Перейти к основному содержанию

03:07 29.03.2024

Может ли молитва за человека обратить его от греха к Богу?

26.12.2017 11:33:32

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/12/09/21-00.html

о. Дмитрий: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром вновь с вами в прямом эфире радио «Радонеж». У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

о. Александр: - Добрый вечер, дорогие слушатели. Отец Дмитрий, Господь сказал: «Все, что вы просите с верою, получите». Я, человек верующий, просил и молился несколько дней и ночей, не переставая. Почти обезнадежен, поверив и доверившись Богу, что все изменится. И даже дал много обетов, думаю, Ему угодных. Но не получил просимое. Почему?

о. Дмитрий: - Я с большой уверенностью не могу сказать, почему, так как я не Господь Бог. Но судя по Вашим словам, мой опыт подсказывает вот что. В Вашем вопросе сквозит самонадеянность. И, несмотря на то, что Вы молились Богу, главная энергия Вашего прошения - в Вашей самоуверенности. В силу того, что Бог гордым противится, Он, даже если бы хотел Вам помочь, не смог бы. Потому что только смиренным дает благодать. А благодать уже совершает то, что для человека удобоспасительно.

о. Александр: - Батюшка, а если гордому человеку дать благодать Божию -  вытеснит ли она гордость?

о. Дмитрий: -  Нет. Это не механический процесс. И потом, видно, что человек малограмотный. Христос, прежде, чем выйти на Свое служение, 40 дней постился и молился. Что такое постился по-старинному? Это значит ничего не есть. А тут несколько дней помолился человек и заявляет, как о своем подвиге. Поэтому нужно начинать с терпения, пока терпения в себе не выработаешь, и пока не будет проблесков смирения -  ничего не выйдет.

о. Александр: -  Даже если Богу угодно то, что человек просит…

о. Дмитрий: -  Конечно! Потому что главное для Бога, чтобы каждого спасти -  научить его смирению. Это самое важное, чему мы должны научиться в течение нашей жизни.

Тел. звонок: - Добрый день, батюшки. У меня вопрос: можно ли подавать записочки на Литургию, например, за людей, которые считают, что Бог один?  Они ездят на семинары по йоге, слушают мантры, но и по святым местам тоже ездят, они люди крещеные. Как быть?

о. Дмитрий: -  Вы записочки подаете с какой целью?

Тел. звонок: - За их здравие.

о. Дмитрий: -  А зачем им нужно это здравие? Немного непонятна Ваша мотивация.

Тел. звонок: - У меня племянница, она венчалась, но увлечена  йогой.

о. Дмитрий: -  Да это понятно. Но что значит -  можно ли подавать записки? Проверять же никто не будет. Просто этот человек далек от христианства. Поэтому подали Вы записочку или не подали... Есть замечательная русская поговорка: «как мертвому припарки». Покойника можно всякими припарками обложить, а он от этого не воскреснет. Также и Ваша племянница. Она не христианка.

о. Александр: -  Может ли молитва за человека обратить его от греха к Богу?

о. Дмитрий: -  Молитва вообще ничего не может. Это только сумасшедшие говорят, что молитва что-то совершила, обратила... Нет! Все чудеса творит исключительно Сам Бог Своею благодатью. Иногда в обиходе мы говорим: вот преподобный Серафим спас. Но святой не творит чудес. Чудеса творит только благодать Божия и Сам Господь по молитвам святых угодников. Только так.

о. Александр: -  Есть такое выражение: «молитва матери со дна моря достанет».

о. Дмитрий: -  Но это же образное выражение! Мать-то сама  молится Богу или Богородице. И не молитва же достала, а Господь сотворил чудо.

о. Александр: -  То - есть по вере одного человека Он может спасти другого.

о. Дмитрий: -  Конечно!

о. Александр: -  Подскажите, как научиться радоваться поношению?

о. Дмитрий: -  Нужно день, который прошёл без поношения, считать безвозвратно утерянным. И просить у Бога, чтобы поношения происходили каждый день. Чтобы день начинался поношением, им продолжался и ещё перед сном получить - тогда научишься.

о. Александр: -  Но без смирения тут не потерпишь?

