Перейти к основному содержанию

01:57 23.08.2019

Когда во время молитвы мы произносим «Господи», обращаемся к Богу - к какому лицу Пресвятой Троицы мы обращаемся? У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

15.10.2014 11:45:50

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям, у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодня наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы,  вы можете звонить по телефону, и есть вопросы, которые мы получили по почте.

-Батюшка, есть просьба, которую мы недавно получили.  Родители просят помолиться о тяжело болящем младенце Марии, которая находится в реанимации. И врачи сказали, что ей жить осталось несколько часов. Ребенок крещеный.

-Помолимся о здравии рабы божьей Марии.

-Целое письмо пришло от рабы божьей Веры: «Дорогой отец Олег! Несколько лет  с большим интересом и вниманием наша семья  слушает ваши выступления по радио Радонеж. Нам нравится то, что вы всегда ссылаетесь на Священное Писание для подтверждения того или иного тезиса. Настоящим письмом обращаюсь к вам по интересующим меня вопросам  семейной жизни, на которые не нахожу прямых ответов в Ветхом и Новом Заветах. Вопрос первый. Где именно в Писании или, может быть, в толковании святых отцов содержится запрет на многоженство? Некоторые патриархи Ветхого Завета имели не одну жену, имели наложниц. Читать об этом тяжело. В Библии для детей эти места стараются обходить молчанием. Вопрос второй.  После исхода евреев из Египта Бог через пророка Моисея дал еврейскому народу заповеди. В том числе заповедь «не прелюбодействуй». Относилась ли эта заповедь к одной жене одного мужа, или речь идет об измене мужа одной или нескольким законным женам?

Дальнейшая история также говорит о наличии множества жен и наложниц у вождей еврейского народа. У царя Давида (2 Цар 5,13) сын его Соломон  (3 Цар 11,3) имел множество жен и наложниц. Ко времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа было ли изжито многоженство в еврейском народе? Вопрос этот возникает из ссылок саддукеев, когда они вопрошают Господа: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему. А если этот брат уже женат? Что это значит?

-Закон Моисеев не предполагал именно моногамный брак. В Ветхом Завете не было запрета на многоженство. И более того, в Ветхом Завете даже дается закон, что если есть дети от любимой жены и от нелюбимой жены, то надо относиться к детям нелюбимой жены лучше, чем к детям от любимой жены. С чем это связано? Скорее всего  - с тем, что род человеческий нуждался в том,  чтобы людей становилось все больше и больше. Господь дал  заповедь: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. А как известно, девочек рождается всегда больше, чем мальчиков. Поэтому в те времена в отношении многоженства не было жестких ограничений, но предполагалось, что может быть. И, напротив, в новозаветные времена мы читаем в апостольских посланиях,   что епископ является примером для всех верующих. Сказано: епископ должен быть одной жены муж. И пресвитер, который тоже должен являться образцом для всех верующих, тоже должен быть одной жены муж. Таким образом, акценты правильно расставляются только в Новом Завете.

Почему это правильно? Потому что изначально не было так, что один мужчина и несколько жен. У Адама не было несколько жен. У него была одна жена, это праматерь наша Ева. И когда Христос объяснял людям некоторые вопросы, связанные с семейной жизнью, Он говорил, что изначально муж  жил с женой, имея в виду наших прародителей. И единство, которое было между ними, не может разрушаться. В Новом Завете отношения между мужчиной и женщиной являются иконой взаимоотношений между Христом и церковью. Одной церковью. Там не сказано, что у Христа есть взаимоотношения с несколькими церквами, в церковной жизни никакого многоженства не существует. В смысле един Христос, единая церковь, единственная невеста Христа, которая сохраняет ему верность. Многоженство, возможно, было обусловлено тем, что люди были слишком жестоки. И если им запрещали бы брать вторую там, третью, четвертую жену, они просто умерщвляли свою первую жену и брали бы себе другую. По крайней мере, Христос так объясняет, почему Моисей разрешил давать женам разводное письмо. Он говорит, что Моисей это сделал «по жестокосердию вашему», а изначально так не было. Адам имел жену, и двое были во плоти едины. А почему Христос сказал, что по жестокосердию Моисей так сделал? Если бы иудеи не получили этого закона, что можно давать разводное письмо жене, то мужья просто убивали бы своих жен, чтобы вступить в новые отношения. Конечно, христианский мир, в котором мы живем, уже не имеет такой жестокости, как в ветхозаветные времена. И в наше время отлично понимают это те же самые иудеи, и мусульмане тоже говорят, что у человека есть одна жена, и они живут вдвоем, хотя формально у мусульман еще сохраняется возможность иметь до четырех жен. Но это очень редко.

