Перейти к основному содержанию

18:18 26.05.2019

«Паломничество - одно из самых ярких семейных путешествий», директор паломнического центра во имя святого апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис. Ведет передачу Евгений Никифоров.

31.07.2013 07:02:25

Здравствуйте дорогие братья и сестры. У микрофона Евгений Никифоров и гость нашей студии, директор паломнического центра во имя святого апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис.

-Здравствуйте, Тимофей.

-Здравствуйте.

-Тимофея многие знают в нашей студии, кто отправлялся через паломническую службу Радонеж по святыням Западной Европы. Кроме того по телеканалу «Культура» прошел большой цикл, 12 фильмов «Неизвестная Европа», где Тимофей был и автором сценария, и ведущим. Наши паломнические службы знают его как ведущего паломнических групп. Так что вы еще раз можете с ним сегодня встретиться и поговорить. И задать ему свои вопросы. Можете по смс. Звонить сегодня не получится, потому что мы ведем передачу в записи, а вот ваши вопросы по смс с радостью получим.

Итак, Тимофей. Во-первых, вопрос такой: как вы оказались в Европе?

-Путь в Европу был достаточно долгим. В каком смысле? Я родился в России, в Челябинске. Там же получил образование. По первому образованию я музыкант. Там же после армии работал в оркестре Челябинского оперного театра. Но постепенно мы, разумеется, промыслом Божьим, с моей супругой переехали в город Омск. Произошло это в 1995 году, а в 1993 году, то есть на два года раньше, Святейший Патриарх Алексей II благословил первое на тот момент на бывшем пространстве Советского Союза светское отделение богословия на базе исторического факультета Омского государственного университета. И вот, в 1995 моя супруга году и я туда поступили, обучались там и тогда же, в 1996 году, стали заниматься паломничеством. Как это ни парадоксально, но первые три года мы работали в основном с детьми. В земле Сибирской есть известная святыня, Крестовый Очирский монастырь неподалеку от Омска. В свое время строительство этого монастыря благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. У монастыря была сложная судьба, он разделил судьбу многих других мест. В период Советской власти он был разорен, превращен в концентрационный лагерь, потом его земля принадлежала совхозу. И в 90-х годах началось восстановление монастыря. И благодаря теплому вниманию митрополита Феодосия, открылось посещение паломнических групп. Мы, по благословению Владыки, стали возить туда паломников. Кроме того, что там был храм, начинала созидаться монашеская жизнь, действовал замечательный источник. Источник, где до сих пор приезжащие паломники могут принимать крещение. Там сейчас все благоустроено, а раньше было по- простому.

-Вот об этом и речь…

-Там была труба, откуда текла вода. Но, этот источник сыграл свою особую роль именно в детском паломничестве. Потому что 90-е годы, при всех их сложностях имели свои плюсы. В чем? В том, что в школу многих пускали, с одной стороны это был минус, потому что каких-нибудь сектантов пускали тоже. Но был и плюс. Мы когда начали работать со школьниками, ситуация стала совсем иная. Мы приходили в школу, беседовали с завучем по воспитательной работе. Чаще всего она говорила: да, конечно, это здорово, если вы расскажите нашим детям о монашестве, естественно, форма выражения должна быть детская. И привезете куда-то и покажете - это интересно в рамках внеклассного образования. И после этого нам разрешали в школах объявлять о поездке в монастырь.

-Как, интересно, они реагировали?

-Ну, дети –понятно, реагировали по- разному. Обычно, когда заходили мы в класс, начинали рассказывать: вот ребята, мы поедем в монастырь, вы услышите интересный рассказ о монашестве, о традициях богатырского искусства. Там была определенная информация, рассчитанная на детей. Ну,слушали спокойно.

-А какие были группы? Большие или маленькие?

-Большие. Впоследствии, через год, в значимые дни приезжало до 5-6 автобусов одновременно.

-Ого! Это все благодаря работе вашей группы?

-Ну, в принципе - да. Два года мы вообще не работали на этом пространстве, потом, когда это явление стало достаточно массовым, в хорошем смысле этого слова, подключились и другие, в том числе и паломнические, службы к этому процессу. И вот когда мы приезжали, ключевым словом в объявлении было следующее: там, кроме всего прочего, есть источник с горячей водой. И Владыка благословил после посещения храма, после рассказа зайти и выкупаться. А он круглогодично горячий. То есть, это надо знать. Можно было и достаточно поздно зимой приехать, окунуться в горячий источник. Разумеется, для детей была особенная радость и приключение.

