Перейти к основному содержанию

22:27 28.03.2024

Мне иеромонах сказал, что нельзя с кладбища ничего приносить. Веник, лопату и прочее, скребок, можно их приносить назад в дом свой?

12.01.2017 10:00:41

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/12/17/21-00.html

О.Дмитрий Смирнов: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром вновь с вами в прямом эфире радио "Радонеж". У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов. Я поздравляю вас с наступающим праздником, с днём памяти преподобного Саввы Освященного и прощу помолиться за тяжко болящую Марию.

О.Александр Березовский: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Отец Дмитрий, позвольте начать с такого вопроса. Когда раскаяние переходит в покаяние? Я человек тяжело болящий, лежачий и какие-то дела совершать не могу. Но у меня есть горькое раскаянье в тех грехах, которые я совершил за всю свою жизнь. Вменит ли мне Господь моё раскаяние в покаяние?

О.Дмитрий Смирнов: - Да, если будет терпение своего состояния, если будет отсутствие ропота, если вместо ропота будет на устах: «По делам моим приемлю, и дай, Господи, мне помощь». Никого не осуждать и не раздражаться на тех людей, которые вокруг меня и за мной ухаживают. Это будет говорить о том, что человек достиг жизни христианской, что и есть вершина покаяния.

О.Александр Березовский: - Т.е. безропотное терпение своего положения приводит человека именно к такому состоянию покаяния.

О.Дмитрий Смирнов: - Да.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, дорогой отец Дмитрий и ваш помощник отец Александр! Поздравляю вас с наступающим праздником Святителя Николая. Батюшка, в Псалме  23, который мы читаем при приготовлении к причастию, есть такие слова: " Возьмите врата князя ваша", обращение: князя ваша. Далее: "И возьмитеся врата вечные, и внидет Царь славы". Вы не могли бы объяснить, кто такие князи ваши и какие врата? Я читала в 16-ой кафизме -  есть врата правды. Будьте любезны, отец Дмитрий.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, можно предложить такое толкование. Имеется в виду князь -  тот, кто руководит вождями народа. Управление должно быть именно таким, чтобы пройти врата правды.

О.Александр Березовский: - Господь говорит: подвизайтесь войти тесными вратами.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, это уже если рассматривать, как Евангельское пророчество.

О.Александр Березовский: - Батюшка, а в чем теснота этих врат?

О.Дмитрий Смирнов: - В чем теснота?  Это образ, который искал Господь. Широкий путь вводит в погибель. Действительно, недаром Господь преобразился на горе Фавор. Тем самым дал образ восхождения. Действительно, на гору всегда восходят какими-то широкими дорогами. Но только если специально, с помощью тяжелой техники, динамита -  делают пути, по которым может проехать автомобиль до определенной высоты. Потом всё равно -  тропа и пешком. А вот спускаться с горы можно с любого склона.  Кидаешься вниз и летишь. Если что-то там книзу достигается, во всяком случае,  - это путь, вводящий в погибель с любого склона. Поэтому эти тропы, обычно узки, потому что если какой-то человек прошел по тропе, другой человек старается эту тропу использовать. А протоптать широкую тропу в гору практически невозможно.  Вокруг нее разрастаются дикие растения, и она становится узкой и тесной, окруженная кустами, иногда колючими.  Потому что как только появляется какая-то просека -  все дикорастущие растения устремляются к этому пространству. Поэтому всегда есть затруднения.

О.Александр Березовский: - Но это при восхождении на гору. А Господь нам говорит: подвизаться, войти тесными вратами. Имеет в виду нашу жизнь. В чем теснота в жизни человека?  Сам человек должен её сузить или каким-то образом выбирать этот путь?

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, человек не должен, если он хочет пройти путь христианский, быть сильно обременен житейскими заботами, большим имуществом -  всем тем, что отвлечет его от главной задачи. Тесные врата показывают, что человек, нагруженный большим попечением, не может войти. Ему, чтобы войти -  нужно всё это снять, разгрузиться.

