20.03.2013 11:20:34
Виктор Саулкин
- Христос Воскресе! Дорогие слушатели "Радонежа", мы поздравляем вас с Великим праздником Светлого Христова Воскресения. Передача наша звучит в прямом эфире. И сегодня в студии радиостанции "Радонеж" настоятель строящего храма Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей славенских, клирик храма Девяти мучеников Кизических, священник Владимир Соколов. Батюшка, мне хотелось бы сегодня с вами вспомнить то время. Оно вроде бы и недалекое по историческим меркам - 20-30 лет назад, когда советская власть еще была. Когда в Москве всего 44 храма, в которые можно было придти на Пасху, действовали, в них совершалось богослужение. И вокруг этих храмов стояли заслоны из комсомольцев. Комсомольцы, когда видели, что идут люди верующие, мы тогда проходили целеустремленно, крестились, и они нас не останавливали. А так молодежь старались отсекать все-таки. Многие из них, кто сегодня пришел в храм, это время даже представит не могут. Мне хотелось бы, отец Владимир, попросить вас поделиться своими впечатлениями. Как изменилось празднование Пасхи - Светлого Христова Воскресения за эти 20-30 лет.
- У вас были какие-то такие благожелательные комсомольцы. Они откликались на крестные знамения. А, вот, Нам попадались какие-то другие комсомольцы. Наоборот, это считалось вызовом таким, не пускали. И я помню, как с трудом нам удавалось проходить на службы. И я помню, как один из моих знакомых, который потом тоже стал священнослужителем, он предпринимал такую попытку - он изображал из себя инвалида или немого, или глухого, таким образом, его пропускали. Но даже если удавалось пройти в храм, то войдя в храм, мы оказывались в та кой толпе. Я помню одну Пасху, что меня буквально несли. Хотя меня трудно нести, сами понимаете, но, тем не менее, меня несли. Даже руки нельзя было поднять перекреститься. Так Пасха проходила на воздусях, буквально. Очень благодатно, но в то же время, тело было стеснено. Может быть, это как раз и способствовало особенному молитвенному состоянию. Но, действительно, был дефицит места. Не хватало места, чтобы войти помолиться. А сейчас, когда открылось огромное количество храмов, и некоторые только на Пасху только и заполняются, конечно, есть возможность почувствовать телесную свободу. И в тех храмах, в которых устанавливается благоговейная тишина и дисциплина, там можно, конечно, отдаться молитве полностью, не обращая внимания на телесные неудобства. И, конечно, сегодня та охрана, которая выставляется, она уже охраняет от террористов. Потому что там была охрана поставлена с другой целью. И сегодня мы видим такое благое изменение. Но, с другой стороны, мы испытываем не меньшее идеологическое давление, чем в свое время. Если тогда это было исключительно такое атеистическое, позитивистическое давление, то сегодня мы видим, как такое религиозное давление совершается. Когда вдруг средства массовой информации полны каких-то содержательных статей, которые содержат рекомендации по магии, которые содержат какие-то оккультные знания, в которых есть рекомендации и мировоззренческие такие взгляды, которые явно не соответствуют русскому менталитету. Это как некая такая диверсия, идеологическая диверсия. То есть, идет борьба на уровне мировоззрения. И если телесно мы эту борьбу выдержали, и церковь явила массу мучеников, то мировоззренчески, духовно тоже мы выиграли, а мировоззренчески мы проиграли и проигрываем. А это очень важная для нас победа. Дело в том, что для того, чтобы побеждать на мировоззренческом уровне, необходимо учиться. Постигать эту войну. Мы тут как-то проявляем некоторую такую леность и такое самонадеяние, что можем шапками закидать. Не получилось закидать шапками. Надо честно признать, что мы были побеждены на этом участке. И это очень важный участок для такого культурного строительства. Потому что нас сегодня все равно ориентируют на другой мировоззренческий проект. Это такой как бы всеобщий проект модернизации. Или проект модерна, или контрмодерна. Нас втягивают в какую-то чужую игру, мировоззренчески втягивают. А между тем, модернизация и развитие, они совсем не тождественны. Россия всегда выступала против модернизации, но это не означало, что она против развития. Потому что она развивалась, и развивалась в области культуры. В области культуры она дала такие великие образцы и зодчества, и поэзии, и литературы, и изобразительного искусства. И все это формировалось всегда вокруг культа. Монастыри были духовными университетами, в которых люди воспитывались мировоззренчески. И они несли это мировоззрение во все отрасли жизни. То есть, жизнь была наполнена определенным смыслом. И смысл этой культуры заключался не в том, чтобы иметь или приобретать какие-то богатства в этом мире, а в том, чтобы преображать этот мир, изменять человека. И, таким образом, через культурное воздействие спасать и человека, и мир.
- Кстати, отец Владимир, это не только не препятствовало техническому развитию России. Владимир Ильин, не Иван Александрович Ильи, а Владимир Ильи, философ, замечательно сказал, что Запад не мог простить России, он бы простил Оптинских старцев, но он не мог простить того, что наряду с Оптинскими старцами в России существовали и сормовские заводы и аэропланы. Например, Игорь Иванович Сикорский был не просто глубоко верующим человеком, у него очень интересные письма о вере. Глубочайший, молитвенной жизни духовной и православный человек, изобретатель, кстати, вертолетов.
- Он изобретатель не только вертолетов, но еще и самолетов, которые, реактивных самолетов.