о. Дмитрий: - Сперва  трудно будет даваться, а потом, когда человек почувствует, что он избавляется от тщеславия -  то душа его начнет окрыляться. Этот способ радикально избавляет от тщеславия.

о. Александр: -  А полезно ли человеку просить трудностей в жизни, их ведь и так хватает? Или это будет уже самонадеянность?

о. Дмитрий: -  Меня спросили -  я ответил. Каждый все равно решает сам. Мы говорили об абстрактном человеке. Вот Иоанн Лествичник заповедал нам идти таким средним путем.

о. Александр: -  Подскажите, как научиться останавливать мысли, чтобы была тишина и в душе, и в голове?

о. Дмитрий: -  Мысль останавливается обращением к Богу. Самая распространенная для этого молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. И ум вперяешь в слова молитвы, тогда все посторонние мысли отходят. Тоже с трудом, но если усердствовать, то обязательно результат будет.

о. Александр: -  Как приобретается страх Божий?

о. Дмитрий: -  Многим... Например, размышлением над Священным Писанием. Памятью смертной.

о. Александр: -  А размышления о Писании, если человек не очень сведущ в церковной жизни, не повредят ему?

о. Дмитрий: -  Если человек не сведущ в церковной жизни, то он уже поврежден. И я даже не представляю, как ему ещё можно повредить.

о. Александр: -  Люди нередко цитируют Священное Писание совсем не к месту.

о. Дмитрий: -  Невпопад, да. Особенно наши братья -  журналисты: слышали звон и не знают, где он. А апломб вообще всё заслоняет.

о. Александр: - Но это часто главное в журналистике.

о. Дмитрий: -  Не знаю, я считал, что главное что-то другое.

о. Александр: -  Могу ли я в знак протеста против абортов призывать православных не выходить на работу? Кроме тех, от которых зависит жизнь и безопасность людей?

о. Дмитрий: -  Каждый человек в нашем государстве совершенно свободен. И может призывать к чему угодно, хоть к поеданию спичечных головок. Никто ни в чем не может ему препятствовать. Особенно если это одиночный пикет. Но всегда смысл в том, чтобы был какой-то результат. Помнится, была группа людей во главе с отцом Георгием Докукиным. Они ходили вокруг бассейна «Москва». Лично я относился к этому довольно скептически. Потому что привык жить в нашей стране и не ждал, что таким образом можно что-то изменить.

о. Александр: -  Казалось бы, что может изменить эта небольшая группа людей?

о. Дмитрий: -  Но в этом процессе участвовало много известных людей: Владимир Солоухин, Никита Сергеевич Михалков... Много больших людей. Даже кто-то из космонавтов. Главное решение принял Юрий Михайлович Лужков. Но все равно эта группа людей внесла свою лепту.

о. Александр: -  Вопрос пришел. Меня мучает нестерпимая жалость к бездомным животным. Как с ней справиться - всех же не возьмешь к себе!

о. Дмитрий: -  Всех не возьмешь, а штук 90 можно. Построить специальный дом в Сибири, на пустых просторах….

о. Александр: -  А  посвятить жизнь таким животным - это нормально?

о. Дмитрий: -  Так мало кто делает. Но если боль нестерпимая, то зачем мучиться?

о. Александр: -  Мучиться-то придется: ведь их будет все больше и больше...

о. Дмитрий: -  Писание говорит нам, что если ты идешь на войну (а в нашем случае это борьба со злом), то подсчитай свой ресурс.

о. Александр: -  Наш владыка переводит батюшку на новое место. Он с нами с основания прихода, нам очень нравится, и мы не хотим, чтобы он от нас ушел. Как думаете, правильно ли будет, если мы обратимся к владыке с просьбой оставить батюшку?

о. Дмитрий: -  Почему же? Все, что в церкви происходит - наше дело. И в этом ничего плохого нет. Надо тоже понимать, что архиерей хочет, чтобы не только один приход у него процветал,  чтобы этого батюшку использовать как семя, которое и дальше будет распространять свое благотворное влияние. Возникнет еще община.

о. Александр: -  Каждый хочет оставить себе то, к чему привык.

