Перейти к основному содержанию

08:39 19.08.2019

Обсуждение насущных вопросов, стоящих в повестке дня церкви, событий, которые произошли. У микрофона дьякон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха.

20.08.2014 08:21:31

-Добрый вечер дорогие братья и сестры. Сегодня опять с вами я, дьякон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Сегодня, как обычно, мы посвятим час прямого эфира обсуждению насущных вопросов, стоящих в повестке дня церкви, событий, которые произошли за это время.

И я буду рад ответить на ваши вопросы относительно служений Святейшего Патриарха, ключевых событий, которые произошли в последнее время. Вы можете позвонить по телефону прямого эфира и задать свои вопросы. А так же вы можете прислать ваши вопросы по смс. 

Сегодня мы затронем тему празднования Крещения Руси, памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Эту знаменательную дату мы отмечали 27 июня. В этом году по известным причинам центр торжеств, сместился из привычного для всех нас Киева в Москву. Здесь,  в храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию, в сослужении множества архиереев, духовенства, представителей братских поместных церквей.

  В этом году Святой Патриарх не смог посетить Украину, не смог разделить радость совместной молитвы со своей украинской паствой, однако эта ситуация не смогла умалить величие торжества, которое состоялось 28 июля в Москве. День Крещения Руси - это государственный праздник в России, Белоруссии и Украине.  Но  в этом году  центром стала Москва, храм Христа Спасителя, который вполне соотносится с общенациональным уровнем этого празднования.

Смысл и значение этого праздника всем нам еще предстоит понять и осознать, чтобы он стал торжеством не только официально – церковным, не только красным днем календаря, но и праздником для каждого из верующих.   Но в любом случае храм Христа Спасителя вместил в себя достаточно много верующих: здесь молились офицеры и воины Внутренних войск Министерства внутренних дел, люди, которые стоят на страже нашей с вами безопасности, осуществляют ежедневное, ежечасное служение, оберегая наш покой.

   На этот раз в храм Христа Спасителя пришли более тысячи двухсот офицеров и воинов вместе со своим руководителем, главкомом Внутренних войск генерал - полковником Золотовым.  Целое крыло храма было заполнено молодыми людьми в военной форме, которые исповедовались и молились за Богослужением.  В их глазах и в лицах была видна осознанность и понимание того, зачем они пришли в этот прекрасный храм.  Они уже далеко не первый год, не первый раз приходят в храм Христа Спасителя, это традиция, которая сложилась в частях Внутренних войск. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия с 2002 г. они молятся здесь в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, который является небесным покровителем Внутренних войск.  Во Внутренних войсках есть специальная икона князя Владимира, в этот день она приносится в храм Христа Спасителя из здания главного командования Внутренних войск и ставится в центр храма. Здесь же находился ковчег с частицей мощей святого равноапостольного князя. После Богослужения Патриарх  Кирилл встретился с военнослужащими, офицерами, многие из которых получили из его рук церковные награды. Военнослужащие в храме Христа Спасителя  составили целую очередь к причастию, к Чаше, которую предлагал им Святейший Патриарх. 

На Богослужении возносилась сугубая молитва о мире на Украине.

  Эта молитва совершается теперь почти во всех храмах Русской православной церкви по благословению Святейшего Патриарха, и сам он ее  читает на каждой литургии. Но, конечно, в этот день, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, эта молитва звучала с особой силой. Потому, что все мы сопереживаем тому, что происходит сейчас на Украине. Все мы не можем без волнений, без переживаний наблюдать за тем, что происходит там сейчас, как храмы в Луганске превращаются в бомбоубежища, как люди сотнями покидают свои дома. И, конечно же, все это еще и еще раз призывает нас к сугубой молитве. Церковь не может сделать    ничего, кроме  как молиться, и  священноначалие церкви не может делать ничего, кроме как призывать нас к совместной молитве.

  Вот, я недавно пообщался с человеком, который высказал мнение, что молитва об Украине, к которой призывает церковь - это очень важно, но важен и ответ, реакция церкви на этот призыв.