- И реактивные. И первые еще в царской России построен прообраз дальней авиации "Илья Муромец" - самый крупный в мире и могучий самолет. Поэтому никогда не мешало развитию России духовная такая жизнь.
- Дело в том, что и техника, и технология была подчинена другим ценностям. И техника-то была щадящей. Она всегда - это не просто какой-то проект, а как он отразится на всем мироздании, на всем бытие. Потому что причастность к бытию была очень важна для русского человека. Сам русский язык, он уже формирует определенный менталитет. Вы знаете, замечено исследователями языка, что в русском языке все грамматические конструкции строятся на глаголе быть. Тогда, как в других известных языках, европейских особенно, там строится вся мировоззренческая конструкция на глаголе иметь или хотеть. Это же такое построение языка, оно приучает уже совершенно к другому отношению к миру, к человеку.
- Основам мировоззрения. Первый звонок, мы слушаем вас.
- Христос Воскресе! Я не совсем по теме, но для меня это очень важно. Можно ли на Светлой седмице молиться за усопших на псалтири, дома я имею в виду. А если не на псалтири, то как?
- На псалтири не принято мо литься на Светлой седмице. Если уж у вас есть такая необходимость, то читайте Пасхальный канон. Даже если мы вынуждены в этих дни совершать отпевание или поминовение, оно все равно совершается по особому пасхальному чину. Поэтому на Светлой седмице не принято вести заупокойные службы. Если уж у вас есть такая необходимость, то значит, стройте ее на Пасхальном каноне. Обязательно Христос Воскресе читайте.
- Батюшка, всегда в народе считалось, что это особая милость Божия, если человек уходит на Светлой седмице, либо в предпасхальные дни.
- Именно поэтому не нужно в это время читать псалтирь. Вообще, дело в том, что у нас как-то сегодня, может быть, специально даже это делают как-то связывают Пасхальную седмицу и саму Пасху с посещением кладбищ, обязательно. Организуют специальные автобусные маршруты. Я проезжал в Пасху мимо Ваганьковского кладбище и удивился, вокруг столько машин, и толпы народу идут, просто шествие, демонстрация какая-то. Это тоже говорит, у нас складывается неправильное мировоззрение. У нас складывается неправильный менталитет. Потому что Воскресение, оно побеждает смерть. В этот момент, почему называется Светлая седмица. А потому что в светлых одеждах ходили те, кто крестился в Великую субботу. Они в этих одеждах неделю ходили. И потому это считалось Светлой седмицей. То есть, люди воскресли для новой жизни. Нужно заметить, что, несмотря на то, что мы жили в атеистической стране, мы продолжаем жить в стране, которая идеологически, так сказать, сопротивляется православию. Мы вдруг видим, что все равно на Пасху люди тянутся к храму. Пасха, она освещает всю жизнь. Сколько времени не было солнца. Вдруг переменилась моментально погода. Уже русский народ знает, что до Пасхи все равно тепла не будет, что ничего не будет цвести. Оживает вся жизнь. Она оживает в нас, Душа в нас оживает. И в это время, конечно, мы можем своей радостью и с усопшими поделиться. Значит этой радостью надо делиться и пасхальными песнопениями.
- С усопшими. Потому что победа над смертью, мы знаем, что у Бога нет мертвых. Господь воскресил.
- Бог живых, наш Бог живых, а не мертвых.
- Ну, может быть, постепенно придет понимание того, что во вторник на Радоницу, обычно, православные люди всегда после Светлой седмицы отправлялись...
- Я думаю, что это понимание придет в связи с тем, о чем мы с вами говорим. В связи с победой нашей на уровне мировоззренческом. Мы упустили этот уровень. А это очень важный уровень, первый уровень в системе управления. А раз он первый уровень в системе управления, то значит, он и первый уровень, вообще, в организации социальной жизни. Через это можно управлять и манипулировать, но через это же можно созидать. Наша задача созидательная. И Пасха, она обязывает нас вообще смотреть на мир созидательно. Потому что весь мир, он в Боге, он весь принят Богом. Весь мир должен быть преображен через человека, который должен сработничать с Богом. Человек для этого создан. И поэтому мы должны восстановить память об этом. Не только пм ять. А мы должны восстанавливать свое внутреннее ощущение и свою внутреннюю приобщенность к жизни. И вот таинства церковные, они должны не просто быть какими-то индивидуальными такими таинствами - пришел, причастился и какое-то время ты испытываешь благодать. А мы должны ту благодать, которую мы получаем и то созерцание, которое мы получаем в церкви претворять в жизнь, преображать эту жизнь, в этом задача человека, задача его культурное деятельности. Но она начинается с изменения и преображения души, с покаяния непременно. И в этом смысле огромное значение имеет язык и смыслы, которые мы изучаем. Вот, мы, к сожалению, это (?). Хотя русский язык, язык, хранящий сакральный смысл. Нам легче к этому приобщиться, потому что и конструкция языка такая, и смысл великий заключен в нем. Мы все время хотим перевести этот ряд высоких смыслов в какие-то более смыслы, более нам понятные, казалось бы. Представьте себе, если бы Пушкин, например, написал бы так не "перстами, легкими, как сон, моих зениц коснулся он". А написал бы так: пальцами легкими, как сон моих глаз коснулся он. Это звучало бы совершенно по-другому. Это более понятно нам, но в этом нет той поступи языковой. В нем нет возвышенности. Потому что это связано с обыденным языком. Мы же говорим на Божественным языке. Мы беседуем с Богом особым языком. И поэтому этот язык надо хранить. Чтобы он был живой, нужно его изучать, нужно им жить, нужно им пользоваться.
