Перейти к основному содержанию

08:30 19.08.2019

Памяти Павла Рыженко. В студии протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевской женской обители. У микрофона ведущая Елена Путинцева.

03.09.2014 06:35:31

- Дорогие братья и сестры, приветствуем вас в студии православной радиостанции «Радонеж». Ваши вопросы мы принимаем по телефону и смс. Сегодняшний наш собеседник - протоиерей Артемий Владимиров, духовник  Алексеевской женской обители. У микрофона ведущая Елена Путинцева.  За режиссерским пультом Ирина Моисеева.

                  -Здравствуйте, батюшка, благословите.

                  -Мир вам.

- С глубоким сожалением сообщаю, что 16 июля православный мир и все художественное сообщество постигла огромная, невосполнимая утрата. На 44-ом году жизни скончался наш прихожанин, заслуженный художник России Павел Викторович Рыженко. Многие наши слушатели  знают этого замечательного человека, выдающегося художника, слушали его проникновенные передачи, посещали его выставки. И сейчас многие, кто его знал, задаются вопросом: почему же так рано ушел из жизни этот сильный духом русский человек, истинный воин христов? Ведь он мог еще так много сделать для возрождения нашего Отечества! Батюшка, есть ли ответ на этот вопрос?

                    -Мы совершали отпевание раба божьего Павла Рыженко в воскресный день. При огромном стечении молящихся, какого я и не припомню, разве что только на Пасху. Огромное количество военных, художников, творческой интеллигенции. Было подлинное торжество всеподавляющей скорби. Павел Рыженко, прихожанин Алексеевской обители искрился в своей земной жизни творческой энергией созидания, любви к России и прежде к Матери - церкви, к Господу Богу, к русской истории. Он был подлинным созидателем. Творил, часов не наблюдая, кисти не опуская. Так что историкам его творчества надлежит задаться вопросом, как можно успеть за такую короткую жизнь успеть создать диорамы, монументальные полотна, отразить  центральные события истории Святой Руси. Запечатлеть образы великих государей, начиная от Рюриковичей и кончая Николаем Александровичем. Осмыслить бессмысленный и беспощадный бунт кровавой революции. Всем своим творчеством Павел учит тех, кто внимательно смотрит на его картины, размышлять о прошлом, настоящим и будущем России. Меня всегда восхищала его несокрушимая вера в историческое предназначение Святой Руси, монархическую государственность, в нравственный принцип, в духовную вертикаль, которая является несущей конструкцией нашей истории. При этом он воспитал прекрасного сына, который влюблен в русскую историю. Он не оставался равнодушным к нуждам маленьких людей. При том, что всегда благотворил тайно. Он мыслил, дышал, жил любовью к Отечеству, и этот импульс, вложенный в него Господом, расточал щедро, не щадя себя. Не оставляя себе ничего, все подчиняя главному: успеть запечатлеть лик России в ее прошлом, чтобы русскому народу открылось настоящее и будущее этой страны.

                                   -Здравствуйте, батюшка. Это раба божия Юлия из Балашихи.

                 -Да-да.

                - Есть такая традиция иметь смертное облачение. И у моей бабушки было, и подруги  бабушки всегда имели смертный узелок и говорили: вот, если я помру, в это меня оденьте. Как вы считаете, когда нужно и нужно ли вообще готовить смертный узелок?

                 -Очень глубокий вопрос. Благодарю вас. И то, что вы нам рассказали -это действительно замечательная русская традиция, свойственная многим православным русским людям, которые следовали в своей жизни заповеди библейской: помни последний твой день, и во веки не согрешишь. Смертная. Так называли одежду, которую благочестивые люди заготавливали заранее, как будто себя готовя к последнему часу. Вы, наверное, знаете из художественной литературы, что русские воины или корабельщики, моряки, чуя, что приходит их последний час, разыгрывается девятый вал, облекались в белые одежды. И сегодня, совершая крещение над взрослыми людьми, многие священники, в том числе и я, говорят: вот эту ризу прощальную берегите. Потому что в знак сохраненной вами чистоты, божьей благодати, которая осенила вас с избытком, ныне вам надлежит перед кончиной, дай Бог вам, конечно, дожить до ста лет, облечься в эту одежду. И многие действительно поступают по совету священника, и не надевают крещальную длиннополую рубаху, но хранят ее на час исхода из временной жизни в жизнь вечную. Возвращаясь к нашим прабабушкам, действительно я прекрасно помню как священник всех пожилых монахинь и не только монахинь, которые заранее в платяном шкафу сохраняли узелок с чистой одеждой. И оставляли пожелания, чтобы в нее было облечено их хладное тело, оставленное душой.