  Так, вот, если бы ответ всех нас, всей церкви на этот призыв был бы соответствующий, если бы большинство Русской православной церкви встали бы в единой молитве за церковь украинскую, за своих украинских братьев, за мир и спокойствие на Украине -  тогда, несомненно, Господь бы услышал нашу общую горячую молитву. И, вот, почему Он ее до сих пор не слышит, почему до сих пор происходят столкновения на Украине, льется кровь - это говорит о той искренности, с которой мы совершаем нашу молитву. И, наверное, необходимо не только в своих частных молитвах, но и, как – то общецерковно, общенародно, совершать молитвенное действие за своих украинских братьев.

- Отче, позвольте с Вами не согласиться. Церковь действительно должна молиться, но это не единственное, что она может сделать. Церковь еще должна обличать зло, и, если мы молчим, когда совершается беззаконие на Украине, когда фащисты пришли к власти и просим о мире с фашистами - возможно, Господь может и не послать мира.

                           - Спасибо за звонок. К сожалению, радиослушательница не представилась, но, однако, такая искусительная и  опаснейшая составляющая нашей духовной, церковной жизни имеет место быть. Действительно, многим кажется, что церковь почему – то должна публично обличать зло. Ведь церковь, понятно, что обличает зло, понятно, что церковь всегда называет грех -  грехом, преступление -  преступлением, а добро  - добром. Но не нужно путать этой евангельской констатации зла и добра с чрезмерной, так скажем, публичностью, на которую многие толкают церковь. Которые предлагают обозвать -  не назвать, а обозвать кого – то так, как он этого заслуживает. Назвать, что называется, вещи своими именами. Заявить: эти плохие, эти, несомненно, хорошие, и, в связи с этим, так мы и будем строить нашу церковную жизнь.

  Нет, конечно же, это невозможно в принципе, потому что это абсолютно несвойственно природе церкви. Несвойственно природе церкви вмешиваться  в политический процесс. Потому что любая публичная конфирмация тех или иных действий со стороны церкви, не со стороны того или иного гражданина или человека, а со стороны церкви как духовного организма, несомненно вовлекает церковь в политический диалог. Вынуждает церковь определиться и быть как бы на совершенно четкой определенной стороне конфликта. Это невозможно. Этого не будет никогда. Потому что Русская православная  церковь имеет свою паству и на востоке и на западе. И, как бы это страшно ни звучало, и сейчас на юго-востоке как среди тех, кто страдает от действий украинской армии, так и среди тех, кто внутри нее  исполняет те или иные приказы, так же, несомненно, есть чада Русской православной церкви. И если у кого-то есть  рецепты, как нужно церкви  действовать в публичной сфере, каким образом нужно говорить с теми или иными – поделитесь, пожалуйста, с нами этими рецептами. Но на самом деле, конечно же, та позиция, которую церковь выбрала, является единственно правильной. Это позиция молитвы и абсолютного уклонения от любых политических оценок, кто бы нас к ним ни принуждал                              .

                        - Батюшка, все, конечно, говорят, что правильно мы молимся, и у нас батюшка все время молится, каждую субботу воскресенье мы стоим на коленках, молимся. Но что я хочу сказать: «А почему с их стороны я не слышу ничьей молитвы?  Вот, я смотрю телевизор, собираются эти женщины, которые хотят, чтобы сыновья их не шли, их не забирали на войну - но ведь никто из них не скажет, что там их дети, что у них нет оружия, нет обмундирования, пищи?  Ведь ни одна мать не скажет: «А на кого они идут, если их забирают, кого же они бьют, они же своих братьев бьют?»  Почему же ни одна мать - они там стоят -  не скажет: «Мы не пошлем своих сыновей, потому что братьев наших с Востока убивают там…»