Я думаю, что вот это как раз свидетельствует о мощном влиянии христианства не только на христиан, но и на представителей других религиозных групп. Вера спрашивает в этом письме, сохранялось ли многоженство ко дням жизни на земле Господа Иисуса Христа? Да, оно сохранялось. Оно присутствовало, но являлось уделом очень богатых людей,   только очень богатый человек мог иметь вторую, третью жену. Но постепенно это изглаживалось и в иудаизме. То  - есть многоженство все-таки прекратилось. С другой стороны, если говорить о жизни патриархов Авраама, Исаака, Иакова - они жили до принятия этого закона. А там, где нет закона, там нет и преступления закона. А где нет преступления закона - там нет и греха.

-Это раба божия Раиса. У меня такой вопрос. Когда во время молитвы мы произносим «Господи», обращаемся к Богу - к какому лицу Пресвятой Троицы мы обращаемся?

-Святые отцы заповедовали нам, что если мы в молитве обращаемся к любому из лиц Троицы, мы должны иметь в виду и остальные лица. Потому что Троица единосущная и нераздельная. Христос,  например, сказал: никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это значит, что и в молитвенном смысле, когда мы обращаемся в молитве к Богу отцу, мы не можем это делать не во имя Иисуса Христа. И не можем это делать не в Духе Святом. Поэтому когда мы молимся к любому лицу святой Троицы - действительно есть молитвы, обращенные к Богу Отцу, например, молитва "Отче наш", или молитва Царю Небесному, которая обращена к Духу святому - мы должны иметь в виду всю святую Троицу, которая единосущна и нераздельна. То - есть мы не разделяем святую Троицу в молитве.

-У меня такой вопрос. Вот   в «Добротолюбии» святой Иоанн Римлянин говорит, что гневаться недолжно ни по правильным причинам, ни по причинам неправильным. Потому что гнев нарушает мерило правды, устраняет благоразумие. И тот, кто долго гневается, не может быть в храме Духа Святаго. То  же самое говорит и Антоний Великий, что гнев действует по страсти, а не по суду и правде. Даже на достойного наказания не должно гневаться. А Христос в Евангелии говорит: всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Получается, что не напрасно можно гневаться, а напрасно нет? Объясните, пожалуйста, почему такое расхождение? Спаси Господи.

- Я благодарю Вас за этот вопрос, потому что это очень красивый вопрос, я объясню почему. Вот, мы должны четко понимать, для кого дает наставления тот или иной святой отец. Если Вы читаете наставление для монашествующих - то вы должны понимать, что это не во всех случаях относится к вам, если вы сами не являетесь монахом. И давайте откроем истолкование блаженного Феофилакта  на эти же слова о напрасном гневе. Что пишет блаженный Феофилакт, а,  кстати, Феофилакт всегда воспроизводит точку зрения Иоанна Златоуста, она у него доминирующая, он пишет, что вообще не гневаются только душевнобольные люди, а нормальный человек знает, когда ему гневаться, и когда ему сдерживать гнев. Ну, а если говорить о монахе, монах - это другая ситуация. В каждой ситуации монах  должен свой гнев сдерживать, а, например, военнослужащий, который защищает страну, православный воин, как он может сдерживать гнев  перед сражением?  Наоборот, здесь он должен его проявлять. Иисус проявлял гнев, когда оказался в иерусалимском храме и увидел, что все эти торговые точки настолько приблизились, что уже оказались на храмовой горе. И Он вознегодовал и опрокинул все эти столы меновщиков, сделал даже плеть и прогнал животных, хотя, в общем – то, было понятно, почему там были меновщики, почему там деньги обменивали. Потому что в храм нельзя было вносить изображения чужих богов. Представьте себе: человек приехал из Рима, а у него римские монеты золотые, серебряные, медные, а на них изображения языческих богов и императоров, которые имели статус богов в понимании язычников. Вот такие деньги нельзя было вносить в храм, потому что это авада зара, чуждая служению и их обменивали на храмовые шекели. Храмовый шекель не имел никаких изображений ложных богов, и элемент идолопоклонства авада зара -  чуждого служению не вносился в храм. Теперь понятно, почему были эти столы меновщиков, и евреи видели даже благочестие в этом.  А почему животных продавали? Для жертвоприношения. Это тоже понятно. Но когда это превратилось в самоцель и приблизилось настолько к храму -  это могло находиться, но в некотором отдалении от храма, может быть, даже от храмовой горы -  и когда Христос увидел, что слишком уж навязчиво  это все  предлагается, слишком агрессивен бизнес, связанный с храмовым служением, то, конечно, Он проявил гнев.

Поэтому мы, когда читаем святых отцов, должны всегда понимать к кому они обращаются.

Многие духовники запрещают своим чадам читать наставления тех отцов, которые проповедовали и писали наставления только для монашествующих. Они рекомендуют читать мирянам наставления тех отцов, которые писали для людей, живущих в миру.

