Перейти к основному содержанию

11:06 23.04.2024

Многие смущаются, а как молодой священник может разобраться в ситуации, или лучше выбрать того, кто постарше? Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов.

20.03.2013 11:20:32

- Проблема воспитания детей - самая главная в нашем общест-ве. Формируется новое поколение, люди, которые придут в жизнь и будут этой жизнью управлять. Но если в ребенке уже заложены какие-то дурные привычки, качества, как их скор-ректировать? Каким образом?
- Привычки не могут быть заложены, они формируются.
- Ну, вот уже совершены родительские, педагогические ошибки.
- Но если бы только родительские! Ведь даже так называемые про-фессионалы из школьного образования сплошь и рядом совершают эти ошибки. Такие ошибки можно наблюдать и в православных школах, и в гимназиях, и в детских домах! Они приводят потом к ситуациям, которые нельзя разрешить. Вот, есть такая тенденция. Очень многие родители, взяв ребенка, потом отказываются от него. Возвращают назад. И ребенок сиротеет второй раз. Это, конечно, катастрофа. А в чем причина того, что они не справились? В том, что они не знают как. В этом причина и наших разводов. Совре-менный человек не знает, как жить вместе. Просто элементарно. Поэтому нужно сначала знать.
- Батюшка, а существуют универсальные приемы, способные сохранить семью?
- Ну, например, я всем говорю, кто приходит в храм, будучи на гра-ни развода: вы знаете, что у глухонемых практически разводов нет. Они такие же люди. Значит, в чем причина? Что у них не бывает каких-то разногласий, ссор? Бывают. Но все проходит молча. А это очень важно.
Откуда берутся порочные жизненные установки? Они приходят че-рез импульсы из внешнего мира, где царит « дух времени». Этот дух формируется, в основном, электронными СМИ. А люди, кото-рые сеют это все, весьма далеки не только от какого-то совершен-ства, а вообще, от христианских понятий. Этот яд распространяется через эфир. И люди, особенно молодые, заражаются этими слога-нами, стереотипами, которые действуют на внутренний мир чело-века. И уже потом возникают навыки, в результате которых человек становится несчастным. Не может семью создать, не может ее со-хранить, не знает, как с детьми общаться. А уже некоторые даже вообще не знают, зачем нужны дети! Можете себе представить, ку-рица не будет знать, зачем цыплята. Ну, и что тогда? Эта же птица исчезнет совсем! Так же и мы исчезаем с лица Земли.
Что мы вокруг наблюдаем? Родители требуют от маленьких детей того, что они не могут выполнить. Маленькие дети не могут по-нять, что нужно родителям от них. А те на них еще непрестанно орут и еще их бьют. Ситуация совершенно дикая. Вот, причины этого надо знать. Нужно понимать, почему наших детей убивают в Америке. Почему же? Да потому что ребенок в силу особенных причин начинает себя вести так, что они не знают, что с ним де-лать. Но, так как они тоже воспитаны далеко не в христианских традициях - их христианство выхолощено и формально - то они приходят к выводу, что надо как-то от этого ребенка избавиться. Самый простой способ - убить его. Откуда такая идея? Из той же системы образования, которую дает Голливуд. Там всегда, если че-ловек не нравится, его убивают. У зрителей сложились определен-ные динамические стереотипы. Так что нужно это знать и тогда можно этого избежать. Кто предупрежден - тот вооружен.
- У меня к вам вопрос по поводу решения суда относительно скандально известной передачи "Дом-2". Чем мотивировался суд, несмотря на огромные протесты, родителей и тех людей, которые это не приемлют?
- Звонком от более высокого начальства, которое лоббирует автора этого проекта. Что вы думаете, какие-то рассуждения о справедли-вости, какие-то протесты нужны? Если мы хотим чего-то добиться, нужно, чтобы протест был действенный. Чтобы уже тот, кто соби-рался звонить, сказал: ну, извини. Тут уж сделать ничего нельзя. Весь народ против. А народу у нас, в общем-то все равно. Реально протестует небольшая группа людей. А остальные плюются и спо-койно терпят. Поэтому чего тут?
