Перейти к основному содержанию

01:38 23.08.2019

Не могли бы вы сказать: какова главная цель, главная миссия Иисуса Христа? У микрофона иерей Владимир Соколов настоятель строящегося храма во имя Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и клирик храма Святых Девяти Мучеников Кизических.

11.11.2013 06:44:48

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня с вами у микрофона иерей Владимир Соколов. Настоятель строящегося храма во имя Святых равно апостольских Кирилла и Мефодия и клирик храма Святых Девяти Мучеников Кизических.

 Сейчас дни постпразднства Преображения. И сегодня нам имеет смысл поговорить об этом празднике. Вообще, в ряду православных праздников этот занимает особое место, я бы сказал, в каком-то смысле даже исключительное. Потому что этот праздник является ключом к пониманию православия и ключом к тому, чтобы понять, чем православие отличается от других христианских конфессий. Ведь по учению католиков грехопадение не привело к изменению природы человека. нарушилась просто гармония в человеке, и поэтому через подвиг Христа эта гармония была восстановлена. И через некое наказание, которое принимает человек, он прощается. Бог его прощает, и восстанавливается его гармония. Что касается протестантов, то вообще сам акт веры делает их уже безгрешными, потому что Бог взял все их грехи и эти грехи искупил.

 А вот по учению святых отцов спасение- это есть обожение- это длительный путь восхождения. Почему и образ Преображения в Евангелии- это образ восхождения на фаворскую гору. Чтобы взойти на фаворскую гору, нужно потрудиться. И вообще любой христианский подвиг представлен или в виде лестницы, или некой устремленности вверх. То- есть, человек проходит по ступеням, а это процесс очень длительный, органичный. Вот часто можно услышать, когда люди говорят: вот, молюсь, молюсь, молюсь- а в моей жизни ничего не меняется. Вот тут большая западня для всех нас. Дело в том, что наше мировоззрение, наше мышление, которому мы обучены в светских школах, опирается на некие внешние факты и внешние факторы. И при анализе этих внешних факторов создается некая типология, даже и психология, и социология. Они все задействованы на этих внешних факторах. И поэтому мы никогда не знаем глубины человека.

 Да. Эти внешние факторы на каком-то уровне действуют. Вот простой пример. Учатся в школе дети. Вот один из них хулиган, у него плохие оценки по поведению, он плохо учится. Другой очень хороший, прилежный ученик, у него пятерки, отличное поведение. Девочка. Такая хорошая, послушная ученица- отличница. Проходит какое-то время. Казалось бы, создана некая типология. Типология оценок. Причем основанная на этом единственном факторе, не направленная в глубину человека. Проходит время -и этот мальчик, хулиган и двоечник вдруг становится знаменитым конструктором или ученым. И мне известны такие случаи. Собственно, в моей школе, в моем классе был такой ученик, который плохо учился. А какая-нибудь отличница и примерного поведения девочка, вдруг повзрослев, пускается во все тяжкие грехи. И люди даже ее не узнают: как так получилось, что такая послушная девочка вдруг являет такой свой лик?

 О чем это говорит? Это говорит о том, что внешние факторы не измеряют нашу глубину. Ни глубину нашего падения, ни высоту нашего восхождения. И когда мы говорим, что молитва не действует, то мы эту оценку производим из того метода, которому мы научены. На самом деле молитва действует. Только мы не видим этого действия. Более того, даже напротив: человек, который начинает молиться, привлекает благодать, которая появляется в результате молитвы. И она обнажает его несовершенство, его грехи. И он видит себя более греховным. Этим как раз и объясняется то, что святые люди, о которых апостол Павел говорит: их же недостоин весь мир, называли себя последними грешниками в этом мире. Почему? По той причине, что прибывающая благодать, это изменение человека, его преображение, его светлое состояние- оно свидетельствовало, освещало и просвещало всю глубину его падения. И он видел свои грехи. И поэтому, когда говорят, что молитвы не действуют- это не правда. Вода камень точит, а молитва всегда вызывает приток благодати.

 -У нас есть вопрос. Мы слушаем.

 -Здравствуйте, отец Владимир.

 -Добрый вечер.

 -Вас беспокоит раба божия Тамара и у меня два вопроса. Если можно. Первый о свойстве Бога. Мы знаем, что Бог бесконечен в любой точке пространства, и Бог -это энергия. Даже многие богословы это произносят. Тогда почему христиане воспринимают Бога личностно? И второй вопрос: где находится строящийся храм Кирилла и Мефодия?