О.Александр Березовский: - Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, всё это продолжение этого образа.

О.Александр Березовский: - Батюшка, а как понять, что важно, что неважно в нашей жизни? Потому что она действительно многообразна, многозаботлива, и порой смотришь: и это нужно, и это нужно.

О.Дмитрий Смирнов: - Это и есть, но сначала -  опыт обучения христианской жизни. Когда-то мне довелось сказать -  это было в Архангельске -  что очень важный был бы в школе предмет: что такое смысл жизни.   Большинство людей, живущих на планете, не имеют смысла жизни или имеют очень расплывчатые понятия. Речь идет о чем?  Что кроме, как заработать или не заработать, выиграть в лото побольше денег -  никакой, в общем, задачи человек себе не ставит. И в результате жизнь проходит впустую с духовной точки зрения. А смысл жизни -  он, конечно, должен находиться внутри человека и вовне. Он должен знать, к чему он должен стремиться. Школа должна бы этому научить. Хорошие вещи алгебра с геометрией, география с биологией, но это совершенно не отвечает главному вопросу: "А в чем смысл моего бытия?". А этот смысл есть, потому что человек, независимо, кто он, высшей алгеброй занимается или председатель географического общества - у него должен иметь  духовный смысл жизни. Свою географию или геометрию  он должен подчинить этому, т.е. во чьё имя он это делает. Кому он это посвящает, свой труд, свою жизнь, какой он отчет несет перед Отцом небесным. Вот это очень важно. Этому надо научить, это человек должен увидеть, и надо обязательно это ему преподать.

О.Александр Березовский: - Но люди и не знают, что они существа  ещё и духовные.

О.Дмитрий Смирнов: - Так вот, самое главное  - нужно им это открыть, путь в тесные врата. Церковь это и делает с каждым новым поколением. Вот поэтому в Церковь новое поколение и приходит. Уже обретая смысл жизни, можно заниматься, чем угодно. Быть лесником или деревообработчиком, на таком простом направлении, как плотницкий труд или более тонкий -  столярный, или совсем тонкий -  резьба по дереву. Чем бы человек ни занимался, всё должно твориться так, как будто делаешь для Самого Господа, в Его славу. Чтобы люди видели твои добрые дела и прославляли Отца твоего, который есть на небесах.

О.Александр Березовский: - Батюшка, когда все люди были научены закону Божьему, все были в курсе того, что они ещё и духовные, что есть духовная жизнь, вечная жизнь -  об этом можно было говорить с людьми. Люди, видя духовные поступки одного из них, научались от него этому. А сейчас люди просто не видят за материальной преградой.

О.Дмитрий Смирнов: - Прекрасно понимаю, но Церковь должна им показать, убедить, рассказать, показать примеры и современная Церковь, начиная с иерархов, потом клир и мирян должны явить этому миру подлинный смысл жизни, как они его нашли в своей. Когда апостолы познали благодать Божию,  люди которые с ними сталкивались -  говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга», и хотели того же. Вот, нам только в этом остается смысл жизни. Конечно, если человек пока не воспринял слово о Боге и Бога  - Слово, о чем с ним можно говорить вообще?

О.Александр Березовский: - Вот многие и сталкиваются с проблемой, что люди не понимают их слов.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. Самого великого Павла в ареопаге не понимали. Так что в этом ничего страшного нет. Надо стремиться, молиться, искать необходимые слова. Как тот же Павел говорит: был со всеми всем, чтоб обратить хотя бы некоторых.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, отец Дмитрий! Батюшка, скажите, пожалуйста, мне иеромонах сказал однажды, что нельзя с кладбища ничего приносить, т.е. я имею в виду, что когда мы ездим на могилки для того, чтобы их убрать или покрасить оградку, берешь определенные предметы, инструменты. Вот вопрос: веник, лопату и прочее, скребок, можно их приносить назад в дом свой? Второй вопрос. Что такое ипакои? Идет тропарь, Богородничны, а потом ипакои, и т.д.