- Батюшка, какой сейчас минимум знаний для православного христианина?
- Его долг - находиться в непрестанном обучении. Христианство - это как полет камня вверх. Только на секунду остановится - начи-нает падать вниз. Поэтому нужно постоянное восхождение. Мини-мумом тут мы не обойдемся. И минимум можно просчитать только в данной, конкретной точке этой функции, которая идет по восхо-дящей. Вот, на сегодня такой минимум. Это можно учитывать. Ну, степень усталости. Что было до того. И так далее. Степень развития человека-христианина. Его возраст. А через пять лет - это все уже может быть по-другому. Поэтому нельзя сказать, что, вот, есть та-кой минимум, и всю жизнь его придерживаться. Понятно, что если человек один - это одно. Если у него восемь человек детей - это другое.
- Что значат слова молитвы "Вера вместо дел, да вменится мне"?
- Буквально. Человек, который составил эту молитву, ощущает, что у него недостает дел веры. Но сама вера у него есть. Он просит Бо-га, чтобы Он ему засчитал эту веру.
- То есть, это не значит, что человек должен уповать лишь на свою веру, что она ему вменится в праведность, как Аврааму?
- Ну, это, если человек на что-то такое уповает. Спрашивается, за-чем тогда просить? Он чувствует недостаток. И это ощущение не-достатка дает возможность движения вперед.
- У меня такой вопрос по Евангелию от Матфея,гл. IV. Там ска-зано: Галилея языческая. А как же апостолы, четверо: Андрей, Петр, Иаков, Иоанн смогли там провести единобожие сквозь мрак?
- Точно так же, как мы с вами живем в коммунистической стране. И свою веру сохраняем. И вот, даже пытаемся проповедовать. Да, страна такая. Да, поэтому иудеи так говорили: Может ли, что доб-рое из Назарета придти? Хотя, ясное дело, что были и люди, кото-рые в духе истины поклонялись Господу. Но понимали его совсем не все. Отпадали в какие-то языческие культы.
- Батюшка, вот Господь избрал учеников по их способности воспринимать Слово Божие. Что за качества были в этих уче-никах, которые дали им эту возможность? Простота?
- Простота, чистота, неиспорченность. Ведь у каждого человека, как древний христианский учитель сказал: душа по природе своей христианка. Вот, рождается маленькая девочка, где-то в Бангладеш. И она по природе своей христианка. Ее очень долго нужно "кром-сать", чтоб из нее выросло то, чем она потом станет. С помощью так называемого воспитания. Потому, что любой человек, который почитает Евангелие, он увидит эту красоту. И к ней потянется.
- А что такое простота в христианском понимании? Не грани-чит ли она с глупостью?
- Нет. Современный человек, встретив простеца, может его назвать глупцом. Потому что в нем, в каждой чистой душе, есть изрядная доля того, что называется наивностью. Потому что простота очень доверчива. Ведь это не значит, что человек глупый, попробуй, об-мани - второй раз он уже не попадется. Мои знакомые жили в Аме-рике. Говорят - американца обмануть ничего не стоит. Но один раз. Потому что они люди очень простые. Не такие рефлексивные. Рус-ские люди совсем другие, они четыре пишем, два в уме, а уж вы-сказывают еще третье. Нас так жизнь научила, советская власть. Иначе просто не выживешь. Нужно все время держать язык за зу-бами,  и даже с детьми многие вопросы не обсуждали. И все это, конечно, вошло в национальное сознание людей. А Господь, когда Нафанаила призвал, сказал: « Вот, истинный израильтянин, в нем нет лукавства». Такой простой, прямой человек, которому в голову не пришло лукавить. Все у них было просто. Поймал рыбу, съел. То что не съел, отнес домой. То, что не съели дома, отнес на базар. На это купил, что нужно было – хлеб, положим. Этот хлеб съели. По-том опять пошел ловить рыбу. Все просто. Никаких там финансо-вых пирамид. Никаких обманутых дольщиков. Никаких обманов. Никакого мухлежа. У нас, в общем, на любом этапе. Ну, как все время. Прессе  жалуются: деньги не доходят. Нормально. И так ловко делают, что, вообще их и найти нельзя. Вот, их отправили, а где они, куда ушли - я об этом не очень понимаю. Ну как-то не очень понятно, как деньги могут так исчезнуть. Вот, такое безжало-стное отношение. А те люди простые, прямые. И занимались про-стым делом и полностью зависели от Бога и молились ему: «Госпо-ди, пошли улов». - А когда Господь давал рыбки, благодарили Его.