Кто писал из святых отцов для людей, живущих в миру?  Иоанн Златоуст, почти все, что у него есть, кроме слов о девстве, это для людей, живущих в миру. Весь Иоанн Кронштадтский -  для людей, живущих в миру. А у Феофана Затворника   надо различать, что он пишет для монашествующих. Его же переписка с мирянами для людей, живущих в миру, немонахов, представляет большую ценность. И это очень важно, когда мы учитываем, для кого и по какому случаю пишет тот или иной святой отец. В противном случае впадешь в крайность, как однажды мне одна прихожанка звонит и говорит: «Мой муж начитался «Добротолюбия»,  раздел о том, что молчание – золото, и вообще перестал говорить». Я приезжаю в семью и спрашиваю:  «Что случилось?» А он мне показывает текст, мычит что – то.

Я говорю: «Ты что, это же для безмолвников наставление, там прямо написано: для безмолвников. А ты муж жены, как Златоуст пишет в толковании на книгу Бытия. Муж должен собеседовать с женою, а жена с мужем, и они должны собеседовать с чадами своими, как чада с ними».

Вот, чтобы избежать  таких казусов, внешне противоречивых, просто надо понять, к кому обращается тот или иной отец, кого имеет в виду, какую группу верующих -  и тогда эти внешние противоречия перестанут быть таковыми.

- Батюшка, наверное, все-таки лучше советоваться со священником в приходе? Но если нет духовника у человека, потому что в магазине тяжело определить,  для кого именно написана конкретная книга…

- Та или иная книга…

- Да, вот, как здесь быть?

- Ну, я думаю, что по тексту книги легко понять, для кого она написана. Если проповедь говорится в храме -  там прямо написано: в храме таком – то. Проповедь, понятно, что для всех, кто находится в храме. А если это наставление пустынно – безмолствующим, ну, конечно же, это не для семейных людей, это им совсем даже не подойдет, потому что другая ситуация.

- Батюшка, в Писании сказано, если кто отречется от своих домашних -  тот хуже неверного. А домашние считаются только те, с кем живешь, или другие близкие родственники или только мертвые, или только живые или мертвые?

- Дословно сказано так: «Кто о своих, а особенно   о домашних,   не печется, тот хуже неверного отрекся от веры».  Это послание апостола Павла к Тимофею. Вы меня поздравили с праздником, я тоже хочу поздравить всех с праздником, сегодня церковное новолетие: 7523 год от сотворения мира.

- С новым годом.

- Да, с новым годом. И сегодня в храме я читал книгу Бытия, мы изучали 1-ю главу, которая начинается словами: «Вначале сотворил Бог небо и Землю». Это настоящий православный новый год, праздник, который на Руси отмечался очень широко, очень торжественно и только при Петре I этот праздник немножко, как бы, отодвинули в сторону и стали праздновать гражданское новолетие. Но православные христиане знают, что этот день, сегодняшний -  это  именно день сотворения мира. Когда, сотворив человека и введя его в рай сладости, Господь закончил Свое творение и почил от всех дел Своих. И очень важно, когда мы отмечаем такое торжественное событие.

- Здравствуйте, отец Олег. Вы сказали, что девочек рождается больше, чем мальчиков. Но Сам Бог сказал, что плохо человеку быть одному. Значит, заведомо какое-то количество девочек должно остаться неустроенно?

- А знаете, я бы так вопрос не ставил. Дело в том, что, если мы посмотрим на наставления святых отцов о целомудрии, то они чаще называются наставления о девстве. Девственником называется  и мужчина, когда он сохраняет целомудрие. Я думаю, это, скорее всего, связано с тем, что девы чаще посвящали себя на служение Богу. Мы знаем, что была девица, которая посвятила себя на служение Богу, дочь Иевфая, судьи. В глазах людей она выглядела, как взошедшая на костер и принесшая себя во всесожжение. Девы, женщины, старицы -  это люди, которые более усердно подвизаются в молитвах. Совершенно очевидно, в храме мы видим всегда больше женщин, чем мужчин. Это тоже свидетельствует, что  молитвенное состояние так называемого слабого пола намного крепче, чем так называемого сильного пола. Поэтому тут то обстоятельство, что девочек рождается больше, чем мальчиков, не значит, что надо вводить многоженство, как у мусульман, или древних иудеев, или мормонов. Конечно же, нет. Но это свидетельство о том, что многие из этих девочек могут избрать для себя именно девство, которое будет для них более органично.  Потому что они будут сохранять  и осваивать девство, будучи девами до пожилых лет своей жизни.   

