Перейти к основному содержанию

04:56 22.07.2019

О духовном и телесном подвиге христианина. Сегодня с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин).

24.03.2014 07:09:35

Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, слушатели радио «Радонеж». Сегодня мы работаем в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать свои вопросы по смс. И сегодня на связи с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясеневе и строящегося Покровского храма, что также находится в местечке Ясенево.

 Сегодня, когда я шел на передачу, меня остановила одна женщина, окинула меня взглядом и спросила: батюшка, а вы прозорливый? А у меня уже склероз, наверное, старческий, и мне послышалось, что она спросила: вы прожорливый? Я говорю: да, прожорливый. А ей теперь послышалось: прозорливый. И начала спрашивать про мужа, про детей, про работу. Развестись ли ей, работу ли поменять, и прочее. Вот так у нас завязался духовный разговор.

Поэтому сегодня у нас разговор пойдет и о прожорливости, и о прозорливости. О духовном и телесном подвиге христианина. Апостол Павел однажды сказал: «многие соревнуются и многие бегут на ристалище, но только один получает победный венец. Так и я теку к почести вышнего звания, чтобы получить венец. И чтобы мне не напрасно подвизаться. Ибо незаконно подвизающиеся не увенчиваются». Он говорит: я подвизаюсь, чтобы получить почесть высшего звания. А с греческого языка это звучит: подвизаюсь, значит- занимаюсь аскетикой, телесным и духовным подвигом.

Вот, недавно закончились Олимпийские игры. Соревнования, тренировка тела. Духовные и телесные результаты. Кто выше, кто быстрее, кто ярче…. А апостол Павел нам говорит, что мы тоже должны соревноваться, и я тоже должен подвизаться. Я теку к почести высшего звания. Забывая задняя и простираясь вперед. А если мы спросим сами себя, вот сегодня вечером, те из нас, кто остались не возле телевизора, а с нашей любимой радиостанцией Радонеж.

Вот мы простые миряне. А как нам подвизаться в сегодняшней жизни? Как нам уподобиться хоть немножечко святым отцам, которые тоже подвизались? Прежде всего в доброделании, в смирении, любви к Богу. Подвизались в исполнении христовых заповедей. И, конечно же, в посте, в молитве, в псалмопении, в воздержании, в целомудрии, в богослужении, в коленопреклонении. Но все это нужно для нашей духовной жизни, для нашего совершенства. Как говорил епископ Игнатий Брянчанинов: сначала листья, а потом и плоды.

Человек начинает с телесного делания, но он не должен останавливаться на этом телесном делании. Потому что, в конце концов, наша душа должна принеси плод. А какой плод? Когда мы с вами бываем на богослужении, в день памяти преподобных отцов, мы слышим апостольское послание: Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Те, кто принадлежит Иисусу Христу, распяли свою греховную природу с её страстями и желаниями. Так как дух - источник нашей новой жизни, давайте же будем следовать Духу. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Мы знаем девиз олимпийского движения. В здоровом теле- здоровый дух. А в Оптиной пустыни эту знаменитую латинскую пословицу переименовали и немножко перефразировали: в здоровом теле здоровый бес. И к этому надо подходить двояко. Тело не может стать самоцелью нашей с вами жизни. И с другой стороны, здоровье- это дар божий, который по возможности надо поддерживать рассудительным питанием, рассудительными подвигами, поддерживать разумной заботой и попечением.

Святитель Василий Великий однажды сказал: умеренному деланию цены нет. И все, что противно умеренности, то от демонов. Оптинские старцы подхватили это мысль Василия Великого, и преподобный Макарий Оптинский говорил, что края - бесовские. То есть все крайности в том или ином делании, будь то пост или молитва, богослужение, доброделание. Истина все равно остается посередине. А крайности бесовские. И другое интересное высказывание о подвиге святителя Василия Великого: наш подвиг и наш пост должен быть не выше сил, но и не ниже сил. И это есть некая принципиальная мера в отношении тех или иных телесных подвигов.

А святитель епископ Игнатий Брянчанинов направляет нашу мысль к главному и возвышенному. Он всегда говорил, что невозможно перешагнуть сразу к духовному, минуя душевное, и минуя телесное. Сначала листья, а потом и плоды. Интересен его подход к духовной жизни христианина. Он говорит, что в исполнении евангельских заповедей надо участвовать телесно. А сюда относятся подаяние милостыни, принятие странных, участие в разнообразных нуждах и страданиях страждущего человека.