- В наше время возможна такая простота? Потому что мир-то уж очень лукав. И чтобы в нем выжить, надо быть таким же...
- Нет, возможна. Но такой человек, в жизни сталкиваясь с этими вещами, в силу своей чистоты души, очень страдает. Потому что он все время подвержен испытаниям. Его мир как бы выдавливает. Он вынужден страдать. Он как агнец непорочный, прямо стригущего безгласен. Он уподобляется Христу. Он - невинная жертва за уми-лостивление мира. Практически все наши дети страдают, особенно в детских домах. А отчего они страдают? Нет ласки. А ребенок не может без ласки. Вообще никто не может. Даже маленький ужонок, который только что вылупился из яйца, не может без ласки жить. А ему там это не дадут. Поэтому когда приходит проверка, прокура-тура, им показывают - заправленные кровати, там, отсутствие грязи на кухне, санитарный изолятор. Все нормально. А детям нужна не чистота. Это игры взрослых. Детям нужна ласка. И причем не фальшивая, а настоящая любовь. Потому что если фальшивая, дети это на раз - два распознают.
Поэтому и предлагают не то, что надо. Вот, наш телеканал приехал в детский дом. Подарил игрушки. Да, на кой они нужны, эти иг-рушки? Это они сами себе дарят эти игрушки, чтобы показать са-мим себе, какие добрые. Но ребенку же не это надо. Игрушки, ко-нечно, ребенка отвлекают. Там клоун пришел, какие-то шутки по-казал. Дети повеселились. А им - то не веселиться надо. Их нужно согревать, их нужно жалеть. Их нужно прижимать к сердечку. Нужно любить. Вот они в чем нуждаются.
А современный родитель: « Отстань, уйди. Я устал. Иди к бабушке. Пусть тебе папа почитает». Ну, и так далее. Ребеночек ходит, тыка-ется, бедный. Потом замыкается в себе. А потом вырастает садю-гой. Сначала кошку мучает, потом у черепахи лапы отрывает. А по-том начинает людей кромсать. Все. Ну, садист, убить надо его. А в чем причина-то? А причина в том, что взрослые его таким сделали. Он уже опасен, как зверь. Его надо изолировать. Почему ребенок уходит из дома? Живет в каком-то вонючем подвале. Потому, что он там встречает людей, своих сверстников, которые с ним гораздо более ласковы. Кому он нужен. Реально нужен. Более того, они проявляют к нему интерес. А мы: главное, чтобы чистота была. И все на ней помешаны. Ну, вот как любое начальство приехало на приход. Что смотрят? Купола, иконостас. А как за одно посещение оценить деятельность прихода? Ну, только по каким-то внешним параметрам. А людей - вот, спроси прихожан-то. Вот, приходят - там женщина в слезах. Ну, что ей нужно, ей  нужны купола, что ли? Ей нужно христианское отношение. Ну, хорошо, когда купола. Они же, собственно, никому не мешают. Но не это главное. Если бы это было главное, Христос бы сказал: « Надо купола... Без купо-лов, нам никуда». А вот, все-таки Он говорил о других вещах. По-этому все это нужно. Но как уже некое такое дополнение. От щед-рости души. Ведь не обязательно же в тряпье ходить! Можно же и хорошо одеться, и быть причесанным. Но это никому не нужно ре-ально. А реально нужна любовь, забота, участие в твоей жизни, по-мощь, может быть, совет. А может быть, даже за кого-то чего-то и сделать. И чем-то поделиться. Ну, и понятно, что какая-то часть жуликов будет этим пользоваться. Будут приходить, бровки доми-ком: « Дайте, пожалуйста, денег. Мне надо во Владивосток ехать. Прямо вот, срочно». – «А почему во Владивосток? А вот, в Екате-ринбург не хочешь?» - « Ну, во Владивосток же больше денег». Я говорю: «А к кому ты там едешь? Давай позвоним». – «Телефон не знаю». - Ну, и так далее.
