24.11.2017 07:45:35
Протоиерей Дмитрий Смирнов
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/11/04/21-00.html
- Всех поздравляю с замечательным праздником Казанской иконы Божией Матери и с Днем нашего желанного российского Единства. Дай Бог, чтобы так оно случилось, как это случилось тогда во время Смутного времени. Это единство позволило нам одолеть проклятого врага.
- Четыреста лет прошло…
- Да.
- С той поры. И мы вспоминаем этот день как день, объединивший весь народ. От простых людей до бояр и дворян. Все участвовали в этом событии, когда на Русь нашла такая беда. Батюшка, сейчас, ведь тоже многие хотели бы нас разделить, нас изничтожить. Возможно ли такое единство народа, на ваш взгляд?
- Всегда возможно. Чего ж тут такого… Вот, человек, допустим, лет десяти не хочет учиться. А возможно, чтобы он захотел? Возможно.
- Захотел…
- Да. Человек не хочет работать. Возможно, чтобы он захотел?
- Теоретически, да…
- Конечно. Все возможно по милости Божией.
- Но должны быть и предпосылки такой возможности.
- Ну, есть такая предпосылка. Называется покаяние. Человек по какой-то причине не хочет работать. И она вдруг изменилась. Мысли свои он переменил. И захотел трудиться.
- Когда речь идет об одном человеке – это кажется более вероятным, чем с целым народом. Ведь желание измениться должно возникнуть в каждом человеке…
- Но Господь помогает скорбями и болезнями и отдельному человеку, и целому народу. Самое страшное испытание, как то говорили святые отцы и апостолы, это – пришествие антихриста. Сейчас все человечество, включая и большую часть нашего народа, борется, чтобы детей оставили в покое и не преподавали им такие важные предметы, как предохраняться, прививали детям всякий секс. Люди, которые на этом зарабатывают деньги, нуждаются в прибыли. Я понимаю, что они дают взятки чиновникам, которые покупают журналистов. Оные же с удовольствием пишут статьи о том, что надо учить детей пользоваться всякими препаратами и оборудованием. Для того чтобы у них, у десятилетних детей, иногда пяти - шестилетних не было детей. Это я все понимаю. Но ведь может быть, что люди перестанут продаваться хотя бы на этой почве. Сколько уже было попыток! Десятки. И опять начинают. Опять идет волна полового просвещения. Ежегодно аж восемьсот человек. Нет. Надо во всех школах обучать детей, демонстрировать им то, что должно быть скрыто. Лишая их возможности в дальнейшем и семью создать, и благородно относиться к женщине. Просто – сексуальную порчу на народ наводят. Что тут сделаешь? Хочется сказать этим деятелям: «Лучше займитесь туберкулезом». Сотни тысяч умирают. Или табакокурением. Решите проблему с наркотиками. От них умирают сотни тысяч. Что привязались к СПИДу? Тем более что сейчас говорят: вот-вот медицина так шагнет, что он станет уже не опасен, будет вылечиваться. Почему такое бешеное внимание? Только с одной целью. Потому что есть фонды, которые дают гранты, и так далее. Все те же соросы…
- Все деньги…
- Все деньги. Человек готов навредить своему собственному народу, причем детям… Как только дети - сразу крокодиловы слезы: «детям угрожает опасность». Какая опасность?
- Ну, придумывают.
- Вот.
- Опасности, от которых действительно умирают люди.
- Лучше бы научили каждого ребеночка правилам уличного движения.
- Батюшка, как Вы считаете, у таких людей может возникнуть чувство покаяния?
- Ну, не знаю, на первую исповедь приходят каждый раз и каждый день новые люди.
- То есть как-то Господь их сознание смог изменить. Ну, дай Бог, чтобы у нас во всех людях возникло такое покаянное чувство.
- Да. Конечно. А если – нет? Если все – надо сложить руки.
Правда ли, что если у человека на душе мало радости, то это говорит о том, что на его душу давят грехи?
- Ну, почему? Разные бывают причины.
- То есть потеря мирного устроения…
- Тут, в этой фразе имеется механический подход. Механику человек изучал: тяжело на душе, давит. А как давит? Ну, так же, как когда обильно поешь, давит, дышать тяжело. Так наелся – аж задыхаюсь. А человек думает, что в духовном мире также.
