Перейти к основному содержанию

08:22 16.04.2024

Почему общество часто проявляет враждебность по отношению к Церкви?

29.02.2016 10:00:05

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/02/14/21-00.html

О.Стеняев: Радио « Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев.

В.Носов: И Владимир Носов. Добрый вечер!

О.Стеняев: Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. И у нас уже есть некоторые в студии.

В.Носов: Вот такой  вопрос:

-Почему общество часто проявляет враждебность по отношению к Церкви?

О.Стеняев: Брат Владимир, а как вы думаете  - почему?

В.Носов: Я думаю потому, что люди больше возлюбили тьму, нежели свет. Широкая дорога ведет в погибель, а узкая  - ко спасению, и большая часть людей, к сожалению, идет широкой дорогой. «Весь мир во зле лежит», - сказано в Писании. К сожалению, не большинство, но очень многие высказывают недовольство. Но это часто относится к чисто  внешним вещам. Я никогда не слышал, чтобы люди обсуждали такие вопросы: «А вы знаете, заповеди блаженства не вмещаются, их тяжело исполнять». Нет, мы больше слышим вещи простые.  Как правило, когда кончаются аргументы -  нам говорят: «Да всё равно ваши попы ездят на мерседесах, продают свечки и в пост едят мясо», как бы так.

О.Стеняев: Отношение общества к Церкви иногда находится на уровне детского негативизма,  когда дети начинают ломать игрушки, плохо себя вести. Эта их форма протеста против того, что родители мало ими занимаются, мало обращают внимания на детей. Возможно, что общество, таким образом, предъявляет нам естественные претензии, что катехизация, миссионерское служение в обществе не на должном уровне. Потому что мы не должны забывать,  как в свое время Тертуллиан заявил, что «Душа каждого человека по природе христианка». Особенно, если речь идет о славянине, о русском человеке, украинце, белорусе. Эти люди органически православные христиане, и их отношение к Церкви, когда оно меняется со знака плюс на знак минус, действительно может быть проявлением   детского негативизма, когда протест выплескивается. Как мне одна девица сказала: «Церковь занимается всеми, кроме меня». Ей показалось, что она  брошена, она не чувствует себя своей на приходе, в хоре, где поет. Ей кажется, что она  - лишний человек. Поэтому, когда мы понимать поведение общества, то будем знать, в каком направлении действовать. Будем больше внимания уделять людям. А если мы скажем: они так себя ведут, потому что они злые и испорченные - сразу возникнет вопрос: а если в семье злые и испорченные дети, то кто за это отвечает? Наверное, те, которые должны их воспитывать и образовывать. И если мы называем себя Русской Церковью -  а наша Церковь никогда не стыдилась себя называть Русской, точно так же наш народ никогда не стыдился называть себя православным - то мы должны вести себя соответствующим образом. Мне кажется, это очень важно. Потому что в противном случаи у нас будут люди, с которыми мы общаемся, которые нам поют дифирамбы, хорошо к нам относятся,  и  мы к ним. И будет другая часть общества, которая как бы заведомо нехристианская, неправославная и вообще агрессивная. Вот такого деления мы должны избегать. Ведь Христос запретил вершить такие суды, значит, нельзя разделять: «Вот этот нам не нравится, мы его раз изгоняем из общины, этот нравится, его оставляем и т.д.». Христос говорит, что если мы начнем сейчас выдергивать плевелы -  то мы можем и пшеницы много выдернуть. Потом не надо забывать, что иногда плевела оказываются пшеницей. Тот же самый первоверховный апостол Павел поначалу  был гонитель Церкви, храмоборец, враг христианства, он бил и таскал за волосы христиан - мужчин и женщин, как описывается в книге «Деяний святых апостолов».  Но Христос Сам вторгся в жизнь этого человека и сделал его апостолом язычников. И мы имеем в Библии 14 Посланий апостола Павла, которые изучаем. Сам Христос сказал: «Будет время, когда убивающие вас будут думать, что таким образом они служат Богу» -  то, что называется рвение не по разуму. А люди у нас в стране, как минимум -  85% крещены в младенческом возрасте. Мы их должны воспринимать как своих овец, которые уклонились от истины, прежде всего -  потому, что мы не были достаточно активными. И когда Христос призывает апостолов идти проповедовать Евангелие, Он говорит: «К язычникам не ходите, в города Самарянские не ходите, наипаче идите к погибшим овцам дома Израилева», т.е. начинайте со своих. Если человек славянин -  он, как правило, крещен. Да, что- то произошло, он уклонился от веры, да, может быть, мы выдавили человека своим неправильным поведением из христианства, но именно на таких людей мы должны обращать больше внимания. Если мы это будем делать -  ситуация изменится.