О.Дмитрий Смирнов: - И тропарь, и кондак, и ипакои -  это форма церковных песнопений, просто греческие слова. К слову «тропарь» мы уже привыкли, оно стало для нас как русское, тем более  - аналога нет. Ипакои реже. Поэтому мы относимся к нему, как к одной из форм по месту употребления церковного песнопения, которое при устной молитве просто читается.

Теперь по поводу предметов. Надо обязательно каждому христианину голову всегда оставлять включенной. Конечно, с кладбищ нельзя уносить памятники, это точно, потому что это разорение, нанесение, оскорбления усопшему и тому, кто их поставил. Нельзя уносить кресты с кладбища, потому что крест говорит о том, что здесь похоронен христианин, не надо разорять могилу. Нельзя уносить цветы, потому что не тобой положено, не тобой будет взято. Если следовать вашему совету, как вы поняли слова этого драгоценного нам иеромонаха, то выходит дело, что нельзя уносить скребок, лопату, ножницы для подстригания травы -  хорошо. А можно ли уносить с собой боты, в которых вы пришли? Плащ, который на вас? Шляпу, которая на вашей  голове?  Можно ли уносить с кладбища сумку с деньгами, которая в левой вашей руке или надо всё на кладбище оставить? Во всем должен быть здравый смысл. Поэтому надо головку оставлять всегда включенной.

Телефонный звонок: - Благословите, батюшка, раба Божья Татьяна. Есть крестные матери, крестные отцы, а мы с одной женщиной очень духовно близки и хотели бы быть крестными сестрами. Есть ли такое понятие и можно ли как- то это сделать?

О.Дмитрий Смирнов: - Есть чин в великом требнике, после которого два человека становятся братьями или сестрами. Братание такое есть. Читается молитва, и там поминаются два человека. После этого они могут считать себя братьями или сестрами.

О.Александр Березовский: - Батюшка, Господь говорит, чтобы мы не заботились о земном. И даже говорит: не заботьтесь о том, что вам пить, есть, во что одеться. Но каким образом понимать эти слова, если человек не будет заботиться -  то кто его оденет, накормит, напоит? В приложении к нашей жизни?

О.Дмитрий Смирнов: - Во-первых, он сам без всякой заботы. Дело в том, что большинство людей проявляют многозаботливость. А Господь говорил, что пища нужна, как я, например, понимаю,  такая и столько, чтобы не быть голодным. Обуви столько, сколько сезонов. Так же столько же и пальто, и средняя одежда. Если видишь, что она уже износилась -  приобретай другую, без всякой заботы, пошел да купил. Если магазинов нет -  возьми да сшей. Жизнь дана нам не для того, чтобы в очередях стоять, чтобы приобрести себе какую-то тряпочку. Вот это уже многозаботливость. Хождение по магазинам.

О.Александр Березовский: - Выискивание лучшего.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Вот пришел человек, ему хозяин на прилавок выкладывает, ты смотришь: это лучше, это хуже. Вот возьми, что лучше, в этом нет никакого греха, здравый смысл.

О.Александр Березовский: - т.е. получается, что жизнь мы кладем на поиск того, что, собственно, нам не очень нужно?

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. Возьми любого москвича. Одежды в четыре раза больше, чем ему потребуется на всю жизнь.

О.Александр Березовский: - Есть понятие «мода».

О.Дмитрий Смирнов: - Я слыхал.

О.Александр Березовский: - И человеку как-то хочется соответствовать ей.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, хочется это. Бывает, человеку хочется непотребных вещей. Вот это из этой серии. Тем более, очень многие люди следуют моде, которая им совсем не идет.

О.Александр Березовский: - Но главное, что модно.

