Перейти к основному содержанию

20:19 25.04.2024

Надо ли молиться о тех, за кого просят помолиться, а ты их не знаешь?

10.07.2017 07:46:41

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/06/19/21-00.html

- Недавно были трехдневные сборы военного духовенства в Твери. Могли бы вы немного рассказать об этом?

- Да, спасибо за этот вопрос. Каждый год в конце весны в начале лета проходят традиционные сборы военного духовенства, то есть тех священнослужителей, которые находятся на должностях помощников командиров по работе с верующими военнослужащими в тех частях, которые относятся к министерству обороны. Надо сказать, что этих должностей введено не менее 240, и не на все должности закреплены священнослужители. Почему? Потому что есть регионы, дальше от Москвы, где не хватает пастырей. Конечно, не каждый имеет призвание вести духовную работу среди военнослужащих. Ну, и, наконец, третий момент заключается в том, что в последнее время утверждение священников на этих должностях министерством обороны было приостановлено. Сейчас этот процесс был возобновлен. Это правильно, учитывая, что православие - это вера, на которой создана наша история, культура, литература, живопись, музыка - весь менталитет русского человека неразрывно связан с православием. То есть, соответственно, в воинских частях священнослужители в первую очередь православные. Сейчас эти должности занимают около 150 человек. Но есть регионы, где приняты другие традиционные религии. В частности, если не ошибаюсь, у нас в частях действуют три имама – там, где служит большая часть солдат - мусульман. И есть один буддистский лама, там, где военнослужащие - выходцы из Бурятии, из Тувы. Все они проводят духовную работу. На этих сборах мы могли ознакомиться с положением военного духовенства на сегодняшний день. Какие есть проблемы, какие достижения. Был организован обмен опытом. Нам раздали перечень вопросов. И мы, разделившись на группы, должны были их проработать и дать ответы, чтобы руководство вооруженных сил, опираясь на них, могло и дальше выстраивать процесс духовного окормления защитников Отечества.

- И среди вопросов был, конечно, и такой: за что больше уважают и ценят военного священнослужителя? И наоборот: какие бывают минусы в его работе?

- Обсуждая эти вопросы, я увидел, что пастыри с огромным интересом ведут эту работу, живут ею, что они действительно работают по призванию. И надо сказать, что на самом деле военных священнослужителей в России гораздо больше. Это собрались только те, которые находятся на должностях в штате, штатные священнослужители. А внештатных - огромное количество. Тем более, в других войсках, которые относятся уже не к министерству обороны, а к другим родам и видам войск. Но интересно было узнать их опыт, и я порадовался, что везде идет живая работа. Работа с офицерами, с солдатами, с их семьями. Работа эта приносит плоды, строятся храмы, проводятся мероприятия, каждое важное дело совершается с благословения. Постепенно уходят в прошлое все негативные показатели. Конечно, нельзя сказать, что в одночасье, в один день все станет идеальным. Потому что враг рода человеческого - дьявол не спит. Он находит слабые стороны, как у человека в отдельности - так в целом обществе, пытаясь через эти слабости ввести человека в грех, погибель.

Надо сказать, что нынешние военные сборы проходили на базе Военной Академии воздушно - космической обороны в городе Твери. Мне было очень радостно, что ректор этой военной академии - человек, с которым меня связывают тесные отношения. Он был когда-то нашим командиром, 9-ой дивизии
противоракетной обороны Воздушно - космических сил,. управление которой расположено в гарнизоне Софрино - 1.

- Вы их тоже окормляете?

