25.04.2017 13:16:11
Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/04/05/21-00.html
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Святые отцы говорят, что всё, что ни делает Господь для нас, всё есть абсолютное благо, всё, что с нами ни происходит плохого или хорошего, всё происходит по воле Божьей, за всё Бога надо благодарить. Но в час скорби, даже у верующих людей, иногда отказывает рассуждение и человек недоумевает: какое благо может быть, например, в смерти ближнего? А неверующие постоянно задают одни и те же вопросы: почему младенцы умирают, почему беззаконники торжествуют, а праведники бедствуют, страдают? Как это всё можно объяснить?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Поскольку Господь - наш Отец, Бог- Любовь, Он вызвал нас из небытия в бытие для вечной блаженной жизни, для вечной радости, Он никогда никому не делает зла, а только одно добро. И то, что Он делает добро, мы этого даже не понимаем. Господь больше беспокоиться о нашем здоровье, о нашем благополучии и о нашем спасении, нежели мы сами. Потому что бы с нами ни случилось: заболели, нас обокрали, кто-то нас обидел, надо всё равно благодарить Бога, предаться воле Божьей - слава Богу, за всё, значит, так надо. Благодарю тебя, Господи, Ты знаешь, что мне полезно.
Меня, например, с первого класса, начали притеснять, вызывать в учительскую, к директору, потому что я с крестом пришел в школу. Мать вызывали и требовали, чтобы я снял крестик, но мать сказала: «Пока маленький, я его воспитываю, а когда вырастит, дело его». На протяжении всей жизни были притеснения, особенно после армии из-за того, что в церковь хожу, молюсь, дома имею иконы. В газетах, по радио говорили и такую создали обстановку, что всё - конец. Атеист вызвал меня к себе, 4 часа беседовал, видит, что бесполезно и говорит: «Что ж, у тебя только один выход - пойти в семинарию учиться, закончишь, священником станешь и будешь наших детей крестить». Благую мысль подал. И я поехал в Сергиеву лавру, десять лет там проучился (в семинарии и академии). Потом Почаевская лавра пять лет, когда гонение началось, ушел в Кавказские горы. Потом Ивановская область, село Жарки, и там продолжали притеснять, хотя жило в селе всего пять человек. Потом село Красное, около Палеха, и там притесняли – власти были недовольны, что художники в храм стали ходить. Перевели в Иваново, под строжайший контроль, и здесь оставался под надзором… Все не без промысла Божия: если бы не было гонений, не открылся бы монастырь женский, а потом и мужской. Всегда, когда бесы через людей делают зло, Господь это зло превращает в добро. Правда, мы скоро забываем это, а на опыте оно так.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Батюшка, мудрые люди советуют, когда человеку совсем плохо на душе, в самый пик и кризисный момент говорить: «Слава Богу», даже через силу.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Да, через силу надо сказать: «Слава Богу за всё».
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- И тогда мгновенно на душе становится легче.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Благодать Божья приступает, и человеку от этого радость. Нас, когда мы падаем в своей жизни, Господь никогда не оставляет. И всегда надо помнить, что Господь пришел спасать не праведников, а грешников. И Господь промышляет о каждом человеке. Почему? Потому что Бог - наш Отец, Бог - Источник жизни, Источник радости, Источник нашего спасения.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Когда на душе бывает скорбь и теснота, очень помогает исповедь. У праведного Иоанна Кронштадтского есть такая мысль, правда это для тех, кто знает на опыте, о чем он говорит. Когда человек согрешит, и на душе скорбь, надо молиться перед Богом и каяться до тех пока, как писал праведный Иоанн, человек не почувствует в душе пространство. Грех дает душе скорбь и тесноту, покаяние и благодать Божья дает пространство. А вы что посоветуете как духовник?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Когда человек пришел на исповедь первый раз, у него огромная скорбь, это она его загнала на исповедь, я обычно даю свободу: «Скажи, что у тебя есть, какая боль на душе». Человек начинает сам рассказывать, и уже из его же слов понимаешь, что этому человеку надо. Помогаешь ему, напоминаешь тяжелые грехи и когда он во всем с Божьей помощью покается, потрудится, порой даже пот выступит, человеку становиться хорошо, он уходит с облегченной душою, потому что прежде тяжелые грехи мучили его, и человек не находил ни покоя, ни радости, ни мира, ни тишины.