И, может быть, для нас мирян, живущих посреди мира, это и есть один из главных подвигов. Подвиг служения друг другу. Мы помним слова апостола Павла: друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов. Особый подвиг поста, особый подвиг молитвы, особый подвиг коленопреклонения, стояния в храме. Телесный подвиг –конечно, особый удел монашествующих. А для нас, мирских людей все-таки телесное служение друг другу.

Как-то, когда я начал читать вслух молитвы Иоанна Златоуста за богослужением, вдруг совершенно по- другому услышались слова божественной литургии. Там звучат такие слова: Помяни, Господи, добротворящих, и помнящих о бедных, и убогих. То- есть особые молитвы в церкви о тех людях, которые поминают и заботятся об убогих. Вот если бы вся церковь слышала эту молитву священника, слышала этот призыв церкви, слышала это направление, назидание, что вся церковь и священник призывает Бога помянуть тех, кто поминает убогих!

И, наверное, это одно из направлений главного подвига, который доступен каждому из нас. Кто-то, может быть, послужит телесно, кто-то - простым звонком, кто-то своей трудовой копейкой в социальную кружку, которая есть в каждом храме. Вот сейчас время годовых отчетов. Сейчас, как в церкви, так же и в государстве проходит год, подводятся итоги, делаются анализы прошедшей жизни. И несколько лет назад мы заметили такую тенденцию. Увидели божественную помощь на наше доброе дело. Как сказал апостол Павел, кто сеял скупо, скупо и пожнет. Сеющий щедро, щедро и пожнет.

Ко мне несколько лет назад подходит главный бухгалтер и говорит: батюшка, а вот посмотрите интересную закономерность. Я спрашиваю: а какая закономерность? Она отвечает: вот посмотрите, какие интересные цифры. Была графа расходов. Расходы на нуждающихся, на социальное служение и на дела милосердия. Была цифра: 300 тысяч рублей. А теперь батюшка, посмотрите другую цифру: приход по банку: 3 миллиона рублей. Это от тех людей и организаций, которых мы просили о помощи с протянутой рукой, чтобы нам помогли на восстановление храма. Хоть это было несколько лет назад, когда усиленно велись реставрационные работы. И знаете, друзья мои, я был очень и очень приятно удивлен. 300 тысяч мы раздали людям, а три миллиона получили. Вот такая щедрая рука Господня. В десять раз. С одной стороны, конечно, с каким-то рассуждением не раздавалось же все подряд, не отдавалось последнее, потому что почти каждый день, особенно летом в храм приходят и просят погорельцы, те, у кого украли документы, кинули на работе, нет денег на лекарства, нет денег на инвалидную коляску.

Мы по возможности помогаем, кому можем. Есть специальные службы милосердия, в которых трудится народ божий. И однажды я приехал в лавру к отцу Лаврентию, архимандриту, о здравии которого мы с вами помолимся, и спросил у него: батюшка, почти каждый день по нескольку погорельцев, по нескольку украденных документов, или кинутых на работе. Ну и я чувствую, что где-то есть правда, где-то не совсем. И вдруг он мне задает интересный вопрос, думаю, что я запомню этот ответ на мой вопрос, запомню на всю жизнь.

Он спрашивает у меня: а есть возможность немного помочь? Я говорю: есть. Он в ответ: Тогда не надо рассуждать, обманывает человек или нет. Надо помочь, чтобы не пропустить Христа. Так мы и делаем, так и продолжаем делать. Немного, но даем, чтобы не пропустить Христа. Так вот и у нас, в нашей повседневной жизни. Конечно мы, пока имеем силы и возможности, должны, просыпаясь и помолившись, подумать: кому я в сегодняшний день и чем могу помочь, послужить? Потому что лучше служить, чем ожидать служения себе. Лучше в дом престарелых ходить, чем в доме престарелых лежать.

-У нас с вами первый телефонный звонок. И просьба задавать вопросы по этой теме, чтобы нам не отвлекаться и иметь возможность выдержать одно направление. Слушаем вас.

-Благословите батюшка, раб божий Сергий из Москвы.

-Бог благословит.

-Вопрос по теме.

-Да-да.

-Вот я хотел бы, чтобы вы что-то по этому поводу сказали. Вот я, например, по своему опыту знаю, что тот священник, к которому ты постоянно ходишь и исповедуешься, и причащаешься, ему что-то открывается по благодати.

-Безусловно.

-А я попросил у Господа: помоги моему неверию. Не верил я в старцев. И вот тут именно попал. Попал случайно, хотя у Бога случайностей не бывает. Попал на старца. Почему люди ищут старцев? Сейчас даже как бы модно стало у старцев причащаться? Как-то даже было, извините, в начале экскурсия в какой-то монастырь, а потом…

-Да. Да.