 -Сразу на второй вопрос отвечаю. Пока еще земля не выделена, но я претендую на один участок, и сейчас Ресин дал распоряжение, участок вывели из природоохранной зоны. Это в районе входа в Покровско- Стрешневский парк. Вот там развернется это строительство. Со стороны Ленинградского шоссе. Ленинградское шоссе, владение 25. Это рядом с домом, в котором долгое время жил почивший Патриарх Алексей II. И я вначале буду строить храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Это будет храм, посвященный его святому, в честь которого он был назван. И, очевидно, это будет такой мемориальный храм. Возможно, что там будет музей. И дом, который рядом, и квартира, может, тоже как-то в этот комплекс войдут.

 Что касается вашего первого вопроса, то Бог проявляет себя в энергиях, но Он не есть энергия, Он есть личность. Причем личность, представленная в трех ипостасях. И Христос является второй Ипостасью этой личности. Потому что, если Бог -энергия, то как можно общаться с Ним? Как можно произносить молитву энергии? Это совершенно бессмысленно. Потому что, молясь личности, мы хотим услышать и личностный ответ. Общение есть общение личностей. И богоподобие наше состоит как раз в том, что мы личностны так же, как личностен Бог.

 -У нас есть вопрос. Мы слушаем.

 -Добрый вечер, отец Владимир.

 -Добрый вечер.

 -Тут была передача о первородном грехе человека, и меня в связи с этим интересует такой вопрос. Вот, старец Паисий Святогорец говорит, что современное священство придает большое значение вопросу о виновности человечества в связи с грехом. Написано же, что грех родителей передается только до третьего-четвертого поколения. И в связи с этим вопрос: почему, кто и когда установил, что это грех? Если Адам совершил этот грех, значит, он уже изначально был подвержен этому своему греху. Он был способен совершить этот грех изначально при своем создании.

 -Хорошо. Вопрос ваш понятен. Дело в том, что в нашем сознании за счет терминологии, идущей от католического богословия, смешаны несколько понятия. Вы сейчас говорите: родительский грех. Речь идет о первородном грехе, а это не очень точное название. Дело в том, что это не столько грех, сколько изменение природы. Это то, что передается как измененная природа. Это не грех, который передается родителями. Есть грех, который передается по наследству генетически. Есть личностный грех. Три вида греха есть и их надо уметь различать. Так вот, что же произошло при грехопадении? Почему на это обращают внимание?

 Грехопадение произошло следующее: Адам учился у Бога. Непосредственно у Бога. Бог ходил по раю, давал ему задания, и Адам выполнял эти задания. А появился некий змий, который стал обучать человека другому методу мышления. Тому методу мышления, которым он сам владел. Если Адам проникал в существо вещей и называл это-а проникал он в любое существо вещей, то змий научил его внешнему методу. О котором я сейчас говорю. И древо познания добра и зла - по-еврейски это идиоматическое выражение, означающее все на свете. То- есть, змий научил его познавать все на свете, но внешним методом. И в этом как раз и кроется коренное различие, которое нарушило природу человека. Если его природа была предназначена к познанию глубины через любовь, то он стал поверхностным познавателем. И это изменило его природу.

 -У нас есть вопрос. Мы слушаем.

 -Здравствуйте, отец Владимир.

 -Добрый вечер.

 -Благословите.

 -Бог благословит.

 -Простите меня. Помогите разобрать ситуацию. Вот, когда мы молимся за другого - например, знакомый говорит: помолись за меня в церкви, начинаешь молиться -и тут же приходят какие-то скорби. И понятно, что когда молишься, то готов что-то понести, а получается, что сам уже просить других молитв за себя боишься, потому что столько скорбей, что уже боишься человеку что-то причинить…

 -Я понял ваш вопрос.

 -И вот скажите еще: когда батюшку просишь помолиться за себя или кого-то, то как они защищены от этих вещей?

 -Да вообще любой христианин защищен, о чем сказано совершенно ясно в Писании. Сказано: в ком страх, тот несовершенен в любви. Понимаете, в этом смысле страх противоположен любви. И когда мы боимся, то, конечно, это приводит и к скорбям, потому что любовь защищает человека. Потому что любовь не может вытерпеть дьявола, он не может ее понять, к ней приобщиться. И поэтому любовь есть лучшая защита. Вот просите этот дар любви, и вместе с приходом любви будет исчезать и страх. Мы питаемся страхами, и страх производит подобный феномен.

 - Мы слушаем вас.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Я вас очень прошу, помогите. В праздники у нас часто бывают родственники, они начинают употреблять спиртное, и получается очень нехорошо. Вы мне не порекомендуете батюшку, который может отчитать от пьянства?