                          - …я все понимаю, но давайте мы не будем говорить, предлагать матерям говорить то, что им нужно говорить. Все же никому не пожелаю находиться  на месте тех людей, которые сейчас там находятся. Которые вынуждены делать свой, мягко говоря, непростой жизненный выбор. И в любом случае, конечно же, и о них тоже должна быть наша молитва. В  общем и целом, дорогие братья и сестры, завершая эту тему нашего обсуждения, подчеркну еще раз, что церковь настаивает и принципиально стоит на внеполитическом своем участии во всех аспектах, связанных с Украиной. Гуманитарные, социальные, аспекты -  да, это то, что церковь сейчас осуществляет с помощью волонтеров, с помощью своих социальных служб оказывает помощь беженцам -  но это то, что делает церковь, и дальше никаких шагов, направленных на обличение политических обстоятельств нет и быть не может.  Именно потому, что, этого очень ждут враги церкви для того, чтобы обвинить ее, что она обслуживает ту или иную сторону этого чудовищного братоубийственного конфликта. Для того, чтобы церковь ввязать в ту схватку, над которой она, несомненно, должна быть. При всем том, что все мы, еще раз повторю, душой и сердцем сопереживаем всему тому, что происходит на Украине. Давайте все же будем мы отделять позицию церкви и церковное восприятие того, что происходит, от нашего гражданского и человеческого понимания и представления об этом.

                       - Добрый вечер, отец дьякон, это Сергий из Москвы, если можно, я спрошу, а будет можно- вы ответите.

                       - Пожалуйста.

                       - Хочу спросить об Украинской церкви Киевского патриархата. Какие у нас с ней сейчас могут быть у нашей церкви, отношения, вообще за кого нам их принимать, и с чем бы вы их сравнили? С расколом нашим можно сравнить, который мы пережили, вообще, как это все квалифицируют, если можно?

                      - Я не думаю, что нужно как – то дополнительно квалифицировать то, что уже было церковью, не однажды -  многажды было церковью, как раскол, как кровоточащая рана на теле Украинской православной церкви, с учетом всей совокупности факторов Украинского церковного бытия, как Вы, наверное, знаете, некоторое время назад создана комиссия по диалогу между Украинской православной церковью и различными раскольническими группами.

Не знаю, насколько эта комиссия сейчас эффективна, и чем она занимается, эта комиссия была создана с нашей стороны, со стороны Украинской православной церкви, поэтому вопрос скорее туда может быть обращен. Но в любом случае, конечно же, эта ситуация чрезвычайно непроста, она не была простой на протяжении всех этих двадцати лет раскола. Она, конечно же, только усугубилась в последние полгода. Все мы знаем, какие заявления делает глава Украинской православной церкви, так сказать, Киевского патриархата. Конечно, они, мягко так скажем, не способствуют взаимному миру, пониманию и какому – то даже возможному примирению, о чем можно  только сожалеть.

                        -Батюшка, я, может быть, излишне  резко скажу, но все равно я хочу сказать. 40% населения Украины ненавидят русских. А мой Бог говорит: «Не мечите бисер перед свиньями». Вот так я думаю.

                       -И что вы предлагаете?

                      -И чтобы наших ребят туда на смерть посылать? Зачем? Они не являются нашими братьями. Братья себя так не ведут. Прости меня, Господи.

                        -Да, пожалуйста, спасибо за вашу реплику. Дорогие братья и сестры, я вам еще раз напоминаю, что мы в эфире радиостанции «Радонеж», и мы говорим в первую очередь о церковных обстоятельствах нашей жизни, а не о каких-то политических эмоциях, которые очень многих из нас сейчас переполняют. И все-таки, дорогие братья и сестры, я позволю себе вернуться к той теме, о которой я начал говорить, о дне Крещения Руси, который проходил 28 июля в Москве, в храме Христа Спасителя. Как я уже сказал, молились и о мире на Украине на этом богослужении, а после богослужения был совершен торжественный молебен, который специально был написан ко дню Крещения Руси. И вот уже на протяжении нескольких лет совершается сугубо в этот день. А после окончания литургии  волна колокольного звона прокатилась по множеству храмов. И в монастырях Русской церкви, и, насколько мне известно, во множестве храмов России, Украины, и Белоруссии звучал 15-минутный колокольный звон и благовест, которые расходились по всей стране, по всем нашим странам.