-Как к этому относиться?

-Благодарим вас за звонок. Дело в том, что святые отцы советуют, когда ты идешь к своему духовнику, то- есть к приходскому священнику, к которому ты постоянно обращаешься за исповедью и за духовным советом, а иногда просто исповедуешь свои грехи, как мы. Мы же несколько раз в день моем руки, периодически принимаем душ, еще реже ходим в баню. И все, и другое нам необходимо. Поэтому иногда приходской священник, как кран с чистой водой: пошли и помыли руки. Может, даже и не спрашивали, какого цвета.

Иногда просто надо какую-то оплошность, тот или иной грех хоть как-то выкинуть из души. И этих больших советов, которые были в самом начале нашего пути, периодически мы спрашиваем у священника и духовника. И святые отцы нам советуют. А вот когда ты идешь спросить волю божию через твоего священника, через твоего духовника, перед этим необходимо помолиться: Господи, у меня вот такой вопрос, такая проблема. И я поступлю по благословению моего духовника, моего священника. Поэтому Господи, прошу тебя, открой ему волю во мне, а мне дай веру, как отнестись к этим словам, как к словам, сказанным тобой через моего духовника.

И вот тогда, безусловно, когда человек с верой подходит и молится перед этим, чтобы священник сказал и чтобы я услышал, обязательно произойдет это божественное действие всемогущей благодати Божьей. И мы с вами слышим завет оптинских старцев, которые говорили: Бог слушает послушных. Бог слушает послушных. Ты готов послушаться? И Бог готов послушать тебя. И пойти тебе навстречу. А если ты идешь, чтобы услышать только то, что хочется тебе услышать. И хочется тебе получить то благословение, которое тебе хочется- если ты идешь только за этим, тогда ты ищешь не воли божьей, а ты ищешь только подтверждение своей воли. И чтобы духовник был солидарен с уже с твоим выбранным решением и с твоей волей.

Но это и будет именно твоя воля. А воля божия на этот счет, она конечно, под большим вопросом. Оптинские старцы говорили: лучше поступить по совету. И лучше называться учеником ученика, чем собирать бессмысленные и зловредные плоды своей собственной греховной воли.

-У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас. Вы в эфире.

-Батюшка, вот вы начали свою беседу с послания апостола Павла к коринфянам. И вот та цитата, которую вы привели, она очень хорошая, правильная для нас. Нужно как следует ее помнить. На ристалище бегут все, но лишь один получает награду. Это очень понятно. Но там дальше есть, насколько я понимаю: так бегите, чтобы получить награду. Не относится ли эта вторая часть изречения: «бегите, чтобы получить», к нашему духовному самосовершенствованию? Ведь часто, особенно когда начинаем, мы видим, что мы не можем совершить больших подвигов, больших дел. А по мелочам стесняемся помогать людям.

Но ведь мы не можем сразу стать святыми. Чтобы билетик получить, образно говоря, надо стараться хотя бы по мелочам себя усовершенствовать. Скажите, правильно я понимаю? Или, может, там другой смысл?

-Слушайте, всегда так радостно, когда идет вот такое сотрудничество! Я всегда говорю своим прихожанам, что священник -это корабль, а народ божий- это вода. И корабль плавать не будет, если не будет воды. Я вас сердечно благодарю за подсказку в этой цитате, потому что я ее приводил на память и не весь этот контекст помнил. А вы замечательно продолжили и углубили мою мысль. Апостол Павел так и говорит: так и вы бегите, то есть подвизайтесь. Это и есть решительность, ревностность, подвижничество к которым призывает апостол Павел всех нас.

Почему? Потому что под лежачий камень вода не течет. И помните: последовательность, поиск духовной жизни, что они должны быть постепенны и всевозрастающие. Вы же помните слова Христа: Просите- и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте- и отверзется вам. Не получается искать- проси. Не получается просить- толки во врата милосердия божьего или во врата тех людей, от кого зависит та или иная помощь, поддержка, и прочее. Поэтому весь этот контекст призывает нас к решительности.

В решительности и в желании подвига и надежды на наш первый шаг Господь сделает нам навстречу десять. Я иногда шучу и говорю: вы знаете, я тут однажды ехал в машине и увидел надпись на машине под названием Ока. На заднем стекле была надпись такая: «я джип, только в детстве болел». Вот так и мы. Мы вроде все подобны маленькой машинке Оке по своему духовному деланию, но хотим и вести себя, и ехать, и такую мощь иметь, как джип. Несмотря на то, что мы вроде так сказать, небольшие в духовном смысле люди. А настрой должен быть самый серьезный, и самый решительный. После звонка я вам расскажу одну легенду про то, чем была увенчана решительность одного монаха.