- Должен проникать в существо человек с рождения. И поэтому, конечно, когда человек с младенческих лет слушает песнопения церковные, бывает на богослужении, это меняет весь строй личности.
- Не только. Вы понимаете, славянский язык, он даже в своей малейшей структуре, вот, мы изучаем русский язык, там, а, б, в, г, д. Абэвэгэдейка. А славянский язык, он даже в своих буквах содержит смыслы. Аз, буки, веди, это все определенные смыслы, которые раскрываются в своем сочетании. То есть, там еще есть целый пласт языковых смыслов, который ребенок может усваивать. Поэтому раньше изучали азбуку таким образом. Ребенок уже усваивал эти смыслы и учился читать по псалтири. А, стало быть, все эти высокие смыслы он усваивал. А мы сегодня начинаем изучать иностранный язык. А в иностранном языке вдруг оказывается, что там другая конструкция, другая основа мировоззренческая. Изучая этот язык, человек уже начинает стремиться к тому, чтобы ему иметь, и чего он хочет и так далее. Это заложено в языке, это воздействует на подсознание. А в русском языке, если мы даже хотим сказать, я имею, мы говорим, у меня есть. Мы через глагол быть свое желание выражаем иметь. То есть, приобщаться к бытию, быть причастным к нему. И вот православие, как то учение, которое несет эти наивысшие смыслы, оно приучает нас к бытию, оно научает нас причастности к бытию. Это очень важно. Об этом мы должны помнить. И если мы хотим, дйствительно. сохраниться как национальное единство, то мы должны эти смыслы творчески воплощать в жизнь, умножать их бесконечно. Иначе, если мы просто будем хранить, это будет как элеватор, г де мы будем сохранять эти зерна, это хорошо, тоже хорошо. Сеять надо и умножать. Потому что иначе мы останемся как тот, который сохранил талант и отдал его Богу. И тогда это будет отнят этот талант, и эти семена у нас тоже будут отняты. Потому что, имея такое богатство, мы его не умножаем. И мы эту битву проигрываем, потому что, то ли у нас это отняли умение такое агрокультуры, то ли мы не уразумели это, то ли это время было такое. Ну, уж тут я не знаю, много, наверное, есть причин. Я думаю, что вряд ли мы сейчас поймем эти причины. Да и стоит ли это понимания. Лучше понять, что нам необходимо сегодня.
- Сеять, нести слово.
- Да. И вот, Пасха - это весна, связано с временем весны, значит с временем посева. Но кроме весны такой сезонной весны, есть еще и весна духовная. Есть еще и весна вселенских масштабов, масштабов космических. И вот, похоже, что сегодня весна духовная, весна географическая, весна сезонная совпадает по масштабам и с вселенской весной, и поэтому особую ответственность на нас возлагает. А значит, возлагает особую ответственность в смысле отбора семян. И вот, где эти семена взять сегодня. Мы начинаем искать, кто в оккультных книгах, кто в какой-то западной философии. Нам предлагают какие-то новые модернизационные проекты. А у нас есть огромное богатство, которое мы забыли. Давайте достанем его из элеваторов, давайте изучим это, отберем ти семена, посеем, у нас будет огромный урожай, и мы научимся на этом по ле сеять, а значит и воевать. Потому что война на этом поле происходит не так, как на поле телесной брани. Она происходит через слово, через молитву. А наша брань, она не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных. Плоть и кровь - это такое идиоматическое выражение в европейском языке, означающее человек. Если правильно еще перевести это, получается так, что наша рать не против человека, она за человека, но против духов злобы поднебесной. А против них война наша совершается на уровне мировоззрения, на уровне слова, на уровень правильной культуры, которая всегда вырастает вокруг культа. А этот культ, наш родной культ - это православие. Это правильное учение, а значит правильное понимание Бога.
- Батюшка, у нас еще один звонок. Мы слушаем вас.
- Раба Божия... Христос Воскресе. Скажите пожалуйста, в Радоницу работаю, а когда можно на кладбище сходить? На Красную Горку можно посетить?
- После можно уже посетить в любое время. До Радоницу просто непринято такое посещение. А там вы можете в любое время, которое у вас свободно.
- Отец Владимир, вы, действительно. сказали, что у нас есть такое сокровище - семена веры, врученные нам Богом, врученные Богом церкви. А церковь - это не только священники, это все мы православные христиане. И мы должны эти семена сеять. Даже, если власть сейчас не понимает, какими семенами должна русская земля всходить, какие должны плоды давать. Это задача, наверное, сегодня нам всем поставлена. Не надеяться на власть, хотя храмы открыты, мы можем на Пасху ходить, храмы свободны, не проходят заслоны комсомольцев, а обращаться к нашим соотечественникам, которые еще не пришли в храм.
- Конечно, это соборное дело. И надо понять, что иногда, если что-то разрешают, то можно это ограничить как? Сделав это такой культурной резервацией, в которой, да, можете делать все, что угодно, а на наше поле вы, пожалуйста, не заходите, на нашем поле вы не сейте. И вот, смотрите, когда церковь сегодня как-то активно начала входить в общественную жизнь, вдруг говорят о том, что, извините, это вызывает такое активное сопротивление.
- То есть, не ваше это дело.
