15.01.2018 08:37:20
Протоиерей Олег Стеняев
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/12/17/21-00.html
У микрофона протоиерей Олег Стеняев. Ответы на вопросы радиослушателей.
Вопрос. Жена не разрешает давать деньги на благотворительность, что делать?
о. Олег: -Это серьезный вопрос, потому что ни один из членов семьи не может заниматься благотворительностью за счет других членов семьи. Если он это делает, то вступает в силу Библейское определение, в котором сказано, что, кто о своих домашних не печется, тот хуже неверного отрекся от веры. Поэтому мы должны на совместном семейном совете принимать подобные решения, особенно если речь идет о значительных суммах.
Тел. звонок: - Откуда возник двуперстный жест крестного знамения у старообрядцев? Почему они за него так ратуют, какова его история, происхождение? Как они потом перешли на трехперстное знамение?
о.Олег: - Спаси Христос. Если говорить о двуперстии, то это более древнее перстосложение, причем оно было принято не только в Восточной, но и в Западной Церкви. Мы это можем проследить в иконографии. Двуперстие запечатлелось в западной традиции даже на статуях, на старинных средневековых горельефах. Это знак, который свидетельствует об Иисусе Христе как о истинном Боге и одновременно истинном человеке. Что в нем божественная и человеческая ипостаси едины. Таким образом исповедовалась Двоица. Есть своя логика у старообрядцев, когда они говорят, что на кресте был распят Богочеловек Иисус Христос, а не Святая Троица. Поэтому логичнее снять с себя двуперстие, чем трехперстие. Трехперстие возникает в период противостояния с латинянами, когда были споры по поводу Филиокве (Filioque). И православные трехперстием свидетельствовали, что они правильно учат о лицах Святой Троицы, а не вводят Филиокве как латиняне. Таким образом, двуперстие провозглашает двуединство во Христе божественной и человеческой природы, а так как христологические споры наиболее древние, то, следовательно, этот знак более древний. А был период, когда греки настаивали на том, что представление о Филиокве, которое появилось у латинян, в некотором смысле разрушает догматы о триединстве.
Тел.звонок:- Добрый вечер. Вопрос по поводу Евангелия от Марка глава 4, стих 12. «Да необратятся, и прощены будут им грехи». Спаси Господи.
о.Олег: - Господь - Сердцеведец. Он знает, кто обратится к Нему, а кто нет. И когда мы читаем Евангелие - мы видим, что Он видит мысли людей. Кто-то помыслил в сердце своем о Нём, а Он уже озвучивает эти мысли. Собственно говоря, мысли человека не может видеть никто, кроме самого человека, который мыслит - рассматривает движение собственной мысли, и кроме Духа Божия, который вездесущ и всеведущ, и Он постигает движения любой мысли в нашем сознании, в сердце. А, например, демоны, бесы не могут считывать наши мысли, они только по нашим деяниям догадываются, какое у нас настроение. А Бог, Который Сердцеведец, знает всё.
Тел.звонок: - Здравствуйте, батюшка, хотела бы Вас спросить: Господь говорит, что «если верите, то исполнится то, о чем молитесь», а с другой стороны, вот эпизод, когда человек говорит: «Если хочешь, очисти меня». Христос отвечает: «Хочу, очистись». Нет ли противоречия? Нужно и то и другое держать в уме, если молишься о чем-либо?
о.Олег: - Действительно, в Евангелии от Матфея (8:1-3) мы находим эти слова. «Мф.8:1. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. Мф.8:2. И вот, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Мф.8:3. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы».
Мы можем о чем-то просить Бога, но при этом нельзя забывать о том, что Бог лучше нас знает, в чем мы действительно имеем нужду. И он знает это прежде любого нашего прошения, которое обращено к Нему. И прокаженный поступил правильно. Он дал понять, что знает, за что он получил такое наказание, но видя во Христе источник божественного милосердия, прибегает к Его воле, к Его суду, ставит себя на этот суд. И давайте вспомним о том, что было в Гефсиманском саду, когда происходило борение, молитва о Чаше: "да минует Меня", а после Христос проявляет смирение, полагаясь на волю Отца. Таким образом, если мы как христиане, подражаем Христу по возможности во всем - мы не должны свою волю ставить во главу всего. Бог лучше знает, что нам нужно. Например, у апостола Павла были проблемы со здоровьем. Он пишет в своих посланиях, что ангел сатаны удручает его через плоть, и он несколько раз молил Господа, чтобы избавил его от этого "жала в плоть". Но Господь ему сказал: "Довольно тебе от милости Моей", ради чрезвычайности тех откровений, которые Павел имел от Бога, ему и дано было это жало в плоть, чтобы не возгордиться. То есть, оказывается, была некая целесообразность в том, что у апостола Павла были именно эти проблемы. Во всем нужно уповать на волю Бога. Если Господь нам что-то посылает, не надо спрашивать, зачем Господь это посылает, гораздо лучше спросить, для чего Господь посылает это.
