Перейти к основному содержанию

09:58 26.05.2019

О судьбе церковно-славянского Богослужебного языка в России и о многом другом. В эфире протоиерей Артемий Владимиров, ведущая Елена Путинцева.

24.10.2013 21:00:31

Приветствуем вас, дорогие братья и сестры, в эти Успенские тихие и светлые дни, когда прославляется Царица неба и земли, восходящая во славе к Сыну Своему и Богу нашему Иисусу Христу.

В этот Успенский вечер мы предлагаем вам живое общение в прямом эфире с протоиереем Артемием Владимировым.

Батюшка, благословите. С праздником Вас.

- Приветствую вас, дорогие друзья.

- У микрофона ведущая Елена Путинцева, за режиссерским пультом Ирина Моисеева.

Мы будем рады вашим звонкам и сообщениям на короткий номер, в начале сообщения не забудьте написать слово «Вера».

В прошлый раз, батюшка, Вас просили высказать свое мнение о книге митрополита Вениамина Федченкова «Успение». И, вот, эта небольшая, но очень глубокая по содержанию брошюра у нас перед глазами, и хотелось бы рассказать, что в этой книге очень много и воспоминаний, и живых впечатлений Святителя о том, как этот праздник служился и в Псково – Печерском монастыре, и в других святых обителях. Вот, в частности, митрополит Вениамин называет праздник Успения самым главным Богородичным праздником и славой Ее , и находит много общего с праздниками Вознесения Господня и Благовещения.

Батюшка, скажите свое мнение, пожалуйста, об этом труде митрополита Вениамина.

 - Все, что написал приснопамятный митрополит Вениамин Федченков, глубоко церковно и духовно. Живя и оканчивая свой век в России, в советское время, митрополит не мог обращаться с живым словом, ибо был, по существу, заключен, огражден стенами обители от тысяч душ, которые, конечно, жаждали духовного слова. Однако, будучи новозаветным книжником, живя Писанием и Преданием, он оставил нам огромное литературное наследие, в числе которого его очерки, касающиеся двунадесятых праздников. Пишет Святитель всегда тепло, просто, из глубины молитвенного сердца. Не случайно ему принадлежат очерки о святом праведном Иоанне Кронштадтском, преподобном Серафиме Саровском. Митрополит Вениамин воистину плоть от плоти, кость от кости Матери - Церкви, вот почему в книжечке об Успении мы найдем бережно, кропотливо собранные предания о внешности Пресвятой Девы Марии, Ее переписку с апостолами. Митрополит вдумывается в литургические тексты, они служат для него источником размышления; книга эта питает, назидает, и, конечно же, все им написанное, сегодня востребовано полностью.

- Митрополит Вениамин пишет, что в праздник Успения нужно особенно усердно просить Заступницу Усердную о помощи, и что именно в этот день Она, как никогда, щедро раздает свои дары. Батюшка, не могли бы Вы пояснить, согласны ли вы с этим утверждением?

- Еще святой Иоанн Кронштадский говорил о том, что на двунадесятые торжества церкви небо раскрыто над головами молящихся, и каждый раз обильные дары Духа снисходят в сердца тех, кто, как дитя припадает к материнской груди церкви. Мы убеждаемся в этом богатстве благости Божией по особой атмосфере, которая наполняет собой храмы. Праздник Успения- это прежде всего тишина, священное безмолвие, Вы с удивлением обнаруживаете, что Вас оставляют суетные, прежде точившие Вашу душу помыслы, Вы обращаетесь в слух; песнопения, молитвы церковные, обращенные к Божией Матери достигают вашего сознания, и Вы вдруг понимаете, что нет ничего важнее, чище , прекраснее, чем предстояние Живому Богу.