Я надеюсь, что подобного рода начинания позволят объединить разделенное и собрать расточенное. И способствовать тому, что на Украине воцарился мир. Хотя понятно, что для этого нужны совсем другие инструменты. Вместе с этим также хочу вам сказать, что, как и обычно, накануне дня памяти святого равноапостольного князя Владимира проводится заседание священного Синода. Как  я уже упомянул в начале передачи, оно обычно проводится в Киеве перед празднованием. В этом году, так как центр торжеств был в Москве, то и заседание священного Синода тоже проходило в Даниловской резиденции, где собрались члены священного Синода постоянные и временные. Среди постоянных членов Синода был местоблюститель митрополичьей кафедры в Киеве, преосвященный митрополит Онуфрий, который регулярно посещает общецерковные торжества в Москве и заседания священного Синода. И вот также он принимал участие в нынешнем заседании, на котором было принято множество важных решений. Конечно, оно проходило под знаком памяти о блаженнейшем почившем митрополите Киевском и всея Украины Владимире, о котором члены Синода до начала заседания совершили поминальное богослужение.

И затем своим первым журналом, первым своим действием они почтили память блаженно почившего Владыки, отметив его исключительный вклад в сохранение канонического единства Русской православной церкви. И также члены Синода выразили поддержку Украинской православной церкви, которая, как сказано в журнале Синода, самоотверженно совершает свое служение во имя преодоления междоусобной брани и водворении мира на Украинской земле. Заслуги блаженнейшего Владимира, с трудами которого связано возрождение Украинской православной церкви, установление ее канонического единства отмечено специальным журналом Синода, который был принят первым. Также в рамках заседания Синода было еще принято несколько документов, но поскольку у нас уже давно висит телефонный звонок, я позволю себе все же ответить на него.

                     -Добрый вечер. Это из Подмосковья звонит Константин. Я хотел просто у вас спросить, знаете ли вы о том, что сейчас по России шествует икона Печерской Божьей Матери?

                      -Да. Конечно.

                       -И по преданию святых старцев эта икона будет шествовать по России в конце времен. И второй вопрос у меня. Почему никто сегодня на радио «Радонеж» об этой иконе не говорит и даже не упоминает? В данный момент икона находится на Урале. 19 сентября икона будет, скорее всего…

                       -Спасибо за вопрос.

                      -…я еще хотел добавить, что сегодня каждому надо иметь в доме маленькую икону Печерской Божьей Матери     , потому на ней лежит особая благодать.