-У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас. Вы в эфире.

-Добрый вечер, батюшка.

-Добрый вечер.

-Это раба божия Галина. Благословите.

-Бог благословит.

-Батюшка, если можно, у меня два вопроса. Я постараюсь покороче. Меня очень волнует, что президент Путин подписал закон о ювенальной юстиции. Это отбор из семей детей по различным причинам. И второй вопрос- с Нового года президент Путин своим чиновникам прибавил жалование в три с половиной раза. Вы только подумайте. А инвалидам, престарелым, детям-инвалидам…

-Ну, во-первых, у вас неверная информация. Этот закон о ювенальной юстиции завернули. А о том, что прибавили в три с половиной раза, так это бабушка надвое сказала. Таких цифр просто не бывает. Это тоже какая-то непонятная информация. А о том, что инвалидам, многодетным семьям надо повысить- это наша общая и боль, и забота. И на самом деле необходимо попечение о тех людях, которые не могут о себе сами позаботиться, у них должна быть достойная жизнь.

Как раз наша беседа посвящена именно этому. Мы не можем отвечать за все государство, мы не можем отвечать за поступки президента, мы не можем отвечать за поступки министра образования или министра здравоохранения. Помощь требуется от каждого из нас. Давайте не будем далеко ходить. Я, судя по вопросу, голос довольно бодрый и здоровый, поэтому надо и подумать о каком-то конкретном маленьком инвалиде или многодетной семье на том приходе, который вы посещаете и кому можете помочь лично вы.

Сделайте это маленькое дело, и не надо спасать весь мир, не надо спасать всю страну, не надо делать дела и послушания за президента. Сделайте это дело за самих себя. Помня слова нашего Господа: Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, Я пришел для того, чтобы послужить. Господь наш Иисус Христос перед Своими страданиями сказал эти последние слова. Это есть Его завет всем нам. Он не пошел к Понтию Пилату и не сказал: давай построим еще десять общественных бань, выдадим всем бедным по полотенцу, пусть они там моются, и пусть сами себе утирают ноги.

А Господь взял умывальницу, препоясался и умыл ноги Своим ученикам. Сделал дело последнего раба. Ибо такая была обязанность последнего раба в доме. Умывать ноги гостям. Поэтому мы должны в нашей повседневной жизни спрашивать только с самих себя. Если мы не депутаты Государственной Думы. Это депутаты Государственной Думы могут обратиться и внести свои законы, потребовать отчета в работе правительства. Это их прерогатива. А наша прерогатива молиться о них, молиться о церкви. И не только молиться, но и делом исполнять евангельские заповеди, о которых мы с вами говорим. Вот это и есть наш повседневный, каждодневный подвиг христианина. Творите дела милосердия на том месте, на котором вас поставил Господь.

-У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас. Вы в эфире. Только, пожалуйста, по теме.

-Добрый вечер, батюшка.

-Добрый вечер.

-Отец Мелхиседек, вы знаете, только частично по теме.

-Так-так.

-Раба божия Анастасия. В прошлом году на вашем вечере я вам подарила свой автобиографический рассказ «Анастасия». Но это не важно, у вас же много попечений, народ приходит. Я напомню в двух словах, что меня подбросили в Москве в 1949 году, а потом принесли в детский дом, а из детского дома меня взяли приемные родители. И моя мама приемная очень жесткая была. Папу я очень любила, даже была на него похожа. Его звали Яков. Но, конечно, они уже умерли. А мама меня прокляла. Ну, было за что, конечно. Это была безбожная жизнь с обеих сторон. Понимаете, да?

-Да-да.

-С ее, с моей. У нас, правда, висела икона. Они были православные люди. Праздновали Пасху, куличи мама святила. Папа, по-моему, вообще в храм не ходил. Но они оба были крещены. И меня окрестили.

-Ну, вопрос- то, вопрос?

-А вопрос вот какой. Она меня прокляла и сказала: ты умрешь от грязи, когда я умру. И я действительно стала умирать от грязи. И мне православный психотерапевт дал такой совет. Я говорю: что мне делать? Она меня не научила готовить, убираться. Я ничего этого не умела делать. И не умею до сих пор, хотя мне уже много лет. Я с 49-го года. И он мне сказал: вы найдите святой жизни человека, чтобы он снял это проклятье. Как вы думаете? Это, наверное, старец должен быть?