- Дорогой отец Олег, здравствуйте, Владимир, Москва. Спасибо вам за проповеди, за беседы. У меня два вопроса. Подскажите, пожалуйста, если снятся блудные, срамные сны, но ты в них не участвуешь, а тебе показывается, с чем это связано? И второй вопрос: если дочке одиннадцать лет, ей говоришь: надо  помолиться, «Отче наш…» вечером. А когда я ухожу -  я суточно работаю, она, как бы, не молится. Как в этой ситуации следить за детьми? Жена говорит: ну, что ты прямо насел, тогда пусть лучше вообще она не молится?

- Вы знаете, я не думаю, что надо ребенка заставлять молиться. Вот, кода я был маленький,  мне, наоборот, запрещали молиться в некоторых ситуациях. И это очень хорошо работало. Например, если бабушка видела, что я во взбалмошном состоянии, плохо себя вел, то говорила: «Нет, ты со мной на молитву не становись». Это было наказание.

- Как наказание это было?    

- Да, наказание заключалось не в том, что иди, молись, а наоборот: ты не готов стать на молитву. Такое было наказание.

Или я собираюсь идти в храм, а бабушка говорит: а как ты пойдешь в храм, ты сегодня себя плохо вел? И наказанием для меня было, что меня в храм не брали. И все шли в храм, а я оставался дома в городе Орехово – Зуево, Подгорновское шоссе, на берегу реки Клязьмы, я там сидел, а все ушли,  и мне было очень скучно. И я думаю, что наказанием не может быть молитва, скорее всего, если ребенка отстраняют от семейной молитвы или ему говорят: «Сначала приведи в порядок свои чувства, а потом становись на молитву» -  это очень важно. Потому что даже для взрослых людей в начале молитвенного правила говорится: «Не начинай…»

Владимир, что у нас еще?

- Когда снятся блудные сны?

- Да, хорошо, что вы напомнили об этом. Если мы видим какие – то блудные наваждения во сне, не всегда мы должны  отождествлять   это  с нашим внутренним миром. Иногда это могут быть бесовские прилоги, чтобы нас смутить, вывести из духовного равновесия.

Причем иногда  женщины обращаются и некоторые мужчины, что во время молитвы идут чуть ли не богохульные, матерные слова в сознании. Что нам делать?

Я всегда даю совет: «Вы же православные христиане, какие могут быть богохульные, матерные слова? Вы преданы Богу, вы стараетесь исполнять его законы, вы молитесь, обращаясь к нему. Не отождествляйте этих движений мысли с собою. Скорее всего, это дьявольские прилоги, бесы воздействуют на наше подсознание, чтобы смутить нас и вывести из равновесия. Но когда мы не обращаем внимания на какие-то их действия, они вскоре отступают от нас.  И такие мысли, мысленные прилоги покидают человека.

-Даже иногда, батюшка, в молитве оговорки бывают по смыслу совершенно противоположные. Это  сразу пугает,  потому что знаешь, что это не твоя оговорка. Ты молишься  со словами «святой» или «чистый», или к Богородице обращение «Чистая». И вдруг все  меняется. Произносишь во искушение совершенно другие по смыслу слова.

-Да, если такое происходит на молитве, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский давал такой совет: если во время чтения утренних или вечерних молитв, например, мысль уходит в сторону, и человек произносит не то слово, которое здесь стоит, он не должен перечитывать все правило.  Он должен перечитать только эту молитву. И тогда все восстанавливается. Мы исполнили всякую правду, и надо чувствовать себя спокойно. Потому что дьяволы, бесы подталкивают человека. Как они это делают? Без каких-то внешних раздражителей, через других людей. Или они просто в открытую могут воздействовать на человека. Но в каждом таком случае христианин не должен эту ошибку повторять с самим собой, ему следует воспринимать ее как несвойственную для себя. В противном случае он впадет в уныние, даже в отчаяние. И бесы, увидев, что человек буквально мандражирует, начнут усиливать эти моменты.

-Батюшка, отцы говорят, что через наши чувства, кого посетили павшие духи – на того влияют. Как уберечь себя, свое зрение в большом мегаполисе, когда на работе, на улице реклама буквально пестрит голыми коленками, короткими юбками?

-Господь сказал в молитвенной жизни: войди в дом свой, закрой двери, окна, помолись -  и воздастся тебе явно. Некоторые отцы говорят, что речь идет не о доме в нашем понимании этого слова. А речь идет о том, что, даже находясь среди многих людей, например на улице, если человек хочет помолиться, он должен закрыть окна в том смысле, что не смотреть куда не надо. Закрыть двери, то есть уши. Не слушать, что люди говорят. Можно, даже находясь в каком-то ужасном окружении, быть самоизолированным. Как Господь говорит, что свет во тьме светит. А свет -  это свет, и тьма не может его объять. В книге «Деяния святых апостолов» рассказывается о том, как апостолов бросили в темницу. Но я не думаю, что тогда в темницах сидели только христиане. Там было много уголовников, беглых рабов, преступников, злодеев. И они распевали там псалмы. То есть они не обращали внимания на окружение. Они стали влиять на это окружение. И говорится в книге «Деяний», что заключенные слушали, как они поют. Успокоились, утихомирились. Я помню, когда я служил в армии, это было в кемеровской области, город Березовск, деревня Федоровка. И когда я вечером становился на молитву - там в

основном мусульмане служили, это внутренние войска -  они друг другу кричали: «Олег на молитву встал. Все, тишина». И я читал короткое правило по Серафиму Саровскому. Три раза «Отче наш», три  раза «Богородицу» и «Верую»  -  и сразу наступала тишина. Я их не приучал к тому, что во время моей молитвы они не могут разговаривать друг с другом.

