Перейти к основному содержанию

17:26 22.08.2019

Однажды у святого Серафима Саровского спросили: отче, а почему сейчас нет таких великих святых, какие были раньше в древности? С вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин).

14.07.2014 08:07:16

Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый вечер радиослушатели радио «Радонеж». Сегодня мы работаем в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать по смс. И сегодня на связи с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясенево. И настоятель строящегося Покровского храма, что также находится в Ясенево.

Однажды у святого Серафима Саровского спросили: отче, а почему сейчас нет таких великих святых, какие были раньше в древности? И преподобный ответил: Нет. Потому, что у людей не хватает решимос-ти. А Христос вчера и сегодня тот же во веки. И вот милостью божьей несколько недель назад я вернулся со Святой афонской горы, и я там видел святых людей и людей, преисполненных решимости. Людей, которые на самом деле как ангелы служат Богу день и ночь. И вот этими впечатлениями, воспоминаниями, которые станут для нас духовным примером и назиданием, хотелось бы поделиться сегодня в прямом эфире с вами, дорогие братья и сестры.

Прежде всего, меня на Афоне поразил режим и расписание богослужений. Вот нам порой не хватает, как мы думаем, сна. Мы поздно ложимся и поздно встаем, не высыпаемся. Нам все время некогда, работа отнимает очень много времени. Эти бесконечные труды, занятия. В субботу и в воскресенье пытаемся прийти в себя, отоспаться.

А вот интересно, как подвизаются братья- монахи на святой афонской горе. На ней 20 монастырей. Из них три славянских. Это наш Пантелеймов монастырь, болгарский монастырь Зограф, где хранится вселенская чудотворная икона Божьей Матери Трое
ручицы. И в сербском монастыре хранится икона Божьей Матери Троеручицы. А болгарский монастырь Зограф имеет три чудотворные иконы Георгия Победоносца. Почти во всех монастырях богослужение начинается в три-четыре часа утра. Где-то в три, где-то в половине четвертого. А большая часть монастырей- в четыре часа утра. А до этого у каждого монаха есть определенное монашеское делание. Его монашеское келейное правило, которое состоит для схимников- а большинство монахов святой афонской горы схимники- и у них есть определенные правила, данные им духовниками. У них есть определенный обычай, традиция афонской горы.

Они совершают 2400 Иисусовых молитв. Понятно конечно, что эта цифра приблизительна. У каждого есть определенная свобода и количество времени, которое на это употребляется. Сюда входит и чтение Псалтыря, и Священного писания, и святых отцов. Они свое монашеское правило, по традиции святой Афонской горы, совершают до начала богослужения. Тогда представляете, во сколько же встает братия, чтобы начать богослужение в четыре часа утра!

И вот они от всей души подвизаются на святой Афонской горе в посте и молитве. А богослужение –утреня, часы литургия- в среднем оно заканчивается часов в 8-8.30 утра. Итак, с 4 часов до половины девятого- четыре-четыре с половиной часа утренней молитвы. И затем по обычаю Афона сразу обед. Когда мы были на Афоне -мы видели, из чего состоит этот обед. Оказывается, это всего две перемены блюд. Салат и второе. А первого, как и в Европе, не знают.

Это мы россияне, имеем щи, борщ, супы и прочие вкусности. А здесь в монастыре всего два блюда: салат и второе. Второе- это может быть жареная картошка или рис. Обязательно оливки, хлеб. И что меня тоже поразило- на столе в течение года нет ни чая, ни соков, ни кваса, ни компотов, ни морса, ничего. Стоит железный кувшин с водой, стоит сухое вино, кроме среды и пятницы. Причем вино мы пробовали. Очень кислое. То есть, особо то не попьешь.

И вот они как южные люди, даже зимой пьют одно только это кислое вино и воду. И я про себя подумал: вот это да! А мы, русские монахи, смогли бы так на простой воде продержаться? Как старец Амвросий Оптинский рассказывал, пришли братья и говорят: скажем- на духовном совете решили, чтобы они чай не пили. И тогда старец Амвросий сказал: монаху с чаем расстаться- что с душой расстаться. В наших зимних условиях, конечно, особое отношение к чаю.

И вот так подвизаются: простая вода круглый год. Я у них спросил, мне просто было любопытно: а келейно разрешается вкушение еды? Оказывается, вся братия, включая игумена, посещает трапезу. И вне трапезы вкушение пищи уже не благословляется.

Благословляется дома, если ты больной или есть какая-то необходимость. Это уже келейно можно чай, кофе, мед и варенье. Но без всяких баранок, сушек, печенья. То- есть без еды. Вот если тебе надо для здоровья, для легких, и прочее-пей. Вот такая аскеза. И так круглый год.

Еще я был потрясен, ну тоже какое-то любопытство возникло в этот момент. Меня посадили за священнический стол в сербском монастыре за несколько минут до того, как соберутся на трапезу все монахи, священники и паломники. Я пошел за самый дальний стол, где должны были сидеть паломники, чтобы посмотреть: им одинаковую пищу дадут с братией или нет. И я был потрясен. Им дали точно такую же пищу. Кстати, в том монастыре мне запомнилось, что был салат с китайской капустой и огромный кусок омлета со стручковой фасолью.