 -Ну, вы знаете, есть в Новоспасском монастыре группа, которая занимается с алкоголиками, на Крутицком подворье тоже есть специалисты, которые помогают в этом. Что касается отчитки, то она есть только в Лавре, насколько я знаю. Но понимаете, это то, что действует только тогда, когда человек решается на это, когда он сам от этого страдает и хочет избавиться. Иначе не получается, потому что свобода человека в каком-то смысле священна. И она- то как раз и является источником нашего грехопадения. Потому что в ней заключен парадокс, в этой свободе. Ибо свобода дана человеку настолько, что он может отречься от Бога, может Ему изменить. Но если бы не было у человека такой свободы, то он был бы просто роботом божественной воли. А дело в том, что человек должен своей волей прийти к Богу. Эту волю положить, можно сказать, жертвенно положить к ногам Бога. И тогда Бог убеждается, что человек готов понести любые беды, лишь бы быть с Ним. В этом главное, можно сказать, препятствие. Вот поэтому вы с вашими сродниками и проведите такую беседу. Если они готовы, то есть специалисты и там, и там. В общем, в трех местах, про которые я сказал.

 - Мы слушаем вас.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Отец Владимир, проясните, пожалуйста, ситуацию. Примерно месяц назад по телевидению (московский канал) был показан не очень приятный сюжет о медицинском центре «Медстан», о котором вы говорили. Если вы в курсе, проясните, пожалуйста, что там произошло. А если нет- не могли бы вы выяснить, что все-таки там случилось? Потому что мы поверили вам, и мы пошли в тот Центр.

 -Хорошо, хорошо. Я объясню вам. Дело в том, что этот Центр, выйдя на медицинский рынок, стал конкурировать со всеми химическими препаратами. Понимаете? Это же подрыв всей коммерции в этой области. А это огромные деньги, которые обращаются в аптеках. И, конечно, это вызвало недовольство в определенных кругах. И эти круги спровоцировали гонение на этот центр. В общем- то, это повторение той ситуации, которая была в Америке. Там подобный центр тоже начал работать, но они пошли по другому пути. Они там начали рекламную кампанию -и их тут же закрыли, лишили лицензии. А здесь они пошли по другому пути. Рекламу они не делали, просто распространялось это из уст в уста, и они уже определенный сегмент рынка заняли в этой области. И теперь просто так закрыть их не удается. Они продолжают работать, но у них есть определенные сложности.

 А о том, что там говорилось в этой передаче - я не видел ее. Но я слушал не передачу, не журналистов слушал, а слушал специалистов- медиков, которые являются академиками и докторами наук. Я неоднократно бывал на различных международных конференциях, где выступали специалисты, которые занимаются непосредственно медициной. И они на основе медицинских карт, на основе тех исследований, которые они проводили, рассказывали о результатах лечения. Поэтому истину скрыть невозможно. Чем этот метод хорош? Тем, что он основан на том, что происходит с человеком. Они моделируют те колебания, которые излучают наши органы. Или моделируют те колебания, которые уничтожают болезнетворные микробы. Но именно та волна, которую они сами получают, многократно увеличивается. Это совершенно безвредная медицина, во-первых, а во-вторых- она очень результативна. О результатах я уже неоднократно рассказывал.

 - Мы слушаем вас.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -С почтением Алексей Кириллович. Не могли бы вы сказать: какова главная цель, главная миссия Иисуса Христа?

 -Главная миссия Иисуса Христа была спасение человека. Вот знаете, человек попал в некий капкан. Мы все находимся в этом капкане. Капкане чуждого мировоззрения, чуждой природы, которая нас изменила. Сделала нашу природу смертной, тленной. Так вот, Христос избавляет нас от этого. Он первенец из мертвых, как говорит апостол Павел. Он проходит этот путь по- человечески. Человечество Он усвоил от земной Матери. И по- человечески проходит этот путь и показывает, что этот путь должны пройти мы. Как-то мы не обращаем внимания на одну ключевую фразу, которую Сам Христос произносит: все то, что Я творю, и вы сотворите. И даже больше сих. Представляете, к каким высотам мы призваны? Какие нам предстоят подвиги, чтобы этого достигнуть? Ведь одна заповедь, конкретная заповедь: Будьте совершенны, как Отец наш небесный. Вдумайтесь: КАК ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ! И что же мы для этого делаем? Вот этот капкан нам и не дает вырваться на ту глубину, с которой начинал Адам.

