Перейти к основному содержанию

20:02 15.10.2019

Почему христиане разных поколений пребывают в недопонимании? У микрофона протоиерей Олег Стеняев, в студии Илья Сергеев, выпускающий редактор радио «Радонеж».

15.11.2013 07:43:36

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс. Сегодняшнюю передачу вместе со мной ведет Илья Евгеньевич Сергеев, выпускающий редактор радио «Радонеж». Мы хотим обсудить тему непонимания между неофитами и православными, которые уже состоялись и достаточно давно в традиции. А также проблемы отцов и детей на приходе, потому что эта тема волнует очень многих. И мне бы хотелось, чтобы начали со следующего вопроса: почему христиане разных поколений пребывают в недопонимании? Между ними возникают сложности. С чем это может быть связано?

 -Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Я думаю, что это бывает не только с христианами, но со всеми людьми. Старшее поколение растет в другие времена. У них другие ценности. Младшие приходят позже. Ну, и, конечно, сам опыт христианства разный у человека, который только пришел в церковь и человека, который уже долгое время является христианином. -Мне кажется, что зачастую люди зрелые хотят в младших увидеть то, что не получилось в их молодости. Может быть, проблема заключается в этом? Потому что многие христиане, когда они оборачиваются назад, в свою прошлую жизнь: юность, молодость, они что-то передергивают от страха, что это было не совсем правильно. И, может быть, то, что старшее поколение предъявляет претензии младшим, связано с желанием, чтобы они не повторяли наши ошибки.

 -Да, бывает такое, а бывает просто обычное человеческое властолюбие. Человек хочет, чтобы все было по его. Я так хочу- и ты сделай. Бывает, что мое представление о Христе таково, что оно совершенно отличается от представления о Христе другого человека. Но поскольку я старше, я авторитетнее- я хочу, чтобы ты сделал так, как я сказал.

 -Но сейчас можно наблюдать пренебрежительное отношение молодых христиан к христианам старшего поколения. Они считают, что старшее поколение не было обучено, они не имели подходящей литературы, доступа к Библии, к святым отцам. А вот мы, молодые, которые учатся в церковных учебных заведениях, мы знаем намного больше. И наверняка, когда они приходят домой, раскладывают свои учебники и спрашивают о чем-то своих родителей -те не знают, что им ответить. Может, сейчас ситуация поменялась. Молодые менторским тоном начинают говорить родителям: вот вы не знаете, а мы знаем.

 -Я, честно говоря, такого никогда не слышал и не наблюдал. Может быть, один раз я видел, как молодой священник говорит прихожанке, бабушке лет семидесяти: ты. Вот это я слышал. Но чтобы открыто говорилось старшему поколению, что они ничего не знают, ничего не умеют- я лично такого не видел и не слышал Но вам виднее, потому что вы больше общаетесь и с теми, и с другими.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер отец Олег.

 -Добрый вечер.

 -Вас беспокоит ваш тезка тоже Олег. Благословите.

 -Господь благословит.

 -Вот у меня такой вопрос. Где в Ветхом Завете сказано: жена да убоится мужа?

 -Об этом сказано в Новом Завете: жена да убоится мужа. Но в тоже время в Новом Завете говорится, что мужья должны обращаться со своими женами как с немощнейшими сосудами. Дословный перевод: « как с сосудами из очень тонкого стекла». В те времена, когда писался Новый Завет, стекло являлось большой редкостью. И когда делался сосуд из тонкого стекла, с ним бережно обращались. Иными словами, в Писании Нового Завета говорится: «жена да убоится мужа»- с одной стороны, а с другой стороны призывают, чтобы мы носили своих жен на руках так трепетно, как сосуд из тонкого стекла. Но давайте вернемся к нашему вопросу. Очень часто бывает так, что старшее поколение говорит: вот мы, когда были молодыми, мы были другими. Как вы это объясняете?

 -Ну, мы действительно были другими.

 -А с чем это связано?

 -Сложный вопрос. Есть у каждого времени свои определенные качества. И, безусловно, человек, который жил в Советском Союзе -он по определению другой, нежели человек, который родился в перестройку или уже после перестройки. Конечно, они были другими.

 -Я вот помню свою первую учительницу, которая преподавала в школе, в первом классе. Это было в городе Орехово-Зуево школа № 20. ЕЕ звали Таисия Ефимовна. Так вот, она была, как бы сейчас сказали, старорежимная. То –есть, свое образование она получила до революции. Мне кажется то, что мы называем преимуществом советского образования, это связано, собственно, говоря, не с этой совдепией, а с тем, что тогда еще были живы люди, которые были с имперским образованием, имперским сознанием. С имперским пониманием долга, чести , достоинства. И те из нас, которые их застали, этих людей, они стали таким мостком между имперской Россией и постсоветским пространством, когда уже образование стало не таким. И память о долге девальвировалась.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер отец Олег.

