Перейти к основному содержанию

01:26 30.09.2020

О Рождестве Христовом. Часть 1. Протоиерей Олег Стеняев.

20.03.2013 11:20:33

- Сегодня мы продолжаем беседы о Рождестве Христовом.  Окончив разбор родословия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы переходим к описанию самого Рождества и событий с ним связанных. Заглянем в Евангелие от Матфея (Мф. 1, 18 ст.) и далее. Читаем: «Рождество Иисуса Христа было так. По обручении матери его Марии с Иосифом прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». Святитель Иоанн Златоуст объясняет, в чем разница между рождением и происхождением, и каким образом оба эти понятия употребляются применительно ко Христу. «Происхождение и рождение различаются. Происхождение - есть первоначальное создание Богом, а рождение - появившееся от осуждения на смерть. Происхождению свойственны нетление и безгрешность, а рождению страстность». Этими словами Святитель разъясняет, что в Богочеловечестве Иисуса Христа есть Божественное, которое никак не зависит от временного, и есть человеческое, связанное со временными обстоятельствами, Его, Иисуса Христа, рождение. Поэтому, говоря о Сыне Божьем, мы должны говорить о его предсуществовании, то есть предвечном его бытии, до Его же Боговоплощения на Земле. Сам о себе Сын Божий сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есть» (Ин. 8, ст. 58).
Словами «Я есть» Сын Божий свидетельствует о себе самом именно как о предвечном, сущем. То - есть,  Он сошел на Землю и воплотился как Богочеловек «нас ради человек и нашего ради спасения». Потрясенный этой тайной Златоуст восклицает: «Итак, не стремися далее, не требуй ничего больше сказанного, и не спрашивай, каким образом Дух произвел Младенца от Девы». И мы вслед за ним прервем изыскания в сфере невидимой, но начнем говорить о видимом. Итак, прочитаем вновь слова, с которых мы и начали сегодняшние изыскания. «Рождество Иисуса Христа было так. По обручении матери его Марии с Иосифом прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». Здесь возникает вопрос - почему Христос рождается в этот мир от Девы обрученной? Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним Стридонский предлагает четыре возможных ответа. Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа. Во-вторых,  чтобы она не была побита камнями как прелюбодейка. В-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице мнимого супруга. Далее Иероним Стридонский указывает еще и четвертую причину, по которой он зачат был от обрученной. «Это для того,  - говорит он,  - чтобы рождение Его было скрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от девы». Все четыре ответа справедливы и верны. Сам святой Иероним задает и пятый вопрос от лица прилежного читателя, который спросит: «Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа?»
Отчасти Иероним ответил на этот вопрос, отметив, что тогда было принято брать жену себе из своего же рода. Но проблема сложнее. Псалмопевцу Давиду было предсказано, что мессия Христос произойдет из царственных потомков его (Пс. 92.2, 131.11). А собственное родословие Девы Марии показывает нам, что ее предком из сыновей Давида был не царь Соломон, а Нафан (Лк. 3, ст.31).
Кстати, иудеи в полемике с христианами всегда обращают на это внимание. Ответ достаточно прост - праведный Иосиф, усыновив младенца Иисуса, сообщил ему все права своего родословия. Об усыновлении Иосифом Иисуса мы будем читать чуть ниже. Далее мы читаем: «Иосиф же муж ее, будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее» ( Мф. 1, ст.19).
В этом стихе непонятно, о какой праведности Иосифа идет речь. Если о праведности ветхозаветной, то святой Иосиф,  еще не посвященный в тайну беременности Марии,  должен был руководствоваться известным текстом из книги "Второзаконие", где сказано: «Если будет молодая девица, обрученная мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам города и побейте их камнями до смерти» (Втор. 22 , ст. 23 -  24).
В той ситуации, в которой оказался Иосиф, праведно было поступить именно так. Значит, когда Матфей пишет «будучи праведен и не желая огласить», он, Матфей, имеет в виду уже не праведность ветхозаветную, но праведность Нового Завета, которая прямо научает нас сносить обиды и прощать оскорбления. В этом и чудо. Христос еще не родился, но свет евангельской праведности уже касается сердца Иосифа. И он проявляет ее в намерении не выдать Марию на смерть, но тайно отпустить ее. Далее мы читаем. «Но когда он помыслил это, се ангел Господен явился ему во сне и сказал: "Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго» (Мф.1, ст. 20).
По истолкованию Златоуста сама Мария не оправдывалась перед Иосифом, ожидая оправдания за себя от Бога, и оно не замедлило. Явление ангела Иосифу перечеркнуло все его возможные сомнения. И с этого момента он, Иосиф, труженик, обручник девы Марии, становится ее защитником и покровителем. И далее мы читаем благовестие ангела Иосифу « родит же сына и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их» (Мф.1, ст.21).
