06.06.2017 09:09:16
Протоиерей Александр Абрамов
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/17/21-00.html
Евангелие от Иоанна 6 гл.
5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч.
11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
Мк 8, 19
13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
Втор 18, 15 Мф 11, 3
14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
- Всякий раз, когда на вечерне совершается лития, благословение хлебов и елея, мы слышим молитву священника: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый...», этот евангельский текст о пяти хлебах, которые насытили 5 тысяч людей. Я хочу обратить ваше внимание на несколько существенных моментов этого Евангельского повествования. Итак, каким образом получается, что хлеба умножаются? Из-за чего? Понятно, что повелением Иисуса. Как может хватить несколько рыбок и пять ячменных хлебов для пяти тысяч людей? И вот ответ: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение». Когда мы о чем-то просим - часто ли наша мысль после получения просимого возносится к благодарению? Восходит к благодарению? Мы как что-то получим - сразу начинаем торопиться. У нас появляются новые потребности, новые запросы, мы хотим Господа попросить о чем-то еще. И вот, благодарение затирается, уходит в песок. А ведь так естественно Богу сказать спасибо за Его каждодневные милости к нам! За помощь, за то, что Он не отходит и не бросает нас. Спасителево благодарение, обращенное к Отцу, умножает эти хлеба. Делает возможным чудо.
Благодарение как разговор Отца с Сыном. И наше благодарение вполне возможно как разговор людей, которые мнят быть чадами Божиими с Отцом Небесным. И еще. Спаситель говорит: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Казалось бы, только что речь шла о таком изобилии, об избытке, о том, что всего очень много. А здесь Он проявляет бережливость? Почему нужно собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало? Потому что все идет не на пропажу. Не на то, чтобы погубить дар, а на пользу. Так и человеку всякое его дарование, которое Христос ему дал, все то, что в нем есть доброго и хорошего, должно быть собрано, чтобы ничего не пропало. Ты умеешь сделать это? - делай. Но ты умеешь еще и то и другое - не дай в себе и тому пропасть. Собери оставшиеся куски, послужи людям. Это делает для тебя возможным вхождение в Тайну Царства Божьего. Вот об этом я хотел вам сказать в начале следующего разговора.
Тел.звонок: - Владимир: - Нужно ли общаться и дискутировать со свидетелями Иеговы?
- Вопрос в том, что мы понимаем под дискуссией и общением. Общение нужно для установления Истины. Мы всегда должны быть готовы, как говорит апостол, со всякой кротостью дать ответ в своем уповании. Если вы хотите в нашу веру, в правильную веру православную обратить кого-либо - вы можете со всеми спорить, но должны быть подготовлены к такой дискуссии. Писание еще так же говорит: не надо метать бисер перед свиньями. Если это разговор ради разговора, если это никому не помогает, а вас слушать не хотят, да и вы не очень подготовлены - то зачем вступать в тот разговор, который не принесет пользы? И вы сами запутаетесь, и вас запутают. Мы должны сами настолько твердо знать православное учение, Священное Писание, что нас должно быть сбить невозможно. И дело не просто в том, чтобы знать наизусть большие отрывки Священного Писания и умело их использовать. Наша убежденность - не в том, что мы на любое слово можем сказать другое слово, она строится на опыте живой веры, любви к Христу, каким мы Его знаем со страниц Священного Писания. И если это так, то надо входить в дискуссии, если нет - не будем участвовать в том, что малополезно.
Тел.звонок: -Можно ли возжигать ладан дома? Мне сказали, что это грех. А мне очень нравится это делать.