о. Дмитрий: -  Но если думать только о себе, то это немного не по-христиански получается. Когда будем умирать, мы же оставим и батюшку, и приход - об этом мы не думаем? Надо делать не то, что хочется, а то, что Бог велит.

о. Александр: -  Бог призывает к смирению.

о. Дмитрий: -  Именно.

о. Александр: -  Насколько вредно для мальчика, если у него и в школе, и в секциях, куда он ходит, все преподаватели  -  женщины?

о. Дмитрий: -  Это зависит от мальчика и от того, какую роль папа играет в его семье. А так женское воспитание для мальчика не очень полезно.  Все должно быть гармонично. Но у нас в стране с мальчиками большая проблема. Они стали как девочки. И потом действительно школа, церковь – это, в основном, женщины...

о. Александр: -  То - есть пример не с кого брать?

о. Дмитрий: -  Да есть с кого! Но все же сами мужчины меняются, в них вырождаются ипостасные свойства. Бог создал мужчину как мужа. А современные мужчины на предложение «давай поженимся» отвечают: «я не готов».

о. Александр: -  А раньше каждого мальчика готовили быть воином.

о. Дмитрий: -  Это намного раньше. А так не только воином. Учителя, врачи, пекари, пахари, рыбаки, охотники - всё были мужские специальности. У женщин главная специальность была кормилица, воспитательница, хозяйка. А современные мужчины часто ничего не умеют.

о. Александр: -  А это женщины вытеснили или мужчины отдали?

о. Дмитрий: -  Нет. Начиная с 17-го года, нашим коммунистическим правительством были искусственно созданы предпосылки к этому. И кроме этого происходил  массовый геноцид - мужчин уничтожали. Крестьян, офицеров, коммерсантов, инженеров - все сословия. Уже не говорю о духовенстве. Народ сейчас ничего не понимает в религии,  потому что уничтожили всех священников. Настолько это глубоко, что если современному человеку рассказывать о Боге, то он смотрит так, будто он упал с  дерева -  ни одного слова не понимает. Как достучаться? Христос, когда пришел для проповеди Евангелия, то пришел к народу иудейскому, который полторы тысячи лет готовился, изучал заповеди Божии, ходил в храм, пел Псалтирь, всё, чтобы подготовиться к пришествию Христа-Спасителя. И то Господь лишь около пятисот человек нашел в Израиле, которые стали Его учениками. А современные люди не понимают вообще ничего.

о. Александр: -  То -  есть, в современном человеке что-то умерло, что воспринимало Бога?

о. Дмитрий: -  Лучше сказать: отмерло.

о. Александр: -  И что человек понимает Бога сердцем и умом - а теперь это не так?

о. Дмитрий: -  Дам пример. В китайском языке нет иероглифа, который обозначает «личность». Попробуй китайцу объясни, что Иисус Христос есть второе лицо Святой Троицы. Понятия нет! А что китаец? И советский человек не понимал ничего.

о. Александр: -  Выходит, что понятие утеряно?

о. Дмитрий: -  Да, выпали из контекста христианской культуры. Абсолютные дикари.

о. Александр: -  Но когда-то дикари сумели воспринять слово Божие?

о. Дмитрий: -  Но не все, да и было это очень сложно. Я недавно прочёл про одну китаянку. Таких людей в Китае я видел. Они помоечники: ездят с деревянными ящиками на железных колесиках. И мусор возят - собирают в контейнеры. И вот одна женщина по имени Лю  на  этой  помойке то и дело находила детей. Потому что китаянки ничем не отличаются от наших русских, у них никогда  не было Христа в сердце, как и у наших советских девушек. И они выбрасывали младенцев в помойку. А эта Лю находила их, мыла, выкармливала и выращивала. И за свою жизнь она поставила на ножки 30 детей. В этой одинокой Лю любви было больше, чем во всех тех, кто её окружал. Потому что каждый человек по природе своей христианин.