Почему люди не приходят на исповедь? Боятся, стыд им мешает. А надо сделать наоборот: подумать и выявить свой самый основной грех, о котором стыдно сказать. Придя к священнику, себя настроить так: здесь невидимо присутствует Сам Господь, сейчас я каюсь Господу, а священник только свидетель. И Господь через священника, если мы дали обещание исправиться, видимым образом прощает нам грехи. Вот тогда становится на душе легко и свободно. Потом надо сказать, что у Бога есть такое свойство: те грехи, в которых мы покаялись, Он не помнит, то есть грех, который мы сделали и в котором покаялись, для Бога уже не существует. Только надо себя постоянно держать под контролем, приучить, покаявшись, снова не согрешать: не лазить в интернете, не щелкать по пульту телевизора в поисках какой-то гадости.
Телефонный звонок:
- Здравствуйте батюшки! Направьте из вашей епархии людей на создание института священства в армии. Священник в армии должен искоренить мат. Есть ли в Ивановской области священники, которые могли бы поработать в армии?
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Институт военного духовенства у нас сейчас возрождается - в каждой епархии есть отделы, где таких священников готовят. И прежде велась такая работа - за каждой частью в епархии был закреплен священник. Даже я - не священник, ходил к десантникам и, по благословению Владыки, говорил слово. Такая работа ведется. Другое дело, посадив семя, никто не бежит сразу искать плодов. Да и чтобы посадить семя, нужно найти плодородную землю, её вскопать, удобрить, посадить, опять удобрить, следить, чтобы сорняки не забивали, постоянно поливать, а ещё молить Бога, чтобы Господь во время дал ветер, дождь, солнце и вот когда пройдет длительное время, появятся плоды. Если люди десятилетиями ругались, от своих родителей слышали только бранные слова, пришли в армию и там командир с подчиненными тоже матом общается, то искоренить это в одно мгновение не получится, нужна огромная работа и много, много терпения.
Батюшка, может быть у каждого грешника какая-то своя определенная скорбь? Например, у пьяницы - своя.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- У любого грешника, который постоянно грешит, скорбь.
иеродиакон Елеазар (Титов):
- Мы каждый день грешим…
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Это от маловерия, веры у нас нет. А Господь всё видит, все слышит. Как-то я приехал к одной женщине – старосте храма на Волгу, смотрю в окно: огороды, на одном - картофель из земли чуть-чуть показался, а рядом, на другом огороде - лук сантиметров 50, картофель хорошо растет. Спрашиваю: «Чей это огород с луком?» Она: «Мой». – «А это чей, с низкой картошкой»? – «Соседей. Когда шла пасхальная неделя, они работали, посадили огород. Мне некогда было сажать, я – в храме, позже всех посадила и у меня всё выросло». Помню, такое же видел и в селе Красное. Соседка Лена пригласила ее огород посмотреть. Дочка с мужем посадили картофель, одни и те же семена. Там, где сажали в понедельник, картофель на 20 сантиметров вышел из земли, а там, где в воскресенье – картофель только проклюнулся. Огород четко на две части разделен.
- Батюшка, нам прислали вопрос: «Разрешено ли после службы организовывать застолье прямо в храме?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- В Сергиевой лавре есть храм, называется Трапезный. Мы питаемся духовно и телесно. Разрешается вкушать в храме пищу с благоговеньем, с молитвой...
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- …особенно если больше негде собрать общину.
Батюшка, ещё один вопрос: «Отец Амвросий, моя дочь сегодня исповедовалась и соборовалась. Она год назад пыталась покончить жизнь самоубийством. А свечница чуть не обозвала её, потому что девочка была в косметике. Дочка делает первые шаги к Богу и тут такая нелюбовь, казалось бы, у воцерковленных людей.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Это ещё не церковные люди, если они обличают, кричат, шумят. Даже если им и доверили, например, подсвечник.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- И слушком близко к сердцу принимать это не надо.