Мне сейчас рассказывали паломники, которые приезжали из Омска к нам в Западную Европу, поклониться православным святыням Запада, что там венчается много людей в монастыре. Я надеюсь, что подросшие в 90-х годах школьники не забыли поездки, они были действительно очень популярны в Омске. И вот, собственно, с этого начинается наше паломничество.

-А что это было? Это был энтузиазм или сознательное решение епархии?

-Вы знаете, это была инициатива мирян, которая нашла самые теплые отклики в епархии, и прежде всего - в лице владыки Феодосия. Он тогда возглавлял Омскую епархию, и, надо сказать, всячески поддерживал вообще все инициативы, которые возникали. И я знаю многих людей, из культурной, интеллигентной среды, они под впечатлением общения с Владыкой становились священниками. Один, к примеру, возглавлял богословское отделение при историческом факультете. Оно продолжает существовать, там уже появился Татьянинский храм. И эта инициатива снизу очень тепло была поддержана епархией. И даже более того, Владыка часто встречался с нашими детьми, дарил им иконки…

-Ну, это была другая эпоха, массового энтузиазма православной интеллигенции, которая сама находила свои пути к церкви и за собой вела друзей, соратников.

-Да.

-Церковь была еще слаба. Сейчас происходят другие процессы, когда именно церковь как организация уже пытается контролировать паломническое движение и паломнические службы. Пока, может, не все удается, потому что за счет бюрократии не всегда удается сделать, что должны быть люди, горящие своим делом, прежде всего.

-Да.

-На факультете вашем было много подобных вам людей? Многие ли занимались паломничеством?

-Мы одни, другие занимались чем-то другим. Некоторые стали священнослужителями. Некоторые избрали иной путь. Подвизались на другом поприще. Как вспомню апостола Павла…

-Без дела никто не остался…

-Да. Дух един, служение разное.

-Итак, вы получили знания и навыки как работать с паломниками. А когда вы начали работать с паломнической службой Радонеж?

-С паломнической службой Радонеж мы работали еще в Омске, когда у нас были поездки наших паломников в Москву. Но этот контакт стал развиваться интенсивнее, когда в 2000 году мы переехали в Германию. У нашего Омского университета были прямые связи с богословским университетом в Лейпциге. И практика обмена студентами практически началась уже в середине 90-х годов. То- есть, наши студенты учились в Восточной Германии, а немецкие ребята –в Омске.

-Ну, и потом, насколько я знаю, вы окончили Свято-Сергиевский богословский институт в Париже.

-Это было в 2000 году. Мы как раз переезжали на территорию, которая нам знакома, и прежде всего для того, чтобы продолжить образование. И Промыслом Божьим мы оказываемся даже не в Восточной Германии, которая всем нам известна и более знакома, а на территории Западной Германии, в городе Трир. Этот город особый и для русских паломников, и для истории церкви. Потому, что здесь не только существует известный богословский университет. Но это город, где жил, где начинал свое служение и даже более того, где произошло ко Христу святого равноапостольного Константина Великого. Именно Константин Великий со своей матерью Еленой правили в городе Трире в 306 году. И, собственно, именно оттуда он отправился в свой знаменитый поход против Максенция. Обычно с этого момента начинают подробно излагать житие того же Константина.

-Там величественная базилика. Сохранился его тронный зал.

-Да, он производит впечатление. У русских царей таких тронных залов долго не было. Это грандиозное сооружение. Оно не было местом богослужения?

-Нет. Это именно тронный зал. Сама базилика- это образец того, как потом стали строить храмы. То –есть, это тип ранней классической базилики. Сам Константин проживал в загородном дворце.

-Он сохранился?

-Нет. Он не сохранился. Скажу, что там сохранилось. Кром е тронного зала, блестящие благородные руины, так они называются: имперские кайзер- термы. Константин, когда стал правителем, много сделал для города. Есть исторические источники, которые указывают, что он настолько украсил город, сделал таким блестящим, что Трир не просто называли северным Римом, но и другие города просили императора сделать нечто подобное. Но до настоящего времени сохранились кайзер -термы…

-Потрясающие городские врата, которые…

-Они были еще до Константина…

-Ну, знаете ли, как? Если это была точка отсчета до его правления, то это грандиозное сооружение….

