Перейти к основному содержанию

07:45 26.04.2024

Ложь во спасение. Можно ли пускать ее в ход? В каких случаях? У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов и о. Александр Березовский.

27.12.2013 13:38:19

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов и о. Александр Березовский.

 

- Почему в паре мужчина — женщина кто-то всегда любит больше, страдает больше из-за безответной любви, больше переживает за отношения, чем другой? Разве так должно быть?

- Что значит больше и меньше? Любовь точно измерить трудно. Это же не сыпучее вещество!

- И у каждого своя мера.

- Да, своя мера. Даже у одного дерева все листья разные. И потом, у любви такое свойство, что она может расширяться, может оскудевать. Поэтому в процессе жизни всегда нужно стремиться, чтобы была гармония.

- А она вообще-то возможна в нашей жизни? Люди порой живут несчастливо, не могут найти общий язык.

- Но ведь большинство людей, по моим наблюдениям, и не стремится к такой гармонии. Сегодня ко мне пришла симпатичная молодая женщина и говорит, что она с мужем все время спорит и при этом часто оказывается права. Я спрашиваю: «А вообще-то какая у тебя задача? Прийти в конечном итоге к разводу?» То есть человек повинуется страстям. Такое отношение к жизни противоположно Божьему замыслу о человеке. Но мне кажется, она не услышала.

- Как-то на вопрос: «Зачем ты кричишь на своих детей?» - был такой ответ: «Я их люблю и очень за них переживаю, поэтому и кричу». Я хочу им добра.

- Замечательный пример. Люблю и поэтому делаю их психопатами. Человек считает, что если он переживает, то он в своем праве. И ты хоть кол на голове теши. Вот пожилая женщина говорит: «Я для детей все делаю, а они чихать на меня хотят». Ну, тут какие-то советы невозможны, потому что человек все равно будет продолжать  делать то же и получать в ответ пинки и подзатыльники. Каждый хочет делать то, что он хочет, а в ответ получает то, что он сам себе заказывает. Ему и в голову не приходит, что перед ним самостоятельные личности и что надо искать гармонию в отношениях даже с собственными детьми.

 

- В фильме «Иуда» — не знаю, смотрели ли вы его, — вопрос о лжи во спасение. Можно ли пускать ее в ход? В каких случаях? Или это неправильно, все равно надо жить по честности. В этом фильме Спаситель, я так поняла, ложь не принимает. Ваше суждение на этот счет?

- Это зависит от ситуации. Мы об этом говорили уже много раз. Не знаю, сколько я здесь сижу, лет двадцать, наверное. И я всегда приводил один и тот же пример: бежит человек, спасается от того, кто хочет его зарезать. Забегает в квартиру на первом этаже и говорит: «Спрячьте меня». Его прячут в шкафу. За ним вламывается тот человек, который хочет его зарезать, и говорит: «Такой-то не забегал?» И этот как честный человек говорит: «Забегал. В шкафу сидит». Абсолютно честно, потому что Бог не приемлет никакой лжи. Тот его достает из шкафа, режет и уходит по своим делам. Все по-честному. Вот на этом объяснении мы закончим, а я посоветую включить в оборот такую вещь, как голова. Если головой пользоваться, сначала неумело, потом все лучше и лучше, то наконец научишься.

 

- Является ли ранимость признаком гордыни?

- Нет, не является. Гордыней является тот способ, каким человек проявляет эту ранимость, тонкость душевной оболочки являет вовне. В этом может проявиться гордыня, может – смирение. Ранимость - это свойство души человека, такое же качество, как и физическая сила. А вот как эта ранимость проявляется… Как и сила. Она может проявляться благородно, а может по-хамски.

 

- Батюшка, сталкивались ли вы с тем, что воцерковленный человек считает себя лучше того, кто невоцерковлен? Из-за чего это происходит?

- Из-за гордости. Потому что воцерковленный — это тот, который более или менее близко знает карту, но никуда по этой карте еще не пришел. Он просто изучил, хорошо ли, плохо ли, географию того маршрута, по которому ему надо идти.

- И уже этим превозносится?

- Ну да. А это ничего не значит. Человек может хорошо знать поэзию, но при этом поэтом не быть. Он может быть блестящим учителем рисования. Был такой преподаватель в академии, Чистяков. Он научил рисовать и Врубеля, и Серова, и всех наших самых лучших художников, а сам не был художником. Судя по тому, как он понимал карандашный рисунок, он был очень толковым педагогом, сами ученики его, наши гениальные художники, это подтверждали. Воцерковленность - это усвоение определенных знаков, вех, указаний, страниц. Если человек прочел книгу, это же не значит, что он ее написал или он ее понял.