В.Носов: Потрясающе, батюшка! Я на 100% согласен с каждым словом, потому что негатив окружения -  это наша вина, моего поведения, как я себя веду, как я общаюсь со своими родными, близкими и даже с теми, кто спрашивает о чем -  то по вере, и я  не могу дать полноценный ответ.

О.Стеняев: Когда причину проблемы мы видим в себе, это очень важно, значит, мы можем исправить мир вокруг себя. А если я переложу причину негатива в этом мире на других -  значит, я отказываюсь от самостоятельного решения этой проблемы. Я говорю:  это не моя проблема, эта проблема других  людей. А Христос говорит: «Идите к погибшим овцам дома Израилева», т.е. спасайте своих. Ведь христиане  - это новые дети Авраама по благодати, это новый Израиль, как в Новом завете говорится. И поэтому мы должны делать акцент на работе с теми же самыми храмоборцами. Я бы задался вопросом: а почему эти люди так поступают? Конечно, очевидно, что кто- то организует этих людей, может быть, им приплачивают деньги.   Но в такой ситуации надо понять, почему русский человек дошел до такого состояния, что за деньги он позволяет себе вести себя неадекватно по отношению  к традиционным религиозным ценностям своей страны.

- Здравствуйте! Это Ирина из Москвы. К организации «Сорок сороков» я отношусь доброжелательно. Но на Торфянке сейчас бушуют  события, которые там происходят постоянно. Скажите,  ребята, которые там стоят, разве они правильно ведут себя? Ведь они олицетворяют людей, которые собрались вокруг этого храма, олицетворяют православие, по сути дела. Действия этих ребят, мне кажется, неправильны, грубоваты, резки. Они  провоцируют людей, которые там собрались. У меня вопрос:  Кто-нибудь    занимается этими ребятами? Ведь у них благое дело, они защищают строительство храма, но их действия вызывают негативную реакцию даже у верующих.   Ребята  грубо отвечают, допускают  грубые действия.   Разве это правильно?

О.Стеняев: Меня в своё время поразил видеоматериал, когда показывали, как толпа извращенцев шла к католическому храму, и молодые католики окружили храм плотным кольцом. И эта толпа лесбиянок и  гомосексуалистов стала плевать в этих молодых людей, вела себя агрессивно, осыпала оскорблениями. А молодые люди стояли и молились: «Аве Мария, гратиа плена…» -  что по-русски звучит: «Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою» . И, без сомнения, молодые католики одержали мощную нравственную победу. Потому что они не превратились в визжащую толпу, они молились Божьей Матери -  а в это перед ними извиваясь, какие - то лесбиянки обнажали свои части тела, лобзали друг друга, лизали даже этих людей, которые не обращали на них внимания.
Они читали:  « Аве Мария, гратиа плена…» И мне кажется, что без жертвенного чувства осуществить христианский протест не возможно. А жертвенные чувства не позволяют нам в ответ на агрессию самим стать агрессивными. Потому что сила христианства никогда не являлась силой бицепсов, напором молодежного отряда. Я с вами согласен, конечно, что в движении  «Сорок сороков» есть разные люди. И везде есть разные люди, и среди храмоборцев  -  тоже. Наша задача  - понять мотивацию тех или иных групп, потому что когда происходит соприкосновение светского общества с Церковной темой -  здесь оказывается  много эмоциональной предубежденности с той и другой стороны. А в свое время многие христианские богословы ХХ века говорили о  необходимости начать диалог с атеистами безбожниками. Ведь если мы воспринимаем веру в Бога как дар Божий, то как мы должны относиться к людям, которых не коснулся Господь? Я же не буду ругать человека за то, что он не имеет музыкального слуха, он таким родился. Или человек  - дальтоник, он не различает краски этого мира. Так и неверующий, почему он не верит? Потому что Господь не прикоснулся к нему, это очевидная истина, если вера - дар Божий. Поэтому мне кажется, тональность ее все - таки, надо как то менять. Потому что в Послании к Римлянам сказано: «Не сообразуйтесь с веком сим». Что значит: «Не сообразуйтесь с веком сим»? Не принимайте формы этого мира, их протест  - это не наш протест, их согласие с чем либо -  это не наше согласие с чем либо. Не сообразоваться с веком сим  - это вести себя отличным образом от того, как ведут себя внешние, т.е. на крик не отвечать криком, на враждебные действия не отвечать активными враждебными действиями. Но при всем этом надо сделать оговорку, что для нас православным христианином является всякий человек, который признает Никео-Царьградский Символ веры,  считает себя православным христианином, приступает к таинствам Церкви.  Т.е. христианин  - это не тот человек, с которым во всем согласен Стеняев, или профессор Осипов, или  профессор Дворкин, или диакон Кураев. Православный христианин - это любой, кто принимает Никео - Царьградский Символ веры. Если он в чем -  то со мной не согласен -  так он же приступает к тем же самым таинствам,  как и я, он признает наше трехчинное священство: диаконат, пресвитериат,  епископат. Поэтому когда мы видим несовпадение позиций, мы не должны говорить: это не православие, православие с другим лицом. Нет,  православие бывает разное. Православные люди на войне с оружием в руках защищают своё Отечество, но в тоже время как народ Божий мы должны осуществлять единство. А единство между нами опять же осуществляется через диалог.