- Да, это тоже наше соединение. Во главе - генерал - майор Ляпоров Владимир Николаевич. Благодаря ему, мы когда-то построили в дивизии небольшой храм Державной иконы Божией Матери, колокольню, наладили работу на всех противоракетных комплексах. А сейчас он руководит военной академией в Твери. И меня очень порадовал дух военной академии. Там учатся около 800 курсантов, юноши, которые после школы, сдав экзамены, поступили в эту академию. Там учатся также и девушки. И есть еще факультет иностранных студентов из разных стран. Меня очень порадовал высокий патриотический дух, сознательное отношение учащихся академии к вопросам защиты Родины. Ценят свою историю, знают свои победы. Они выступали с концертом в актовом зале академии. И это оставило неизгладимое впечатление. Хотя прошло уже более 2- х недель, я живу под впечатлением этой встречи. Видно, что эти юноши - курсанты не пойдут кланяться нравственно разложившемуся Западу, не будут брать с него пример. Они основывают свою жизнь на наших русских традициях, на любви к Родине. Там есть и храм. Очень меня порадовали эти сборы, потому что я увидел еще раз, что везде в частях ведется живая духовная работа. Пастыри болеют за это дело душой, и, конечно, это однозначно скажется на деле обороноспособности нашей страны. Потому что мало человека просто обучить, мало, что он дал присягу, приобрел боевые навыки - важно, какой у него дух. Если человек не будет любить Родину и не готов отдать за нее свою жизнь - что толку от хорошего вооружения, от хорошего обучения, навыков? Он не сможет это использовать, потому что он морально не готов. И вот такие сборы они еще раз показывают, что наша Россия жива. И как бы ни пытались враги русского народа представить, что все плохо, все – таки, есть положительные тенденции. И я думаю, что дальше это будет принимать все новые и новые формы. Помимо мероприятия на базе академии, мы ездили в Старицкий монастырь. Это древнейший монастырь в Тверской епархии. Владыка Тверской и Кашинский Виктор принимал нас. Возглавил Богослужение в одном из соборов Твери. Священнослужители все причащались и много курсантов тоже. Батюшки были из разных мест, ради этих сборов кому-то пришлось проехать с Дальнего Востока, с Сибири, с Урала и так далее. Даже из Казахстана, Киргизии - оттуда, где есть Российские военные базы. Слава Богу, что есть столько людей болеющих за нашу Россию, которые понимают и учат других понимать, что любовь к Родине, иначе говоря: патриотизм - это часть нашей веры. Все святые угодники, если они учили любви даже к врагам - как они могли не учить любви к Родине? Этому мы найдем множество подтверждений в творениях святых: и Иоанн Кронштадский, и Феофан Затворник, и Филарет Московский учили этому. И Бог, который будет судить каждого из нас по его делам, скажет, когда придет и спросит: что мы сделали, чтобы нашему отечеству и нашим соотечественникам было лучше? Что мы сделали для Родины? Этот вопрос должен задавать каждый человек, считающий себя гражданином России. Каждый человек, который по духу русский, всегда должен думать о том, что он сделал для своей родины и не только на словах, выкрикивать какие-то лозунги. Но реальными делами проявлять свой патриотизм.

- Батюшка, как хорошо сказано – патриотизм это часть нашей православной веры. А много ли военных священников?