-Дело в том, что это проклятье вы можете снять постепенно сами. А каким образом? Дело в том, что ваша квартира, в которой вы живете, если она двухкомнатная, она не превышает по площади- я в свое время в хрущевках жил- не превышает 49 кв.м. Поэтому начните с наведения порядка в своей квартире. По метру в день. Есть такая жидкость замечательная, «Фреш» называется. Ее- на пол. Сначала пыль вытереть, потом пол помыть. Потом посуду вымыть. Потом отодвинуть мебель. Ту, которую сможете отодвинуть, потом шторы постирать, потом паутину в углах разобрать.

И тогда эти слова на вас исполняться не будут. Потому что вы будете двигаться в чистоте. Будете двигаться к наведению порядка сначала в собственном доме, а потом и в своей душе. Конечно странные эти все слова. Странная такая постановка вопроса. Дело в том, что если вы будете жить с Богом, если у вас у самих будет духовная жизнь, регулярная исповедь, причастие. Сами постепенно будете учиться тому, что не умеете делать. Не только ожидать помощи от других людей. Надо сначала найти силы, чтобы помочь себе, а потом найти силы, чтобы помогать другим.

Поэтому жить надо как апостол Павел. Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Поэтому сами начните с себя. Наведите порядок сначала в своем собственном доме, потом в душе. А потом уже творите дела милосердия. Творите добрые дела. Как нам говорит об этом Господь. Творите плод, достойный покаяния. Как бы я хотел, чтобы плод ваш пребывал,- сказал нам Господь. - Я пришел, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком.

Братья и сестры мы в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать свои вопросы по смс.

-У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас. Вы в эфире.

-Добрый вечер, батюшка.

-Добрый вечер.

-Благословите, батюшка.

-Бог благословит.

-У меня два вопроса. Первый -по моему крестному сыну. Он у меня невидящий с малолетства, с рождения. У него атрофия глазного нерва. Ему сейчас 18 лет. Он учится в интернате в Липецке для слабовидящих детей. Родители у него очень бедные. Дети у них тоже много не могут сделать. И я вот несколько раз обращалась к врачам- офтальмологам здесь в Москве. И даже у двух профессоров консультировалась. Они говорят, что это практически неизлечимо. Ну, если вы можете, то можно поехать в Германию. Но я не знаю, сможем ли мы поехать или нет, не знаю, что мне сделать. До конца с этим вопросом идти? Если Господь на самом деле так дал не видеть мир глазами…. Я в смятении. Не знаю, что мне делать. И почему-то думаю, что это мое дело даже больше, чем его родителей.

-Ну, дело в том, что надо все-таки быть реалистами. Если руки нет, то она и не отрастет. Если атрофия глазного нерва, но откуда появится новый нерв? Если за 18 лет не смогли ничего реально сделать, то с трудом верится, что вообще можно что-то сделать, пусть даже и в Германии. У них есть простые элементарные вопросы, элементарные проблемы, которые они испытывают каждый день. Это недостаток материальных средств. У них есть ваше молитвенное попечение, представительство у Бога за них. И поэтому помогайте им своей молитвой, своим словом. Периодически общаясь с ними по телефону, или по электронной почте.

И помогая им финансово, поддержать их, так сказать не совсем сносное существование. Или на продукты питания, или на лекарства. Прежде всего, если быть совсем уж пунктуальным и последовательным, если вы хотите до конца понять эту ситуацию, то надо связаться с той или иной немецкой клиникой. Выслать те необходимые документы, которые они у вас запросят. Диагноз, обследования, результаты анализов. Там трезвые люди, и они уже скажут вам, возможна ли та или иная операция, и сколько она будет стоить. Там дурить не будут. Если скажут, что это невозможно, даже за миллион евро, то они так и скажут, что это невозможно и за миллион евро.

Потому что они, в конце концов, будут нести ответственность за результат своей операции. И если это на самом деле неизлечимо, нет шансов, то они так и скажут. Или наоборот, скажут, что мы даем вам пять процентов от результата. Будьте к этому готовы и прочее. Поэтому чтобы не гадать, есть ли, нет ли, кто вам об этом сказал-сейчас существует интернет, и попробуйте связаться. Люди все-таки отзываются, люди принимают информацию, анализируют. Потому что они тоже хотят заработать. Но зарабатывают они уже не шарлатанским способом, а объективно.

Поэтому они смогут обработать вашу информацию и данные. И уже могут дать квалифицированный, профессиональный ответ на вашу проблему, с вашим крестным сыном.

-У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас. Вы в эфире.

-Добрый вечер, батюшка.

-Добрый вечер.

-Благословите, батюшка.

-Бог благословит.