В.Носов: Батюшка, но это все равно вопрос как бы в большей степени мне. И я хотел бы полностью согласиться со словами радиослушательницы, потому что всё, что она сказала, имеет место быть. И в первую очередь в моем поведении, я часто веду себя не так, как должен и не только на Торфянке, и, возможно, женщина видела меня там.  Но я хотел бы несколько важных моментов уточнить. Во - первых, хотел бы сказать, что конфликт проходит в течение 8 месяцев, и наши братья там, и местные ребята -  они продолжают жить в вагончике 24 часа в сутки на протяжении 8 месяцев. Было всякое, совершенно точно: и достойное поведение, и нет. Но я хотел бы еще сказать о том, что, как и в целом против Церкви, против нашего священства и именно против храма на Торфянке ведется информационная война. Если мы сейчас обратимся к источникам, даже в интернете  поищем всё, что связано с Торфянкой, мы найдем массу заявлений, массу сообщений об избиении представителей «Сорок сороков», женщин, девушек, мужчин. Но я хотел бы сказать еще, что,  несмотря на их такое количество, на сегодня нет ни одного уголовного дела. Я, чтобы вы понимали, сейчас обвиняюсь в переломе пальца, который я учинил якобы вчера. Мы не хотели эту тему обсуждать, но она подошла к этому. Вчера произошли события на Торфянке, их тоже достаточно широко просветили.   И  это произошло молниеносно. По множеству ресурсов пробегали такие строчки: «Сорок сороков» ночью, в масках захватили парк,  заставили фурами, избили битами женщин, распыляли газ». Мне сообщили участковые, которые к нам хорошо относятся, друг друга знаем 8 месяцев. Мне позвонила некая госпожа, которая в этом лагере храмоборцев тоже находится 8 месяцев. Она написала заявление, что я ей сломал палец. Поэтому в этой части я согласен. Если бы вы видели своими глазами происходящее! Я, конечно же, хотел сказать: мы только учимся, мы  еще  далеко от этих громких слов: «православный христианин» -  я вам честно говорю, мы далеко. Но мы хотим, что -  то у нас получается, что -  то  - нет. У каждого есть терпение, где  - то, конечно, мы не справляемся с  властью.

: -  Здравствуйте! Батюшка, я хотела бы спросить по поводу миссии. Вы сказали, что нужно идти к своим. Да это действительно так, но миссия  - это же свидетельство об истине, и православие не может быть разным. Православие  - это Христос, это единомыслие в истине. И по поводу протестов против храмов. Может быть, отец Даниил Сысоев говорил правду, что мы должны любить человека, но не обязаны любить его заблуждения. И всегда говорил, если человек в заблуждении, и если истина попирается -  он не молчал. Но, может, Господь потому попускает протесты против храмов, что мы не свидетельствуем об истине, не защищаем Бога, не защищаем истину Христову. А зачем нам тогда больше храмов? Если мы не делаем главного, когда было это кощунство, «Тангейзер» -  мы  не вышли защищать, в Манеже тоже не вышли защищать. Сейчас неизвестно, что там происходит. Почему мы молчим по поводу «Совместного документа» на встрече Папы и Патриарха, п. 13? Как вы к этому относитесь? Там сказано: «В нынешних условиях религиозные лидеры, т.е. священство, несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям». Мы должны чужие  убеждения, заблуждения уважать? Значит, мы не должны свидетельствовать об истине? Считаю, если мы будем молчать -  то Господь нам только не позволит строить храмы, но и попустит еще больше искушений.

