должна с ним сидеть?

- Анна из Калужской области. Как относиться к своему чувству вины перед теми, кто беден, болен, несчастен в семье? За свое незаслуженное благополучие. Может, это состояние прелести у меня?

- Смотря, как человек использует эту энергию сострадания. Если на то, чтобы помочь, тогда значит все благо. А если поахать- то это состояние прелести, конечно.

- Многие говорят: мне всех жалко. Ну, что я могу для всех сделать? Мне не хватит ни сил, ни средств.

- Никто никогда не говорил, что для всех. Речь идет исключительно об одних ближних.

- Посмотри, кто к тебе поближе.

- Да там и смотреть нечего. Каждый день кто-то приходит, что-то просит, что-то случается, и так далее. По-моему, делать - не переделать.

- Вот как раз такой вопрос.

- Одна женщина, которая находится две недели в отпуске, говорит: вот, ушла отдохнуть-а ни секунды свободной! Вроде бы человек не на работе, и столько должно времени освободиться. То один, то другой, то третий, то родственник, то знакомый, то сосед.

- Людмила. Вологодская область. Одним из четырех путей получения Божьей благодати назвали добрые дела. А как быть, когда образ жизни человека не очень активный? Работа, дом, дети, семейные проблемы, хлопоты, подсобное хозяйство. Свободного времени почти нет. И в тоже время есть потребность по силе возможностей делать добрые дела. Как делать больше добрых дел? Как их найти?

- Очень просто. Надо пойти ко мне в рабство - и я научу.Будешь делать с утра до ночи добрые дела.

- Вопрос наиглупейший.

- Хочется облагодетельствовать как можно большее количество людей.

- Да дело же не в этом. Это просто задача совсем не христианская. Христианская задача: умягчить свое сердце. А для чего? Для восприятия благодати Божьей, которая есть Царствие Небесное. Ну, нигде в Евангелии не написано, что ты должен облагодетельствовать как можно больше людей. А если весь мир преобрящешь, а душе своей повредишь? И какой смысл, кроме тщеславия, в твоем облагодетельствовании? Никакого. Также и здесь. Приусадебное хозяйство, работа. Ну не хочешь- не надо, кто тебя заставляет? Просто добрые дела - это один из путей умягчения сердца. Помимо молитвы, помимо Священного Писания.

- Вот спрашивают. Как сделать больше добрых дел?

- Не надо больше. Дело не в количестве. Как в молитве сказано: не в многословии будете услышаны.

- Вот у нас как раз вопрос о молитве.

- Светлана из Москвы. Я неоднократно слышала, что Иисусова молитва содержит в себе всю полноту прошений у Бога. А зачем тогда у нас так много молитв? Не достаточно ли один раз, но со всем вниманием прочесть Иисусову?

- Достаточно. Вполне достаточно.

- И тогда наличие всех остальных…

- Пусть будут.

- Кому-то понравятся, может?

- Ну, вот у тебя есть дом? Есть, и у меня есть. Но мы смотрим: а вон еще дом. Значит то, что есть,  не мешает реализовываться тому, что там. Прочесть Иисусову молитву - замечательно. Все, что мешает - это сборники молитв, которые оставили святые люди за две тысячи лет. Тебе мешает? Вот дом, зачем? Там люди живут. Это для других людей, а не для тебя. Ты такой умный, такой хороший, такой знающий, такой молитвенный. Ты вот Иисусову молитву один раз прочел, тебе на всю жизнь хватит. Ну и замечательно, а другим надо еще для копания кладезя, они хотят.

Тут мне позвонили с одного завода, где делают вино церковное, и говорят: дождя нет. Весь урожай гибнет, жара несусветная. Ну, мы помолились, потом звоним и спрашиваем: ну как? Ну, был дождичек на 10 минут, но это только для сорняков. Я тогда у детей спросил: детки, давайте помолимся, а то у нас там урожай погибает без дождя. Ну, они помолились, а потом мне звонят  оттуда: ливень был. Я говорю: ну вот, другое дело. Прочитали молитву, помянули Илью Пророка, ну вот. Конечно, Иисусова молитва хорошо, но бывает, что и другие молитвы тоже хорошо.

- Ну что ж, дай Бог урожай будет.

- Ну да, хорошо.

