14.02.2018 08:03:29
Протоиерей Александр Абрамов
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/01/31/21-00.html
Добрый вечер, дорогие друзья! В прямом эфире «Радонежа» протоиерей Александр Абрамов, настоятель московского храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. В ближайший час буду отвечать на ваши вопросы.
Начну с Евангелия завтрашнего дня, которое хотел бы обсудить. Будет читаться апостол Марк. Итак, вот текст:
(от Марка 13-14)
«31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35 Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе».
И вот, мы с вами накануне Великопостных дней. Время Великого поста стремительно приближается, и Пасха у нас очень ранняя, эти слова Спасителя способны стать путеводителем, как нам провести Великий пост. Что-то очень важное приоткрыть в наших усилиях. Итак, говорит Христос, смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. И еще раз говорит: бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Итак, бодрствуйте, не опасайтесь, не будьте тревожны, но бодритесь, будьте в состоянии готовности. Вот этот наш глагол «бодрствовать» значит быть в состоянии готовности. Не в напряженном ожидании того, что придет день или час, когда небо и земля прейдут, потому что об этом дне или часе никто не знает: ни ангелы, ни бесы, ни Сын даже, но только Отец – Сам Христос об этом свидетельствует. Это деятельная готовность. Нельзя сидеть на камне и ожидать второго пришествия, прекращения существования неба и земли. Нельзя паниковать, нельзя опасаться, надо говорить - бодрствуйте. Не случайно и Апостол нас научает быть готовыми дать ответ со всякой кротостью в нашем уповании, но это по отношению к людям внешним. А здесь ответ хозяину дома: «ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими». Итак, словом противоположным по значению к бодрствованию становится сон. Если вы не бодрствуете - вы спите. Так вот, духовный сон и есть все то, что не бодрствование. Когда мы напряженно и изнурительно ищем следы приближения окончания времен: «меня могут заставить взять СНИЛС, или происходит то или то» - что вас удивляет? Сегодня время приближает нас к концу истории, ко Второму пришествию. И не нужно самих себя запугивать, прятаться по норам и пещерам, как это делают сектанты, не нужно создавать запасы - они никогда не пригодятся. Нужно, как говорит Игнатий Богоносец, всматриваться в обстоятельства времени и искать того, кто выше времени. Нам не нужно быть кликушами или истериками. А что нам нужно делать - свою внутреннюю жизнь устраивать бодро. Наше духовное тело не должно быть дряблым, мы должны тренироваться, исследовать Писания, хорошо знать их и читать, понимать, что содержится в Священных для нас текстах, мы должны бодрствовать и молиться. Время Великого поста - прекрасное время для того, чтобы всерьез и по-настоящему помолиться. Время Великого поста - это способность для нас хотя бы чуть-чуть оторваться от сковывающего нас эгоизма и постоянного помышления о самих себе. Наша неспособность поставить что-нибудь помимо нас самих в центр жизни. А мы не что-то должны поставить, а Христа! А приходя на службы Великого поста, которые очень продолжительны, мы с вами не должны ставить задачу выстоять службу, подвиг совершить, чтобы ноги болели, и мы уходили разбитыми из храма, нет. Мы здесь больше узнаем о любимом Христе, мы больше сможем быть с Богом. Вот такой настрой наш на Великий пост, мне кажется, будет правильным и позволит к Пасхе прийти менее дряблыми, менее сонными, более бодрствующими, о чем нам и говорит завтрашний Евангельский текст. Вот с этого я хотел начать наш разговор.