Русский народ не только в этих своих обычаях, но и в своих песнях, в своем народном творчестве свидетельствует о том, что жизнь коротка и наш фольклор особенно настойчиво говорит о жертвенной любви, о родине и о кончине. Собственно ваш вопрос очень даже по теме. Потому что мы вспоминаем сегодня новопреставленного замечательного художника, народного художника России Павла Рыженко. И мы хотели побеседовать о том, как жить сегодня, словно пришел твой последний день. Как сохранять память о кончине, какие нравственные плоды взращивает душа, если она не расползается мыслью по древу, но помнит о том, как кратковременна, скоротечна и хрупка наша жизнь.

                  -Мне кажется, что Павел жил так, что был готов каждую минуту предстать перед Господом. И когда он писал свои картины, а прежде всего он писал русских государей, русских воинов, русских святых, преподобного Сергия, он, конечно, возносился духом к горнему. И сегодня многие свидетельствуют о том, что Павел разбудил в них веру, помог преодолеть уныние, расслабленность, апатию, которая часто бывает свойственна современным людям. И еще интересно, что супруга Павла Настя говорила, что Павел как-то делился с ней мыслью и задавался вопросом: а каково же будет его  служение там, в ином мире? Его как художника? Чем он будет служить Господу в том мире?

                   -Картины Павла действительно воодушевляют, потому что они являют прекрасный лик исторической России, свидетельствуют о том, что русская душа всегда живет единым на потребу. О том, что у нашего народа есть Богом данная миссия, которая делает бесконечно ответственным православного человека, взращенного в любви ко Христу. Когда тот свидетельствует не только словом, сколько жизнью о победоносной силе веры в Воскресшего Господа пред всем миром, землею, народами, странами. Чем богаты, тем и рады. Немцы техникой, итальянцы пением, французы кухней, южные народы - субтропической флорой и фауной. Ну, а наш народ богат верой. Талантом  служения Христу, что воплощен в нашей церковной архитектуре, иконописи, литературном творчестве, особенно древнерусской литературе.

И Павел в этом смысле был и современным и несовременным человеком. Я как его духовник наблюдал в нем полное отсутствие корысти, прагматизма, материальной заинтересованности. Как кормилец он содержал свою семью и не мог не думать о тех, кто нуждался в его помощи. Но приоритеты были иными. Доминанта его души - это стремление поскорее, так как времени  оставалось все меньше и меньше, запечатлеть великие события русской истории. События,  которые возбуждали бы мысль в современнике, подавали бы надежду на то, что русский мир должен воскреснуть из исторического небытия. Как он умел каяться в своих грехах, как распинать гордыню, присущую всякому грешному человеку, как ощущал свое недостоинство, с каким упованием приобщался святых Христовых Тайн! Об этом, наверное, никто не узнает, да и не нужно об этом знать. Он не зря носил крест на своей могучей богатырской груди.

Ну а мы с вами, продолжая нашу передачу, которая идет под девизом «мементо мори», помни последняя своя, будем сегодня говорить о том, как наполнить сегодняшний день энергией созидания. Сегодня мне пришлось участвовать в Божественной литургии, приобщиться святых Христовых Тайн. И готовясь к прямому эфиру радиостанции «Радонеж», я подумал: а ведь сколько русских священников служили Божественную литургию, как будто бы она была последней в их жизни! Брали в руки святую Чашу, причащались Пречистого  Тела и Крови Господних, как будто в последний раз. И действительно мы не знаем, что готовит нам грядущий день, но мы знаем, что Бог, изливающий полноту милости, освещающий евхаристией божественной нашу душу и наше тело, дарует все необходимое и достаточное для того, чтобы мы сегодня победоносно пронесли свой крест, для того чтобы мы победили зло, отразили все напасти лукавого. Возросли в ясности ума, умиротворении сердца. Сконцентрировали нашу волю на исполнении заповедей Господних.