Тел.звонок: - Добрый вечер. Говорится: (Откр.21:8) «Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». Непонятно, кто такие боязливые. Почему их приравнивают к любодеям и идолослужителям? Спаси Господи.
о.Олег: - Боязливые - те, которые не имеют упования на Бога. Эту мысль очень хорошо озвучил Василий Великий: «Кто Бога боится, тот никого не боится. А кто людей боится, тот Бога не боится». То есть тот, кто боится людей, не имеет упования на Бога, и наоборот. А ведь страх Господень - начало премудрости. Поэтому боязливый - это в некотором смысле неверующий, который не возложил всё своё упование на Бога, не верит в Промысел Божий относительно себя и считает, что он предоставлен сам себе, и Бог ничем не руководит в его жизни. А сама такая постановка вопроса богохульна. Ведь в Писании сказано, что без воли Отца небесного даже волос с головы верующего человека не упадет. А Бог промышляет о всём творении Своем. И боязливые - они же и маловерные, потому что у них нет упования на Бога.
Тел.звонок: - Здравствуйте. Если есть в характере склонность к лени, инертности, к созерцательности - то в какое положительно качество это можно перевести и как это сделать? Самой ли делать, у Бога ли просить, и о чём Его просить? И действительно ли лень - смертный грех? Спаси Бог.
о.Олег: - Если человек склонен к спокойному размеренному образу жизни, это может быть от тупости, от лености, от массы разных причин. Важно разобраться в том, какая мотивация у такого поведения. В этом смысле счастье человеческой жизни заключается в том, чтобы распознать намерение Божие относительно себя. Конечно, об этом надо молиться, но, как правило, в начале жизненного пути Господь посылает человеку такие вразумления, через которые он может распознать волю Божию. Я вспоминаю свое детство. Мне было 12 лет. До 12 лет я мечтал быть милиционером, потому что милиционером был мой дядя. Он приходил в форме, имел оружие, и мне, как мальчишке, это все очень нравилось. Но в 12 лет я решил стать священником. Трудно сказать, что меня подвигло к такому решению. Потом я уже шёл к этой цели. До армии я работал чтецом в городе Орехово-Зуево, в храме Рождества Божией Матери, потом, после армии я работал чтецом там же. Потом поступил в семинарию, а после уже начал своё служение. На самом деле, каждый должен совершать свой апостолат перед Богом. Что можно сказать религиозной молодежи? Во-первых, не всем надо быть священниками. Нам нужны православные педагоги, судьи, военнослужащие, депутаты. Человек может найти себя. Как правило, в начале пути Господь посылает человеку знаки. И распознать Божие призвание в начале пути - это всегда лучше, чем всю жизнь оставаться в неопределенности, сидеть и гадать, своим ли делом я занимаюсь. А поняв волю Божию, человек идёт правильным путем, и хоть и падает, совершает ошибки, приводит себя в порядок и продолжает следовать по тому пути, на который Господь его поставил.
Тел.звонок: - Батюшка, добрый день. Каково Ваше мнение о йоге? Последнее время это направление стало очень популярным даже среди православных. Что такое йога? Секта? И если человек занимается этим с целью поддерживать здоровье, плохо ли это?