 -Добрый вечер.

 -У меня такой вопрос. Вот в Библии известны случаи покаяния разбойника, блудницы. А вот случая покаяния содомитов нет. Вам известны случаи таких покаяний? И еще по этому вопросу. Вот их склонность якобы от рекламы, это их миф. И хромосомный набор у них не такой. Меня молодые спрашивают, а я не знаю, что по этому поводу ответить.

 -Пожалуйста. Открываем первое послание Коринфянам 6 глава, 9 стих: или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. Далее читаем 11 стих: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

 Очень наивно было бы предполагать-а ведь в античном мире это грех был распространен- что среди обращенных не было таких людей. Поэтому апостол пишет: такими были некоторые из нас, но оправдались, омылись, но освятились именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Собственно говоря, непрощеный грех, грех, который Бог не прощает- это нераскаянный грех. А в каком случае человек не раскаивается в своем грехе? Когда он сомневается в божьем милосердии. Вот поэтому хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем. Почему? А потому что Дух Святой -это дух любви. Сказано: любовь божия вселилась в сердца наши Духом Святым. И в этом смысле хула на Духа Святаго -это неверие в божье милосердие. И если по отношению к любой группе людей мы скажем: верите в милосердие или нет- все равно погибнете, будете в аду гореть, то мы их ввергнем в состояние хулы на Духа Святаго, если они доверятся этому нашему умозаключению.

 Но реально мы видим в Евангелии следующие слова Христа: первые в царство божие идут блудницы, мытари, грешники. Почему? Потому что эти люди не испытывали никаких иллюзий относительно самих себя. А что касается тех лиц, которые действительно могли оказаться в аду- это те, которые уверовали в свою праведность. Это как раз книжники, фарисеи. То, что называется религиозное ханжество. Когда человек противопоставляет свою выдуманную праведность чьей-то неправедности. Я думаю, если человек будет находиться в аду за то, что он прелюбодействовал с соседкой, его вряд ли будет в пламени адском охлаждать мысль, что все-таки он не был таким, как сосед сверху, который спал с мужиками. Он будет с ним рядом тоже находиться в этом пламени.

 Любой грех опасен. Собственно говоря, когда мы пытаемся делать градацию между грехами, есть некая опасность. Мы будем говорить, что есть дозволенный грех, и есть недозволенный грех. А Писание учит нас другому. Там сказано: виновен в одном- виновен во всем. Ибо Тот, Кто сказал: не убий, Он же сказал: и не прелюбодействуй. Я сейчас работаю над посланием к Римлянам. Это следующая книга. Если буду жив, и если Господь дозволит, я ее напишу. И я исследую проблему, связанную с содомитами, и я обращаю внимание на то, я нашел подтверждение и у святых отцов, что в основном это грех тех отцов, которые бросили своих детей, сыновей, бросили своих жен и ушли. Когда мальчик воспитывается без отца. Потому что здесь волевая мамаша рядом. У него происходит дезориентация. Как раз в неполных семьях возникают такие уродливые явления, мутации греха. Поэтому когда мы говорим о любом грехе, надо понять, что генезис происхождения этого греха и ответственность за любой грех, несут не только носители греха, но и те, которые его спровоцировали.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег. Хотел бы задать вопрос.

 -Добрый вечер. Пожалуйста.

 -Заповеди, которые были даны Моисею на горе. Какой их круг применения? То- есть, что я имею ввиду? Например, заповедь не убий. Она относится к отношению еврея и не еврея? Или она так же распространяется на отношения еврея и язычника? Заповедь: не укради. Она для внутриеврейского была употребления? Или еврей мог украсть у язычника? Вот я помню книгу Иисуса Сирахова, историю с обетованной землей, которую покоряли евреи. Они выкашивали все население язычников.