В нашей Алексеевской обители прихожане настолько благоговеют перед Богородицей, так любят осеннюю Пасху - в народе этими удивительными словами называют Успение- что не спешат прощаться с плащаницей Матери Божией, и, выложив из травы и цветов дорожку, ждут, покуда дождь и ветер сами унесут ее неведомо куда. Действительно, до четверга включительно, дорогие братья и сестры, мы с вами величаем Царицу небесную, мира по успению не оставляющую, но присно всегда с нами пребывающую. Она неусыпно за нас ходатайствует, и, безусловно, Ей будем обращать голос души и все, чем волнуется сердце. Передавать Той, Которая, превысшая серафимов и херувимов, Сама становится для нас проводницей Божественного света. Поэтому мне хочется, дорогие друзья, предложить вам помолиться о двух главных предметах, заботящих сегодня сердца верных.

Прежде всего, о нашем Дальневосточном крае, где напор воды остается угрожающим. Святейший патриарх обратился с воззванием к чадам Матери-Церкви, чтобы была оказана помощь тем, кто потерял свои жилища и оказался по существу лишенным всего, что накапливал в течение жизни. И мы с вами обратим наш молитвенный взор к Царице небесной, Которая воздевает Свои руки пред престолом Божественного Сына. Давайте вспомним, как несколько десятилетий тому назад святитель Иосиф Чернов, митрополит Алма - атинский, призвал население города просить Госпожу Богородицу в сходных обстоятельствах, дабы вода не прорвала плотины, и город не был бы разрушен. Так и мы скажем с вами: Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, о Пречистая Дева, услышь глас душ наших, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да удержит разлияние вод, уставит дожди, даст солнце и сохранит и соблюдет Дальневосточный край от разорения и погибели! Да отвратит Господь праведный гнев Свой нас простивши нас по нашим грехам, но явит милость для вси. Единодушно едиными устами и сердцем прославляем Его долготерпение и благость и приносим хвалебные песнопения, ходатайствуя за спасение Святой Руси.

Ей же, Взбранной Воеводе, восписуем победительное, молимся дабы Матерь Божия положила преграду злу, исходящему от князей земных, помышляющих о войне и насилии.Да положит Господь молитвами Богородицы преграду злым старцам, которые вынашивают бесчеловечный план порабощения народов Земли, смирит рог грешных, расточит в пыль и прах замышляющих злая и суетная.Молимся Пречистой Божией Матери и просим Ее, дабы Она покрыла Своим омофором народы, жаждущие мира, и явила, по молитвам православных России, Сербии, Грузии, Греции и во всей вселенной благочестно живущих покой и мир. Не допустила бы развязывания мировой бойни, смирила тех, кто глаголет стропотное, в гордыне своей помышляют себя и мыслят о себе, как о хозяевах мира, сеют рознь и убийства. Стараясь лицемерием, лжесловесием оправдывать свои убийственные, погибельные деяния льстивыми словесами. Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко яко избавльшеся от злых…

 - Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: …

 - …Радуйся, Невесто Неневестная.

 - А завтра мы празднуем Грузинскую икону Божией Матери, древнюю чудотворную икону, которая была одной из главных святынь Алексеевского монастыря, наряду с Целительницей, Неувядаемым Цветом, сейчас ей можно поклониться в храме Воскресения в Сокольниках. С этой иконой тоже много связано в истории России.

- Ну, не только в Сокольниках. Один из самых чтимых образов, именуемый Грузинской иконой находится в храме святого Мартина Исповедника на улице Солженицына. Этот прекрасный образ увешан знаками благодарности родителей, паче чаяния давших жизнь младенцам. Сегодня роды стали очень трудными, само зачатие не всегда дается тем, кто хочет стать отцом и матерью, виновата в том и экология, и может быть другие причины, ущербность наследия человеческого рода. И как часто вопреки диагнозам, приговорам, родители, помолившись перед чудотворным образом Грузинским Матери Божией в храме святого Мартина Исповедника, уносят надежду, подобно святым Иоакиму и Анне, получившим доброе извещение о том, что Бог дал им дитя.