- Человек ищет радости в жизни и находит ее во всяких суррогатах…
- Понятное дело. А всегда так. Когда человек хочет есть, а ему не дают хорошую еду - он будет есть всякую гадость. А что делать?
- Есть - то хочется.
- Да. Хочется. Вот, сын требует набить желудок. Но когда ты живешь в лесу, то вокруг тебя только нормальная еда. А когда ты в городе – там ее вообще нет.
- Ну, в городе не растет ничего хорошего.
- Не растет, и потом все так приготовлено, чтоб не портилось. А если испортилось - меняют цену на пакете. Мало того, что гадость, она еще и тухлая. Чтоб ты съел…
- Но организм наш привык к гадости и переваривает, по-моему, уже все, что только ему ни дай. А душа-то не может переваривать все подряд?
- Ну, у кого-то что-то отвергает. Но есть же такой фактор – привыкание. Вот ведь большинство людей что делают? Они смотрят детективы с серьезными минами. Хорошие актеры в фильме говорят: «У нас пять трупов». Начинают расследовать. Ну и, конечно, блестящее раскрытие. Кто виноват - найдут, посадят. Такие сказки рассказывают.
- Ну, нравится людям…
- Вот. Значит – уже приучили.
- Интрига и хэппи-энд. Это то, что надо.
- В результате человек превращается в такое существо, которое потребляет только вторичный продукт.
- Ну, вот…. Это же человек сам выбирает!
- Человека соблазняют. Как десятилетний мальчик может начать курить? Это же противно. Ему внушается исподволь. Не впрямую: «Кури! Кури! Кури!». А так, исподволь.
- Батюшка, человек обладает иммунитетом против вирусов и болезней, а почему душе Господь не дал такого иммунитета против соблазнов?
- Есть. Это религиозное воспитание.
- То есть этот иммунитет человек может выработать только при определенном воспитании?
- Ну, да. Ведь что такое религия? Это когда у человека появляется внутри и формируется отношение к высшему авторитету. Поэтому все революции сначала свергали Бога. Потом - короля. Нужно перед революцией обязательно высмеять: власть, царя – все, устройство государства. Это называется десакрализация.
- И люди эту наживку легко глотают…
- Нелегко. Так, потихонечку. Сначала анекдотик рассказали, человек улыбнулся, и так далее. Целая орава людей ищет, к чему бы прицепиться и показать в смешном виде. Потому что, если ты высмеиваешь то, что велико, то ты сразу теряешь уважение.
- Великое становится сразу малозначимым…
- Абсолютно. Сразу человек теряет к Богу отношение, к сакрализации власти. Она же от Бога. «Несть власти не от Бога». А человек хохочет, называет смешными именами, говорит: «Царь – плохой. Он слабохарактерный». Ну, ты, козел вонючий, посмотри в зеркало - у тебя сильный характер? Чего же ты русский язык не выучил? Бе, ме – двух слов не можешь связать, еле-еле повторил слово «слабохарактерный». Ты – никто. А это – царь, назначенный тебе, дураку, Господом Богом. А ты говоришь «слабохарактерный». Зачем царю характер? Царь сказал шепотом – все бросились за него умирать. Все. Разговор окончен.
- Здесь зависть, батюшка. Почему я должен быть внизу, а он наверху?
- Ну, потому что он царь. Почему жираф наверху? Потому что у него шея длинная. А какой-нибудь броненосец ходит по земле и кушает насекомых, слизнячков всяких. Вот почему?
- В животном мире нет борьбы за главенство. А вот в человеческом роде есть.
- Животный мир, он без греха. Он в рамках инстинкта. А человеку нужно внушить какую-то дурь. Женщина и мужчина – они равны. Что за бред?
- Ну, эту идею подхватили и уже давно ее эксплуатируют…
- Ну, да. Пользуясь тем, что у женщины IQ пониже, ей очень нравятся подобные идеи, особенно, когда она не нашла успокоение своей души в семье. Можно изменить фразу: когда она никому не нужна, тогда она отстаивает эмансипацию, и таких много. Потому что ею мужчины пользуются как плевательницей, и все. А не то, чтобы ей послужить, как лучшему творению Божьему. И у людей все понятия, которые идут от Бога, смещаются, деградируют. Я, конечно, не ходил никогда, но может, ты помнишь, на Пушкинской площади Макдональдс. Я не знаю, есть он сейчас?