Если бы это было в наших условиях, то этот кусок омлета мог бы быть спокойно разделен на четыре части. Но с учетом того, что это было утром, а следующая трапеза будет только вечером. Монахи на Афоне вкушают пищу два раза в день в течение всего года. Только два раза в день. А в понедельник, в среду и в пятницу- вообще один раз и без масла.

Вот мы говорим: сбалансированное питание, недостаток белковой пищи, витаминов- мол, все это нужно же для здоровья! Нас же ноги таскать не будут, если так подвизаться. Многие воспринимают начало того или иного поста как некое бремя, как некое ущемление наших духовных и телесных прав. На самом деле здоровье -оно не от яиц, и не от молока и сыра, не от мяса и не от колбасы. А здоровье- от Бога.

Как мы подвизаемся? Как кто-то из святых отцов сказал: сколько ты отнимешь у чрева- столько ты придашь духу. И оптинские старцы говорили: сытое брюхо к молитве глухо. И вот спрашивается, как влияет такой подвиг на сон, которому отводится предельно малое время? Потом дальше расскажу этот режим питания. Мы бы сказали: скудное, недостаточное. А какие плоды этого подвига и этого воздержания? А они потрясающие. У настоятеля нашего Пантелеймоновского монастыря архимандрита Илия через несколько дней будет день рождения. И ему исполнится 99 лет.

Представляете? 99 лет. Каждую неделю во вторник, среду и четверг он ездит в Салоники. Это два часа плыть на корабле до приморского городка, а потом еще 200 км на машине за продуктами для всего монастыря. Через неделю. Сам закупает продукты для монастыря. Ему в шутку говорят: батюшка, ну доверьте кому-нибудь это. У вас уже возраст такой. Нет, -говорит. Они ни в чем не разбираются. Еще купят что-то не то. Сгниет все. Я уж лучше сам. 99 лет…

Причем про него интересно рассказывают. У каждого монастыря есть своя пристань. И паром, который курсирует между портовым городом, который находится в городке Уранополис, туда доставляются строительные материалы кораблями, паромами, и продукты питания. И вот старец, архимандрит Илия, когда он на рефрижераторе заезжает на паром- то открывает псалтырь, и все два часа морского пути не выпускает его из рук.

Другие погуляли бы по кораблю, с кем-то встретились. Тем более- корабль полон монахов из того или иного монастыря. Молодых бы потянуло пообщаться, узнать новости, а святые люди из рук не выпускают псалтырь. И вот так же служит наместник, исполняет последнее послушание. Что интересно- в некоторых храмах хор перед чтением апостолов поет песнопение: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас»- на греческом, конечно

Так вот, греки наместника нашего Пантелеймоновского монастыря прозвали «Агиос Афанатос»- Святый Бессмертный, за его 99-летний возраст. Когда я об этом узнал, то, конечно, очень удивился. Мало того, что посещает все службы: утром, вечером, обед, ужин, еще на машине ездит за продуктами за 400 километров. Едва ли он не самый старший настоятель на Афоне, но есть монахи столетнего возраста. Одному 104 года и двум или трем по 100 лет.

Само афонское братство на сегодняшний день составляет двадцать монастырей, около пяти скитов и многочисленные кельи, где подвизаются братья по два, по три, по десять, по пятнадцать человек, может быть и больше. И вот таких келий насчитывается на Афоне около пятисот. И некоторые говорят, что на Афоне около трех-трех с половиной тысяч монахов подвизается на сегодняшний день.

Вот такое огромное ангельское братство, которое вымаливает и которое связывает наш мир с Богом как канатом. Как канат, когда заходит огромный лайнер в порт, то его привязывают канатом к пирсу, чтобы его не вынесло в море. Так и монахи молитвой своей связывают небо и землю, и милость божию привлекают на нас с вами, простых людей, которые обременены и семейными заботами, и трудами, и делами. Поэтому молитвами монахов держится этот мир. Мне так, во всяком случае, кажется.

И полностью завершается устав после обеда, который заканчивается часов в девять утра. Далее- послушание до наступления жары. Потому что это все-таки Греция. До жары, где-то до двух часов послушание, потом свободное время, дневной отдых. И в пять часов вечера братия опять собирается в храм на богослужение. Совершается девятый час, вечерня, и сразу после окончания богослужения братия выходит из храма, и в трапезной накрыт ужин.

Ужин состоит тоже из двух блюд. Салат, второе. Если это не постный день, то на столе отличать день ото дня поможет наличие брынзы или куска рыбы. Причем эту рыбу дают в основном только по большим праздникам. Когда я спросил, а почему рыба только по большим праздникам? Казалось, всего лишь рыба…Она, говорит, берет очень много времени на готовку. Ее надо чистить, а братства маленькие, и все хотят быть на богослужениях. И мы не можем только ради еды сделать так, чтобы часть монахов только готовила, а другая часть только молилась.