                        -Спасибо вам большое за вопрос и за информацию. Это, действительно, один из почитаемых образов Божьей Матери. И она сейчас путешествует по России. И, действительно, об  этом информацию стоит где-то и распространить. Но однако, пока еще те времена со всей категоричность нас еще не настигли, впрочем, все мы должны помнить, что живем всегда в последние времена. Как говорил об этом апостол Павел.  Но в любом случае, конечно, стоит еще отметить какие-то текущие вопросы повестки дня. В этом направлении Синодом были приняты очень важные документы, в том числе обсуждалась тема, связанная с порядком избрания кандидатов для рукоположения в епископский сан. Вы знаете, уже более ста епископов приняли рукоположение за последние пять лет после изменения церковной стратегии в отношении количества епархий и общецерковного одобрения увеличению количества архиереев нашей церкви. Это было сделано с тем, чтобы приблизить архиерея к народу, приходу. Более ста епископов были уже рукоположены. И, конечно же, помимо общецерковных критериев, которые существуют по отношению к избираемым в епископский сан, было необходимо принять документ, который бы с точностью формулировал избрание кандидатов для рукоположения.    Это необходимо в силу того, что в нашей церкви уже множество епископов рукоположено, и множество еще будет рукоположено и впредь. И одной из таких важных составляющих в отношении избрания епископов является многоступенчатость, связанная с их знакомством с кандидатами.   Потому что раньше такой строгой и определенной формы и структуры, связанной с избранием епископов не было. Так, вот, сейчас в этом документе священный Синод принял следующее решение: кандидат сначала после того, как его кандидатура была выдвинута тем или иным преосвященным или даже патриархом, встречается для предварительной беседы с управляющим делами Московской патриархии.  Управляющий делами докладывает Патриарху о результатах этой беседы и о своих оценках этого кандидата. Затем уже кандидат проходит собеседование с самим Патриархом, и уже Патриарх принимает решение о целесообразности или нецелесообразности представления его кандидатуры на рассмотрение священного Синода. И после этого уже кандидат непосредственно прибывает на заседание Синода -  например, это было на последнем заседании Синода, куда прибыло несколько кандидатов на епископский сан, и уже члены Синода в закрытом режиме встречаются для итогового собеседования с кандидатом.
  Надо сказать, что этот порядок очень важный, он действовал уже на протяжении достаточно длительного времени. Я, вот, в Патриархии видел кандидатов в епископы, которые,  с дрожащими руками и с очевидным явным переживанием на лице ожидают приема управляющего делами и уж тем более -  потом, у Святейшего Патриарха. Далеко не все из них проходят эти собеседования успешно, часто бывает, что люди после этого возвращаются в свои епархии и дальше продолжают свое служение там и после первого круга испытаний, после второго…И даже бывает так, что на заседании священного Синода далеко не все ставленники в епископский сан получают незамедлительную епископскую хиротонию. Многие из них ожидают по нескольку лет. Люди ждут епископской хиротонии в силу тех или иных обстоятельств, а кто – то действительно уезжает в свои епархии несолоно хлебавши. Это говорит о том, что очень беспристрастные и очень такое тщательные исследования кандидатур епископов происходят на всех этих трех уровнях собеседования с ними. Это понятно, потому что ответственность в отношении епископского служения была самой высокой в церкви.   Сейчас, когда епископов стало существенно больше, чем раньше, ответственность по выбору в епископат лежит очень большая и на священном синоде, и на святейшем патриархе и поэтому вот такие исследования очень важны и, вот, сейчас они структурированы и положены на бумагу и зафиксированы.

   Помимо этого документа, который связан с порядком избрания кандидатов для рукоположения в епископский сан, так же была затронута важная тема, связанная с определением границ приходов. Дело в том, что границы приходов далеко не всегда, особенно в сельской местности, определены. Во многих деревнях, во многих селах при отсутствии постоянно действующих храмов, постоянно служащих клириков возникают пустующие места, где все равно люди нуждаются в духовном попечении, в окормлении. Зачастую этим пользуются злоумышленники и обманщики, которые выдают себя за священнослужителей. Иногда возникают трения между духовенством тех или иных приходов, которые желают окормлять те или иные села и деревни без постоянных храмов. И для определения границ приходов в сельской местности было принято решение в течение года определить территориальные границы приходов в сельской местности и приписать каждый населенный пункт к отдельному приходу. Даже, если, в какой – то деревне не имеет места быть постоянно действующий храм то, однако, необходимо сформулировать и сформировать границы приходов в рамах благочиния, может быть, даже в нескольких деревнях.

  И, что очень важно, эти границы приходов будут опубликованы на официальных ресурсах тех или иных епархий. Эти схемы территориального распределения приходов будут доступны для людей в интернете на официальных сайтах.
Требоисполнение на созданных таким образом приходских территориях должно осуществляться духовенством прихода за исключением тех случаев, когда необходимо исповедовать тяжко больного или крестить младенца при опасении за его жизнь.

  Так же в этом документе призывается и духовенство, и прихожане деревенских приходов участвовать в жизни своих общин и распределять ответственность за взаимодействие с образовательными, медицинскими и другими учреждениями, либо сотрудничество между приходами.

  Это важная тема, потому что, если в Москве мы привыкли к тому, что каждый храм имеет свою общину, свои естественные границы определяемости храма. Но в деревнях -  часто есть и не очень активно развивающиеся или даже, к сожалению, умирающие деревни -  все же там живут люди, которых нужно опекать. Синод принял решение, формулирующее и закрепляющее за конкретными приходами ответственность по всей территории нашей церкви. Это очень важно, в плане формулирования церковного самосознания в деревнях.