 -А вы знаете, здесь ситуация такая. Во-первых, в еврейские времена не было понятия нации. Не было понятия «еврей» как нация. Еврей -это понималось: религиозная группа. Как вот сейчас говорят: есть христиане. Но мы же понимаем, что христианство- это не нация. Это люди из разных национальных групп. Первый еврей был Авраам, он был житель вполне языческого города. Хотя он был потомок Сима. Но он не был евреем до того момента пока он не перешел Евфрат. Слово «еврей» означает: перешедший Евфрат. То- есть, с другого берега Евфрата. Что это значит? Это значит, что Авраам услышал голос божий, который ему сказал: иди себе, или иди к себе, или иди и познай себя. И он оставляет языческий мир и переходит на другой берег Евфрата. В то время границами государств были какие-то естественные границы: реки, горные хребты. И когда он оказался по другую сторону Евфрата, он поверил в единого Бога: Господь един. А весь другой мир по другую сторону Евфрата. Там все язычники. И вот к нему стали присоединяться другие люди. И автоматически тоже становились евреями. То- есть те, которые ушли из Месопотамии. Те, которые пережили свое переселение. И понятие нации возникает уже связанное со средневековьем. Но в Библии мы не видим наций в теперешнем средневековом понимании этого слова.

 Потому если анализировать Божьи законы, то в тех случаях, когда Бог давал указания, что надо умерщвлять какие-то группы людей, здесь надо понять, что Бог не сразу давал такие указания. Давайте вспомним, что когда Авраам пришел в Ханаан, то Бог не отдал ему эту землю. Бог сказал: Я тебе уже ее отдал. А почему? Там дается объяснение. Мера беззакония жителей Ханаана еще не была переполнена. То- есть Бог не может сразу наказать людей, согнать их с их земли. Они еще не настолько были грешны, чтобы это сделать. А с другой стороны православные святые отцы говорят, еврейская нация еще не выросла до такого состояния, чтобы наследовать эту землю. Авраам свободно там перемещался. Он Божий пророк был, праведник. А когда народ еврейский, как религиозная община, созрел до этого уровня, и мог войти в эту землю. А жители Ханаана оказались в такой деградации, что их уже надо было сгонять с этой земли, вот тогда божественное правосудие, божественное милосердие- они уравновесились: милость для одних, наказание для других.

 И мы знаем, что Бог действует очень строго по отношению, прежде всего, к своим. Мы знаем, что был Первый Рим, был Второй Рим-Константинополь. Мы знаем, как пал Второй Рим. Мы знаем, как пал Первый Рим, латинский христианский мир. И мы знаем, что пережил Третий Рим, когда была эта ужасная кровавая революция. И здесь надо понять, что заповеди Божии даются для всего рода человеческого. Это сионистский миф, что закон Божий дается только представителям еврейской национальности. Потому что в то время, когда закон давался, не было понятия нации, а было понятие «религиозные общины». То- есть общины людей, которые поверили в Бога Авраама, Исаака и Иакова.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, батюшка. Вот я профессионально занимаюсь бездомными, и я хотел сказать, что есть такие места, где бездомные люди, то -есть бомжи скапливаются. И туда приезжает православная служба помощи бездомным со священником. Батюшки их исповедуют, даже говорят, что они могут прийти в храм, причаститься после исповеди. Там православные братья и сестры кормят, дают одежду медикаменты. Потом через два часа на это же место приезжают баптисты и начинают тоже кормить, давать свою литературу. Они поют песни. И те же самые бездомные туда идут. Потом харизматы приезжают так же, потом даже кришнаиты. И все эти люди получают помощь от 4-5 организаций. Получается…

 -Неплохо они кушают, я понимаю.

 -Получается, что эти люди согрешают как православные? Или из-за того, что они такую тяжелую жизнь ведут без дома, им как-то простится этот грех?

 -Я думаю, что в этой ситуации нам надо соревноваться с представителями других религиозных групп милосердия в праведности благочестия по отношению к этим людям. А разногласия надо решать сообща. Братья и сестры. Пришла печальная новость. Скончался Алексей Алексеевич Сенин. Главный редактор Русского вестника. В течение многих лет он издавал «Русский вестник», который читала вся страна. Алексей Алексеевич Сенин был патриот своей       страны. Талантливый журналист, православный христианин. Эта весть пришла совершенно неожиданно. Нам ее в студию прислал Никифоров, руководитель радиостанции «Радонеж». И конечно для всех нас это скорбь. Многие знали Алексея Алексеевича Сенина, его деятельность. Пусть Господь в селениях праведных упокоит новопреставленного раба божьего Алексея

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер отец Олег. Владимир Москва. Спасибо вам огромное за ваши проповеди, беседы и ответы во славу божию. Отец Олег, подскажите, пожалуйста, вот о памяти я хочу поговорить. Я исповедовал грехи. И смертные в том числе. И я верю, что Иисус Христос мне все простил, но память о них остается. Подскажите, что такое память смертная?