- Освоил человек вехи. А что мешает ему двинуться по тому маршруту, который он освоил?

- Большинству - упоение собственной гордыней: человек думает, будто что-то из себя представляет.

- То есть самомнение.

- Ну да. Детское понимание задач христианства.

- А чтобы сдвинуться, что вообще нужно человеку? Смириться?

- Нет. Движет человеком только покаяние. Если есть покаяние — есть движение. Нет покаяния - это уже все, застой или падение. Застой долго длиться и не может. Камешек же, когда бросишь вверх, летит, потом его скорость ослабевает, потом он замирает, а потом начинает падать вниз все с большей и большей скоростью. То же самое и здесь.

- То есть либо человек продолжает двигаться вверх, через покаяние и благодать Божию возноситься к небесам…

- Совершенно верно.

- Либо он стремительно падает вниз.

- Да.

 

- Сын шести с половиной лет поставил меня в тупик. Я ему с младенчества объясняю, что алкоголь - это яд. Сама полностью отказалась от его употребления, чтобы не показывать дурной пример. А недавно мы слушали Евангелие о чуде в Кане Галилейской и он спросил: «Почему Господь превратил воду в вино?» Что ему ответить?

- Ну, сказать об алкоголе, что это яд - неполная информация. Поэтому пусть раба Божия изучит литературу о вине и исходя из полученных знаний прочтет лекцию своему пытливому сыну.

- То есть можно сказать, что женщина обманула своего ребенка?

- Нет, так нельзя сказать. Раз ты задаешь такие вопросы, это свидетельство того, что ты у меня еще не подрос. Алкоголь - яд. Но помимо этого у вина есть еще другие свойства. Например, «вино веселит сердце человека» — это в Псалтыри сказано. Поэтому люди испокон веков, тысячи лет, выделывают вино из винограда. Это благословенный Богом плод. Сам Христос себя сравнивал с лозой. Поэтому на пиру допускается некоторое количество вина - для того, чтобы люди радовались. Но это должно быть строго в меру. Вот символ фармакологии - змея, которая обвивает сосуд. Фармакология - это искусство приготовления ядов, которые в малых дозах могут быть весьма полезны при разных болезнях. Употребление же их в больших количествах приводит к смерти. Если съесть два миллиграмма сулемы, то будет рвота. Если полстакана - умрешь на месте. Вообще, чтобы с ребенком разговаривать, нужно книжки читать. Тогда он будет развиваться. А если говорить: «Мал еще, потом узнаешь…» Ну, в крайнем случае звоните на радио «Радонеж».

 

- Мой муж пьет. Скажите, могу ли я у него карточку забрать, деньги? Три сына - и ничего с ним сделать не можем. Он говорит: «Как пил, так и буду пить». Сыновья, слава Богу, у меня непьющие.

- Если человек не хочет бросать пить, то никогда не бросит. Но у нас какая задача? Если его лишить денег, ему придется побираться или ждать, кто нальет. Что значит «могу ли забрать»? Я не знаю, можете вы или нет. Может быть, он эти деньги прячет? Я не понимаю, в чем суть вопроса.

- Ну, вопрос опять же в том, что одному человеку хочется переделать другого.

- Вряд ли он бросит пить, если мы раз или два возьмем его заначку. Разве на то время, пока ищет деньги. Ну, возьмет что-нибудь из дома, отнесет в ломбард или найдет место, где можно это продать, и пропьет.

- Для многих семей, где есть такая беда, это вопрос очень насущный: что я могу сделать для него и для семьи?

- Ничего.

- То есть эта ситуация неразрешима?

- Нет, чудеса бывают. Я сам бывал свидетелем чудес. Вот у меня сосед по деревне. Лет сорок пять ему было, он шел пьяный и упал в снег. Стал замерзать и уже почти замерз, когда другой сосед увидел и поднял. И это так его поразило, что он дожил до девяноста лет и ни разу больше не пил. Ну, это же чудо. Звали его Илья. Кто хочет помолиться об упокоении души замечательного такого мужика, пожалуйста.

- То есть семье остается только молиться?

- Он-то сам захотел... А молиться мы можем всегда, что же в этом плохого?

- Господи, сотвори чудо.

