Перейти к основному содержанию

16:57 22.08.2019

Правомерно ли такое выражение, которое сейчас бытует в языке: Фома неверующий? Каково было устроение апостола Фомы на самом деле? Был ли он неверующим? Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, ведущая Елена Путинцева.

18.06.2013 08:10:08

- Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Христос воскресе. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня в передаче участвует протоиерей Артемий Владимиров. Настоятель храма Всех святых, что в Красном селе, члена Союза писателей России.

-Христос воскресе, батюшка.

-Воистину воскресе Господь.

-Звоните нам в студию и задавайте свои вопросы по телефону или по смс. У микрофона ведущая Елена Путинцева. Вот уже закончилась Светлая седьмица, которая, казалось, не закончится никогда, поскольку это время вечности. Позади Фомино воскресенье, антипасха, когда читалось евангелье об уверении апостола Фомы. Батюшка, мне хотелось бы начать нашу беседу с такого вопроса: как вы считаете, правомерно ли такое выражение, которое сейчас бытует в языке: Фома неверующий? Каково было устроение апостола Фомы на самом деле? Был ли он неверующим?

-Он был апостолом, и этим сказано многое. Прежде чем выйти на Божественное посольство, был наречен учеником. И не напрасно. Однако, имеется выражение, выражение типично русское. И все мы знаем, что многие русские пословицы, как будто немножко за панибрата духовные религиозные темы склоняют, не потому что наши пращуры не имели достатка благоговения, но потому что христианство вошло в плоть и кровь. Они жили им. Отсюда и появились такие странные для англичанина пословицы. Петр и Павел час убавил, а Илья пророк два уволок. Ну вот как вы расцениваете это? Конечно, здесь даже и не пахнет вольтерианством и агностицизмом. Нет, но скрывается за метким народным словом любовное восприятие годового церковного круга.

Так вот и здесь: Фома неверующий. Это относится собственно не к Фоме, а к тем обычным грешным людям, которые часто проявляют недостаток живости в том чтобы верить должному. Коснеют в маловерии. Сам же апостол Фома, конечно, познал тайну любви к нему Господа Иисуса Христа. И, конечно же, он слышал на Тайной вечере сокровенные слова Спасителя: « видевший меня видел и Отца моего. Аз есмъ путь, истина и жизнь. Отче, хочу, чтобы ученики мои видели славу Мою, которую Я имел у себя прежде создания мира». И каждый из нас, я верю в это, в какие-то неповторимые минуты, может быть, секунды бытия, вполне познал творческую любовь, любовь нашего Господа, Творца, Спасителя и Судии. И нет человеческих слов, которыми мы вполне могли бы выразить то, что поселилось некогда в наших душах, как вера живая, зрячая, горячая. Может быть, от скудости человеческого языка, говорит Федор Иванович Тютчев:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

Она (мысль) не может вполне обнаружить, что испытывает бессмертный человеческий дух, сочетанный верой и любовью со Христом воскресшим. Так вот и Фома, познав любовь к нему Господа Иисуса Христа, отозвавшись некогда на эту любовь, помните, перед воскрешением Лазаря? Кто-то сказал Господу: не так ли давно иудеи хотели побить Тебя камнями? И вот Ты идешь к ним.- Пойдем мы и умрем вместе с ним,- сказал именно Фома.

Он был пылким, и сердце его было нераздельно отдано Господу. Вот почему, веря, что Бог не мог оделить его ни большим , ни малым, Фома недоумевал: как, они видели, а я нет? Как это может быть? Ведь и я чадо Божие, и на мне запечатлено Его святое имя? Разве есть что-то такое, чего не мог бы мне открыть мой Господь, за которого я готов душу свою положить? Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей -не поверю. Так говорит Фома. Не потому что отказывается верить, а потому что жаждет уверения в том, что Бог сделает все необходимое и достаточное, дабы уста наши изрекли: Господь мой и Бог мой.