 Вот, как раз, отвечаю на предыдущие вопросы и на ваш одновременно: что произошло с Адамом? Почему это произошло? Вот тот, кто задавал вопрос, говорит: ведь в нем уже была какая-то предрасположенность к греху. Нет. Там было другое. Дело в том, что Адам, как говорит преподобный Ефрем Сирин, был и бессмертный и не бессмертный. Это что означало? Это означало только одно, что в своем совершенстве он должен был пройти только одно: становление. В этом мире все живое проходит процесс становления. Так вот, совершенство или абсолют, богоподобие человека оно должно было пройти определенное развитие. И это развитие происходило под непосредственным патронажем Бога. А существо, которое вмешалось в этот процесс, оно этот процесс нарушило. Адам, будучи еще ребенком, в этом своем совершенстве крестился. И поэтому его становление в совершенстве было прервано этим процессом. И мы попали в этот капкан. Христос избавляет нас от этого капкана. От того князя, который поработил нас. Но мы должны пройти этот путь сознательно. Мы как раз этим и занимаемся для того, чтобы понять, что вообще нам в жизни то делать?

 Вот я начал с того, что говорил о молитве. Что молитва результативна. Как говорят святые отцы, молитва она является матерью всех добродетелей. Значит, добродетельная жизнь невозможна без молитвы. Если Адам имел непосредственную возможность общаться с Богом, задавать вопросы, то мы это можем делать только через посредство молитвы. Нет другого способа общения. Мы можем Богу сказать о своих недостатках, о своих грехах, о своих бедах. Он помогает нам. И эта помощь приходит незаметно. Поэтому мы не видим результатов. Она приходит незаметно, ибо царствие божие растет как все живое, и растет неприметно. Вот горчичное зернышко посадили, а потом вырастает огромное дерево. Вот также и царствие божие. Оно созревает в нас. Вот преображение как раз и есть свидетельство об этом царствии божьем. И оно уже с нами, оно нас посетило. Христос это открыл. Апостол сказал: Бог есть свет. И вот Он явил этот свет в божественной полноте. И мы через этот божественный благодатный свет, имеем возможность с Ним общаться. Если Бог не личность, и если Бог не присутствует в своих божественных энергиях в этом мире, как говорят католики, то, как мы можем с ним общаться? Как?

 - Мы слушаем вас.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Отец Владимир, кланяюсь вам. Вот у меня такой вопрос. Вот когда Бог возлагает крест, Он, вообще-то, все взвешивает насчет этого человека? Вот, например, человек -инвалид II группы, он с трудом себя обслуживает. А Бог ему навешивает еще такой крест, что даже в церковь невозможно ходить, потому что нога не идет. Вот я не пойму никак, зачем Он это делает? Грехов крупных у меня нет. Я не понимаю, какое вразумление Он для меня приготовил? И для чего это все нужно? Я хочу в церковь ходить -и не могу. Я умираю от того, что я в церковь не могу сходить.

 -Я понял ваш вопрос. Во-первых, в церковь мы не ходим. Мы в церкви пребываем все. Поэтому если вы не приходите в храм, это не значит, что вы не пребываете в церкви. Это нужно твердо запомнить. Потому что в церковь не надо ходить. В церкви надо пребывать постоянно. Второе. Вы говорите о некоем наказании. Вы думаете, что Бог какой-то полицейский, который бьет нас по рукам и ногам. Чтобы мы туда не ходили, сюда не ходили. Нет. Бог предоставил нам свободу. И вот эта свобода она привела к тому, что мы, пользуясь тем, чему мы научены- а научены мы этим змием- мы выбираем неправильные пути. Мы делаем ошибки, мы заблуждаемся, блудим. Ведь греческое слово « грех» означает непопадание в цель, ошибку. Вот мы все времяи ошибаемся. Не туда ступаем, не то делаем. Но наказаны мы бываем не Богом, а мы наказуемся от собственных похотей. От похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Поэтому то, что с нами случается- это есть некое наказание, которое мы заслужили своими грехами. Поэтому если мы смиренно принимаем это, то, знаете, иногда то положение, которое нам кажется совершенно безысходным, оказывается для нас, если мы посмотрим с другой точки зрения, не с той привычной, которой мы научены, а с другой точки зрения, из вечности посмотрим, оно оказывается для нас самым лучшим.

 Вот, лежит человек в постели- и оказывается, у него есть возможность постоянно молиться, читать литературу. Он как бы лишен всех других забот. Он уложен в постель только для того, чтобы создать ему лучшие условия для спасения. Но мы -то смотрим на ситуацию светскими глазами, глазами людей непросвещенных. И нам кажется, что это для нас худо. Бог дает нам самое лучшее положение. И нужно смиренно принимать то, что Он дает.

 - Мы слушаем вас.

 -С Преображением Господним!

 -Спаси, Господи.

 -Вы знаете, батюшка, сегодня тема о Преображении Господнем. И что нам дает Преображение Господне? Оно нам дает силу духа, чтобы мы были сильны духом. Чтобы мы преобразовывались как Бог Иисус Христос, Который преобразился на горе Фавор. Так же и мы должны свою душу шлифовать и преобразовывать до состояния бриллианта.