- Здравствуйте, скажите, пожалуйста, вот человек создан по образу и подобию Божию. И Господь вдунул его бессмертную душу. И в каждом человеке образ Божий. И вместе с тем, в Псалтыри говорится: всяк человек - ложь. Как совместить эти понятия?
- А их не надо совмещать. Бог-то создал. И это все правильно. Но человек отпал от Бога, согрешил. И помутнел в нем образ Божий. И стал ложь. Вот, представьте себе. У вас есть подруга. Вот вы дру-жите, там, 20 лет. Потом вы узнаете, что она из этих 20 лет, 15 вам врала безбожно. От вас получала какую-то информацию, потом на-чинала делиться с другими. Над вами смеялась. И вам это стало из-вестно. Да, сначала была подруга. А потом? А потом стала таким человеком, с кем вы и видеться не хотите. Вам это неприятно. По-тому что вы обмануты. Вот, и все отношения разрушены. То же са-мое произошло и с человеком. Зачем это совмещать? Это не надо совмещать. Почитайте получше Священное писание. Все написано.
- Батюшка, скажите, как бороться с маловерием и теплохлад-ностью, или сила веры человека только от Господа зависит?
- Нет. Спасение - это совместное усилие. Действие Благодати Бо-жией и решимости и старания человека. Но только не надо бороть-ся. Вот, а надо смиряться. И просить у Бога помощи. Если мы вста-нем в позу борца, то мы всегда будем побеждены грехом. Гордость человека всегда проиграет. Это совсем не наш образ. Христианин не может быть коммунистом. Нельзя одновременно быть и комму-нистом, и быть христианином. Это невозможно. Потому коммунист - борец. Он борется за справедливость. А христианин не борется. Он ее творит.
- Батюшка, называют христианина воином Христовым. Но во-ин - это все-таки борец?
- Против страстей, которые в собственном сердце. А не в сердце другого. То, что есть сучок в глазу брата. С этим сучком не надо сражаться, а нужно сражаться с бревном, которое в твоем глазу.
- У меня вопрос о теплохладности. Собственной. Как-то не ис-пытывает человек никаких особых чувств к Богу. Вроде правила совершает, и в храм ходит, и причащается. Все формально ис-полнено, а чувств нет.
- А это же неважно. Надо жить не по чувствам, а по вере. Если мы будем руководствоваться чувствами – что выйдет? Ну, еду в метро, сижу, читаю газету "Радонеж". Входит женщина с двумя сумками. У меня никакого чувства нет, кроме « хочу дочитать». С этим отри-цательным чувством встаю: « Садитесь, пожалуйста». А чувство такое: « Ну, что тебя принесло? Не могла ты в другой вагон сесть?» Вот такое чувство. Если я буду следовать этому чувству, то так и буду сидеть, читать, делать вид, что я ее не заметил. А христианин повинуется не чувствам, а тому, что надо. А надо что? А надо лю-бить ближнего, как самого себя. Ближний вошел. Ему тяжело. Ты встаешь, уступаешь место и откладываешь газетку до ужина. Ся-дешь и будешь читать после ужина. А если будешь во время ужина читать - тебе будут замечания делать. Мол, дурной пример детям подаешь. Опять терпеть надо. Вот так.
- Но, все-таки вера и исполнение заповедей должны же что-то в человеке рождать. Ведь бесчувственным человек быть не мо-жет.