-Волею судьбы я стала крестной мальчика, молодого человека, который сейчас сидит в тюрьме за убийство. У него была тяжелейшая ситуация. Он из очень тяжелой семьи. И сейчас он сидит в тюрьме, и я хочу послать туда посылку. Понятно, что не на одного человека, а на многих. Но я бы хотела, например, положить туда книгу Шевкунова или Евангелие. Вы мне посоветуйте, какое Евангелие. Чтобы оно было с разъяснениями. Чтобы такие ребята, как он, могли понять. Чтобы их это заинтересовало.

-Вы ручку и бумагу возьмите.

-Да. Сейчас.

Святитель Василий Кинешемский: Толкование Евангелия от Марка. Святитель Василий Кинешемский. Очень и очень замечательное толкование Священного писания. На первых порах для них это будет достаточно. А то, что вы посылаете посылку, это дело наисвятейшее. Даже самые простые вещи: гречка и макароны, которые в тюрьме и на зоне будут восприняты как осетрина и креветки у нас в повседневной жизни. Гречка и макароны будут деликатесом. И вы должны послать, как сказал бы старец Паисий Афонский, еще и духовные деликатесы. Поэтому то, что вы задумали послать Евангелие, толкование на Евангелие, конечно, еще несколько самых простых молитвословов- очень полезно будет для их душ.

Положите еще утренние и вечерние молитвы и каноны с акафистом. Ну, и может быть, один псалтырь. Потому что они потихоньку все это разделят, периодически сами будут это читать и обмениваться друг с другом. И это будет для них самое-самое главное. Духовная польза и милостыня. Как Иоанн Златоуст сказал: Широк вид милостыни. Нищему помочь, больного исцелить, голодного накормить, жаждущего напоить. Сидящего в темнице посетить, но как тело, но как душа выше тела и больше тела, так и милость оказанная душе, выше милостыни, оказанной телу. И поэтому вы и про тело не забывайте, и про душу. Поэтому разделите уж пополам. Половину содержимого посылки духовное, половина- телесное. И так старайтесь периодически делать и поступать.

Мало того, вы можете даже организовать очень доброе начинание. Раздать адреса этой колонии, и затем конкретного человека или нескольких своих знакомых попросить, обратиться к знакомым прихожанам: у кого есть лишние книги, которые они уже не читают. Или старый молитвослов, или старое Евангелие, чтобы они не поленились и потратили 300-400 рублей на те или иные посылки, и отправили по этому адресу. И для них самих будет духовная польза. А самое главное, что они пустят эти книги в духовный оборот. И будут жить на проценты. Потому что доброе дело, пущенное в оборот, приносит процент духовный.

Я однажды встретил такую фразу у отца Иоанна Кронштадтского, который сказал: за то, что мы не даем книги читать другим людям, которые могли бы дать, мы за это будем держать ответ перед Богом. А интересно, почему он такую фразу сказал? Почему мы должны давать книги? У всех и так книг полно. У нас никто не просит. Дело в том, что до революции, книги были очень дорогими. Например, корова стоила три рубля, а библия в кожаном переплете стоила пять рублей. То есть была дороже коровы. Представляете?

Поэтому книги были редкими. И люди дорожили ими, это было духовное и телесное богатство и сокровище. И он говорит: а если вы не даете книги в оборот, не даете читать книги тем, кто у вас просит об этом- вы за это дадите ответ перед Богом. Поэтому нам надо подумать, у нас забиты шкафы литературой, которую мы давным давно прочитали, и, может быть, к некоторым из этих книг мы и не будем возвращаться. А если вы это не можете сделать сами или ваши друзья, то принесите в храм, в котором есть социальные службы. Именно этим они и занимаются. Рассылают книги по зонам.

Далеко не будем ходить. Если у вас будут с этим проблемы, привозите на наше подворье Петра и Павла в Ясенево. Метро «Новоясеневская». Привозите хоть на машине, хоть на грузовике. Мы найдем место применения вашим книгам.

Интересно в чем еще может выражаться наш повседневный подвиг нашей с вами мирской и в тоже время духовной жизни? Я вспоминаю первые дни братской повседневной монастырской жизни, когда я был монахом и священником в Троице-Сергиевой лавре. Пред тем, как пойти в монастырь, мы читали духовную литературу с друзьями. Очень любили это чтение, и до сих пор эта любовь продолжается к творениям епископа Игнатия Брянчанинова. И в наружном поведении монаха у него есть такой духовный совет: когда ты сидишь за столом, то смотри в свою тарелку. И не смотри, не сравнивай, кто и что, и как ест, какая мера, как он пьет. Смотри в свою тарелку.