Нас всех создал Христос. И в некоторых людях есть это природное христианство. Его можно пробудить. Но так как современный человек живет в наушниках, не слышит пения птиц, находится в закрытой атмосфере звуков, понятий, живет в искусственном мире  - слово Божие к нему не проникает. Поэтому человек проходит мимо и орущего младенца, и скулящего щенка. И эта жестокость говорит об омертвении сердца. Человек не согласен делать себе неудобно. Он  безжалостен. А христианин не может быть безжалостным, потому что жалеть  - значит, любить. Эту  китаянку никто не заставлял, она не создавала фондов, не просила денег, а зарабатывала сама, хоть и немного (людей этой профессии я видел в Китае, они небогаты). Тем не менее, и от малых щедрот можно сделать хорошее. Пишут, что она умерла, так там ангелы уже понесли ее на лоно Авраамово... Дай Бог, чтобы у меня была парочка таких людей на приходе. Я бы как пастырь считал, что свою миссию я выполнил. У меня были такие, умерли, к сожалению.

о. Александр: -  Вот одному Господь дал такое сердце, а другому жестокое. Или это не Бог дал?

о. Дмитрий: - Конечно, нет. Как солнце - это всем Бог дал. И дождик всем. А вот на что человек откликнется... Расскажу еще одну притчу. Один мой друг в молодости работал иллюстратором в одном милицейском журнале. Однажды ему предложили немецкую овчарку, сказав, что, сколько ее ни били -  а она все равно добрая. И она оказалась совсем инвалидом. Так он ее вылечил и еще 10лет  собака с ним прожила. Я ее помню - замечательная была собака. И вот смотрите, специально выведенная порода собак, серьезная -  а животное доброе! Так же и люди. Человек же сам выбирает, бандитом ли быть, или на гармошке играть!

о. Александр: -  То есть, каждый сам ставит себе цель и идет к ней.

о. Дмитрий: -  Да, или не ставит -  и плывет по течению.

о. Александр: -  Последнее время часто слышишь фразу: «Ну, как так можно?» Неужели это возможно в людях? И оказывается, что да.

о. Дмитрий: Обычно за два вопроса я могу показать человеку, что он делал вещи гораздо хуже. Просто своё  - это своё. А поганый дух осуждения забивает человеку ноздри.

о. Александр: -  Вот еще вопрос. Апостол Павел палатки шил, сам Христос строгал столы и табуретки, а наш русский священник почему не работает, не добывает себе на пропитание?

о. Дмитрий: -  Это не так. Большинство работает. Правда денег никто не платит. Так что это гнусная клевета. А помимо этого я бетон месил, сколько народу бесплатно крестил и отпел, а сколько потратил бензина, на свои гроши купленного!  А сколько интервью   дал бесплатно! Я хоть имею пенсию, автомобиль. А большинство русских священников живут на такие деньги, на которые с семьей жить нельзя. Я многих священников знаю, которые живут от Москвы за сто километров. Так им приходится и коров держать, и кур. Иначе не прокормишься! И так всегда было. Русский священник не получает жалованья, как в Европе. Я вот нечасто, но раз в году бываю в Большом театре. И ни разу не видел, чтобы там, в кассе кто-то возмущался, что дорого. Но что театр может предложить против всенощной на Введение? А ремонт храма? Да нет, это люди, которые вообще ничего не понимают.

о. Александр: -  Прослушивание духовных песнопений может ли помочь в укреплении веры?

о. Дмитрий: -  Может. Потому что там текст высочайшей поэзии. Там богооткровенные истины, до которых сам человек додуматься не может.

о. Александр: -  Грех ли гневаться на самого себя, когда делаешь что-то неуклюже или неосторожно?

о. Дмитрий: -  Если этим самоедством не увлекаться, то в этом греха нет. А если это выражается в каком-то пунктике -  то это уже в сторону психиатрии.

о. Александр: -  То есть постоянное копание в себе опасно?

о. Дмитрий: -  В одном патерике был описан случай. Один монах часто повторял фразу: «ох, я окаянный». Однажды он пришел в трапезную -  а игумен его спросил, как он туда попал, потому что там одни святые отцы, и окаянным там не место. И тот сразу выздоровел. Потому что неприлично вести себя так в монастыре. Все грамотные и знают про окаянство. И незачем этот театр одного актера устраивать.

о. Александр: -  Порой человеку хочется что-то в себе найти...

о. Дмитрий: -  Тут главное - мотив. Всё главное в мотивации. Что является движущей силой твоих поисков?