 И если мы действительно полагаем что предел нашей жизни сегодняшним вечером, то у нас высвобождается, говоря современным языком, огромное количество энергии. Нет времени на мечтания, на бессмысленные прожекты, на бесплодные сожаления о прошедшем. Но есть и время, и силы к тому, чтобы выполнить те задачи, которые настоящий день ставит перед нами. Мало выполнить, нужно еще трудиться с огоньком, с искоркой, с радостью, как об этом говорить святая Псалтырь. Работайте Господеви со страхом и радуйтесь ему с трепетом. Светить всегда, светить везде. Апостол Павел в послании к финикийцам просит христиан сиять подобно светилам среди развращенного и строптивого рода человеческого. Соответственно мы с вами, принявшие Духа Святого в таинстве крещения по определению, - светлячки, звездочки. Не нам, братья и сестры, поддаваться мирской печали, не нам опускать крылья, не нам ожесточаться,  и с волками живя, по - волчьи выть.

Но послушные заповедям Христа мы призваны соединить звериную мудрость, заметьте, мудрость змеи -  это не ее яд, и ягнячью кротость, голубиную чистоту. Вот почему христиане узнаются в человеческом обществе и по внешнему виду, по ясности очей, по правдивому слову, по особой чуткости, сердоболию, внимательности к окружающим их людям. По внутренней сосредоточенности, по готовности, находясь и среди людей, ходить пред лицом Божиим. В тайне сердца собеседовать с небесным Отцом. И все это вместе взятое делает нас победителями ненавистной  розни  века. Все это делает нас людьми сильными, спокойными, смиренными, мирными, разумными, всегда готовыми оказать духовное и деятельное содействие и помощь тем, кто в этом нуждается.

                     -Батюшка, мы сегодня отдаем дань памяти Павлу Рыженко. И я хочу сказать, что, на мой взгляд, его служение было больше, чем просто служение священника. Потому что он умел пробуждать в людях добро, и, слушая его, к чему он призывал людей, своих соплеменников? Он призывал, прежде всего, не к показному, а к глубинному благочестию и патриотизму. И Павел говорил, что сегодня важнее всего для русского человека -  это заботиться об очищении сердца. Православный человек должен этим, прежде всего, отличаться. Мне кажется еще знаменательным то событие, которое произошло год назад, это встреча Павла Рыженко и Игоря Стрелкова. Может быть, вы скажете об этом пару слов? Мне кажется, что Павел передал, может быть, даже духовную эстафету.

                   -Будучи историческим живописцем, Павел очень много читал. Это я знаю доподлинно. И воспоминания современников, и воспоминания военных офицеров, генералов. Вот почему работая над картиной «Уход» в 2013 году, желая передать все тонкости формы русской императорской гвардии, он действительно встретился с Игорем Стрелковым. Он был очень впечатлен и скромностью этого человека, и особенно его лицом русского офицера, не советского, не российского, а именно русского офицера. Открытый лоб, короткая стрижка, несколько печальные глаза, как вспоминал Павел, худощавость, ровно подстриженные усы, твердая четкая речь. Какая-то застенчивость и вместе с тем твердость. Полное отсутствие ненормативной лексики, но прекрасный русский язык. Игорь тогда дал Павлу исчерпывающую информацию об особенностях формы военной, вооружения русской армии. Сам Павел действительно очень  переживал эти события в братской Украине, готов был положить жизнь и принять участие в защите православного народа Новороссии.