-Да, разумеется. Дело в том, что де- факто город Трир имел столичный статус уже со II века. И вот как раз то, о чем вы упоминаете, Порте Негро или «черные ворота»- они относятся к тому периоду, когда умирает философ на троне Марк Аврелий, и заканчивается строительство фортификационных сооружений вокруг Трира. Уже де -юре Трир становится столицей западной части Римской империи. И вот, кстати, интересно, что еще сохранилось от тех времен. Сохранился храм во имя святого апостола Петра, в котором находятся основные святыни города Трира. Стоит на месте и часть стены и дома святой Елены. То- есть, этот храм стоит на месте дома Святой Елены, которая отдала часть его для первых христианских общин. Надо сказать, что согласно историку Евсевию Кесарийскому, в 305 году, как только Константин стал императором, стал служить в Трире, гонения на христиан прекратились. Де факто. То- есть, он этот процесс остановил. Но Константин продолжал покровительствовать официальным языческим божествам, в Трире имеется храм Аполлона. Он сам склонялся к культу Митры, который был популярен в войсках

-Там осталась грандиозная стопа Аполлона. Представляю, какой был сам монумент.

-Музей земли. Там сохранилось много археологических находок, которые связаны с тем периодом. В антикварных магазинах можно приобрести оригинальные римские монеты с изображением Константина и святой Елены. И, собственно, императрицей святая Елена стала именоваться только тогда, когда ее сын стал императором. Это опять же произошло в Трире. Здесь он женился в 307 году. Но для нас, для христиан самое интересное, что именно в Трире, несмотря на то, что Константин в тот период официально вынужден был как лицо государственное, покровительствовать языческим культам, тем не менее, под влиянием своей матери более и более склонялся к христианству. И вот, возвращаясь к тому, с чего я начал, профессор Брилиантов, один из наших блестящих профессоров церковной истории подробно описывает само обращение, сравнивая источники Евсевия и Лактанция. Здесь речь идет о сне. Константин во сне услышал голос, который повелел начертать ему изображение креста на хоругвях, на знаменах и «Сим победиши». По утверждению Брилиантова, этот сон он увидел еще в Трире. И дальше подтверждает это следующими…

-Трир относился к Галлии?

-Он был столицей Галлии. После Константина там еще правил его сын, Константин II. После Константина город долгое время сохранял столичный статус, туда приезжали в IV веке, ближе к концу, такие известные деятели, как святой Мартин Турский. Это человек, который считается одним из основоположников монашеского движения на Западе. Он у нас находится в святцах. Один из православных святых. В Трире зафиксировано несколько исцелений по его молитвам. Еще при жизни он приезжал в Трир по каким-то монастырским нуждам, как в столичный город. И там по его молитвам было зафиксировано несколько чудес. Например, он исцелил девочку от беснования.

-То- есть, Трир полон православных святынь…                      .

- Безусловно. И вот свой сон опять же Константин I увидел в Трире. Оттуда уже, оставив значительную часть своей армии, он направляется в Рим. А если говорить о православных святынях, которые пребывают в городе до сих пор, то они связаны с именем святой царицы Елены. Один из ранних храмов- ее дом, который она отдала уже после эдикта Константина.

 В этом году исполняется 1700 лет подписания Mиланского эдикта. Того самого, который прервал трехвековую цепь гонений на христиан. И в принципе с этого момента начинается строительство нашей христианской цивилизации. После того, как этот указ был принят, сама святая царица Елена привозит в город несколько святынь. Это часть мощей святого апостола Матфея - того, кто был избран на место отпавшего Иуды. До сих пор они находятся в аббатстве святого Матфея. Вместе с мощами двух первых святителей, Евхария и Валериуса. Кроме всего прочего, надо помнить, что Трир - место наиболее древнейшей в Германии епископской кафедры. Еще в то время, когда христианство было запрещено в 250 году, там уже было не просто какое-то собрание христиан, а была очень известная епископская кафедра.