И они действительно, эти уста апостольские, произнесли чудные исповедания веры, в котором исповедуется и божество, и человечество Христа, слитно и неразлучно сочетанные в Его Божественном лице, как Единородного Сына Божьего.

-Батюшка, вот мы говорим, что у апостола Фомы была горячая вера. Можно ли говорить, что у апостолов вера проявлялась по- разному? И жены- мироносицы, может, веровали более пламенно, более бесстрашно?

-Нам эту гармонию не мерить логарифмической линейкой. Одно ясно, что именуя их святыми, апостолами, мироносицами, мы не должны забывать, что каждый их участников евангельских событий уникален и неповторим, созданный по образу и подобию Божьему, он отличен от других. Ведь Дух святой, обильно осенив сердца первенствующих учеников, соображался с их индивидуальными чертами. Они были люди разного возраста, разного темперамента, разного пола. По- разному шли ко Христу, при разных обстоятельствах уверовали в Него. У них были разные способности и таланты. Не правда ли? Поэтому и Спаситель, Сердцеведец и Душеведец так по разному являет Себя им, восстав из гр оба.

Одной говорит: не прикасайся, ибо я не взошел еще к Отцу моему и Отцу вашему. Очевидно, поднимая ее помышления от земли к небу. Побуждая видеть в нем не только любимого учителя, но великого и страшного Бога, восставшего в единое мгновение в человеческую природу. А другой позволяет ухватиться за стопы свои, с нежным и радостным гласом: радуйтесь, идите и проповедуйте апостолам то, что видели и осязали ноги Мои.

По преданию, это была сама Пречистая Дева Мария. И чуждая всех сомнений, даже тогда, когда ее Божественный Сын претерпевал по человечеству страдания на кресте. Так Дух святой, снисходя на человеческое сердце, не нарушает свободы произволения. Не прячет, не скрадывает те человеческие различия, ту психологию, которая свойственна каждому из нас. И это очень важно понимать, потому что Божья благодать не насилует и обезличивает, но напротив, она, снисходя на душу, действуя в ней уже свободно, таинственно животворит личность. Как будто помогает раскрыться всем лепесткам ее личности Богом дарованных свойств. Каждый христов ученик, объятый Духом святым, прекрасен по- своему. И в каждом вместе с тем, явлено новое творение, в котором отражается сам Христос.

-Вот Спаситель говорит, что блаженны не видевшие, а уверовавшие. Батюшка, о каком видении поется: воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу?

-В связи с этим вашим вопросом уместно вспомнить то явление Спасителя в Галилее, при котором иные усомнились, как это может быть? Оказаться в среде первых учеников и усомниться в том, что пред ними сам Бог во плоти, победивший смерть? Но вспомним, и до Своих страданий Христос неизъяснимым, вышеестественым образом в разное время суток являлся перед двенадцатью, и не всегда они признавали в явившемся Христа. Иногда признавая и почитая его призраком, с боязнью отшатывались- Христос идет по водам. И только тогда, когда ученики слышат голос: азъ есмъ, не бойтесь! -Их тревога и смущение сменяются радостью, и Петр идет по водам, укрепляемый Божественной благодатью.

Таким образом, видеть Христа телесными очами бесспорно великий дар. Но как по разному этим даром пользуются люди! Евангелие говорит о сомневающихся уже в ходе самой истории евангельской. Что же мы можем сказать о современных людях? Спаситель предупреждает: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф24:23-25) – говорил Иисус Христос о Своём втором пришествии. Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет явным. Его увидят все. Иисуса Христа не надо будет искать в потаённых комнатах или в пустынях. К этому будет понуждать дух заблуждения. «Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё»(Мр13:23) – предупреждал Иисус Христос. «И скажут вам: «вот, здесь», или: «вот, там», - не ходите и не гоняйтесь»(Лук17:23). «Не верьте, не ходите и не гоняйтесь» – учил Иисус Христос.

