15.12.2016 12:32:23
Протоиерей Олег Стеняев
В прямом эфире протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов отвечают на вопросы радиослушателей.
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/11/20/21-00.html
Владимир Носов: - Батюшка, я хотел рассказать о событии, которое произошло в этот день семь лет назад. Как многие знают, тогда на юге Москвы, в храме апостола Фомы было совершено страшное убийство настоятеля этого храма отца Даниила Сысоева. Поздним вечером, когда отец Даниил ещё исповедовал людей, в храм ворвались какие-то вооруженные бандиты и открыли беспорядочный огонь. Искали они как раз отца Даниила, о чем и кричали в этот момент. Тогда был ранен регент храма, отец же Даниил получил смертельное ранение. По сей день многие удивляются, как за такое короткое время отец Даниил успел столько сделать. Уникальная личность, потрясающий был священник. Я знаю, что вы хорошо знали батюшку отца Даниила и дружили с ним. Хотел у вас поинтересоваться, каким отец Даниил был в жизни? Во время диспутов, дискуссий с иноверцами? Каким он был в своем миссионерском служении?
О.Олег Стеняев: - Я думаю, что в наше время он был бы очень не удобным человеком, потому что наше общество сейчас слишком агрессивно. Даже в осуществлении миссионерских программ, сейчас предпочтение отдают не Священному писанию, а Уголовному кодексу РФ. От миссионерских структур требуют, чтоб мы создавали правозащитные организации, чтобы собирали компромат на сектантов и потом подавали на них в суд. Бред какой-то! Отец Даниил был человек, который жил в Евангелии. Для него призыв проповедовать Евангелие - это были не пустые слова, а это было как бы Господне руководство к действию. То, что Христос сказал: идите и проповедуйте Евангелие. Его жизнь пронеслась очень стремительно. Каждый из тех, кто был знаком с ним, какой-то отрезок шел вместе с ним в своей собственной жизни. Вот что нам всем бросалось в глаза. С отцом Даниилом не покидала мысль, что он очень спешит. Он говорил быстро, он ходил быстро, он думал стремительно быстро, все делал быстро. Тогда нам казалось, что, может быть, это молодость, инерция этого возраста. А позже, когда это всё произошло, я лично за себя могу сказать, я понял, что просто я был немножко на тормозах. Т.е. он вел нормальный размеренный образ жизни христианина. А все мы остальные отставали от него, поэтому нам казалось со стороны, что он спешит. На самом деле мы на тормозах, потому что мы всё время, что-то делаем, что-то говорим, с опаской, с оглядкой, особенно в наше время: а как к этому отнесутся? Как эту фразу поймут? А, может быть, кто-то захочет истолковать против нас? Вот у него этого не было. Он был человек решительный, смелый - то, что называется мужество. Мужество как добродетель. Не надо забывать о том, что, например, Блаженный Августин считал, что мужество - это одна из религиозных добродетелей. Не просто добродетель, а, прежде всего - религиозная добродетель. Почему так? Казалось бы, мужество присуще не только религиозным людям? Но здесь имеется в виду мужество, которое рождается от глубокого упования на Божий промысел. Если ты доверил свою жизнь Богу, если ты как христианин знаешь, что без воли отца Небесного даже волос с твоей головы не упадет - что ж тебе волноваться? Будьте мужественны, спокойны, как человек, который сидит в танке, едет, у него там нет желания обернуться налево, направо. Кто-то к нему отнесется не так и выстрелит из ружья. Так вот, глубокое упование на Бога действительно делает человека мужественным. В свое время Василий Великий писал: тот, кто людей боится - тот Бога не боится, а кто Бога боится - тот никого не боится. Мне представляется, что у отца Даниила была богобоязненность, которая делала его абсолютно мужественным человеком.
Владимир Носов: - Батюшка, я наблюдал многие диспуты на видео в интернете, смотрел и знаю, и вас видел, вместе участвовали во многих. И меня удивляло: отец Даниил оставался спокойным во время достаточно горячих тем. И, более того, он сохранял любовь, не переходил грань. Как вы считаете, его поведение, каким оно было во время диспутов - даже с иноверцами, когда градус обсуждения поднимался очень сильно?