Поэтому на само приготовление еды должно тратиться н много времени. Поэтому пища очень простая, не занимающая много времени на готовку. Например, вместо салата могут быть просто в навалку овощи: огурцы, помидоры, лук. Вот, так сказать, бери, пожалуйста, и ешь. Чтобы не тратить времени на приготовление.

Когда мы были в одном монастыре- там совершалось с субботы на воскресенье всенощное бдение. Сначала вечерня, а потом рано утром началась праздничная утреня, потом литургия. Закончилось это часов в десять. То- есть утром было четыре-пять часов молитвы, и я про себя подумал: ну вот такая молитва, мы славно помолились, мы славно потрудились, и теперь мы славно пообедаем. И мы с каким-то послушником пошли в трапезную. А там был кофе и бутерброд с сыром типа шведского стола. И тогда я говорю: а где же обед?

И тогда он говорит: а все братья молились, и теперь обед будет только через два часа. Вот теперь кто помолился, и кто имеет послушание, вот теперь они пойдут в трапезную, начнут готовить, и обед будет только через два часа. Я про себя подумал: вот это да! Сто процентов на богослужении. Главные молитвы, главный воскресный день. А то, что касается еды, то это уже извините, во вторую очередь, когда все помолились. А теперь приготовим еду -и тогда уже все остальное.

Я подумал, что у нас, в наших монастырях немного по-другому. Часть на богослужении, часть на готовке, а многие вообще несут бессменное послушание на готовке. Как однажды Серафима Саровского спросили: отче, скажи, а как ты думаешь, кто больше всех подвизается в нашем Саровском монастыре, кто больше всего Богу угодил? Как ты думаешь? И тогда он говорит: отставной солдат Федор, который на кухне трудится. И тогда они говорят: так ведь он почти на богослужении не бывает? Он же круглые сутки в трапезной! А чем же он так Богу угодил? Есть братья, которые подвизаются в храме, а он почти и не молился. Потому что он все время на кухне находится, а в храм ему ходить некогда. Потому что он готовит с утра до ночи.

И тогда Серафим Саровский сказал: он, когда был солдатом, имел такой крутой характер, что за малейшее обидное слово готов был голову открутить. А сейчас во всем вам угождает и смиряется. Когда скажут, что плохо приготовлено, и невкусная пища, и так далее- все он это терпит внутри себя. И Серафим Саровский вспоминает слова Златоуста, который сказал: овца не увенчается за свою кротость, потому что она такой родилась.

А если лев или волк будет как овца, он за это увенчается. Так вот и Федор. Больше всех подвизается в нашем монастыре. Так вот видите, с утра до ночи был на кухне, нес послушание и не имел возможности ходить на богослужения так часто, как бы ему хотелось. А вот в греческих монастырях, в которых мы побывали, все подчинено главному: молитве, а потом уже когда освободились, потом уже все остальное, что касается нашей обыкновенной плотской жизни.

-У нас в студии есть первый звонок. Слушаем вас. Говорите.

 -Алло, здравствуйте

 -Здравствуйте.

 -Батюшка, благословите.

 -Бог благословит.

 - Простите за такой вопрос. Батюшка, вы монах.

 -Стараюсь…

 -Вы прошли путь в наших монастырях…

 -Да.

 -Вы можете подытожить жизнь там. Голодно все-таки?

 -Слушайте, такой интересный вопрос…

 -Это тяжелый путь…

 -Такой интересный вопрос, очень вас благодарю, потому что я как раз думал, коснуться этого вопроса или не коснуться. Так вот, заканчивается богослужение- и опять трапеза. И опять два блюда. Только получается так: если в наших монастырях, когда есть какие-то разносолы, мы думаем: вот это я буду, вот это я не буду. А тут обед был в девять утра, а ужин в шесть вечера. И естественно, что ты проголодался, и то, что тебе дали на трапезе, ты все это съедаешь.

Я смотрел на трапезе по тарелкам. То есть там все съедено подчистую, то- есть ничего не остается, ничего не выкидывается. Все настолько рационально и настолько это веками отработано, и порции, и так сказать, прочее. Я сначала про себя подумал: слушай, а как я тут буду обходиться? Я ноги- то не протяну здесь? Но первые два дня мне немножко было непривычно, а потом уже втягиваешься. И даже уже этой порции становится вполне уже достаточно. Почему?

А потому что нет внутренних переживаний, тревоги. Потому что и медики, и мы сами наблюдаем, когда человек в стрессовом состоянии, он ест. Как у нас есть такое выражение: он стресс заедает. То есть человек расстроился. Новость плохая, кто-то его расстроил, дома ссора, неприятность на работе. Начальник нагрузил, наехал- и человек хочет себя как-то утешить. А чем он себя утешает? А утешает он себя едой.

А поскольку сам Афон- это отпускной период, и действует какая-то определенная отключка от повседневных дел, забот. И это все влияет на духовную жизнь. Кто-то из святых отцов сказал: когда я встречу паломника и странника, того, кто придет ко мне для духовной беседы, я должен после этого съесть чуть больше. То -есть я в себе вижу аппетит. Когда я в уединении и молитве- мне нужно меньше пищи. И даже внешнее общение силы забирает. Поэтому все сбалансировано.