 

- Алексей. Электросталь. Как возникла традиция дробить мощи святых на частицы? Мне представляется, что это не совсем благочестиво.

- Не знаю, как возникла. Ну, понятно, во-первых, когда перекладывают мощи, то там остаются какие-то частички. Ну, и потом тело усопшего, оно тоже состоит из разных частичек. И всякие споры возникали, например, у венецианцев. Ну, поделили и разделили мощи среди них. Вот даже в те далекие, именуемые средние века, такое практиковалось.

- Ну да, не все люди могут приехать в одно место поклониться, а так возможность…

- Ну, увеличивается. А потом каждый храм стремится иметь какие-то частицы. Как-то вот никто никогда с этим не боролся.

 

- Михаил. Противоречит ли кремация усопшего каким-то правилам христианства или православной церкви?

- Конечно, противоречит. Это языческий обряд.

- То есть, это все-таки нежелательно, если есть возможность?

- Это языческий обряд. Зачем нам совершать языческие обряды? Можно в Ганг опустить тело и пусть оно плывет, украшенное цветами. Так в Индии хоронят. Или, там, на Красной площади положить.

- Нет, ну сейчас ответ очень простой. Дешевле. Дешевле похоронить.

-А, например, если все делать самому, то можно и дешево. Почему обязательно все покупать? Самим выкопать могилу, самим сколотить гроб. Да любой мужик не хуже сделает, чем ему там предлагают готовое, обитое ситчиком.

 

- В каких жизненных случаях читают псалтырь, а в каких акафисты?

- Вообще псалтырь читали всегда, с первых веков христианства. А акафисты только в самое последнее время. Псалтырь - это и есть древняя христианская практика.

- Но раньше не было такого обилия молитвословов, а был только псалтырь.

- Ну, это был первый молитвенник христианской церкви. То-есть, понятно, заимствован из Ветхого Завета. Это понятно. А вот акафисты- это уже на основании того акафиста, который мы читаем на похвалу Богородицы, стали создавать другие акафисты в честь празднования икон, других событий в жизни. Потом пошли акафисты все святых, потому что эта форма народу понравилась.

- Но сейчас считается, что псалтырь - это когда по усопшим надо помолиться, а когда порадоваться…

- Это тоже пришел обычай оттуда из древности. Когда человек хотел молиться много и долго по усопшему. Поэтому читали псалтырь, с этим было связано. Не потому, что псалтырь как-то связан с поминовением именно усопших. Там 17 кафизма - это понятно. Там специальные слова, но читают-то все подряд.

- А форма акафиста, как более радостная…

- Ну, это прославление святых.

 

- Полезно ли нам говорить друг с другом на богословские темы? Или это будет горделивое мудрствование? Ведь мы не богословы по образованию.

- Да я вообще-то и богословам не очень бы рекомендовал.

- Да? А почему, батюшка, такое? То- есть, современный человек вообще не дотягивает до каких-то богословских тем?

- Нет. Бывает, но все-таки таких людей на всем земном шаре три десятка наберется. И они больше читают, иногда выступают с лекциями и иногда еще что-то пишут.

- А в чем тогда опасность таких богословских разговоров?

- Ну, потому что богословие уже создано.

- И невозможно ничего прибавить к тому, что уже есть?

- Нет. Есть вещи, которые мало исследованы и о них мало написано. Это, например, такая тема, как семейная жизнь. Потому что богословие в основном создавалось людьми монашествующими.

- Но вот эту тему надо развивать, особенно для современного человека. Поэтому какие-то должны быть богословские изыскания на эту тему?

- Не изыскания, а скорее некоторые изъяснения того, что нам уже передано.

- То- есть, должно быть прикладное богословие. Доступное для мирянина.

- Батюшка, вот нередко о семейной жизни писали все-таки монахи. Но вот насколько возможно прислушиваться к их совету, к их мнению? Ведь они не имели опыта семейной жизни?

- А для этого не нужен опыт. Богословие - это взгляд как бы сверху. Для этого не нужно знать, о чем ругаются супруги.

- То есть, там взгляд именно…

- Богословие оно же исследует сами принципы устройства бытия.

- То есть, ответы на вопрос: как человеку быть с Богом?

- И как этому способствует семейная жизнь.

- Как ее устроить?

- Да. Что такое семейная жизнь и как на нее настроиться.

- Это будет тема следующей передачи.