О. Олег Стеняев: - Меня очень поразил второй диспут с мусульманами в Тургеневской библиотеке, насколько я помню. Меня поразил не сам даже диспут, там был перерыв, и я видел, как он общается с этими людьми. С полным доверием. Очень доброжелательно. Дело в том, что у отца Даниила была такая особенность - она может быть, ему немножко мешала как миссионеру - он все вещи называл своими именами. Он говорил так, как он верует, как он понимает. Есть такое понятие, как миссионерская стратегия, этому нас научили апостолы Христа. Так вот, он всегда был очень честен в общении с этими людьми, может, даже слишком для миссионера. Но в тоже время эта решительность совмещалась с уважительным отношением к людям. И я это видел, когда он общался со старообрядцами. Этот диспут проходил на Берсеневской набережной, и я видел, как он общался с другими людьми, несмотря на то, что, казалось бы, по поводу того или иного вероучения он все точки над i уже расставил. Он сохранял уважительное отношение к этим людям, именно как к людям. Он в человеке действительно видел достоверную икону Бога. Ведь каждый человек создан по образу и подобию Божьему. Сейчас, конечно, миссионерам недостает этого качества: умения совмещать уважительное отношение к человеку - и, скажем так, необузданную решимость в противостоянии тем заблуждениям, в которых тот или иной человек оказался. Что ещё я вспоминаю по поводу отца Даниила? То, как он в себя впитывал книжный материал. Если он читал какую-то книгу, я его спрашивал: а как ты читаешь книгу? Он говорит: я читаю и думаю, вот эта фраза мне пригодится, а этот отрывок где смогу использовать? а эти цитаты куда могу потом вставить? т.е. он всегда находил какое-то приложение информации, которую получал. Сейчас проблема многих людей, которые читают Библию, святоотеческую литературу, в том, что они не видят приложения этого материала ни к чему. А когда человек оканчивает семинарию, академию - это масса информации, но он не находит применения для этой информации, он даже не понимает, как это можно использовать - и эта информация уходит из головы человека. Остается только то, чему мы находим применение. Пока человек учится, у него есть цель: получить пятерку. Это применение информации. А потом это всё выветривается из головы, если человек никак не использует те выводы, которые он получил, изучая нравственное богословие, сравнительное богословие, и т.д. Вот у него было общение с книгой немножко другое, чем у многих. Действительно прочитывал книгу, как бы вычитывал и просеивал через те миссионерские нужды, которыми он реально жил. Он даже говорил мне: ты знаешь, очень хорошо носить с собой блокнот. Засунь куда-нибудь себе в карман, потому что иногда мысль приходит совершенно неожиданно, яркая, красивая и важно её не потерять. Хотя этот человек был моложе меня, но для меня это пример бескомпромиссного служения делу миссии. И я тогда понимал, что в чем-то не дотягиваю до такого уровня, на котором он находился. С годами, конечно, образ усопших людей или тускнеет, или становится ярче. Если говорить о памяти отца Даниила Сысоева, то здесь есть масса людей, которые обратились в православие уже после смерти отца Даниила, благодаря его лекциям, его книгам. Ведь, собственно говоря, до этой трагедии мало кто знал об отце Данииле. Он издал одну книгу, он проводил беседу, но все это было очень локально. Кто-то с ним соглашался, кто-то не соглашался. Я часто с ним спорил по каким-то вопросам. Те люди, которые убивали отца Даниила, говорили о его смерти - они хотели остановить его служение, пусть даже локальное, но оно создавало для них проблемы. Но эффект получился совсем другой.
Владимир Носов: - Повторю слова Тертуллиана, который говорил: кровь мучеников - это семя Церкви.
О. Олег Стеняев: - Да, получился совершенно другой эффект. Когда это произошло, трагедия в человеческом понимании, а в христианском понимании - это слава, это вхождение в Царство Божие, славное вхождение. Как мы знаем, мученики даже через мытарства не проходят. Так вот, это было как эффект разорвавшейся бомбы, выброс информации уже в другом качестве. Уже каждый, кто брал книгу, понимал, что может за эту строку, за эти предложения быть расстрелян. Каждый, кто слышал эти лекции, задавался вопросом: а, может быть, всё это было оплачено ценой крови?