 -Спаси Христос. И вы знаете, ваш вопрос совпадает с запиской, которую мы получили ранее. Валентина, ей 86 лет. Она пишет, что она делала аборты, исповедовала 10 лет назад. Простит ли ее Господь? Да. Мы православные христиане верим в то, что в таинстве исповеди с человека снимаются его грехи. Он снимаются не силой благочестия того или иного человека, но в силу того поручения, которое Христос дал своим ученикам. Евангелие от Иоанна 20 глава с 21 стиха и ниже: 21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

 Христос сам прощал грехи. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Но когда Он сталкивался с непониманием иудеев, которые говорили: кто может прощать грехи, кроме Бога? Он говорил: Отец послал меня прощать грехи. И покидая эту планету перед Своим Вознесением, Он эту уникальную власть оставляет на земле. Он говорит своим ученикам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И в евангелии от Матфея 16 глава 18-19 стих мы находим такие слова. Они были сказаны Иисусом Христом в Кесарии Филипповой: и Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.; И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

 То- есть, еще апостолу Петру было дано это поручение: прощать грехи. Но не надо думать, что только один Петр имел эту власть. Открываем Евангелие от Матфея 12 глава, 18 стих. Здесь мы видим, что Христос дает эту власть уже всем ученикам апостолам:

18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас…

 И когда мы читаем первое и второе послание Коринфянам первоверховного апостола Павла, мы видим, что он, уже апостол второго поколения, имел власть прощать грехи и так же имел власть связывать человека. То -есть предавать его в изнеможение сатане. В первом послании Коринфянам он ведет речь о некоем блуднике, который был в христианской общине. И он упрекает коринфских христиан, что у них есть такое блудодеяние, которого нет даже в миру, потому что некто вместо жены имеет жену отца своего. То –есть, он жил со своей мачехой. И заочно он отлучает его от общения. Это в первом послании Коринфянам. А во втором послании Коринфянам, он его прощает. Павел пишет: довольно уже для него наказания, и если я его прощаю от имени Иисуса Христа, то и вы его прощайте от имени Иисуса Христа.

 То- есть церковь имеет уникальную власть прощать грехи. И мы это делаем, пресвитеры и епископы церкви, не силой своего благочестия, а именно в силу того поручения, которое нам дал Господь. Это служение исповеди или служение примирения- оно очень важное служение. Потому что человек не знает, простил Бог ему грехи или нет? Придется ему отвечать за какой-то грех или нет? Такая неуверенность ввергает душу и сознание человека в ад. Но когда священник от лица Господа Иисуса Христа прощает и разрешает, я думаю, что каждый, кто переживал церковную исповедь, он ощущал эту особую радость, особый подъем.

 Илья Евгеньевич, хочется вернуться к этой теме, с которой мы начали. Иногда поведение молодых людей в церкви вызывает озабоченность со стороны старших поколений православных христиан, когда им кажется, что молодые люди ведут себя слишком эпатажно. Именно пропагандируют свою веру, когда они используют приемы такие, которые, действительно, можно отнести к пропаганде, к маркетингу. Что вы могли бы об этом сказать? Что бы вы хотели бы посоветовать таким ревнителям из числа молодых?

 -Отец Олег, это, наверное, все-таки вы должны советовать как священник. Я могу сказать, что, безусловно, каждый человек в церковь приносит свое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. И, конечно, бывает ревность не по разуму. Мы видим, к сожалению, что бывают не только радикальные исламисты, но и радикальные православные, которые используют недопустимые вещи для вроде бы хороших дел. Для того, чтобы нести веру христову, учить добру. И это добро пропагандировать. Но, к сожалению, эта ревность не по разуму приводит к обратным результатам. Хотя я думаю, что они находят и среди отцов оправдание своим действиям. Часто приводится случай, когда Николай Угодник дал пощечину Арию и цитата Златоуста, что можно освятить десницу…Думаю, что они содержат эти слова в уме, когда творят какие-то такие странные вещи.

 -Мне представляется, что святые отцы, когда они прибегали к каким-то радикальным средствам- это было проявление любви. Я думаю, что святитель Николай просто испытал ужас по поводу Ария, который начал богохульствовать. И не зная, как его остановить- человек просто погружался в преисподнюю, когда изрыгал эти богохульства-он просто ударил его. Как если бы ребенок тянул руку к электричеству, и его могло ударить сильным разрядом тока, родитель отшвырнет ребенка. И вот действия отцов иногда внешне могли выглядеть как такое слишком спонтанные, экспрессивные, но это связано с любовью. Потому что когда мы читаем первое послание Коринфянам, 13 глава, там сказано: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто. 3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. То- есть если ты не имеешь веры и любви, то какой толк от твоей догматической начитанности?