- Да, это не ваше, вы там живите у себя, а сюда не заходите. Но мы живем, по-моему, в демократическом государстве, если уж мы так об том заявляем и декларируем это. Значит, сегодня церковь тоже может говорить, гона может тоже дать свою мировоззренческую картину. Почему другие могут дать, а мы не имеем права? И давайте будем говорить, давайте мы вступим в диалог. Давайте каждый на своем месте, действительно, будет таки м светильником, который может внести эти смыслы, новые смыслы, а они хорошо забытые старые, на самом деле, внести в жизнь, в общение с людьми. Всегда можно какой-то круг наш мировоззренческий расширить, возвысить его, привести его к горнему миру. Но для этого, конечно, надо пользоваться другим языком, учиться этому языку. Церковь этот язык хранит. А он просто облагороженный русский. А сегодня его стараются или принизить, или его стараются "обогатить" какими-то иностранными смыслами, схожими смыслами или смыслами заменяющими. Я не понимаю, почему нужно вместо "содержание" говорить "контент". Какое-то слово не живое. Оно какое-то техническое. А "содержание" - оно русское слово, оно ближе нашему менталитету. Это в качестве примера. Но вы сами увидите, как засорен сегодня наш язык. Давайте мы все будем очищать его хотя бы у самих себя. Давайте очистим его от слов-паразитов. А то сегодня человек говорит, и у него постоянно присутствуют какие-то фразы, которые ничего не значат.
- Вообще-то, конечно, беда то, что происходит с нашим языком сегодня. И мы должны биться за то, чтобы русский язык в школе сохранился. За то, чтобы дети читали Пушкина. Вы, батюшка, привели пример - строки Александра Сергеевича Пушкина. Если на Пушкине воспитывается ребенок, он вырастает совсем иным, чем ребенок, который воспитывается..... А я, дорогие наши слушатели, хотел бы пригласить вас сегодня мы уже совершаем празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы на Светлой седмице. Вспоминают на Афоне особенно ее чудеса, связанные с этим образом. И в субботу на Светлой седмице состоится поездка к чудотворным иконам Пресвятой Богородицы. (Объявление). Батюшка, есть некоторые поездки в году, я часто провожу поездки к чудотворным иконам Матери Божье. Но дважды в году бывают поездки необыкновенные. Я чуть не проговорился в прошлый раз. Теперь могу сказать. Не благословляет, просто в эфире радио "Радонеж" говорить, созывать народ. Но те, кто знает, вы запомните, что всегда на субботу акафиста в Богоявленский собор в последние годы, Елоховский, на субботу акафиста на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы привозят икону Матери Божьей Умиление, перед которой молился батюшка Серафим. Всех радостей радость. В этот день там живая очередь идет к иконе пока служба идет. но по "Радонежу" нельзя объявлять, потому что, понимаете столпотворение будет. Но те, кто запомнит это, год доживем до субботы акафиста, приезжайте в Богоявленский. Также люблю эти поездку на Святой седмице, она необыкновенная, связанная с Иверской, Касперовской, живоносным источником. И в колокола можно позвонить все-таки. Но это хотелось бы отдельно вас просить. Сейчас нашему слушателю ответим. Говорите, вы в эфире.
- Здравствуйте. Батюшка, почему-то везде и во всех, на всех радиостанциях, сейчас говорите про язык, про русский. А везде говорят россияне. А по статистике, у нас 80 процентов русских. И я не разу не слышала, так горько и обидно, ни разу не слышала, что русские. А говорят россияне. Откуда оно возникло, и почему так все говорят. Спасибо.
- Вы знаете, почем употребляют этот термин. Для того, чтобы выделить тех. кто в Российской Федерации живет. В РФ кроме русских живут другие. И этим термином включают всех, кто еще и не русский. Но почему-то, действительно, у нас сегодня не звучит это слово "русское". Оно забыто. Как и язык тоже свой забываем родной. Ну, давайте, каждый на своем месте будет употреблять эти слова, каждый будет заниматься своим родным русским языком. Давайте будем носителями этого. Потому что, когда мы говорим почему-то, кто-то, мы думаем, что кто-то за нас это должен сделать. Это можем делать мы. Сегодня для этого нет никаких препятствий. Давайте, раз вы с таким вопросом обращаетесь, организуйте какое-нибудь общество любителей русского зыка, распространяйте его, изучайте его, и русский, и славянский язык.
- Батюшка, но мне кажется вопрос более серьезный. Помните, как Баба Яга говорит, русским духом пахнет в сказках. Нечистая сила, царство мертвых, а чувствует дух живой. Так вот, мне кажется, те, кто хотел слово "русский" убрать из сознания, прежде всего, они чувствуют. что слово "русский" связано с Пасхой, с Воскресением Христовым, с этим великим духом.
- Это-то понятно. Но если мы будем только об этом говорить, то опять у нас получится, кто-то в этом виноват. А мы как христиане должны брать всегда ответственность на себя. Раз это при нас происходит, мы должны этому противостоять. Мы сейчас говорим о том, что мы проиграли на этом поле. В частности, мы проиграли и поэтому, что дозволили этому слову присутствовать в нашем языке, что мы смирились. Хорошо. что сегодня находятся люди, которые нам об этом напоминают. Так , давайте, каждый на своем месте не будем употреблять это слово, оно умрет. Ведь слово живет тогда, когда оно живет в языке. И, вообще, язык очень консервативен, об этом помните. За тысячелетие сто слов новых входит в язык. Все, что сейчас проросло на этом поле, это все шелуха, она помрет. Давайте держаться за то, что корнями в вечность уходит. А то, что уходит корнями в вечность, надо искать на этом поле, на поле церковном, где есть славянский язык в высоких смыслах, где есть русский язык в высоких смыслах и в высокой культуре философской или в высокой литературе.