 -Там было около 150 человек, которые на штатных должностях. А потом я, конечно, могу ошибиться, но я думаю, что, скорее всего, по России не менее нескольких сотен. То есть, не только те, кто в министерстве обороны, но и в других военных структурах и в войсках Национальной гвардии, и в МЧС, и в погранвойсках. Есть много священнослужителей, которые трудятся не ради зарплаты (она, в общем- то, незначительная), но, даже если бы она была значимая - я думаю, это не главный фактор. Батюшки несут свое служение потому, что им важно духовное состояние воинов. Как Суворов говорил – «Дух укрепляй в вере отеческой православной». Он же говорил: «Солдата неверующего учить - что перекаленное железо точить». То есть бессмыслица. И он же сказал: «Победа от чего зависит? На три четверти от силы духа и только на одну четверть от боевой подготовки, от вооружения». А сила духа в чем совершенствуется? На чем основывается? Конечно, на святой православной вере. Мне хотелось бы еще сказать буквально несколько слов, что вчера у нас было важное войсковое мероприятие. Многие, наверное, знают, помнят, что в эти дни, начиная с 14 и по 20 июня, наша страна вспоминает страшное событие, произошедшее в 1995 году в г. Буденновске, хотя, конечно, сейчас трагедий очень и очень много. В самых разных местах нашей родины и всего мира. Но все - таки в Буденновске события были неординарные даже среди других трагедий, потому что заложниками стали больные люди, дети, беременные женщины, люди, готовящиеся к операции. Что интересно - на третий день этих событий люди, находящиеся в больнице, изможденные, без пищи, без пития, они лежали на полу, потому что все простреливалось – и одна женщина вскрикнула: «Смотрите на небо!», потому что видна было из окошка часть неба. И они взглянули и на небесах увидели Матерь Божию, Которая молилась в скорбных одеждах около креста. И видели это представители силовых структур, даже боевики. И после этого, как ни удивительно, по сохранившимся воспоминаниям, боевики до этого не соглашавшиеся ни на какие условия - вдруг согласились и оставили буденовскую больницу. И покойный митрополит ставропольский Гедеон благословил собрать сведения, кто тоже видел явление Божьей Матери, чтобы это было документально зафиксировано. Таких свидетельств оказалось огромное количество. И уже к 40 дню была создана икона, которая так и получила название «Свято-Крестовская икона Пресвятой Богородицы», создана на Буденовской земле в память о помощи Царицы Небесной в этой трагедии. И одна икона ставропольской епархии несколько лет назад была передана нам как благословение на работу в воинских частях. Тем более, тогда у нас военнослужащие часто находились в Северо-Кавказском регионе. И вот она у нас находится на станции «Ашукинская», где Парк памяти погибших воинов. Но раз в году мы переносим ее в воинский храм. А потом торжественно собираем там всех воинов, и детей, и взрослых - и крестным ходом идем на станцию «Ашукинская», к часовне. и там проводим концерт, там бывают мероприятия, чаепития. И вчера я порадовался, несмотря на то, что патрульно - постовая служба была, когда она бывает у нас - большинство военнослужащих бывают в отъезде. Вчера командование все - таки нашло возможность выделить военнослужащих, и прошел торжественный крестный ход. И я благодарен радио « Радонеж», что вы помогаете оповещать людей о мероприятиях, событиях, о наших нуждах. И многие наши слушатели откликаются, привозят помощь для солдат, крестики, иконки, пояса. Многие уже стали регулярно привозить. Вот есть даже некоторые люди, приобретают брошюры о мате, о вреде его и привозят. Многие помогают нашим бездомным. Дай Господи, чтобы воздалось сторицею.

- Как читать Иисусову молитву?

- Я думаю, есть пастыри, несоизмеримо более опытные, чем я. Поэтому я могу только посоветовать со слов опытных духовников, от кого я сам слышал. Ну, и конечно - советы, которые давали святые угодники. Во-первых - очень важно, что Иисусова молитва читается сосредоточенно. Потому что когда это делается рассеянно, то пользы не принесет. Мы рассеянной молитвой, когда ум не заключен в словах, только Бога оскорбляем. А во-вторых, надо читать молитву Иисусову с благословения. Потому что тогда помощь Божия сопутствует человеку. В-третьих надо, чтобы была некая регулярность, чтобы не получалось так, что сегодня человек молится, 1000 молитв прочел, а потом неделю или две забыл. То - есть это дело будет основано на порывах, а это неполезно. Ну и потом, наверное, перед тем, как читать Иисусову молитву - я знаю, некоторые люди спокойно стоят несколько минут, чтобы отключиться от суеты. Чтобы не получилось, что человек словно с корабля на бал. Хотя конечно, многие более опытные, когда чувствуют, что могут совмещать - во время каких-то дел про себя читают тихонечко Иисусову молитву. Ну, конечно, так не каждый может. Еще, конечно, читая Иисусову молитву, должно иметь сокрушенное сердце, не считать себя лучше других. Они не молятся, не знают, а я молюсь. Бог гордым противится. Это пользы никакой не даст.

- По четкам можно?