 Здесь важно понять мотивацию. Почему человек ведет себя экспрессивно? Ведь Бог прежде всего судит наши намерения. Какие у нас намерения. А когда меня приглашают на какие-то мероприятия, я говорю, что я пойду только в том случае, если мне разрешат рассказать вот этим людям, которые протестуют, что они должны сделать, чтобы измениться. А просто идти и позорить людей, или поливать грязью- это не по- христиански. Потому что святые отцы нам заповедовали не подходить к человеку, если ты, видя его какие-то недостатки, не можешь ему предложить какой-то выход из этой ситуации. А ведь зачастую молодые люди ведут себя очень странно. Мне рассказали недавно случай: конгресс молодежи заграницей. Там один молодой человек из числа московских миссионеров, просто подсаживался к разным людям и поливал московских священников грязью как мог. Причем самым бесстыдным образом. Во всех этих случаях он ни разу не созванивался с этими священниками. Не высказал озабоченности по поводу тех обвинений, которые он предъявляет в их адрес.

 Я не думаю, что эти люди получили нормальное образование. Я удивляюсь на эту систему образования, когда штампуют хамитов, которые могут позволить себе накричать на митрополита, обозвать священника последними словами. Может это уже не православие? Может, это какая-то анархия? Какое-то эпатажное христианство? То, что никак не вкладывается в понятие любви. Ведь если я знаю, что у человека есть какие-то проблемы, а в Евангелии сказано: приди и обличи один на один. Если не послушается, то двое-трое придите и обличите. Если не послушается- тогда перед церковью обличите. То есть несколько этапов. Христос ставил такие фильтры, чтобы наша злоба не просочилась, не обрушилась мощным потоком на того человека, которому мы хотим что-то высказать. И вот дерзость многих лидеров современной молодежи просто поражает! А потом они заявляют, что они будут обучать старшее поколение.

 Программа раскручивается, что будут всех бабушек со свечных ящиков собирать, всех продавцов церковных. И те люди, которые сами не умеют общаться, они не по- христиански себя ведут: лают на других людей, поносят, позорят других людей. И они будут обучать наших верующих людей со стажем, как правильно общаться с людьми, которые пришли в храм! Те, которые с ненавистью говорят о священнослужителях, которые позволяют себе выпады какие-то по поводу старших поколений и при этом еще декларируют какую-то любовь. Они все время говорят о какой-то любви. В свое время Николай Сербский говорил: у нас в Греции очень много иеромонахов, которые говорят о любви. Целые монастыри говорят о любви. А к православию эти иеромонахи никакого отношения не имеют. Эти люди начитались протестантских брошюрок и не знают, что любовь -это исполнение божьего закона и стремление помочь человеку. Не навредить ему

 -Мне кажется, что неофиты сами по себе являются некой болезнью, болезнью роста. Неофит- он как ребенок, порой не ведает что творит. Хотя уверен в правоте своих действий. Мы это видим на маленьких детях, которые бесстрашно все делают. И думают, что они умней своих родителей. Поэтому я думаю, что это пройдет. Хотелось бы в это верить. Когда пройдет лет десять, и человек осознает, как сложно быть христианином, как сложно любить других. Любовь должна быть мотивом для любого действия человека- христианина.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, батюшка. Вот у меня мама умерла. И люди, которые занимаются похоронами, говоря, что перед церковью, когда я захочу на маму надеть золотой крестик с цепочкой, в котором она умерла от рака, они говорят, что я цепочку должен отсоединить и крестик повесить на обычную веревочку. И вот этот золотой крестик на обычной веревочке надеть на маму, и в нем ее внести в церковь и там отпевать. Потому что священник возмутится, если на ней будет золотой крестик на золотой цепочке.

 -А вы думаете, что священник будет рассматривать, какой на вашей маме крестик и какая цепочка? Расстегивать кофточку на умершей? Я не думаю, что такое вообще возможно. Нательный крестик на мертвом человеке- это не украшение. Он именно нательный. Потому что он на теле находится. И он скрыт одеждой. Я думаю, что здесь какая-то странная перестраховка. Тем более, что нет такого канона, правила, что на веревочке там или на золотой цепочке. Просто если возмущаются иногда священники против золотых крестов, то это только в том смысле, когда эти кресты носят как украшение на показ. Но я не думаю, что вы будете на маму крест класть напоказ, как украшение. Он будет именно нательный на ее груди, и ничего страшного здесь не может быть.