- Мы слушаем первый вопрос. Здравствуйте Вы в прямом эфире.

- Здравствуйте, отец Артемий, здравствуйте, ведущая, это Виктор Богданов из Москвы.

У меня такой вопрос: я этим летом отдыхал на Кипре, в Пафосе и заходил в кипрский храм, и там лампады с дневным светом, то есть не огонь горит, а, именно, лампочка дневного света. Это считается нормально? И второй вопрос: там над алтарем крест, и из центра креста, из перекрестия, под углом в сорок пять градусов две стрелки идут наверх, это по канонам считается нормальным или нет?

- Спаси Господи.

- Две стрелки идут от креста- трудно понять со слов, что это. Два лучика, может быть? Я думаю, что последнее обстоятельство нас особенно озаботить не должно, может быть, это против птичек такое, вот, изобретение. Конечно, все искусственное в храме несколько смущает, и электронные лампадки мало говорят уму и сердцу, не правда ли? Живой трепетный огонечек совершенно иное дело. Безусловно, не осуждая тех, кто живет по режиму экономии, мы, русские люди, призваны от избытка сердца нашего, от щедрот приносить Господу жертву Авеля. Который, как вы помните, избирал лучшее для Отца небесного и за то удостоился благодати Духа Святаго. Наш отец во Христе святой Иоанн Кронштадтский в этом смысле может быть образчиком благочестия. Путешествуя по храмам России, он часто осведомлялся, на каком вине служат батюшки, и заметил одному настоятелю: «А вот я считаю, что нужно служить на самом лучшем и дорогом, то есть качественном вине». И действительно, опыт показывает, что Господь никогда не остается ни у кого в долгу.

Дорогие друзья, от имени многих благодарных читателей журнала «Православная беседа» позвольте мне поздравить бессменного главного его, этого журнала, редактора Валентина Владимировича Лебедева со славным шестидесятилетним юбилеем. Взяв журнал в руки, не хочется закрывать его. Потому что «Православная беседа» ведет с нами разговор глубокий, искренний, располагающий к молитве. Сам иллюстративный материал подобран с великим тщанием, искусством. Мы знаем, что Валентин Владимирович всегда занимает, как говорили в старину, активную гражданскую позицию, он не уходит от трудных вопросов, но укрепляемый Божьей благодатью трудится рук не покладая на благо Матери- церкви и духовного возрождения отечества. Низкий поклон ему от радиостанции «Радонеж», всех ее сотрудников. Напоминаю вам, что полугодовая подписка на журнал «Православная беседа» на 2014 год может быть осуществлена…

- В Роспечати, подписной индекс в каталоге Роспечати: 73319.

- Дай Бог Вам, Валентин Владимирович, здоровья и содействия Божественной благодати в Ваших трудах.

Нас попросили так же кратенько рассказать о Слове Святейшего патриарха Кирилла в конце лета, 31 августа, в Смоленском государственном университете о судьбах церковно – славянского Богослужебного языка в России. Святейший патриарх заявил о недопустимости отказа, явной или тихой сапой, от церковно- славянского языка в Богослужении. Он призвал решать проблему непонимания церковно – славянского языка через образовательные труды в лоне Матери - церкви без искусственных и всегда чуждых церкви псевдолитургических реформ. Люди часто бывают лишены церковного воспитания, но сейчас таких уже меньшинство.

Для большинства славянский язык понятен, говорит Святейший патриарх. Это как слова колыбельной песни, это все с детства, с молодости и, если человеку, живущему в лоне Матери - церкви, вдруг предложить русский язык во время богослужения, то получится то же самое, что в арии Ленского, переведенной на украинский язык: паду ли я, дручком пропертый. Представитель Русской церкви подчеркнул, что замена на русский язык и затруднительна, и нежелательна, и не имеет никакого смысла, потому что современный язык не может в полноте передать все богатства смысла, заключенного в церковно – славянских текстах. Это всегда будет резать ухо, вызывать недовольство – размышляет Первосвятитель, обращаясь к студенчеству.