А вот один из апостолов на тайной вечере, услышав, что вскоре Бог явится вновь ученикам, после Своего кратковременного исшествия, спрашивает: почему Ты хочешь явиться нам, а не миру? Почему не явишься как грозный победитель? Так что и нехотя твое божество исповедуют самые заклятые враги и противники первого твоего пришествия? Что же отвечает на это Христос? «Любящие Меня исполнят заповеди Мои. И тот, кто исполнит Мои заповеди, пребудет в любви, и слова Мои пребудут». Человеку дается истинное разумение вдохновенного глагола Христова в награду за исполнение закона любви и веры умом и сердцем. «К таковым- то мы придем к Отцу, и обитель в сердце Его сотворим. Истинному ученику своему Я явлюсь сам».

Таким образом, воспевая воскресную песнь « Воскресение Христово видевше», мы вместе со всей церковью исповедуем сокровенную, однако всем доступную истину: блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога. Конечно, не сокровенное Его существо, не самую несказанную природу Божества, но славу Его, но проявление Божие, энергии, исходящие от Бога и пронизывающие собой кающееся, трепетно верующее человеческое сердце, духовное видение Христа. Вот главная тема гимнов святого Симеона Нового Богослова, истинного Боговидца, каким был и пророк Моисей. И этот аскет и проповедник любви Божией дерзновенно говорит о том, что уже в этом мире христианская душа признана узреть славу Божию. И Бог дает осязать Себя верующему сердцу. Духовное познание Христа возможно через вселение Духа Святого в сердце человека. Через таинственное изображение Христа, свершаемое действием благодати на скрижалях сердца.

Это есть подлинное и правильное видение Христа, отличное от иного, несовершенного, к которому причастен был и Фома, узревший пред собою Спасителя со следами ран на руках и ногах. «Блажен, не видевший Меня телесными очами, но верующий в Меня всем сердцем, всей душой, таковым Я явлюсь Сам». И соответственно, нам, христианам 21 столетия должно, не сообразуясь с растленным духом времени, очищать свой ум, очищать сердце посредством всегдашней молитвы и ограждения души от страстей и помыслов. Мало- помалу предоставить Божьей благодати занять подобающее ей место. Так, чтобы мы всегда имели ко Христу устремленные дотоле разрозненные силы души, ума, чувства, воли. Дышали Христом, славословили Его, имели в Нем точку опоры, зрели Его перед собой невидимого, о чем так ясно говорит сам Давид: « Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся».

-«Вкусите и видите, яко благ Господь!»-поет также церковь.

-А это уже указание на то спасительно богом дарованное средство. Средство, используя которое, мы мало- помалу становимся способными к хождению пред Богом, предстоянию. Что это за средство? «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». И действительно, на Светлой неделе многие разумные христиане стремились, будучи верными призыву Матери-церкви, чаще соединяться со Христом, вкушать в простоте и веселии сердца, а прежде с покаянием пречистое Тело и Кровь Господню, таким образом мало- помалу все мы призваны стать сосудом обитания в нас Духа святого.

-Нам пришел вопрос от Таисии. Она спрашивает: Можно ли причащаться каждый день при онкологическом заболевании?

-Ну, помолимся, прежде всего, о вашем здравии, дорогая Таисия. Как и прочих наших болящих. Вам, Таисия, надо потеснее общаться с вашим священником с тем, чтобы вы вместе определили вашу меру, вашу возможность бывать в храме. Ну, если обобщенно сказать, то конечно не здравые, а болящие нуждаются во враче. Если вы живете по заповедям божьим, то кто же может отдалить вас от святой Чаши?

-Еще нам пришел один вопрос. Спрашивают: так называемая Красная горка, что это? Потакание языческим бредням?