Но я это делал с такой регулярной настойчивостью, что они к этому привыкли. И они продолжали разговаривать друг с другом только тогда, когда я заканчивал молитву. И я думаю, что верующий должен готовить себя не к тепличным условиям, что мы всегда будем в келье, в окружении икон, только радио «Радонеж» слышно. Нет, иногда и православную радиостанцию бывает трудно поймать. Иногда и дверь могут выбить, и окна выбить, и ворвутся разные люди. И мы должны учиться жить так, как Христос сказал: Я вас посылаю, как овец среди волков.

-Верующие друзья говорят, что время, проведенное в метро, это время особой молитвы.

-Да, такое случается.

-Встречаются люди в метро, уже достаточно часто видишь, с молитвенниками.

-Это значит -  они закрыли свои окна -  глаза, они закрыли двери -  уши, и они молятся. Однажды меня спросили: а можно ли молиться в транспорте? Ну что ответить? Я не знаю, можно ли молиться в транспорте или нет. Но при всем при этом сказано: непрестанно молитесь. И, исходя из этого -  да, может, неприятно молиться в транспорте, но так как есть повеление непрестанно молиться, человек не может выходить из этого состояния. То -  есть молитва -  это не только когда мы слова непрестанно произносим или имеем в виду их про себя. Но молитва -  это жизнь в присутствии Бога. Как о древних праведниках, о Енохе, о Ное, об Аврааме сказано, что они ходили пред Богом.

-Мне очень нравятся слова книги «Красная Пасха», где описывается жизнь иеромонаха Василия новомученика оптинского. Он был спортсменом и описывал момент, когда после тренировки ехал в метро, и можно подумать, что все-таки молился. И тогда поезд остановился, погас свет -  и на него это произвело такое глубокое впечатление! Он представил себя после смерти. И потом в дальнейшем именно этот момент сыграл большую роль для него.

-Давно хотел к вам попасть, но невозможно было мне никак до вас дозвониться. Дело вот в чем. Я очень сильно заболел в свое время, потому что имел соприкосновение с таким оружием как ядерное, химическое, бактериологическое. И я заболел очень сильно. Сейчас мне около восьмидесяти, семьдесят девять лет, и я начал лечиться с нехороших больниц. Меня поместили  в одну такую. Ну, короче врачи мне не помогали, потом я пошел к колдунам, потом Господь меня привел в храм. И вот потихонечку, потихонечку, как бы тяжело не было, я уже хожу почти двадцать лет в храм. Но вот  в чем загвоздка. Я никак не пойму. Одни священники, вот встретил меня священник один и говорит: Владимир, ты, говорит, причащайся чаще. Ты живешь только за счет причастия. Другому рассказываю, а он говорит: ты не имеешь права причащаться даже раз в неделю! Ну, короче, вот такие споры идут. Одни священники говорят: причащайся чаще, а другие - нет. Так могу ли я причащаться каждую литургию? Я вот сейчас причащаюсь. Меня священник благословил, и я это делаю. А вот с вашей точки зрения, поскольку вы человек начитанный, что там говорится в Священном Писании?

