22.03.2018 07:57:29
Протоиерей Александр Абрамов
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/03/07/21-00.html
Вопрос: - Один мой невоцерковленный знакомый считает всех евреев виновниками прошлых, настоящих и будущих бед. Он спрашивает, почему Христос пришел к еврейскому народу, а не к славянам, например?
о. Александр: - Этот Ваш знакомый, по-видимому, не читал Священное Писание или читал плохо. Мне, например, неясно, почему Спаситель должен был прийти к славянам. А почему не к англичанам, французам, эскимосам? Спаситель родился в еврейском богобоязненном народе, первом, который признал, что существует только один Бог, и по земной плоти Божия Матерь Сама была представительница еврейского народа. Но апостол Павел нам рассказывает в своих посланиях, что во Христе нет ни обрезанного, ни необрезанного, ни эллина, ни иудея, нет раба, но вся и во всем Христос. Поэтому Христос приходит как Господь. Господь спасал во времена потопа не еврея Ноя, а весь человеческий род. Адам был евреем или не евреем? Он был всечеловеком, прародителем всех без исключения людей, и нас с вами тоже. Господь спасает не Ноя лично, хотя и лично его тоже, но всех спасает людей без исключения. Мы не должны с вами зацикливаться на какой-то особенной исключительности славян. Есть великая русская история, есть то, чем нам можно гордиться и то, за что нам надо стыдиться в нашей истории. Христос Бог не только русских, белорусов и украинцев, Он - Бог всех людей, которые готовы увидеть в нем сына Божия, «ты еси Христос сын Божий». Те, которые готовы принять Его как Избавителя мира. И вспомните, каковы признаки конца времен? Евангелие будет проповедано всей твари. А это означает: от края до края, от востока солнца до запада. И вот тогда, когда Евангелие будет проповедано всей твари, и человечество окажется перед необходимостью выбора, признать Христа Спасителем или нет, тогда уже и будет завершаться земная история. Винить один народ во всех бедах- этоузколобо, это обличает примитивность, потому что не может быть кто-то один виноват в бедах отдельного человека и целого народа. И весь пафос, вся мысль пророческих обличений Ветхого Завета - в призыве Иоанна Предтечи: «Покайтесь, приблизилось Царствие небесное». Когда ты на кого-то сваливаешь вину - ты говоришь, что тебе каяться не в чем, ичто это «они виноваты». Этой логикой руководствовалась Ева в раю, преслушав Господа и послушавшись диавола. И Адамоправдывался: «Жена, которую Ты дал мне, дала мне яблоко». Вот если бы он сказал: «Господи, прости, я сделал не то» - может быть, вся человеческая история пошла бы по-другому. Но он сказал так, как он сказал - и был изгнан из рая за преслушание. Покаяние человеческое, способность увидеть свой грех, а не свалить его на другого - это очень важно. А любой грубый национализм и ксенофобия в том числе и антисемитизм сами по себе отвратительны.
Вопрос:- Я неоднократно отмечала, что боюсь птиц. Перед смертью дедушки голубь залетел к нам на даче в дом. Потом перед смертью моего супруга голубь ударился в окно. И даже накануне того, как я сломала ногу, снова прилетал голубь, но я даже не придала этому значения и не хотела верить, а вот случилась такая беда. Как к этому относиться?
о. Александр: - Во-первых, поправляйтесь, Господи помоги. А во-вторых, видите, как правило, такие суеверные ситуации имеют совершенно прямое и ясное психологическое обоснование. Вот первый раз случилась беда, и Вы тогда обратили внимание лишь на один из фактов, птицу, и Вы это запомнили, и потом стали фиксировать внимание на аналогичных ситуациях. Если бы Вы обратили внимание на другое, то связывали бы с другим. "Я тогда была в зелёном платье", например. Тогда голубь для Вас был тем, на что Вы обратили внимание, и теперь все время обращаете вниманиена цвет своего платья, а тем самым в некотором смысле ослабляете свою защиту. Потому что уВасужеи страх есть. Голубь прилетел- значит, будет плохое. А диавол очень часто пользуется возможностью в человека вогнать страх. И как только когтем страха он нас зацепит - нам уже трудно от него избавиться. И мы все с вами знаем слова из Писания, что волос не упадет с нашей головы без воли Отца Небесного. Но получается, что мы не до конца этому доверяем. И плюс к тому знаки всякие приходят. А знак кто даст? Господь не даст такого знака. Господь уважает человека, а это знак очень примитивный. Мы сами сначала установили эту связь голубь – плохо, плохо - голубь, а потом ее в себе подкрепляем. А надо от этого беречься, надо убегать. Вы правильно сделали, когда решили не обращать на это внимания, но все равно в результате обратили, а никакой связи нет. Честно говоря, я думаю, что когда Вы поправитесь, Вам надо сходить к голубятне и посмотреть на этих бедных тварей, которые, кстати, имеют отношение к Ноеву ковчегу, были вестниками милости Божией. Потому что Ной выпускал голубей, и один вернулся, символизируя конец потопа. Эта тварь Божия злым знаком быть не может. А наша задача себя не невротизировать, в чем да поможет нам Господь.