А ведь человек не должен уходить из храма растревоженным с чувством досады, напротив - утешенным, успокоенным. Когда мы ждем встречи с Богом, то благодать Господня осеняет человека и поэтому так просто повернуть тумблер и перевести высокую поэзию церковно – славянского языка на русский. И это будет насилием над тканью языка. Ведь, будучи калькой с греческого, церковно – славянский во многом отражает синтаксис, конструкцию греческого языка. Они, конечно же, могут быть, если не вполне по смыслу подправлены, однако – говорит Святейший патриарх – самые каноны выдержаны в стихотворной форме, не рифмованной в обычном понимании слова, но имеют особый размер, их легко пропевать. По какому пути идти, чтобы разрешить дилемму, размышляет Святейший, чтобы не разрушить единство общины? Далее он заметил, что, помимо расписания богослужений, в каждом храме должно быть расписание внебогослужебной деятельности. А что это такое? Это собрания, где все в современной стилистике, культуре понятно любому человеку. Ставшие посещать эти пастырские собрания, через полгода-год совершенно осваиваются с богослужебной тканью церковно-славянского языка. Я бы сказал, что уже на третье воскресенье все становится понятным. И без литургической реформы, без сломов, без противостояний поколений мы совершенно спокойно разрешим эту задачу. Для этого священники должны трудиться, и Патриарх требует, чтобы пастыри выходили за рамки богослужений и собирали вокруг себя паству, как матки пчел- молодежь, просвещая ее. Еще в 2009 году накануне избрания на престол, Святейший сказал: я выступаю категорически против любых реформ в церкви. Думаю, что ни один из 145 архиереев, которые могут быть кандидатами на Патриарший престол, не имеет никакого реформаторского зуда. Россия должна помнить уроки прошлого. Она дважды была научена, как нужно бережно относиться к традиции, и прежде всего- богослужебной. Это старообрядческий раскол и пресловутая обновленческая деятельность 20-х годов.

И то и другое взбудоражило церковь, разделило людей, но цели не достигло, подчеркивал тогда еще Патриарший местоблюститель. Реформы в церкви не могут достичь цели, которые ставят реформаторы, если эти цели не проистекают из глубин народной жизни. Да и я, дорогие друзья, подтверждаю истинность слов Патриарха. Поделюсь последними впечатлениями. Мне пришлось в одном из храмов Франции посетить приход, находящийся под омофором Вселенского патриарха. Однако это русский храм, царский храм, выстроенный на средства государя Николая II. Там служил батюшка, который получил образование и у нас здесь, в России, в богословском учебном заведении, и на Западе. Приехал из российской глубинки, служил в храме литургию. Я сразу почувствовал этот почерк обновленчества, реформаторства, он мне знаком. Представьте себе, как неожиданно было мне услышать с Горнего места перед чтением «Апостола» слово священника: «Внимание» !!! Следующая реформа, наверное, приведет к тому, что он будет говорить: « Ахтунг! Ахтунг! Хенде хох!».

И поразительно, мне показалось, что что при какой-то внешней просвещенности, священнослужитель просто борется с православной церковно-славянской литургией, калечит ее. Там, конечно, было не место спорить, мы вместе служили литургию в любви и согласии, но было ощущение насилия, вторжения, как слона в посудной лавке. Лучшего сравнения, наверное, не найдешь для обозначения этого корежения смыслов. Когда современный русский язык входит во дворец славянского языка и рушит тысячелетнюю традицию. Ну, я думаю, что слово Святейшего патриарха гораздо более убедительно, чем мое наблюдение. Думаю, что мы завершим эту тему маленькой цитатой митрополита Антония Храповицкого. Книга «Молитва русской души», издательство Сретенского монастыря, 2006 год. Вот что говорил один из самых заметных патриархов конца XIX- начала XX века по этой теме:

«Кстати, упомянем еще о том, - пишет митрополит Антоний Храповицкий,- что попытки изменять нашу церковную службу на малороссийскую молву или белорусский жаргон достойны всякого осуждения. И в 1918 году были единогласно отвергнуты и осуждены, как вы думаете, кем? Словесной анкетой русских крестьян, свободно избранных населением в число депутатов Всеукраинского собора. Не Церковного собора 1918, а Всеукраинского светского собора. Напротив, стремление переводить священные и богослужебные книги на эти наречия, диалекты, исходило и исходит из среды, весьма враждебной православию и дружественной латинству, а по существу- ни во что не верующей». Так говорил митрополит Антоний Храповицкий в указанном сочинении «Молитва русской души».

-Батюшка, нам пришли вопросы. Один из них: не слишком ли много сейчас суеты в церковной жизни? И мало молитвы.

-Если это исповедь, то давайте примем ее и помолимся. Чтобы Господь Бог отпустил этот грех суетности тому, кто так мужественно в нем исповедуется. Ведь для чистого все чисто. И каждый должен избирать тот образ жизни, который соответствует внутренним потребностям бессмертного Духа. А мы с вами, совершая богородичные празднества только что в честь Донской иконы, завтра Грузинской, в воскресенье -Владимирской, каждый раз слышим глас божий: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее. "Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимается у нее". Мягко и с любовью Господь вразумляет ту, которая не давала ногам покоя, вместо того, чтобы раскрыть сердце для семени глагола божьего.

Поэтому будем те друзья изгонять суету из нашей собственной жизни, и мы восчувствуем, что церковь - это небо на земле. По выражению святителя митрополита Вениамина Федченкова. И под сенью дерева, отягощенного спелыми и душистыми плодами, под покровом Пречистой Девы Марии мы, как малые пташки, будем чувствовать всегда тишину невозмутимую, покой. И, несмотря на то, что жизнь турбулентна, мы участвуем в историческом процессе как броуновские частицы, движемся подчас хаотически, однако в глубинах души, как на дне моря, должно быть всегда торжественно и чудно.

-Мы слушаем вопрос в прямом эфире. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.

-Здравствуйте, батюшка, у меня вопрос относительно притчи. Я в Архангельском соборе Московского Кремля на южной стене видела фреску, состоящую из двух сцен. На одной фреске изображен спящий отрок. Перед ним стоят апостолы Павел и Петр. И каждый их них держит по белому мешочку. Вероятно, там деньги, монеты. А вторая сцена- отрок просыпается, встает перед ними и протягивает эти же мешочки апостолам Петру и Павлу. Будьте так любезны, напомните, пожалуйста, эту притчу и где можно о ней прочитать?

-Притчи такой не существует в Священном Писании однозначно. Потому что притчи, произнесенные Господом,                     конечно же, не включают в себя описание ни одного из конкретных представительских лиц. Тем паче учеников Христовых. Позвольте мне поразмышлять о вашем слове о мешочках. Единственный мешочек, о котором я помню, это мешочек в руках святителя Николая Чудотворца, который он тайно опускал в окно малоимущему человеку, спасая от растления его дочерей. Мешочки, связанные с апостолами Петром, Павлом и отроком, принимаю как загадку. На ваш вопрос разгадку искать не спешу. Здесь нужно время. Придется снарядить целую исследовательскую службу с тем, чтобы что-то вам сказать. Слава Богу, у нас прямой эфир, а батюшки-это не газированные аппараты, на которые можно нажать, помните были такие в советское время аппараты с газировкой? Монетку опустишь- и польется лимонад. Я пока нахожусь в полном недоумении от вашего вопроса.