- Мы касались совсем недавно этого вопроса, даже в прошлой передаче. И мы тогда обратили внимание на то, что некоторые святые отцы слова: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» понимали их в том смысле, что насущный хлеб – это хлеб, сошедший с неба. То есть они евхаристически воспринимали слова этой молитвы. И понимали так, что действительно надо причащаться всякий раз, когда есть такая возможность, и желательно каждый день. И я тогда сказал, что у Древней церкви даже считалось, что если человек присутствует на службе и не причащается, то он бросает некое подозрение на священника, который проводит Литургию. И возникал вопрос: а почему ты не причастился? Так было. Сейчас, конечно, ситуация несколько иная. Но при всем при этом такие вопросы надо решать с духовным наставником. И он должен быть один. Если у вас будет группа священников, и, как вы говорите, один так сказал, другой эдак -  получится как у семи нянек дитя без глаза. Или если лечиться у целой кучи врачей, то так залечат, что ничего хорошего из этого не получится. Поэтому вам надо иметь одного священника, с которым вы будете советоваться. И не надо долго искать, выбирать, посматривать, кто вам подходит, кто не подходит. Лучше избрать для себя духовника в том храме, куда вы ходите молиться. Ближайший к дому храм -  самая идеальная ситуация. А если мы будем выбирать себе духовных отцов, которые далеко живут от нас -  это делается для того, чтобы самому спасти себя. А священник, то есть духовник, он должен быть всегда под рукой, всегда рядом. Поэтому я вам дам такой совет: не советуйтесь со многими священниками. Вот есть у вас один батюшка, к  которому вы чаще всего ходите на исповедь, и лучше все-таки к одному священнику ходить на исповедь. Чтобы вся история вашей болезни была ему известна. Как есть домашние врачи, которые знают своих пациентов с детства. И они имеют представление, что помогает, а что не помогает. И в этом случае тот совет, который вам будет давать священник, будет самый правильный. Потому что он точно вас знает, понимает, как на вас действует частое причастие или редкое причастие. Он всегда может найти некую золотую середину, которую найти необходимо. У каждого человека, поверьте, она своя, эта золотая середина.

-Батюшка Олег, у меня вопрос о рассеяности во время молитвы. Вот тут часто спрашивают, но мне уже семьдесят лет с лишним. Я в одном из православных календарей на каждый день, который  купила на православной ярмарке, нашла совет: если ваши мысли вас отвлекают от молитвы, то мысленно попросите прощения у Бога и скажите: мыслью не с Тобой, сердцем с Тобой. Вот я стала иногда так делать, а то вдруг о детях, о внуках начинаешь думать во время молитвы, и я как бы извиняюсь перед Богом и говорю: мыслями не с Тобой, сердцем с Тобой. На секунду замираю и опять начинаю молиться спокойно. Вот можно ли так делать? Мне помогает хорошо.

-Я читал одно исследование, где автор задается вопросом, а что если на молитве появляется рассеянность? Мысли уходят в сторону? И этот автор приводит высказывания святых отцов, которые говорят, что это недопустимо. Надо всегда заботиться о том, чтобы иметь Бога в разуме, и так далее. Но в тоже время он находит высказывания других отцов. Они говорят: немощь человеческой породы такова, что человек не может все время пребывать в повышенном, сосредоточенном внимании. Поэтому если мысль во время молитвы уходит куда-то в сторону, Господь всегда исходит из нашей немощи и готов учитывать эту немощь. Мне кажется, что эта вторая позиция наиболее взвешенная, правильная. Там, по-моему, ссылка была на блаженного Августина. Это человек, который даже книги писал на теологические темы, как некую молитву творя пред Богом. И «Исповедь» его как молитва перед Богом. Да все его творчество, молитвенное творчество, даже когда он пребывал в полемике с какими-то людьми, всегда совершалось в некоем молитвенном озарении. И я думаю, он знал, что писал. Поэтому пусть не смущают нас какие-то прилоги, какие-то ошибки, которые человек совершает, читая ту или иную молитву, потому что на каждый такой случай у нас есть молитвы святых отцов. Мы сегодня уже озвучили совет святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он учил, что если на какой-то молитве ты запнулся или понял, что твое сознание рассеялось, ты не перечитывай все правило, а  только ту молитву, на которой ты поймал себя на мысли, что она ушла куда-то в сторону.

-Это Людмила. Батюшка, скажите, пожалуйста, надо ли ходить на работу, которая тебе не по душе?

 -Вы знаете, если вам работа не по душе, вы можете уволиться с этой работы. Но если вы нанимаетесь на работу, и оговариваются условия оплаты вашего труда, то что значит не по душе? Сказано, что христианин должен говорить да-да, или нет-нет, а что сверху сказанного, то от лукавого. То есть вы, когда нанимаетесь куда-то, вы как бы заключаете договор с работодателями, которые за определенную вашу работу платят вам определенную сумму денег. Поэтому на работу надо ходить с чувством, что вы выполняете некое обязательство. Христиане это люди договора. Да-да, нет-нет, а что сверх этого, то от лукавого. Что это значит? У христианина да это всегда да, а нет  это всегда нет. И если вы своему работодателю сказали да, то есть приняли условие, то есть подписали иногда даже рабочий контракт, то вы должны исполнять эти условия с полным таким чувством, что это исполнение совершенно необходимое для вас. В противном случае, вы, получая зарплату и не выполняя труд, будете совершать грех воровства. Когда вам назначена определенная награда за определенную работу. А не делая определенную работу, но получая все-таки ту награду, которая предусмотрена за эту работу, вы становитесь расхитителем чужой собственности. Поэтому христианин исполняет божии заповеди вне зависимости от того, есть настроение -  нет настроения. Потому что я не очень понимаю ситуацию, когда работа не по душе.