Во всяком случае, в нем действительно не было ничего показного. Вы упомянули священство. Он благоговел перед служением священства, смирялся пред этим великим божьим призванием. Но ваша правда в том, что работая кистью и словом свидетельствуя о своей любви к России, Павел стал самым настоящим просветителем. И его вклад в христианизацию столиц нимало не уступает известным православным миссионерам, благовестникам, пастырям. Он действительно был на своем месте. Он имел дар, который не положил под спуд, но умножил его. Об этом говорит его                                                        работоспособность, его не просто пребывание в студии Грекова, где, вместе с военными художниками, Павел трудился от зари до зари. В общем-то ему был свойственен и трагизм, и оптимизм. Оптимизм веры в несокрушимую силу православия. Драматизм он, конечно же, видел в том, что современность не вполне соответствует и отвечает великому историческому предназначению России.

Передо мной стоят его  глаза, его теплый взгляд, его мягкая улыбка. Как русскому человеку ему было свойственно самоуничижение. Он не думал о своей популярности, о своей растущей славе. Но предстоял Богу как дитя. И каясь в своих грехах, не оправдывал себя не в малой мере. Вот истинный признак харизматичного человека. Все великое, что он сотворил, конечно, относил к Самого Господа Бога милости.  Беспощадно при этом обличал свои немощи, которые приписывал собственному Я. Мы продолжаем, дорогие друзья, наш эфир…

                    -Батюшка, вот пришла смс. Я ее зачитаю. Наш слушатель считает, что Павел ушел к Богу, поскольку народ наш измельчал и одурел.

                      -Ну, не будем говорить обо всех. И Павел сам органичная частичка всего нашего народа. И был он человеком совсем не обывательского склада. Не частным человеком, не буржуа. Но в нем сияла подлинная русскость. Его, Павла, великодушие, и щедрость, и широта, и увлечение небесным, а не земным, вечным, а не временным. Но, конечно, он, будучи таким светильником, выделялся среди всех нас. И именно поэтому мы сегодня с особенным теплом, любовью и благодарностью говорим о его духовном лике и образе, способном удивлять, вдохновлять, примирять сердце современника с действительностью. Потому что видим, что наша земля и поныне рождает Невтонов и Платонов. Что касается его оппонентов, то их было совсем немало. Павел работал, сражался в одиночку. Видит Бог, сколько душевной энергии он тратил, пробивая свои замечательные творческие проекты, встречаясь с косностью, корыстью, мелочностью, подлостью. Хорошо сегодня и уместно вспомнить слова Федора Ивановича Тютчева.

Врагов он, Павел, не имел,

Когда бы не твои, Россия…

                    -Еще хотелось бы отметить. У Павла хотели купить картины за рубежом, но он всякий раз отказывался. И слава Богу, что его картины принадлежат России и до сих пор находятся в разных городах…

                  -Да, действительно я знаю из его собственных уст -  китайцы и жители Сингапура были готовы оптом за немыслимую, баснословную  сумму приобрести все его картины. Это и триптих,  посвященный Александру Невскому, преподобному Сергию Радонежскому, это государево служение. Это и исторические портреты Рюриковичей, Романовых. Но он был чужд и выше всех соблазнов, его мало интересовали зеленые бумажки. Но он хотел, чтобы студенчество, школьники, бабушки с детьми, обыватели, посещая его выставки, могли осознать, в какой стране они живут. И сегодня огромное количество постеров, копий малого формата, календарей, картин мы можем встретить в средствах массовой информации. Вот Пересвет, вот Дмитрий Донской после битвы. Вот трагическая судьба русских князей на Калке, вот исповедание веры великомучеником Георгием. Вот полотна, относящиеся к Римской империи. Сегодня его картины узнаваемы, они живут, они имеют свою собственную судьбу. Они формируют самосознание мыслящих людей. Они являются органичной частью русского мира, который, даст Бог, возродится в эти нелегкие дни.

                    -И Павел говорил в своем интервью, что он был бы счастлив выполненным долгом, если бы смог разбудить генетическую память русского народа, пробудить его любовь к родине. Если каждый человек нашел бы свой путь в этой жизни.