- Можно по четкам, только не на показ.

Тел.звонок: -Есть подозрение, что соседи занимаются колдовством. Как поступать в таких случаях?

- Ну, надо, конечно, чтобы, во-первых, Бог вразумил поступать правильно и оградил от действия бесовских сил, если таковая есть опасность. Надо помнить, что враг рода человеческого дьявол весьма лукавый и хитрый. И иногда может показать людям то, чего нет на самом деле. Я не раз был свидетелем, когда в семьях были скандалы, вплоть до расторжения брака, когда кто-то начинал подозревать, что чья-то мать, теща или свекровь колдует, и так далее. И поэтому я думаю: надо поступать рассудительно. С одной стороны, не имея твердых фактов, не стоит идти на поводу у таких мыслей, потому что иначе можно впасть в грех мнительности и осуждения человека. А с другой стороны учитывая, что зло в наше время приняло масштабные формы, конечно, нужно ограждать себя. Как ограждать? Чаще читать молитву «Да воскреснет Бог», особенно когда общаемся с теми людьми, от которых может происходить демоническое воздействие. Утром, вечером читать молитву Киприану и Иустинии. И, конечно, жить духовной жизнью, молиться, исповедоваться, причащаться, Евангелие читать, в храм ходить. И Божья благодать укрепит такого человека. Поэтому надо идти неким царским путем. И проявлять осторожность с одной стороны, а с другой стороны в тоже время и ограждать себя. Потому что все может быть. Но и если уверенности нет, не стоит сразу человека обвинять в том, в чем он, может быть, и не виноват. Чтобы не оказаться в ряду клеветников и не понести ответа перед Богом.

Тел.звонок: - Пять лет назад крестил ребенка, и сейчас так получилось, что он находится от меня далеко. Скажите, как мне, крестному отцу поступать?

- Так бывает нередко, и даже у меня есть крестники, которые находятся весьма далеко от меня. Но надо делать то, что возможно. Во-первых, каждый из нас, даже не имея возможности явно общаться с крестниками, тем не менее, может звонить по телефону, может и рассказать о каких-то духовных вещах, посоветовать в храм пойти, помолиться. Родителям посоветовать отвести ребенка на причастие. Сейчас по телефону можно дозвониться с любого уголка России. И делать это ненавязчиво с любовью. Чтобы чувствовалась духовная забота. А во-вторых, каждый из нас может и должен молиться о своих крестниках, независимо от того, кто где находится. И, наверное, за тех, кто далеко от нас с кем мы не имеем возможности явно общаться, кого сами не можем повести в храм, тем более надо молиться более усердно. И молитва принесет не меньшие плоды, наверное, чем если бы они находились рядом с нами. Как вот я солдатам часто говорю – вот хочешь ты помочь матери отцу, а как ты поможешь? Заработать ты сейчас не можешь, домой поехать огород вскопать не можешь, за больными не можешь ухаживать. А ты можешь даже в армии помочь им даже больше, если бы ты был рядом, если ты будешь усердно за них молиться. Поэтому то же самое относительно крестников. Можно послать им духовную литературу. Если дети - детскую, если подростки там уже более взрослую. Там и диски можно послать. Можно посоветовать их родителям послушать и пастырей, сейчас много есть достойнейших священников, и богословов, и миссионеров, которые очень интересно и доходчиво рассказывают об основах православия. Поэтому подсказать им и они, может быть, почувствуют вот эту пользу от таких лекций и бесед. Они и в интернете есть. Ну и, конечно, надо родителям подсказывать советы по духовному воспитанию детей. Повести в храм, научить простейшим молитвам.

Если они совсем недоступны, неизвестно, куда уехали, и нет никакой связи - тогда усердно молиться в большей степени. И пытаться узнать о них информацию, чтобы какая-то связь была.

 Можно и нужно подавать в храмах поминовения. Хорошо бы в нескольких храмах. Хорошо в монастырях. Потому что там ежедневные службы и более сугубая молитва. И это, несомненно, положительно скажется на крестниках.