 И еще мне хотелось порассуждать на такую тему. Если мы говорим о молодости, то у нас есть Священное Писание. И когда мы читаем Библию, то мы видим из Библии. В Библии очень много говорится о том, что детство- это светлый период в жизни человека. Будьте как дети, и так далее. Но когда в Священном Писании говорится о юности, о молодости, то ничего хорошего не говорится. Например, в книге Иова. Иов восклицает: «Грехами юности моей напоены кости мои, и вместе со мной хотят лечь в могилу». В псалмах Давида: «От юности моея мнози борят мя страсти». И во всех случаях, когда писание упоминает о юности и о молодости, всегда говорится в некотором негативном смысле. Единственный текст, который я нашел, где хорошо говорится о юности, это утешение юному епископу Тимофею. Когда апостол Павел, понимая его состояние, говорит: никто не пренебрегает юностью твоею. Это как бы утешение для него.

 И с другой стороны я не нашел ни одного православного христианина, который был бы доволен своей молодостью. Вот, давайте порассуждаем. Мы плохо относимся к своей молодости.

 -Я думаю, что это потому что мы наделали слишком много глупостей, как люди, не имеющие опыта, плохо отличающие в разных писаниях правую руку от левой. Мы сделали много ошибок, нехороших вещей, за которые нам стыдно.

 -Феофан Затворник пишет, что в нравственном и в религиозном смысле молодость -это невменяемый период жизни. Перед этой передачей вы привели мне интересную мысль отца Александра Шмемана. Можно озвучить ее?

 -Конечно. Отец Александр пишет о том, что ему очень часто было стыдно за то, что он делал в юности. И вот то, что он уже наблюдал на Западе, некий такой культ юности, он его удивлял. Почему там так превозносят юность? Потому что это очень непростой период, когда люди делают много плохого, за что потом стыдно в зрелом возрасте.

 -Мне кажется, что в традиционном православии есть культ старости. Умиротворенного периода в жизни человека. Например, интересная такая информация. В свое время я заинтересовался, почему очень великие духовные личности рождались от пожилых родителей? Я очень долго не мог найти комментариев по этому поводу. А потом нашел у блаженного Феофилакта. Он пишет, что да, действительно и Божья Матерь, и Иоанн Креститель, и Исаак, Иаков рождались от пожилых родителей. А это великое Божье благословение. Потому что если они рождались от пожилых родителей, этим детям не передавалась страстность молодости, страстность юности. И с другой стороны- они являлись плодом многолетних и многолетних молитв. Потому что в ветхозаветные времена считалось поношением бесчадие, когда в семье нет ребенка. И с одной стороны, эти дети вымаливались в течение многих и многих десятилетий. А с другой стороны, зачатые в старости своих родителей, они были бесстрастны. Юность не наносила некий удар рикошетом по их сознанию.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка, раба Божия Ольга. Вы знаете, в свое время вы давали дважды как минимум разъяснения о том, какую еду можно есть православному человеку. Например, в частности упоминались халяльные продукты. В последнее время у нас в Москве много появилось парикмахерских, где работают мусульмане. У меня в связи с этим вопрос такой: с точки православной, правильно ли православным людям стричься у мусульман? Потому что, насколько я понимаю, в Святом Писании немало, и вообще у нас немало вопросов уделяется волосам. У нас первые волосики ребенка хранят в домах. У нас постриги в монахи, когда волосы стригут. У нас при крещении стригут волосы. Так что вопрос мой такой: все-таки помимо того, что у каждого есть выбор личный, что рекомендует все-таки церковь?

 -Вы знаете, многие православные активисты, общественные деятели пробивали закон об оскорблении религиозных чувств. И вот когда этот закон они протащили- оказалось, что этот закон как раз запрещает нам, православным, давать оценку мусульманским парикмахерским. Или там иудейским баням, или чему-то еще. Если я в эфире что-нибудь позволю себе, то те же мусульмане, те же иудеи будут использовать закон, который эти наши герои -активисты из числа православной молодежи проталкивали как могли. А оказался закон против нас, прежде всего. Отец Андрей Кураев обратил на это внимание, что этот закон будет защищать интересы религиозных меньшинств. Которые, возможно на каком-то этапе превратятся в некое большинство, объединенное против нас.

 Поэтому здесь, друзья, мы должны оберегать нашу радиостанцию. Мы не должны задавать вопросы, которые могут иметь политическое истолкование и оказаться каким-то материалом для судебного разбирательства. Это нелепо и глупо задавать такие вопросы. Хотя я понимаю вас с религиозной точки зрения, действительно, я бы не каждому парикмахеру доверил бы стричь своего ребенка, тем более свою голову подставлять непонятно кому. Но эфир -это все-таки возможность общаться не только с православными , но и с другими людьми. Иногда задают вопросы люди из других религий. Дозваниваются до нас, и я, как могу, отвечаю на телефонный вопрос. Поэтому мы должны оберегать этот эфир. Потому что это очень живой эфир. Это эфир, который сохраняется на протяжении многих лет и многим людям приносит утешение. Я вижу наших радиоприхожан, как я их называю. Это очень важно, когда мы имеем вот эту площадку, радио площадку, на которой можем общаться.