О. Стеняев: - Важно понять, что, несмотря на то, что мы православные, всё- таки мы разные люди. Вот Христос действует по - разному в отношении разных людей. Исцеляя одного человека, Он только произносит слова, исцеляя другого -  возлагает руки, исцеляя третьего  - плюет на землю, делает брение, намазывает ему лицо и отправляет в паломническую поездку. Казалось бы, один и тот же Христос, но действие различное. В каком - то случае Христос говорит: иди, покажись священнику. Стратегия действия Христа Исцеляющего обнаруживает многообразие возможных подходов к тем или иным людям. Потом не надо забывать того, что на самом деле противостояние очень сильное,  и внутри православных общин идут ожесточённые столкновения в интернете между сторонниками консервативного православия и сторонниками православия либерального. И едва ли у нас есть такой миссионер, который избежал бы критики со стороны левых или правых. Как мне приходится объяснять семинаристам, где я преподаю? Если вы решили стать миссионером -  ставьте огромный крест на своей репутации, все вами будут недовольны -  и Дворкин будет недоволен, и Стеняев будет недоволен, и Кураев будет недоволен. А если говорить об отношении к людям другой веры, вы затронули этот вопрос. Я, кстати, не читал эту декларацию Патриарха  и Папы, поэтому я не могу давать какую -  то оценку, и вообще не мой всё  - таки уровень. Но в целом надо сказать, что о достоинстве заблудившихся людей писали многие святые отцы. Например, Иоанн Златоуст -  у него есть Слово о статуях, там он входит в полемику с теми православными, которые говорили: а мы не хотим общаться с еретиками, у нас нет с ними ничего общего. И Златоуст бросает вызов этим православным: «И не говори мне таких бессердечных слов, что у тебя нет с ними ничего общего. Ничего общего у нас нет только с дьяволом. С каждым же человеком, живущим на земле, мы имеем очень много общего. Населяем одну и ту же землю и имеем одного и того же Отца небесного, который посылает нам свои законы, мы питаемся одной и той же пищей. Поэтому не говори, что у тебя нет с ними ничего общего, ибо это дьявольское бесчеловечное, сатанинское бесчувствие». Т.е. таких православных Златоуст обвиняет почти в сатанизме. А ниже Златоуст пишет: «Если в городе осел упадет в яму, все бросаются его вынимать», еретик -  тот же осел, помоги ему добрым словом, примером. И он делает вывод. Если в одном городе найдется хотя бы с десяток человек, которые озадачат себя мыслью, как помочь заблудшему, то скоро весь город будет в правоверии. И такие примеры, призывы к нормальному, доброму, хорошему отношению к заблудшим мы встречаем у многих отцов.  Почему? Потому, что отцы, как отец Даниил Сысоев, отделяли человека от его заблуждения. А любой человек он причастен к образу и подобию Бога. Потому что Бог сотворил человека по образу и  подобию Своему. Конечно, в результате грехопадения происходит потеря подобия Богу и омрачение образа Божьего в жизни человека. Но в любом случае человек  - это самая достоверная икона Бога, созданная по образу Бога. Образ по-гречески  - «иконас». И как я буду плевать в икону, может быть, она нуждается в реставрации, может быть, её зарисовали халтурщики, реставраторы, но любой человек -  это самая достоверная икона Бога. Меня уже спрашивали мои прихожане, можно ли встречаться с Папой Римским, или с Далай-ламой, или с кем- то ещё. Но во -  первых, если кто -  то считает, что папа Римский -  еретик, то нельзя, но кто же считает, что папа Римский еретик? Как минимум вы обязаны с ним встретиться два раза, потому что сказано в Новом завете: «Еретика   после  первого и второго вразумления отвращайся» т.е. как минимум вы должны два раза встретиться с человеком, которого вы считаете еретиком.

В.Носов: Батюшка, а Церковь как относится к католицизму, т.е. какова у нас формулировка Церкви?

О.Стеняев: На самом деле проблем и взаимных претензий накопилось очень много. Кстати, не все претензии католиков к нам несправедливы. Это признавали наши богословы в XIX веке. Я имею в виду вопрос отношения к Священному  писанию. Потому что, каким -  то странным образом в нашей Русской Церкви возобладала идеология протестантизма. Когда стали делить книги Священного писания на  канонические и второканонические. А принцип, по которому Лютер делил, таков.    Лютер говорил:  мы каноническими признаем только те книги Ветхого завета, которые признают каноническими иудеи. И здесь католическая Церковь начала справедливо спорить с Лютером. Она сказала: не синагоге решать, какие книги канонические, какие нет. Если так рассуждать, то синагога и  Новый завет не признает! Какие книги канонические, какие нет, устанавливают каноны Церкви. А если мы смотрим каноны I Вселенского Собора,  других Соборов, где решался вопрос о книгах Ветхого завета - там книги из числа этих 11-ти называются «Боговдохновенными» наравне с другими книгами. Потом лютеране -  у них была претензия к этим книгам, что их нет на еврейском языке. Но сейчас мы и этого не можем сказать, потому что в Куранах обнаружены фрагменты книги Варуха на еврейском языке. И в начале XX века был такой мощный гебраист Антонин Грановский, он сделал реконструкцию книги пророка Варуха, т.е. обратный перевод на еврейский язык. И он доказал, что эта книга изначальна была написана на еврейском языке. Антонин Грановский умер давно,  и когда  раскопали эту книгу -  даже иудейские специалисты отметили, какая точная была реконструкция Антонина Грановского, православного гебраиста. Таким образом, эта проблема остается открытой. Например, взять тех же старообрядцев, у них каждая книга Библии -  это Боговдохновенная книга. У нас был святой отец, он и остается святым отцом -  Афанасий Великий, который как бы отделяет эти книги от остальных, но это частное богословское мнение, которое не подтверждается Соборными решениями.