Потому что Афон- это тысячелетняя история монашества. Спрашивается- а мы можем какой-то пример взять? Оказывается, что можем. У нас в «Часослове» есть молитва перед обедом и молитва перед ужином. И нет никакой молитвы перед завтраком. То- есть предполагалось в монастырях двухразовое питание. У нас, конечно, такого нет. У нас и четырех и пятиразовое питание, всякие перекусы.

Но на самом деле мы себя тоже должны каким-то образом в чем-то ограничивать, подстраивать себя под какой-то режим. Это было бы благоразумно. Однажды Пахомий Великий, когда ангел давал ему устав, он у него спросил: а если я захочу есть? Что мне делать? Ну, встань и поешь. А если пройдет какое-то время, и я захочу опять поесть ночью? Встань и поешь. И тогда я еще у тебя спрошу: а если я опять захочу поесть? Тогда он ему говорит: Пахомий, ты же не свинья!

И из этого Пахомий заключил, что монашеский устав предполагает питание два раза в день. Поэтому мы не говорим о копировании, об этой строгости. Самое главное, как говорил Василий Великий, пост должен быть не выше сил, но и не ниже сил. И самое главное мне так кажется, что даже не столько важно наше воздержание в пище и питье- хотя это тоже имеет определенное значение- главное- это обратить внимание на то, что мы думаем, что мы говорим и как мы поступаем.

Потому что тут же Василий Великий сказал, что мы не телоубийцы, мы страстоубийцы. И кто-то сказал: если бы вся благодать и все преимущество поста заключалось только в одной пище, если бы только в этом был весь смысл поста, тогда коровы были бы святыми. Потому что у них пост круглый год. Но там нет никакого душевного и духовного делания.

Поэтому не только в этом мы должны подвизаться-в количестве пищи, в качестве пищи. Но еще более мы должны подвизаться в душевных и духовных добродетелях, исполняя слово божие среди тех людей, среди которых мы с вами живем.

 -У нас в студии есть еще звонок. Слушаем вас. Говорите.

 -Алло, здравствуйте

 -Здравствуйте.

 -Батюшка, благословите.

 -Бог благословит.

 -Раба божия Анна из Москвы. Вы знаете, я может быть не оригинальна в своем вопросе, но мне очень хочется узнать.

Может быть, старцы что-то говорили о судьбе Крыма, Новороссии, России? Это первый вопрос. А второй вопрос, вот вы сейчас говорили про пост…

 -Да-да…

 -У меня тоже такая проблема, у меня дети семи и пяти лет и я просто не даю им мяса. Хотя бы так обозначить пост. Вот сегодня папа ест колбасу, а им тоже хочется. И я не знаю, как мне быть? Все-таки в таком возрасте их надо уже приучать к посту или еще рано? Или не давать им смотреть мультики, какие-то развлечения? Может быть, сладкого им не есть? Как грамотнее это сделать?

-Дело в том, что пост по принуждению- это все-таки не пост. Пост-это не по принуждению, а только когда это будет добровольный выбор. Надо объяснить, что вот так мы упражняемся. Мы повелеваем своим телом, или тело повелевает нами? Вот ты вырастешь воином-десантником. Там тоже есть свои трудности. Поэтому к трудностям надо готовиться заранее. Ты готов быть воином? Ну, в детском возрасте, как правило, все хотят. Смотрят мультфильмы и сказки про богатырей. Ну, а как вот богатырь? Ты что думаешь, что когда вырастешь и пойдешь воевать, тебе трехразовое питание будут подносить, и, как в солдатской столовой, два-три блюда на выбор? Нет, тогда будут определенные трудности. Так давай сейчас. Ты же богатырь? Богатырь. Ну, так давай попробуем.

И вот при таком объяснении, насколько это возможно- добровольно попытаться. Здесь уже вступает в силу материнская фантазия. Но это так надо. Потому что если просто не давать без объяснения, то ребенок ничего не поймет. Ну, не дали мяса. А ради чего? И будут возникать какие-то вопросы без ответов.

И поэтому оптинские старцы говорили: конечно, если детей с малолетства к этому не приучить, тогда потом бывает очень тяжело. Но во всяком случае это должно быть безусловно через объяснение. Примерное объяснение я сейчас вам дал как пример, а дальше уже ваше родительское рассуждение поможет направить к этому.

Кстати, святитель Феофан Затворник однажды говорил: вы жена, мать, хозяйка. Во исполнении сих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. Поэтому я говорю вам: ожидайте и вы венца мученического. Таково наставление, таковое пожелание Феофана, обращенное ко всем матерям. Поэтому, конечно, надо и молиться, и переживать, и воспитывать. И по большей части вы правильно дали сами и ответ.

Конечно, надо следить за его мультфильмами, за его словами, за его делами, поступками, общением…Подошла одна накануне поста одна женщина и говорит: батюшка, я не представляю как сейчас, в наше время воспитывать детей. Дома одно, в детском саду другое. У нее разновозрастные дети, всего четверо детей. Дома одно, в школе другое, интернет- третье, улица- четвертое, друзья- пятое, храм -шестое.