Ещё один вопрос: «Батюшка, если я исповедовалась в блудных грехах, но не было покаянного чувства, надо ли ещё и ещё раз каяться в этих грехах до получения облегчения?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Один послушник пришел к духовнику и говорит: «Отче, я каюсь в грехах, но не знаю, Бог простил меня или нет?» И духовник сказал: «Если ты каешься и над тобой священник прочитал разрешительную молитву, ты должен верить, что грех тебе прошен. А если ты веришь, что не прощен, значит, не прощен».
Телефонный звонок:
- Добрый вечер! У меня такой вопрос, если я опоздал на общую молитву перед исповедью, что делать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- У нас в монастыре в 16.45 перед службой выходит священник, прочитывает все молитвы и молитву к покаянию. А когда я выхожу исповедовать, прочитываю последнюю молитву: «Господи Боже, спасения рабов Твоих, Милостиве и Щедре и Долготерпеливе, кайся о наших злобах, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему…» Вот эту молитву. Потому что знаю, что многие не слышали ее.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Значит, это не принципиальный вопрос?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Да. Если вы искренне каетесь, то верьте, что Господь вам грехи простит.
Телефонный звонок:
- Я покаялась, что маму обижала, но сама себя не могу простить, что мне делать и какую молитву прочитать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Должна прийти к духовнику, предварительно дома осознав этот грех, и сказать, что я маму обижала, прощу у нее прощения, пусть и мама меня простит.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Грех греху - рознь. Бывают, человек совершает грехи в отношении ближних, ближние потом умирают, а ты прощения не попросил или мало уделял им внимания, но время уже не вернешь, ничего не исправишь. Кстати хороший пример для тех, кто спрашивает: а как мы перейдем в тот мир и не сможем исправиться? А вот точно так. Человек обижал своих родителей, они перешли в тот мир, а он не успел попросить прощения. А потом пришел в покаянное чувство, но попросить прощения он уже не может, родителей нет, и всю жизнь его при воспоминании об этом на душе скребут кошки.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Сильно надо молиться.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Так было у апостола Петра. Он предал Спасителя, отрекся от Него трижды, потом покаялся, и Сам Господь его простил и присоединил.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Он плакал, у него даже были следы от покаянных слез.
Телефонный звонок:
- Всякий раз, когда накапливаю какие-то вопросы, касающиеся духовных моментов, неожиданно получаю ответ: хочу обратиться к своему духовнику, а уже спрашивать нечего, ответ я уже услышал. У меня возникает смущение, нет ли здесь прелести, может быть, я слышу то, что мне приятно? И еще: слова одних отцов проникают в самое сердце, а других, как книжку пролистал, и глубины не ощущаю. Нет ли здесь тоже какой-то опасности?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Когда я был в Почаевской лавре или говорил проповедь, многие потом подходили и говорили: «Я приехала к вам с вопросами, вы на все эти вопросы уже дали ответ». Это нередко бывает, Господь дает мысли. Так что не смущается сердце ваше, Господь через священника может дать ответ. Как-то один православный человек пришел к батюшке и говорит: «Батюшка, я видел такой сон, иду по пустыни, солнце палит, так жарко и мне пить хочется. Я ищу, где бы напиться и вдруг увидел озеро, подошел к нему, встал на колени и пью воду и никак не могу напиться. Думаю, откуда же такая прекрасная вода течет? Дай-ка пойду, посмотрю. Вижу: она с горы течет. Захожу на гору, а там лежит павшая лошадь, из ее пасти вода выливается. Ты не знаешь, что это значит?» Священник отвечает: «Лошадиная пасть - это я, мне Господь дает мысли – воду. Вода наполняет озеро, ты пьешь эту воду - слушаешь и не можешь напиться. Это нормальное явление».