Много вопросов от вас я получил о наших естественных наших состояниях нетерпения, нетерпимости, готовности немедленно вступать в спор, давать отпор. Как перестать быть человеком кипящим, быстро раздражительным? Если мы хотим оставаться христианами - нам себя надо держать в большей строгости. Тут я бы предложил вам совет такой: мы очень привыкли, чуть что, себя распускать. Не понравилось нам, как кто-то к нам обратился - так мы ему по полной программе расскажем, кто он таков, и что мы о его деятельности думаем. Мы с легкостью переходим на крик, а то и на истерику. Это исходит из очень простой предпосылки. Мы лучше других, другие заведомо хуже нас. На деле это не совсем так. Чаще это даже совсем не так. И первое, что мы должны сделать - это прекратить себя распускать. Вы можете легко заметить, что когда мы идем к большому начальнику или человеку, который нам очень нужен, мы вполне в состоянии свои дурные качества характера так запаковать, что их никто и не увидит. Мы предупредительны, вежливы, деликатны и пошутить можем. Но как только мы выходим за дверь, получив искомое, и как только мы оказываемся с человеком, равным нам по положению или ниже, куда что девается? И грубость у нас, и хамство, и плохое настроение можем себе позволить, собак спустить на людей - это мы вполне умеем делать. Значит, дело не в том, что мы просто дурны по характеру. А в том, что мы разрешаем себе распускаться. Мы должны для себя принять совершенно прямо и ясно, что нет у нас такого права. Я люблю цитировать одного поэта 70-х годов, который в пору массовой эмиграции из СССР написал такие строчки о людях, которые от эмиграции отказывались:
«Мы помнили только одно:
Что нет ни второго, ни третьего,
Что только такое дано,
И нет за Москвой Шереметьева...»
(В. Корнилов, «Аэродромы», 1987)
Оно никогда никуда не денется, это Шереметьево. Но мы не можем себе такого позволить, мы собираемся, говоря духовно, жить и умирать здесь, в спасительном для нас христианстве, поэтому нам нельзя распускаться. Нам нельзя никуда уехать, нельзя быть несобранными. Это прямо относится к тому Евангельскому тексту, который мы сейчас с вами слышали - это тоже часть нашего бодрствования. И вы увидите, обязательно увидите: вначале очень раздражает необходимость все время держать себя в руках, и такая кипящая лава дурного нрава бурлит и начинает искать выход изнутри. Но вы заметите, что если вы ей выхода не дадите, то в следующей и еще какой-то, и еще какой-то ситуации это кипение, этот шум, этот пульс будет спокойнее и спокойнее, и вы какой-то частью своих страстей окажетесь в состоянии управлять. Это именно то, что в Великом Покаянном каноне Андрея Критского называется «самовластная душа». Самовластная - это не та, которая «что хочу, то и ворочу», а та, которая оказывается в состоянии управлять, повелевать своими собственными движениями, в том числе - движениями дурными.
Далее было много вопросов относительно разных аспектов семейной жизни, например, как быть с исповедью для детей. В этот воскресный день я в храме столкнулся с такой ситуацией, когда мальчик пяти лет потребовал от своих родителей возможности исповедоваться. Он воспитывается в религиозной семье, и родители ходят в храм активно, и я его исповедовал. Выяснилось, что ему было, что сказать, почему он захотел исповедоваться. Он думал, что не хочет в аду оказаться. Вот так детская праведность ищет выхода. Бывает и другая ситуация. У нас по традиции дети исповедуются с семи лет. Но бывает, что ребенок совсем не нагрешил и ничего дурного не делал, что требует исповеди, и для него необходимость подойти к аналою - мука, потому что непонятно, что ему говорить, в чем каяться. Конечно, можно сориентировать, мол, таскал же конфеты из шкафа, когда родители не разрешали. Он скажет: да, было. Но это еще не исповедь. Поэтому родителям, которые над такими вещами раздумывают, стоит со священником поговорить и найти способ решить, может быть, пока и не идти на исповедь. Или, например, ребенку дома расскажем об исповеди, потому что священник по многолюдству не сможет подробно рассказать ребенку во время исповеди о том, что это такое. И если у ребенка возникает потребность, то ведем его исповедоваться.
Вопрос: - Скажите, батюшка, если поменялся порядок богослужения (что служилось вечером, стало с утра перед Литургией), то правильно ли это?