Нас спрашивают между прочим, будут ли осенью какие-нибудь значимые культурные мероприятия в столице с моим участием. Я хочу вас пригласить в Концертный зал «Королевский» в Останкино 6- го октября в 18 часов. Что это за встреча? Тему, которую я выбрал, можно назвать так: душа человеческая под знаком вечности. Это слово-размышление, которое будет сочетаться с музыкой Вивальди , цикл « Времена года», в исполнении Московского камерного оркестра. Вивальди был католическим прелатом.

-Батюшка, поступил вопрос. В одной из передач Вы зачитали свои стихотворные произведения, и слушатель вас хочет спросить, почему цикл ваших последних стихов написан о кончине, не навеяно ли это праздником Успения? И хоть вы в произведениях выделяете лирического героя, мысли о кончине, вероятно, ваши? Как вы ответите на этот вопрос?

-Вы знаете, для русской культуры, русской песни, поэзии, тема Родины, кончины совершенно органична. Равно как и для христианского самосознания. Если вы входите в храм, то, наверное за богослужением утренним, вечерним не раз услышите слова о безболезненной, мирной христианской кончине. И поэтому удивляться не стоит. Мы все бренны под луной. Жизнь коротка. Осмыслять тайну исхода нас учат праздники, в том числе и Успение Пресвятой Богородицы. Дай всем нам Бог лет жизни до 115 дожить, чтобы поделиться с ближними накопленными сокровищами души. Да и самим очиститься от всякой скверны плоти и духа. Чтобы сосуды наши были закалены и освящены для переселения в мир иной. Не правда ли? Однако этого никто не избежит. Так на небольших лубочных картинках XIX века подписывал неизвестный автор само изображение. Инок стоит пред гробом, а через полуоткрытое окно высовывается коса: смертушка пришла. Послушайте, как русский народ ее ласково называл: смертушка. Действительно, для человека, свыкшегося с трудами, страданиями, с терпеливой благодарностью несущего свой крест, в исходе не было ничего страшного. Так вот и древние христиане, принимавшие грудью волну за волной гонения на церковь, молились дерзновенно: Господи! Да приидет в сей век, исполненный неправды, беззакония, жестокости, да приидет царствие Твое, дабы нам увидеть новое небо и новую землю, где живет правда. Поэтому что же удивительного, если в контексте русской культуры даже барды, даже рок-музыканты -и те размышляют о Горнем небесном граде, и сравнивают творческую душу со звездой, которая падает в море, освещая небосвод. Ну это лирика, а мы с вами продолжаем наш прямой эфир.

-Да. Нам передали еще один вопрос: православные исповедуются и причащаются. А есть ли таинства в других конфессиях? И принимают ли они участие в таинствах других конфессий?

-Мы с вами, чада церкви, хорошо помним отеческий глас святителя Феофана: вне церкви православный я не спасусь! Не правда ли? И таинство любви божьей к нам свидетельствуется устами десятков святых отцов в древности и в современности, которые говорят о том, что божественная литургия, святая евхаристия совершается только в недрах святой соборной апостольской православной церкви.

Мы заговорили сейчас о поэзии. И ты, слушатель, который задаешь мне такие вопросы, помнишь ли Михаила Юрьевича Лермонтова? «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Родной край- это Матерь наша церковь, которую вдохновенные гимнографы Козьма Маюмский, Иоанн Дамаскин, святой Иоанн Кронштадтский без устали хвалят и славят, как церковные жаворонки и иволги, поэтому выше себя не ищи. Не испытывай того, что вне меры постижения. Вверяй всю вселенную милости божьей и не изменяй церкви даже в помыслах.

Не случайно таинственный голос в Апокалипсисе говорит: вина и елея не повреждай. Ну что теперь толку допытываться об этой тайне там, где все предубеждено? Где легкие -в туберкулезных кавернах? Где смешивается с золотом истины ржавчина хулы? На Троицу, на Матерь Божию? Поэтому бойся,-предупреждает нас святитель Игнатий,-даже мыслью уклониться от спасительного лона церкви, Но, господа , уже новый вопрос нам пришел.