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Это нормальное явление, что мы на проповеди получаем ответы на наши вопросы.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Да. Ещё надо сказать, что сам священник по жизни может быть самым никудышным, но благодать Божья все равно действует.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Недавно один священник сказал, что врач может быть самым больным на свете человеком, но способен вас вылечить. Так же и священник может быть самым грешным на свете человеком, но он способен вам отпустить грехи.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Да.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
-Батюшка, радиослушатель слова одних священников воспринимает, они ложатся прямо на сердце, а других не воспринимают. Это нормально?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Одни воспринимают слова одного священника, другие – другого. Был такой игумен Варсонофий (Хайбулин), мы о нем молимся. Талантливый человек. У нас в семинарии был преподаватель, он никому пятерки не ставил, а ему всегда ставил пять с плюсом. Господь ему дал такие дарования, что он мог беседовать с любым человеком, даже с самым закоренелым атеистом - в два счета мог всех «на лопатки положить». Когда он вышел из тюрьмы, он в Советское время 5 лет отсидел в тюрьме и там уверовал, приехал в Сергиеву лавру в фуфайке, никого не видел, не знал, подошел к одному дьякону и немножко с ним поговорил. И дьякон мне потом говорит: «Он такое сказал, я никогда в жизни этого не слышал». Благодать Божия действовала в нем.
Телефонный звонок:
- Добрый вечер! Скажите, можно ли общаться с человеком больным шизофренией. Не вредно ли это для духовного здоровья?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Я думаю, что если вы здоровы, то не вредно. С таким человеком надо обращаться мирно, спокойно. А если он вдруг возвысит голос, не обращайте внимания ни на что, ни на кого, сохраняйте спокойствие.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Батюшка, нам задали вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли хорошие женские монастыри в России?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Надо поездить по монастырям, посмотреть.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Можете посоветовать монастыри, по которым следует поездить? Наш монастырь, к примеру.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Если мы будем о своем монастыре говорить хорошие, бесы нападут, побьют всех. Поэтому надо всегда говорить только плохое. Хороший монастырь тот, где идет молитва, покаяние. Если в монастыре есть духовник и сестры могут каждый день исповедоваться, раскрывать болезнь своей души, то это хороший монастырь. А если духовника нет, все «варятся в собственном соку», иноки будут мучиться, страдать и искать. Особенно в женских монастырях сложно, бывает, появился какой-то грех и приходится куда-то ехать, чтобы покаяться, допустим, в Сергиеву лавру или туда, где есть духовник.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Есть несколько вопросов: «Скучаю по Церкви в течение рабочей недели. Что делать, постоянно тянет в Церковь»?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Это благодать Божья призывает. Читать молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную». Евангелие читать, сказано: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19).
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Батюшка, когда меня Господь привел в храм, в наш монастырь, у меня была такая жажда постоянно в Церковь ходить, я тогда учился в мирском учебном заведении, садился на последнюю парту, открывал в пакете молитвослов, и не слушал что преподаватели говорят, а читал молитвы по молитвослову; постоянно тянуло в храм.
Другой вопрос: «Двадцать лет хожу в храм, постоянно одни и те же грехи повторяются. Как быть?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Не грешить. Господь призывает к покаянию. Много не вкушайте пиши. Можно от мяса воздерживаться, круглый год его не есть. Никого не осуждать, не гордиться, и благодать Божья будет хранить. Надо искренне исповедоваться. А то обычно приезжают ко мне автобусы из Москвы, из Подмосковья, из других городов, спрашиваю: «В этих грехах каялись?» - «Да, каялась». – «Аборты были?» - «Были». – «Сколько?» - «Шесть абортов». – «А на исповеди говорили, что шесть?» - «Нет». - «Когда человек убил другого человека, ему дают 8-10 лет. Убил двух, было время, вышку - расстрел. Важно сказать сколько. И в требнике священника написано: сколько абортов, сколько мужчин или женщин было. Надо сказать количество обязательно». Всё то, что мы делаем, говорим, мыслим, ничего не исчезает, все запечатлевается в вечность на все времена. Перейдем в тот мир, и эти грехи нераскаянные будут нас мучить.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Батюшка, ещё вопрос: «Подскажите, пожалуйста, можно ли приклонять колени в воскресенье в храме»?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Есть правило: в субботу и воскресенье поклоны отменяются. Если в храме в воскресенье не так много народа, то когда выходят с Чащей «со страхом Божиим и верой приступите», можно сделать земной поклон, в этом греха нет.