-Друзья, давайте будем немного помягче. Вы знаете, что тысячелетняя культура славянской Руси христианизирована давно. И поэтому милые обычаи старины старозаветной давно уже высветлены наполовину пасхальным содержанием. А Красная горка никакого отношения к язычеству не имеет. Когда- то парубки да дивчины катали пасхальные яички по зеленым склонам, ну а сейчас осталось лишь название. Молодежь сидит на компьютерами, забыв о прыгалках, о городках и казаках-разбойниках. У нас на Красную горку, как и в других храмах, после долгого перерыва свершались венчания. Мы в течение всего поста готовили наши пары, и вот по необходимости мы венчали девять пар. Это был такой парад в хорошем смысле слова! Горящие золотые венцы, свечи, длинные платья, шествия вокруг венчальных икон напоминало шествие мудрых дев навстречу жениху. Вот такая Красная горка в Красном селе.

-Еще один вопрос. Как православный может защититься от агрессии и нападения?

-От агрессии и нападения? Поставить для начала бронированную дверь. Если жалко денег, то пригласить батюшку, чтобы он освятил жилище. Хоть и стоит дощатая утлая дверка, Бог не выдаст, свинья не съест. На Бога надейся, но сам не плошай. Мы воюем не против плоти и крови, хотя самооборона нам не запрещена. Но верю, что непрестанно призывая Пречистую Богородицу, и ежедневно поутру привлекая Ее благодатный покров на самих себя и домочадцев, мы, живя в этом муравейнике- мегаполисе- наверное, все-таки ситуация не так обострена, как в земном Иерусалиме- будем, при соблюдении определенной осторожности и благоразумии, хранимы Богом от всех всплесков дьявольской агрессии. Крест и молитва- вот наши щит и меч, посредством которых Ангел- хранитель далеко отгоняет от нас злого духа, действующего иногда через подвластных ему людей.

-Еще один вопрос от слушателя. Тела святых нетленны. А что происходит с душой?

-Душа как райский цветок. Мы об этом только что говорили, расцветает из земли. И благоухая ароматами смирения, чистоты, мудрости, мужества, кротости, разума и молитвами, душа находится в хранилищах Божьих, в зависимости от подвиг, на земле содеянного, душа либо созерцает лицом к лицу Христа-э то светлый жребий мучеников, либо находится в предощущении встречи со Христом в светлых райских обителях.

-У нас есть еще вопрос. В письменном виде нам передали. Пожилой человек, верующий, часто падает на ровном месте, и очень трудно поддается лечению. Кому нужно молиться, чтобы избежать травм?

-Здесь нам молитвы нужны прежде всего, и думаю, что ангел-хранитель всего ближе к немощному старцу и поддерживает его во всяком его предприятии. И помните слова 90-го псалма? «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним семь в скорби; изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое». У нас, приходских священников, есть множество свидетельство о том, как ангел-хранитель поддерживает физически, хоть и незримо человека в самых крайних ситуациях. Вот представьте себе старушку, забывшую свои годы. Она решила перед Пасхой протереть люстру и вставить новые лампочки в патроны. На стол ставит колченогую табуретку и подымается, будучи не худенькой, а обладая достаточно внушительной комплекцией, поднимается наша парашютистка, чтобы уже протереть плафоны, теряет равновесие, четверть секунды- и ее корпус опрокидывается. Вся жизнь проносится перед ней, и вдруг четко срабатывает мысль: ангел Божий, если не ты, меня ждет смерть. И непонятное сотрясение она испытывает, и вдруг становится на табуретке по вертикали, ее вестибулярный аппарат восстанавливает свои функции. Вот такие истории, когда как будто незримая Божья рука спасает от неминуемой беды. Мы время от времени слышим, и поэтому батюшки более прочих верят в присутствие ангела-хранителя. Но, конечно, помимо ангела-хранителя, хорошо бы вооружиться этому немощному слушателю уже не просто палкой, а таким…как это называется?

-Ходунок?

-Ходунок о четырех копытцах, дабы его передвигая, быть застрахованным от падения.

-Батюшка, хотят у вас спросить, какому святому молиться о помощи при эпилепсии.