В.Носов: Да, батюшка, я вас немножко перебил своим вопросом, но я хотел бы вернуться к вашим словам об уважении каждого, любого человека.

О.Стеняев: Человеческое   достоинство, а если этого нет… Например, перед вами какой -  то страшный грешник. Могу ли я подойти к этому грешнику, высказать что - то в лицо, может, ударить по щеке? На самом деле не все так просто. Святые отцы говорят: даже не подходи к согрешающему, если у тебя нет для него слов исправления. Оказывается, мы не имеем права, даже мы знаем человека с такими- то проблемами, не имеем права подойти к нему, что- то высказать, если у нас нет слов исправления для него. Наш Учитель Иисус Христос оставил нам пример, чтобы мы шли по Его стопам, пишет апостол Петр. Давайте посмотрим, как Христос уврачевал апостола Петра, который трижды отрекся от своего божественного Учителя. Христос мог бы его проклясть, Христос мог бы сказать ему: все, ты потерял статус апостола и т.д., Христос этого не делает. Христос трижды спрашивает его: Симон Ионин, любишь ли ты Меня? И, судя по ответам Петра, он не сразу понял, почему Христос его спрашивает.  Но когда третий раз Христос спросил его, Петр это понял. И он уже не говорит: люблю, он говорит: ты знаешь, Господи. Действительно, Бог  - Он для сердца отец. И он знает реально состояние любого человека. И наша задача: совершать апологию людей, которые не наши. Исходя из того факта, что каждый человек -  это очень достоверная икона Бога. И эта апология совершенно необходима, чтобы обосновать миссию среди этих людей. Потому что некоторые впадают во враждебные отношения к тем же сектантам, они просто не хотят с ними общаться. Мало того, что это горе -  «миссионеры» не общаются с сектантами, они ещё нападают на священников, которые общаются с сектантами и несут им свидетельство о православии. Они уже начинают бороться с этими священнослужителями, поливают их грязью на просторах интернета. И что удивляться, что какие  - то там храмоборцы  какую  - то информацию вбрасывают на простор интернета, а православные не вбрасывают информацию друг против друга?

И здесь сразу вспоминаются слова Христа: « Что ты смотришь на сучок в глазу  брата твоего?  Лицемер, вынь прежде бревно из собственного глаза». Поэтому для того, чтобы нам отвечать на какие- то претензии со стороны светского общества, нам надо немножко исправить свою собственную ситуацию.

В.Носов:  Батюшка, мне тоже вспомнились слова апостола Павла, когда он пришел к Ареопагиту язычнику, как он сказал, начал свою речь именно так: «Обходя ваши святыни, я увидел, что вы - народ как бы особенно набожный». Я хотел бы сказать, поделиться с радиослушателями тем, что я много раз был свидетелем общения отца Олега с представителями разных вер и разных учений. И меня потрясало то, каким образом батюшка с такой необъятной любовью, добротой пытается нам втолковать.

О.Стеняев: Брат Владимир, вы обо мне говорите в третьем лице, но я ещё жив. Давайте ответим на телефонный звонок в студию.

 - Друзья, добрый вечер! Я с удовольствием, со вниманием слежу за событиями на Торфянке. И возникают очень верные, точные мысли, которые сегодня высказала депутат Ефина. Это классическая технология Майдана. Поэтому подходить к ней с мерками «подставь левую щеку, подставь правую»  и прочие дела, это все имеет значение. Но на сегодняшний день это Майдан, это проверка нашей готовности. И если у нас будут силы и возможности, то, скорее всего, речь идет о том, чтобы просто устраивать крестный ход, причем крестный ход не только, который затронет Торфянку, но есть еще целый ряд проблем на территориях в Москве. И вот здесь сразу возникает вопрос, о котором говорила Ольга Четверикова в своем интервью с Бульчуком от 12.02, всем посмотреть в интернете. А конкретно тема такая: Церковь отделена от государства, и если нас 80% верующих, по существу 80% верующих, они с Церковью, а государство с кем? С 20%. И вот теперь попробуйте организовать крестный ход в защиту Торфянки без битья, без поломки пальцев, о которых я о сожалею,  мы это же понимаем, это технология Майдана, друзья мои. И с этим нужно работать другим способом. Вы же помните, как Янукович допустил развитие  Майдана. А сейчас фактически во власти тот же генерал взял и арестовал парня, который по существу был из хороших ребят, а его арестовали, его держат, и еще неизвестно, сколько могут ему припаять. Вот и ответ вам, это Майдан с которым Янукович -  с одной стороны. И есть ребята, которые силы отдают, средства, кровь проливают, а за что? Если против -  стоит всего лишь Янукович?