О.Дмитрий Смирнов: - Это очень неправильно. Я допускаю, что некоторые модные фасоны могут быть кому-то к лицу. Но когда мода захватывает большие слои населения, то для большинства мода -  это уродство, и по цвету, и по силуэту. И прически теперь новые, с выбриванием разных мест. Это есть натуральное уродство. Поэтому человек не должен тратить свою жизнь и время на уродство.

О.Александр Березовский: - Человеку трудно, батюшка, переключиться с заботы о земном.

О.Дмитрий Смирнов: - А я что кого-то агитирую, заставляю? Вот, какая у меня цель, что я уж не знаю, сколько лет, 20, наверное, а может 25  здесь, перед этим микрофоном нахожусь. Абсолютно никого не собираюсь агитировать. Наше дело христиан: хочешь -  иди, не хочешь -  оставайся дома. Никто, никогда, никого ни в чем не заставляет.

О.Александр Березовский: - Мы видим, насколько Господь в этом плане тактичен к каждому человеку.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. И мы должны быть так же. Поэтому некоторые говорят: а можно скребок домой принести? Для меня это странный вопрос, фантастический. А почему нельзя?

О.Александр Березовский: - Потому, что в людях существует множество всяких предрассудков, которых можно или нельзя.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, но что значит можно? Христианство - это же не религия. Христианство -это вера. Представим себе, вот вселенная, я уже не помню, десять в какой степени её диаметр, необозримое для нас астрономическое число. Вот, Господь создал эту Вселенную. В той Вселенной выбрал маленькую планетку, на ней создал жизнь, и, как вершину этой жизни -  создал человека. Для чего? Чтобы он с кладбища ни в коем случае скребок не принес. А перед этим Он умер на кресте, перетерпел тюрьму, избиение, оплевание, заушение и ещё всяческое глумление устное и плевки, для того чтобы человек знал, что нельзя скребок приносить. Но это же абсурд. Не ради скребка Господь сошел на землю. Нет, совсем нет. А для того, чтобы указать путь. Как может быть преодолен грех, то, что все люди живут в грехе.

О.Александр Березовский: - И что человеку не хватает, чтобы понять этот смысл его?

О.Дмитрий Смирнов: - Я не знаю. Но я считаю, что мы на все лады, насколько у нас хватит ума, образования, физических сил - все христиане должны проповедовать Христа, и, причем распятого.

О.Александр Березовский: - Ох, люди любят проповедовать батюшка.

О.Дмитрий Смирнов: - Опять, проповедовать, если просто сотрясать воздух, то это одно. А если от твоего дела люди действительно обращаются ко Христу, узнают про скребок всё, что им надо знать и относят его домой без всякого страха. Иеромонах испугал до смерти, а что он имел в виду -  мы даже не знаем. Может, он имел в виду чужой скребок?

О.Александр Березовский: - Скорее всего.

О.Дмитрий Смирнов: - Я думаю да, потому что сказал бы: не укради, и дело с концом.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, как влияет отсутствие целомудрия до брака? Почему это так важно, как это влияет сейчас на наш с мужем брак? И как воспитать наших детей в духе целомудрия? Нужно ли это в нашем мире, и получилось ли это у вас? Спасибо.

О.Дмитрий Смирнов: - Как он влияет -  это мы узнаем впоследствии. Вот как на ваш брак это повлияет -  вы должны знать сами. Но из всех млекопитающих только у людей целомудрие обозначено даже физически. Это говорит о том,  что человек особенное существо.  Брак должен быть честен, и ложе должно быть нескверно. Почему? Потому что это угодно Богу, и этим мы отличаемся от всех остальных животных. Чем мы отличаемся? Разумом, словом, религией, браком, стыдом и совестью. У животных нет ни стыда, ни совести. У животных нет религии. У животных нет разума.  У животных нет слова. Поэтому если человек что-то теряет, то он спускается на уровень животного на одну ступень или на две, а может быть на все пять. И мы, действительно, видим в некоторых людях, и даже стоит изолировать, кого на 20 лет, кого пожизненно, потому что они перестают быть людьми.