То- есть везде на ребенка оказывается разное влияние. В храме один, дома другой, на улице совершенно третий. Я, -говорит, -не представляю. А мне перед этим запала такая мысль. Мне показалось она довольно интересная. А мысль выражалась в следующем: когда я слышу- я забываю, когда я вижу- я запоминаю, когда я делаю- я понимаю.

Когда он слышит наставления о христианской жизни, о добродетели ее, о радости этой духовной жизни, когда он только слышит- он забывает. Когда он видит в семье мир, согласие, самоотверженную любовь, распятие своего собственного эгоизма, желание идти на уступки, молитвенную атмосферу в жизни- он усваивает. А так, что детям говорится, что смотреть телевизор вредно, а сами уткнулись в телевизор. Или ты там с компьютером поосторожнее, а сами сутками в компьютере сидят. Он должен в семье видеть примеры для своей жизни.

А когда он начнет поступать по- христиански, тогда он начнет понимать радость духовной жизни. Для чего это? Когда он начнет делать, тогда он начнет понимать. Старец Паисий Афонский-кстати мы в этом году были в келье преподобного старца Паисия Афонского, где он подвизался много-много лет. А меня Господь сподобил в 1993 году видеть старца Паисия и иметь с ним краткую беседу. Даже не столько беседу, сколько благословение. В течение передачи мы, может, еще к этому вернемся.

Так вот старец Паисий говорил: вот, смотрите. Мы должны опытным путем узнать, что такое радость божественная и радость человеческая. Есть две радости. Вот смотри, тебе дали книгу. Это радость человеческая. Ты принял дар, ты прочитал книгу, и ты ее отдал. Ты у этого человека вызвал у него человеческую радость, но ты получил божественную. Ты отдал, и ты опытно можешь узнать, что такое радость божественная.

Потому что блаженнее отдавать, нежели принимать. И в этой связи есть потрясающий пример. Однажды какой-то доброхот пришел в монастырь. Это был египетский монастырь. Большая скудность: хлеб, вода, чечевица, никаких фруктов, овощей. И он наместника монастыря угостил гроздью винограда, который с собой принес, может, из Александрии, из столицы Египта после какой-то беседы, и ушел. И старец вспомнил, что в монастыре есть старый монах. Ему, наверное, будет полезнее этот вкусный витаминный плод. И он отнес его ему.

Тот его принял, поблагодарил, посмотрел на него и вспомнил про своего собрата и сказал: Ну, мне то уже все равно, может, ему он будет полезней для здоровья и отнес ему. А тот другому передал. И в конце концов эта гроздь винограда дошла чуть ли не до последнего послушника. А в монастыре было всего человек 10-15. Послушник приходит опять к настоятелю и говорит: здесь был какой-то доброхот и сказал это передать вам. И настоятель монастыря узнает ту самую кисть винограда, которую он отнес старцу. Он встал на колени, и у него пролились слезы. И он возблагодарил Бога за то, что у него такая братия. Он увидел, что эта кисть винограда сделала круг. И вот старец Паисий говорил: ну, принять и съесть- это радость человеческая, и мы можем ее испытывать, пожалуйста. Но ты можешь иметь и радость божественную. Вот через такие малюсенькие поступки- правда, этот поступок не малюсенький, а довольно значительный, просто огромный. Но в повседневной жизни ребенку надо дать возможность делать и жить по-христиански- и тогда он начнет понимать радость духовной жизни.

Для чего существует пост, для чего существуют молитвы, для чего нужно воздержание от телевизора? Для чего те или иные слова мы можем говорить, а другие не имеем права говорить? Мы можем опытным путем узнать радость духовного делания.

 -У нас в студии есть еще звонок. Слушаем вас. Говорите.

 -Здравствуйте, батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Батюшка, благословите.

 -Бог благословит.

 -У меня вопрос в продолжение темы несения семейного креста…

 -Да-да.

 -А вопрос такой. Мне в моей жизни пришлось сделать тяжелый выбор. Вступая в семейную жизнь, выходя замуж. Потому что отец Николай с острова Залит благословил меня в монастырь. И у меня действительно были такие планы, желание посвятить себя Богу. Но потом, как бывает в таких ситуациях, появился человек, который предложил мне выйти за него замуж. В общем, я сделала, как мне показалось, правильный выбор, решив, что я еще не готова к монашеской жизни. И все это были просто какие-то фантазии.

Вопрос такой. После свадьбы уже пятнадцать лет прошло, у нас двое детей, и очень сильные скорби. И может быть, мой случай кого-то предостережет от таких поступков, такого выбора? Очень сильные скорби и с мужем, и со свекровью, и с детьми. И в последнее время просто приходится бороться, прости Господи, с желанием просто наложить на себя руки.