- По-моему, нет уже.
- Нет уже.
- А может, есть?
- Слава Богу. Какую-нибудь лучше другую, Красной коммуны бы площадь – но чтобы не отдавать Пушкинскую. И это было модно. Модно есть гадость. Люди часами стояли. Там все время была толпа. А тут сейчас я ехал по Тверской – очередь выходит за рамки этих широченных тротуаров, огромное количество молодых людей. Я вообще столько не видел никогда. Ну, может, когда-то, в детстве. Что же это? – заказал, чтобы мне объяснили. Мой партнер узнал в интернете. Оказывается, там какой-то айфон продают, который еще не вышел в продажу. И их охраняет милиция, чтобы их не задавили. Они хотят айфон следующей марки. У него какие-то функции, я не знаю. Я отстал от жизни. Но вот люди ставят палатки, ночуют там, а уже мороз на улице -1, - 2. Вот, это – интерес. Такой же, вот, как тогда, два десятка лет тому назад. Макдональдс абсолютно нельзя есть – это вредное наполнение желудка, которое вредно. Там есть привыкание. Конечно, молодой желудок все это переварит. И детей приучают, и так далее.
- И вот часто спрашивают: Бог ведая такую слабость человека ко греху, к соблазну, не дал ему крепкого духовного иммунитета?
- Дал. Сам пришел на землю. Спустился. Говорил не всем подряд, потому, что это бесполезно. А говорил только своим, которые полторы тысячи лет Его ожидали, которые знали одну - единственную книгу, о Нем, о Его заповеди. Они знали Его признаки. Вот Он пришел и только им говорил, чтобы через них все народы узнали эти великие иммунитеты. Все это Бог сделал. Он даже себя в жертву принес. Он объяснил, что - ну, что может заставить человека ночью в палатке место занимать, чтобы купить телефон? Ну, потерпи несколько месяцев и закажешь через интернет. Ты что, хочешь быть первым? Там написано, в этих книгах по поводу тщеславия, по поводу честолюбия, что это все гадость. Это, что приводит человека к смерти души. А человек разуверился и верит в новый айфон. Он хочет не приобрести, там, чистую совесть, любовь к матери, благодарность к отцу или сострадание к мальчику, который хуже учится, чтоб взять ему помочь – нет, он хочет новый айфон. Кусок пластмассы для него дороже живых людей. Не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
- То есть получается, что грех и, стоящий за ним диавол делает с человеком все, что хочет.
- Ну, конечно, грех – это наркотик.
- А Бог предлагает человеку иную жизнь?
- Да.
- И это предложение человек отвергает…
- Отвергает.
- И тогда какая у человека перспектива?
- Ад преисподнейший.
- Но ведь для Бога каждая погибшая душа – это потеря?
- Как говорят в американских фильмах – это его выбор. Каждого человека. Бог не может спасать насильно. Бог все, что от Него требовалось, сделал. За каждого грешника умер. Поэтому любой грешник может освободиться от греха, и Господь, если тот покается, то есть изменится, не взыщет даже. Все голубчик, то, за что ты должен был заплатить, заплачено кровью Христовой. Что тебе еще надо? Нет, надо айфон.
- Ну, вот, Господь и спрашивает: какой выкуп человек даст за душу свою?
- За душу свою. Ну, это уж – вопрос к каждому человеку. Что ты так вздыхаешь?
- Грустно, батюшка, от того, что люди вот так…
- Ну, грустно, можно так сказать. Но с другой стороны, человек сам хочет.
- Человек знает цену айфона, а цену причастия не знает. Цену общения с Богом не знает. И как ему тут выбрать Бога, если он не знает этого?
- В Москве есть человек, хотя бы один, кроме приезжих, который бы не знал слова «Библия»?
- Ну, молодец.
- Это не считается. Это еще развивающийся человек. Знают все. А все ли знают, что Библия каким-то образом связана с Богом?
- Знают.