-Часто нас спрашивают, дорогие друзья, эпилепсия- это чистое беснование? Или нет? Нет, это не беснование, но при определенных механических или каких-то внутренних органических изменениях мозга оно имеет место. Какие-то замыкаются проводки, говорю по простому- и наступает порог, все искрит, и человек может подвергнуться эпилептическому припадку исключительно по физиологическим причинам.. Вот недавно мене пришлось посетить и причастить в первый раз в жизни молодого семьянина, раба Божьего Олега. Он сознательно принес исповедь за всю жизнь, помолитесь о его здоровье- молодая супруга, подрастающее дитя. Не готовое потерять кормильца. У Олега обнаружили опухоль. Она быстро распространилась в мозгу. В Израиле удалили злокачественную часть опухоли, но она заполонила достаточно большой объем, и нет возможности ее уже изъять. Она давит на мозг. И вот как узнали, что дело неблагополучно, вдруг с ним случился такой эпилептический припадок! Слава Богу, дома. Поехали на томографию, и вот выявилась болезнь. Сейчас он приобщился святых Тайн. Душа его размягчена, он обратился к Господу. О здравии Олега помолимся, дорогие друзья.

Таким образом, кому же молиться об этом недуге? Ну, конечно, Пречистой Богородице, святителю Чудотворцу Николаю, который везде и всюду поспевает, несмотря на свой пожилой возраст. Как иногда не без юмора говорят батюшки. Конечно, святому Великомученику целителю Пантелеймону и тому святому, имя которого вы носите в крещении.

-Наши слушатели очень любознательны. И вот такой вопрос от них. Какой формы был камень, которым была затворена пещера с гробом Господним?

-А вы читайте евангелие и все найдете, что необходимо для спасительного ведения. А что там сказано? А сказано, что камень

перевезило, то- есть великий по объему. Так что ни один и ни два силача не могли его сдвинуть с места. Для этого требовалось, говоря современным языком, целая строительная бригада. Впрочем, евангелисты не детализируют паче нужного и разумного евангельский текст. Странно, что Иосиф, советник благообразный привалил камень ко гробу, высеченному в пещере помещению, и отыдел восвояси. Но очевидно, не сам привалил. Он был человеком благородным, богатым, и имел немало рук, пособствующих ему в этом. Может быть, столь велика честь для них выпала Божественного мертвеца бездыханного положить на каменный настил нового гроба, куда еще ни одно тело не было положено. И может быть принимали в этом участие непосредственно святой Иосиф, Никодим, кто у нас там еще был? Ну уж не мироносицы, это точно. А уж форма камня, дорогие друзья? Очевидно, что это был не обработанный тесаком камень, но природный. Соответственно, поверхность его была неровная, с какими-то выпуклостями, вогнутостями.

Нам же с вами должно просить у Бога, чтобы отвален был камень от нашего собственного гроба, от гроба нашего сердца. И вот уж здесь вы можете точно исследовать форму камня, который придавливает нашу бессмертную душу. О том, какие могут быть формы этих камней? Точнее, какие в них ущербины? Читайте, пожалуйста, замечательную книгу ранней христианской письменности «Пастырь». Написал эту книгу ученик апостолов, принадлежащий к семидесяти апостолам Ерм. Там вы найдете подробное описание всех выпуклостей и вогнутостей, трещин, которые препятствуют христианину самому стать живым камнем веры. Ну это я выражаюсь образно, возбуждая ваш не материальный, а духовный интерес.

-Батюшка, вас спрашивают, почему так редко упоминается «Толкование на евангелие» Гладкова?

-Что значит «редко упоминается»? Толкование священника Гладкова, составленное в начале 20-го века, признавалось дореволюционной церковной цензурой одним из самых доходчивых и вместе с тем полных пособий, изъясняющих все четыре евангелия. Эта книга была весьма популярна. И не только в простом народе, но и в училищах, гимназиях, институтах благородных девиц. Да и сегодня прочитать ее единожды- значит обрести золотой ключ к разумению многих мест, трудных в понимании у всех четырех евангелистов.

-Еще спрашивают, как рассчитывается Пасха?