 -Спасибо за такое замечание, только знаете, если мы начнем преобразовывать и шлифовать ее без благодати божьей, то из этой шлифовки не получится ничего. Почему мы говорим о молитве? Потому что в молитве мы обращаемся к Тому, Кто может помочь, то есть к Богу. То-есть, тот, кто изначально уже начинает молиться, он как бы заявляет: я не могу сделать это один, помоги мне, я грешный человек. Поэтому шлифовка эта, как вы сказали, духа, идет незаметно. Вот, спит человек, ходит- а душа его постоянно молится. И постепенно, постепенно вдруг в какой-то момент, когда это набирает критическую массу, вдруг замечает, что что-то в нем изменилось. Причем то, что изменилось- оно открывает ему новые перспективы. А эти перспективы - как раз его греховность, его испорченность. Чем больше в человеке благодати, тем больше он открывает в себе греховности. И поэтому эта шлифовка она бесконечна. Она в этой земной жизни есть некая задача. Но, занимаясь этой шлифовкой, занимаясь молитвой, человек приобретает опыт. То- есть, он сам выбрал этот путь, вкусил с древа познания добра и зла. Преждевременно все это было. Это не то, что Бог ему запретил вообще этот плод с древа вкушать, просто запретил до определенного времени. Это было написано в древней книге, которая была в свое время настольной книгой христиан.

 В этой книге говорится, как с неба спустились некие ангелы, и они начали обучать человека знаниям: астрологии, астрономии, в общем- всему комплексу, в том числе, оккультных знаний и цивилизационных знаний. Это книга Еноха. И в этой книге Бог, обращаясь к этим ангелам, говорит: не будет вам прощения за то, что вы прежде времени открыли человеку эти знания. Так вот преждевременное знание подобного рода, оно погубило человека, потому что он пошел по внешнему пути. И этот внешний путь познания Бог обратил в некий багаж человека: раз уж вы пошли по этому пути, то изучите это. Изучите на своих грехах, потому что прямыми путями не можете ходить. Ну, имея опыт греха, человек уже туда не ступает. Поэтому человек идет таким путем опытом, но добродетель рождается только молитвой, ничем другим. Сам человек не может быть добродетельным в силу его испорченной природы.

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Батюшка я полвека назад читала библию, а сейчас решила снова ее перечитать. Евангелие я читаю каждый день, все молитвы. Но у меня какое-то смущение по ее содержанию идет. И я очень переживаю, и не знаю, как от этого освободиться. Потому что Бог у нас милосерден, а здесь- я как начала, и вот уже 46 глава, и особенно с Египтом, как это все. Ну, вы понимаете, о чем я говорю?

 -Я понимаю.

 -Может быть, вы сможете мне объяснить?

 -Вот, ссылаясь на святых Отцов, в частности, на Иоанна Златоуста, скажу вам, что он как раз по этому поводу писал. Что Писание написано и обращено к нам, учитывая наше восприятие. И об этом же говорит Антоний Великий. Что Бог не ревнует, не волнуется, Он бесстрастен. Понимаете? Когда это описывается в таких страстях, что Бог из ревности наказал человека, то для того, чтобы приспособиться к человеческому пониманию. Потому что наше понимание внешнее. И поэтому это не говорит о Боге, это приспособлено к пониманию ветхозаветного человека, который воспринимал все как Закон, а Закон имеет внешнее отношение к благодати. Законом не оправдывается никакая плоть, и Закон можно изложить в рациональных терминах, но он будет говорить о внешнем. И что же происходит с этим внешним? Как Христос об этом говорит?

 Вот фарисеи. Они были такими ревнивыми исполнителями закона, но Он не ругает, например, блудниц, не ругает нищих, не ругает больных, не ругает даже убийц, а все время обращается к ним: книжники и фарисеи, горе вам. Почему? Потому что они заменили благодать внешним деланием.( Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.) И поэтому стали гробами, полными мертвых костей внутри. Вот в этом все дело. И когда вы читаете Библию, то надо учитывать это. Я бы вам порекомендовал читать Библию через комментарии святых отцов. Иначе вы своим разумом и тем методом, которым вы научены, вы не сможете ее понять, не сможете ее переварить. Потому что, для того, чтобы ее переварить, нужно переваривать ее через Новый Завет.

 Новый Завет раскрывает смысл Ветхого. А когда мы читаем в этом ветхом изложении, тогда нам кажется это возмутительным.