- Нет. Вот, я и говорю. Рождается чувство раздражения, что вошла женщина. Ну, вот, если человек, вообще человек, он должен со-вершать поступки ради Господа. Вопреки своим чувствам, потому что мы люди грешные, окаянные. У нас и чувства грешные, окаян-ные. Конечно, нас посещают чувства и высокие, и святые. Это все тоже у нас есть. Но есть и чувства и зависти, и раздражения, и бы-вает чувство что-нибудь спереть, пока никто ничего не видел. Бы-вает чувство, что, вот, надоели все. Хочу покоя. А надо вопреки этим чувствам совершать поступки христианские. Вот, когда чело-век делает над собою усилие и совершает этот поступок. Этот по-ступок можно совершить только Благодатью Бога. И она сопутст-вует этому поступку. Человек начинает получать от нее радость. И вот, когда человек делает что-то такое важное. Вот, как в «Трех разговорах» Соловьева. Там офицер уничтожал противника, а по-том у него настроение было как на Пасху. Он понимал, что он дела-ет что-то очень праведное и очень великое. Несмотря, на то, что война - это страшное дело. Но из того, что он уничтожил этих зве-рей, которые фактически не люди, родилось в душе такое высокое чувство. Нет, чувства будут рождаться. Но только, когда делаешь что-то ради Господа. А если из-под палки, то, конечно, что рожда-ется? Только уныние и раздражение, хладность, нежелание.
- В «Добротолюбии» есть следующие слова Аввы Евагрия: «Бо-готвори истинно бедным - и узнаешь Христа». А как в наше время не ошибиться в данном вопросе? Вокруг так много не-правды.
- Так нет. Опытом только.
- Кто истинно бедный? А кто зарабатывает?
- Да... Господи, начни ходить в гости к прихожанам - и увидишь, кто истинно беден. Возьми любую многодетную семью. Ну, прак-тически каждая бедная. Всегда можно помочь. Или одинокий по-жилой человек, у которого нет детей. А тот, кто просит, это необя-зательно бедный. Их же, притворщиков, видно. Даже по выраже-нию лица. При известной опытности, ну, обманешься, раз 50, а по-том на 51 уже сообразишь.
- Одна пожилая прихожанка ко мне сегодня подошла, подели-лась ситуацией у них в семье. Дочь с мужем воспитывают ре-бенка в строгости. Могут за какой-то проступок оставить на целый день, на сутки без еды. Вода и кусок хлеба. Ругают по-стоянно, в общем, она говорит: просто жестокость. Меня не впускают никаким образом. Что я могу сделать для этого ре-бенка и как я могу повлиять на такую семейную пару? Они же-лают ребенку зла. Считают, что они полностью правы. Что эта строгость оправдана. Но в то же время, говорит, со сторо-ны это выглядит просто жестоко.
- Ну, обычно люди старшего поколения утрируют ситуацию. То есть, наверняка, все не так. Страшно, может быть, как-то раз и бы-ло. Что оставили на сутки на одном хлебе. Если это все так, то, ко-нечно, нужно какие-то реальные меры принимать. Но, все равно, нахождение его в детском доме будет ему еще тяжелее. Поэтому, несмотря на любые строгости, родители способны на ласку к детям. Если ее совсем нет, ну тогда таких родителей нужно просто уби-вать деревянным молотком. Но я надеюсь, что это не так. А потом часто так бывает, что пожилому человеку кажется. У меня был та-кой случай. Одна бабушка такая жаловалась. А я не разглядел в ней сразу психическое заболевание. У самой бабушки.
Были истероидные проявления, она хотела всеми способами обра-тить на себя внимание. И избрала такой способ, что она костерила свою родную дочь и перед всем домом, и перед соседями, и, вот те-перь, перед священником. Вот, а когда познакомился с этой жен-щиной, относительно молодой, годам к пятидесяти - абсолютно нормальный, трезвый человек. Она рассказала, сколько она от ма-мочки страдает. Бывает такая ситуация. То есть, нужно обязательно все исследовать. Увидеть своими глазами.
- Батюшка, а как действительно и строгость соблюсти, и в то же время любовь ребенка не потерять? Потому что часто хо-чется и пожалеть, и погладить его, и приласкать, и к себе прижать. А дети начинают этим пользоваться.