-Как рассчитывается Пасха- изучают семинаристы, сидя на скамье в семинарии. Наши предки были настолько образованы в этом отношении, что могли по костяшкам пальчиков, если мы сожмем пальцы в кулак, то обнажаются сколько у нас? Четыре костяшечки. И вот так здорово владели этой природной технологией, еще есть замечательный такой годовой круг, назывался он в руце лето, то есть в руке весь богослужебный год. И я предлагаю вам, дорогие друзья в качестве домашнего задания, посмотрите в интернете слова в руце лето. Если машинка сработает, то вы нам сами расскажите, пришлите письмо, где расскажете, как, не обладая большими астрономическими познаниями, рассчитывать Пасху. Я вот, к сожалению, сам не владею этим методом. Дело в том. что у меня с точным мышлением, астрономическими исчислениями, вообще со счетом всегда было туго. То ли няня уронила нечаянно с печки, то ли я такой убежденный лирик, что лучше меня об этом не спрашивать. Я доверяю календарю Московской патриархии.

Между прочим, до сих пор сохранились дореволюционные старинные служебники, где Пасха рассчитана была чуть ли не до 1960-го года. Никто ж не знал, что придут большевики и упразднят букву ять и упразднят все храмы! Вот такие пироги.

-Еще один вопрос. Скорее предложение. Может ли стать национальным Российским гимном стихира Всем святым, в земле Российской просиявшим?

-Все может быть. Мне хотелось бы, чтобы эта стихира, столь любимая церковным обществом, принадлежит она святителю проповеднику Афанасию Сахарову, по крайней мере, дошла бы до умов наших школьников. Пора уже знакомиться нам с церковно-славянским литургическим наследием и преданием. Покуда еще не стала она символом возрождения Святой Руси. Она и не всем известна. Будем стараться, дорогие друзья, приобщать к этому сокровищу наших соотечественников. Сами, конечно, предварительно поднаторев в церковно-славянской вязи .

 -Роман хочет узнать, кто автор книги «Старец» ? Книга повествует об архимандрите Кирилле Павлове.

-Я думаю, что Роману удобнее самому это узнать с помощью интернета. Я, к сожалению, не являюсь таким универсальным информационным аппаратом, чтобы с ходу вам отвечать на все вопросы. Это могло делать только справочное бюро в Советское время. Одна минута -и на любой вопрос вы получаете ответ. Интересно, спрашивал ли кто справочное бюро: скажите, пожалуйста есть ли Бог? Думаю, что справочное бюро по совести должно было бы ответить: конечно, есть. Но нам запрещено распространять среди советских людей подобную информацию.

-Мы сегодня говорили о вере. Вере зрячей и горячей. Батюшка, а кому молиться об обретении веры? Ведь вера -это дар Божий. Не у каждого такой дар имеется. Не каждый в себе открывает его.

-Дар есть у каждого. Бог хочет всем спастись и в разум истины прийти. Если Господь воззвал из небытия к бытию, вложив Свой бессмертный образ, это значит, что вы Ему принадлежите, и не только всеми потрохами телесными, но фибрами души. Вы Его создание. Вы овцы его. Он сотворил нас, а не мы. Придите же во дворы Господни. Но вы правы. Заложенные в нас таланты, как некие светящиеся самоцветы, не каждый извлекает из руды. Часто искра разума бывает погашена страстями. И человек с наклонностью ко злу, подчас доходит до безумия, отрицая бытие Божие в самом себе. Но множество людей хотели бы обрести веру, а крылья коротки. Рад бы в рай, да грехи не дают. Кому молиться? Думаю, что самому Христу Спасителю, в руках Которого ключи от ада и смерти.

Ведь и апостолы некогда, чувствуя собственную немощь, приблизились ко Христу со словами: Господи, умножь в нас веру. И что же Господь? Он даровал им молитву Отче наш. Поэтому если мы дорогие друзья, будучи предельно честными сами с собой, неспешно и осмысленно повторяем слова, обращая их к вечности:

 Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;

хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго;

яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Верю, что Господь тотчас прикоснется Своим вещим перстом к хладной лампаде нашего сердца, и зажжет в нем нетленный огонек. Тепло веры станет распространяться по пространству нашей души. И мы воскликнем вместе с русским писателем: Блажен, кто верует, тепло ему на свете.