- Что бы Господь ни делал, это всегда чудо. Ну, например, русский народ заметил такое чудо: гром среди ясного неба. Бывает такое? Бывает. Так что у Бога все бывает. Рождение ребенка разве не чудо? А когда липа цветет? А когда буря на море? Да все, что Господь делает, все чудо.

- Одному Господь чудесным образом подает исцеление, а другой умирает. Почему такая несправедливость?

- А потом тот, кому дали исцеление, тоже умирает. Просто время не пришло.

- Но тем, кто рядом, это непонятно.

- Ну, если непонятно, я тут ничего не могу сделать, но каждому человеку на земле с трех лет известно, что люди умирают. Некоторые умирают немножко раньше. У нас сейчас в среднем мужчины живут до пятидесяти восьми лет. Если умер в пятьдесят лет, это, конечно, рановато. Если умер в девяносто, очень хорошо. А если перед этим двадцать лет лежал, то очень жалко, но теперь он отмучился. Ну, и так далее.

- Когда человек пожил, оно вроде как…

- Это замечательные слова: вроде как. Ведь еще очень важно, как прожить. Вот этот мужик пьет каждый день. Представляешь, если ему сейчас отпустить срок жизни сто пятьдесят лет? Да он в гроб сведет и жену, и детей. Кому от этого радость? Он же мучитель!

- Про таких спрашивают: «Почему Господь его не приберет?»

- Мы же не знаем. Значит, Господь надеется, что какие-то, может быть, у него будут озарения, прозрения. Может быть, Господь ждет покаяния.

- И окружающим посмиряться надо.

- И это тоже. А может быть, Господь ждет, чтобы его выгнали на улицу? Может быть, это его проймет? Разные обстоятельства приводят человека к покаянию.

 

- Ни разу не доводилось видеть, чтобы православный священник курил. Батюшки по своей воле отказываются или на этот счет есть предписание? И вообще совместимо ли православие с табакокурением?

- Таких предписаний, конечно, нет. Наши предписания обычно датируются древними веками, а курение у нас совсем недавно, только с XVIII века. А то, что это вредно, поняли только в XX. Священники по своей воле отказываются от курения. Вот в XIX веке бывало, что священники курили, никого это не смущало. Но все же это проявление слабости, это зависимость. Сейчас, когда все человечество знает, что табак убивает, священнику курить - значит подавать плохой пример своей пастве.

- Курильщика называют медленным самоубийцей.

- Ну, бывает рак гортани или легких. Это у всех по-разному развивается, бывает, что и очень быстро.

 

- Греховно ли заниматься легальным алкогольным бизнесом, работать в сфере производства и продажи алкогольной продукции?

- Если водки, то безусловно. А если хорошими качественными винами, то нет.

- Про вино сказано в Писании, а про водку ничего не сказано.

- Помню, мне в школе на выпускном экзамене по химии достался вопрос: получение спирта. Поэтому я это очень хорошо знаю. Водка - это абсолютный яд, ее вообще нельзя пить. Во-первых, только большевики, да и то в 1932 году, стали выпускать эту гадость. К ней происходит быстрое привыкание. Такого напитка на Руси никогда не было.

- Как, до революции не было водки?

- Нет. Было так называемое белое вино, полученное перегонкой. Это совершенно другой градус. А водка мало того, что не содержит никаких веществ, это ректификационный химически чистый спирт, разбавленный водой. Поэтому она из организма высасывает, как вакуумом, все полезные вещества и очень быстро создает зависимость и абстиненцию. Все похмелья - это из-за того, что большевики стали гнать водку в ужасающих количествах из всего, что попало.

- Хорошее вино сейчас тоже не вдруг найдешь.

- Мы вообще живем в эпоху тотального жульничества.

- Да, этикеткам никто не верит.

- Ну да, полиграфия на высочайшем уровне. Да и деньги напечатают хорошие такие, не отличишь, и в банкоматах раздают. Поэтому тут надо искать, как при советской власти искали знакомых, которые могли бы колбасы достать или еще чего-то. Сейчас и медицинские услуги, и товары - все нужно доставать только через людей, которым ты доверяешь. А водку надо просто исключить категорически. Если кому нельзя вино по состоянию здоровья, то можно виски пить, только натуральный, не паленый, с соком, с водой, со льдом. Чистый - это крепковато. По крайней мере, продукт натуральный, не ректификат. Ректификат - это как дистиллированная вода. Если ты будешь пить дистиллированную воду, это просто отрава для организма. Пить лучше живую воду, из источников. Даже из крана водопроводного не рекомендуется, ну, только в крайнем случае. Зачем хлором убивать всю флору в желудке? Так же и водка. Это от начала и до конца отрава. Народ-то и больной из-за водки.