Тел.звонок: - Надо ли молиться о тех, за кого просят помолиться, а ты их не знаешь?

- Разные есть взгляды духовников.  Разные советы. С одной стороны Священное Писание учит нас молиться даже за врагов. С другой стороны опыты многих христиан, подвижников благочестия показывает, что когда мы молимся за тех людей, которые явно идут против веры: богоборцы или сектанты, сатанисты, не дай Бог, и нам приходится молиться за них - то начинается духовная брань. Поэтому молиться надо, но с осторожностью. По крайней мере, никогда не мнить о себе, что мы можем их вымолить, что уже такие великие, достигли такой высоты и берем на себя труд за такого человека молиться. Молиться надо, но с осознанием своего недостоинства, ничуть себя не возвышая, и в тоже время надо брать благословение на молитву, потому что тогда помощь Божия человеку сопутствует. А то я одну из встреч вспоминал случай, когда умер Ленин, народ не весь знал о его истинных делах, и многие считали, что все - таки он болел душой за народ, хотел лучше для крестьян для рабочих. Но не все так было просто. Одна женщина взялась ночью молиться за него и стала читать за него псалтырь об упокоении. Так, когда она открыла псалтырь - вдруг все полетело: кастрюли, вилки, ложки, покрывала, кровать. Все затряслось. Закрывает - все замолкает. Открывает - все трясется, пошли какие-то хрюканья, свист. И так она не спала до утра. Сама не своя утром пошла к священнику и говорит: батюшка, я вот за Ленина помолилась, а у меня такие начались вещи. А он ей: как же ты решилась, ведь он богоборец. Если кто-то из нас соприкасался с трудами Ленина - как только там упоминание о Боге, сразу у него теряется разум и брызжет ненависть. Это буквальный признак духовного недомогания. Поэтому надо молиться с осторожностью, не думать, что готов и способен вымолить. И, наверное, лучше брать благословение, чтобы уже не только наши силы, а Бог нам помогал, тогда будет легче.

- И так же заупокой молиться, за незнакомых людей?

- Да.

Тел.звонок: -Я хотел бы пойти по жизни по духовному пути, но пока не определился и уверенности еще не набрался, что бы Вы посоветовали?

-Надо испытать себя. Выяснить до конца, что влечет вас: какой-то чувственный порыв или же осознанное призвание души. Потому что когда порыв у человека - это плохо, потому что порыв пройдет, и наступит уже не желание, а какая-то апатия. А если человек в монастыре или принял священный сан – то у него не должно быть такого, что вчера мне нравилось, а сегодня наскучило, я ушел. Человек раз и навсегда посвящает себя служению Господу и церкви Христовой. Поэтому нужно испытать себя. Надо жить полноценной духовной жизнью. А то у нас бывают такие люди, говорят: я хочу в семинарию, а смотришь - он курит, пиво выпивает. С начала тогда надо ставить планку: не семинария, а хотя бы просто стать благочестивым христианином, а потом уже попытаться какие-то шаги делать к духовному поприщу, к семинарии. А то не став еще полноценным верующим, человек уже хочет стать священником. Поэтому нужно упорядочить духовную жизнь. Потом желательно в каком-то храме нести, лучше всего алтарное послушание. И посмотреть, как это по силам, на сколько есть к этому призвание. Может быть, в каких-то монастырях пожить. Там обычно принимают на какое-то время. Побыть в этой духовной обстановке. Стараться ближе общаться с семинаристами. Посмотреть жизнь священников. И конечно многие люди, которые пошли по духовному пути, брали благословение кого-то из старцев или опытных наших духовников. Хотя старцев единицы. Но, тем не менее, так было бы более правильно, потому что по благословению старца подается воля Божия. Я знаю, что некоторые ездили, а старец сказал: не надо, это не твое поприще. Ты можешь в другом направлении послужить Богу и людям. А иных благословили на это. И, как правило, тогда с Божьей помощью все получилось благополучно. Надо испытать себя, приготовить. И даже если человек в чем-то не соответствует - тренировать себя, подтягивать. Если действительно к этому есть стремление, призвание, если это ваше служение - то надо готовить себя шаг за шагом. Потому что если уж сделать такой серьезнейший шаг, то надо четко понимать, что нельзя будет сворачивать в сторону направо или налево. Положил руку на плуг – не оглядывайся назад.