Словами "наречешь ему имя" ангел побуждает Иосифа усыновить Богомладенца Иисуса, таким образом, сообщив ему все права своего родословия. Обычно на востоке имена новорожденным давали их собственные матери. Тому в Ветхом Завете масса примеров. Наречение имени отцом в те времена и на востоке, и на западе означало юридически полное усыновление или признание отцовства. Так, например, патриарх Иаков усыновил детей Иосифа, своего сына, введя их, таким образом, в 12 колен Израиля. Иаков усыновил Манассию Ефрема (Быт. 48, ст. 5, 6).
Слова "он спасет людей своих от грехов их" не надо понимать как относящиеся только к представителям еврейского народа. Блаженный Феофилакт пишет: " народом же израильским называет уверовавших как из среды евреев, так и из среды язычников". Нельзя эти слова "ибо он спасет людей своих от грехов их" понимать и в том узком смысле, что Христос умер только за тех, которые будут находиться в раю. Нет, Сын Божий принес именно полноту спасения. И сами уверовавшие в него первые христиане это отлично понимали. Сказано: "Он есть умилостивление за грехи наши". То есть уверовавших.
И далее мы читаем: "Все сие произошло, да сбудется, реченное  Господом в честь пророка, который говорит: « Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, ст. 22, 23).
Данная ссылка апостола Матфея на пророка Исайю не случайна. Мессианские пророчества Ветхого завета заслуживают особого внимания. Пророкам Божьим открывались тайны, связанные с жизнью грядущего в их дни Мессии. В моменты этих прозрений они видели разные события, которые нашли свое исполнение во дни земной жизни Христа Спасителя. Таким образом, Ветхий завет приуготовлял еврейский народ к пришествию Мессии. Апостол Павел писал: "Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу" (Гал. 3, ст. 24). И далее мы читаем Евангелие от Матфея: "Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему ангел Господень. И принял жену свою и не знал ее, как, наконец, она родила сына своего, первенца. И он нарек ему имя Иисус" (Мф. 1,ст. 24-25).
Слова – «и не знал ее, как, наконец, она родила», - некоторые понимают, как намек на то, что после Рождества Христова Иосиф как бы жил с Марией. Но подобное протестантское истолкование противоречит Слову Божию. И в частности, пророчеству Иезекииля о приснодевстве, вечном девстве девы Марии. Сказано у Иезекииля: "И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены. Не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» (Иезек. 44, ст.2).
Имя Иисус означает «Бог спасет». Позже именно об этом имени Иисус будет записано в Новом завете: "Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла. И нет ни в ком иного спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4, ст. 11-12).
И мы читаем: "Когда же Иисус родился во Вифлееме иудейском, во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с Востока и говорят: "Где родившийся Царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на Востоке, и пришли поклониться ему" (Мф.2, ст.1-2).  По истолкованию блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался ангел. То появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь. Очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежавший к еврейскому народу, воскликнул: "Вижу Его, но ныне еще нет, зрю  Его, но не близко. Восходит Звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля" (Числ. 24, ст.17).
Но вернемся к повествованию из Евангелия от Матфея. Далее сказано: "услышав это, Ирод-царь встревожился и весь Иерусалим с ним" (Мф.2, ст.3). Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: "Матфей упоминает об Ироде, чтобы ты научился, что князья и цари от того колена иудина прекратились и в силу необходимости пришел Христос. Ибо Ирод не был иудей, но идумянин, сын Антипатра, от жены аравитянки. Когда же прекратились князья, пришло ожидание языков, как пророчествовал Иаков. Иаков, умирая, произнес пророчество: «Мессия придет тогда, когда отнимется скипетр, символ царской власти от Иуды, и законодатель от чресл  его". И реально Христос и родился тогда, когда над евреями, над иудеями был царь не еврей. То есть скипетр был отнят от дома Иуды. И законодательно они не могли ничего решать сами. Чтобы казнить Иисуса Христа они обращались к Понтию Пилату. То есть, пророчество умирающего Иакова, которое записано на страницах первой библейской книги "Бытия", сбылось дословно, именно во дни Христа Спасителя. То есть, когда иноплеменники воцаряются на Земле - необходимо им противостоять. Потому что они будут строить всякие козни. Итак, услышав о волхвах, Ирод - царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Их состояние можно передать одним словом - паника!  