 

- Я прочла недавно о втором пришествии, и там было опубликовано письмо, исповедь сверхчеловека 1991 года, один из последних документов тайны беззакония. Он был опубликован еще в 1922 году. Как-то после этого письма страшно за своих детей и внуков. Не подскажете, как нам дальше жить?

- Я сейчас вам дам расписание вашей жизни, вы все запишете и будете прямо так жить по расписанию?.. Это же смешно. Я тоже читал, но уже забыл все эти письма. Если человек живет с Богом, то ничего не страшно.

- Батюшка, а насколько можно доверять таким пророчествам?

- Надо говорить конкретно, а я уже не помню. Читал, когда книга только вышла, где-то в 90-х.

- Ну а ваши впечатления? Может быть, вы помните: с доверием или без доверия?

- Понимаешь, я ко всем таким вещам отношусь совершенно спокойно. Меня эти всякие пророчества как-то не пугают.

- Ваше любимое пророчество: будет то…

- Что будет. Да, это точно, оно будет. Поэтому как жить? Трудиться, креститься и слушать радио «Радонеж».

 

- Хотел задать вопрос относительно олимпийского огня, который сегодня опустили на дно Байкала. Перед этим его поднимали в космос. Это же язычество. В Греции сама эта церемония была языческая. Мы тем самым оскорбляем нашу Русь, Святую Русь. Почему молчит наша Церковь, Священноначалие, Священный Синод, Патриарх? Оскверняют нашу землю, а они молчат.

- У нас в стране делается много ужасных вещей. Например, окурки бросают из окна автомобиля прямо на проезжую часть. Тем самым оскверняют улицы наших городов. Почему молчит Святейший Патриарх? Вокруг водоемов и в лесах горы мусора. Почему Священный Синод молчит? Если сейчас начать перечислять все, то нам до следующей пятницы не хватит времени. Вы говорите, что это язычество? Конечно, ясно, что язычество. Допустим, Священный Синод не промолчал, а сказал ай-я-яй! И дальше подписи членов Священного Синода. Дальше что? Как он булькал в Байкале, так и будет булькать. Неужели вы думаете, что если Священный Синод по этому поводу сделает заявление, то что-то в нашей стране изменится? Тем более что зажигали его в Греции.

Если что-то удается, например: остановить бомбардировку Сирии, или сократить количество абортов, или безумное пьянство, такие вещи, от которых гибнут люди, - то слава Богу! Разве мы сами, русские люди, не оскверняем свою землю пьянством, блевотиной, кровью убитых? Разве не оскверняем нашу жизнь разводами? О вещах глобального плана Священный Синод выносит свое суждение; когда требуется разъяснение или соболезнование. А так Священный Синод собирается три-четыре раза в году. И по поводу булькающего огня… Ну, организаторам показалось, что это будет привлекать внимание. С одной стороны, на самую большую глубину, а с другой стороны, на самую большую высоту. Вы хотите требовать от них христианского сознания? Но разве возвеличивание спорта до высоты государственного мероприятия это не язычество? Язычество. А с другой стороны, это бизнес-проект. Чем больше он будет привлекать внимания, тем больше организаторы надеются выручить денег. То есть это элемент рекламы.

А с точки зрения осквернения… По сравнению с тем, как мы сами, граждане России, оскверняем нашу землю… Да возьмите велосипед, проедьтесь по России! Поля, которые обрабатывали по 800-900 лет, заросли уже подлеском толщиной с ногу. Это что, не осквернение, не наплевательство на труд наших предков? Так что надо вам как-то пошире думать.

 

- Когда человек крестится, он дает обет, что будет жить по заповедям. И нам говорят, что если вы согрешили, то надо каяться. Почему такая неравноценность с брачным обетом? Если люди нарушили прочие заповеди, им говорят, ладно, не переживай, просто исправляйся; а если нарушили верность в браке, то брак рушится. И нарушения монашеских обетов не прощают, тут сразу выпадение из ангельского чина. Мне как бы непонятно. Людям труднее всего на всю жизнь решить, что они от всего отказываются. Может, они действительно ошиблись и это не их путь? Но все равно они не прощаются. Отчего так?