- А строгость никакая не нужна. Детям нужны внятные правила со-вместного существования. И нужно, если ты ребенку что-то сказал, и он это сделал, или не сделал - нужно довести дело до конца. «А то не пойду в кино?» - « Не пойдешь в кино». Потом прошло два дня. Он идет в кино, и никто не собирается его за это наказывать. Да, разумеется, правила. А какие правила? Вот, ты входишь в дом, ты снимаешь ботинки. Ты вот так их ставишь. Вещи ты кладешь сюда, и так далее. Что нет, сначала - уроки, а потом гулять. А не наобо-рот. И нужно просто этого добиваться. Когда ребенок видит проре-хи в воспитании - он очень быстро соображает, что нужно. А так, как обычно, у родителей одни эмоции, или как ты изволил выра-зиться, чувства, то они и действуют на основе чувств. Голова болит - одно чувство. Пивка выпил - другое . Вот, а ребенок мал, ему трудно это оценить. А чего это папа вчера к нему подошел, погла-дил, книжку почитал? Сегодня я подошел с этой же книжкой – а он мне этой книжкой дал по голове. И ребенок не знает, что делать. Он полностью дезориентирован. А взрослые живут чувствами. « Я же тебе вчера читал. Что ты второй раз ко мне пристаешь?» А ребенок целые сутки ждал, что будет продолжение.
- Батюшка, в чувствах нужно исповедоваться, или нет?
- Опять - что такое «нужно»? Хочешь - исповедуйся хоть в чем. Не хочешь - не исповедуйся ни в чем. Что значит нужно? Тебе нужно - ты исповедуйся. Тебе не нужно - ты не исповедуешься. Не надо ду-мать, что, вот, ты формально что-то рассказал, и там, на небесах из-за этого что-то изменилось. Это же глупость несусветная, это на-стоящая магия. Дело же не в исповеди, а в покаянии. Есть покаяние - есть благодать. Нет покаяния - хоть ты все там все списки прочти, все назови, по восемь раз подходи к кресту. Ой, еще забыл, все за-был и половину вспомнил. Дальше что? А дальше тоже самое на следующий день. Все те же. Объедение, пьянство, злословие, уны-ние, и так дальше, по тексту. Ну, и что это меняет-то? Ничего не меняет. Все это игрушки какие-то магические.
- Нередко можно услышать: я хочу не к священнику, а к Богу. Здесь священник, там священник - какое это имеет значение? Я к Богу хожу. Вот, у меня такой вопрос. Какова роль священника в храме, и каково духовное влияние священника на паству? В связи с тем, что все-таки Господь Иисус Христос разделил священство на пастырей добрых, наемников и волков в овечьей шкуре.
- Ну, так вы сами ответили. Какое влияние? Если волчара попадет-ся, в шкуре или в фелони, то будет одно влияние. А если пастырь добрый, то будет другое. А если волчара прикидывается овцой, то будет третье влияние. А какая роль? Роль общетехническая. Пото-му что священник является руководителем того процесса, который именуется таинством церкви. Он поставлен церковью для опреде-ленного служения. Вот, допустим, пришли в булочную, а там за прилавком стоит хамло. Ну, это не значит, что нам теперь хлеб не есть. Ну, облаяли, ну, получил свой хлебушек, ну, неприятно, ко-нечно. А что теперь делать? Так же и здесь. Священник нам при-шелся не по нраву. Или у него какие-то есть очень серьезные, на наш взгляд, недостатки. Но так это же ничего не меняет. Его роль - техническая. Мы исповедуемся. Он нам читает разрешительную молитву. Если он нам дает какую-то епитимью, но вы же взрослый человек. Вы понимаете, что заставить кого-то чего-то там делать невозможно. Большинство и вообще этого и не слышат даже. И все эти советы. Что такое скажет, что мы не знаем. Может быть, одна тысячная процента будет этому следовать. А так все же умные, са-ми знают.
- Батюшка, у нас сейчас в храмах много молодых священников, недавно рукоположеных. И они уже выходят исповедовать лю-дей. Вот, многие смущаются, а как такой священник может разобраться в ситуации, или лучше выбрать того, кто постар-ше?