о.Олег: - Не мне судить, насколько это вредно или полезно. Я не специалист в этом направлении. Но я знаю тех, кто изучил это явление, и никакой особенной пользы в этом не нашли. Скорее вред. Когда люди интенсивно занимались йогой, отказывались от обычных способов врачевания недугов, и кончалось это все неутешительно. Йога и православие - это вообще не проблема. Йога из Индии, православие существует в своем мире. Это области, которые не пересекаются. В советское время многие увлеклись йогой. Снимали даже документальное кино об этом. А отношения с Индией у тогдашнего СССР были замечательные, дружественные. Даже кино здесь показывали индийское, а им возили наше. И на этой волне интерес проявлялся к этим вещам. Давайте поставим вопрос иначе. Что мы знаем о физических упражнениях с точки зрения Писания? Библия учит, что физические упражнения малополезны. Не сказано, что вредны, но малополезны. Но одно дело - физическая активность для диабетчика, а совсем иное- йоговские упражнения головой вниз, например. И вообще не всегда то, что помогает одному, помогает и другому. Субъективный опыт и пользу, наверное, сложно оспорить. Но не стоит делать из этого панацею и навязывать свой опыт. Так что вопрос о йоге нужно еще изучать. Хотя если занятия йогой сопровождаются чтением мантр, медитацией, открытием чакр, то это уже бесовщина неоязыческого толка, и православный должен от этого дистанцироваться. А если это просто это упражнения, то снова вопрос - а насколько это полезно?
Вопрос: - Для чего пост перед Причастием? На самом деле если человек причащается без должной подготовки, он не дорожит тем состоянием, которое он переживает во Святом Причастии. И напротив, что если человек готовится к Причастию, говеет, постится, ходит в храм, вычитывает молитвы, и потом после добросовестной исповеди он причащается, такой человек дольше сохраняет это благостное состояние и будет его оберегать. Собственно, настоящая жизнь христианина и осуществляется от Причастия до Причастия. И мы должны эти наши серые будни наполнять настоящим духовным содержанием, чтобы благодать, которую мы получаем в таинствах, не расплескать.
Тел.звонок: - Добрый вечер. Православная семья, венчанный брак вот уже 26 лет, ребенок 10-ти лет. Муж совершает грех прелюбодеяния, настаивает на разводе. Ничто не помогает. Как жене поступить? Соглашаться на развод?
о. Олег: - По церковным канонам жена вправе простить мужа, если такой грех совершил муж. Но тут инициатор развода сам муж и есть. Это напоминает акт самоедства. Но на самом деле такая семья может восстановить мир, предать забвению "яко не бывшее" то, что произошло. Но здесь необходимо согласие всех сторон. Если в семье есть дети, то это можно делать ради детей, потому что когда дети остаются без отца - это серьезная проблема, а сейчас такое время, что иногда дети остаются с отцом. И это тоже проблема, которую дети болезненно переживают. Поэтому грех развода, это не просто грех мужа против жены и наоборот, а грех против чад. Если муж и жена живут праведной жизнью, то дети их святы, об этом говорил апостол Павел. И более того Павел пишет, что неверующий муж освящается верующей женой, равно как и наоборот. А если просто разбежались, то с учётом венчания - это серьезный проступок. Семья называется домашней церковью, что ж это выходит - раскол? А раскол не смывается даже мученической кровью, как известно. С другой стороны, семья - это икона взаимоотношений Христа с Церковью. На этом настаивает апостол Павел, когда говорит, что "как Христос возлюбил Церковь, так и вы, мужья, возлюбите жен своих". А помните, в Манеже какие-то люди разрубали иконы, и все православные возмущались? Не менее надо возмущаться, когда православная семья разваливается! Это же как разрубить икону! Люди бросают друг друга, а дети как беспризорные остаются. Это же очень серьезное преступление. Нужно всячески противостоять любой тенденции к разводам, потому что святость брака, когда люди обязуются сохранять верность друг другу до конца, должна оберегаться. Буквально сегодня мне рассказали о том, что верующие муж и жена решили развестись. И пошли к тому священнику, кто их венчал, с просьбой развенчаться. Батюшка вынес из Алтаря здоровенное Евангелие и стал им по голове стукать то одному, то другой. Съюродствовал батюшка, конечно. Они были в недоумении. Батюшка напомнил про обет хранить верность до конца. Их всё это и отрезвило! Поэтому нужно оберегать святость семьи.
А кто не сохранил семью, тот вообще к Церкви не должен иметь отношение.Сказано же, что кто не может домом своим управлять, то как он может управлять домом Божиим? Это проекция и на религиозную жизнь человека, если он разрушил собственную семью.
Тел.звонок: - Добрый вечер, батюшка. Вы говорили о том, что пророчества прекратятся. Как же тогда относиться к пророчествам преподобного Серафима, блаженной Матроны? И по поводу Откровения: слышал, что раньше читались отрывки из Откровения, а сейчас этого нет. Почему?