О.Стеняев: Давайте по порядку. Крестный ход – это не крестовый поход. Вот с этого надо начать. У нас, кстати, противостояние с католиками  в этой плоскости лежит. Наша Церковь никогда не объявляла крестовые походы. А Западная Церковь, Римо-католическая Церковь объявляла несколько крестовых походов, был даже локальный крестовый поход против Руси. И мы должны о таких вещах всегда помнить, для того, чтобы понять разницу между крестным ходом и крестовым походом, наверное, надо перечитать повесть Достоевского о Великом инквизиторе. Тогда все культурные акценты будут расставлены должным образом, и мы поймем, что для православной Церкви допустимо, а что недопустимо. Если говорить о Майдане. Да конечно Майдан  - это некая угроза, которая витает в воздухе, и нерешительность Януковича сыграла свою и негативную роль в деле судеб современной Украины. Но при этом нам не надо забывать, что православные были и по ту и по другую сторону. Православные были в «Беркуте», равно как были римо-католики и греко-католики. И были православные сторонники Майдана, и не все они относились к спискам Патриархата, совершенно очевидно. Когда проходил Майдан, то там провокаторы объявили, что надо идти брать Киево - Печерский монастырь. И толпа вооруженных двинулась в сторону Киево-Печерского монастыря. И тогда приехал туда один из лидеров Майдана, не хочу делать им рекламу, он сейчас занимает крупное положение на Украине, встретил их перед Киево - Печерской лаврой и  сказал: «Убирайтесь отсюда, я сам принадлежу к этой Церкви, это каноническая Церковь, а вы на Майдане вообще за мои деньги стоите, вас я кормлю, пою, забочусь о вас». И он их там разогнал. Конечно,   нормальные люди понимают, что не может быть Украины без канонического православия. Поэтому тот же Порошенко говорит, что надо решать вопрос церковного единства, правда, не знает с какой стороны ему зайти. Если говорить о 80%, о которых вы говорите, к сожалению, цифры значительно меньше. Мы сегодня обсуждали этот вопрос. Православным мы считаем того человека, который сам себя считает православным, признает Никео-Царьградский Символ веры, который крещен и приступает к таинствам Церкви. Собственно говоря, мы не можем   крещеных в детстве отлучить от Церкви, объявить их неправославными, даже если они в храме оказались один раз в жизни, когда их туда младенцами принесли крестить. Это вопрос очень серьезный вызов нам, практикующим православие, что нам необходимо работать со своим собственным электоратом. Если люди заявляют о себе, что они православные во время переписи действительно 80% заявили, что они православные - то наше бездействие уже не оправдано. Мы должны заниматься катехизацией этих людей, оглашением их. Как часто нам звонят на студию и говорят: вот, свидетели Иеговы замучили, свидетели Иеговы стоят у метро, ходят по квартирам, и т.д. Да нам давно пора начать такую же активную деятельность, и если мы не будем ее проводить, то грош нам цена. Православные христиане всегда перенимали и стратегию других вер, крестные ходы, я уже как то рассказывал. Откуда начались крестные ходы? Когда Иоанн Златоуст добился, что у раскольников отобрали все храмы -  они стали ходить крестными ходами по улице. И народу это очень нравилось. Идут люди, поют псалмы, тогда же ещё общие были псалмы, и Златоуст обязывал проводить  православные крестные ходы. Иногда приходится перенимать чужие стратегии, потому что они оказываются более эффективными. Мы же не можем сидеть в наших Храмах, как в некоем гетто, некой резервации! И с опасностью, если мы себя будем так вести, потому что иногда гетто кончается крематорием.

В.Носов: Батюшка, и все- таки радиослушатель точно произнес некие слова, и я тоже хотел согласиться, несколько добавить, потому что все -таки задержание произошло.

О.Стеняев: А сколько людей задержали?