- Вы замечательные слова сказали — «как бы». То есть, понимаете, сударыня, вы не во всей полноте владеете предметом. Если вы хотите изучить монашескую жизнь, пойдите в монастырь, поживите там послушницей сколько-то лет, года три например. Потихонечку разберетесь, что там прощается и не прощается. На самом деле обет крещения так же серьезен. Если кто-то вам что-то говорит, пусть этот человек приходит к нам в студию, мы с ним объяснимся. А на самом деле это совсем не так. Есть церковные правила, каноны. И бывает, что и монашествующие согрешают, а совет старцев в монастыре выносит рескрипт, чтобы их простить. Такое тоже бывает. Поэтому вы, наверное, недостаточно осведомлены об этом. По вашему голосу чувствуется, что вы человек еще молодой. Ну, кто-то вам сказал, а вы и уши развесили, все приняли на веру. Жизнь многообразна.

- Вообще церковные каноны, батюшка, достаточно строги. Сейчас эта строгость немного ослабла. Полезно ли это людям или, наоборот, расхолаживает?

- Дело в том, что эпохи разные. Ни в какую эпоху не было развращающего детей интернета. Никогда еще не было такой ситуации, чтобы родители не знали какого-то греха, а это знали бы их дети. А сейчас дети спокойно пользуются всякими мобильными телефонами, а родители даже и знают, как они устроены. Ребенок может под одеялом всю ночь смотреть порнографию, а родители даже не догадываются об этом, считают, что он спокойно спит. Ну разве можно было в XIX веке представить, что мама не контролирует, что дети читают или с кем они дружат?

- Может, как раз ослабление требований (будем брать церковных людей) и привело к такому состоянию? Что людям все прощается?

- Известный богослов еще в XI веке говорил, обращаясь к священнику: «Ты прощаешь и разрешаешь? А Бог и не прощает, и не разрешает». Люди приходят на исповедь и говорят: «Вот хожу на исповедь, говорю одно и то же, а на следующий день то же самое делаю». Это потому, что тебя Бог не простил. Что значит «Бог простил»? Значит, у тебя был грех, а сейчас его нет, и не только нет, а ты даже забыл, что он был. Вот это простил; это называется изгладить. Почему это так называется? Потому что была морщина, а теперь ее нет, как утюгом разгладили. Вот, собственно, и все. Ну, тебя могут простить чисто технически: ты внешне остался в том же положении среди людей. Ну а Бог-то что? Он тебя разве простил? Это уж ты сам с Ним договаривайся.

- То есть, если грех остается на тебе, это свидетельство того, что Бог не принял твое покаяние?

- Разумеется. Покаяние - это когда приходит Дух Святой. Это же таинство, Христос невидимо стоит за тобой во время твоего исповедания. Ты не к священнику пришел каяться, он только свидетель, каешься-то ты Христу. Так что все как было, так и есть.

- Человеку нужна внешняя строгость, а ее сейчас порой и недостает.

- Ну пожалуйста, давай выгоним всех, нет проблем. Сейчас если даже человеку что-то сказать, он обижается.

- Да, с этим приходится все время сталкиваться.

 

- Может ли ребенок полутора лет видеть не только Ангелов, но и бесов? Если да, то за что и нужна ли отчитка ребенка в таком случае?

- Нет, не нужна. А видеть? Все бывает.

- Из-за чего это может происходить?

- Этому может быть много причин. Это могут быть грехи родителей, как правило.

- То есть страдания ребенка - это скорее обращение к его родителям?

- Это всегда. А уж полуторагодовалый не может собой управлять и нести какую-то ответственность за это, но бесноватым он может быть.

- Батюшка, а вы не сталкивались с тем, что во взрослого человека вселялся бес?

- Я даже сюда ехал с одной женщиной, и она мне говорила: «В меня бес вселяется порой». Я сам был этому свидетель.

- Пока человек не распахнет свою душу, туда бес не вселится?

- Разумеется.

- А воспрепятствовать его поселению как-то можно?

- Построже проводить свою христианскую жизнь.

- Я почему спрашиваю? Мне одна женщина говорила, что с ее дочкой как раз произошла эта беда. Была замечательная девочка, сейчас ей двадцать один год, и вот буквально подселился бес. Человек полностью изменился и тяжко страдает. Они и в монастыри ездили, и просили молиться. А самое главное, не понимают, почему это произошло. Семья вполне благочестивая, молящаяся, а вот такое испытание было послано.

- Это не всегда бывает понятно.

- Но ведь, пока не поймешь причину, не сможешь искоренить ее.

- Ну почему? Все изгоняется молитвой и постом. Если читать Евангелие, то там все есть. Там не сказано: «Пока кто не поймет почему, он не исцелится». Ничего подобного.