о.Олег: - Никаких пророчеств, помимо Библейских, мы признавать не можем. Но при этом надо понимать, что некоторые отцы, умудренные Священным Писанием, действительно могли предсказывать, но это не были их личные пророчества. Отталкиваясь от Слова Божия, будучи умудренными, они могли предлагать интерпретацию Библейской истины. В таком формате это возможно. Пророчества Библии и святых - вещи несоизмеримые. Иоанн Крондштатский описывал, что такое чистейший источник истины. Это Библия, книги Священного писания. Вот чистый источник Богооткровенных истин. Далее он пишет, что писания святых отцов - это тот же источник, но уже с участием человеческого духа. А наши писания - это уже источник замутненный. Приоритеты Писания провозглашаются всегда. Такие люди, как Серафим Саровский, конечно, имели более чистое видение Библейского Откровения. Они переживали озарения и делились ими с другими людьми, но это никакое не пророчество в Библейском понимании. О пророчествах в Библии сказано: "никогда пророки не говорили по воле человеческой, но изрекали их мужи Божии, будучи движимы Духом Святым". Это форменная глупость, что пророческие откровения возможны где-то кроме Библии.
Тел.звонок: - Добрый вечер. Вопрос о 138-м псалме. Там говорится: Господь создал человека, знает его дела, будущее, прошлое. Получается, что и молиться невозможно - всё предопределено?
о.Олег: - В глазах Бога действительно всё предопределено. Но это обусловлено природой Бога. Действительно, 138 псалом гласит: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».
Предопределение Божие существует относительно Божественного предузнания. Что такое Божественное предузнание? Бог как вездесущий присутствует одновременно в каждой точке пространства и в каждом мгновении времени. То есть, у Бога нет прошлого и будущего, Он всегда имеет наше прошлое и будущее как собственное настоящее. А человек существует во времени и пространстве. Есть в глазах Бога наш первый вдох и последний выдох. И мы своей волей свободно распоряжаемся, находясь во времени и пространстве. Поэтому тут никакого противоречия нет. А есть просто природа Божественная (Бог есть Творец и времени, и пространства, и материи) и человеческая (тварная). Так что надо отталкиваясь от этого, иметь соответствующие рассуждения. Как сказано, кого Бог предузнал, того Он и предопределил. А Божественное предузнание обусловлено тем, что Бог вездесущ.
Вопрос: Как правильно подобрать и купить издание Библии?
о.Олег: - Когда выбираете Библию - смотрите, есть ли там благословение Святейшего Патриарха. Например, вы можете приехать в Российское Библейское Общество на Павелецкой и найти самое дешевое издание (у них нет наценок). Но смотрите, есть ли благословение. Если есть, то значит, они ничего не убрали и не добавили. Но если нет, то там делается приписка, что текст сверен с еврейским и греческим оригиналом, то есть что-то заменили, что-то добавили. Но что именно, не указано, и в этом есть некоторая опасность.
Но там можно выбрать Библию с удобным шрифтом, переплетом. Вообще у православного христианина должно быть две библии. Одна карманная, с удобными закладками. А для чтения дома можно иметь такую же, но крупного формата.
Общество выпустило Библию на церковнославянском языке. Это репринт с дореволюционного издания, очень хорошего качества. Там тоже два формата - крупный и средний. Пока эти книги доступны. Церковная Славянская Библия - это канонический текст Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Например, русский синодальный текст не является каноническим. Когда его утверждал Синод в XIX веке, то там была такая формулировка: «для благочестивого домашнего чтения». Поэтому эталонным, нормативным текстом является только церковнославянская Библия - наследие равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Важно, чтобы нормативный текст обладал некоей сакральностью. Церковнославянская Библия нам еще интересна тем, что это перевод с греческой Библии, а Септуагинта была принята древними отцами, в частности Блаженным Августином, как текст, равнозначный оригиналу. В своей работе «О Граде Божием» Августин так и писал: «Тот Дух Святой, который вдохновлял пророков, благословлял и вдохновлял составителей Септуагинты», то есть перевода с еврейского на греческий. А так какСептуагинта оказалась древнее оригинала, в том смысле, что древнееврейские рукописи не сохранились, и самым древним является перевод на греческий, то очень важно придерживаться церковнославянского текста. Поэтому старайтесь, чтобы дома были эти тексты, синодальный, русский текст поможет лучше понять церковнославянский. Все это должно быть доступно.
Время нашей передачи подошло к концу. Спаси Христос.
Добавить комментарий