Как я уже сказал, многие с ним соглашались или не соглашались. У нас были споры с ним на богословские темы. Но опять же, споры не в смысле, как люди проявляют агрессию. Мы с ним целый год пытались разобраться, по телефону созванивались время от времени, было ли у Иисуса Христа детство в полном понимании этого слова - или Он такой Младенец, который владеет информацией с самого начала, уже во чреве Матери обдумывает программу действий, и т.д. Очень интересно было мне обсуждать с ним этот вопрос. У меня сейчас нет собеседника, с которым я могу хотя бы недельки две вести какую-нибудь дискуссию. А мы как вели дискуссию? Тему обозначали и начали дискутировать по телефону. Он находил какие-то цитаты, я находил. Он мне мог позвонить ночью и сказать: а ты знаешь, я нашел интересный текст, он больше тебе подходит, чем мне. У нас позиции были как бы спорные, но это было фантастически интересно общаться с живым человеком, который жил богословием. Я читал интервью отца Георгия Максимова, он пишет: я не видел человека, который мог бы о Боге говорить так долго, как отец Даниил. Это действительно так. Он действительно жил богословием. Для него текст Священного писания - это та реальность, вне которой он себя не мыслил.
Владимир Носов: - Само убийство говорит об этом же, потому что, насколько я помню, совершилось это ужасное событие поздней ночью, в районе двенадцати часов, т.е. когда он выходил из храма.
О. Олег Стеняев:- Он выходил из храма, он позвонил домой, заканчивался четверг, наступала пятница. И пока пятница не наступила, он позвонил матушке по телефону и сказал: пожарь котлеты, чтобы успеть приехать в четверг, покушать. А то потом уже пятница наступает. И она поставила, конечно, жарить эти котлеты, но вдруг появляется человек, который просит исповеди. Может быть, мало, кто знает даже из священников, что мы можем человеку отказать в чем угодно, кроме исповеди. Мы можем отказать в причастии, в наставлении: у нас нет времени сейчас с вами беседовать. Но если человек просит исповедь, мы не имеем права отказать. Он берет этого человека, ведет в алтарь и там его исповедует. И эта задержка, которая связано напрямую с исполнением долга священника, обеспечила ему этот славный вход в Царствие Небесное в качестве мученика. Когда он мне рассказывал о том, что ему сыплются угрозы. По телефону ему звонили, говорили: голову отрежут, и т.д. Я спросил: а кто ж тогда будет твоей семьей заниматься, что будет? Он мне говорил: Стеняев, не фантазируй, я недостоин смерти. У него всегда было чувство недостоинства. Считал, что это самое славное, что может произойти с человеком, но он осознавал, что он не достоин.
Владимир Носов: - Потрясающе! Я думаю, мы ещё вернемся к этой теме.
Телефонный звонок: - Здравствуйте! Извините, я не по теме, но мне хотелось бы узнать. Почему на могилах ставят кресты? Не могли бы ответить?
О. Олег Стеняев: - Дело в том, что кладбищенская земля - это земля освященная. Это особое место. Сейчас на кладбищах хоронят всех в подряд, а раньше этого не было. Раньше были строго православные кладбища, были иудейские кладбища, мусульманские кладбища. Но это были разные погосты. И настоятель ближайшего к кладбищу храма являлся и настоятелем православной части кладбища. И похоронить человека без благословения настоятеля ближайшего храма, было просто невозможно. Отношение к месту погребения было особое. С чем это связано? Мы знаем, что когда у Авраама умерла его жена Сара, то Авраам просит дать ему конкретное место для погребения. Пещеру Махпела, т.е. двойная пещера и участок поля рядом с этой пещерой. Из текста Библии непонятно, зачем просить именно эту пещеру, именно это поле. Существует древнее предание, которое связано с этой просьбой. Когда к Аврааму явились три ангела - он стал готовить для них стол, чтобы их накормить, и надо было заколоть бычка. И в книге Бытия сказано, что Авраам побежал на поле, чтобы взять бычка. Есть такое готическое предание, что он погнался за тем бычком, а бычок заскочил в эту пещеру, раздвоенную пещеру Махпела. И вдруг Авраам обнаружил, что там место погребения прародителей, Адама и Евы. Прародители восстали из своих гробов, чтоб поприветствовать такого праведного человека, как патриарх Авраам. Авраам поприветствовал прародителей рода человеческого, потом он с ними попрощался. Но Ева всё хотела вылезти из пещеры и посмотреть, как же живут её потомки. И Авраам с трудом её уложил и пообещал: я обязательно буду погребен здесь. Поэтому, то, что Авраам просит конкретную пещеру, конкретное поле - это не случайность. Конечно, это легенда, она может быть наивным объяснением, почему это поле, почему эта пещера. Но в любом случаи этот библейский текст о конкретной пещере, о конкретном поле - это свидетельство о том, что придавали значение месту, где человек будет лежать. А Авраам даже выкупает это место, чтобы оно не принадлежало никому другому, чтобы оно было в его собственности. И хотя Бог Аврааму и всему его потомству дал всю землю - в синодальной Библии, мы читаем, там Бог говорит: Я отдам вам эту землю. А в еврейском не так. Там в прошлом времени. Бог говорит: я уже отдал эту землю.