- Умный человек и у дурака может чему-то научиться. А вот дурак и у умного ничего не возьмет. А потом в основном, народ приходит поговорить. Ну, быстро скажет грешен. Словом, делом, помышле-нием. А дальше? А вот, вы знаете, дочка, на пятом курсе, не хочет учиться. А сидит дома. Вот, ты узнал про этого ребенка, которого на хлеб, на воду посадили. Это что, она пришла каяться в своих грехах? Нет. В грехах сына или невестки. Поэтому если человек хо-тя бы на две книжки больше прочитал, чем тот, который к нему пришел, то он может какой-то совет дать. Если он, по крайней мере, добронамеренный. Потому что духовные вопросы, чисто духовные, никого не интересуют на самом деле.
- Все житейские.
- Ну, ты, вот, встречал? Ты сколько уже священником?
- Двенадцать лет.
- За двенадцать лет хоть один пришел и сказал: Батюшка, я хотел бы быть христианином.
- Нет.
- Вот, и я за 30 лет тоже ни разу не встречал. Одна тут раба Божия пришла, говорит: « Вот, тут у меня шесть гектар земли. Не знаю, как распорядиться». А я ей говорю: « Я по канонам не могу быть душеприказчиком. Это совершенно не моя функция». Но с другой стороны, я понимаю женщину, а с кем ей посоветоваться? Потому что народ у нас настолько темен, что не знает юридических кон-сультаций и вообще ничего не понимает. Хотя бы так человек со-риентирует - и то слава Богу! Молодой исповедует? Тут практиче-ски безопасно. Молодой опасен становится, когда он считает себя уже близко к отцу Иоанну Кронштадтскому. Тогда, конечно, беда. Начинает кого-то заставлять, руководить. Это самое смешное. Сто-ит женщина вдвое старше, а он ей нравоучение читает. И главное - так дотошно, долго, противно. Что говорить, я сам такой был.
- Святые отцы дар рассуждения ставят порой выше других добродетелей христианских. Но не вредно ли нам рассуждать о том, что мы слышим, что мы видим?
- Если хорошо знаем Писание, то не вредно. А если мы ничего не знаем? Ни из истории церкви, ни из Писания, лучше молчком. По-молчишь - за умного сойдешь.
- То есть, здесь лучше послушать то, что тебе говорят.
- И то будет польза. Человек выговорился, ведь откуда я знаю, о чем я думаю, пока не скажу об этом.
- Вопрос такой: пятая заповедь гласит: « Чти отца и мать». А какую ответственность несут родители перед Богом по отно-шению к взрослым детям, если они неверующие?
- Вот, у нас тоже речь идет. Я даже по радио слышал,- ответствен-ность журналиста. Да никакой ответственности. Какая существует ответственность? Если несовершеннолетний твой сын что-то со-вершил, то тогда ты заплатишь там что-то. Но не уголовная, нет. Ни за какие чудовищные действия твоего ребенка моложе 14 лет ты в тюрьму не сядешь все равно. Ну, максимум там штраф.
Какая ответственность перед Богом? Современный человек даже не понимает этого. Ну, что нового? На сковородке прибавят пару гра-дусов? Нет, это не так. То что ты не доложил в своих детей, или пе-реложил в них зла, или не потрудился над тем, чтобы их сохранить от этого зла - оно попало в их сердечко. И оно расцвело пышным цветом, и приносит плоды. А ты, глядя на то, как они кувыркаются, испытываешь муки ада. Вот, она, ответственность. Ты страдаешь, глядя на них? Это плоды твоего воспитания, или его отсутствия. Вот и терпи. Что делать? Изменить ничего нельзя. Изменить может только сам этот кувыркающийся человек, если придет к покаянию. Сам плюс благодать Божия. Без Благодати Божией вообще, ничего нельзя. Даже в метро уступить место.
- Батюшка, так взыщет Господь за наших детей? За наших крестников?
- Он уже взыскивает.
- Ну, не все, батюшка, люди страдают. Многим все по барабану.