Вопрос: - В Ветхом Завете Господь Моисею говорит: «Пойди, убей женщин, детей…» Это один и тот же Бог, Бог Ветхого Завета и Иисус Христос, который умер за все человечество? Меня это все время смущает.
о. Александр: - Ваше смущение мне совершенно понятно, и хорошо, что Вы этот вопрос ставите. Мы можем замазать эту тему, сказать, что тогда Бог был строг, а потом в Новом Завете является как Бог любви, как Господь Иисус Христос. Один это и тот же Бог или не один и тот же? Так вот мы неверно считаем, что Бог Ветхого Завета - это Бог Отец, а Бог Нового Завета - это Господь Иисус Христос. В Ветхом и Новом Завете идет речь о Господе, о Вседержителе и Творце земли. Некоторые из частей Ветхого Завета, особенно исторические хроники отражают представление иудеев о том, как им повелевает Господь. И здесь Господь действительно очень нередко приходит как Бог-наказатель, мздовоздаятель, как Бог воин, как Бог мщения. Вот, апостол Павел говорит: мы видим с вами как через тусклое стекло, гадательно. Ветхий Завет есть некое приготовление, переход к эпохе Завета Нового, и в этом смысле надо,конечно, признать, что Господь иудейский род и прощал, и наказывал. Египетские казни - очень страшные наказания за отход от веры. В то же самое время мы не можем представить, чтобы Христос был Богом немилости, непрощения. Господь Иисус Христос также говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам». Но эра Нового Завета есть эра милосердия, прощения, где племенные законы иудейского народа уже не имеют такого значения, такой надобности так строго подходить к людям. Поэтому говоря совсем кратко, нам надо размышлять, почему такие жесткие и страшные страницы появляются в Ветхом Завете, чему они нас могут научить. И Бога благодарить за то, что мы живем в эпоху Завета Нового, где Спаситель приходит Себя отдать,«да всяк человек спасется и в разум истины приидет», как говорится в послании к Тимофею. И вопрос о том, жесток ли Бог, закрывается жертвой Христовой, Который Себя отдает, а не других людей для искупления. Вот так я бы ответил на этот вопрос. И важно, что Вы не закрываете глаза на этот важный аспект. Иной не захочет разбираться. А на самом деле слова пророков Ветхого Завета это как трубы такие, как горны, которые через все писание Ветхого Завета предвозвещают явление Христа. Весь Ветхий Завет -это предпришествие Христово. Значит, весь Ветхий Завет покрывается Заветом Новым, где идея любви есть идея самая главная.
Вопрос:- Вы так резко высказались по поводу антисемитов, но как мы знаем из истории, у нас цари тоже были антисемитами. Надо тогда и их осудить: черту оседлости, вот ввели, нет, чтобы ввести равенство. Вопрос сложный.
о. Александр: - Я повторюсь. Любой антисемитизм, антиславянизм, русофобия, то есть любое «анти» и любая «фобия» в равной степени отвратительны. Что касается царей, то я рекомендую изучать материальную часть, как выражаются в интернете. И Ваша ирония тут не очень уместна. Черта оседлости - это не акт антисемитизма, а это линия государственной политики, связанная с разрешением пребывания еврейскому населению в некоторых областях Российской Империи. Если Вы знаете, когда была установлена черта оседлости, то это акт очень поздний в России до начала ХХ века в черте классической Империи не было еврейских погромов. А там, где погромы были, лучшие русские люди, адвокаты защищали пострадавших людей. Мне кажется, совершенно неважно по отношению к кому происходит погром: к еврейскому ли, или к украинскому как практиковали это поляки, или когда немцы убивали целыми городами русских людей. Уничтожение людей по национальному признаку есть вещь отвратительная и однозначно нравственно неприемлемая. И никакие попытки протащить здесь идею о том, что может быть это не так уж и плохо, не нужны. Там, где государство оказывалось не в состоянии защищать своих граждан от погромов- этобыл признак провала внутренней политики государства, какой бы царь в то время ни возглавлял его. Это раз. И потом, равенство здесь ни при чем, потому что в те времена все были не гражданами, а подданными, и отличие империи от республики именно в том и состоит, что все подданные, а государь - гарант мира и жизни любого из своих поданных как отец не выбирает из своих пятнадцати сыновей, кому дать безопасность, а кому нет.