Но смотрите, реально Авраам завладел только местом для погребения, и был странник и пришелец в этом мире. Действительно мы хотим много иметь там, много земли, много домов, а всё кончается - два метра, на кладбище вся твоя земля. Этот библейский образ очень важен для нас. Мы знаем просьбу Иакова, чтобы его не хоронили в Египте, а привезли бы в это святое место. Мы знаем просьбу умирающего Иосифа, когда он просит своих братьев, когда он умрет, чтоб его отвезли туда. И когда будет исход Моисея, они выйдут с мощами Иосифа. Так написано в книге Бытия, эта его просьба, и сам факт, как выносили его мощи - это уже в книге Исход. Для нас, православных кладбище - это освященная земля, освященное место. Мы не буддисты, мы верим в то, что тело имеет вечную будущность. На самом деле есть только три мировых религии, в которых есть такое уважительное отношение к телу. Потому что во всех других религиях считают, что тело вообще не имеет никакого значения. Оно обветшало, сбросил с себя оболочку, главное - это дух. Но давайте посмотрим, что говорится в Священном писании. В Священном писании, в послании к Фессалоникийцам апостола Павла, мы находим такие слова (1 Фес5, 23): «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». А к чему же призывает Павел? Как мы можем сохранить своё тело? Он же обращался к древним христианам, которые жили в I веке. Имеется в виду, что человек должен заботиться о чистоте своего тела, избегать грехов, которые оскверняют тело, и мы должны заботиться о своих захоронениях. И мы используем определенную атрибутику. Например, церковная археология устанавливает, что древнейшие следы христианского присутствия в Риме, в катакомбах - это захоронения христиан. Там мы находим изображение креста, там мы находим изображение якоря - это символ христианской надежды, и изображение рыбы. По- гречески рыба «ихтис» - это аббревиатура слов Иисус Христос Сын Божий. Это восходит уже к концу I - началу II века, III век, т.е. христиане серьезно относились к этому вопросу. И именно первые христиане уже в местах захоронения - прежде всего, мучеников - использовали особую христианскую символику. И мы тоже ставим кресты в ногах усопшего, имея в виду, что он как бы лежит и молится. Конечно, мы понимаем, что душа, выйдя из тела, уже с телом не связана. Но нет полноты бытия. Полнота бытия - когда тело восстанет, и душа соединится с этим восставшим телом. И крест, который стоит в ногах усопшего - это символ христианской надежды на спасение в струях крови Сына Божьего.
Владимир Носов: - Батюшка, наверное, очень правильно и полезно ещё при жизни искать себе место на кладбище. Многие так и делают. Я знаю, в монастырях у некоторых монахов, монахинь стоят в кельях гробы, т.е. напоминание о нашем исходе этого мира. Наверное, как-то будет трезвить воспоминание о том, что у нас уже есть место, куда мы рано или поздно придем. Чтобы нам не суетиться со всеми своими планами.
О. Олег Стеняев: - На Руси это была обычная практика. Человек начинал готовиться к смерти тогда, когда он женился. Браки были ранние на Руси, т.е. они выходили замуж лет в 14-15, женились лет в 16-17. И когда создавалась новая семья, то первое, что они делали вместе - заказывали гробы и ставили их на чердаке. И гробы готовые стояли на чердаке. И считалось на Руси, если человек готовится к смерти - то он проживет очень долго.
Владимир Носов: - Хороший знак, батюшка.