-И тогда, и сейчас Трир производит впечатление города яркого, богатого, насыщенного памятниками архитектуры всех веков, всех народов. Стоят очень плотно. Те, кто помнит Советскую власть, знают, что Трир- родина Карла Маркса. Но там, по-моему, никто об этом уже давно не вспоминает. Привлекает другое - обилие святынь, обилие красот. Город расположен в очень красивом месте, на берегу живописнейшей реки с красивыми мостами, масса зелени, парков…

- Виноградников….

-Да. Виноградников, в Трире производится прекрасное вино. Да, там много замечательных святынь. Но что там самое главное для православного человека? Какие выдающиеся святыни?

-Это, разумеется, голова святой царицы Елены, которая пребывает в главном кафедральном соборе Петра, это мощи мучеников трирских, которые погибли при Диоклетиане. Надо помнить, что в Трире была массовая казнь, где погибла часть известного легиона. Легионеры были христианами. И много мирных жителей Трира. Мощи их хранятся в храме святого Павлина. А Павлин в свою очередь является духовным чадом святого Афанасия Великого, который жил в Трире с 305-307 гг. И,разумеется, в Трире доминантной святыней, кроме вышеупомянутых, является Хитон Господа, Риза Господня, которую святая Елена привезла непосредственно из Иерусалима. Две святыни с этим связаны.

-Здесь, наверное, нужно перейти к тому, о чем мы хотели с вами серьезно побеседовать. Это о высоком паломничестве. Потому что вся средневековая Европа устремлялась сюда громадным потоком. Я был поражен этим явлением, когда целая гигантская инфраструктура строилась для того, чтобы обеспечить паломников, которые через Кобленц, со всей Германии, с севера Европы шли …

-Паломническими потоками…

-Чтобы поклониться этим святыням. Вот сейчас в какой-то хоть степени среди католиков, среди западных христиан это сохранилось?

-Да, безусловно. Эта традиция паломничества сохраняется у части западных христиан. Потому что западное христианство разделилось на католиков и протестантов. Католики почитают святыни. Да, у них не осталось традиции прикладываться к святыням. Эта древняя традиция как раз осталась у нас, Русской Православной церкви. Но сама традиция паломничества, сама идея того, что человек принимает некое усилие, подобно блудному сыну идет к своему отцу- она уцелела. Мы помним эту притчу о том, что первые усилия все-таки делает сын. Он говорит: все, хватит есть со свиньями, иду к отцу. И только после того, как он делает это, отец бежит ему навстречу. В чем заключается психология любого паломничества? Это духовный подвиг. Человек вырывается из круга привычного бытия. Раньше тратились годы, сейчас за неделю можно совершить паломничество, благодаря другим средствам связи, но принцип остается тот же самый. Человек говорит: вот эту неделю, к примеру, я посвящу Богу. И вырывается из круга привычных рутинных дел, и с молитвой совершает паломничество. Устремляется к точкам, очень важным и значимым для христианства. И Господь, видя вот это волевое усилие, так же идет к нему навстречу, так же ему помогает.

Сохранились известные центры в Европе. Это Сантьяго де Кампостелло, на севере Испании. Там находятся мощи святого апостола Иакова, один и древнейших паломнических путей. О нем тоже вкратце упомянули. Существует много маршрутов, которые пролегают через Кельн через Трир, через Аахен. Недавно осуществлялось паломничество к Туринской плащанице. Это тоже чрезвычайно значимая святыня, возможность увидеть, по сути, лик Христа, лик Спасителя. Последнее высокое паломничество к Туринской плащанице было в 2010 году. В 2012 году было паломничество как раз к Хитону Господа в Трире. И его открывали.

-Немножко расскажите о нем. Как это все происходило? Насколько массово все это было?