 Но, с другой стороны, мы и священников своих тоже должны беречь. Иногда к священнику подходят с таким вопросом, что если он ответит так, как он думает, на него не только в суд подадут, его могут даже под запрет отправить на какое-то время за слишком радикальную позицию. Мы должны беречь своих пастырей, мы должны беречь наши информационные службы. Поэтому в эти сложные времена вести себя именно с учетом всего того, что я сказал. И текст из библии: не подавайте повода ищущим повод.

 

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте батюшка Олег.

 -Здравствуйте.

 -Извините, пожалуйста, я немного с вами не согласен вот в каком вопросе. Дело в том, что я, например, вырос в неполной семье. Мои родители развелись, когда я был маленький. И, тем не менее, никаких гомосексуальных наклонностей у меня нет и никогда не было. И у меня есть друзья, которые вообще даже не общались со своими отцами. Тем не менее, они нормальные здоровые люди.

 -Ну, слава Господу!

 -Я думаю, что причина распространения этого нехорошего явления кроется в другом.

 -Есть несколько объяснений. И библейское объяснение такое: И как они не заботились иметь Бога в разуме и поклонялись и служили твари вместо Творца, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства..." так что они заменили естественное стремление женского пола на противоестественное стремление мужского пола. Что значит: они не заботились иметь Бога в разуме? Апостол Павел пишет: "И так как они, познавши Бога, не прославили Его как Бога, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное сердце их, они заменили славу Божью на славу человеческую", Им нет извинения. Почему? Все знают, что если есть Бог, то есть и законы божии. А законы Бога будут соответствовать естественной жизни, а не противоестественной.

 Мне очень понравилось, как наш президент Путин на Валдае сказал: да западная цивилизация, она уже производить себя не может. Она зашла в такой нравственный тупик, что они уже производить себя не могут. Вот они туда и завозят мусульман, еще кого-то. Потому что это умирающая цивилизация. Вообще западная цивилизация с определенного момента, когда произошло окончательно отторжение от православия, превратилась в суицидальную цивилизацию. Это вымирающий мир. И те наши либералы, которые как бы за образец берут этот умирающий западный мир, который не может себя даже воспроизводить…Это не выход, это тупик. Если мы пойдем этим путем, то куда мы придем? Мы придем к тому, к чему пришла Западная Европа. Где с молотка продают католические и лютеранские храмы. И мусульмане покупают и делают там мечети. И там просто делают ночные клубы в тех местах, где когда-то совершалась молитва.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер отец Олег. Это Наталья. Благословите

 -Господь благословит.

 - Сегодня, когда я возвращалась, все время в наушниках и в мониторе по волнам такая тема обсуждается. 62 года нашей знаменитой певице. Один у нее гомосексуальный муж, у него двое детей от суррогатной матери. И вот сейчас двое детей от Галкина, который тоже является таковым же. Я вышла в эфир. И там мнение собирали. Стоило только мне сказать с точки зрения православия, что это вообще? Зачем тиражировать то, что против всех законов божьих? Они сказали мне, что вот вы в эфире, как же можно? Собираются умышленно только положительные мнения. В итоге выложили весь список, начиная с Леонтьева- и кончая…их оказывается, целая обойма. И они все уже при детях от суррогатных матерей. И там был адвокат у них, и все говорили, что целые фирмы работают. И женщины все рассматриваются. Надо как-то эту тему брать в разработку, потому что это кошмар и ужас. Я сказала в эфире, что одни на нищету сваливают и детей рвут на куски и выбрасывают в ведра абортами, а другие оттого что им некуда деньги девать, надо кому-то оставлять после своих фонограмм. И вот это все вываливается на головы бедным людям. И только одна я сказала против, все остальные просто кланялись в ножки этой паре. Он ей во внуки годится. И все это смаковалось в течение часа. И матери чрево свое отдают. Ну что это за кошмар?