 

- Елена из Тулы. Грешно ли желать занять определенную должность на работе? Мне кажется, я могла бы реализовать свои творческие способности на этой должности. И помочь и людям, и делу.

- Если начальство тоже так считает, то они заметят. Если им нужно процветание дела. А совсем не на каждой работе кому-то нужно какое-то процветание, какое-то дело… Иным нужно родственников устроить, иным нужно устроить людей своей национальности, а иным нужно как можно больше привлечь денег. Когда родственники и люди, с тобой соплеменные- легче денежки пустить не в ту сторону. То есть, разные задачи. Могут быть задачи, как, например, вывести свое предприятие на какой-то такой мировой уровень, а тому, кто им руководит, это вообще не надо.

- Ну, будет конфликт.

- Ну, вот и выгонят. Так что нужно соображать, прежде чем обольщаться. А от любого обольщения даже самим собой, таким прекрасным человеком, голова кружится, и человек начинает делать ошибки. И бывает, последняя лошадь становится первой.

 

- Игорь из Санкт-Петербурга. Почему Иоанн Предтеча, зная точно, кто Мессия и имея вес как пророк иудеев, не указал точно на Христа? Ведь к нему прислушались бы тысячи.

- Ну, мы об этом говорили. Так что, если желаешь, можешь сам повторить. Мы уже не раз этого касались.

- Ну, вот опять человек хочет как-то указать на неточность поведения пророка. Указать, что я б на его месте был бы другим. Иоанн Предтеча имел дар от Бога пророческий. А все наши кажущиеся сомнения - это не от Бога.

 

- Ирина из Великих лук. Дети несколько раз в течение дня просят дать им святой воды. Нужно ли их ограничивать в подобных просьбах и давать только утром натощак, для сохранения благоговейного отношения?

- Это надо изучать. Может, ребенок просто хочет попить. Если просто попить, тогда нет. А если он хочет именно святой воды как святой воды- то можно и не отказывать. Если мы видим, что теряется благоговение- то святую воду пить нельзя. То- есть, это желание нужно превратить в источник, повод для воспитания, для мотивации.

- То есть, как-то детям объяснять, что это за святыня и каким образом она…

- Любое событие детской жизни нужно использовать для педагогических действий. Плачет он или веселится, играет или помогает в чем-то папе или маме, ссорится он с братиком или помогает сестренке. Ну, и так далее. Вот любое действие нужно использовать. Также и здесь. Воспитательный процесс не должен прерываться. Даже когда ты молчишь и просто смотришь на ребенка, что он делает. Если то, что он делает, тебя как воспитателя устраивает- не вмешивайся. Если он пошел вправо или влево, нужно подойти и постараться войти в ту атмосферу, в которой он находится и нужно ласково, но твердо, спокойно, с любовью стараться его выправить.

- Ребенку ничего в жизни не интересно, кроме игры. Каким образом можно вот это безразличие, инфантильность в нем победить?

- Есть целая группа развивающих игр. Поэтому можно с помощью этих игр как-то его направлять. Сажать цветы - это тоже игра. Или сажать семечки, из которых послезавтра прорастет росток. Это тоже игра. А чтение книги, а учить буквы и называть их? Разве это не игра? Надо научиться играть с собственным ребенком.

- На это нужно время, силы, которых не хватает.

- Да на что еще потратить время, как не на игру с собственным ребенком? Тогда вообще, какой смысл в нашей жизни?

- Когда начинаешь с ребенком заниматься, это становится интересным.

- Так это и есть интересно.

- И это становиться интереснее всего остального.

- Это я и так знаю. Но, к сожалению, вот не все придерживаются таких взглядов. Они думают, что на работу ходить интереснее. И там работать, чай пить, разговоры разные вести. Кто где был, кто какую кофточку купил. И так далее, и тому подобное. Кому дали премию, кому не дали? Обсуждали дурака начальника, ну и так далее.

 

- Сергей из Бреста. Как объяснить такое явление, как русофобия? Я живу в Белоруссии. У нас этим и не пахнет, а вот взять Прибалтику или Западную Украину, так оттуда почти нет других новостей, кроме как связанных с ненавистью ко всему русскому. В чем причина?