О. Олег Стеняев: - Это не было гробовое мировосприятие. Это была общая установка: человек готовится к смерти, кулечки с вещами готовит, такие люди живут долго. И напротив, считали, что если человек не готовиться к смерти, проявляет какое-то легкомыслие - она может неожиданно прийти к нему. И представьте себе, муж поругался с женою, они вместе прожили 15-20 лет. И как могли успокоиться мужчина или женщина? Они поднимались на чердак полежать немножко в этом гробу, подумать: а прав ли я, подумать о вечном. Это сейчас мы можем в интернете найти видеофильм, где все расскажут о вечной жизни. А раньше все было очень ограничено, и доступными средствами люди мерили напоминания, очень доходчивое напоминание о вечной жизни. Сейчас существует культ молодости, который навязывается чуть ли не насильно, это западный новодел. А на Руси был культ пожилых людей, культ стариков. Где сейчас сохраняется культ стариков? На Кавказе сохраняется. Там никто не водит хороводы вокруг молодых, зачем? Там молодых воспитывают на внимательном отношении к пожилым. Если, например, у вас есть дети - они должны быть со своими родителями. Это для них будет самая лучшая школа, как правильно выстроить иерархию ценностей. Это удивительно, но на Руси это было именно так. Сейчас, конечно, происходит смешение ценностей, и люди могут себя озадачить вопросом: а зачем это надо, кресты на кладбище, и т.д.? Я не имею в виду сестру, которая звонила. Она, наверное, хочет ответить другим людям, зачем это надо.
Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка Олег и ваш помощник! Батюшка Олег, прежде всего - желаю вам здоровья духовного и телесного на долгие, долгие годы. Вы нам очень нужны. Хотел вам сказать большое спасибо за память об отце Данииле. Он ушел из жизни молодым. Человек был очень интересный. Ко всем находил подход, своё слово. Для многих, может быть, для некоторых людей он был, как говорится, не от мира всего. Правильно вы сказали, что он был неудобен. Он многим интересовался, у него было свое рассуждение. Каждого человека он мог понять, успокоить. Эта смерть, конечно, его вырвал из среды живых. Он действительно святой человек. Знаете при всем их несходстве - я часто слушаю передачи протоиерея Максима Колесника, они, в общем-то, непохожи, но в чем-то какое-то сходство есть. Таких людей нужно беречь, потому что они несут русскую духовную нравственность, чтобы люди не забывали это. Спасибо, батюшка Олег, вам большое.
О. Олег Стеняев:- Спаси Христос. Но это меньше вопрос, это больше пожелание.
Владимир Носов: - Батюшка, мне тоже эта тема очень близка Меня интересует миссионерское служение. Я знаю, что отец Даниил организовал одну из первых в Москве официальную школу миссионеров. Я может быть невнимателен, может быть, чего-то не понимаю, но скажу это по - своему, по - простому. Батюшка, мы сейчас видим, что храмов строится достаточно много. Слава Богу, что поднимаются храмы, что они наполняются - это самое важное. Но я, к сожалению, почему-то не вижу, может быть, я не знаю о строительстве миссионерских, катехизаторских школ. Акцент надо ставить именно на то, что начал делать отец Даниил, потому что пример был очевиден, когда этот храм на юге Москвы - небольшой, но он наполнился так, что люди буквально стояли на улице.
О.Олег Стеняев: - Успех миссии отца Даниила я объясняю тем, почему он мог и школу создать, и общину, скажем прямо - на пустом месте. Он был очень церковный человек. С точки зрения современного понимания церковности любой бы сказал, что он был бюрократ. Я что имею в виду? Он на все, на любое действие спрашивал официальное благословение. Это фантастика. Он ни одной программы не делал, не получив благословения, не созвонившись с владыкой Арсением, не послав бумагу Патриарху. Это был человек, который любое свое действие осуществлял, имея благословение от священноначалия.
Владимир Носов: - Такой пример послушания.