- Христос Воскресе! Батюшка, я один раз только была в вашем храме, когда у вас была иконочка кровоточащая, умягчение злых сердец на несколько дней принесена. И я видела у вас икону как будто по какому-то сну написано. Я не помню, как она называется, но я слышала и рассуждения на "Радонеже", но она не каноническая.
- Да, я понял о какой иконе. Да, ее сняли эту икону и, в частности, по моей инициативе ее сняли.
- Да, с иконами, конечно, сейчас творчество живое, как иконописец могу сказать, что могут быть и новые иконы явлены. А явлены они бывают иногда, как откровение некоторым иконописцам. То есть, это вс е живое. Но все должно проходить через опыт церковный.
- Через живой опыт, когда люди принимают или не принимают. Мы сейчас можем прославить кого угодно, положить мощи, а народ не будет поклоняться. Потому что всегда есть то живое чувство, которое нельзя вместить в какие-то рамки. И, конечно, бывают у нас и ошибки, это надо честно признать. Бывают ошибки. И хорошо, что мы можем их исправлять. Это очень важно. Греческое слово "амартия", которое переводится у нас, как грех, оно означает буквально не попадание в цель, или ошибка. То есть, грех в каком-то смысле является тоже ошибкой. Поэтому мы, совершая грехи, совершаем эти иногда фатальные ошибки, фатальные. Но эти фатальные ошибки, которые для язычника, действительно, были как фатум и рок, для нас они исправимы. И Святые отцы говорят, что нет греха неупрощенного, есть только грехи нераскаянные. И если у нас есть это сознание покаяния, а в чем оно заключается, это тоже интересно, греческое слово раскрывает нам смысл покаяния, это метаноя, то есть изменение ума, то есть, изменение своих представлений. Изменений в каком плане. В том смысле, что мы корректируем свое понимание, что мы расширяем и, значит, оно больше соответствует действительности. И тогда мы свою ограниченность, таким образом, снимаем. И, действительно, в церкви нужно соборно обсуждать. Должна быть установлена культура диалога.
- Обсуждение, понимание, осмысление того, что происходит. Батюшка нас просят помолиться. Понятие, которое пытаются убрать, это отдельная тема такой беседы. Потому что появились даже статьи, явно заказные, о том, что русского народа никогда не было, он формировался. А на самом-то деле, мы сейчас все видели, кто смотрел этот репортаж, как Благодатный Огонь сходит на Гроб Господень. Об этом писал еще игумен Даниил, первый посетивший, вернее, посещали до него паломники. Но он первый тогда поставил лампаду, король Болдуин с огромным уважением, кстати, отнесся к русскому игумену, и игумен Даниил, бывший дружинник, судя по всему, ..... поставил еще тогда в 11-м веке лампаду за всю русскую землю. То есть, тогда понимали, что это не отдельные племена и княжества, а вся единая русская земля. Ну, как же за тысячу лет это единство сохранилось, и как тут пытаются уничтожить это единство и понятие "русский народ" и русская земля".
- Пытаются скомпрометировать это до сих пор. Была такая скандальная статья, опубликованная в Интернете, доктора биологических наук, профессора Мичиганского университета Алексея Кондрашова, в которой он, в частности, сказал, что, ну, давайте, уже, в конце концов, снимем эту тему Благодатного Огня. Ну, выяснили, что это просто обман, что это фальсификация, что же вы все время об этом говорите, да еще по телевизору показываете.
- То есть, видя своими глазами и....
- Ну, вот, кто-то пустил такую утку, что это фальсификация. Хотя проводились по благословению священноначалия даже исследования, забыл фамилию этого ученого, потому что если бы мы эту тему поднимали, я бы возобновил бы. Сейчас не могу фамилию. Но, если кому-то нужно, я могу восстановить фамилию этого ученого, который по благословению священноначалия проводил там специальные исследования. И эти исследования приорные показывают, что все эти физические константы, они зашкаливают, они даже переваливают за какие-то параметры. Но потом, когда на глазах вдруг, вообще, это же не г де-то в кувукле, а вдруг у кого-то на глазах воспламеняется, ну, как это. Значит, глазам своим должны не верить. Или, когда один захотел повторить опыт, помыться огнем, свечи зажег, обжегся.
- А мы все видим на репортаже, как по лицу, по бороде и ... двумя пучками, огромное пламя, люди по лицу водят, никто не обжигается.
- Ну, знаете, это же ведь, щупают люди, и тоже не хотят верить. Кстати говоря, этот ученый, потом поговорим, у нас вопрос.
- Говорите, вы в эфире, мы слушаем вас.
- Здравствуйте многоуважаемый отец Владимир и Виктор Александрович. С Великим вас праздником. В старину его называли Святозар День. Я хотела к этой теме, которую вы затронули о русских, русском языке, дополнить. Дело в том, что великий русский композитор Георгий Василевич Свиридов высказывался так, что россиянином может быть каждый папуас, а вот я - русский, и я этим горжусь. Спасибо.
- Замечательно, благодарим вас. Вообще, если собрать все слова о русском народе. Например, Александр Васильевич Суворов: "Мы русские, с нами Бог", "Мы - русские, какой восторг". Это же слова Александра Васильевича Суворова, который, кстати, любил всех - французов, необыкновенное широкое милостивое сердце было. А мы - русские, какой восторг, это совпадает со словами Святого праведного Иоанна Кронштадтского.