   В нашей церкви развивается волонтерское служение, этому тоже был посвящен один из журналов Синода. Мы знаем, что во время празднования семисотлетия преподобного Сергия Радонежского более тысячи волонтеров были привлечены нашей церковью для участия в торжествах. Более тысячи молодых людей со всей страны приехали, чтобы оказывать помощь и содействие паломникам, которые приняли участие в этих торжествах. Этот опыт и многочисленные другие мероприятия, в которых церковь использует волонтерское движение, способствовали тому, что  Синод принял, в том числе, и документ в отношении церковного волонтерства. Это на самом деле очень важная вещь, некий символ развития социального служения. 

  Волонтеры -  это люди, которые сознательно занимаются определенным очень сложным видом безвозмездного служения на благо ближних. Это то, что церковь должна всячески поддерживать и осуществлять свое сопровождение подобного рода деятельности.  Потому что она сейчас ширится по всей стране, после Олимпиады, где очень активно было создано, развито волонтерское движение. Эта тема должна быть под эгидой церкви. Чтобы все люди, разного, возраста, которые готовы послужить своим временем, своими усилиями общему делу, находили такую возможность в церкви и именно во время больших церковных торжеств. Потому что это катехизация для самих волонтеров, и для всех тех, к кому они обращаются. Это очень важная тема, которая тоже нашла свое отражение в заседании этого Синода.

 И посмотрим, как это будет развиваться дальше, какие будут дальше приняты решения. Но в любом случае уже какая-то основа есть. Есть множество молодых людей, которые готовы   заниматься церковным волонтерством. Надо сказать, что положительный опыт мы в этом почерпнули в Польской церкви. Дело в том, что когда Святейший Патриарх несколько лет назад посетил пределы братской Польской церкви и совершал богослужения во время празднования Преображения Господня. На горе Грабарке собираются сотни тысяч людей, которые приходят со всей страны, несут туда свои кресты, которые там по традиции оставляют. Кто-то на руках несет крест, кто-то в машине привозит, но так или иначе православные верующие Польши собираются со всей страны. И, конечно, там такое столпотворение людей во время богослужения, которое совершает обычно Предстоятель Польской церкви на этой горе! Там находится женский монастырь. И вся эта достаточно крутая гора с одной стороны усеяна крестами, а с другой стороны во время богослужения усеяна огромным количеством народа, который собирается туда помолиться.

Это что-то совершенно непередаваемое. Такое очень сильное духовное переживание. Но к чему я все это рассказываю? К тому, что все в безопасности, там присутствуют силы польской полиции. Но, вместе с этим, там работают во множестве волонтеры, которые так же связаны с молодежным движением Польской церкви. Они там во множестве присутствуют и осуществляют координационные действия по обеспечению порядка, по выделению свободных дорог для движения духовенства, помощи по размещению паломников, для их ночлега, для парковки машин. Мы совершенно не заметили никакого чрезмерного присутствия полиции.

А вот в России на всех общественных церковных мероприятиях мы всегда вынужденно видим большое количество людей в форме, сотрудников полиции, которые занимаются обеспечением безопасности. Понятно, что Россия в этом смысле страна со своими не совсем хорошими традициями в этом смысле, это нужно учитывать. Но в любом случае такой опыт в Польской церкви есть, и такой опыт мы видели, и он полезен и важен  для нас. И во многом это тоже сыграло свою роль в развитии церковного волонтерского служения. Святейший патриарх не раз подчеркивал этот добрый опыт польской церкви. В каком-то смысле развитие волонтерского движения в нашей церкви стало следствием того, что мы увидели в Польской церкви.