О.Александр Березовский: - Но многие грехи, которые раньше считались стыдными, теперь проповедуются, считаются нормой.

О.Дмитрий Смирнов: - Совершенно верно.

О.Александр Березовский: - И то за что раньше было можно в тюрьму попасть, например, за спекуляцию, теперь это назвали словом «бизнес», и очень многие даже этим живут.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Я абсолютно в курсе дела. А другие живут рэкетом. А третьи  - взятками. Но самая большая часть людей  -  живут казнокрадством. Одна часть аппарата государства собирает налоги, а другая часть аппарата их ворует себе. Сейчас по телевизору показывают в пыли все, какие-то автомобили роскошные, зачем столько? Явно, что человек уже болящий, а при должности состоял. Ну,  куда ему столько автомобилей?!

О.Александр Березовский: - Надо было вкладывать деньги.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Коллекция часов наручных. Я понимаю, пошел купаться  - и часы волной смыло. Купи себе ещё. Но если богатый, купи дорогие. Но зачем две сотни часов? Если ты вкладываешь -  значит, лишнее. Чего-нибудь сделай хорошее.

О.Александр Березовский: - Батюшка, вот вторая половина вопроса, который нам задали. Как в детях воспитать целомудрие?

О.Дмитрий Смирнов: - Это только если родители будут ко всему относиться целомудренно. Например, смотрят телевизор - и там возникло, что-то нецеломудренное. Папа говорит маме: женушка, выключи, пожалуйста, эту гадость. Ребенок смотрит, мотает на ещё не выросший ус.

О.Александр Березовский: - т.е. всё это  - из семьи.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, только. На уроке физкультуры этому не научишься.

О.Александр Березовский: - Школа, мы знаем сейчас, насколько она действует на детей. Просто разрушающе.

О.Дмитрий Смирнов: - Совершенно верно.

О.Александр Березовский: - И противостоять этому воздействию школы, в которой ребенок проводит большую часть светового дня, очень трудно.

О.Дмитрий Смирнов: - Надо так сделать, чтобы он вообще дома всё время проводил. Организовать школу дома. Но так, как у советских людей засело в голову, что ребенок обязательно должен стать экономистом, или финансистом, или юристом, и т.д. – то так не получается.  Или ещё, не приведи Господь, чемпионом олимпийских игр. Вот сейчас некую мамашу лишают родительских прав, она морила свою дочку голодом, чтобы та сохранила тонкую фигуру для художественной гимнастики. Я сам люблю художественную гимнастику, там красота. Но не такой же ценой! Спрашивается, кому это нужно? Лишать ребенка детства, изнуряющие тренировки, что это такое? И так во всем. Надо видеть главное.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Некоторые священники крестят младенцев полупогружением, т.е. до головы, и на  голову льют. Некоторые стараются полным погружением. Вот меня это смущает, потому что я слышал, что по канонам положено полным погружением. Чего они боятся?  Утопить, или условий нет, купели маленькие, что они младенца ногами толкают?  Правильно ли это или нет?

О.Дмитрий Смирнов: - Да какая разница? Господь наш Иисус Христос, как вы думаете, был полным погружением крещен или нет? Покажите мне хотя бы одну икону, где Он полным погружением в реку Иордан был крещен Иоанном Крестителем! Неужели от количества воды что-то зависит? Вообще ничего. Ни один специалист по правилам Церкви никогда не скажет, что если у ребенка макушка торчала или полголовы -  то это крещение неполноценное. Ни один не сможет. Все признают крещение полноценным. В древней Церкви вообще только в холодной воде крестили, а сейчас подогревают. Некоторые ревнивые мамаши даже локтем проверяют, как не горячо ли, не холодно, т.е. не доверяют никому. Мало ли есть, какие реалии, которые понуждают? Я понимаю этот страх. Однажды я крестил своего племянника. Был такой случай. Я крестил погружением, раз, два, три. Вынимаю -  а он молчит. Я его бью по попке -  он молчит. Я его поворачиваю лицом к себе, уже в ужасе молюсь Богу, весь красный, покрылся потом -  он на меня смотрит и улыбается. Я испытал просто ужас, поэтому я понимаю тех священников, которые испытывают ужас. Может, у них тоже такое было? Представляете, чуть своего племянника не утопил, а на самом деле  - нет. Я просто хорошо закрыл ему нос и уши, он даже не успел понять, что с ним происходит. А температура воды была просто идеально подобрана, что он даже не почувствовал, холодно ему там было или наоборот излишне тепло. Просто  раз, два, три -  и всё. Вас смущает, да? Так знайте, мой дорогой, любое смущение -  оно от дьявола.