Вопрос: - Хочу спросить о месте в Евангелии, где были приглашены люди на пир, и только одному было сказано: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?». А слугам было сказано звать всех подряд, кого только ни встретили. И вместе с тем там же рядом сюжет о пяти нерадивых девах, которые имели светильники без масла, но они же ждали Жениха, а их не впустили. Поясните, пожалуйста.
о. Александр: - Вы помните, что когда девы вышли навстречу Жениху, часть из них были мудрыми, а часть юродивыми. И у тех, кто не позаботился о масле, светильники погасли. Они тогда попросили у других этого масла. И мудрые, что вполне нас может смутить, говорят: тогда не хватит и нам и вам, идите и купите. И вот неразумные опаздывают, и тогда их не впускают на брачный пир. Мне всегда было как-то неловко за мудрых жен, потому что ну какие же они мудрые, скорее суровые и сердитые. Какие-то другие еще девы были, нерасторопные, но они же хотели встретить Жениха, попасть на пир. Но, нам Евангелие дает ясный сигнал. Есть глаголы вида совершенного (сделал) и несовершенного (делал). И для Господа важно не только то, что ты намеревался сделать, но то, что ты действительно сделал. Не то только, что ты хотел успеть, но то, что ты смог успеть. Так что при всем том хорошем настрое эти юродивые жены не сделали то, что они должны были сделать - не встретили торжественно Жениха, и светильники их угасли. Для нас это всегдашний сигнал и призыв Евангелия, который многократно повторяется в Священном Писании. Итак, бодрствуйте и готовьтесь, потому что не знаете ни дня, ни часа в онь же Сын Человеческий приидет. О явлении Отца говорится, что никто не знает - ни Ангелы, ни даже Сын, но только знает Отец, когда придет конец времен. И о брачной одежде - тот же самый момент - то, что хочет сказать Господь. Сначала зовут тех, кого хотели позвать, но они отговариваются, кто – тем, что только женился, кто – тем, что скот должен свой осмотреть, кто что-то еще, а потом призывают отовсюду, с распутий и перекрестков. И там, как мы понимаем, люди могут очутиться самые разные. Но они приглашены на пир, и приглашены Отцом, все равно от них ожидается готовность. Для того, чтобы такую неготовность обличить, к одному из них обращаются - "Как ты вошел не в брачной одежде?" Надо ведь иметь в виду, что часто обличения Нового Завета даются не для того, чтобы человека испепелить. Испепеляется, посекается, уничтожается, например, бесплодная смоковница, но не человек. Мы не назовем ни одной Евангельской притчи, ни одного Евангельского события, где Христос бы умертвил человека, а не исцелил и воскресил его. Так вот эти обличения говорятся всем нам остальным для того, чтобы мы готовились, были внутренне собранными. Наша брачная одежда - наше следование заповедям, наши добрые дела и усилия, постоянное желание ходить перед Господом, помнить о Его существовании, не помнить зацикленно и мертво.Но напротив, радоваться тому, что Господь меня приблизил, сделал меня христианином, итеперь я имею возможность Ему послужить.
Вопрос: - Чем различаются духовно мертвые и духовно слепые?
о. Александр: - Я не сторонник классификаций. Апостол Павел говорит, что совесть бывает в разных состояниях, что она посылает разные сигналы. Он считает самым тяжелым из духовных состояний – это состояние человека с сожжённой совестью. Сожжённая совесть своему хозяину ничего не свидетельствует, она не обличает его зло, не радуется правде, она сожжена, мертва, уничтожена. Такой человек не различает грех и праведность, он совершает грехи к смерти. Я думаю, что о такой мертвенности идет речь. Слепотадуховная - это наша неопытность наша, неспособность увидеть вещи как они есть, преувеличения, восторженность, экзальтация. Мы частомеряем своими мерками. Влюбляемся в какого-нибудь духовника, а потом узнаем что-то и думаем, что батюшка какой-тоне такой. Или нравится нам проповедь, но мы не обращаем внимание на ее содержание. А мы всякий раз сердцем должны прилепиться ко Христу. И все то, что нам в этом мешает, есть кусочек нашей слепоты, неспособности видеть Бога как Он есть, как сказал апостол. И мир как он есть, и свое место как оно есть. Очень трудно нам порой признаться, что мы недостаточно опытны, что мы недостаточно умны, что не хватает нам молитвенного настроя. В чем угодно признаемся, но не в этом. Или мы себя в центр ставим - это признак несомненной слепоты.