-Да. Мы слушаем в прямом эфире вопрос. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

-Здравствуйте, отец Артемий, благословите.

-Бог благословит.

-Отец Артемий, вам не кажется, что образ падающей звезды, «А для звезды, что сорвалась и падает, есть только миг ослепительный миг»- что это говорится о дьяволе? Многие говорят, что хорошая песня, а мне кажется, что какая-то безысходность в ней. А вопросы у меня следующие по книге Бытия. "Сначала сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Вот бездна и вода -у Лопухина написано, что это близкие понятия. И вот мне интересно, в каком состоянии вообще находилась земля? Он была растворена в этой воде или как?

И вопрос такой по бездне. В Откровении написано, что там вообще воды нет. Вот восьмая глава: «когда падает звезда в бездну, и из нее выходит дым как из большой печи». Есть такое представление, что вода -это символ жизни. Бездна - это как бы ад, и оттуда выходит этот дым…

-Благодарю за ваш вопрос. Я понял вас. Ваши вопросы достаточно объемны, таинственны. Но, прежде всего, хочется сказать, что язык Священного Писания -это очень тонкая материя. И часто одно слово может означать совершенно противоположные понятия. Священное Писание не толкуется само собой, но просвещающей силой духа, духа премудрости и разума. Поэтому для нас, руководствующим принципом служит, конечно, опора на святоотеческое понимание того или иного места. Иначе мы действительно можем невольно сломать себе голову, забредя в потемки. Например, слово «лев» не понимается в писании однозначно. Лев из колена Иуды -это Христос, а лев рыкающий -это дьявол. Звезда. Звезда утренняя -это Христос, а звезда Бога нашего Корефан- это какой-то люциферианский оккультный символ, исполненный богохульного значения.

Поэтому возвращаясь к книге Бытия, я, конечно, буду опираться не на научные размышления лопухинских толкователей. То есть, современных ему богословов, приводящих часто какие-то современные им теории происхождения вселенной. Но на преподобного Ефрема, на святителя Василия с его «Шестодневом», на святителя Иоанна Златоуста. Они тоже мыслили по- разному. Однако, они дают нам ключ к разумению. Поэтому давайте вспомним, что в первом стихе Библии: «сотворил Бог небо и землю» говорится о мире духовном. И под словом «небо» разумеется, как считают большинство толкователей, мир бесплотных ангелов, а под землей- наша видимая Вселенная. И затем уже раскрывается творческий процесс оформления Вселенной Господом и Его творческим Словом.

Поэтому в книге Бытия под бездной ни в коем случае не имеется в виду инферна (преисподняя). Но имеется ввиду первообразное состояние вещества, воззванного Богом к бытию из небытия. Из ничего сотворил Бог видимый и невидимый мир. Суть оформления того, что сотворил Бог- в первых элементах, в четырех стихиях. Стихии эти не вполне поддаются моей способности постигать глубину библейских слов. Я пред ними благоговею и, конечно, отсылаю вас к святым отцам, которые прольют свет на эту тайну.

Относительно песни- вы знаете, мне вспоминается в связи с вашим вопросом об «ослепительном миге», популярной песне XX столетия, встреча с Альбертом Мкртчяном. Замечательным режиссером, которого мне пришлось навестить в больнице. Я помню его красивое, породистое лицо, его глубокие глаза, его удивительно обаятельную манеру общения. Он потянулся как цветок к божьей благодати. Он был наречен в крещении Львом. И вместе со мной каялся в каких-то творческих ошибках. Были у него фильмы, далекие от христианского звучания. Но были и те, которые и поныне волнуют сердца глубиной поставленных проблем. Так вот, эта песня из фильма «Земля Санникова» многое говорит нашему поколению.