О.Александр Березовский: - Наших солдатиков, которых отправляют в горячие точки, часто священник крестит перед заданием, на которое они уходят. Приходят и говорят: батюшка, покрести; не знаю, вернусь  - не вернусь, но верую. Проводит беседу и крестит. А там порой купели и не найдешь, в лучшем случае -  тазик, и крестят.

О.Дмитрий Смирнов: - Ну, кто скажет: нет, это крещение не действительно? Что второй раз надо крестить? А это уже серьезное нарушение. Символ Веры гласит: исповедую едино крещение. Но не сказано, единое крещение с полным погружением там, в тазу, в бочке или в Черном море.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, отец Дмитрий и батюшка  Александр! Это Михаил из Москвы. Отец Дмитрий, у меня краткий один вопрос. В православной Церкви есть понятие «доброделанье». Но добро я знаю, благо я знаю, а вот доброделанье -  что конкретно я должен делать?

О.Дмитрий Смирнов: - Например, едете в автобусе и видите: на остановке какой-то гражданин отбирает сумку у женщины. Вы кулаком стучите в кабину, просите открыть -  а вам не открывают. Вы двумя руками сгибаете дверь, выпрыгиваете и бьете ему в челюсть -  тому, кто сумку отбирал. Вот это называется доброделанье.

О.Александр Березовский: - Такой всем известный пример, как Александр Невский рубил рыцарей на озере.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, очень хорошее сделал добро. Разрубал от плеча до седла. И они -  на две половинки, и раз! -  обе половинки тонули. Зато мы теперь православные. А так бы, как говорил Тарас Бульба, были бы католические недоверки. Но это тоже художественный образ, мы их уважаем, и наша вера идентична, католики -  тоже христиане. Но у них отношение к нам было на протяжении веков как  к людям второго сорта, и поэтому они хотели нас все время в католический обряд привести.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Меня зовут Элени, я звоню из Афин, из Греции. Я хотела у вас спросить, вот у меня иконы, они во всех комнатах. Или они должны быть только в одном месте?

О.Дмитрий Смирнов: - Но почему? Мы же живем в разных комнатах и в каждой комнате мы можем помолиться. Обычно у нас, у русских, мы иконы не размещаем в ванной комнате или в туалете, а во всех остальных, даже в хлеву, где мы содержим скотину -  мы вешаем икону.

О.Александр Березовский: - С тем, чтобы, повернувшись к ним, помолиться.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, перед тем, как доить корову. Ну,  а потом, мы же стада освящаем! Я два раза освящал домашних животных, коров, свиней. Вот не помню, овцы были или нет.

О.Александр Березовский: - Т.е. это к вам с такой просьбой обратились.

О.Дмитрий Смирнов: - Да.

О.Александр Березовский: - Раньше вообще на Руси к этому очень серьезно относились.

О.Дмитрий Смирнов: - Потому что крестьяне очень хорошо понимали, что то, что они завтра будут есть -  зависит от Бога. И урожай, и принесет ли приплод домашняя скотина. Вот она, их еда, на глазах вырастала, и они понимали: всё зависело от Бога. Потому что никакой ветеринарной службы не было, только в конце XIX века появились врачи- специалисты. А так все именно простым способом, от поколения к поколению.