- Ну, это из числа тех вопросов, о которых мы много с вами говорим. Часто спрашивают, можно ли делать то - то и то - то, а я всегда хочу спросить: а иначе что? Вот, можно ли зажигать ладан. Вот кто-то сказал, что это большой грех - ну, давайте, попробуем включить разум: почему это большой грех? Ладан -это что, не природное соединение, не ароматическое вещество? Конечно, «возжигать» - это высокопарное слово, лучше сказать: кадить. Раньше люди имели специальные ладанки, которые назывались кацея, именно для домашнего каждения. Запах его приятен, богоугоден. Если можно им покадить - почему бы это не сделать? Все время нас кто-то пытается запугать. Можно ли это делать, а не грех ли это? Ну, друзья, на все вопросы подобного типа и священник, и даже радиостанция «Радонеж» не ответят. Надо собственным рассудком размышлять и не поддаваться на соображения разных толкуш. У меня, наверное, скоро будет сотая передача на радио, которую я веду, и все время я получаю вопросы от разных людей, которых запугивают. То нельзя то-то есть, то нельзя туда - то ходить. Православие - это не вера в «нельзя», православие - это вера в Бога, это убежденность в любви Христа к нам, это просьба о милости. И если есть Христос, и вы верите Ему - то вы найдете способ общения с Ним, в котором не будет этого непрерывного «нельзя», в котором будет любовь, милость и прощение.
- Где находятся души усопших после 40-го дня, до Второго пришествия в мир Христа Спасителя?
- Мы с вами знаем, что исходя из существующего нашего представления посмертной участи мертвых, душам усопших после того, как им показываются рай и ад и после того, как они предстают ко Спасителю - им определяется место, где они будут до Второго пришествия. Адские юдоли или райские обители. Это решение еще не носит окончательного характера, они там будут находиться до того, как будет совершен страшный Суд Спасителя. Вот такая основная точка зрения, и мы в православном вероучении ее придерживаемся.
Тел.звонок: - Вопрос по Апостолу. 1-е Коринфянам, 7 глава. Если же неверующий хочет развестись - пусть разводится. Брат или сестра в таких случаях не связаны. Причем здесь брат или сестра в таких случаях не связаны?
- Имеется в виду не родные брат и сестра. А что братья и сестры во Христе в этом случае не связаны христианскими обязательствами. То- есть ясно, что брат на сестре жениться не может, и это к делу не относится, и не следует толковать в этом смысле. А только в том, что если, например, кто-то один из членов семьи является человеком христианских убеждений, а другой - нет, то нельзя заставить человека нехристианина придерживаться христианского убеждения, то - есть он здесь не связан. Равным образом не связаны христиане. Но развод все равно воспринимается, конечно, в нашем вероучении как грех, как поражение, как признак того, что мы не смогли cохранить преданность друг другу и в некотором смысле разорили таинство, если речь идет о венчанном браке. Всегда развод - это беда, это трагедия, это наш проигрыш. Поэтому всегда учение Церкви относительно разводов было очень строгим. До революции развестись было практически невозможно, имея в виду развод церковный - а тогда все браки носили церковный характер. Сейчас, к сожалению, очень легкомысленно относятся к венчанию. В некоторых краях и регионах бывает так, что количество церковно венчанных браков распадающихся примерно такое же, как и количество браков, государственно зарегистрированных. Грубо говоря, разрушается каждый третий брак, что венчанный, что не венчанный. О чем это говорит? О совершенно несерьезном, небрежном и безответственном отношении к венчанию. Венчание - это же огромное обязательство! Что-то экстраординарное должно случиться для того, чтобы посягнуть на его нарушение. Мы же слушаем во время венчания слова апостольского чтения: то, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Значит, мы готовы легко разлучить, мы готовы вмешаться в Божье право. Это очень больно, это очень грустная история.
Тел.звонок: -Вот у нас у людей грехи разные, но в силу своей генетики мы рождаемся не на пустом месте, у нас есть род. А вот Адам и Ева у них два сына были Авель и Каин, и больше никого не было. Значит, они первые люди, первые дети. Почему, как вы думаете, они такие разные благочестивый Авель и убийца Каин? Это же не генетика уже, они воспитаны были, наверное, одинаково, почему же так произошло?