В.Носов: Так вот я хотел бы поправить брата, потому что задержали изначально. Немножко отмотаю обратно. Ранним утром в субботу на территории будущего храма завозили брус для строительства. Приехала милиция, т.е. те храмоборцы, которые дежурят в палатке уже, я напомню, что это несанкционированная палатка, которая, я слышал, единственная несанкционированная палатка в России.  Она уже на протяжении 8 месяцев находится в этом парке, они устраивают протест. И вот то, что тут брат говорил про технологию Майдана -  это точно, и это подтвердили те люди, которые приезжали туда, по нашей просьбе тоже, мы просили просто и хорошо. Эти люди вызвали милицию, приехала милиция и разрешила разгрузить все до конца, потом просила пройти в отдел для проверки документов. Таким образом были «задержаны» 25 человек, после чего 8 отпустили, а 17 продержали до вечера и арестовали, выписав всем арест на 48 часов.  Сейчас на данный момент 17 человек остаются в заключении официально до завтрашнего утра. Завтра, они обещали, состоится суд, скорей всего, и мы уже дальнейшее узнаем. Но так же среди задержанных - координаторы движения «Сорок сороков»,  отец 9 детей Андрей Кормухин и также остальные братья.

О.Стеняев: Я думаю, мы помолимся сегодня за наших братьев, согласны мы с их действиями или нет, но молиться мы за них должны. А настоятель предполагаемого храма на Торфянке дал благословение завозить что - то туда?

В.Носов: Этот храм был собран на средства местных жителей. Жертвовали женщины, инвалиды, ветераны, молодежь, воины.  Все мероприятия  сопровождались сбором средств. Из-за которых, кстати, многие  предъявляли   претензии: а где же все деньги, что вы собираете? Так  вот этот храм был куплен на эти деньги. Я как говорил, сегодня ведется информационная война, против общины на Торфянке. Как бы это ни звучало, но это действительно так. Торфянку сейчас знают по всей России. И, к сожалению, устраивают похожие протесты. Уже эти люди координируют в других городах таких же храмоборцев. В силу этого информации о завозке стройматериалов не было нигде. Об этом знали люди, которые должны были разгрузить, но строительства храма никакого не было. Это ложь СМИ, которая поддерживает этот бунт, этот протест храмоборцев.  Вот они написали, что стали строить храм. Нет, просто их положили складировать, что разрешает делать аренда земли, выделенной под храм. 

О.Стеняев: т.е. храм не строят, а стройматериалы завезли?

В.Носов: Да.

О.Стеняев: У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

- Добрый вечер! Вопрос опять же по Торфянке. Такая горячая тема, она сейчас волнует большинство. Вопрос связан с дальнейшим действием, не только с этой ситуацией. Насколько жизнь христианина разделяется с гражданской жизнью? Например, насколько связана сейчас Церковь с нашими противостояниями на Торфянке? Я согласна, дело благое, храм отстаивать нужно, но не видно реакции духовенства. А Викарий, какова его реакция?

О.Стеняев: Насколько мне известно, отец настоятель сейчас устраняется от этих проблем.  Но он не может действовать как частное лицо, он может поддерживать ту или иную ситуацию, если его одобряет викарий или сам святейший Патриарх. Поэтому может быть много самочинного в этой ситуации,  а священноначалие вообще не имеет отношения, к каким -то протестным проявлениям. Но, с другой стороны, рядовой верующий православный человек имеет право на свою точку зрения. А почему человек не может выступить от своего собственного имени или группы людей, почему они не могут выразить своё отношение к ситуации? Я думаю, что и храмоборцы могут высказывать свою точку зрения, православные могут высказывать свою точку зрения, истина рождается в дискуссии. Как сказано: «Надлежит быть разномыслиям, дабы выявились искусные». Вы спрашиваете, как действует православный человек в гражданском обществе? Действительно у нас в стране Церковь отделена от государства. Но проблема в том, что государство никак не отделится от Церкви. Это было и в советские времена, когда был контроль, прессинг по отношению к Церкви, попытки использовать церковный ресурс в политических целях. Это была такая реальность, которая от счастья продолжается. И вот здесь мы все, христиане, должны чаще вспоминать слова из Библии: «Не подавайте повода ищущим повода». Есть люди, которые всегда будут нами недовольны. Строим ли мы храм, или мы строим хоспис, или детский дом, или  приют для брошенных детей -  чтобы мы ни делали, всегда будут люди, которые нами недовольны. Поэтому наша задача, когда мы хотим что- то действительно созидать, а не разрушать – надо  немножко свой революционный пыл уменьшить. Потому что сказано: «Не сообразуйтесь с веком сим». И чаще вспоминать эти слова из Писания: «Не подавайте повода ищущим повода». А что люди не довольны действиями Церкви -  что удивляться, в Писании сказано, сам Христос говорил: «Вам пели грустные песни, вы не плакали. Вам пели веселые песни, вы не смеялись». Мы никогда не угодим людям, которые себя не отожествляют с нами. Которые заявляют открыто, что они никакого к православию отношения не имеют. Как бы мы ни поступали, чтобы мы не строили, даже если мы будем озеленять эти парки, скамьи ставить и т.д.  - они с подозрением отнесутся к такой акции. Ведь на самом деле это противостояние разрушает парк. И кто- то принимает участие, и защитники этого парка в неменьшей степени. А ведь храм, который должен быть там построен, он же не на весь парк распространялся,   а  только лишь  на очень незначительную территорию, какие- то метры предусмотрены.