У меня есть, между прочим, и свое толкование этой песни. «Жизнь- это миг между прошлым и будущим». А что такое будущее? И что такое прошлое? Ведь за них нельзя ухватиться, удержаться, что-то кануло в лету и относится к стране воспоминаний. Что-то есть предмет мечтаний. А что такое жизнь? А это миг, который мы проживаем, дорогие друзья, сегодня и сейчас. А как держаться за этот миг? Остановись, мгновение. А держаться можно только за ризы Христовы. И тайна жизни, кажется, заключается в том, что в секунде, нами сейчас проживаемой, открывается вечность. И тот, кто живет не в мечтах и в прошлом, а живет именно сейчас- такой человек ощущает бесконечную значительность этого мига, если он полагает точку опоры в вере и любви к Творцу неба и земли. Вот тогда ему раскрывается тайна жизни.

Ну, это мои собственные размышления под которые я, конечно, не подгоняю песню советского времени. Звезда, что сорвалась и падает…Может быть, это человеческая жизнь? Вы помните, Игорь Тальков вдохновенно писал об одном из современных ему скончавшихся бардов. Говорят, что поэты- это звезды, которые озаряют на мгновение темный небосвод, как будто исчезают без следа, но оставляют в сознании некое тепло и свет. Вечный покой сердце вряд ли обрадует…Конечно, поэт знал только словосочетание, он не был причастен, как и Владимир Высоцкий, к недрам жизни церкви. Его сердце под вечным покоем разумело другое: покой седых пирамид, покой ледяных торосов на Северном полюсе, покой пустыни Гоби, зыбучие пески….

-Нечто безжизненное.

-Нечто безжизненное и безбрежное. Покой океанических ландшафтов. А надо прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Поэтому мы, имея с вами чутье словесное, я не говорю- филологическое, мы можем взвешивать силу каждого выражения, соотносить его с эпохой: современной или прошлой. И находить для себя что-то созвучное нам. Не спешить ломать копья с уже ушедшими людьми, но попытаться проникать в самые намерения и творческие тенденции тех, кто, может быть, смотрит на нас из вечности.

-У нас спрашивают: чем отличается дневная молитва от ночной? Быстрее ли ночная молитва доходит до Бога?

-Святитель Иоанн Златоуст хвалит ночную молитву, но не уничижает и дневной. Дорогие друзья, не кажется ли вам, что молитва безвременна? Она выходит за пределы пространства и времени пограничного мира. Молитва сопрягает нас с вечностью. Поэтому тот, кто правильно молится, днем ли, ночью ли, осенью или весной- за его спиной под знаком вечности предстоит божьему престолу то, что является ежедневно меняющимся миром.

- Нас спрашивают, во время восстания в Китае так называемых боксеров- речь идет не о спортсменах, разумеется- пострадали сотни и тысячи православных китайцев. Почему их не поминают в наших календарях?

-Дорогие друзья, сейчас уже появились месяцесловы, куда включают святых Вселенской церкви. И наши старинные русские месяцесловы XIX столетия сейчас по счастью пополняются древними ирландскими, кельтскими, европейскими святыми. Неизвестными нам греческими святыми времен турецкого владычества в Греции. И сегодня уже мы мало- помалу знакомимся с историей Вселенской церкви, и воскрешаем, казалось бы, выцветшие страницы Русской духовной миссии. Которая действовала и там, на Востоке, в Юго-западной Азии. Поэтому ваш вопрос очень уместен. И сегодня можно и должно молиться и этим мученикам. Существует их икона. Я был в Пекине и видел икону китайских мучеников. Им молились наши соотечественники в Шанхае еще в начале XX века.

Друзья, время то уже убежало. Позвольте мне воздохнуть в заключение о наших сродниках. Об их здравии, помолиться об упокоении усопших, и вместе с вами поблагодарить Пречистую Деву за Ее омофор, распростертый над Церковью Вселенской, над Россией. И будем же провожать погожие Успенские дни, обращаясь к Богородице: Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+