- Дети ведь не являются копиями родителей. Это только немецкие фашисты считали, что все предопределено генетикой, и если человек рождается в семье слабоумного - то он гарантированно будет сам слабоумным, значит, надо его просто уничтожить. И стиль воспитания тоже далеко не всегда определяет то, каким будет впоследствии ребенок. Два ребенка могут оказаться в разных жизненных обстоятельствах. Неодинаково на них реагировать. Мы с вами это видим по тому примеру, который вы сейчас привели - примеру Каина и Авеля. Также и Адам, и Ева, находясь вне любого человеческого порождения, будучи Богом созданными людьми, ведут себя не одинаково. Адам отличается от Евы, и речь здесь не просто о том, что он мужчина, а она женщина, а в том, что в одном случае она подчиняется сатане, а в другом он идет на поводу у жены. Святые отцы задают вопрос: Адам и Ева были сотворены бессмертными или смертными? Это имеет прямое отношение к тому, что грех для них был предопределен или нет. И в основном святые отцы отвечают таким образом: они были рождены не смертными и не бессмертными, но с возможностью смерти или бессмертия. Они сами выбрали смертность. И смертность вошла в человеческий род. Мера этой смертности у каждого человека своя. Кто-то идет горьким путем, кто-то идет путем праведным. Христос опрокидывает абсолютную власть смерти над человеческим родом. Дает возможность совоскресать с Ним, становиться детьми Божьими по благодати. И вот это давление смерти, ее вечная победа упраздняется Пасхой Христовой. И упраздняется, я думаю, принятая Ветхим заветом точка зрения, согласно которой «Отцы наши ели зеленый виноград, а у детей оскомина на зубах до четвертого колена». Не обязан ребенок быть наследником грехов и дурной истории своих родителей. Не обязан. И мы знаем, как у весьма дурных людей бывают прекрасные дети. И мы знаем, что человек и в личной своей истории, как царь Давид - убийца и прелюбодей смог стать псалмопевцем и пророком и прообразовать Христа Спасителя.
- Почему в православной стране в XX веке убили Царскую семью, а в протестантских странах королей не тронули, хотя их религии, как говорит А.И.Осипов, еретические?
-Ну, тут, конечно, трогательно ваше обращение к А.И.Осипову, но в принципе мы с вами и без его суждений понимаем, что если мы люди православные - то единственная полная вера – это в святую соборную и апостольскую церковь, православную церковь. Что касается стран католических и протестантских, то везде всех трогали: в католической Франции еще в XVIII веке убивали государей, в католической и протестантской Англии в XVII веке это делали. Поэтому сам по себе вопрос не верен. Другое дело - что у нас был XX век. И такая совокупность обстоятельств - очень быстрое обращение страны; и страны, будто бы живущей православными ценностями, с практически 100% русским православным населением; мгновенный переход в страну, которую оказалось так легко расшатать и повергнуть в пучину революции. Почему так произошло? Проще говоря, почему так легко сделать вчерашних православных безбожниками, почему оказалось возможным без всяких последствий перебить так много священников, почему это коллективное безумие охватило страну? Почему истребили Царскую Семью?
Почему это все произошло? Ну, нам скажут: революционная идеология. Да, идеология, но почему она так быстро распространилась, как смертельная зараза? Почему не смогли защитить свою страну - ни воинство, ни, в общем-то, и церковь? Ответ дал патриарх Тихон: «Большевики - это бич Божий для нашей страны. Пока он по ней не пройдет - все это беззаконие будет продолжаться». Это означает еще и то, что очень многое оказалось засушенным, умерщвленным в нашей стране, что ослабело горение духа - и среди пастырей, которые должны были заботиться о народном просвещении, и среди властей, которые часто погрязали в роскоши и не заботились о своем народе. И по причине огромного разрыва между дворянством и основной массой населения нашей страны. Каков способ преодоления всего этого? Он один - жить по Христу. Что это значит на самом деле - жить по Христу? Это значит - в людях видеть братьев и сестер, и каждому на месте своего делания трудиться так, чтоб тебе не было как христианину стыдно.
Тел. звонок: - Это Маргарита. Скажите, батюшка, как вести себя, чтобы не впасть в уныние и отчаяние, если самые близкие, мать и дочь проявляют ко мне вражду и гнев?