- Молитвой и постом…

- Читал?

- Батюшка, читал.

- Вот и я читал сколько раз.

 

- У меня пятеро детей малолетних, и батюшка супруге порекомендовал больше не рожать. Как к этому относиться?

- Я думаю, что батюшка пошутил.

- Нет, это была не шутка.

- Ну, не знаю, надо у батюшки выяснять, а не у меня. Я вот всем рассказывал, тут у меня было такое счастье, я познакомился с женщиной, зовут ее Надежда. Она родила восемнадцать детей. Я был просто счастлив, смотрел на нее как на живую икону. Такая прекрасная женщина, молодая, красивая и восемнадцать деток родила. Как вообще священник может вмешиваться в чью-то супружескую жизнь? Кому кого рожать — может быть, еще какого цвета нижнее белье носить? Каким одеялом укрываться, когда они с мужем на ложе? Это какой-то батюшка попался странный.

 

- Можно ли пройти исповедь по мытарствам блаженной Феодоры? Был случай отказа батюшки, он сказал, что ее мытарства недостоверны.

- Наверное, я бы тоже отказал, потому что двадцать мытарств - это очень долго, другому народу ждать придется. Когда человек пришел к батюшке один, вот тогда можно пройти такую процедуру. Когда у нас будет священников вместо тридцати тысяч, как сейчас, триста тысяч, тогда каждый батюшка будет с удовольствием. Сейчас просто на это времени нет. Один одно придумает, другой другое, третий третье, а священник должен все это выполнять.

- Обижаются, если батюшка не дослушал.

- Обижаются, я знаю. Обижаться не надо, это грешно.

 

- Муж много лет отказывается работать без уважительной причины. Разговоры о необходимости работать вызывают только злобу и раздражение. Как лучше поступить? Не провоцировать его и не заводить эти разговоры или можно все-таки что-то изменить?

- Ну какой дурак будет работать, когда тебя и так кормят, поят и обстирывают? По-моему, он совершенно прав. А еще будут молчать, не раздражать — вообще отличная жизнь. Сидишь, телевизор смотришь, нормально. Чего-то как-то душновато — пошел погулял. Соскучился — сходил к друзьям. Может, нальют, я имею в виду чай. Посидели, поговорили, в доминишко поиграли, можно и домой. А что у нас на ужин, жареная баранина? Замечательно, поел. Что-то в доме тихо? А как же, жена на работе. А, ну пусть работает. И не пошла бы ты еще на одну работу, а то что-то еда не разнообразная. Не могу себе новый галстук купить. Галстуки-то нынче дороги; если из шелковой ткани, то и подавно.

- Ну да, пока кормит, поит…

- Зачем работать-то? Есть трудоголики, я, например. Но это все-таки нечасто.

 

- Как вы считаете, какая глава апокалипсиса Иоанна Богослова соответствует нашему времени?

- Все главы. Апокалипсис такая книга замечательная, что вся жизнь и отдельного человека, и отдельного народа, и всего человечества в любую эпоху, и в начале, и в конце, на него проецируется. Или можно сказать, что Апокалипсис проецируется на нее, то есть в каждую эпоху есть соответствие этой книге. Это удивительно. Поэтому когда мы берем древнее толкование VI века или смотрим на сегодняшнюю жизнь, то мы очень многое можем узнать. Апокалипсис вообще иллюстрация человеческой жизни, в любой главе мы можем найти эту проекцию, просто надо это увидеть и понять, почувствовать.

- То есть каждая эпоха переживает его целиком?

- Да.

- А то ведь считается, что, когда он исполнится, последние дни наступят…

- Да, тогда все это будет, но это очень сложно, тут сказать точно невозможно. Но даже в наше время мы можем найти зверя, и первого, и второго. Звезда Полынь, Чернобыль, ну и так далее, сейчас что-то новое появляется. Апокалипсис говорит о вечных вещах, которые происходят на нашей планете. А люди-то все те же. И Христос тот же.

- Получается, человечество переживает постоянно одну и ту же историю, просто в разных лицах?

- И в разных лицах, и там может быть другой порядок, но в принципе в Апокалипсисе в такой пророческой форме изложена сама борьба дьявола против Бога. Поэтому эта книга вечна. И те люди, которые думают, что это состоится в такой год, в такое время, такая будет дата, делают большую ошибку.

- Спасибо, батюшка. Пора нам прощаться.

- Да. Жалко. Всего вам доброго, до свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+