                    -Я думаю, что всероссийское признание сейчас придет к нему. Есть какой-то особый духовный закон, что художнику нужно умереть, как пшеничное зерно, упасть в землю и затем прорасти, но так, чтобы его творение, его труды сделались ведаемыми, знаемыми, любимыми народом. Видимо, Павел шел общим путем. Единственное, что отличает его от многих светских художников, он не радел о своей славе. Трудился не ради хлеба куса, а ради Иисуса. С его уст в беседах с единомышленниками, друзьями, близкими
не сходило слово «Россия». При том, что это был не квасной патриотизм. Он редко давал интервью, а если давал их, то часто его печатали с купюрами, настолько определителен, точен, объективен он был в своих оценках. В нем не было толерантности, не было конформизма. Действительно, о чем он думал - о том он и говорил. В нем жила та простота и то мужество, которые делали его действительно  сыном России. И я знаю, что некоторые священники, формируя концепцию возрождения России, вещая об этом с высоких трибун, просили именно Павла писать им тексты и программу.

Знаю, что и многие державные люди ждали письменное изложение концепции Павла о возрождении России. И сегодня не называя имена, я хочу засвидетельствовать, что переосмысление Второй Отечественной войны, так называемой Первой Мировой, и курс на возрождение памяти1914-1915-1916 годов, появление новых идей монументального искусства, панно, скульптуры оказались весьма востребованы. Президентская программа, посвященная увековечению забытых времен, совершалась не без участия Павла. Блестящего знатока Первой мировой войны, Второй отечественной. Павел подготовил, по существу, сценарий к историческому фильму, посвященному Цусиме, морской баталии русско-японской войны. И дай Бог, его замыслы еще будут осуществлены. Близко зная творческую жизнь Павла, я говорю сегодня о его многогранности, как личности, умеющей созидать. Он трудился не только в жанре живописи, но  и прекрасно владел русским слогом. И хочется надеяться, что его задумки будут одобрены  в ближайшее время.

                 -Добрый вечер. У меня не вопрос, а я хотела ответить на предыдущую смс  об одуревшем русском народе. Дело в  том, что я присутствовала на отпевании, и, судя по количеству плачущих светлых, удивительных русских лиц, можно свидетельствовать, что русский народ жив. Стоит ему только организоваться вокруг такого мощного духом ядра, каким являлся Павел Рыженко. И стоило ему появиться где-либо, как вокруг него сразу же в русском человеке возрождался дух. Вот это, на мой взгляд, является правдой.

                  -Безусловно. И подтверждается ваша мысль еще и огромным количеством школьников, которых учителя приводили на его выставки. К сожалению, Павел не мог себе позволить организовать рекламную кампанию, соответствующую тематике его творчества. Однако мы знаем, что его полотна доступны не только взрослым, но и детям. И дай Бог, чтобы не иссякла эта жилка сегодня, и у нашего новопреставленного, почившего безвременно художника, явились свои талантливые продолжатели.  И пусть они работают в своем стиле, в своем художественном методе. Но сегодня действительно пришло время возрождения монументального искусства. Полотен не полтора метра на два, но таких панно, которые всегда были присущи православному русскому менталитету. И сегодня можно действительно учиться и у времени первой половины XX века, когда монументальное искусство служило, и весьма успешно, созиданию нашего государства - пусть под определенным идеологическим флером.

Мы как-то говорили с вами на «Радонеже», что недавно выставке достижений народного хозяйства сейчас возвращено историческое имя.  Было вновь обретено произведение Вучетича, которое отражает героический дух нашего народа к завершению Великой Отечественной войны, Второй мировой. Очень хочется думать и верить, что самые известные сюжеты Павла Рыженко -  я уже упомянул о сражении воина Пере света с татарами, замечательные картины, посвященные Александру Невскому, государю Николаю  – появятся у нас в общедоступных форматах. Будь то станции метро или какие-то большие объемы новых изданий. Но поживем -  увидим.