Приходите в наш храмна соборования, мы проводим их по четвергам. Для меня особенно важно, что богослужения мы совершаем у подножия Кийского Креста, который приобретает такое огромное значение особенно в дни поста, особенно накануне Крестопоклонного воскресения, когда церковь, чтобы нас утешить, не символ Пасхи нам предлагает, а Крест как знак того, что он опустеет. И опустеет гроб Христов. И тогда придет светоносное Воскресение, удивительный символ, который силу дает и способность тяготу поста нести и сделать что-то доброе. Не просто нести постное бремя, а стать лучше, к Пасхе сделать Христу подарок.
Вопрос: - Из всего Священного Писания и писаний святых отцов я понимаю, что жизнь нам дана для того, чтобы мы приготовили свою душу для жизни вечной. А кто не подготовился, идет в ад, а кто подготовился, шел тесными вратами, то те должны удостоиться рая. После второго пришествия Христа, Бог воскресит абсолютно всех людей в их телах, но ведь тогда тоже будет разделение? Одни пойдут в огнь вечный, а другие в жизнь вечную. В Апокалипсисе так написано и про ангелов, которые будут разделять людей. Но тут на днях услышала ответы А. И. Осипова на вопрос, кто же все-таки спасется. Так вот он сказал, что все спасутся. Только грешники спасутся,как бы, из огня. А на вопрос о мусульманах, спасутся ли они - сказал, что если мусульманин добропорядочный, то почему бы ему и не спастись? Прокомментируйте, пожалуйста, батюшка.
о. Александр: - Вопросы, которые Вы задали очень сложные. Давайте начнем с простого. О нехристианах. Ответ такой. Мы знаем, как именно будет проявлено милосердие Божие к этим людям. Апостол Павел в одном послании своем говорит о язычниках, ведущих добродетельную жизнь. И говорит, что у таковых закон веры написан на скрижалях их сердец, то есть они Христа не знают. Но Христа лично не знал и пророк Давид, например. Христа не знал лично и пророк Исайя. И тот и другой предвозвещали Христа. Они не были христианами, но мы их несомненно почитаем как святых. Но если говорить о мусульманах, то слова апостола Павла применимы, если этот человек добродетельную жизнь вел, и в нем не достает только понимания, что Христос - Бог, и он это понимание получит - то я полагаю, что мы не должны восхищать у Бога право оказать этим людям милосердие. Всегда возникает такой вопрос: а зачем нам тогда наше христианство, если Господь всех простит? Вот мусульманин, который ведет правильную жизнь, а я стараюсь изо всех сил - но меня поставят не выше его. Есть в этом что-то злое, напоминающее притчу Спасителя о слугах, с каждым из которых была согласованаоплата. И вот они работали весь день, а Господь нанял еще людей. И тем, кто пришел в последний момент Господь дал столько же денег, как и тем, кто пришел в первый момент. И они начали роптать. А Господь отвечал, что они договорились о том, что столько-то человек получит, но Господь - Хозяин, Он дал всем столько, сколько захотел.
Нам не надо сосредотачиваться на том, какова будет посмертная участь других народов. Оставим это на милость Божию, которая неизреченна и нам неизвестна. Относительно того, что все спасутся, о всеобщем восстановлении мертвых есть концепция так называемого Апокатапсасиса, всеобщего восстановления, которую высказывали в том числе и некоторые из отцов Церкви, но которая Церковью в целом признана не была. Мы исходим из того, что люди, ведущие жизнь добродетельную, люди, послужившие Богу, получают прощение и отпущение грехов. А как именно устроен ад, как именно люди недобрые и грешащие получают своемздовоздаяние, мы знать не можем, и нам это неполезно. Но обращаю Ваше внимание, что в вечерней Пятидесятнице Церковь решается включить в последование своих молитв просьбу об облегчении участи тех, кто находится во аде. А значит, она выражает надежду, что все же милость Божия может переменить их тяжкую участь. Это молитва о иже во аде держимых. И Церковь молится обихослабе. Хотя мы также знаем притчу о богаче и Лазаре, о том, что перехода из одного места в другое нет. И о том, что если бы я знал, то я вел бы другую жизнь, как сказал богач. Но тебе все было сказано, и пророки были тебе даны. И наша задача - сосредоточиться на устроении собственной внутренней жизни. Спасибо за внимание. Хранивас Господь!
Добавить комментарий