о. Александр: - Те, кто назначал службы, чем-то руководствовались. Как Вы понимаете, по смыслу утреня должна служиться утром, это ясно. В большинстве случаев она у нас служится по вечерам, и, увы, даже в Москве на всенощные бдения, которые включают в себя вечерню и утреню, даже под воскресный день, ходят мало людей, намного меньше, чем их приходит на следующий день на Божественную Литургию. Конечно, чудновато, когда поздно вечером идет вечерня, затем утреня, и мы произносим ектенью «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви», когда уже поздний вечер. Но эта традиция существует, и в большинстве случаев дает возможность людям, которые работают, после работы прийти помолиться. Я думаю, тут есть еще и такие практические вещи: священник видит, что вечером совсем никто не приходит или есть иные обстоятельства. И в том, и другом случае утреня совершается, но мне кажется, что сейчас стали в храмах внимательнее относиться к тому, что люди работают, им тяжело, жизнь непростая, и чаще идут навстречу работающим. Мы, например, будем читать Великий Покаянный канон Андрея Критского в 6.30 вечера на первой неделе Великого поста, чтобы те, кто работают до 17, точно смогли бы добраться, и те, кто до 18 - тоже бы успевали. Или, например, Литургию Преждеосвященных Даров мы уже много лет служим так: одну из них утром в среду, а другую - вечером в пятницу. Потому что эта литургия по форме богослужебной - вечерня, и на вечернюю такую службу приходит много людей. Вот видите, в вашем вопросе прозвучало недовольство, значит надо попробовать найти тот храм, где Полиелейная служба будет совершаться вечером. Это сейчас несложно, в Москве восемь сотен храмов, можно найти любой, где Вам будет удобно. Всегда же будет кому-то что-то неудобно. Мы сейчас совершаем Всенощное бдение в 16 часов под воскресный день, чтобы люди, кто живет далеко, могли относительно засветло вернуться домой. Большая часть говорит, что это удобно, другие же считают это неудобным. Ну что тут поделаешь? Значит, можно ходить и в другой храм, а на Литургию присоединяться к своему приходу. Многие так и делают. Исповедуются в храме «по месту жительства», то есть поближе к дому, а причащаются уже здесь.
Кстати, были вопросы о том, как проходят поиски «своего» храма. Искать надо тщательно. Ходить в храмы, где известны службы своим строем богослужения; или священник служит, о котором вы слышали; или проповеди его показались вам по душе. Надо присматриваться к храму. Какие прихожане, какая атмосфера, как ведет себя батюшка, и так далее. Что важно: если вы нашли свой храм и своего духовника, нужно перестать бегать по приходам. Есть такая когорта людей - церковные кочевники. Они на одном престольном празднике в одном храме, потом в другом. А собственного храма нет как такового. Но так вы теряете возможность стать частью прихода. Я сам любил, будучи мирянином, ходить по престольным праздникам. Да вот и до сих пор люблю принимать приглашения батюшек, которые являются моими друзьями, и ходить на праздничные службы. Но теперь знаю, что делать это нужно не так часто. То есть твое сердце там, где твое сокровище, а сокровище - это, в первую очередь, твой храм. Иные мне говорят, что их общинная жизнь не интересует, они приходят только поучаствовать в таинствах, поисповедоваться и причаститься, а сама по себе церковная жизнь общины им неинтересна. Относясь к этой точке зрения с пониманием и с уважением, все-таки скажу, что христианство, православие - вера, в которой подчеркивается коллективный характер спасения. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Не мой, а наш. Отношения Христа и человека всегда абсолютно индивидуальны, тут двух мнений быть не может. Но вот так устроена жизнь в церкви, что наше совместное движение к Богу и становится формой достижения спасения. «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов». Невозможно в одиночку, вне взаимодействия с людьми (в общине это братья и сестры, если вы по правде относитесь к своей общине) изживать свои собственные недостатки и бороться со страстями. Всегда рискуешь счесть, что все хорошо, и все в порядке, а на самом деле все окажется совсем не так. Вот как я бы ответил на этот вопрос.