О.Олег Стеняев: - Абсолютный пример послушания, потому что он был свободен в своих суждениях. Он мог вступить в полемику с каким-нибудь профессором богословия. Оспаривать богословскую позицию епископа. Но при всем при этом он был очень дисциплинированный с церковной точки зрения человек. Когда мне приходилось с ним общаться, я поражался этой стороной его служения, его отношением к служению. Он действительно считал, что залог успеха - это согласование всех действий, всего того, что он делал, со священноначалием. Вот этого и не достает нашей миссионерской молодежи, которая иногда носится с таким миссионерским зудом. Источником этого зуда может быть комсомольское прошлое у кого-то там. Сейчас таких, правда, всё меньше и меньше. Или мирское прошлое человека стимулирует его стремление к известности, может стимулировать этого человека, провоцировать его на что-то. Так вот, у отца Даниила Сысоева этого не было. Это был абсолютно церковный человек. И я ему даже говорил: а ты не можешь написать общую бумагу на имя Святейшего, чтоб он вас благословил бы на осуществление программ в целом? А там уже вы будете сами решать, ехать - не ехать. Он никогда не соглашался. Он говорил: нет, я на каждую поездку, на каждую значимую встречу я буду брать благословение.
Владимир Носов: - Таким образом, мне кажется, человек не может впасть в гордыню, в прелесть, поступая так.
О. Олег Стеняев: - Да, если ты не делаешь все по своей самости. Сейчас очень много людей, которые говорят, что они последователи отца Даниила. Я общался с некоторыми, у них нет такой церковности, как у отца Даниила. Человек, когда делает что-то по своей самости, или по послушанию Церкви - это разные вещи, это разные люди. Один пасет сам себя и сам решает, что ему делать, что нет. Как я одного уличного миссионера спросил: кто вас благословил, чтобы читать программу? Он говорит: Христос. Открыл Евангелие, прочитал слова Христа, обращенные к апостолу. Я говорю: тут чье-то благочиние, в конце концов, Москва - вотчина Патриарха. Как вы решаете с церковной точки зрения? А он: есть выход выше, на прямую связь с Христом. Это сектантский подход. Вот этого не было у отца Даниила. Он был абсолютно церковный человек, до скрупулёзности какой-то. Меня раздражала такая скрупулёзность. Иногда мне удавалось участвовать вместе с ним в каких-то программах. И когда я спрашивал: а когда же это будет происходить? Он говорит: бумага придет, благословение получим, вот тогда и будем проводить это мероприятие. Я ему говорю: ты бюрократ, зачем тебе это надо? А потом действительно я понял, что такая позиция спасает человека от самости, когда человек сам себя пасет. А когда ты делаешь что-то из послушания - это смиряет человека, обеспечивает равновесие для его внутреннего мира. И эту сторону отца Даниила мало кто знает.
Владимир Носов: - Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
О.Олег Стеняев:- Действительно, мы разные люди. Взять миссионеров, у нас очень разное понимание задач в миссионерском служении. И другая черта отца Даниила: он со всеми миссионерами имел хорошие отношения. У нас миссионерство так разобщено, но это тогда уже было. При отце Данииле мы тоже были очень разобщенные. Каждая миссионерская группа, если не ведет партизанскую войну против другой миссионерской группы, то, по крайней мере, не соглашается. Так вот, отец Даниил как-то умудрялся общаться со всеми сразу. И вот это, может быть, тоже связано с тем, что он воспринимал любого человека, исходя из церковного статуса этого человека. Этот священник, этот профессор православного учебного заведения, этот действует на приходе, значит - под надзором настоятеля, этот при епархиальном управлении, значит - под надзором архиерея. Для него легитимное, нелегитимное - это или церковное, или какое-то безпоповское. Когда был его диспут со старообрядцами, он сформулировал эту свою идеологию. Он когда вел полемику со старообрядцами, он как раз подчеркивал важность выверенности своих действий по тому, как Церковь относится к той или иной ситуации. Самость - это путь к разделению, путь к недружелюбию, к расколу, в конце концов. И этого не было у него совершенно.
Владимир Носов: - Миротворцы.
О. Олег Стеняев: - Да, он всё время пытался всех мирить. Он мог поехать в Белгород там, ещё куда-то. Встречался с разными миссионерами, ко мне на Ордынку заезжал, я тогда там служил. Со всеми миссионерами он общался. Он пытался всех нас вместе собрать. У него мечта была за один стол всех усадить, и он часто об этом говорил. Потом он очень переживал, что есть разобщение между греческим и нашим духовенством. Какое-то непонимание, потому что он ездил в Грецию неоднократно, в другие места, и он говорил: это всё надо преодолевать. Конечно, когда на высоком уровне общаются друг с другом - ничего плохого как бы нет. Он видел какие-то проблемы, он ездил в Македонию, улаживал вопросы, связанные с расколом. Для него это было очень болезненно. Если он видел какую-то разобщенность, он пытался это преодолевать.