-Раба Божия Александра спрашивает, почему Радуница празднуется именно во вторник, а не в другой день недели?

-Вот какой интересный вопрос! Я надо сказать о этом даже и не задумывался. Почему именно во вторник? Вот почему на Светлой неделе празднуется, мы, конечно, с вами понимаем. Ведь тогда не празднуются за малым исключением, святые дня. Но все помыслы учеников Христовых обращены к воскресшему Спасителю Иисусу Христу. И мысли о единении с Ним в таинстве причащения пронизывает все Пасхальное богослужение Светлой седьмицы. Почему во вторник первая пасхальная панихида служится, а не в понедельник, как бы хотелось иным? Даже я вот затрудняюсь сейчас вам ответить. Знаю только, что святые отцы, которые преемственны из поколения в поколение, делали все не без воли Божьей. Ну, я возьму ваш вопрос на заметку. Если у кого-то из любознательных слушателей достанет времени заглянуть, скажем, в «Устав» Розанова, или в «Богослужебный устав» Никольского- солидное научное исследование, или Скабаллановича «Толковый типикон…. Может быть, вы нам пришлете разгадку вашего вопроса? Почему именно во вторник второй седьмицы по Пасхе мы впервые даем пасхальные целования усопшим? Мы будем вам благодарны. И вообще, дорогие слушатели, давайте привыкать к интерактивной форме общения. А то почему, да почему? Мы будем рады от вас образовываться. Автор книги «Старец» Виктор Кузнецов. Вот кто-то из тех, кто слушает нас, тотчас разрешил недоумение предыдущего респондента.

-И еще один вопрос от Екатерины. На сайте храма Всех святых она прочитала о народном хоре. Можно ли к нему присоединиться?

-Можно. Потому и народный, что всякому желающему открыты врата храма. Приходите к нам в субботу. Вы можете поучаствовать в Божественной литургии, которая поется всенародно, едиными устами, единым сердцем. А потом уже подойдете к регенту и узнаете о том, когда проходят спевки, как вы сможете их посещать. И поверьте, это будет доброе приобретение для вас.

-Еще одно сообщение. Достаточно пространное. Как практически сделать, чтобы душа устремлялась к Богу? Слушатель почти всю Светлую неделю причащался, был в храме. Радость была, но сейчас подумал, действительно ли он любит Бога, ближнего? Ведь кроме близких людей, наверное, никому…

-Представьте себе дорогой воздушный шар. Он уже наполнен воздухом, под шаром корзинка. Корзинка прикреплена веревками к земле. Отрежьте одну за другой веревки, и шар сам начнет подниматься. Вот и нам апостол Павел советует пригвоздить узы к земле, или то же самое: кинжалом, мечом самоотвержения разрубить приковывающие нас к земле страсти. Ну, какие это страсти? Плотская нечистота, которая заставляет нас грешить даже мысленно, в глубинах собственной души. Раздражительность во всех ее видах и формах. Хотя бы в виде тайного осуждения ближних. Печаль и уныние, которые познаются по нежеланию поблагодарить Господа за скорби. Мнительность и обидчивость- ужасная, страшная бечева, которая одна привязывает Гулливера к земле. Заменим эти пороки простотой, благожелательностью, приветливостью, добродушным снесением каких-то обидных слов- и вот уж вы летите туда, где гуляет лишь ветер да я. Вы превращаетесь в высокопарящего орла. Вот уж внизу остаются крыши домов, а вы набираете высоту. Останкинская телебашня уже превращается в какую-то спичку, вы уходите за облака. Еще немного, еще чуть-чуть- и входите в область невечернего света. Впрочем, постойте. Ведь вам еще рано туда, откуда нет возврата. Поэтому с помощью определенного приспособления давайте -ка начнем снижаться. Вот и наша передача, к сожалению, заканчивается, дорогие друзья. Но мы благодарны вам за множество вопросов, которые приходят нам и по смс, и по телефону. Хотя мы еще не слышали ни одного живого голоса нашего корреспондента. У нас остается еще семь минут для радостного общения. Хочу вам напомнить, что у вас остается возможность совершить полугодовую подписку на журнал «Православная беседа». Думаю, что каждому, иметь в доме этот журнал спасительно.