Телефонный звонок:
- Здравствуйте дорогие мои! Батюшка Амвросий, такой вопрос к вам. Я болела с октября, почти ничего не ела, только две ложки каши. Сейчас с Божьей помощью и по советам врача ем. Но теперь просто обжорство налетает. Что делать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Чтобы не переедать, положите себе маленькую порцию, съели и сразу вставайте из-за стола, благодарите Бога. Я пробовал 21 день ничего не есть, лечился. И когда стало можно есть, жажда была огромная, но себя сдерживал, досыта не ел - морковку, яблочко потер и съел, маленькую порцию.
Телефонный звонок:
- Добрый вечер дорогой батюшка Амвросий! У меня смущение, когда в храме стоим на исповедь, некоторые исповедующиеся поворачиваются к батюшке спиной, соответственно и к Алтарю, а к нам лицом, отвешивает глубокий поклон, просят прощения, хотя этих людей мы, может быть, не знаем. Один батюшка сказал, что это балеты и не нужно некоторые части тела разворачивать к Алтарю.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Матушка, я это тоже вижу, когда люди скрещивают руки, кланяются людям, а потом ко мне подходят. Я не обращаю на это внимания. Чтобы не смущалось ваше сердце, не обращайте внимания и вы.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Батюшка, у нас есть ещё вопросы: «Замужем более 30-ти лет, верна мужу, но он часто обвиняет меня в неверности, терплю, но бывает тяжело. Что мне посоветуете и мужу»?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Потерпеть. Господь в Ветхом и в Новом завете сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), «протерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13).
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Как научиться правильно исповедоваться, а не просто перечислять грехи?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Некоторые пишут общую тетрадь. Собирают из разных исповедей, а это к ним не относится, не от сердца. Надо сказать те грехи, которые тяготят твою душу.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
- Батюшка, радиослушательница пишет, что позабыла, сколько было абортов. Как теперь быть?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Я когда спрашиваю, сколько абортов или мужчин было, многие обычно говорят, что не помнят. Но ведь можно сказать хотя бы приблизительно. А потом, смотришь, человек помолился, служба кончается, подходит, вспомнила.
Телефонный звонок:
- Батюшка Амвросий, скажите, пожалуйста, у меня две могилки сына и мужа. Можно один крест поставить?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Лучше два. Обычно хоронят ногами на восток, а когда будет Всеобщее воскресение, мы воскреснем и у каждого из нас перед лицом будет крест. Так правильно.
Слово в завершении передачи:
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
- Когда я жил в Почаевской лавре и пять лет по две, три экскурсии водил ежедневно, однажды пришло несколько автобусов. Я напутственное слово сказал и вдруг молодой человек говорит: «Батюшка, можно вам задать вопрос»? Говорю: «Пожалуйста». – «Скажите, а Господь всесилен»? Я говорю: «Всесилен». – «Он всемогущий»? – «Всемогущий». – «А может ли Бог создать такой камень, чтоб Ему был не под силу, если Он не может создать такой камень, значит, Он не всемогущий. А если не может поднять, значит, не всесильный». Я говорю: «А можно мне задать вопрос вам? У вас ум есть»?- «Есть» - «А можете вы сейчас головой удариться так, чтоб мозги разлетелись в стороны»? – «А зачем я буду делать эти глупости»? - «А зачем вы эти глупости приписываете Богу? Допустим, отсюда до ворот столько-то метров, можно всё это превратить в килограммы»? Все засмеялись, парень попросил прощения, и все уехали.
Другой случай: звонит наместник и сообщает, что сейчас приезжают из Киева атеисты, проведешь экскурсию, но будь осторожен. Провожу экскурсию, зашли вниз туда, где пещера преподобного Иова, лежат его святые мощи, а ниже - ещё одна пещерка. Говорю: «Вот в этой пещерке преподобный Иов жил, а это его святые мощи». Кто-то из группы мне говорит: «А может тут не мощи, а какие-то тряпки лежат». Я говорю: «Вы оскорбляете государство. Почаевская лавра, как исторический памятник, находится под строжайшем контролем нашего государства, а у нас в государстве обмана быть не может».
Добавить комментарий