о. Александр: -  После венчания супруги становятся одной плотью - как это понять? И как поступки одного влияют на другого в духовном плане?

о. Дмитрий: -  Влияют. Потому что когда люди живут одной жизнью, у них есть общие интересы, они заботятся об одних и тех же вещах, и они понемногу начинают смотреть на одни вещи одинаково. И кто-то из супругов более сильная личность, а второй вынужден позицию свою постепенно менять.

о. Александр: -  Получается, что это подавление одного другим?

о. Дмитрий: -  Это не подавление... У нас за храмом растет дуб. А за оградой тополь. Дубу нашему 27 лет. Уже большой. А тополю на вид лет 80. И, несмотря на то, что ветви ему уже подрезали, он крупный, мощный. И тополь склоняет этот дуб, которому приходится отклоняться к северу, чтобы расти. Но я точно знаю, что пройдет некоторое время, дуб выпрямится, а тополь погибнет, потому что дуб более долговечный.

о. Александр: -  Я молилась за своих врагов, и вот они умерли, и я больше не хочу за них просить Бога, пусть Он сам решает.

о. Дмитрий: -  А Господь давно уже всё решил. Не хотите молиться -  не молитесь. Есть заповедь любить врагов, но пока они живы. А когда помер -  то упокой, Господи, душу раба Твоего.

о. Александр: -  А если человек молится, а молитва не приносит успокоения душе?

о. Дмитрий: -  А мы не знаем, что было бы, если бы он не молился. Человек часто это не учитывает. Что может он и пережил это многолетнее стояние только благодаря тому, что молился. Жизнь нельзя прожить дважды, чтобы взвесить и оценить. Но, к сожалению, у большинства людей механическое отношение к молитве как к мантре. А ведь это обращение живой души к живому Богу! А то всё: можно - нельзя...

о. Александр: -  А вот Вы, батюшка, часто говорите о мотивах поступков. Просто у людей к молитве мотив другой. Не поиск Бога, не приближение к Нему, а желание получить что-то с помощью некоторых действий. Но это не имеет отношения к христианству, оно даже и противоположно христианству.

о. Александр: -  Почему святой Филарет Милостивый раздавал имущество в ущерб жене и детям? Разве забота о близких - не обязанность каждого человека? Богоугодно ли так поступать?

о. Дмитрий: -  Это богоугодно, но не для всех. У святых немножко другая жизнь. Им открыты гораздо более широкие горизонты. Ни его дети, ни его супруга не нуждались ни в одежде, ни в пище. Потому что Господь к Филарету был близок. И его щедрость зиждилась на очень скорой помощи Божией ему. У него был своего рода договор с Богом. Он шёл и давал тогда, когда Господь его об этом просил. Жена серчала, но не уходила же от него! А ему и это было надо, чтобы  было в плане Божием. Чтобы не возноситься. Русский народ говорит «не делай добра -  не получишь зла». Господь так попускает, чтобы человек не возгордился. А ведь делаешь добро, а часто получаешь неприятности от того, кому сделал добро. Я за свою жизнь столько раз был предаваем, что сбился со счета. А ведь это людьми, от которых можно было бы рассчитывать на благодарность, по крайней мере.

Тел. звонок: - Батюшки, добрый день. Вопрос по Евангелию от Матфея (гл. 4, 19). Там Спаситель впервые встречает апостолов Симона и Андрея, и говорит им: «Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков». Меня несколько смущает словосочетание «ловцами человеков», потому что в настоящее время всё, что связано с уловлением имеет отрицательный смысл. Так как относиться к этой формулировке?

о. Дмитрий: -  Это зависит от того, какие Вы читали книги последние 30лет. Я читал такие книги, где «ловец человеков» имеет самое положительное значение,   и  меня это нисколько не смущает. А недавно папа Римский Франциск решил новый перевод одобрить, чтобы искушений не было. А мне это кажется нормальным, я не считаю, что перевод Филарета Московского нуждается в каких-то дополнениях. Хотя я понимаю, что современный человек в совершенно другой культуре. Вот, например, Вы хотите объяснить мальчику 13-ти лет, как два брата ловили рыбу, а Господь их позвал за Собой? Так вот, адаптируйте этот эпизод под человека, иначе он не сможет понять ничего. Вероятно, в той культуре, где Вы находитесь, этого ничего нет. Не думаю, что нужно делать новый перевод, тогда как нас, христиан, все устраивает, все объяснимо, толковалось тысячи раз.