Тел.звонок: - На исповеди от священника получил благословение на делание, но поступил иначе. По-своему поступил. Есть необходимость обратить к священнику и сказать об этом? Согрешил ли я?

- Ну, наверное, можно. Стоит подойти и сказать, что не выполнил то благословение. Конечно, как правило, здравые пастыри редко стараются человека вот так прямо диктаторски заставлять что-то делать. В основном чаще то, что говорим на исповеди - говорится в качестве совета, в большинстве случаев. Но если мы взяли благословение на что-то конкретное и не выполнили - то это уже в определенной степени грех, потому что мы не выполняем то, на что через священника благословил нас Господь. Поэтому не стоит брать благословение опрометчиво, а надо посмотреть, насколько мы это потянем. По силам. А то есть такие люди, которые набрали благословений читать такие-то акафисты, псалтырь по столько- то поклонов. И потом только подумали, что они не в состоянии этого выполнить. И получается небрежное легкомысленное отношение к пастырскому благословению. Поэтому если священник просто посоветовал – то, наверное, можно сделать, а, может, и какой-то более подходящий вариант найдется. А если мы уж конкретно взяли у священника благословение на что-то и не выполнили - тогда конечно лучше покаяться на исповеди в частности. Господи, прости меня, вот взял пастырское благословение на такое-то, такое дело не выполнил.

Тел.звонок: - Поссорилась я с братом. Он был неправ, потом извинился. Я его простила внешне, но внутри осталась обида. Как с этим справиться?

- Но то, что внешне простили, искренне стремясь - это уже немало. Потому что если бы не было вообще никакого прощения - то человек даже внешне не стал бы это делать. Но как в жизни рана заживает на теле, а шрам остается, поэтому даже если мы простили человека - на сердце остается какой-то след, надо молиться. Молиться, чтобы Бог умиротворил сердце. Читать акафисты иконе Матери Божьей « Умягчение злых сердец», Иоанну Богослову. Потом надо напоминать себе о своих собственных грехах. Когда мы начинаем видеть, что мы не лучше, а, может быть, в тысячу раз хуже того, на кого мы обижаемся. Обида как-то рассеивается. Потому что же обижаться, если я оставляю желать лучшего чтобы требовать с кого-то то, в чем я сам не идеален? И на исповеди надо упоминать: Господи, прости меня, не могу справиться с обидой, помоги мне, Господи, избавиться от этой немощи.

Тел.звонок: - Полгода хожу в храм регулярно, но никак не решаюсь пойти на исповедь. Не знаю, как побороть свой страх и стыд перед священником.

- Надо над собой работать. Во-первых, четко понимать, такую параллель провести: если я знаю, что я тяжело болен и не решаюсь идти к врачам - то итогом будет то, что болезнь разрушит мой организм и приведет к кончине. Тоже самое в отношении исповеди, если мы не будем работать, грех нанесет нам такой вред, что это разрушит нашу личность и лишит нашу душу спасения. Во- вторых, надо напоминать себе, что через священника прошли и проходят тысячи людей. Какой бы вы грех ни назвали, такой грех не будет никогда первым. Дьявол показывает человеку, что кто-то будет о нем плохо думать. На самом деле я не видел никогда ни одного священнослужителя, который, услышав искреннюю исповедь, осудил бы человека. Это просто некая мнительность. Ну и наконец, если некоторым тяжело произнести грехи, то они пишут на бумаге и дают священнику читать. Хотя бы первую исповедь так проделайте - и будет уже легче. Хоть на бумаге напишите. Надо решимость вырабатывать в себе.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 13 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+