И последнее о чем хотелось бы сказать в отношении заседания священного Синода -  еще один документ, который был принят священным Синодом, это документ, связанный с урегулированием противодействия церкви алкогольной и наркотической зависимости. Дело в том, что уже на протяжении многих лет церковь делает многое от себя зависящее,  чтобы противодействовать и словом и делом тому чудовищному бедствию нашего русского общества. Все мы знаем, какая это огромная трагедия, какой существенный урон и поражение терпим все мы от алкоголизма и наркомании, которые одолевают наше общество, особенно в глубинке. И, конечно, церковь не может оставаться в стороне, не может ограничиваться общими красивыми словами. Имея некоторые возможности, ресурсы, церковь включается в это противодействие, в борьбу с алкогольными угрозами. Разработан целый набор важных направлений подобного рода деятельности. Церковь и до этого силами целого ряда учреждений, так или иначе, занималась этим, но, как говорится, никогда не поздно улучшить и углубить темы, связанные с этими вещами. На заседании священного Синода наши планы были улучшены и уточнены. И помимо прочего, было принято решение, что 11 сентября в честь памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи будет восстановлено ежегодное празднование Дня трезвости. В этот день рекомендовано архиереям и духовенству посвящать проповеди раскрытию важности сохранения трезвенного образа жизни, совершать молебные пения о страждущих от недуга винопития и проводить различные мероприятия во взаимодействии с государственными, общественными структурами.

  Это все на самом деле очень важные, не показные, не для галочки темы. Об этом стоит много говорить и размышлять. Потому что только общим действием, совместными трудами можно преодолеть  зло, разъедающее наше общество и не дающее двигаться вперед в экономическом, социальном и других аспектах.

                              - Добрый вечер, это Сергей Павлович из Москвы. Последнее время священноначалием часто проводятся мысли, что у нас к настоящему моменту очень теплые отношения с Римо – католической церковью, применительно к Украине. Почему бы нашему священноначалию не обратиться со специальным посланием к Папе Римскому, чтобы тот обязал первоиерарха униатской церкви не давать благословения тем воинским частям, которые отправляются на восток в Украину убивать детей?

                            - Спасибо, Сергей Павлович, спасибо за ваше постоянство, что вы посещаете нас звонками в нашем эфире. Правда, меня не очень радует иногда то, что вы темы выбираете совсем не связанные с тем, о чем мы с радиослушателями сейчас говорим. Но, однако, раз уж Вы затронули эту тему, я не могу  не ответить. Конечно же, Русская церковь не просто ставит какие – то в этом смысле темы в повестку дня, но публично и открыто заявляет свое категорическое неприятие той стратегии поведения, которую выбрала Украинская  Греко – католическая церковь. Об этом не раз заявлял глава нашего Внешнецерковного ведомства митрополит Волоколамский Иларион, Вы можете, если потрудитесь,  поискать, это заявление, выступление и новости по этому поводу. Наша церковь здесь не молчит, но другое дело, что мы ведь не можем делать больше, чем констатировать вопиющие факты, связанные с действиями Украинской Греко -  католической церкви сейчас на Украине. А что касается заседания священного Синода, о котором я
говорю, и этого документа, связанного с алкогольной и наркотической угрозами -  повторю, что это действительно важная веха. Это важный документ, который во многом обязывает всех нас еще и еще раз об этом вспомнить, потому что когда  принимаются документы такого рода, о них говорят обычно, отмахиваясь: «Ну, вот, еще одна  бумага, что – то нужно дежурно проговорить, для галочки, дежурно сообщить о такой проблеме, прибавить грозные и нелицеприятные эпитеты, и про это забыть». На самом же деле, пока мы так относимся  к подобного рода вещам, пока мы позволяем продавцам из -под полы продавать молодежи спиртное или сигареты и не делать замечаний, не призывать стражей правопорядка, пока не боремся лично  с подобного рода угрозами в своих семьях и в коллективах  - наше общество не имеет шансов избавиться от подобного рода угроз.

  Вот посмотрите, многие европейские страны, в которых подобного рода проблемы существовали на протяжении многих лет, смогли от этого массово отойти, выработать в сознании людей общее неприятие подобного рода составляющей жизни. Ну, многие любят говорить, что у нас на веселье на Руси питие есть, по каким – то цитатам из летописи. На самом деле, это необдуманная и рискованная фраза, которая за собой влечет непонятное оправдание того зла, с которым мы сталкиваемся. И, еще раз скажу, что  эта проблема требует нашего внимания и заботы, в памятование о том, что это действительно серьезный аспект нашей жизни. Завершая, к сожалению, наш час общения, напомню вам телефон прямого эфира. Вы еще успеете дозвониться в студию и задать свои вопросы, пока у нас есть с вами без малого десять минут общения. А пока я не могу не поделиться с вами теми своими переживаниями, связанными с празднованием семисотлетия Сергия Радонежского, которое прошло с шестнадцатого по восемнадцатое июля в Хотьково, в Сергиевом посаде. Мы благодарим наших радиослушателей за то, что они во множестве откликнулись и приняли участие в крестном ходе в Хотьково и Сергиевом посаде шестнадцатого июля. В крестном ходе, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл, который сам полностью прошел все пятнадцать километров крестного хода от начала до конца, от Хотьково до Троице - Сергиевой лавры.