- Ну, потому что и Прибалтика, и Западная Украина пострадали от советского режима. И так как советский режим пришел на русских штыках, то, соответственно, и такое отношение. Они же не знают, что больше всего от советской власти пострадал русский народ, поэтому они на русских все обратили. Все тут понятно. Русофобия - это в переводе с греческого «боязнь русских». Они и боятся, и в этом есть горькая правда. Те, кто был в лагерях, начиная с военного времени, рассказывают, что прибалтами и западноукраинцами просто забиты были лагеря в эти времена. Так что тут еще ожидать? Не все же там погибли в лагере, кто-то вернулся, и всю свою «любовь» они передали детям, внукам. Так что все нормально.

- То есть, мы теперь пожинаем плоды того, что посеяли наши деды, прадеды.

- Не наши, извините. Мои деды и прадеды в этом не участвовали. Если чьи-то участвовали, о том я очень сожалею. Но из моих дедов и прадедов ни одна душа. Сидеть -сидели. Расстреливать- расстреливали моих дедов и прадедов. А вот насчет того, что кто-то участвовал или хоть один был членом партии - такого в нашем роду не было. Поэтому совсем не все.

 

- Сергей из Нижнего Новгорода. Как найти себя в жизни? Как правильно выбрать, чем заниматься, чему посвятить жизнь? Чтобы потом не раскаиваться в выбранном пути.

- Это не играет никакой роли, какой путь выбрать. Лучше быть хорошим дворником, чем плохим директором академического института. Поэтому путь - это не важно. Главное - христианское отношение к тому делу, которое ты совершаешь.

- Сейчас многие люди жалуются, что трудно найти работу.

- Да. Но миллионы людей из средней Азии прекрасно находят здесь работу. Просто прекрасно.

- Но они соглашаются на все.

- Да. Они хотят работать.

- Нет. Они хотят выжить. Потому что их сюда загнала нужда.

- Ну, конечно, а работа для чего?

- Они согласны на нищенские зарплаты, совершенно нечеловеческие условия жизни.

- Их зарплаты далеко не нищенские. Нищенские зарплаты у педагогов высшей школы. Это да. Вот какой-нибудь старший преподаватель МГУ. Вот это 17000 рублей. А за 17000 таджик тебе работать не будет. Он не зря так далеко приехал, чтобы тут за 17000 работать. Или врачи. Вон Путину жаловались. Это что, зарплаты- по 8000 рублей?

- То есть, такие действительно есть у нас?

- А ты даже не знаешь? Конечно, есть.

- Ну, я знаю, что где-то на периферии - там да.

- У нас периферия начинается уже в Пушкино.

- За кольцевой дорогой.

- Ну да. Пушкино - это где-то сорок километров от Москвы. Это уже периферия. Газа нет, электричество только когда хорошая погода. А так, чуть дождик- так сразу отключают. Большая часть Московской области не газифицирована. Это на Украине газ везде. А в Московской области, знаешь, есть такой город-герой Москва?

- Знаю.

- Так вот, до Пушкино есть газ, а дальше нет газа. В баллонах вози. И дороги как полигон для танков. Так шоссе есть, а от шоссе до деревни, как хочешь, добирайся. Как дождь - так трактор вызывай. Вот оно, рядом, 100 километров нет от Москвы. Что там? И что там народ получает, спроси-ка. А таджик не будет тебе здесь за гроши работать. Ему самому надо на пропитание, и семье послать. Он кормит там семью большую.

 

- Алексей из Москвы. Нашу страну называют православной. Только была ли у нас когда-нибудь истинно православная вера? Без примеси язычества, ереси? Если уж в XIX веке многие богословы огорчались состоянием церкви, то сейчас что? На какое время обратить внимание?