                  -Да. Хотелось бы, чтобы это было все востребовано и пользовалось все большим и большим интересом и спросом у наших людей. Батюшка, пришел вопрос на другую тему. Скажите, пожалуйста, какой статус храма в православном лагере «Державный»? Открыт ли этот храм для всех желающих помолиться? Или это закрытый частный храм?

                    -Не бывает закрытых храмов, кроме разве тех, что выстроены в частных домах именитыми людьми. Если вы спрашиваете о есенинских местах, то неподалеку от села Константиново, где родился великий русский поэт, имеется территория, относящаяся к Алексеевской женской обители, духовником которой я являюсь в Москве в Красном селе, и там почти что уже пятнадцать лет как воздвигнут небольшой храм. Памятник деревянного зодчества во имя святой равноапостольной княгини Ольги. И как раз на день памяти просветительницы Руси там состоялась утреня и Божественная литургия. Пользуясь случаем, хочу поздравить тех, кто получил имя в честь своих божественных покровителей: равноапостольной Ольги и благоверного князя Владимира.

                   -Батюшка, вас спрашивают о картине Павла Рыженко «Иоанн Грозный». Государь, сидящий в кресле, а у его ног сидит котик.

                   -Есть такая картина, которую, конечно, необходимо сопоставить с известной злосчастной картиной Ильи Ефимовича Репина, написанной на мифический сюжет, который никогда не имел места в реальной истории. Иван Грозный якобы убивает своего сына. Художник, не слишком желавший разбираться в истории, пошел на поводу у антироссийской пропаганды.

Как известно, русский историк Карамзин находился под влиянием враждебных России источников. Именно -  агентов Запада, которые как могли, очерняли царствование Ивана Васильевича. И сегодня те, кто серьезно занимаются историей, знают, что он имел повод не доверять своему ближайшему окружению. Хотя бы потому, что в его останках процент содержания ртути превышает норму в десятки раз. Равно как и его сына, скончавшегося от интоксикации вредными парами  ртути. И не имевшего никаких шансов быть убиенным родным отцом, потому что в час кончины сына Ивана Грозного они находились за несколько десятков верст друг от друга.

Так вот, нужно уметь смотреть истории в глаза, не рабски подчиняться тем уродливым схемам. Которые, к сожалению, излагались в советских учебниках, и как матрицы завязли в умах и сердцах людей, принимающих все по легковерию. В этом смысле картина Павла Рыженко действительно заставляет размышлять и думать. Потому что мало кто знает, что была такая историческая битва при Молоди, когда Иван Грозный, будучи уже в пожилых годах, начисто разбил крымских татар, принимая лично участие в сражении. И эта битва положила конец экспансии монголоидов, оттуда из степей Крыма приходивших опустошать Святую Русь. Мог  ли это сделать больной человек, неврастеник, слабовольный раб страстей, каким представил его современный режиссер, очевидно имевший цель дискредитировать саму идею русского царства, образ последнего Рюриковича?

Но не будем сегодня уходить в полемику. Говорю только о том, что Павел глубоко знал русскую историю, и поэтому его картины учат докапываться до сути, призывают созерцать и открывать для себя русскую историю и отрешаться от всех прямолинейных, зачастую погрешительных суждений, которые были нам навязаны в нашем детстве в соответствии с идеологией, чуждой истории святой Руси.

                 -Нам еще поступил один вопрос. Спрашивают вот о чем. Часто, говоря о взаимоотношениях духовного руководителя и пасомого, употребляют глагол «родить». Родить во Христе. И наш слушатель интересуется, что испытывает духовный руководитель, когда он рождает в Боге свое духовное чадо?