  Кстати говоря, если кто – то из вас принимал участие в крестном ходе, то позвоните сейчас, дозвонитесь, поделитесь теми своими ощущениями, впечатлениями, которые вы пережили, потому что действительно это было очень важное общецерковное событие.  Во главе с Предстоятелем церкви многие тысячи людей -  по оценкам МВД более тридцати тысяч православных верующих приняли участие в крестном ходе от Хотьково до Лавры - пятнадцать километров с привалом посередине пути. Мы все шли с пением духовных песнопений и с молитвой преподобному Сергию Радонежскому. Это было очень важное духовное, стержневое событие этого празднования. Потому что, как я уже говорил, далеко не всех желающих смогла вместить Лавра в день памяти преподобного Сергия. Но накануне этого дня многие десятки тысяч из нас смогли принять участие в крестном ходе.  И, конечно, надо надеяться, что может быть, и в следующем году, и в последующие годы подобного рода дела будут повторяться. Конечно, это очень нелегко физически и надо понимать, что Святейшему Патриарху крестный ход дался с определенным усилием. Он уже человек совсем немолодой, и от него действительно потребовалась решимость, в этом смысле. Потому что люди, его окружающие, из желания сохранить его здоровье и поберечь его силы для центральных торжеств этих дней, настоятельно советовали ему не идти на крестный ход или только совершить молебен, или только часть крестного хода разделить с верующими. Он принял окончательное решение буквально накануне и сказал: «Нет, я пойду вместе со своим народом, я пойду вместе со своими прихожанами, я хочу  вместе с ними идти, молиться в этом общем нашем деле». Так и получилось, мы вместе прошли эти пятнадцать километров, которые были мощным духовным зарядом на протяжении всего дальнейшего года. И уже после этого крестного хода, семнадцатого -  восемнадцатого числа в Сергиевом посаде, в Троице – Сергиевской лавре совершались ежедневные регулярные богослужения, более ста тысяч человек приняли участие во всех этих торжествах. Около пятидесяти тысяч молились в Лавре, на площади, на Благовещенском поле, где были также установлены и храмы для молитв в сам день, когда Святейший Патриарх совершал Богослужение на Лаврской площади.   Это, конечно, тоже было очень духоподъемное событие, когда весь Сергиев посад был наполнен молитвой и верующими людьми. Надо, конечно, сказать, что подобного рода торжества,  юбилейные даты  вынуждают нас помнить о том, что на этих трех днях празднования этого торжества не заканчиваются.  Мы не то, чтобы вспомнили о Преподобном, о его значении для каждого из нас, всей страны в целом и после этого, разойдясь по домам, опять забыли. Нет, подобного рода торжества нас вынуждают помнить о преподобном Сергии ежедневно, ежечасно, в первую очередь, что они нас вынуждают, что преподобный Сергий являет пример силы молитвы, к которой церковь призывает в сложные времена. В сложные, в тяжелые времена церковь в первую очередь призывает своих чад к совместной, общей, едиными устами, единым сердцем молитве. Так что празднование дня памяти преподобного Сергия, которое стало важным событием года, должно быть для каждого из нас напоминанием о том, что наша молитва -  это то, к чему нас всех призывает церковь, несмотря ни на какие обстоятельства.

  На этом, дорогие братья  и сестры, я заканчиваю наш эфир. Желаю вам всем всего доброго и  прошу вас помолиться обо всех тех, кто просил об этой молитве.

   Господь, да помилует их, а вам, дорогие братья и сестры, желаю всего доброго и до встреч в следующих эфирах.

  До свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+