о. Александр: -  И все равно люди в тексте находят, к чему придраться.

о. Дмитрий: -  Да, находят смоковницу засушенную.

о. Александр: -  Объясните, почему спастись так сложно? Ведь даже праведник едва спасается.

о. Дмитрий: -  Да на самом деле несложно. Трудно, но просто! Не судите -  не судимы будете. Каким судом судите, таким будут судить и вас. И научитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем есть. Вот оно и всё спасение. Указание, что учиться надо у Христа. А чему? Вот этому. Все предельно просто.

о. Александр: -  А вот тут как раз человек спотыкается и говорит, что не получается.

о. Дмитрий: -  Естественно. Все равно у всех присутствует синдром отличника. В школе была задача - получить пять. Я первый. А кто у нас лучше всех? А у кого премия? И все рассчитано на это. То - есть воспитание антихристианское. Просто вопреки всему.  А если кто из детей к этому не стремится, так его высмеивают, подтрунивают. Хотя с точки зрения христианства, это самый нормальный человек.

о. Александр: -  Праведник едва спасается. Настолько трудно исполнить это?

о. Дмитрий: -  Трудно, потому что любовь к себе, гордость, она все в человеке вытеснила.

о. Александр: -  То есть мало понимания, что человек должен делать. Нужно что-то еще.

о. Дмитрий: -  Нет примера. Естественно, дети заражаются привычкой именно таким тоном говорить с родителями.

о. Александр: -  Сейчас всё переделывается на новый лад.

о. Дмитрий: -  Этот новый лад  - хамский.

Тел. звонок: - Добрый вечер. Поясните, пожалуйста, что значит фраза «сатана просил сеять вас как пшеницу»?

о. Александр: -  Пшеницу сеяли так: насыпали в специальную корзину и бросали в землю с тем, чтобы можно было прополоть, когда вырастет. И это бросание символизирует то, что в мире есть и добрые люди, и злые. И что до поры до времени Господь дает этим всем людям быть вместе. И что когда будет Второе пришествие, и Господь пошлет ангелов Своих -  тогда все зло, которое было посеяно в мире, ангелы соберут, а все праведники окажутся с Богом.

Ещё вопрос. По-христиански ли судиться из-за денег? Обидела меня страховая компания, хотел бы с неё взыскать.  Но надо ли?

о. Дмитрий: -  Во-первых, это не мое дело. Я только твердо знаю пословицу: «не судись с богатым». В страховой компании это называется «всё схвачено». Это бесполезно. Я аналогичный случай припоминаю. Одной моей прихожанке залило квартиру, потому что дверь подъезда была открыта зимой, лопнула труба, и все залило... И ремонт в квартире пропал. А компания-ответчик 4 или 5 раз перерегистрировались, и по суду женщина просто не смогла ничего сделать. Профессионалы. Они знают, как уйти от ответственности. Судиться - нужно иметь большой ресурс. Поэтому если кто и выигрывает суды, так это мощные компании. А эти бедные дольщики... Начались какие-то шевеления, конечно, но это спустя 5-10 лет, и далек тот день, когда кто-то что-то получит. Лучше этого избегать. Мой опыт говорит так.

о. Александр: -  Я слышал, что даже люди, имеющие образование, оказываются совершенно бессильны.

о. Дмитрий: -  Абсолютно так. Русский народ сказал: «закон, что дышло: как повернул, так и вышло». А кто дышлом этим владеет? Разве истец?

о. Александр: -  Все равно у людей есть надежда на справедливость.

о. Дмитрий: -  Да, но только не в суде. Бывают по отдельным искам успехи, но если ты потерпевший, то разве тебе будет компенсация? Ну, какая справедливость, когда человек украл сто миллионов долларов? Ему объявляют два года условно и миллион рублей штрафа.

Спасибо за внимание, всего доброго.

о. Александр: -  Всего доброго.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
14 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+