                    -А что испытывает родительница земная, когда у нее начинаются потуги, и когда она, распростершись на одре, тужится, молится, кричит или терпит, стиснув зубы, давая жизнь ребенку?  Об этом говорит Господь. Не так ли женщина страдает, но затем, когда является новый человек в мир, забывает скорбь от радости, которая посещает ее. Думаю, что священники, которые участвуют в возрождении человеческой личности, не лишены страданий и боли. Потому что Христос не сразу изображается, запечатлевает Свой лик в сердце христианина. Но сколько нужно человеку грешному, кающемуся - пострадать, помучиться, потерпеть, покуда он войдет в тихую гавань бесстрастия? И то не всем удается это при жизни. Соответственно и священник -  это не независимый наблюдатель ОБСЕ, не повитуха, не нянька. Это старший собрат ваш, который отчасти берет на себя ваше несовершенство, принимая сердечное участие в вашем духовном возрождении.

                    -Еще один вопрос нам прислали. Слово «совестно» и слово «стыдно». Это одно и то же?

                   -Русский язык чрезвычайно богат оттенками каждого исконного слова. Поэтому с одной стороны да, это синонимы. Мне совестно, мне стыдно. То - есть я испытываю какое-то мучение, смущение в моей душе. Мое сердце болит, потому что я чувствую, что меня укоряет моя совесть. Я поступил не вполне порядочно. Я промолчал или сказал что-нибудь не то. А с другой стороны, стыд и совесть - это разные слова. И вникая в их этимологию, мы найдем какие-то глубинные смыслы, которые отличают одну лексему от  другой. Со-весть. В нас есть некий Богом данный орган, который постигает, ведает волю Божию. Однако ведение нами абсолютного закона правды и любви сопровождается, как правило, страданием и мукой, потому что не все в нас соответствует этому ведению. Но живущие в нас страсти и грех часто попираются совестью. Поэтому бывает совестно, больно, страшно, трагично, что моя жизнь не соответствует гласу божьему, вещающему в глубинах моего сердца. Стыд, студ- особое слово. Мне сейчас не хотелось бы фантазировать на ходу. Но я, с вашего позволения, возьму маленький перерыв, чтобы, вникнув в глубинный смысл этого древнего русского славянского слова, в следующий раз побеседовать об этом поподробнее.

                       -Батюшка, вы сейчас говорили о том, как глас Божий вещает в сердце человека. Но в сердце человека еще и живет слово божие. Недаром Евангелие говорит, что блаженны слышащие слово божие и хранящие его. Все мы слышим слово божие, но не каждый может сохранить его. Как этого можно добиться?

                      -Это тоже предмет для размышления, потому что словом божиим я назову, прежде всего, искру божественной благодати, сообщенной нам в таинстве крещения, и которой в нас живет божественное слово. Оно являет некую сокровенную жизнь в себе. Чем более я внимателен, чем тщательнее прислушиваюсь к голосу своей совести, чем более стараюсь защититься от шума городского -  тем в большей мере благодать Господня являет свое присутствие в моей душе. В мыслях, в чувствах, в намерениях. И Матерь Божия, Которая, как вы помните, слагала в сердце своем все словеса, все откровения, все озарения, которые Она получала в Христе Иисусе, является для нас путеводной звездой. Между тем, слово священного писания, которое мы призваны ежедневно читать -  это тоже искра Господня. И можно нас заставить понять по мере нашей просвещенности, помраченности. По тому, насколько слово божие задерживается в нашем сознании. Если ты прочитал главу в Евангелии и можешь своими словами пересказать ее. Если в тебе остается память о прочитанном, ты в состоянии размышлять о мыслях почерпнутых тобой заповедей – это благо. Значит, твое сердце находится на известной ступени ощущения слова божия, живет в тебе. Но если, по прочтении Евангелия, ты, как ни тужишься  - не можешь вспомнить ни одного изречения - то худо. Какая-то бесовская власть тотчас стирает прочитанное в твоем сознании.

Наконец, слово божие  - это живущая в нас молитва. Именно -  преимущественно призывание имени Господа Иисуса Христа. Если ты боишься расстаться с ним, если ты, потеряв молитву Иисусову, чувствуешь себя на мелководье. И напротив, если стараясь мысленно взывать: Господи Иисусе Христе, Сыне божий, помилуй меня грешного -  ты чувствуешь, что Бог тебя видит, слышит хорошо, твое сердце занимает определенное пространство, определенную глубину -  божья благодать пребывает в тебе.