- Вот. Просто одним, когда он читает, допустим, Евангелие, Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа - все же слова ему знакомы. А другому – нисколько. Ну, ты загляни хоть. О чем? Нет. Хочу айфон. Ну, хорошо, можно в гугле посмотреть, и тебе сейчас покажут. Ну, читай по страничке. - Нет. Будет всякое непотребство там выискивать. Гениальнейшее, человеческого гения, так сказать, изобретение - интернет, он использует для того, чтобы смотреть то, что пишут на всех заборах. Ну, потрясающе! Все равно, что лопата - из платины, а он навозных червей для завтрашней рыбалки ею выковыривает, так сказать, в навозной куче…
Вот что тут сделаешь? Сам говорить не может. Говорит: «Короче. Эта. Ну, эта. Ну. Короче» - вот и вся речь.
- Чтоб Евангелие читать, нужно все-таки знать немножко больше слов.
- Нет. Будет читать слова, он будет вспоминать, что он слова-то эти, в общем, слышал. Но сам процесс: складывать из букв слова, он настолько не привычен, что к концу фразы, он уже забывает, что в начале.
- Многие люди говорят на вопрос: «Читал ли ты Евангелие?» - «Начинал». «Я начинал, но что-то как-то не пошло».
- Не пошло.
- То есть человек не себя как бы считает виноватым, а в том, что что-то вот ему не открылось.
- Ну почему? В гугле-то открылось?
- В душе не открылось.
- В душе? А есть ли она там? Мне очень нравится выражение: дебилизация населения. В этом участвует сверху донизу огромное количество народа, а детей гораздо меньше, и они уже не могут этому сопротивляться. Только сопротивляться может этому - семья.
- То есть родители должны начать…
- Только родители. Ну, если тебе твои дети не нужны, то как они могут быть нужны какому-то дяде? Конечно, бывают учителя – подвижники. Бывает и тренер какой-то встретится, который хочет привить мальчику, девочке какие-то другие, благородные стремления. Но, к сожалению, это все реже и реже.
- Кстати, чужим людям удается порой лучше, чем самим родителям эта прививка.
- Потому что родители, когда с ними сталкиваешься, они оставляют впечатление, что требуются серьезные изменения.
- Откровение апостола Иоанна символично, как и притчи, или все будет так точно, как и написано там?
- Символично, конечно. Это видение.
- В котором Господь в виде символов указывает на грядущие времена.
- Жена, облеченная в Солнце. Женщина одета в ткань, которая соткана из солнечных лучей. Это что?
-Конечно, книга удивительная, но и во многом непонятная.
- Ну, естественно, чтобы прочесть любую книгу, нужно знать язык, на котором написана эта книга.
- Венчает она весь набор книг Священного Писания, самая последняя. Чтобы ее открыть, эту книгу, и понять: все предыдущее к этому ведет.
- Совершенно верно.
- Но когда человек берет в руки Библию, она его пугает уже своей толщиной. Это вот все нужно прочесть?
- Опять. Что значит нужно? Владимир Лосский всю Библию прочитывал каждый Великий пост. Кто-то его заставлял, что ли? Он и так ее знал практически наизусть. Нас дышать кто-то заставляет?
- Необходимость жить…
- Вот. Вот такое должно быть отношение к Священному Писанию. Необходимость жить Словом Божиим.
- И вот одни люди приходят к этому пониманию, а большинство – нет. Такое ощущение, что это Слово Божие – оно сокрыто от большинства людей.
- Да чего там сокрытого? Каждый русский человек знает слово «святое». Ну, каждый. Ну, хорошо, давай спросим: а какого святого ты знаешь? Обязательно назовет одного или двоих.
- Николая Чудотворца почти каждый вспомнит.
- Ну вот. Давай, найди его житие и прочитай. Вот какой жил святой. 1600 лет тому назад. Посмотри, что это значит – святость. Сравни свою жизнь с его. Чем он жил, к чему он стремился, в чем считал смысл своей жизни.
- Но это, если человеку интересно.
- Ну как может быть неинтересно? Ну, если людям интересно, какая команда выйдет в финал в грядущем чемпионате мира. Это-то какая разница? Где Пеле? Где Гарринча? Все – их нет. И денег, которые они заработали, тоже нет. Все. Было. А это сколько веков прошло - а все читают.