Много было всяких размышлений о поиске духовного отца. Еще раз скажу, что самое существенное, как мне представляется, что вы должны почувствовать с тем священником, у кого вы исповедуетесь, кого вы намерены назвать своим духовным отцом, легкость. У вас должно быть созвучие, резонанс, что-то, что он говорит и как себя ведет, не режет ваш слух и не ранит духовные чувства. Вам не комфортно, потому что комфорт это из области удовольствия, но надежно. Нужно почувствовать - да, это мой человек, с ним можно пойти в разведку. Если вы это почувствовали, убедились, и время это подтвердило, то подходите и просите благословение, чтобы батюшка был вашим духовником. Очень многие священники, которые понимают, какая это ответственность, говорят, что лучше не торопиться, и это правильно. Давайте посмотрим, насколько мы друг другу подходим. Насколько наше взаимодействие будет правильным. Кто-то ищет духовника-ротного командира: сегодня поезжай туда, потом обратно, операцию делай, машину не покупай. Кто-то говорит: давайте вместе думать. Кто-то предлагает думать самим. Очень много разных подходов. Вы должны подход священнический почувствовать и принять как свой. Кто-то требует большего послушания, кто-то, напротив, в духе терпения и любви действует. Здесь по сердцу вам должен быть этот человек.
Вопрос: - Добрый вечер! Почему безумного человека грех называть безумным (в Библии написано: кто брата своего назовет безумным, тот подлежит геенне огненной)? И каким образом болезнью очищаются от грехов? У меня болезней много, а грехов очень много - никак не избавлюсь.
о. Александр: - Речь идет, конечно, не о том, чтобы поставить человеку диагноз - первый Ваш вопрос. Это когда и как раз сегодня об этом начали говорить, человек вам не нравится, точку зрения излагает неправильную, и вы вместо того, чтобы разобраться, почему он так говорит и делает, просто его обвиняете. Это безумный, да, он ненормальный. Мы на каждом углу такое говорим, каждый раз обрекаем себя на последующее наказание. И для нас и злое слово сказать просто, а это всякий раз призывание демонов, ущерб самому себе. Вот это Евангелие имеет в виду, а не то, что человека, у которого шизофрения, назвать шизофреником. Врачебная ситуация - это врачебная ситуация. Теперь, что касается Ваших болезней. Если бы все было так автоматически: есть болезнь, значит, грех изжит. Зубы заболели, например, значит, какой-то грех изжит. Так не бывает. Человек должен отнестись к своей болезни мудро. Мы все боимся умирать, болезнь - это всегда для нас гроза, знак, показывающий, что мы смертны, что мы очень уязвимы, что тело наше, такое гармоничное и мудро созданное, оно очень и очень слабое. И эту великую и прекрасную целостность легко разрушить. Мы боимся смерти. И поэтому мы делаем много немудрых вещей, как только заболеваем. Мы не обдумываем свою болезнь, но сразу и только, как правило, сосредотачиваемся на том, чтобы найти нужных врачей, нужные лекарства, то есть избавиться от болезни, отодвинуться от напоминания о смерти. Немногие решают, думают, Господи, а что это за болезнь, какой ее для меня смысл? Ведь Священное Писание говорит: «Сила Моя в немощи совершается». Значит, и немощь может быть благодатной, позволяющей тебе что-то дурное истребить в себе. И если ты мудро относишься к своей болезни, если ты ее с достоинством несешь, переносишь, если ты оказываешься в состоянии стать сильнее, сильнее боли, своих страхов, всего, что обычно сопряжено с болезнью, тогда Господь дает вам возможность в этом несении болезни избавляться от каких-то грехов. Автоматически такие вещи, увы, не происходят.