Батюшка, что вы можете посоветовать? В таких случаях я и молюсь, и читаю Евангелие, стараюсь чаще ходить в храм, но когда накатывает это желание- то я с трудом могу с собой совладать. Что в таких случаях делать? Это первый вопрос. И второй вопрос: когда вас можно застать в Ясенево?

 -Ну, точно в субботу и в воскресенье. А так на буднях я по очереди то в одном храме, то в другом храме. Потому что каждый день то в Покровском или в Петропавловском храме, особенно утром. Поэтому если будет такая необходимость, то пожалуйста. Особенно суббота вечером и воскресенье утром. Можно и в воскресенье вечером. Вот. А вопрос то действительно на самом деле непростой.

Дело в том, что надо начать с главного. Надо перестать возвращаться к тому, что было. Это уже совершилось. У вас семья, у вас пятнадцать лет брака, у вас дети. Понятно, что было дано обещание. По силам- не по силам оно, но не сложились обстоятельства. И надо жить в тех обстоятельствах, которые вам посылает Господь.

И я думаю, что надо все-таки начать не со всех проблем сразу. А начать с той, которая легче всего будет для вас решаться. То ли обратить внимание на свекровь, чтобы с ней были налажены отношения. Потому что, может быть, из-за них постоянно идет расстройство, недовольство. И это вызывает больше всего трений. Или с мужем попытаться наладить отношения, или рассмотреть от того или иного ребенка исходящие искушения и проблемы, которые при этом создаются.

Потому что сразу со всеми это сложно будет. Если все проблемы начать решать сразу. Надо начать сначала с чего-то более удобоваримого, насколько это вам позволят обстоятельства. Тяжелые обстоятельства жизни- они есть у всех. Человек без них не проживет. И у монахов, и у семейных людей, я вас уверяю, их предостаточно.

Надо только просить у Бога веры и упования на то, что все мы все ходим под Богом. Бог какой? Благой. А если он благой, значит то или иное обстоятельство жизни -это не наказание в смысле мести, а наказание в смысле наказ, научение. И Златоуст однажды сказал: Бог по жизни нам посылает именно таких людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня. Если мы сами этого захотим и не будем противится этому врачеванию божьему.

И потом еще есть потрясающее у Златоуста такое открытие. Однажды он сказал: у Бога польза больше, чем наказание. У Бога польза больше, чем наказание. Тяжело со свекровью? Да. Тяжело. Тяжело с мужем, который, может быть, не разделяет ваших религиозных взглядов? Да. Тяжело с детьми, которые большей частью проявляют и эгоизм, и непослушание, и своеволие и самость? Да. Потому что не найдешь сейчас детей, которые с первого слова бы слушались. Думали бы о других, а не только о себе. Были бы чужды эгоизму, имели бы благодарность, воспитанность. Где таких найдешь?

С другой стороны это плоды вашего воспитания. И поэтому это тоже, так сказать, обстоятельства жизни, они должны чему-то научить. А научить чему? Вот любой человек, находясь в тяжелых обстоятельствах, в конце концов он хватается за небо, за Бога, за молитву, это его плод его непростой жизни. Это его правильный выбор и его правильный выход.

 Но одной молитвы здесь мало. Важно еще самой жить по тем духовным и человеческим правилам, которые у нас в жизни существуют. Но если свекровь как родительница чем-то недовольна, на это надо обратить внимание. Тот же Златоуст говорит, что 60% того, что о нас говорят люди- это правда, это справедливо. Поэтому надо тоже прислушаться: а в чем собственно вопрос? В чем, собственно, претензия? Это справедливо.

Нам кажется, что это какая-то напраслина, пустые какие-то требования. Старец Паисий Афонский , о котором мы уже упоминали, он говорил: постарайся сделать так, чтобы тобой были довольны твои родители. И тобой будет доволен Бог. Если тобой не довольны твои родители, тобой не доволен и Бог.

Свекровь в старые добрые времена называли мамой. Поэтому свекровь тоже является родительницей. Потому что она мать мужа. А муж и жена одна плоть. И она тоже ваша родительница, ваша мама. Не столько по рождению, сколько по положению. Поэтому нужно на это тоже обратить внимание. И чтя отца своего и мать да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле…

Может, в этом не был найден общий язык, не смогли смириться. Яйца курицу не учат. Везде есть свой порядок и своя иерархия. Нигде не говорится, что невестка учит свою свекровь. Надо немного наоборот. Поскольку вопрос общий, то надо знать, что любой камень имеет свою ценность, когда он отшлифован. Если камень не отшлифован, то это просто простой камень. Когда его отшлифовали, то это стал драгоценный или полудрагоценный камень.

Так и человек может иметь успех в духовной жизни только через трудности. Это шлифовка нашей духовной жизни. И просить у Бога и вразумления и все-таки смотреть, что же я делаю не так как угодно Богу. А Господь говорит: имей заповеди Мои, соблюдай их, то есть любяй Меня возлюблен будет Отцом Моим. Я возлюблю его и явлюсь ему сам. Имеющий заповеди Мои, тот любит Меня. Поэтому надо заповеди свои иметь в голове, в уме и в сердце. Потому что какие-то жизненные ошибки у нас, безусловно, есть.