- Маргарита, мы всегда склонны обелять себя, а других обвинять, что они агрессивные, неправильно вас понимают, а вы стараетесь во всем помочь, во всем быть полезной. Видите ли, иногда и наша любовь бывает тиранической. Я так стараюсь быть полезной, что от меня уже все бегут и прячутся за шкаф. Я так стараюсь быть всем нужной, что одолела всех своими советами. Поэтому, видите, когда слушаешь одну сторону - я хороший, я добрый, они все злые, выслушиваешь другую - она нас уже достала своими советами, замучила, и мы уже не знаем, куда от нее деваться. Видите: кто же здесь неправ? Как говорил товарищ Сталин, здесь все неправы. И те не правы, и эти не правы. Наша задача здесь простая. Что нам нужно сделать? Попробовать найти, в чем мы ошибаемся. Отойти от безоблачного представления, что вся рота не в ногу, один я в ногу. И если от этого отойдем и постараемся что-то увидеть неверное в себе - то где-то придется и наступить на себя. Это будет очень раздражительно и неприятно. Но если это удастся сделать - то мы будем молодцы, мы увидим, что что-то пойдет на лад. Нужно попробовать взглянуть на ситуацию глазами тех людей, с которыми вы общаетесь. Вашими глазами - то понятно. Но, видите, Евангелие нам говорит: мы сучок в чужом глазу замечаем, а в своем бревна не видим. Вот, надо попробовать бревно в своем собственном глазу хотя бы увидеть, не то, что вынуть.
Тел. звонок: - Бог есть Дух, имеется ли в виду Бог Отец? Евангелие от Иоанна 4 глава.
- Любые характеристики Бога как Святого, как Премудрого, и вообще все и любые характеристики Бога относятся, конечно, ко всем лицам Святой Троицы. И Бог есть Дух, здесь мы в определенном смысле имеем в виду Бога Отца, в определенном смысле мы имеем в виду и причастность Христа, и Святой Дух, уж понятно, является Духом. Таким образом, всегда, так или иначе, характеристики Божии, в том числе и та, о которой вы меня спрашиваете, относятся ко всем Лицам Пресвятой Троицы. Есть некоторые из них, их не очень много, которые относятся только к одному из Лиц Святой Троицы, например Бог Отец Рождает, Бог Сын Рождается, Святой Дух Исходит. Но таких характеристик не очень много, и мы с вами все их, конечно, понимаем.
Было много вопросов, и об этом немало говорят, и сейчас вы услышите телевизионные и радиопрограммы посвященные принесению мощей Святителя Николая. Здесь также прозвучала масса вопросов
- Какой общий взгляд церкви на поклонение святым мощам? И что нам отвечать тем людям, которые скептически смотрят на поклонение мощам со стороны православных христиан?
- Хочу отметить несколько важных моментов. Во-первых, мы все же поклоняемся не мощам, а святым угодникам Божьим, останки которых, бывает, сохранились. Причем в учении православной церкви это очень важно подчеркнуть: нетление мощей не обязательно свидетельствует о том, что человек свят или не свят. Например, мощи преподобного Сергия Радонежского не были обретены нетленными. При вскрытии мощей было обнаружено, что они сохранны не полностью. Но никому в голову не придет заявить, что преподобный Сергий не святой. Таким образом, вне зависимости от того, полностью ли сохранилось тело того или иного святого или не полностью - мы его почитаем не за сохранность мощей, не за их состояние, а за его подвиги. Таким образом, самое важное состоит в том, что мы обращаемся к святым как к ученикам Христовым. В любом случае наше обращение к ученикам Христовым - к тому или иному угоднику Божьему - это обращение всегда ко Христу. Мы просим учеников помочь в общении с Господом. Для этого мощи как таковые нам могут быть в помощь, а могут и не быть в помощь. Мы поклоняемся угодникам вне зависимости от того, сохранны их мощи или вообще есть ли они. Вот, например, преподобный Андрей Рублев предположительно находится мощами на территории современного Спасо – Андронникова монастыря, где именно его захоронение - мы не знаем. В таких случаях говорят: мощи находятся под спудом, то есть в толще земли. Неизвестно, где именно. Но мы знаем, что весь Спасо-Андроников монастырь - это место, где можно особенным образом обращаться к преподобному Андрею Рублеву. Павел Обнорский - замечательный святой, дивный угодник Божий, стоит часовня, а там - символическая гробница, т.