- Бывают паломничества рядовые, которые паломник может осуществить в любой момент. Приехать в тот же Турин, когда святыня закрыта, поклониться ей. Или приехать в тот же Рим. Там найти и обрести римских мучеников. И сейчас мы не будем это перечислять, в Риме действительно очень много святынь. А что же такое высокое паломничество? Высокое паломничество -это паломничество, которое осуществляется в конкретный срок, в конкретные даты и которое происходит не так часто, как другие. О чем идет речь? Согласно достаточно древней западной традиции, многие значимые святыни, как бы находятся под спудом. Они закрыты. Но наступает период, когда их открывают. И вот, к примеру, в прошлом году паломничество к Хитону Господа в Трире в 2012 году как раз было приурочено - к чему? К юбилею. Вспоминали, что пятьсот лет назад, в 1512 году, впервые за долгие годы, эту святыню открыли по настоянию императора Максимилиана Австрийского. Благодаря этому, святыне, которая находилась в городе со времен святой Елены, смогло поклониться множество людей. И вот с тех пор Хитон открывают четыре раза в столетие. Хотя, конечно, приехать можно в любой момент. Поклониться капелле святого Хитона, увидеть ковчег, где эта святыня находится. Но именно на высоком паломничестве святыню достают, открывают. И она какой-то период- обычно это месяц- доступна для паломников. Пред ней можно не только молиться. Ее можно увидеть, прикоснуться. Замечательно то, мы только что упоминали, что у западных христиан, в отличие от нашей традиции, сохранилось почитание святынь, но не сохранилась такая форма поклонения, как целование святыни. Которая сохранилась в нашей традиции. Так вот, когда происходит высокое паломничество, Хитон в Трире достали, открыли. Пожалуйста, он был доступен для всех, разумеется, сквозь стекло, иначе бы от святыни ничего не осталось, потому что была очередь. Правда, все было прекрасно организовано, что в Турине, что в Трире. Паломнические группы приезжали в определенное время. Для автобусов уже были приготовлены специальные стоянки. Огромное количество добровольцев. Людей которые оставили свои дела, взяли отпуск, специально приехали помогать инвалидам, детям. Ну, вы сами понимаете, что когда идет такой большой поток паломников- много работы. И в этот период, по примерным данным, святыню посетило только православных сорок тысяч. А западных христиан- им эта святыня давно знакома- свыше семисот тысяч человек. Вот это, что касается Трира. А в следующем, 2014 году -и этому, кстати, посвящен один из наших фильмов- будет высокое паломничество в городе Аахене. Это город -столица Карла Великого. Город, где была осуществлена в средние века первая попытка объединения Европы. Мы сейчас присутствуем при второй попытке, когда Европа стала единой. Причем первая осуществлялась именно как попытка объединить христиан на крепком фундаменте веры, потому что при Карле Великом, помимо всего прочего, еще шла активная миссионерская деятельность среди варварских племен. И объединение Европы совпало с этим миссионерским проектом.

И столица этой объединенной Европы была в Аахене, и, по сути, в 800 году в христианском мире было два императора: императрица Ирина в Константинополе и Карл Великий в Аахене. Мы с вами знаем, что православные святыни в западной Европе оказались разными путями. Какие-то были действительно вывезены во время крестовых походов, какие-то -украдены, какие-то -привезены вследствие военных операций. Вспомните историю с принесением мощей Святителя Николая в Бари. Что же касается святынь, которые находятся в Аахене, они оказались в городе совершенно добровольно. Просто потому что в IX-X веке, не смотря на уже наметившуюся разницу в традициях, Церковь тогда еще была единой. Разделение на католиков и православных произошло в 1054 году. Но, тем не менее, какие-то свои особенности уже были. И в этот период- период достаточно тесных контактов между Константинополем и Римом, между Константинополем и Аахеном- в город прибывают уникальные святыни. Сейчас я их перечислю. Это Риза Божьей Матери из Константинополя. Это Пелены Христа. О чем идет речь? Причем -это очень интересно- мы об этом в фильме упоминаем. Пелены не в нашем понимании: шелковые, сейчас такое изысканное и удобное белье. Нет. Пелены какой-то даже своеобразной формы. Я спросил у доктора Августа, хранителя святынь, почему они странной формы? Напоминают часть мужской одежды, какой-то рубахи, которые носили в те времена. И доктор Август говорит: да, это, по всей видимости, часть мужской одежды. Рождество Спасителя происходило в форс-мажорных обстоятельствах. И вот, очевидно, святой праведный Иосиф оторвал либо часть своей, либо какой-то другой рубахи, и именно в это был завернут Христос Спаситель. А в те времена была традиция, вообще в Ветхом Завете, сохранять все, что связано с рождением первенца. Ведь отношение в ветхом Завете к первенцу, к продолжению рода было религиозным. Плодитесь и размножайтесь- это, что называется прямое Божие повеление, и, если хотите, религиозная задача ветхозаветного народа. И когда это происходило, когда рождался первенец мальчик, мужчина - это была особая радость. Пресвятая Богородица хранила все вещи, связанные со Спасителем. Вот, вспомнить евангелие от Луки. Третья святыня- это платок с головы Иоанна Предтечи.