- Но дело в том, что вообще русскому менталитету свойственно особое отношение к слову. Русская культура, даже возьмите музыкальную русскую культуру. Казалось бы, ну, музыка, она настолько отдалена от языка, она как бы такой международный язык воспринимается. Тем не менее, ведь важно самосознание русских композиторов. Так вот, русские композиторы писали, даже те, кто писал инструментальную музыку. Глинка, например, говорил, что я не могу писать инструментальную музыку, если у меня нет четкой идеи, если передо мной нет ясного плана. А Мусоргский говорил, что я хочу музыкой выражать речь. То есть, он п исал такую музыку, чтобы она как бы все акценты речевые сохраняла. И поэтому он создал особы й стиль. Также точно и Даргомыжский ставил себе такую задачу. И как только мы встречаем менталитет в нашей русской музыкальной культуре озападненной, там совершенно другие задачи ставятся. Так надо уже текст подбирать к музыке. Не музыкой выражать тек ст, а текст подбирать к музыке.
- Еще одни звонок, мы слушаем вас, говорите, пожалуйста.
- Здравствуйте, Христос Воскресе! Это Раб Божий Вадим вам дозвонился. Я недавно прочел одну цитату из царя-мученика Николая, она меня очень тронула, как раз по поводу русского языка. Он так сказал: "русский язык так богат, что позволяет во всех случаях заменить иностранные выражения русскими. Ни одно слово неславянского происхождения не должно было бы уродовать нашего языка." Это наш царь сказал. Может быть, эти слова можно было бы повесить как лозунг в нашей борьбе за язык.
- Вы знаете, даже можно глубже эту тему копнуть. Сегодня есть исследователи, которые занимаются специальными сравнительными исследования русского и иностранного языков. Это филологи, настоящие ученые. Они, правда, гонимые в самой этой филологии. Но, тем не менее, они очень убедительно доказывают. А как доказывают. Вы знаете, ведь о слове можно судить о том, корневое оно в языке или заимствованное по количеству значений, сопряженных значений. Так вот, есть такой ученый наш Александра Драгункин. Он говорит, что русский язык, это первичный язык, от него заимствованы иностранные слова. Вот, он приводит ,в частности, такой пример. К нам пришло с Запада такое иностранное слово "флот". Иностранное, не было у нас такого слова. Филологические законы позволяют "Ф" на "п" заменить. Это просто те же самые буквы, только одна озвученная, произносящаяся в одном и том же месте, а другая неозвученная. Получается "плот". А "плот" происходит от смысла "плыть". И от него очень много смыслов произнесено. А в английском языке это единственное слово.
- Это, вообще, тема очень интересная. Почему? Потому что не случайно русский язык очень близок к санскриту. То есть, к языку ариев, которые пришли в Индию. Второй наиболее близкий, тоже родственный - балтскй язык, литовский. Но два языка, которые говорят о том, что здесь был корень, то есть, прародина ариев. Здесь, на этой земле живет народ тысячу лет.
- Но это еще требует своего исследования. Когда язык он очень консервативный содержащий. Он является определенным доказательством. Раз на протяжении тысячелетий эти смыслы хранятся. Но когда еще топонимы подключается, когда археология, когда мифология, и все это вместе совпадает, т о тут трудно что- либо возразить. Но это еще требует своих исследований. Почему-то у нас все эти темы гасят. А то очень важно для самосознания русского человека. Вот, у нас был такой председатель Академии наук, адмирал Шишков, он тоже занимался славянским корнесловием. Вот он очень интересные вещи раскрывал. Пришло к нам такое слово "гардероб", французское слово. Он говорит не французское это слово, а русское. То есть мы с помощью русского языка можем понимать иностранный язык. Если мы владеем корнесловием. Драгункин даже составил определенную систему изучения иностранных языков с помощью русского языка. Кто-то может найти в интернете, кто интересуется. Так вот, слово "гардероб", оказывается, оно русское. Гарде - гвардия, происходит от слова города, городить, ограждать. То есть, ограда - это охранение. Гарде - это город. А роб - это роба, одежда. Слово "рубаха" происходит от того же корня - подрубать. То есть, гардероб - это хранилище одежды. Мы с помощью русского языка можем понять смысл этого слова, причем понять его даже лучше, чем его понимают иностранцы.
- Кстати, интересно, когда французы не знали, что это за книга священная, на которой происходила всегда клятва при короновании французских королей. А государь-император Петр Великий раскрыл Римское Евангелие и стал читать на церковно-славянском. Потому что это Евангелие было привезено Анной Ярославной, королевой французской во Францию. У нас звонок, батюшка. Говорите, мы слушаем вас.
- Здравствуйте, Христос Воскресе! Во время трансляции церемонии снисхождения Благодатного Огня, комментировал некто Наумкин это явление и протоиерей Георгий Климов. И вот этот Наумкин сказал, что Благодатный Огонь не являет явным образом в храме. Никаких молний в храме Гроба Господня нет. И протоиерей Георгий Климов с ним согласился. Вы это как можете прокомментировать.
- Если они там присутствовали, может быть, они этого не видели. Но дело в том, что есть же видеосъемка.
- Это как сияние, вспышки.