О.Александр Березовский: - И хоть были они необразованные в своем большинстве, а вот вера среди крестьян действительно была особая.

О.Дмитрий Смирнов: - Главное -  образование.

О.Александр Березовский: - Они в своей жизни вкусили этого общения с Богом.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. Поэтому все эти социалистические утопии, для которых Россия стала испытательным полигоном, предполагали уничтожение крестьянства. Потому что, что такое крестьяне? Это же христиане. Просто это два тождественных слова. Оно у нас приняло вид, как ремесло, а на самом деле имелось в виду совсем другое. Это вероисповеданье именно христианства.

О.Александр Березовский: - И эта крестьянская вера, насколько она потрясала многих, даже писателей!

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, было целое направление славянофилов, и вообще -  это движение в народ. Потому что люди задумывавшиеся видели в этом правду нашего бытия. Этих великих тружеников, кормильцев.

О.Александр Березовский: - Сейчас тоже люди, очень любят всё освящать: квартиру, машину, дом.

О.Дмитрий Смирнов: - На здоровье, чего в этом плохого?

О.Александр Березовский: - Всякие изделия собственных рук даже приносят в храм.

О.Дмитрий Смирнов: - Это очень естественно. Они, таким образом, как бы приносят то, что у них есть, Отцу небесному и просят Его благословения. И через святую воду, не то, что эти предметы становятся сакральными, нет. Хотя и говорят: освященное яйцо на Пасху -  да нет, это просто благословлено как разрешение от поста. Нельзя сказать, что это освящено так же, как освящается вода.

О.Александр Березовский: - Но всё-таки это приобретает некое особенное свойство, нет?

О.Дмитрий Смирнов: - Да, т.е. вещь для христианской семьи, у которой есть домашняя Церковь.

О.Александр Березовский: - Т.е. Богу угодно, когда человек приобретая нечто, испрашивает Божьего благословления.

О.Дмитрий Смирнов: - Для Бога самое главное, чтобы каждая семья была домашней Церковью. И чтобы каждая семья была христианской. Вот что Богу угодно. А как это будет выражаться, это не столь важно. Потому что Бог не во внешнем. Как крестьянин говорил: Бог не в бревнах, а в ребрах. Крестьяне, как говорили, храм не строй, а сироту пристрой. Понимали, что главное вообще, чего Бог ждет. Ждет Бог милосердия.

О.Александр Березовский: - Милосердие - это такая нить, через все Евангелие проходящая.

О.Дмитрий Смирнов: - Это самое главное, Бог нас этому хочет научить. Потому что животные не знают милосердия. Тигр милосерд, когда он сыт, а когда он хочет есть -  он тебя съест за милую душу. А человек, он может потерпеть и даже свой хлеб отдать ближнему.

О.Александр Березовский: - Батюшка, а почему нам Господь такую высокую планку в милосердии устанавливает? Будьте милосердны, как отец ваш Небесный.

О.Дмитрий Смирнов: - Да дело не в планке. А дело в том, что Господь хочет, чтобы мы поняли, почему мы должны быть милосердны. Потому что Отец милосерден. А если ты хочешь быть Сыном Бога вышнего -  и ты должен быть милосерд. Тогда, как сын, ты наследуешь Царство Божие.

О.Александр Березовский: - Царство святого Отца своего.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Ты тогда и наследник. Но ты можешь быть наследник, когда ты похож на своего Отца. А если ты полная отцовская противоположность -  какое тебе Царство Божие? Извержен будешь вон, и там будет плач и скрежет зубовный. Извержен вон, т.е. изначала по замыслу Божьему, ты должен быть сыном Божьим.

О.Александр Березовский: - Этот плач и скрежет зубовный создает такое чувство безысходности.

О.Дмитрий Смирнов: - Если ты хочешь быть жестоким и немилосердным, жадным и ещё хочешь в Царство Божье? А как, если оно внутри тебя? Как благодать Божья может войти в жестокое сердце? Это же невозможно.