- Понимаете, какое дело? Я бы вообще обратил внимание на любой отрезок времени нашей удивительной истории. Но не надо говорить в общем. Есть такое выражение, как средняя температура по больнице. Учитывая тех, кто уже в морге. Тогда у всех нормальная, даже чуть прохладно себя чувствуем. Также и здесь. Есть люди выдающиеся, как например Макарий Желтоводский, замечательный святой угодник Божий, который основал несколько монастырей. Так сказать святой XV века. А есть люди простые. Есть Иоанн Богослов, есть Никодим и Иосиф. Тайные Христовы ученики. Все люди разные, и разные дистанции между ними и Христом. И если мы посмотрим время Макария Желтоводского, если мы посмотрим, как жили в то время наши камчадалы? Или наши якуты? Ну, только в бубен били - и все. И шаманили там потихоньку или громко. До них христианство XIX века  дошло. И как температуру христианства вообще замерить? А после победоносного шествия советской власти, когда священников всех ликвидировали, книги все сожгли. Всех носителей христианства уничтожали. Ну, и что ждать? Что современные люди кинулись в астрологию, инопланетян, экстрасенсы. Все совершенно понятно и закономерно. Реакция народа. Поэтому всегда были подвижники духа. С первых, так сказать, дней, после крещения Бориса и Глеба. Это первые наши святые. Уже дети князя Владимира. Так что есть святые и есть люди, которые что-то понимают, что-то не понимают, что-то воспринимают, что-то у них там переплавляется в голове, и сейчас тоже.

- Ну да, то - есть, всегда было.

- Ну, естественно каждый человек рождается из утробы матери. Для него все заново. И солнышко светит, и христианство. И рядом тут ислам. И учительница биологии про обезьяну талдычит. От которой человек произошел. Бедный ребенок, и он должен во всем разобраться и выплыть в свет Божий. И это было всегда. Каждый человек, появившийся на земле, он свой путь к Богу прокладывает через это все. Что выберет его душа? Вполне обычная ситуация.

- То есть, сомнение в том, православная ли наша страна - это вопрос надуманный получается?

- Ну, глупый. Есть просто население. 84 % опрошенных говорят: я православный. Что еще надо? Степень? Но она разная. Я не могу сказать, что я более православен, чем любой из тех, кто сказал, что он православный. Это Господь определит на Страшном суде, кто из нас православный. Потому что Он только знает, что Ему нужно от нас. А мы только догадываемся.

- То есть, каждый в меру своего понимания идет Христовым путем. Но тут еще другое. Очень многие православные, а они думают про себя, что они кто-то другие. Такое тоже есть.

- Это как?

- Из тех, которые говорят: я православный.

- Вот к нам в храм ходит один парень, он хочет жениться на одной нашей прихожанке, а я ему объясняю: брак возможен только во Христе. А он некрещеный даже. Но в церковь-то ходит уже. Замечательный парень. Но я же не могу тебе мою такую хорошую прихожанку 23-х лет отдать, если ты вообще некрещенный. А формально ему это крещение не надо.

- А чего это он пришел к вам спрашивать?

- Вот девушка, любовь его, привела. Разными путями. Кто с горя, кто жениться хочет. У всех разные пути. Вот пришел, сегодня мне штук семь вопросов задал. Я ему отвечаю аккуратно. Кратенько так. А девушка спрашивает: а если он к сентябрю не станет православным? Я говорю: значит, к октябрю. Не волнуйся, никуда он не денется, уже попался. Она боится, что упустит жениха.

- Да вот нередко так приходят женщина или девушка, и говорит: замечательный человек встретился. Ну такой, что просто мечта. Но при этом или мусульманин, или какой-нибудь баптист или просто некрещеный и как-то к вере индифферентный. Вот, как тут быть? Ну, вот из тех, что были раньше?

- Что значит, как быть? Есть учение церкви о браке. Если ты разделяешь учение церкви, или не знаешь? Вот я как поп тебе рассказываю. А это уж твое дело, какой брак выбрать. Если хочешь христианский, значит христианский. Если хочешь абы какой-ну, все, что тебе придется скушать потом, скушаешь. Но вот христианский брак - это вот это, это, это. Там хороший человек. Плохих людей вообще не бывает. Это я по секрету могу сказать. Все хорошие. Но хорошесть есть разная. Даже вот красавицы - и то все разные. Одна блондинка, а другая негритянка. И та красавица, и та красавица. Но они разные. Просто эта красива африканской красотой, а эта азиатской красотой. И чего тут с этим сделаешь? Так же как говорят: хороший человек мусульманин. А что, мусульмане плохие люди? Замечательные люди. Но просто вот ты пойдешь в церковь, а твой мальчик пойдет в мечеть.

- Да батюшка, много вопросов.

- А время кончилось.

- И время кончилось. Да. А решать все же каждому самому придется. Все вопросы не задашь батюшкам.

- Да можно и задать. Да толку что?

- Ну, давайте все же прощаться.

- Всего доброго, до свидания.

- Спасибо вам за ваши вопросы. Всего доброго.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+