 -Ну, наш час подходит к концу. Мы не будем смаковать эту ситуацию. У апостола Павла есть такое высказывание, что есть такие темы, которые даже не должны именоваться между христианами. На которые нам, может быть, и не стоит тратить слишком много времени. Потому что проповедь православия- это проповедь положительного учения церкви. А если мы хотим изучать Закон Божий- каждое воскресенье с 7 до 8 мы изучаем Закон Божий. И если будем живы, и Господь позволит, то в следующее воскресенье с 7 до 8 вечера на радио «Радонеж» у нас будет изучение заповеди: не прелюбодействуй. И мы коснемся всех моментов, связанных с этой заповедью. Какую ограду надо поставить вокруг нее, какие трудности существуют в деле исполнения этой заповеди. И что вообще значит словосочетание: не прелюбодействуй.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег. Раба божия Ольга. Я вот хотела спросить вас: у меня мама некрещеная. Я хотела спросить, могу ли я как-то за нее молебен подавать? И вообще ,как молиться?

 -Родство обязывает молиться за любых родственников. Читайте псалтырь. Псалтырь, это книга ветхозаветная. А люди, которые не принадлежат к нашей вере, они остались как бы за порогом ветхого завета, еще не переступили этот порог. И покаянные псалмы царя Давида пусть станут благословением для этих людей. Может, это подвигнет их принять веру.

 И вот у меня еще такая мысль. Мне кажется, очень важно нам во время передач поднимать молодежные темы. Я вот внимательно вслушиваюсь в голоса наших радиоприхожан, и я отмечаю, что в последнее время много молодых людей звонят. То есть они включаются в процесс обсуждения тем, порой очень острых. И вы как выпускающий редактор могли бы сориентировать нас. Приходит же какая-то почта на радио Радонеж, и большая почта, я думаю. Какие темы наиболее волнуют молодых людей?

 -Ну, такие же, как и всех остальных. Взаимоотношения друг с другом, с людьми. Очень часто темы, на которые я бы даже не стал обращать особого внимания. Это: что есть? Как есть? Действительно, такие вещи скорее ветхозаветные, чем христианские. Очень много внимания люди обращают на какие-то мелочи. Можно рыбу в среду или нельзя? Ну, и так далее.

 Но возвращаясь к нашей теме, я хотел слово сказать в защиту молодежи уже под занавес. Мы очень часто видим пожилых людей, которые действительно являются рабами страстей. И это очень грустно наблюдать, когда человек старый по летам, он в общем-то, к сожалению, молод умом. Поскольку все мы будем когда-то стариками, видимо надо стараться в молодости быть нормальным человеком. И тогда уже все будет хорошо в старости. Но ни молодость сама по себе не является чем-то ужасным, ни старость чем-то априори хорошим. Видимо, человек сам по себе может быть в молодости прекрасным и мудрым, а в старости дураком, и в общем-то, очень плохим человеком.

 -Вы знаете, в Писании есть прекрасные слова: наставь юношу в начале пути его- и он не уклонится от него в старости. Я думаю, что проблемы старости связаны с проблемами нашей молодости. Не было тех людей, которые могли нас тогда наставить, научить, подсказать, указать на наши какие-то ошибки.

 -Или мы сами не хотели с собой бороться.

 -Или действительно человек не понимал что есть необходимость бороться со своими грехами. Но в любом случае эти слова: наставь юношу в начале пути его- и он не уклонится от него в старости, это рецепт того, как сделать свою старость доброй. Есть такое понятие «добрая старость».

-Старость- это прежде всего мудрость. А мудрость проистекает от страха божьего. И вот есть такое понятие: «добрая старость». Про Авраама сказано, что он умер в доброй старости. В возрасте 175 лет. И что интересно, в еврейском народе продолжаются споры. Говорят, что он должен был жить до 180, больше -до 200 лет. А почему же он умер в 175 лет? А потому что это был рубеж. Когда он умирает- его двум внукам, Исаву и Иакову, было по 15 лет. И по преданию именно в этот момент путь Исава исказился. И если бы Авраам умер, видя что его внук не пошел путем веры, это была бы плохая старость. А он умирает в доброй старости. Это значит, что при его жизни Исав еще сохранял верность Богу и вместе с Иаковом был благословением для этого старца. Добрая старость - это когда с нами юность, посвятившая себя Христу. Наши дети, наши внуки и наши правнуки. И к такой доброй старости мы должны стремиться. А счастливая юность - это когда с ранних лет мы посвящаем себя Богу. И хотя это самый трудный период в жизни человека, но если мы, уповая на Господа, совершаем течение веры, то Бог поддержит. Много есть примеров из литературы, особенно в книге пророка Даниила, когда юные люди проявляли такую высоту веры, которая была совершенно недостижима для многих старцев. Я благодарю, что вы поучаствовали со мной в этой передаче. Для меня это большая честь.

 Наша передача подошла к концу. И как всегда я спрашиваю ваших молитв за то служение словом и евхаристии, которое я совершаю. Спаси вас всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+