Владимир Носов: - Да, очень интересно
Телефонный звонок: - Здравствуйте! Отец Олег, я хотел задать вопрос по поводу времени сотворения ангелов. Существует несколько теорий, что ангелы сотворены прежде вещественного мира. Этого мнения придерживаются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Но есть блаженный Феодорит Кипрский, который говорил: как сотворенные сущности, ангелы для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия. И поэтому прежде, чем был сотворён мир с пространством и временем, ангелы не могли появиться. А вот Блаженный Августин называет их вторыми светами, т.е. как появившимися после, как бы, первого света. И у меня вопрос следующий. Я всё-таки склоняюсь ко второму мнению, что они всё-таки появились после, т.е. со временем неба, когда говорится, что тверц называется, второй день творения или же первый день тоже, т.е. тверц - небо, то - есть. Но есть ещё такое понятие, как третье небо. А в иудейской традиции существует семь небес. Вот если взять книгу Бытия ещё к этому вопросу, первый стих, там написано, русский текст: «Так совершены небо и земля, и всё воинство их». Греческий текст воинство заменяет словом космос, что означает мир. Вот всё-таки видите русский текст, который перевод с еврейского, он всё-таки говорит о воинствах, т.е. сотворил небо и землю, и всё воинство их. И что вы можете сказать про третье небо? Вообще про небо - место жительства ангелов?
О.Олег Стеняев: - Знаете, это вопрос очень сложный. Но если вы говорите о космосе и о красоте. На самом деле само слово космос означает красоту, насколько я знаю, в греческом языке. Там же имеется в виду некая стройность, если говорить о еврейском языке. Воинство имеется в виду не войска, а гармония. Войско стройно вступает, так и звезды на небе стройно выходят, в определенном порядке. Так и творение Божие так Богом распределено, что одно дополняет другое. Но если говорить действительно о сотворении ангелов, мы на самом деле знаем очень мало. Мы знаем, что ангелы созданы из света. Они как бы вторые светильники в духовном космосе, в духовной вселенной. Это с одной стороны. А когда происходит выпадение части ангелов, которые последовали за Люцифером, опять же к невзрачным ангелам - то Бог создает людей, чтобы восполнить число падших ангелов. Но Бог, очень интересно пишет Филарет Дроздов, создавая человека, создает его не из света. Хотя человек праведный должен восполнить строй ангелов. Бог создает человека из праха земного, чтоб в самом этом веществе праха дать повод для смирения, потому что созданные из света они возгордились в той своей части, которые последовали за Люцифером, дьяволом. И тогда Бог творит нас из праха, чтобы в самом веществе нашего сотворения дать нам повод для смирения, а не для горения. Хотя первый человек был совершеннейшим творением и в Псалтыри сказано: Бог мало чем -либо обделил человека по отношению к ангелам. Причем Макар Великий даже писал, что про ангелов не сказано, что они созданы по образу и подобию Божиему, только о человеке такое сказано. Конечно, это тайна, что там действительно произошло, но обычно отталкиваются от текста, где говориться, что увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмы. Это первая глава в книге Бытия. «И назвал Бог свет днём, а тьму ночью». Вот, отцы дают истолкование, что Бог, отделяющий свет от тьмы - это Бог, отделяющий добрых ангелов от злых. Когда я внимательно изучал лицевой свод XVI века, там иллюстрация к библейским текстам, как раз надписание: отделил Бог свет от тьмы. Свод называется лицевой, потому что весь в иллюстрациях. Там показано, как Бог отделяет добрых ангелов от злых. Духовный космос как бы разделился, произошла брань. Архангел Михаил сказал: «Кто за Господа - ко мне!», и они решительно собрались вокруг него. И нечестивые ангелы были извергнуты в пространство между небом и землей. Они не могли оставаться на небе, потому что сказано: небо принадлежит Господу, т.