О чем идет речь? Как мы с вами помним, когда была совершена казнь Иоанна Крестителя, Иродиада настояла, чтобы его голова была показана пирующим. Это было связано с тем, что понятно, Ирод и так то опечалился оттого, что ему пришлось это сделать, а наутро, когда все гости разошлись, наверняка он бы передумал и раскаялся. Поэтому Иродиада настояла на том, чтобы голова была показана всем. Но понятно, что речь шла о пире, о еде. При казни, когда усекается голова, проливается много крови. И вот

блюдо, на котором была показана голова, что означало: царь сдержал свое слово, было много раз обмотано материей. И вот этот плат, который частично был в Константинополе, бережно хранился, и об этом упоминает византийский историк Николай Миссаридзе. Часть этого плата находится как раз в Аахене. При дворе Карла Великого.

Есть и четвертая святыня - часть одежды, в которую был одет Христос, когда нес крест. Это часть святынь страстей Христовых. Что же произойдет в 2014 году? Вот сейчас эти святыни находятся в ковчеге. То –есть, наши паломники, которые приезжают в Аахен, чтобы поклониться аахенским святыням, видят этот ковчег, поклоняются ему, молимся. Но в 2014 году, раз в семь лет, эти святыни будут открывать. То - есть, это произойдет в следующем году. Между 20 и 30 июня. У нас уже ведутся определенные переговоры с церковноначалием и более того, сейчас определяется дата, когда нам разрешат в этот период даже совершить православную Литургию непосредственно у святынь. Святыни достанут, их поместят между двух стекол. Кстати, в 2007 году, когда было последнее высокое паломничество перед святынями Аахена, даже можно было непосредственно к материи прикладывать то, что паломники обычно с собой везут: иконки, крестики. Потому что они находились между стекол, но нижняя часть была свободна, кстати, вещь достаточно исключительная. Я кроме как в Аахене нигде такого не видел, чтобы можно было непосредственно к святыне, к этой ценной материи прикоснуться. И будет служиться, кроме всего прочего, православная Литургия, получено разрешение. Мы сейчас ожидаем, когда же это произойдет. Конкретный день. Понятно, что будет очень большой приток христиан.

-Нужно бронировать места, братья и сестры. Пожалуйста, звоните в паломническую службу Радонеж и заранее спрашивайте, когда можно будет уже заказывать билеты на весь паломнический тур. Мне кажется, это крайне важно.

-Да, конечно.

-Организация, как всегда у немцев, будет четкая. Если кто-то из паломников по каким-то причинам не успеет попасть непосредственно на Литургию у святынь…кстати интересный такой момент. Последняя православная Литургия у этих святынь совершена была в 1818 году, когда на аахенском конгрессе присутствовал император Александр I. Был аахенский конгресс, и он присутствовал на нем. Есть воспоминания непосредственно епископа города. Он там молился. То- есть, там служилась литургия. И вот, в 2014 году, впервые с того самого времени, будет возможность участвовать в Литургии в этом историческом соборе. Причем в удивительно красивом храме, который построен был в IX веке при Карле Великом. Причем интересно. Храм был построен по образцу собора святого Вителлия в Равенне как византийский храм. Он снаружи выглядит абсолютно как западный, а когда заходишь внутрь- оказываешься внутри Византии. Полное погружение, что ты в Византии -и вот перед тобой православные святыни.

-В православном храме - и православные святыни. Но у нас еще целый год. А что сейчас? Естественно вы не будете ждать год, у вас масса паломников, это уже стало вашей работой. Я напомню, что сегодня у нас в гостях директор паломнического центра во имя святого Фомы в Европе Тимофей Китнис. И, естественно, вы как директор не сидите без работы. Вот расскажите кратко, какие вы сейчас предлагаете маршруты? Когда можно будет по ним отправиться?