- Такие вспышки идут. И потом, дело в том, что Благодатный Огонь сходил же не только в храме. Мы знаем прецедент, когда он снизошел вначале за пределами храма.
- Когда православных не пускали.
- Да, когда православных не пускали. Он снизошел и даже колонну разбил. И такой артефакт до сих пор существует. Дело в том, что, понимаете, тут надо этот вопрос просто к нему серьезно подойти: собрать все материалы. Я не знаю, с чем связан такой комментарий, я его не слушал. Возможно, что он был какой-то контекстный, это надо просто послушать.
- Те, кто увидит десять лет, все-таки Якунин, Фонд Андрея Первозванного, молодец. Потому что пришло в голову когда-то показывать схождение Благодатного Огня всем, кто желает это увидеть и не может попасть на Святую Землю. И мы десять лет уже наблюдаем, как сходит Благодатный Огонь, видим это великое чудо, испытываем такую же радость. И в каждый из наших храмов московских Благодатный Огонь привозят в Москве в храм Христа Спасителя, а потом привозят в наши храмы. Мы зажигаем свечи, зажигаем лампады, и потом в светильничках даже многие домой умудряются донести Благодатный Огонь.
- С другой стороны, я слушал комментарий одного корреспондента радио, который непосредственно находился там, в храме, во время снисхождения Огня. Причем, долг Огонь не снисходил. Он, как раз, комментируя, сказал, что видит эти всполохи.
- Я могу много об этом рассказать интересных историй о том, как вначале вспышки появляются, сполохи люди видят. А потом Благодатный Огонь незримо сходит. У нас еще звонок, батюшка, говорите.
- Христос Воскресе! Я хочу обратиться к вам. Я болящая Зоя на костылях. Мало ходила во время поста. Я хотела бы в Светлую седмицу причаститься в храме. Как подготовиться?
- В эту Светлую седмицу читают пасхальный канон. Если хотите, еще молитву ко Святому причащению. Но пасхальный канон, этого будет достаточно. Читайте пасхальный канон. Можете несколько раз его прочесть. Не читайте обычные каноны.
- Покаянные. Потому что не время. Время радости. Батюшка, и я хотел бы поздравить наших коллег. Надеюсь, что главный редактор журнала "Православная беседа" будет в ближайшее время в эфире радиостанции "Радонеж". "Православной беседе" 20 лет исполнилось. Вышел пасхальный номер, удивительно красивый. А в этом номере они поздравляют"Радонеж" с 20-летием.Так что, мы друг друга поздравляем. 20 лет последние пролетели очень быстро. Валентин Лебедев об этом говорит, и мы тоже можем засвидетельствовать, что вроде бы 20 лет, казалось, бы время значительное. На самом деле, они пролетели, как мгновения. В этом номере у радио "Радонеж" небольшой рассказ и очень интересное интервью с Павлом Рыженко, замечательным русским художником, тоже автором передачи на радио "Радонеж". У нас еще один звонок, мы слушаем вас.
- Христос Воскресе. Наталья. Я хочу вам, батюшка, напомнить, я о Радонеце хочу спросить и о Благодатном Огне сказать. Дело в том, что этот ученый сказал, что он когда замерял, это документально, я записала на видео, что его приборы показали тысячекратные какие-то размеры молнии. Но молнии-то, говорит, при этом не было. Вот и все. Потом в этот репортаж почему-то не было всполохов. Я видела всполохи. Я находилась в храме Елены и Константина в прошлом году. Пять раз, и греки после каждых всполохов я кричать начала, потому что я думала, что это все-таки вспышки фотоаппаратов, такая неверующая Фома по телевизору. И они кричали: фос, фос, поднимали пучки просто синхронно. потом я выходила, там большой экран, звон колокола и заиграл крест, через который, видимо, и шел огонь на куполе Гроба Господня. А потом первый же пучок принесли из левой стороны кувукли греческой. И я умывалась и успела перевернуть видео. И вот, я умываюсь. И в эту субботу я попросила Господа, упала на колени, стала просить, потому что у меня четыре свечечки осталось, чтобы он явил мне чудо дома. И я прибежала в храм, все видели, как я рыдала. Ни волосы не загорелись. От простой свечки потом запах волос пошел, я поняла, что, типа того, экспериментировала. А в Горнем монастыре, причастившись матушка Георгия пошли тоже по молитвам меня Господь привел. Меня матушка оставила с одной девочкой в келье старинной. И потом, знаете, батюшка, катали монахиню яйца на могилках, в частности, Вероники и Варвары. И они как-то интересно катали, я так и не научилась, мне неловко было спрашивать, что это за обряд. с кажите пожалуйста.
- Я ничего по этому поводу не знаю, ничего не могу сказать. Может кто-то из радиослушателей поможет нам. Спасибо вас за такую информацию. Действительно, это такая значительная лепта, и живой рассказ живого свидетеля, он очень важен. Я, к сожалению, не был ни разу на схождении Благодатного Огня. Хотя однажды комментировал это событие на радио Россия. Но, я думаю, что все равно мы духовно мы все равно к этим событиям приобщаемся.