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Спасибо вам за вашу книжку. Книжка очень интересная, хотя редакторская правка там бы, конечно, не помешала. Но само содержание, смысл настолько необъятный, и, в общем- то необыкновенный, я бы сказала, что даже эти литературные, стилистические шероховатости, отсутствие редактуры- на все это не обращаешь внимание. У меня много вопросов. Но, если можно, я задам один?

 -Да. Конечно, пожалуйста.

 -Первое. Мне показалось интересным ваше определение метафизического значения власти, именно, последнего периода власти, когда она использует, проецирует и пропагандирует энергию, использует законы совместного пребывания людей и во взаимодействии с иерархией власти. А именно такое определение паразитического правления я встретила впервые. Вот это было бы, конечно, интересно, если бы это можно было обсудить. И в связи с этом то, что вы определяете общество дворянское, которое полностью выглядело как достойное уважения, с прикрытыми страстями, как не выражающее эмоций лицо, этот принцип жизни комильфо, а внутри этих людей была прикрыта гордыня и страсть. Я так думаю, вот такое социологическое определение порока обществах несколько поверхностно. Мне кажется, этот вопрос требует гораздо большего внимания, исследования, изучения, чем вы там сделали. Изучить эту находку, очень внимательную и интересную.

 -Ну, спасибо вам за такие замечания. Но только, вы понимаете, чтобы сделать такое исследование, надо написать отдельную книгу. Примерно я знаю, о чем написать, но это надо собирать материал. А книга моя не рассчитана на то, чтобы так подробно разбираться, а чтобы проложить некие исследовательские пути, так сказать, первую лыжню. Вот социологи, пользуясь этой первой лыжней, могут изучить это все. Я даю самые общие черты, вывожу самые общие законы. И в этом смысл моей книги. Вот вы говорите, что она очень многопланова. Это именно поэтому. Потому что эти фундаментальные вещи, которые я исследую, помогут другим исследователям.

 Я не специалист ни в области музыки, ни в области литературоведения. Но мне бы хотелось, чтобы литературоведы, музыковеды воспользовались теми наработками, о которых я говорю, на основе которых я произвожу свое исследование. Это уже дело специалистов. Потому что я тогда должен буду сделаться многоотраслевым специалистом. Но я же священник. И мое дело- это исследование души человека. Этим я подробно и занимаюсь. И когда я вывожу какие-то определения, то там же в книге я пишу, что эти определения и описания я делаю из опыта внутреннего осмысления, внутреннего видения. Вот об этом книга.

 Конечно, возможно, что я напишу какую-то другую книгу. Но сейчас мне не хочется ничего писать. Сейчас выходит моя новая книга. Она уже принята. Это полемическая книга с другими конфессиями. Там собраны статьи с предисловием. Возвращаясь все же к нашей теме Преображения Господня, я хочу еще раз подчеркнуть, что Преображение- это стяжание духа. И оно, это стяжание духа, происходит очень медленно для человека. Потому что человек должен пройти через мучения и страдания душевные. Он должен испытать душевную боль. Потому что у нас как- то нет страдания от нашей греховности. Мы подмечаем грехи, но по некому списку. Вот, читая список, мы галочки ставим: вот это есть во мне, это есть во мне, это есть во мне. Потом приходим -и сдаем их как некое вторсырье. Но почему то это не приводит к тому, что мы начинаем меняться. Почему мы не меняемся? Ну, во-первых, потому что мы не замечаем этих изменений, потому что живем вообще на поверхности бытия, никогда не ныряя в его глубину. И вот только святые подвижники, аскеты, они эту глубину человека измеряли. И в этой глубине они обнаруживали такое положительное содержание человека, его богоподобие, его световое подобие. И когда они обнаруживали это, они умолкали. Потому что сказать нечего было. Можно было только созерцать. И описать это невозможно, нет таких слов. Об этом можно было только петь. Почему в богослужении мы поем? Вот мы поем как раз об этом свете. Мы поем об этом свете, который заполняет подлинное бытие, которое обнаруживает наше подлинное бытие. Но так же они обнаруживали и греховность человека, эту бездну и это болото. И очищали. И умирали все равно с сознанием свое греховности.

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.

 -Раба божия Валентина. Батюшка, вы сейчас сказали, что мы должны страдать, и тем самым мы очищаемся. Ну что же мы, садисты, что ли? Вот, такая мысль ко мне пришла. Простите.