Если вы видите, что ваша работа реально выстраивает такие отношения с людьми, которые противоречат закону божьему, вы должны были при найме на такую работу тут же разобраться, нет ли там чего-то, противоречащего закону божьему.

-Батюшка, я хотел дополнить в связи с этим. Вот один человек, верующий христианин ушел с работы одного из известных телеканалов из-за того, что эфир на телевидении буквально был напичкан программами с экстрасенсами, гадалками, ворожеями. И вот ушел из-за этого потому, что было мерзко его душе, ушел с ущербом для себя на более низкую зарплату. И человек этот не поступился христианскими ценностями. И в связи с этим я тоже хотел задать вопрос. Вот сейчас, собираясь на программу, включил первый канал, шесть часов вечера, идет премьера сезона. Не хотелось бы комментировать, ни тем более -  рекламировать. Буквально зачитаю: белые медиумы пытаются снять венец безбрачия и уберечь семью от злого рока.

-По первому каналу?

-По первому каналу. То есть вечером. В самое активное время для просмотра. И программу вела какая-то женщина. Я не сразу понял, что это женщина, правда. Она была вся в наколках, лысая. У нее татуированная голова, зубов передних не было. И вот эта женщина, которая была замужем десять раз, давала какие-то советы в отношении семьи. То - есть уже пробралась вся эта нечисть с экстрасенсами, колдунами уже на Центральное телевидение. Это что же делать нам?

-Да, это все очень печально. Смотрите, что сказано в псалме 1:

 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей.

 Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

 Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром.

Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники в собрании праведных.

Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Три положения человеческого тела: не ходит, не стоит, не сидит. Ну, четвертое - это конечно по горизонтали. То -  есть блажен тот, который не ходит теми стезями, которые не угодны Богу. Блажен тот, кто не стоит за какую-то грешную ситуацию и не сидит в собрании развратителей. Если, например, вы смотрите тот или иной телеканал. И вы видите, что показывают собрание развратителей, то  - есть какие-то не совсем понятные наставления даются людям, надо просто переключить это телеканал. Тем более, что сейчас для этого даже не надо вставать с дивана. Сейчас всякие пульты есть. И сейчас, слава Богу, есть православные каналы. Есть канал «Союз», есть канал «Спас». И я думаю, что это лучше всего смотреть, чем, нежели, эти эксперименты:  новые передачи, новое шоу. Хорошо, кстати, что вы озвучили эту ситуацию. Теперь вот люди буду более настороженно относиться к этому словосочетанию.  «Черно-белое», да?

-Да. Черно-белое. Буквально. Такие известные люди: актеры, певцы подкупают своим авторитетом аудиторию. Батюшка, я  хотел бы сказать: мы не слишком ли уступаем? Не слишком ли сдаем наши позиции?

-Учитывая, что 1-ый канал -  все-таки канал не частный, а государственный, мы как налогоплательщики можем выказать свое отношение к какому-то телешоу, которое там происходит. Потому что  это не частность. Там есть кабельные каналы, которые можно подключить, чтобы показывать какие-то уж совсем дикие вещи. Но когда государственный 1-ый канал позволяет себе то, что в Писании называется мецахек?! По-еврейски мецахек это распущенность, идолопоклонство. Мецахек -  это заигрывание со злом. И таких вещей, таких насмешек   - а  ведь  мецахек это еще и насмешка -  нельзя допускать. Потому что и дети могут смотреть телевизор в это время. Все-таки это не после десяти часов. Когда это началось?

-Это, по-моему, в 17.20 или в 17.30.

-Ну вот. Это еще и дети могли смотреть. Конечно, такие вещи недопустимы. Если, конечно, за полночь они что-то показывают, свои шабаши устраивают, это одно дело. Но опять же не по 1-му каналу!

- Батюшка добрый вечер.

-Добрый вечер.

-У меня вопрос по Евангелию от Луки глава 12, стих 52-53. Какое есть соответствие пятой заповеди из десяти заповедей божьих?

-Так: ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:

 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. Здесь в этом тексте говорится, что Христос принес разделение. Он принес разделение в том смысле, что проповедь Евангелия, этой благой вести, которую принес Иисус Христос -  это проповедь о новых христианских заповедях. И так как не все члены нашей семьи могут разделять те нравственные ценности, которые содержаться в евангельском повествовании, то и  происходит разделение между людьми. Например, кто-то считает, что многоженство допустимо в нынешней ситуации. А мы христиане говорим, что недопустимо. Кто-то считает, что семья может быть не только традиционной, но и нетрадиционной, и так далее,  и так далее. Поэтому разделение, которое Господь принес в этот мир, это разделение между добром и злом. Потому что Господь нам показывает, что в Его глазах зло, а что в Его глазах добро. И Он научает нас не просто конфликтовать с людьми, а понимать, в чем они правы, и где они правы, и когда они правы, и когда они не правы.