- А я, дорогие братья и сестры, рассажу потом одно чудо. Вернее два чуда были явлены одновременно прихожанам храма Святого Благоверного князя Александра Невского в Новосибирске лет десять назад. Связаны эти чудеса и с Благодатным Огнем и с царем-мучеником Николаем Александровичем. Священник, который был, ваш тезка, отец Владимир рассказывал об этом. Мы его записал тогда в Новосибирске, на радио "Радонеж" звучал рассказ. Так что много очень чудес, связанных с Благодатным Огнем, и впечатления удивительные. Просили повторить, 8 903-151-61-14. Это телефон паломнической службы "Радонеж", по которому записывают на поездку к чудотворным иконам Матери Божьей, 30 апреля состоится. И я вам расскажу о необыкновенной иконе, смогу ее показать. Икона ,явленная на камне, Живоносный источник, в 18-м году. Вообще, чудес, батюшка, у нас на русской земле..
- Чудеса изобилуют. Мы просто к ним привыкли. Дело в том, что в жизни каждого верующего человека такие чудеса имеются. К ним приобщаются. Они изнури его. Главное свидетельства, это внутренние свидетельства. Но мы сегодня, действительно, немножко неверующими людьми стали. Почему? Потому что это как раз вопрос менталитета. Это вопрос языка, которым мы пользуемся, на котором мы учимся. Мы пользуемся научным зыком, которому нас обучают еще с детского сада и школы, мы усваиваем и научные мировоззрения. А стало быть, и усваиваем само критическое сомнение, сам метод, так сказать, такого рассуждения. Но надо сказать, что и научно-то мышление, оно всегда основано на вере. Курт Гёдель в 1931 году доказал теорему, в которой показал, что доказательство любое, оно, если мы что-то позитивное хотим доказать в какой-то системе, мы должны из другой системы привлечь какое-то знание в качестве аксиомы. То есть, мы принимаем его на веру. Поэтому любое научное доказательство основано на вере. Также как и вообще вся наука основана на определенных аксиомах. Ну, например, есть такая аксиома, как, что мир существует объективно. Доказать это невозможно ни теоретически, не экспериментально. Значит, человек, который вступает в науку, он должен это принять на веру. Это условие того, чтобы он был в ореоле науки. Не все так просто, как кажется. И поэтому мы должны понять некоторые изъяны нашего мировоззрения и этого научного языка, которому мы обучены. Но это особый разговор.
- МЫ слушаем вас, говорите, пожалуйста. Батюшки, у меня нет никакого вопроса. У меня одна радость на душе, хочу поделиться. Христос Воскресе! Я так рад. Я рад, что есть вы, что есть такая передача "Радонеж". Мне так хорошо. Я не знаю, как вех обнять, поделиться радостью.
- Спасибо вам за такой эмоциональный отзыв. Тем более, у нас завтра 20-летие. Не просто мы так, знаете, колеблем воздух. А, действительно, наверное, что-то сеем. За 20 лет посеяно, и что-то всходит. И большей радости нет для того, кто сеет, пожать стократ урожай свой.
- И у нас, и у "православной беседы" как-то так совпало в апреле 91-го года вышел первый номер журнала, вышли первые передачи радио "Радонеж". Благодарим вас за теплые слова дорого слушателя. И тоже хотели бы всех наших слушателей обнять.
- Радостью друг друга обымем, так поется в наших песнопениях. И, действительно, этой радостью можно только поделиться, объяв всех своим сердцем, своим переживанием, этой пасхальной радостью. А эта радость состоит в чем, да в том, что мы существа вечные, что мы сыны Божии. У нас другое предназначение. Мы будем жить вечно. И это главное, что мы должны понять в жизни. И не просто понять, а начать здесь на земле это осуществлять. Мы здесь, находясь на земле, находимся как бы в утробе рождения в вечную жизнь. Древние люди, когда человек умирал, они его клали в позе младенца в землю. Как бы они клали его для того, чтобы он родился. То есть, у них самосознание было такое. Так вот, мы здесь на земле находимся в этой утробе созревания для вечности. И очень важно, чтобы в этой утробе мы были соединены пуповиной с небом. Не просто с землей, не просто с земной матерью, а с небом. Вот эту пуповину человек может получить через церковь. И это словесная, молитвенная пуповина, через которую поступает благодать, и которая дает возможность нам развиваться, развивать свою душу, преобразовывать ее. Потому что в этом смысл человеческой жизни. И в воскресение в тело должна участвовать преображенная душа, измененная, душа покаявшаяся. Вот, святые отцы говорят, что в молитве должны быть два качества - это покаяние и смирение. Если нет этих качеств, это, в общем, не молитва. И еще внимание. А что значит внимание. Человек так создан, что вокруг него растет то, на что он обращает внимание. То есть, его внимание - это сосредоточенность, это поток энергии, который он на объект своего внимания направляет. Поэтому, если наша молитва не сосредоточена и невнимательна, это говорит о том, что сосредоточены мы на другом. Что нам любо и дорого что-то другое. Мы гуляем по миру, мы пока еще привязаны к нему. И вот, молитва нас приучает привязаться к совершенно другому, родить в себе эту пуповину, связывающую нас с Небом и вводящую нас через эти благодатные соки в вечную благодатную жизнь.
- В эти дни, мне кажется, батюшка, все со мной согласятся, даже человек, заходящий в храм случайно, может еще не воцерковленный, видно по лицам, он ощущает эту жизнь вечную и ощущает истину о Воскресении Христовом.
- Это как раз говорим о чем. Человек познает эту истину Благодатью Божьей, ничем другим. Ни какими-то уроками и схемами, а той Благодатью, которая приходит в сердце и обновляет его.
- Мы завершаем нашу передачу, благодарим отца Владимира, дорогие братья и сестры, еще раз поздравляем вас с Великим праздником - Светлым Христовым Воскресением.
Добавить комментарий