 -Да. Это вы делаете неправильные выводы из того, что я сказал, потому что вы не поняли, о чем я говорю. Я сказал, что когда мы испытываем боль, то хотим от этого освободиться. То- есть, для нас это реальные переживания. А когда мы не испытываем боли, то- есть, грех нам доставляет боль не потому что мы садисты, а потому, что мы не хотим этого греха, но он доставляет нам боль и неудобство. Ведь посмотрите, как святые это переживали. Казалось бы человек светится уже, есть такие, которые светились, излучали свет, а говорили: я еще не начинал своего подвига. Почему он так говорил, причем совершенно искренне? Потому что тот свет, который он стяжал, эта святость, она обнажала его греховность. А это очень больно. Понимаете? Ведь когда человек живет в грехе, то в этой тьме это не доставляет ему страданий. Потому что нет света, кругом одна тьма. Все ровно. А когда страдания возникают, возникает боль, то от нее хочется избавиться. И тогда человек начинает этот путь восхождения. У него появляется жажда другой жизни. Потому что он увидел эту жизнь, реально увидел это световое состояние человека. И он не хочет возвращаться в эту тьму.

 А когда человек не приобщился, не понюхал того, о чем мы говорил, то для него все ровно. Он может писать об этих грехах, говорить об этих грехах, он может жить по Закону, но и очень легко может обойти этот Закон, сказав: это жертва Богу. Человеческий разум так устроен, что он может обойти Закон, но благодать обойти невозможно, потому что свет, когда он приходит в человека, то устраивает землетрясение в человеке, трясение этой греховной бездны.

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка. С праздником.

 -Добрый вечер.

 -Раба божия Ирина. У меня вопрос по Евангелию. Вот такие слова: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно». Что имеется в виду? Когда я читаю это, то возникают какие-то ассоциации, и не могу понять, о чем конкретно идет речь.

 -Речь как раз идет о том, о чем мы говорим. Потому что око и есть такой лазер этой световой сущности человека, чистоты его души. Если душа его светла, если он приобщился к этому божественному свету, то и око его светит этим светом, а раз оно светит этим светом, то и высвечивает все в этом мире, что является главным, во-первых, а во-вторых- добрым. А если душа темна, то она и светит этой тьмой, ведь тьма тоже…Говорить, что абсолютная тьма -это неверно, потому что тьма- это отсутствие света, мало света. Это как на болоте, когда болото гниет, то на этом болоте гнилушки светятся. Но разве можно это свечение болотных гнилушек сравнить с сиянием тысячи солнц? Невозможно. Потому что божественный свет ослепляет человека, ослепляет его тьму, делает его даже слепым, как это произошло с апостолом Павлом в физическом смысле. Потому что созерцаем мы божественный свет другими очами. Вот апостол Петр во время Преображения говорит о Моисее и Илии. А собственно как он узнал, что это Моисей и Илия? Что там? Фотографии не было, Моисей умер полторы тысячи лет назад, Илья 900 лет назад умер. Между тем он безошибочно называет их. Чем он это узрел? Каким оком? Вот этим светлым оком, оком фаворского света, который его посетил, и он не захотел уже с ним расставаться. Говорил: Господи, давай мы сделаем здесь три кущи и останемся здесь.

 Вот. Таково было влияние этого света. Поэтому когда говорится об оке, о светлом оке, то говорят о просвещенном этим божественным светом. Сегодня слово просвещение употребляется у нас где только можно. Человек какие-то там формулы изучил – он просветился. Министерство просвещения- это Министерство такого образования внешнего, о котором я говорил. Но оно не может просветить человека. А просвещение подлинное- это приобщение к этому свету, которое делает этого человека другим, делает человека святым, обожествляет его. И вот это и есть путь спасения. Вот Христос показал путь спасения, как первенец из мертвых прошел этот путь. И святые шли за Ним, мы, пристроившись вслед за святыми идем как-то, цепляемся за шнурки их ботинок или за их голые пятки.

 Но другого пути нет. Православное богословие утверждает, что спасение это и есть обожение, а, стало быть, это просвещение божественным светом. И в этом как раз коренное отличие православного исповедания от других конфессий. Кроме знаний, понимания еще необходимо благодатное просвещение во всех вопросах жизни, и с этим как раз связана молитва. Почему молились постоянно подвижники? Потому что это приносило им подлинное просвещение. Глаз их видел сущность вещей. Откуда вот такое их умозрение и прозорливость? Откуда? Потому что они отказывались от внешнего зрения, а видели внутренним зрением, которое есть световой божественный луч фаворского света.

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка. Раб божий Олег.

 -Благословите.

 -Да. Бог благословит.

 -Скажите, пожалуйста, как правильно понимать грех праведного Лота, и искупил ли он как-то его?

 -Ну, раз он стал праведным- значит искупил. Вообще, знаете, святые отцы говорят о чем? Они говорят, что нет непрощаемого греха. Есть только нераскаянный грех. Поэтому в греховной жизни важно раскаяние. Когда человек осознает грех как боль, от которой надо избавиться, как грязь, как мерзость, в которой невозможно жить. Бог прощает все. Это только католики придумали непрощаемые грехи, а мы за ними повторили. А святые отцы говорят, что нет непрощенных грехов, а есть нераскаянные.