е. и тем, кто последуют. Они не могли оказаться на земле, потому что в Псалтыри сказано: а землю он отдал сынам человеческим. И вот они болтаются в пространстве между небом и землей, то, что называется поднебесное. Как апостол Павел писал: наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной. Вот это пространство очень опасное, особенно в момент смерти человека, когда его душа восходит от земли на небо. Там эти мытники, бесы. Поэтому, когда мы рассуждаем об ангельских чинах - надо понять, что абсолютно точно мы рассуждать на эту тему не сможем. Мы можем высказывать какие-то гипотезы, предположения. И свидетельство тому то, что отцы говорили: мы знаем, что есть ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Но если у нас кто-то спросит, какая разница между херувимами и серафимами? - мы не сможем сказать. Но мы сможем сказать, что она приблизительно такая же разница, как между животными и людьми, как между растительной жизнью и животной жизнью. Представьте себе. Число семь, кстати, то, что семь небес, это и христианские экзегеты писали на эту тему. Число семь - это не конкретное число. Это неопределенное число в сторону увеличения. Помните, Христос говорил, когда Петр спросил, сколько раз прощать брату, до семи ли раз? Христос говорит ему: не говорю тебе, что до семи раз, но до семидесяти семи раз, т.е. бесконечное количество раз. А Павел был восхищен до третьего неба, это ангельский мир на небесах. И то, что он там увидел, услышал, он потом не мог это озвучить среди людей. Он только вспомнил слова из пророка Исайи: не видел того глаз, не слышало того ухо, не приходило то на сердце человеку. Эти тайны всегда будут оставаться непостижимыми. Я думаю, что даже вечности нам не хватит, чтоб постигнуть все тайны. Потому что блаженство вечной жизни заключается в том, что мы будем возрастать в познании о Боге. Прежде всего - о Боге. А ангелы - это существа, которые удивительнейшим образом приблизились к Создателю, к Богу. Нам, конечно, этого уровня недостает. Хотя святых мы называем именно земными ангелами и небесными человеками, т.е. святой в нашем понимании - это тот, который восполнит число падших ангелов.
Телефонный звонок: - Здравствуйте, дорогой наш батюшка Олег и ведущий Владимир! Это раба Божия Марина из Саратова. Благословите, батюшка, чтоб у меня было много работы. Хочу пожелать вам, батюшка, здоровья, чтоб вы всегда были у нас по воскресеньям, радовали нас своими беседами и вообще вашим миссионерством, бодрости вам желаю, иметь мир в душе. И хочу задать вопрос. Что означает: « чти мать и отца» в заповедях Господа? Вроде понимаешь, как бы послушание, как бы слушаться. Не до конца я это могу понять. Например, если отец не заслуживает этого, а его надо чтить. Второй вопрос. Как творить очищение ума и сердца?
О. Олег Стеняев: - Я, наверное, не успею ответить на два вопроса. Давайте заповедь вспомним. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог твой дает тебе». Это единственная заповедь с обетованием. Обетование - это некое обещание за исполнение этой заповеди. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, т.е. только за исполнение этой заповеди сразу предлагается некая награда. Но не сказано же там: не убивай - и у тебя будет отличное здоровье. Только эта заповедь, заповедь с обетованием. Поэтому секрет долголетия заключается именно в почитании отца и матери. И мы, священники, это знаем, я реально вам говорю. Когда нас приглашают напутствовать умирающих - мы видим: пожилой человек, какая-нибудь бабушка, лет под сто. Первый вопрос, который мы задаем: вы, наверное, очень любили своих родителей? И бабушка начинает плакать от любви к родителям: я их и сейчас люблю. И тогда мы понимаем, почему это. А если нас приглашают напутствовать умирающего, а ему лет тридцать - сорок с чем-то. Первый вопрос: а какие у вас отношения с родителями - и, как правило, человек говорит: плохие отношения. Поэтому исполняя эту заповедь, вы действительно сможете позаботиться о себе. К сожалению, нет времени широко объяснить смысл этой заповеди. Но мне кажется, что надо почитать любых родителей, потому что у нас нет других родителей кроме тех, которых нам дал Господь. А они способствовали в том, что дали нам возможность существовать в этом мире. Отец и мать - это образ творческой силы Бога. Именно родительство уподобляет людей божеству. Бог сотворил первого человека, из ребра его жену. А когда муж и жена соединяются в плоть едину - они уподобляются Создателю.
Владимир Носов: - Батюшка, а молитва об усопших уже родителях вменяется в почитание?
О.Олег Стеняев:- Да, если, например, при жизни мы не могли должным образом выстроить отношения с родителями - мы можем наверстать упущенное, проявляя заботу об усопших, заказывая молитвы за них.
Всего доброго! Да благословит вас Господь!
Добавить комментарий