-Еще хотят спросить. Довольно быстро настало жаркое время. Спрашивают, можно ли в жару пить пиво?

- Ну, вы знаете, некоторые любители хороших марок пива употребляют его даже в холодное время. Я вот не очень доверяю тем пивопродюссерам, которые сегодня распространяют всякую Балтику, отбивающую память и почки одновременно. Но если кто интересуется этим национальным напитком Чехии, Баварии, Дании- отправляйтесь -ка туда. Там вы найдете маленькие семейные заводики, которые строжайше соблюдают технологии. Все желающим представляют первоклассное пиво, полезное для здоровья в ограниченных количествах. Впрочем, друзья не сочтите за юмор мои слова. Не всякому, в том числе и мне, найдется время и возможность отправляться за пивом куда-то в Европу. А ведь мы сейчас с вами так часто поем: «Придите, пиво пием новое, не от камени неплодна чудодеемое (здесь вместо страшной скалы в безводной пустыне, из которой Моисей исторг по воле Бога воду - страшный гробный камень, за которым навек скрылся, как думали, «Иисус пророк, сильный в слове и деле» (Лк. 24:19), но нетления источник, от гроба одождивша Христа» (подавшего от гроба источник нетления, обильно словно дождь – Он сошел, как дождь на руно, как капли падающие на землю).

-Слава Богу, мы действительно счастливые люди, нам дано припадать к ребру Господню, и, вкушая живоносную Кровь Христа Искупителя, мы орошаем свое сердце этим божественным нектаром. Кровь Христова стирает все грехи с человеческой души. Делает нас сильными и крепкими. Вот, дорогие друзья, прихожане храма Всех святых просят молиться о помощи. Нет у них колокольни. Дорогие друзья, пусть будет колокольня. Бог да подаст им помощь и средства, а у нас, похоже, загорелась долгожданная лампочка. Кажется, ласточка под конец пробилась в прямой эфир. Слушаем вас.

-Христос воскресе.

-Воистину воскресе. Батюшка, скажите, пожалуйста, Иисус в пятницу сказал: ныне будешь со мной в раю. А вот в воскресенье Марии Магдалине сказал: Я еще не вошел к Отцу Моему, и не прикасайся ко Мне. А где же был разбойник это время?

-Какие же вы любознательные, дорогие мои радиоприхожане. Богу все возможно. Вам следовало бы меня тогда спросить: как это Христос еще не пострадал на кресте, а днем раньше на Тайной вечере причастил апостолов Телом и Кровью своими под видом хлеба и вина со словами: примите, ядите. Сие есть тело Мое, за вас ломимое, Кровь, за вас изливаемая. Как это может быть? А вот так. Когда и где захочет Бог, там подчиняется уставу чин естества. Так и в нашем случае. Раз сказал Господь: ныне будешь со мной в раю- то непременно так и было. И первым вошел в Царство небесное благоразумный разбойник. Но неужто Спаситель изрек Марии Магдалине нечто неправое? Быть того не может. Но речь идет об особенном посольстве Сына, который, облекшись в уже воскрешенное Им естество, взошел к Отцу, дабы явиться пред его очами Победителем. Об этом подробно говорят псалмы Давидовы, повествующие о вознесении Христа на небо. Подробности об этом таинственном предмете, об особом посольстве Иисуса Христа по воскресении к Отцу, говорит замечательная беседа Святителя Иннокентия Херсонского о воскресшем Христе и явлении Спасителя.

Дорогие друзья, мы прощаемся с вами. В этот день мы молимся за погибших в годы войны. Христос Воскресе, воистину воскресе. До следующих встреч.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+