-Да, слава Богу, сейчас уже можно говорить о популярных постоянных маршрутах, которые ежемесячно можно осуществлять к грандиозным святыням западной Европы. Ну, в первую очередь это маршрут, который осуществляется ежемесячно. Это первая пятница каждого месяца. Речь идет о маршруте «Германия – Франция». Вершина этого паломничества - поклонение святому Терновому венцу, который был привезен в средневековую Францию из Константинополя опять же. Его выносят каждую первую пятницу каждого месяца -Терновый венец Спасителя и часть Животворящего древа Господня. Это одно из грандиозных событий, которое происходит каждый месяц в Париже. И это ежемесячное паломничество осуществляется 7 или 8 лет. Мы поклоняемся святыням Германии, Франции и Люксембурга.

-Вот я и хотел об этом сказать. Зачем ехать через Германию во Францию?

- Дело в том, что в рамках этой поездки мы также молимся и у святынь Трира. Трир очень удачно географически расположен, на границе с великим герцогством Люксембург, с Бельгией и с той же самой Францией. То- есть, достаточно комфортно можно прилететь в Германию. Поклониться великим святыням Кельна, Аахена, ну про Трир мы с вами уже говорили. Съездить поклониться мощам святого Виллебрандта. Это буквально рядом с Триром. И потом, завершив германскую часть паломничества, мы еще, кстати, заезжаем в Страсбург. В Страсбурге в пределах города находится удивительная святыня. Там более тысячи лет находились мощи святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. И вот сложилась уже такая хорошая традиция. Мы молимся там каждый месяц, но 30 сентября - грандиозная Литургия, которая собирает верующих православных с территории Германии, Франции..

-И главное, чтобы все Веры, Надежды, Любови и Софии присутствовали там. Это же чрезвычайно важно в свои именины отметить у такой великой святыни!

-Да-да. Вот именины, день ангела, как у нас называют в нашей традиции. Это тот день, когда человек почитает своего ангела. Совершить к нему паломничество, оказать такую любезность, прежде всего, своей душе, но в тоже время почтить ангела. Это очень хорошо. Душеспасительно. И в рамках же этой программы мы поклоняемся другой великой святыне. Молимся у плата Пресвятой Богородицы в городе Шатре и лицевой части головы Иоанна Крестителя. Так же именно в этом году в период мая- июня, опять же в рамках 1700-летия миланского эдикта, мы паломничаем к святыням севера Италии и южной Франции. Мы молимся у святынь Милана древнего, там мощи святого Амвросия Медиоланского, мощи святой мученицы Натальи. Там находится одна из древнейших кафедр. Также молимся в городе Марселе, который является не только шумным портом, но и одним из древнейших европейских городов. Там находится голова святого Иоанна Кассиана Римлянина и часть мощей святого Константина Великого. Почему я говорю, что программа приурочена именно к этому периоду? Потом там есть дивное место, очень интересное, неподалеку от Марселя, это грот святой Марии Магдалины. Скальный храм, который выбит прямо в скале. Там находится часть мощей святой Марии Магдалины, и там же, по преданию Галльской церкви, сама святая Мария Магдалина некоторое время молилась, когда они с Женами- мироносицами проповедовали на юге Франции. Вообще, юг Франции очень интересное место. Мы все знаем, например, у нас с детства в ушах это имя -Сан-Тропе. Город очень известный, фильм помню «Сан-Тропе».

-Город эстетов, писателей и поэтов.

-А мало кто вспоминает, что это, собственно, святой Трофим. Это связано непосредственно с почитанием святого Трофима, того самого, которого упоминает святой апостол Павел. Он был одним из учеников святого апостола Павла. Или там же, в городе Арле, находится удивительное собрание святынь, среди которых часть мощей святого Антония Египетского, святых Жен -мироносиц. Так вот, в этом скальном храме имени святой Марии Магдалины есть такая интересная традиция. Дело в том, что святая Мария Магдалина почитается в восточной и западной традиции, западные христиане почитают ее как покровительницу семьи, как покровительницу браков. И есть такая интересная традиция паломничества именно к этому месту. К скальному храму надо идти минут 40-45, пусть по достаточно удобной дороге, но все равно это занимает время. Пока поднимаешься на эту скалу - ты видишь огромное количество людей, которые идут туда с детьми, брать благословение и молитву святой Марии Магдалины именно на брак. Когда брак уже состоялся. Брать благословение на счастливый брак, на воспитание детей. Молятся там. Там очень много интересных сцен с этим связано. Вот я сам наблюдал. До сих пор помню, когда мы снимали фильм «Неизвестная Европа. Благословение святой Марии Магдалины» , мы, естественно, тоже одну часть из серии снимали там, и вот там пришла такая типичная паломническая семья. Двое взрослых и четверо чад. Причем младшее чадо, мальчик, был непослушный, везде носился. И ему мама выговаривала. В итоге она его отчитала и попыталась заставить молиться. Он молиться не стал, разобиделся, отошел в сторону. А ему было лет пять. Разобиделся, отошел в сторону, ну родители помолились, они, видимо, все-таки были мудрые люди. Мать не стала продолжать конфликт, они помолились и отошли . В это время очень интересная реакция. Я такую очень часто наблюдал, когда мы работали с детьми. Как только родители отвернулись и отошли от того места, где находились мощи святой Марии Магдалины, этот мальчик тут же побежал туда, сам. Один. Поцеловал и так оглянулся, чтобы никто не видел, и выбежал из храма. Вот такая вещь.