Но как объяснить, почему иудеи так отреагировали на весть о Рождестве Христовом? Казалось бы, что они все должны были быть обрадованы вестью о рождении Мессии. И вдруг - паника! Эти люди настолько срослись с земным миром. Они настолько уютно себя чувствовали в нем, настолько стабильно, что они не хотели и не желали никаких перемен. Даже если перемены исходят от  Бога. Нечто подобное происходит особенно на протестантском и католическом Западе, с современными христианами во власти и политиками от Христианства. Используя свое высокое положение исключительно для материального обогащения, таковые с брезгливостью воспринимают рассуждения о конце света и гибели мира. Они и им подобные уверовали в прогресс, в то, что мир людей со временем достигнет некоего золотого века, и для них очень важно принять участие в построении земного царства чувственных удовольствий и наслаждений, войти в золотой миллиард. Религией для таковых представителей клерикальной номенклатуры является гедонизм - стремление к земным, чувственным наслаждениям. Примыкающие к ним представители светской власти в еще большей мере служат культу "золотого тельца". И очевидно, что Христос для таковых в Своем Пришествии представляет нечто совершенно нежелательное и даже излишнее. И если бы они узнали, что Его, Христа, Пришествие реально приближается, они скорее пристали бы к партии антихриста для того, чтобы сопротивляться воцарению Царя Царей, Господа нашего Иисуса Христа. Пророк Давид пророчески предсказал подобную консолидацию сил зла перед вторым пришествием. Сказано: "Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетные? Восстают цари земли и князья, совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его".  Помазанник - это Христос (Пс. 2, ст.1-2). Следовательно, так называемые глобализационные процессы есть не что иное, как организованное в планетарном масштабе сопротивление Христу в Его Пришествии и воцарении. Как это было и в дни Его первого Пришествия. Когда иудейские архиереи и старцы, вкупе с нечестивым Иродом первым, потом с Иродом вторым составили заговор против рожденного во Вифлееме, как мы и прочитали из Псалтыри: «И князья совещаются вместе против Господа и против Христа его». И князья церкви ветхозаветной не оказались ничем лучше, и представители светской власти. В их планы не входило ни пришествие Христово, ни тем более, его, Христа, воцарение. Но когда мы поизносим слова из молитвы Господней: "Отче наш, сущий на небеси, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на Земли". Когда мы произносим это, словами «да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли", мы этими словами испрашиваем от Господа уничтожения всех лукавых систем человеческой власти и осуществления принципов абсолютной теократии, то есть, власти Бога. Только простой народ, все эти труждающиеся и обремененные, алкали и жаждали наступления этого Дня. Дня первого Пришествия Христа-Мессии. Но и сейчас люди, уставшие от коррумпированности власти, от ее потребительского отношения к собственному народу, когда ограбление трудящихся напоминает геноцид и этнические соцзачистки, верующие люди с надеждой ожидают вмешательства Бога в судьбы их стран и народов. Сказано: "Сам же Бог мира, да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа"(1-е Фес. 5, ст. 23).
То есть, братья и сестры, нам, ожидающим пришествия Христова, необходимо бодрствовать и очищать свою жизнь, созидать ее, как созидают некий храм, посвященный имени Бога. О верных Христу в Его Пришествии, сказано: "Побеждающего сделаю  столпом в храме Бога моего. И он уже не выйдет вон, и напишу на нем имя Бога моего и имя града Бога моего, Нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога и имя мое новое" (Откр.3, ст.12). 
И еще: "Не знаете ли, что тела ваши, суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога? И вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии"(1-е Кор.6, ст.19-20) .
Прославлять Бога и в телах, и в душах - означает ничего из того, что мы имеем материального или духовного, не уступать нигде и ни в чем дьяволу и его пособникам.  То есть, бороться за цельность территории нашей страны и защищать святую веру. Бороться за возвращение ресурсов нашей страны людям, населяющим ее и обращать отступивших от пути истины. Держать в руках слово Божье, если ты священник. А если потребуется  - взять в руки и автомат Калашникова для наведения порядка на просторах нашей Отчизны, если ты воин. Вернуть награбленное, украденное у нашего народа тем людям, которые своим потом и кровью создавали богатство нации и низвергнуть из лона Церкви обновленцев, вероотступников и нечестивых эксплуататоров нашего народа,  если ты священнослужитель. Или предать их суду, если ты представитель правоохранительных органов. Как известно, первые христиане не имели частной собственности. Сказано: "Не было между ними ни кого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов. И каждому давалось -  в чем кто имел нужду» (Деян.4, ст.34-35).
Апостол Павел призывал верующих не к праздности, но к труду. Он учил: "Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночью и днем. Чтобы не обременить кого из вас. Не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь " (2-е Фес. 3, ст.7-10). И еще  апостол Павел писал: "Имея пропитание и одежду, будем довольны тем, а желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть. И во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствия и пагубу. Ибо корень всех зол - есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1-е Тим. 6 , ст. 8  - 10).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+