Когда происходит какое-нибудь чрезвычайное происшествие со школьниками, слышишь разговоры взрослых, что школа плохо воспитывает детей. Непонятно, как может школа воспитывать, и вообще, какого человека воспитывать, если ведь у нас до сих пор в стране нет государственной идеологии? Возможная ли это задача для школы в таких условиях –воспитывать?
- У нас уже была идеология. И она потерпела полный крах. Потому что она никого не воспитала. Государство рассыпалось у всех на глазах без всяких революций, просто отвалились целые куски с населением в 150 миллионов человек, даже больше. Что же она воспитала? Наверное, не смогла воспитать любви к Отечеству эта идеология. Никакой идеологии. Ну, сейчас, не знаю, заплатите - и вам десяточек на выбор идеологий составят. Это будет компиляция, конечно. Это не так просто – религию создать. Всегда на основе чего-то. Ленин - на основе Маркса. Маркс такое учение создал, социально-экономическое, политическое. Те его обожествили, и, вот, создалась такая вроде псевдорелигия. Потому что чтобы покориться идеологии, в ней должно содержаться как некое зерно какое-то утверждение, которое большая часть людей, не обязательно больше половины, но которые бы считали – истина. Ну, грубо говоря, найти такое количество людей, чтобы все время говорить «халва». И тогда они будут считать, что жизнь их сладкая. Вот такая идеология «халвы». У нас сейчас есть даже такая реклама про халву, я видал. Женщина там симпатичная – «халва». Всем внушить…
- Что вот он, путь к сладкой жизни….
- Вот путь – халва. Или карточка, на которой написано: совесть. Пожалуйста, карточку опускаешь – совесть вылетает. Чего там? Все дело в привычке.
- Ну вот, хотя социалистическая идеология и не привилась, но говорят, что моральные все-таки принципы были покрепче, чем сейчас.
- За счет спецслужб. За счет суровости наказаний, профессионализма следователей. И за счет огромнейшей оперативной работы. Каждый ЖЭК, каждый отдел кадров – все стучат и смотрят, а еще парторги, а еще комсорги. Все районы поделены и там всегда есть старший соответствующих органов. И все. Информация идет. Поступают сигналы. За рамки – вызывают для беседы куда-нибудь в красный уголок. И человеку объясняют, он говорит: простите, благословите - и его еще там вербуют. Не хочет в тюрьме – давай сам. Стук, стук – я твой друг. Вот и устои. Вот и патриотизм. Ты не хочешь в комсомол вступать – а ты что, против советской власти? А ты что вообще - фашист? Вот и все.
- И человеку не оставляли выбора никакого.
- Какой там выбор? Выбор только между тюрьмой и расстрелом. Это просто…
- Как многие ностальгию испытывают по тому времени!
- Ностальгию, потому что в лагере не сидели. А кто в лагере сидел… У меня, когда я был молодой, был сослуживец. Он служил в десанте. И их выбрасывали к немцам в тыл, что они там делали - я говорить не буду. Это, как говорится, не для прессы. А был такой случай, что один мальчик сбежал, когда они высадились, и побежал к немцам и сказал. Их окружили и всех практически убили. И моему сослуживцу, когда он уже был израненный весь, немец поставил сапог на грудь и крест - на крест из автомата, из Шмайсера, его располосовал. Он потерял сознание. А партизаны услышали, что идет боестолкновение и окружили немцев. Немцы убежали. А посмотрели, парень жив. Его в госпиталь отправили. Там он полежал - полежал, а потом пришел СМЕРШ. Его били, колотили уже поджившего, а потом направили на расстрел. Уже команду дали расстрелять, выстрелили в воздух, ну говорят, Родина тебя прощает. И куда его?
- В лагерь.
- Нет. В дисциплинарный батальон. А где ордена, которые он заработал до того, за предыдущее? Там, у него - орден Красной звезды был, еще какие-то ордена – всего лишили. Так вот, его не надо было агитировать, чего-то ему объяснять – он прекрасно разбирался в том, что происходит. Ну, он, конечно, умер сейчас, еще давно, при Брежневе. Я его рассказы слушал, он настолько в теме был, что даже не усомнишься, что он что-то там приукрашивает. Ну, а потом, когда открыл мне рубаху – я увидел следы от пуль, сколько их в него вошло. Это железный человек. Поэтому его туда и отправляли. Вот. Вот она, правда. Он и там побыл, и там побыл.