В.Носов: Изначально, немножко предыстории,  всем преподносилась совершенно дикая ложь. По Гебельсу: чем страшнее ложь, тем больше в нее верят.  Якобы храм займет 6,3 гектара парка, на полном серьезе говорили, что строится монастырь. Вот  здесь построят  храм, здесь дом причта, здесь летний дом для священника, здесь столовую для наркоманов, здесь гостиницу для бомжей. И в это верили, батюшка!

О.Стеняев: А по плану, что было?

В.Носов: По плану участок предполагал собой 0,7 гектара, после чего его сократили до 0,2-х, это 20-ть соток всего на сегодняшний день. И уже долгое время, на протяжении нескольких лет фигурирует только лишь участок в  20 соток. Храм площадью 87 кв. м. И отвечать сестре на вопрос, почему священноначалие молчит, я  бы полностью высказался, что здесь священноначалие не должно вмешиваться. Вот мое мнение.

О.Стеняев: Мы не можем обсуждать действия священноначалия, мы можем с ними только соглашаться. У нас телефонный звонок в студию.

- Здравствуйте! Это Василий, Москва. Если строительство Храма законно, то власть в лице президента, так как он ходит в Церковь и считается православным христианином, должна обеспечить безопасность постройки этих храмов, применяя власть и силу. Если власть не реагирует -  значит, она на чей - то другой стороне.

О.Стеняев: Я не очень понял ваши претензии к президенту. Во- первых, кроме президента есть мэр  города Москвы, кроме мэра  есть префекты. Я не думаю, что эта ситуация должна рассматриваться в таком глобальном масштабе. Здесь, может быть, один какой- то чиновник сидит на каком -  то уровне, и все это он может мутить. А бюрократические проволочки позволяют ему это делать, поэтому нельзя обвинять всю вселенную в происходящем на Торфянке. Действительно, обидно, что люди и парк потеряли, по сути дела, и храм не построили. Как в прекрасном фильме Абуладзе «Покаяние», там есть такой интересный фрагмент. Конец этого фильма,  идет женщина, и она спрашивает одного из героев этого фильма: «А где храм, ведет ли эта дорога к храму?», а тот говорит: «Да нет, нет храма, у нас теперь нет храмов». И эта женщина, пожилая грузинская интеллигентка, известная актриса, говорит: «А зачем дорога, если она не ведет к храму?» прекрасные слова фильма Абуладзе. Действительно, а зачем парк, если там нет храма, часовни? Отдохновение для русского человека -  это помолиться у поклонного креста, зайти в часовенку, помолиться в храме. Вообще русский пейзаж без храма -  это не русский пейзаж. Может быть, эти люди, храмоборцы внутренней эмиграции, они здесь живут, но как бы уже не наши. Если мы посмотрим картины Левитана, других художников -  мы увидим, что храм чаще всего является неотъемлемой частью русского пейзажа. Потому что иначе непонятно. Да, белые березки есть -  а, может быть, это Бавария? Да, вроде цветы, как у нас, а, может быть, это Богемия? Или что - то еще, все, что угодно может быть. Всё –таки, мы живем на этой благословенной земле, наши предки имели принцип: «Без Бога не до порога». И я думаю, что те люди, которые участвуют в каком- то таком процессе и с той, и с другой стороны, не всегда проявляют такт, совершенно необходимый в такой ситуации, потому что это деликатный вопрос. Т.е. надо немножко остановиться. Иногда в противостоянии нужны паузы. В Библии сказано: «Остановитесь на путях ваших, рассмотрите, расспросите». И мне кажется очень важно, когда в каком -то запале люди действуют с той и с другой стороны, должна возникнуть какая- то пауза. И если это произойдет, то может быть согласие в обществе будет найдено. Дезинформация может быть и с той, и с другой стороны, но в любом случаи надо понять, что где люди -  там человеческие факты, а где человеческие факты  - там грехи, там какие- то проблемы. Но мы, православные, не имеем права, для нас это непростительная роскошь свои эмоции вносить в какую - то ситуацию, где мы хотим осуществлять домостроительство, спасение народа Божьего. Потому что здесь ложка дёгтя испортит бочку мёда. Поэтому мы не можем решать насущный церковный вопрос нецерковными методами. Как и Златоуст настаивает на том, что те, которые проявляют агрессию, показывают нехристианское поведение. Но в любом случае любой человек имеет право на выражение своей точки зрения, и закрывать рот у человека, лишать его права высказаться по тому или иному вопросу  было бы неправильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
16 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+