- Это так кажется. Конечно, люди к страданиям приспосабливают-ся. Отвлекаются, или стараются об этом не думать. Или идут путем усыпления совести. Совесть мучает, а можно ее как-то нейтрализо-вать. И тогда вроде полегче.
- То есть, все, что мы посеяли злого, мы пожинаем здесь.
- И здесь тоже. Дело в том, что между жизнью здесь и жизнью там принципиальной разницы нет. Она все равно вечная. Поэтому то, что здесь, продолжается и там. А не так, что ты здесь погулял - а там тебе за это ввалят уже по полной программе. Нет. Это же прит-ча.
- Батюшка, многие люди, сотворив зло, искренне в нем раская-лись, но зло продолжает тяготить и души, и сердца, и умы. И человек все равно живет в постоянном страдании. Хотя ис-кренне в нем раскаялся. Есть то, что это страдание перейдет в ту жизнь?
- Если у человека этого спросить: Как ты себя чувствуешь? После покаяния лучше, чем до? Он скажет: лучше, конечно. Там очень тяжело. Очень тяжело, очень все мысли в этом возвращаешься. Это очень мучительно. Но все-таки освобождение чувствует человек от греха. Это все равно лучше.
- Если вернуться к теме с детьми. Раскаялся человек в неве-жественном воспитании детей, но сами дети постоянно перед глазами. И это же мучение!
- А есть грехи, в частности, по отношению к детям, которые неиз-бывны. Ну, что же, если ты принес Богу покаяние? И Бог принял это покаяние. И ты стал ближе к Богу. Умоляй Бога о своих детях. Вот тебе путь. Воспитывать уже нельзя, а молиться можно.
- Утешать себя тем, что Господь их тоже примет, и как-то управит.
- А откуда мы знаем? Не надо за Бога ничего решать. Он сам знает, примет, управит. Мы знаем твердо, что Господь всем хочет спасе-ния. Если кто-то из людей не хочет, насильно он это не делает. Но то, что в течение жизни Господь все ресурсы, ему доступные, обра-тит на любого человека - это точно совершенно.
- Такой вопрос пришел. Сказано, молчанием предается Бог. Как это правильно применить христианину в наши дни?
- Да буквально.
- То есть, мы должны свидетельствовать?
- Ну, да, свидетельствовать об истине.
- Но наши свидетельства, батюшка, часто оборачиваются против нас. Как бисер перед свиньями.
- Ну, вот, здесь нужны рассуждения же. Если мы будем тупо следо-вать инструкции, то вырвем в себе глаз, отрубим руку. Нельзя же так.
- Но где же взять этого самого рассуждения?
- Понимаешь, какое дело. Тут каждый человек хочет себе, какую-то инструкцию. Вместо молитвы - вот тебе молитвенные правила. Вместо подготовки к причастию, покаянию - вот последование ко святому причащению. Он думает, что не покушает творожку, сме-танки, колбаски – значит, подготовился. Но Богу-то не это нужно. Ни колбаска, ни сметанка никакого отношения к Евангелию не имеют. А человек думает, что с помощью указаний он все сможет найти. А вот как? А вот сейчас скажу, вот так, так, и так. Все сде-лал. И ничего не происходит. Нужно искать живого Бога. Нужно понять, что это значит.
- Господь говорит: «ищите Царствия Божия».
- Да.
- А вот, слово «ищите» для многих оно действительно закрыто. Как я буду искать, где искать? Евангелие прочитал. Ну, полови-ну понял, половину не понял.
- По Евангелию написано что? Как приходишь на собрание - садись на последнее место. Ты делаешь так? Или, всех раздвигая, садишь-ся первым? Вот, и все. Начать с этого.
- Пришел тут, вот, последний, я за ним.
- Крайний. А то некоторые, вот, есть такая группа людей, они из суеверия, ну, хотят себя обезопасить от чего-то. Они не говорят слово «последний». Тем самым гневят Бога, потому что это суеве-рие. Я однажды рассердился на одного священника, который не го-ворит «последний раз». Он говорит «крайний раз». Искажает род-ной язык в угоду суеверию и думает, это правильно. Вместо того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Ну, вот, видишь, что бывает в нашей жизни.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+