Как объяснить возглас Христа «Зачем Ты Меня оставил?»? Как это могло произойти, ведь Христос – Бог? Как мог Бог Его оставить?
- Дело вот в чем, Христос был Сын Божий и Сын Человеческий. И Он испытал смертную муку такую, когда отошла благодать Божия, это было Промыслом Божиим так устроено, чтоб Он испытал как человек то, что может быть с каждым.
Мне 56 лет, я москвичка. Я при социализме родилась и большую часть жизни прожила. Может быть, я не очень правильно поняла, возможно, ваше высказывание, что при социализме как бы нравственность держалась исключительно на прокуратуре, следствии… Я неправильно поняла, да?
- Слово «исключительно» я не произносил.
Да? Просто, я, наверное, неправильно поняла, потому что у меня большое количество подруг. Люди были чуткие и добрые, хорошие …
- И я могу засвидетельствовать, я окружен в церкви вот такими людьми: чуткими, жалостными, хорошими и работящими.
То -есть тогда тоже были такие люди?
- Конечно. Не то, что были, а дело в том, что их мамы и папы в церковно-приходской школе Закон Божий проходили.
Ну, моя-то мама с папой не проходили. Им вот по 80 лет. Они…
- Ну, они еще маленькие были. Но их мамы папы и мамы проходили. И они их воспитали. Что, партия и правительство, что ли, воспитало? Нет. Воспитали те - вот, мы. И то, чему они успели у нас научиться, то и есть. Не все сразу улетучилось. Очень многое осталось.
Ну, да.
- Да. А как можно спорить? Это же не прямо – раз – выключили лампочку, и люди погрузились во мрак. Да нет. А в лагере, сколько людей попадалось, мне рассказывали бывшие зэки.
Ну да. Люди порядочные были во все времена...
- Конечно. Конечно. Обязательно. Но порядок в стране был очень жесткий, в силу того, что власть-то была нелегитимная, пришли-то к власти – уголовные элементы. Сталин же кто такой? Это же каторжник!
Ну да. У нас и сейчас там хватает, не будем по радио уже об этом говорить.
- А, вот видите, вы боитесь…
Нет, это не я боюсь. Я просто помню, один раз батюшка Олег Стеняев, которого я очень уважаю, на какой-то подобный вопрос ответил так: «Я вас прошу, если я вам буду отвечать на подобный вопрос, то радиостанцию Радонеж могут и закрыть».
- Кстати, почему? У нас же есть радио «Эхо Москвы» - вообще такое говорит.
Ну, они – это да!
- Значит, кому-то можно? Так чего бояться-то? Раз боятся – вот это и говорит, откуда у нас этот страх. Если захотят закрыть, закроют через 15 минут.
Ну, это, да.
- Не успеете даже новости послушать.
Батюшка, подскажите, посещение всенощного бдения под воскресные дни и праздничные дни обязательно ли для христианина?
- Иначе – расстрел на месте. Ходят по домам: ты почему не на всенощной? И тут же, прямо из кровати выволакивают.
- Вопрос возник из того, что батюшки не допускают до причастия, если не был накануне на службе.
- Ну, идите к нам в храм. Всех приглашаю в Благовещенский храм. Тебя и поисповедуют, и никто не спросит, во сколько ты пришел. Все батюшки как один. А у нас очень часто батюшки бывают, приезжие, из разных стран даже. Если кто-то из них скажет: «На Всенощной был?» - то сразу ко мне. Нечего ходить туда, где не пущают.
- Ну, в Москве у нас есть выбор.
- Ну, да.
В православной литературе и интернете много говорится о важности Иисусовой молитвы. Мне хотелось бы ее молиться. Но получается механически, мысли тут же куда-то уплывают. Произношу молитву в уме, но она превращается в простое произнесение слов. Что можно тут сделать?
- Владыка Игнатий Брянчанинов рекомендует, чтобы ум входил в слова молитвы.
- А ум убегает, рассеивается…
- Ну, что? Опять возвращается. И опять. Все время идет усилие ума. На это уйдет много лет. А потом, когда Господь увидит, что ты упорен в своем желании, Он ослабит это.
- Даст тебе просимое.