е. где-то здесь находится его погребение. В таких случаях даже принимают решение: если известно, где находится мощи - принимают решение оставить мощи под спудом и не извлекать их, чтобы не тревожить святые косточки. Что касается мощей свят. Николая, то, конечно, мы, особенно в России, очень почитаем этого святого. Если бы нам никогда не привозили его мощи, если бы у нас не было никогда ни одной его частицы мощей - что, мы бы от этого его меньше стали любить? Нет. Вот те из вас, кто то или иное правило старается соблюдать, знает, что у нас целый день церковной недели, день четверг, он посвящен особому почитанию святителя Николая. Мы его почитали бы в этот день и с мощами, и без мощей. У нас в храмах много частичек мощей святителя Николая, и мы в России не лишены святыни, в том числе - и архиепископа Мирликийских чудотворца. Встает вопрос тогда: а как мы будем относиться к приезду мощей из Бари? Отвечу: с благодарностью к Богу за то, что есть возможность им поклониться. Очень часто в нас начинает срабатывать такой нехороший советский комплекс дефицита. Вот, там, сейчас привезли мощи - и мы встаем в очередь. Это очень напоминает, как в советское время мы стояли в очереди за каким-нибудь дефицитным товаром. Мощи-не товар. Благодать Божия на то и благодать, что даруется бесплатно и по воле Христовой. Поэтому нам не нужно создавать ажиотаж. Конечно, мы пойдем в храм Христа Спасителя и помолимся. Но без давки в молитвенном спокойствии. В убежденности, что Господь посещает нашу страну и благословляет в этом случае частицей мощей святителя Николая. Нет толку стоять в очереди к мощам, выстаивать много часов - а потом, облегченно вздохнув, подругам на работе, перемывая косточки друг другу, рассказывать: вот, отстоял(а) к мощам свят. Николая. Да толку нет в этом случае. Если вы в тишине постоите, если вы за это время ни на кого не прикрикнете, ни на кого не обидитесь - вот тогда в этом есть толк. Вы точно так же можете прийти в любой храм, где есть мощи свят. Николая, и там помолиться, если вы любите этого святого. В общем, наша с вами задача - чтобы тот святой, которого мы и так почитаем, будь это свят. Николай или кто- либо еще, через наше прикосновение к святыне почувствовал, что мы еще больше его почитаем, еще теплее к нему относимся. Возгревание тепла в общении со святыней - вот смысл нашего поклонения мощам.
Тел.звонок: -На улицах Москвы сейчас редко можно увидеть славянина, все чаще магометане попадаются. Как вы к этому относитесь, и как нам к этому относиться?
- Я не знаю, я так, честно говоря, не могу сказать, что я не вижу славянских лиц на улицах Москвы. Вопрос ваш теоретический: а как относиться? Рожать детей надо больше - тогда не будет этого вопроса. Мы рождаем намного меньше детей, чем рождали раньше. Вы же не ожидаете, что и эту проблему президент Путин будет решать? Он, что ли, за нас рожать будет? Вопрос в том, чтобы люди православного вероисповедования не только говорили, но и на деле придерживались тех - и бытовых, в том числе, обычаев, которые были приняты при многодетности, главное - воспитание детей в православной вере. Ведь, послушайте, вот вы родили одного ребенка, вот он, худо- бедно, пока учился в школе, ходил в храм, потом он пошел в армию или институт - и уже в храме его нет. А что толку, что он крещеный по рождению? Что в этом толку? Церковь в нем не приобрела часть своей паствы. Он отрезанный ломоть. Это наши семьи. Это сплошь и рядом. Я спрашиваю часто наших прихожан: а где дети, а где внуки, а почему вы не приходите все вместе? И всегда, наоборот, очень радостно, когда приходит дедушка, сын и внук. Но таких случаев мало. На огромную страну - Москва – 15- миллионный город по самым высоким оценкам, в 15 -миллионном городе сколько пришло на Пасху? Меньше миллиона. О чем мы здесь рассуждаем? Если мы воспитываем детей в православной вере, если мы сами в ней живем, не принуждаем себя в ней жить, а живем - то тогда на улицах наших городов могут быть люди самых разных исповеданий, самых разных мировоззрений, которые будут жить в мире и гармонии. Но православная вера, как наша вера отцов и дедов, должна быть и будет уважаема должным образом.
Добавить комментарий