-Вот сестра еще сказала о пятой заповеди. Она, мне кажется, хотела показать некие параллели. Вот, заповедь «почитай своего отца и свою мать» с этим стихом.

-Почтение к родителям заключается в том, что мы их слушаемся во всем, что не противоречит воле Бога и его заповедям. И мы знаем, например, что великомученица Варвара имела отца - язычника, который ее и казнил. И она слушалась его во всем, кроме тех моментов, когда он требовал от нее того, что диаметрально противоположно воле Бога. Вот мы всегда должны разграничивать в таких вопросах. Потому что иногда люди, которые склоняют нас на грех, пользуются тем, что мы находимся сейчас с ними в каких-то родственных отношениях. Они говорят: ну, мы же свои люди, почему бы нам не позволить  себе то-то?

-Друзья часто так поступают.

-Друзья иногда так поступают. Они говорят: ну, мы же с тобой столько лет знаем друг друга. Иногда у нас есть друзья, которые остались на том уровне, на котором мы были когда - то. Но по милости божьей Господь нас вывел из тяжелого бедственного состояния. И они не понимают нас. Не понимают, что мы уже изменились. Они даже не верят в то, что мы изменились.

-Им даже, я как-то заметил, некомфортно в компании с тобой. Они пытаются затянуть тебя в эту свою пьянку-гулянку. А ты не идешь.

-Правильно. И нам некомфортно среди них. Я один раз уже рассказывал. Однажды меня пригласили на встречу с одноклассниками. И я рвался туда, и я был счастлив. И я вспоминал, как в детстве я часами мог разговаривать с одноклассниками. А когда мы встретились, оказалось, что мы люди немножко разные. Мне, конечно, было радостно видеть всех. Я вообще был счастлив -  но с другой стороны, о чем говорить? О погоде?

-О футболе?

-О футболе? Да? То – есть, действительно, то, что в детстве, по беспечности нежного возраста можно было себе позволить какие-то пустые разговоры. Но с годами это уже не то. Таким образом, и родственные чувства меняются. Так что те родственники, которые не пошли за нами в нашей религии, становятся для нас чужими. А своими для нас становятся не родственники, а братья и сестры по вере. Нам с ними уже легче общаться, чем, скажем так, с единокровными и даже единоутробными.

-Каждый, мне кажется, проходит через такие моменты, когда по приходе к Богу остаются в одиночестве. То – есть, не понимают окружающие, не понимают дома, не понимают друзья, близкие.

-Да. И задача других христиан -  не оставлять человека надолго в таком одиночестве. Поддержать его и рассказать, что у нас были такие же проблемы, когда мы пошли за Господом.

-И, действительно, смотришь на своем примере, на примере других, что Господь дает с избытком и братьев, и сестер, и друзей, и близких.

- Батюшка, добрый вечер. Сергей Павлович из Москвы. Я хотел бы вернуться к 9 апостольскому правилу, которое вы затронули в прошлой передаче. Ну, во-первых, благодарю, что вы затрагиваете апостольские правила, так редко это можно услышать. Это как чистый воздух. И все-таки хочу внести маленькую, как мне кажется, поправку или реплику. Все-таки в 9 апостольском правиле  от церковного общения отлучают  не тех, кто не причащается на каждой Литургии, а тех, кто не пребывает на молитве до конца. И сама проблема сводилась не к тому, что кто-то не причастился, или священник еретик или не еретик, а оттого, что Литургия была продолжительной, и люди просто уставали и уходили. А иногда уходили и без видимой благословной причины до последней молитвы. Так что здесь это правило регулирует не столько само причащение, сколько пребывание в храме. О чем прекрасно пишет византийский канонист  Аристин, что должно подвергать отлучению того, кто не пребывает в церкви до конца. И еще во время совершения Литургии уходит из церкви.

-Я исходил не из позиции Аристина, я исходил из позиции Киприана Карфагенского, который настаивает на том, что в известном прошении из молитвы Господней «хлеб наш насущный даждь нам днесь» речь идет о евхаристическом хлебе. Поэтому если христиане так понимали в древности -  а  трудно представить, что находясь в тяжелых условиях, они не пользовались возможностью в очередной раз причаститься -  то если кто-то из них этого не делал, это действительно могло вызывать некое нарекание.

Владимир, повторите то объявление, которое мы делали по поводу девочки, чтобы кто-то мог присоединиться.

-Родители просили помолиться о тяжело болящем младенце Марии, которая находится в реанимации. И врачи сказали, что ей жить осталось несколько часов. Ребенок крещеный.

-Господи, благослови рабу божию Марию.                

И как всегда я спрашиваю ваших молитв за себя, за то служение слову евхаристии, которую я совершаю.

Храни вас всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+