Меня спрашивали, в каком режиме мы будем читать Акафист у Чудотворного Кийского Креста. Продолжим читать до начала Великого поста по пятницам в 17.00. На Великий пост по традиции акафисты во всех храмах прекращаются, как правило, кроме того что мы слышим в так называемом Акафисте Страстям Христовым или Пассии. Они совершаются четыре воскресных дня, начиная со второй недели Великого поста. Вторая, третья, четвертая и пятая недели - по количеству евангелистов. Мы также будем совершать эти службы Страстям Христовым у Креста, где они обретают особую пронзительность. Ты стоишь у Креста Христова, на таком же Кресте был распят Спаситель, и для тебя все эти события в изложении евангелистов внезапно открываются, как настоящие и подлинные. Напомню, что на третьей неделе Великого поста, в третье воскресение, в Крестопоклонную неделю в нашем храме по традиции совершается Всенощное бдение полного чина со всеми без исключения чтениями, поучениями Святых отцов, книгой Откровений Иоанна Богослова (Апокалипсис), которые в современный устав уже не входят. Много лет мы совершаем богослужение полного чина для того, чтобы и самим себе дать представление, как служба выглядит в ее полном развитии, и чтобы взять на себя некоторые труды и подвиги, хотя бы Великим постом. Хотя бы один раз осилить службу не как тяжелую ношу, а вместе со Святыми отцами, которые нас будут поучать напитаться премудростью Божией. Неслучайно в Великом Покаянном каноне говорится: «сси премудрость», то есть источай и получай премудрость. В третье воскресение Великого поста, в 21.00 служба совершается в соединении с Божественной Литургией, и так как по прошлым годам, начнем около 9-ти вечера, и около 7-ми утра - Божественная Литургия. Кто придет - берите с собою стульчики, потому что в определенные моменты богослужения полагается и можно сидеть.
Мы понемногу приближаемся к Великому посту. Песнопения из Постной Триоди уже звучат в храмах. Особенностью Великого поста является Литургия Преждеосвященных Даров, когда за самой Литургией Таинство не совершается, Дары Преложены за предшествующими полными Литургиями, и мы причащаемся Тела и Крови Христовых, содержащимися в ранее освященных Святых Дарах. Вот эта служба особая совершенно, и она удивительно тихая, внутренне интимная, сближающая нас с Тайнами Божиими, с Тайнами Божьего устроения мира. Это вечерня по форме совершения. Она достаточно продолжительна. Но Великим постом важно участвовать в особых службах: Литургии Преждеосвященных Даров, в великопостных Утренях, в чтении великопостных Часов. Я который год призываю: если есть возможность, первую и Страстную неделю Великого поста проводить в храме. И очень взываю к вашему чувству, не берите отпуск на это время, не ходите в гости и на увеселения в это время, не ездите на море, остальной год будет для всего этого. Надо постараться это время провести таким образом, чтобы ваша принадлежность к церкви была выражена не только тем, что вы носите крестик и что вы себя считаете православными. Нужно посвятить это время - десятину года - Богу! Отдайте это время Богу! Господь не будет ее требовать, Он ее вам вернет, но вернет многократно, большим духовным разумом, большими внутренними силами, победами над собой. Вот к этому я бы хотел многих призвать. Некоторые устраивают многодневные паломничества, в том числе за рубеж, не знаю, стоит ли это делать именно Великим постом. Можно съездить на короткое время, но не должно быть это превращено в отдых и вояж, который прикрывается какими-то духовными соображениями. Лучше в этом смысле всякие начинания переносить на время после Великого поста, а вместо этого дома (в доме Божием) посидеть, что называется.
Священникам приходится много сталкиваться и с душевными, и с физическими недугами, хочу вам сказать, друзья, у каждого из нас в доме или в нашем окружении есть какая-то печаль, и чаще всего священники сталкиваются именно с этим. Не стесняйтесь друг с другом делиться радостью, с храмом делиться радостями и праздниками, хорошими событиями в вашей жизни, потому что и это знаки Божьего присутствия в нашей жизни, это даже в первую очередь. Делитесь счастьем и не смущайтесь улыбаться! Радуйтесь! И это есть слово апостольское. Мы будем сейчас завершать наше общение. Помолимся. С вами был протоиерей Александр Абрамов, всего вам доброго. Храни Христос!
Добавить комментарий