- Обязательно. Ненадолго сначала. Но, по крайней мере, почувствуешь, что это такое. И уже памятуя об этом, будешь еще усердней.
- Многие новоначальные, только приходящие в храм люди, в восторге рассказывают о своих духовных переживаниях. И как молилось им радостно, и как в храме стоят, не замечая времени, и многое, многое то, что потом куда-то уходит. И вот даже люди недоумевают, чем я согрешил, что все это ушло?
- Ну, все по-разному. Обычно это уходит от осуждения других. Самое распространенное. Раз осудил – значит, превознесся, раз превознесся – значил, впал в гордость, раз впал в гордость – значит, отошел от тебя Дух Святый, раз от тебя отошел Дух Святый – на этом твоя молитва кончилась.
- Но ведь дал Господь человеку как бы в аванс…
- Ну, дал. Благодари Бога. Может не дать.
- А потом человек даже некое разочарование переживает…
- А не надо очаровываться…
- Ну, ему казалось, что все вот так будет…
- Да. Сейчас.
- Ощущение, что Бог дал, Бог взял…
- Это верно. Это правильное ощущение.
Является ли основанием, чтобы не допустить человека до причастия в воскресение и не только в воскресение, если он пришел на литургию перед Символом Веры?
Это на усмотрение батюшки, к которому вы ходите.
Известно, что для того, чтобы Бог исполнил то хорошее, о чем человек просит в молитве, он должен просить с несомненной верой, но как можем мы быть уверены, что так оно и будет?
- Так же быть уверенным, что зимой будет снег, а летом будет тепло.
- А если Богу будет по какой-то причине неугодно исполнить нашу просьбу?
- Ну, тогда в отдельных случаях бывает и летом снег. Чтоб человек призадумался. Что Бог «идеже хощет» нарушает «естества чин». А чин Он Сам установил. «Творит бо елико хощет».
В Евангелии написано, что Иисус Христос говорит: плохо, когда о вас будут все говорить хорошо, то есть вы соглашаетесь и тем и с другим мнением. А в другом месте говорится: отдайте все, если вас будут на суд тянуть, то вы должны с этим своим состязателем примириться, пойти на компромисс. Я это не понимаю.
- Ну, не понимаете. Чего же? Отец Александр, объясни бедной женщине.
- Когда Господь говорит о примирении со своим соперником, здесь речь идет о совести человека.
- Правильно.
- Чтобы человек примерился со своей совестью. И вместе с тем примирился с Богом. Ибо совесть есть голос Божий в нас. Вот об этом идет речь.
В храм хожу пять лет. Привычка молиться вслух. А надо ли переходить к молитве в уме. И как это лучше сделать?
- Прямо теряешься. У меня привычка ездить на трамвае, надо ли переходить на автобус? Да как хочешь. Христианство – это есть свобода. А молитва – это есть умное делание. Ты можешь про себя молиться, можешь вслух. Но вслух при условии, что ты никому не мешаешь. А то бывает, что даже в алтаре, возьмет кто-то из священнослужителей и начинает петь. Ты о других-то подумал? Ты хоть сольфеджио занимался? Ну, зачем же деревянной пилой по нервам соседям по алтарю елозить? У тебя душа поет? Отлично. Пусть поет про себя.
- Такая ситуация частенько в храме возникает…
- Ну, да. Чем хуже у человека слух, тем громче он поет. Вот, а христианство – это когда ты думаешь о людях. Некоторые не понимают, что чавкать за столом – это не христианство.
Как относиться к необязательности? У меня знакомый есть и православный, да обещает что-то и не исполняет.
- При встрече надо бить сразу. И не объяснять за что. Пусть сам догадывается.
Это вообще грех или как это?
- Пусть сам. Ну, Александр, вы же так не делаете?
Надоедает напоминать…
- Не делаете? И довольно. А кого-то учить или лечить – это дело бесполезное.
Но ведь православные люди…
- Знаете, есть такое выражение – «православие головного мозга»? Не встречали? А я встретил – мне очень понравилось. Что православный? Если человек является официальным православным христианином, у него справка о крещении, то что? Все что ли? Он уже преподобный, что ли? Как-то вы больно смело рассуждаете.
Спаси и сохрани вас Господь! Благодарю за внимание.
Добавить комментарий