 Собственно та тема, которую мы сегодня затронули, она и есть это свидетельство этого светового присутствия, некоего прощения человека, когда он принят и помазан Духом. Когда он просвещен этим божественным светом, при виде которого можно только умолкнуть. Вся иконопись наша на этом основана, вся аскетика. Она вся об этом. И поэтому можно сказать, что православие говорит о Преображении. И этот праздник. Почему он является ключевым?

Звонок. Мы слушаем вас. Вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Михаил. У меня два коротких вопроса. Первый: ангелы закрывают свои лица перед Господом. Почему? И второй вопрос: с Иисусом на горе Фавор беседовали Моисей и Илия. И Петр, который с Иисусом поднимался на Фавор, и Иаков, они видели Моисея и Илию. А вот Моисей и Илия видели этих апостолов? Такое ощущение, что они их просто не видели.

 -Ну, раз они там беседовали и присутствовали, и Христос признал замечание Петра- значит, у них было общение. Они видели их. И об этом тоже говорили. Так вот, вы сказали о том, что ангелы не впрямую смотрят на Бога. Да, ангелов на иконах изображают с зерцалами. То- есть, они не непосредственно созерцают Бога, а через это зерцало, отраженным светом, потому что выдержать этот божественный свет невозможно, это очень трудно. Вспомните, когда Моисей возвратился с горы, когда он получил скрижали Закона, то он светилс,я и не могли выдержать этого света те, кто смотрел на него. И Моисей вынужден был носить накидку. Он всю жизнь носил эту накидку, потому что это свет для человека был невыносим. Таков этот свет. И почему апостолов изображают на иконе падшими на землю? Потому что впрямую нельзя было смотреть, поднять очи, но зато с одной стороны свет потрясал, а с другой стороны- вводил человека в такую сладость переживания жизни, что невозможно этот божественный свет покинуть, не хотелось этот свет покинуть.

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка. Это Любовь из Подмосковья.

 -Добрый вечер.

 -Спасибо батюшка вам за все. И вот такой вопрос по поводу Лота. Скажите, а почему его жена превратилась в статую? Я не поняла.

 -Вы знаете, это понять можно только через Новый Завет. В Новом Завете говорится: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». А она оглянулась. И оглянулась назад. А это значит, что она не просто оглянулась. Тут имеется в виду символическое оглядывание. Жаль ей было расставаться с этой жизнью. Она оглянулась на ту жизнь, которая была в Содоме и Гоморре. И поэтому единственный способ ее как-то сохранить- это превратить в соляной столб. Потому что оглядывание на эту жизнь приводит к гниению. К болоту. Там была жизнь развратная, а это гниение. Жизнь болота такого, где свет -это только свет гниения, и ничего больше. Огонь- это тоже окисление, соединение с кислородом. А гниение - это слабое окисление. Вот для того, чтобы не было этого окисления, она была засолена.

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Мне непонятно, когда Петр говорил насчет трех кущ, а Спаситель нам объясняет: не знает, о чем просит. В каком плане не знал?

 -Ну, потому что он хотел на этой горе остановиться, здесь жить, сделать три кущи. Он не знал, о чем он просит, потому что Христос должен идти на Голгофу. Там спасение. Он должен завершить этот крестный подвиг. А когда Петр ему говорит об этом, он сдерживает его от этого подвига. И Христос иногда даже говорил Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое».

 Поэтому в данном случае ему Христос напоминает об этом. Потому что Петр, по простоте своей душевной, испытав такую благодать, захотел здесь жить. Они тоже хотели воссесть по правую и по левую руку от него, тоже не понимая, что это означает. Потому что Христос им сказал: вы сядете, но только тогда, когда поймете, что это означает- воссесть. Потому что это значит «принять жертвенную жизнь», принять эту жертву.

 И это, собственно, ключ к пониманию апостольского служения. Потому что мы понимаем апостольское служение как власть только, распоряжение. Нет, это, прежде всего, крестная жертва. И этот эпизод напоминает всем, кто несет образ апостолов, а священник несет образ апостола, что это жертвенное служение, что это восхождение на крест. Вот. Не просто созерцание этой благодати, приобщение к этой благодати. Священник, конечно, испытывает особую благодать. Во время богослужения и во время своей молитвенной жизни. Но если он примет это как некую кущу, он тогда не исполнит свой долг. Он должен выйти из этой кущи, понести эту весть и распространить этот свет на других. Но только через крестный подвиг.

 На этом я прощаюсь с вами, до новых встреч. Всего доброго.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+