А если вам на трапезе будет предложена общая пища, то не протягивай руку к большому куску, протяни руку к первому куску, который лежит перед тобой. Что я наблюдал, живя конкретно в Троице-Сергиевой лавре. На столе в тот или иной день стоит общая чаша с яблоками на шесть человек. Там лежат шесть яблок, через какое-то расстояние еще шесть яблок на шесть человек. И так далее. Но они лежат не у каждого в тарелке по одному яблоку, а лежат на одной общей тарелке. И я лукавым глазом смотрю, есть ли среди них яблоко побольше. И первый его брать не стал. И стал ждать, когда братья станут разбирать с тарелки. И братья настолько были воспитаны духовно, настолько были духовно высоки, что тот первый, который начал брать яблоко, он взял самое маленькое, тот еще побольше, другой еще побольше. И мне последнему досталось самое большое яблоко на тарелке.

Я этот эксперимент провел один раз, потом просто в простоте брал со стола первое попавшееся, уже не задумываясь, и не делая это специально, чтобы мне доставалось большое. Но я был потрясен духовной высотой даже в таких абсолютно повседневных мелочах. А как это может распространиться на нас? Да вот так. Есть салаты. Есть у курицы две ножки, а не три и не четыре. И есть какие-то фрукты. И какие-то продукты питания. И все это надо делать в семье по любви. Не мне, мне, мне, а ты живешь в семье, и ты не должен быть эгоистом. Ты пришел не для того, чтобы тебе послужили, а для того, чтобы послужить. И тот кто первый не дожидаясь мамкиного совета, или благословения, или посуду помыть, пол, в магазин сходить…Во все надо вникать до тех пор, пока есть силы.

И еще раз хочу повторить: лучше, чтобы ты служил, чем служили тебе. И поэтому тот, кто хочет долго жить, должен бегать от болезни по добрым делам. Тогда и болезни нас не догонят. Как мне говорила 90-летняя матушка-монахиня Сефора: бегайте, бегайте, бегайте. А то подходит тут один ко мне- а она слепая, была- подходит, спрашивает меня то-то и то-то, а сам весь обрюзг. Обрюзг- это такой толстый, полный человек. А она не видела. Она была с семидесяти лет абсолютно слепым человеком. Вот какое такое духовное видение было. И говорит: мы, когда молодые были, особенно, когда было время жатвы, мы уснем под телегой, утром проснулись- и опять на работу.

Кусок хлеба. Банка молока- и опять на работу. А еще песни пели. А сейчас, говорит, все какие-то унылые и обрюзгшие. И поэтому нам надо не только в духовном плане стремиться и подвизаться. Но и в телесном плане. Иметь бодрость, подтянутость, и самое главное: стремление послужить. А за это Бог дает здоровье. Кстати старец Паисий Афонский сказал: за самоотверженную любовь, Бог дает двойное здоровье. Представляете? Вот человек думает: ой, перетружусь, ой, у меня нет сил. Ой, я не могу поехать в больницу, ой, я не могу сходить в магазин для того-то и для того-то, или хотя бы для своей собственной семьи. Люди жалеют себя, и в конце концов тот, кто жалеет себя, в конце концов себя не жалеет. Потому что Бог дает двойное здоровье за самоотверженную любовь. Почему бабушки, у которых есть внуки, живут очень долго. Они живут долго, потому что они кому-то нужны. И есть люди, которые хотят, чтобы они жили долго. Они как бы посылают свою духовную энергию, свою доброту, свое благожелательство, свою любовь. Потому что они видят, что бабушка служит, есть кому посидеть с внуком, что-то разогреть, что-то приготовить. И эта всеобщая доброжелательность эту бабушку поддерживает в повседневной жизни.

А бабушка думает не о своих коленках, бабушка думает не о своих больных глазах, не о своем сердце, не о своей стенокардии. Она об этом, конечно, тоже думает, поддерживает свое здоровье. Но и при этом служит семье. И вот такое взаимное служение делает семью счастливой. Как говорил апостол Павел: друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов.

 

-У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас. Вы в эфире.

-Добрый вечер, батюшка.

-Добрый вечер.

-Благословите, батюшка.

-Бог благословит.

-Я, может, немножко повторю предыдущую тему. Около храма стоят молодые люди. Там девушки, парни…

-Я понял…

-Им подают. И они тут же идут и соображают на те деньги, которые им подают.

-Ну, это так сказать…

-Я раньше им подавала, а монахиня мне говорит: ну, ты же грех совершаешь! Ты же видишь, что они делают.