А вот посмотреть обязательно, прежде всего, на свои ошибки перед свекровью и перед мужем не отданный свой материнский долг, потому что, может быть, все эти проблемы- плоды нашего не совсем верного поведения. Поэтому вам от всей души желаю и милости божьей, и вразумления, и мудрости. Как поступать, как жить, как исполнять волю божию в своей повседневной домашней жизни. А когда будет конкретный вопрос, пожалуйста, в Ясенево в субботу и в воскресенье, увидимся и встретимся, если будет какая-то конкретная проблема - может быть, смогу помочь вам помолиться, разобраться.

 -У нас в студии есть еще звонок. Слушаем вас. Говорите.

 -Здравствуйте, батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Батюшка, благословите.

 -Бог благословит.

 -Я с вами общалась по телефону, когда говорила, что я незрячая, и вы говорили, чтобы я причащалась бы дома, мне бы батюшку. Вы велели, чтобы я телефон оставила. Но в это время вас не было, я звонила, очень болела.

 -А сейчас вы сможете свой телефон продиктовать?

 -Да, сейчас могу. А что мне сейчас прямо вам продиктовать?

 -Ну, конечно.

 -Прямо объявить по радио?

 -А, нет, по радио не надо. Вот сейчас запишут ваш телефон.

 -Спасибо. Я пообщаться хотела с вами.

 -Хорошо.

 -Я не дойду до вас.

 -Хорошо.

 -Я думала, где вы так долго были, и я так рада, что вы сегодня в студии!

 -Да я на Афоне был.

 -Спасибо.

 -Надо помнить, что в монастырях нет абсолютно здоровых людей и атлетов. Мало того, даже замечено, что как только человек принимает монашеский постриг, то его здоровье резко меняется, и большей частью- в худшую сторону. Вот такое наблюдение. Я видел на своих собратьях. А для чего? Это какая-то загадка Бога о монахах. Наверное, чтобы они с апостолом Павлом могли сказать: быв искушен, может и искушаемым помощи. С немощным был как немощной, со страждущими-как страждущий.

Чтобы человеку говорить: потерпи, Господь во всем поможет и утешит, надо иметь мужество, надо самому прежде всего понимать, что такое терпение, что такое мужество. И поэтому через болезнь Господь тоже многому научает и монахов, и духовных людей. Потому что возьми священников- там ни одного здорового нет. Особенно у многих диабет, давление, гипертония, больная печень. Очень распространенная болезнь священников- бессонница из-за всяких переживаний.

В Оптиной пустыни был такой старец Карп. А он был слепой. И приходила братия, и сочувствовала, и переживала за него. И в келье совершали таинства исповеди и причащения. А Великим постом таинство соборования. А в большие праздники приходили, пели тропарь, кондак. И вот кто-то из них поделился со старцем Амвросием: батюшка, а вот Карп -как он все-таки страдает! Страдает потому, что он слепой. Поэтому и говорят: как все-таки это тяжело! И вдруг старец Амвросий говорит: Карп хоть слеп, да видит Свет.

А Свет сказал с выражением с большой буквы. Показал, что тот духовно близок Богу, имеет духовное утешение от Бога. Живет верой, живет надеждой царства божьего. Благодарит Бога за свою немощную жизнь. Без ропота, без переживаний. Довольствуется тем, что есть. Потому что Златоуст однажды сказал очень важную нам всем вещь. Он говорил: больной человек- это не тот, у кого много болезней. Больной- это тот, кто при болезнях много ноет.

Здоровый человек - это не тот, у кого мало болезней. А это тот, кто при болезнях мало ноет. Критерий довольства или недовольства своей жизнью - внутри нас самих. Самый бедный человек- это тот, кому всегда не хватает. Богатый человек - это тот, кто всем доволен. Доволен необходимым и доволен малым. Поэтому все оно внутри нас.

И вспомнилось одно замечательное, как мне кажется, стихотворение.

В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой листвы зеленой вязь,

цветы и небо голубое.

В одно окно смотрели двое.

Вот последний -то взгляд -это взгляд христианина, оптимиста. А первый взгляд- это взгляд безбожника и пессимиста. Поэтому- какой у нас взгляд на жизнь, такова и наша жизнь. Легко никогда никому не было. Как старец Макарий однажды сказал: всем бы нам хотелось, лежа на перине, перевернуться и оказаться в царствии небесном. Но так, говорит он, не бывает. Узкий и тернистый путь ведет в царство небесное.

Поэтому дай Бог вам, раба божия, терпения, дай Бог вам внутренней молитвы. Слава Богу, что вы имеете возможность слышать Радонеж, те назидательные передачи, которые, слава Богу, мы имеем возможность слушать. Дома, наверняка, из-за этой немощи есть какое-то определенное количество времени для того, чтобы и помолиться теми молитвами, которые мы уже знаем на память, наизусть.