О.Александр Березовский: - Батюшка, но праведники едва спасаются.

О.Дмитрий Смирнов: - Вот именно.

Телефонный звонок: - Я бы хотела спросить. Будет ли не благоговением выбрасывать в мусор скорлупу от освященных яиц? Спасибо.

О.Дмитрий Смирнов: - Будет. Успокойтесь, будет.

О.Александр Березовский: - Вся наша жизнь, батюшка, к сожалению, состоит из внешних условностей.

О.Дмитрий Смирнов: - Скорлупок, конечно. Скорлупки  - самое главное.

О.Александр Березовский: - Растолочь и съесть.

О.Дмитрий Смирнов: - Вообще-то, особенно, если женщины беременная -  в этом нет ничего плохого. Но надо спросить, с чем есть, потому что кальций в чистом виде не усваивается.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшки! Отец Дмитрий, у меня такой вопрос. Если начинают вспоминаться и мучить уже исповеданные грехи - нужно их ещё раз исповедовать, или Господь попускает, чтобы не возгордиться?

О.Дмитрий Смирнов: - Второе. Мне даже один старец сказал, что это потерпеть надо, а то нагрешили -  и хотим жить комфортно, и чтобы нас вообще ничего не беспокоило, головки чистые, как у младенцев. Нет уж.

О.Александр Березовский: - т.е. совершенный грех будет тебе как некая верея, верига на душе.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, может быть верига, верея, обязательно.

О.Александр Березовский: - Батюшка, такой вопрос к нам пришел. После вашего выступления решили воспитывать детей дома сами, муж согласился. Но восстали против такого решения родители семьи. Папа сказал: только через мой труп. А мама сказала: я пойду тогда в опеку на вас писать донос. Женщина спрашивает, как быть, если действительно пойдет? Ведь есть опасность.

О.Дмитрий Смирнов: - Ничего страшного, есть Конституция. Прежде, чем заниматься домашним образованием детей, нужно изучить все законы, Конституцию, Закон о образовании, и всё. Никакая опека ничего никогда не сделает, если увидит порядочных родителей, и услышит, как бойко дети в третьем классе наизусть читают Евгения Онегина.

О.Александр Березовский: -  Пишет: «Семья бедная, и как увидят условия, в которых мы живем, могут возникнуть неприятности».

О.Дмитрий Смирнов: - Причем тут это? Одно дело -  бедность, а другое дело -  чистота, порядок. Бедность -  не порок.

О.Александр Березовский: - Т.е. эти люди из опеки....

О.Дмитрий Смирнов: - Да там нормальные люди в опеке.

О.Александр Березовский: - Но, видно, такой образ этих людей создали, что у них цель  - отобрать.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, если цель -  отобрать, то это государственные преступники. Но цель-то не эта, другая совсем. Поэтому пусть мамочка идет. Я уверен, что она никуда не пойдет, во-первых. во-вторых, это будет абсолютно безрезультатно. А в- третьих, мамочка привыкла вообще управлять тем кораблем, куда она не имеет право даже ногу поставить. Ибо сказано: оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину. Вот и всё. А чего это бабушка будет тут командовать? У меня один дружок, у него мама была, может быть, и верующей, но совершенно нецерковный человек. Она тоже при всех возмущалась: то не так, это не так. И он ей однажды сказал: бабушка, ещё одно слово против Бога,  Церкви и нашего образа жизни -  и ты никогда в жизни больше не увидишь внуков. И что же? Бабушка переменилась. А вы помолились на ночь?

О.Александр Березовский: - Видать, сильно любила внуков.

О.Дмитрий Смирнов: - Да нет, вообще женщина прекрасная. Просто так воспитывали советских людей, особенно женщин. Они всё знают, всё умеют, они заводами управляют, государствами. Красная косынка  - и всё, вперед.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+