                  -Здравствуйте, дорогая радиостанция, дорогой батюшка! От всего сердца благодарю вас за добрые слова, посвященные памяти Павла. Я его супруга Настя. Благодарю вас за прекрасные слова, произнесенные в храме во время отпевания. Поистине пасхальная радость. Не было скорби, но я хочу обратиться с огромной просьбой ко всем тем, кто является поклонниками Павла, поклонниками его творчества. Продолжателем его наследия являюсь я, и я хочу продолжить все, что делал мой муж. Я хочу продолжать водить экскурсии, я хочу, чтобы его картины дошли до людей. И мне очень нужна ваша молитвенная помощь, ваше желание видеть эти картины. Потому что это, наверное, самое главное, что было бы важно для Павла. И поэтому я очень прошу ваших молитв за его близких, которым сейчас очень нужна ваша помощь и поддержка. Его сыну, который остался без отца, и который хочет продолжить его дело. Я очень прошу всех помолиться и благодарю все тех, кто пришел на отпевание, всех тех, кто сказал много добрых слов и переживал в эти  трудные дни.

                 -Благодарим. Пусть Бог укрепит вас в вере и уверенности, что Павел, который в руках Господа, нынче, преодолев все препятствия и пронеся свой крест до конца, приемлет от Господа заслуженную награду, благодать святого Духа. С удовольствием взирает на свой земной подвиг, благодарит Господа, молится за своих близких. А вам мы пожелаем удачи, содействия божьего в организации этого необходимого фонда. Так чтобы мало- помалу картины, завещанные Павлом российскому государству, действительно обрели большее хождение в нашем обществе. Стали достоянием общественности, национальным достоянием и послужили укреплению духа русского человека, консолидации русского мира. И таким образом и вы, и Тихон, ваш общий сын внесли бы свою лепту в созидание Отечества.

                  -Батюшка, я хотела бы еще обратиться к недавнему празднику, который мы весь год отмечаем. Это 700-летие преподобного Сергия и хочу спросить, как вы в этом году этот праздник отмечали?

                 -Ну, что до меня -  я радуюсь тому, что сегодня Троице-Сергиева лавра действительно оправдала свое назначение быть сердцем России. И на Благовещенском поле под стенами Лавры молились десятки тысяч людей, сотни тысяч людей. И сама Лавра сделалась престолом божьим в день преподобного Сергия, и службу возглавлял святейший Патриарх Кирилл. Думается, что 700-летний юбилей преподобного Сергия стал определенной вехой в нашей отечественной  истории. Никогда дотоле не молилось, как я подозреваю, столько паломников со всей Руси великой под стенами и в самой Лавре. Это свидетельство того, что наш народ не равнодушен, как кто-то из слушателей предположил, не превратился в быдло, каким бы его хотели сделать лживые каналы массовой информации. Я говорю сейчас о всех средствах массовой информации. Но понимаю судьбоносность переживаемого нами момента. И поэтому, завершая сегодня нашу передачу, я обращаюсь к преподобному Сергию с молитвой об упокоении народного художника России Павла Рыженко. С молитвой о том, чтобы наши умы были светлы и сердца верны. Чтобы мы не обкрадывали себя ни лукавством, ни ложью, ни ненавистью. Но с болью в сердце молились бы о победе разума, правды и любви. Молились о чуде русской истории, о том, чтобы нам удалось отстоять мир на земле, благодаря самоотверженному труду каждого православного христианина России. И все мы можем брать в этом отношении пример с судьбы русского художника Павла Рыженко, который в расцвете творческих лет отошел в мир иной, оставив нам свои многозначительные смысловые реалистические и исторические полотна. На которых он,  Павел,  пытался запечатлеть - и Бог свидетель, это ему удалось -  самые прекрасные, хотя и самые трагические страницы отечественной истории. В ликах ее сынов, которые не знали слово «отступление». Но жертвенно полагали жизнь за друзей своих. Как и сам наш Павел сгорел, точно светильник, оставив свет своего творчества на земле.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+