А порой бывает так, что человек бегает, бегает- и все ему некогда. И получается, что у больного человека больше времени для духовной жизни, чем у здорового. А когда он про Бога вспомнит- неизвестно. Как есть одна легенда о том, что нам все время некогда. Два брата жили вместе. И один из них пошел по духовной линии, стал вести церковную жизнь. А другой все больше удалялся от церкви, перестал исповедоваться, причащаться, отмечать церковные праздники, жить по Евангелию. Первый брат сильно переживал за своего брата.

И как-то говорит: давай, брат, помолимся, праздник большой наступает. Другой отвечает: Мне некогда. Слушай, сейчас наступает Великий пост. Ну, давай, хоть сколько можешь, подержи пост.- Да мне некогда. Соберись на исповедь, на причастие.- Да мне некогда. Ну, вот в храме будет в следующее воскресенье соборование, ведь Великий пост идет.- Да мне некогда. Вот «Радонеж» бывает по временам, хоть в машине послушай или дома, когда делами какими-то занимаешься.- Да мне некогда.

И так на все: некогда, некогда, некогда… И вдруг наступило время, и за ним пришла Смерть. И он увидел ее в страхе, смотрит на нее, как она на картинках бывает изображена, с косой стоит. Он спрашивает ее: а ты кто? –Она отвечает: Я Смерть твоя. А может, ты не за мной пришла?- Сейчас посмотрю. Айпад открывает, а там написано: Сергей Петрович Пупкин, 1937 года рождения.- А, да, это я. Ну, вот тут написано: 2 мая. Это сегодня. Все, пора собираться. -Да я не готов, дай мне исправиться, дай покаяться, в храм сходить.

А Смерть ему говорит: ну- ка, Сергей Петрович, давай собирайся. А то мне некогда. Вот чтобы нам не дожить до такого, лучше пока на своих двоих, пока в здравии вы, пока вы в разуме, лучше находите время для духовной жизни. Чтобы не случилось с вами самого страшного. Потому что нет хуже смерти внезапной. О чем церковь молится: «…сотвори нас, Господи, блаженной кончины, непостыдной, мирной и христовых тайн причастна…» То- есть, чтобы кончина наша была Христовых Тайн причастна. Умирать надо, причастившись Святых Христовых Таин.

А для этого надо любить храм. И в субботний, и в воскресный день ходить в храм, как будто это последний раз и последнее богослужение в нашей жизни. А кто нам что гарантировал? Посмотрите, что творится в Киеве, в Славянске, в Донецке…Ну кто бы мог подумать, что произойдет нечто подобное? Люди засыпали в мирном городе, а просыпались уже на войне. Кто бы мог об этом подумать? Никто.

Так и мы. Ничего не знаем, как сложится наша жизнь. Поэтому мы должны дорожить каждым прожитым днем. Кстати, интересный задали вопрос. Он прозвучал, но я на него не ответил. Вопрос:а что говорили старцы о России? Конечно, мы в это время на Афоне таких старцев не встречали, кто бы мог рассказать о событиях в нашей стране и на Украине. Но до этого-было. Старец Паисий еще в 90-х годах предупреждал, когда только-только начиналась перестройка, когда братья Афонского монастыря, пятнадцать человек из Лавры, по послушанию патриарха уехали на Афон.

Они встретились со старцем Паисием. Это был 1989-1990 год. У него спросили: А что будет с Россией? Старец замолчал, помолился, а потом говорит: сейчас в России такие тучи, такие тучи…А потом такое солнце, такое солнце! И вот мы живем в то время, когда действительно свобода веры. Ведь двадцать лет назад, когда старец Паисий об этом говорил, никакого ни «Радонежа», ни «Спаса», ни «Союза» и в помине не было. Воскресных школ не было, семинарий было только три, в одной из них я учился.

Я поступал в 1984 году в семинарию, тогда было только три семинарии: в Ленинграде, в Одессе и в Загорске. Еще даже не было такого понятия: Сергиев-Посад. А сейчас у нас более 60 семинарий. За двадцать лет увеличилось количество учебных заведений до 60 . Я уже не говорю про количество храмов. Кто бы мог подумать? Кто мог себе представить еще тогда, несколько лет назад, что правительство возьмет на себя обязательства по программе «200 храмов»?

Кто мог себе представить что государство, которое храмы закрывало возьмет на себя обязательство реализовать эту программу? Это не значит, что оно будет строить эти храмы за нас. Потому что есть определенное разграничение обязанностей. Государство и правительство Москвы делает все для того, чтобы были выделены земли и участки, по возможности - проекты. А храмы уже Церковь будет строить за счет доброхотов и помощи божьей.

Это реальное соработничество. Реально есть и существует. Кто бы мог в это поверить? Поэтому мы, может быть, как раз и живем в то благодатное время духовной свободы, духовного делания, про которое говорил старец Паисий. Когда ничто нам не мешает жить духовной жизнью. Любить Бога, любить людей. Делать добрые дела. И помощи вам всем божьей в этот святой Петровский пост.

До новых встреч. Мир вам и божие благословение. Напоминаю, что сегодня с вами в эфире был с архимандрит Мелхиседек Артюхин. Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясенево. И настоятель строящегося Покровского храма, что также находится в Ясенево.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+