 -Душа ребенка- потемки. Я всегда говорил: вы не знаете, как ребенок реагирует на то, что вы говорите. Вот, он ничего не понимает, ничего не слышит, где-то под столом копается. Все он слышит и все понимает. Душа их просто высказать не может, потому что…

-И понимают, и впитывают. И все это остается. Поэтому паломничество - одно из самых ярких семейных путешествий. Оно очень полезно, на мой взгляд, с точки зрения воспитания. Это не только расширяет кругозор родителей и детей. Это оставляет самые глубокие воспоминания, которые с ребенком останутся и потом, когда он вырастет. Достаточно вспомнить «Богомолье» Шмелева, нашего замечательного писателя. То же по сути паломничество. Вот поэтому, конечно, паломничать надо с детьми. Хочется сказать и дать такой искренний совет.

-Но это не сложно все-таки с детьми ездить? Такие тяжелые поездки на автобусах, переезды, гостиницы. Все-таки с детьми всегда это очень обременительно.

-Вы знаете, конечно, тут каждый должен ориентироваться на знание своих же собственных детей.

-С какого возраста их предпочтительнее брать? Как вы считаете?

-Я думаю, что с 10-11-летнего возраста можно брать совершенно спокойно. Но у нас был опыт паломников и 7-8-летних. Я скажу, что мой сын Никита в период каникул очень часто сопровождает меня, когда я сопровождаю паломнические группы. И это один из самых благодарных и спокойных паломников. Только надо следить, чтобы он не слишком далеко куда-нибудь убежал. Когда ребенок чем -то интересуется, он абсолютно спокойно переносит переезды. И вообще я вам скажу так: дети, опять же исходя из опыта работы с детьми, гораздо лучше и интересней чувствуют себя в путешествиях. Их занять подчас гораздо проще, чем взрослых. Когда они вместе и путешествуют, что-то такое происходит…Надо следить только, чтобы они не заскучали.

-Ну что ж, спасибо большое, Тимофей, за чрезвычайно интересный рассказ. Под конец я хотел бы посоветовать нашим паломникам, во-первых, отправиться с вами в паломнические путешествия. Все это можно совершить с нашей паломнической службой Радонеж. Звоните туда. Вы можете предварительно зайти на сайт паломнической службы Радонеж и посмотреть расписание этих поездок. В дальнейшем позвонить по телефону 937-57-91. Ну, для наших паломников этот телефон весьма известен. И там уже договориться о конкретной поездке, когда вы это сможете совершить. Но не оставим вас без утешения. Тех, кто не может поехать или те, кто хочет более внимательно подготовиться к этой поездке, могут обратиться к фильмам, которые сняты по сценарию директора паломнического центра во имя святого Фомы в Европе Тимофея Китниса. Это серия фильмов, их 12. Называются они «Неизвестная Европа». Они продаются во многих лавках в Москве. Но сейчас откроется новая выставка-ярмарка на ВВЦ, можете зайти в павильон, где она будет проходить, и там, на стенде Радонеж тоже будут продаваться эти фильмы, которые вы можете приобрести, я думаю по более низкой цене. По крайней мере, будем надеяться на это. Еще раз спасибо, Тимофей за интересный рассказ. Я надеюсь, что вы будете нашим постоянным корреспондентом. У вас очень много тем для рассказа. Есть повод рассказать о других маршрутах, которые вы проводите по Западной Европе.

-Я благодарю вас за то, что пригласили меня в студию. Всегда буду рад встрече с вами.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+