-Давайте так. Те, кто приходит в храм очень редко, они сразу не видят, не разбираются в ситуации. Как говорит апостол Павел: чтобы вас не обременять, я приду со сбором тогда-то тогда-то. Но чтобы вас не обременять, пусть каждый из вас в воскресный день откладывает по возможности. То есть в доме специально в каждый воскресный день человек подводил итог каждой недели.

Вот в эту неделю, которая прошла, у тебя к воскресному дню сто рублей лишних осталось? Надо их на дела милосердия отдать. Вот отложите сто рублей. Откладывает. Так набралось уже четыре воскресенья. Собралось четыреста рублей. А за год собралось четыре тысячи восемьсот рублей. И в конце такая сумма. Пришел апостол Павел и взял эту сумму на нужды церкви. Это вот так было в его время. А сейчас можно по- другому. В каждом храме, так по крайней мере в нашем, да и во многих я видел есть специальная кружка. Она так и называется: для нуждающихся. Или называется: на дела милосердия.

Вот эти сто рублей свои и положи в эту кружку. Потом по благословению священника из этой кружки выделяется и многодетным семьям, и матерям, и старикам. И на лекарства, и инвалидам, и на похороны, и погорельцам. И вот так и существует наша взаимная помощь. То есть это так и называется: касса взаимопомощи. А этим людям, которые стоят за воротами, им как птичкам Бог через других людей подаст.

И я вам обещал рассказать одну легенду о решимости и награде за эту решимость. Есть такая легенда об одном католическом монахе. Он очень хотел подвизаться и бороться со своей ленью. И никак не мог встать рано утром на службу. Он придумал: он завел будильник, когда будильник звенел, он его выключал. На следующий день он делал будильник громче и опять выключал. Потом еще громче и потом еще и так «подвизался» в кавычках целый месяц, и так не мог встать. Боролся с собой впустую. Потом он завел два будильника. Один звонил в одно время, другой в другое. И опять хотел встать- и опять не мог. Потом поставил будильник на расстоянии одного шага, потом два шага. Потом пять шагов. Потом поставил его в угол кельи. Потом он стал класть будильник в шкаф, чтобы прошло какое-то время. И все равно, после того, как находил будильник, выключал его- и все равно продолжал спать.

Потом он придумал другое. Он был механиком и изобрел одно средство. Звонит будильник- и на него перевертывается ведро с водой. Перевернулось один раз, он думал, что вскочит и побежит в храм, но он взял полотенце, вытерся и лег рядом с кроватью. На следующий день повторилось все то же. А когда прошла неделя- он вообще стал спать на конце кровати. И вода лилась уже не на лицо. А лилась на его ноги. А потом он вообще перешел с кровати, и все продолжалось делаться то же самое. Он спал уже на коврике возле кровати. И опять же, с решимостью пойти когда-нибудь в храм.

Потом придумал, что кровать должна переворачиваться, чтобы его скинуть. Как катапульта выкидывает летчика во время катастрофы, так и его выкинуть из кровати. И он опять, упав на пол, все равно продолжал спать. Он все время что-то придумывал, только чтобы не дать себе возможности просто спокойно на все плюнуть и остаться при своей лени. Он все время что-то делал. И так он мучился, а время прошло, и пошел он на небо, пошел на суд. И там начали рассуждать, куда его все-таки направить? Вроде такой ленивый, такой нерадивый, все на свете проспал. Но услышали голос: но он все-таки имел решимость! Святитель Феофан Затворник Вышенский говорил, что на Страшном суде Бог будет искать, не за что бы наказать человека, а за что бы оправдать его. И нам святые отцы заповедуют. Весь свой подвиг обратить на чистоту своего сердца, на исполнение добрых дел своими собственными делами.

И поэтому безусловно в нашей повседневной жизни нужны и подвиг поста, и подвиг молитвы, и подвиг богослужения, и подвиг псалмопения, и воздержания. И все только ради одного, чтобы у нас были духовные силы и настроение исполнять подвиг духовный и душевный. А плоды этого подвига мы с вами говорили: плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. На таковых нет закона. А Христовы только те, кто распяли плоть со страстьми и похотьми. Поэтому будем подвизаться. Будем течь, будем стремиться, будем взбираться на свой духовный Олимп. То- есть, стремиться к царствию небесному, которое для нас православных христиан и является самой главной целью, самым главным Олимпом, самой главной горой Преображения. К которой мы все должны своими трудами, верой, надеждой и любовью когда-нибудь подняться.

Поэтому, дорогие мои братья и сестры, все вам желаю побед и взобраться когда-нибудь на наш духовный Олимп.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+